Сообщение о деревянном зодчестве мордовии

Обновлено: 26.04.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Эрзянь кудо (мордовский дом)

учитель начальных классов.

Глава I .Теоретическая часть…………………………………………………….

1.2. Семейный уклад мордвы ……………….. ………………….

1.3. Жилище мордвы и его строительство……..……………………………….

1.4. Планировка жилища и внутреннее обустройство…………………………

1.4.2. Трокс стенка (поперечная комната)…………………………………

1.4.3. Икеле кудо (передняя комната, горница)………………………….

Глава II. Практическая часть…………………………………………………….

Список использованных источников………….

После того, как мы изучили традиционную культуру, виды национальных костюмов. Изучили заинтересованность современной молодёжи в знании, сохранении своей родной истории, культуры, языка своей национальности. Выяснили процентный состав мордовского населения в поселке Чкалов Оренбургского района. И знания ими своих традиций. Мне захотелось более подробно узнать, а как же жил мордовский народ раньше? Как выглядел их дом? Каков был их быт? И наша работа получила продолжение.

Цель исследования: изучить культуру и самобытность мордовского народа.

Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучить литературу по этому вопросу.

2.Опросить людей старшего поколения.

4.На основе изученных материалов сделать макет мордовского дома, как экспонат для школьного музея.

Актуальность нашей работы: изучения традиционной культуры любого народа объясняется необходимостью сохранения самобытности данной культуры в многонациональном социокультурном мире, каким является наша страна и в том числе Оренбургская область.

Объект исследования: культура и самобытность мордовского народа.

Предмет исследования: устройство мордовского дома.

Гипотеза исследования: культура мордовского народа будет жить, если:

мы будем знать ее историю, её традиции, поддерживать знание родного языка и передавать всё это богатство следующему поколению.

- проведение опроса и беседы;

- работа с семейными архивами;

- работа с литературными источниками

- анализ и синтез собранного материала;

- систематизация полученных данных;

Перспективы исследования: Я планирую продолжить наблюдение и исследование по сохранению национальной культуры мордовского народа, прививая любовь и уважение к родной культуре.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Места поселения мордвы.

В древности земли эрзян располагались от территорий Рязани до границ Нижегородской области и Марий Эл. Когда славянские племя стали наступать, то народ был вынужден отступать на восток. В XIII столетии, в отличие от покорившихся Золотой Орде мокшан, эрзя отступили на север, укрывшись в густых лесах.

К XVII столетию крупные эрзянские диаспоры распологались на Урале, в Южном Приуралье и Заволжье.

Эрзя проживает в восточных районах Мордовии, компактные ареалы её находятся также в Самарской, Оренбургской областях, Башкирии, Татарии, а также в прилегающих к Мордовии районах Нижегородской и Ульяновской областей и Республики Чувашия.

Компактными группами мордва расселена в:

Самарской области — 86000

Пензенской области — 70739

Оренбургской области — 52458

Ульяновской области — 50229

Республике Башкортостан — 26020

Нижегородской области — 25022

Кроме России заметные группы мордвы живут в Казахстане (30036 человек) и Узбекистане (11914 человек).

1.2. Семейный уклад мордвы

В мордовском языке нету слова СЕМЬЯ в современном значении. В обыденном употреблении отталкиваются от слов куд, кудо – дом. Дом воспринимается не как постройка, а как сообщество, которое объединяет людей по родственным признакам. Это родители и их дети. В традиционном быту семья (кудо) называлась именем предка.

Мордовская семья, как и у других народов, прошла сложный путь. В прошлом мордовские поселения образовывались родственными группами или отдельными семьями. Большинство названий мордовских сёл и деревень образовывались от мордовских дохристианских имён первых переселенцев.

Для такого большого семейного коллектива необходим был строгий хозяин. По обычаю мордвы, во главе такой семьи стоял самый старший мужчина - покштя. В быту его называли сыресь. Его власть была велика . Он представлял домохозяйство перед властями, общиной, имел право распоряжаться семейным имуществом, а также обладал правом купли и продажи, осуществлял сделки и договоры. Он руководил всеми работами. Если кто то из семьи совершал проступок он платил штраф за него и мог наказать лично виновника розгами. Лишить власти его не имели права никто. Только если сам покштя не пожелает этого или в случае болезни не сможет управлять.

Высокий статус и жена главы семейства имела – покштява. Она вела все женские дела и управляла всеми женщинами семейства. Все члены семь почитали и слушались ее не меньше главы семейства. Невестки (жены сыновей) были в ее полной зависимости. В женские дела никто из мужчин не вмешивался. Но если случался конфликт, хозяйка могла обратиться за помощью к мужу и тот принимал меры.

Работы между женщинами хозяйка распределяла сама. Учитывался только возраст и беременность. Хозяйки должны были печь хлеб, готовить еду, контролировать запасы еды.

Хозяйке дома принадлежала огромная роль по уходу за детьми. Если молодая хозяйка была очень занята, то уход за ребенком брала на себя покштява. Она нянчила, пестовала, ласкала, лечила, воспитывала, закладывала основы нравственности и трудолюбия. На свадьбе ее одаривали равноценным подарком, что и мать.

Основная черта характера мордвы, которую отмечают и сами представители нации, и соседние народы — упрямство. Причем отмечалось это с положительной точки зрения: им была свойственна не твердолобость, а желание достигать в любой поставленной задаче результата. Вместе с тем отмечались такие черты характера, как гостеприимство, взаимовыручка, чувство собственного достоинства, вспыльчивость и желание лезть в драку.

1.3. Жилище мордвы и его строительство

Строительство нового дома у мордвы сопровождалось соблюдением различных запретов и поверий, проведением обрядов. При выборе материала для строительства запрещалось рубить деревья в священных рощах, одиноко стоящие деревья (прощеные деревья) и деревья, стоявшие на перекрестке дорог. Особое внимание уделяли выбору места для строительства и времени (в новолуние при ясной погоде).

В древности помещение топили по-черному, во время розжига открывая двери или специальные дымовые окошки. Затем в обиход вошла печь, которую устанавливали в передней или задней части избы.
Селения мордовцев редко строились по плану, в основном расположение домов было хаотичным. Порой использовалась радиальная структура, когда жилища размещались вокруг озера или другого водоема. Общины в лесу были более скученными, на равнинах размещались на дальних друг от друга расстояниях.

В отличие от русских дворов, у мордвы дома располагались в центре участка. Если же их ставили у забора, то окна были обращены во двор. Среди хозяйственных построек обязательными были сарай, загон для животных, погреб с наземной надстройкой и баня. Летом, во время охоты, рыбалки или полевых работ, часто жили во временных неутепленных домах или зимовках.

Дома были достаточно невысокими - от 13 до 17 венцов. Сруб конопатили мхом, паклей, реже соломой, а пазы между бревнами обмазывали глиной. Встречались жилища и со сплошной глиняной обмазкой. Преобладали четырехскатные крыши домов, крытые соломой внакладку. В целях предосторожности от пожара и раздувания ветра солому обмазывали глиной. В XX столетии материал для покрытия крыши менялся. В старых мордовских домах было малое число окон - одно выходило на улицу, второе - во двор. До появления стекла (XIX век) окна затягивали слюдой или пузырем животного.

Жилище мордвы было двухраздельное и трёхраздельное. Первый тип дома был распространён чаще. Он состоял из жилой избы (кудо - у эрзи) и сеней (кудыкелькс - у эрзи). Трёхраздельный дом дополнялся горницей.

1.4. Планировка жилища и внутреннее обустройство

1.4.1. Кудыкелькс (сени)

Кудыкельс(э)-коридор. (Приложение 1).

Холодная комната, первая при входе. Иногда хранили наколотые дрова, мешки с чем-то. Иногда бочка с водой. Сбруи лошадей, инвентарь, веники для бани. Они примыкали непосредственно к жилой избе, в конце XIX - начале ХХ веков были в основном тесовые, реже - рубленые, встречались и плетневые сени с земляным полом.

1.4.2. Трокс стенка (поперечная комната). (Приложение 2).

Троксстенка – первая комната после коридора.

В этой комнате всегда стояла печь. Она стояла в дальнем углу избы, а ее устье было обращено к окну боковой стены (что облегчало выход дыма из дома, т.к. печь топилась по-черному).

На стене у печи висел "пенчкирь" (эрз. - пенч - ложка, керь - лубок, кора) - плетеная из ивовых прутьев, лыка (луба) или бересты корзинка, иногда использовался просто мешочек-самошвейка, предназначенная для хранения ложек (ложкарница).

На полу около угла печи стояла всегда лохань, а над ней на цепи спускалось ведро с водой. Это было место умывания.

Бабий кут (печно́й угол) — пространство избы между устьем печи и противоположной стеной, где шли женские работы. Здесь командовала хозяйка дома, все служило для приготовления пищи.

Рядом с печью находился, как правило, самодельный шкаф-ларь — потмар, иногда его делали более высоким в виде стола с дверцами. В нем хранили мелкую посуду и небольшие запасы хлеба и других продуктов.

Красный угол (Божничка) находился справа или слева от двери – это зависело от того какой угол был ближе к входу, т.к. было принято при входе в дом креститься на Иконы). В некоторых избах можно было встретить в переднем углу подвешенное к потолку над столом украшение из соломы в виде геометрической фигуры с цветными ленточками и бумажными цветами. В красном углу собиралась вся семья во время завтрака, обеда и ужина, в этот же угол сажали почетного гостя, здесь же совершали свадебные и похоронные обряды.

Вдоль стен мордовской избы шли неподвижные лавки - эзем, над которыми пристраивались полки - лавця. Днем лавки служили местом для сиденья, а ночью на них спали, поэтому их делали широкими - из двух или трех тесин. Дети грудного возраста обычно спали в зыбках (люльки).

1.4.3. Икеле кудо (передняя комната, горнича) (Приложение 3).

Если изба была постоянным жилищем для всей семьи во все времена года и отапливалась, то горница использовалась по-разному. Иногда в ней жила семья родственников, например, женатый сын или брат главы семьи,

При семейных разделах она часто выделялась женатому сыну или доставалась одному из братьев хозяина, и в этих случаях иногда отрывалась от старой избы и переносилась на новую усадьбу или ставилась на старой отцовской усадьбе отдельно. К горнице прирубали или пристраивали из плетня сени, и на усадьбе вместо одного трехраздельного дома появлялось уже два двухраздельных дома.

В 1970-1980-е гг. внутренняя планировка жилища мордвы постепенно менялась. Для нее характерны фабричная мебель, столы обычно покрывались клеенкой или скатертью.

Глава II. Практическая часть

2.1. Анкетирование

С целью выяснения, а сохранилась ли самобытность среди мордовского населения моего посёлка, мы провели опрос. В опросе приняли участие 36 человек (Приложение 4). Были заданы три вопроса:

1.Как назывались комнаты в мордовском доме?

2. Какая обстановка была в мордовском доме?

3.Что за места в мордовском доме назывались Божничка, бабий кут?

По первому вопросу только 30% опрошенных назвали комнаты на мордовском языке, 63% вспомнили название 1-2 комнат, а 7% - не смогли вспомнить.

По второму вопросу 88% рассказали об обстановке в доме, 12% - частично.

100% опрошенных рассказали о Божничке и лишь 20% смогли вспомнить, что это за место в мордовском доме – бабий кут.

Мы провели экскурсии с целью знакомства с традициями и самобытностью мордовского народа .

Цель моей работы, изучить культуру и самобытность мордовского народа, достигнута.

Если мы будем знать историю, традиции своего народа, поддерживать знания родного языка и передавать эти знания из поколения к поколению, то культура народа будет жить. Гипотеза моего исследования подтвердилась.

Благодаря этой работе я много узнал об истории моего народа, о том, какой он талантливый, самобытный.

Материалы проведенного мною исследования будут храниться в музее школы и будут полезны для изучения культуры мордовского народа.

Перспективы исследования: Я планирую продолжить наблюдение и исследование по сохранению национальной культуры мордовского народа, прививая любовь и уважение к родной культуре.

Цель: познакомить с декоративно-прикладным искусством мордовского народа.
Задачи: развивать стремление изучать культуру родного края;
сохранять бережное и уважительное отношение к памятникам культуры;
прививать любовь к своему народу и к своей малой родине.
Мордовское декоративно-прикладное искусство занимает значительное место в художественной культуре народов Поволжья. Оно представляет собой яркое, самобытное явление нашей современности. В этом самобытном творчестве отразилось своеобразие двух субэтносов мордвы: мокши и эрзи. Традиции мордовского народного творчества восходят к глубокой древности, в них исток и корень национальной культуры.




Резьба по дереву широко применялась при украшении жилища, предметов домашней утвари, донцов прялок, посуды, сундуков для приданого. В резном орнаменте по дереву использовался треугольник как формообразующий элемент более сложных изображений.




Весь свой большой талант С. Эрьзя отдал своему народу. Значительная часть его работ помещена в художественной галерее г.Саранска.
В прошлом на территории мордовского края повсеместно было распространено берестяное ремесло.





Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является вышивка, которая была основным украшением традиционной одежды. Ею окаймляли рукава, ворот и подол, она располагалась продольными полосами по спине и спереди женских рубах и верхней холщовой одежды.



Женские головные уборы также часто покрывали сплошной вышивкой. В наши дни вышивкой с национальным мордовским орнаментом украшают не только традиционный костюм, но и бытовые предметы: занавески, скатерти, портьеры.
Национальный женский праздничный костюм является шедевром народного искусства. Именно он позволил мордовскому народу войти в золотой фонд мировой художественной культуры. У мордвы костюм насыщен цветом, включает много украшений из металла, бисера, бус, представляет собой красочный, звенящий ансамбль, единый по своему эмоциональному выражению с песенным фольклором.



До настоящего времени мордовский народный костюм является неиссякаемым источником вдохновения не только художников-прикладников, но и живописцев, графиков, дизайнеров и модельеров.



Узорное ткачество не получило у мордвы большого развития. Бранные узоры чаще встречаются на концах полотенец, подолах старинных мужских рубах и женских передниках; это узкие полосы геометрического орнамента, набранного красными хлопчатобумажными нитками.



Знакомство с декоративно-прикладным искусством в нашей группе начинается с уголка национальной культуры.



Здесь дети знакомятся с предметами быта мордовского народа, мордовской матрешкой, куклами в мордовской одежде, а для родителей представлены тематические альбомы о Мордовии. Дети с увлечением играют как с деревянными матрёшками, так и с глиняными фигурками . Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетёные корзины, тавлинские игрушки и другие предметы народных умельцев.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие, на формирование патриотических чувств у ребёнка. Знакомя детей с культурным наследием родного края, мы учим не только любить и понимать прошлое, мы учим их беречь и хранить настоящее, и, конечно, думать о будущем.


Деревянное зодчество прошло огромный путь — от примитивного сруба, с печью, топящейся по-черному, до грандиозных хором дворца в Коломенском со сложным рас­положением построек, изобилием переходов и крылец, всевозможных украшений. Века минули, прежде чем островерхий языческий храм и сторожевые башни древних городищ трансформировались в культовые христианские постройки, в мощные крепостные сооружения русских городов.

Деревянное зодчество выработало множество типов жилых, хозяйственных, обо­ронительных и культовых сооружений. Бесспорно, что деревянное зодчество Руси древнее каменного, но если до нашего времени дошли каменные постройки даже XI века, то основная масса сохранившихся построек деревянной архитектуры датируется XVII, XVIII и XIX веками. И, как правило, самые древние из них — это культовые сооружения, расположенные в небольших селениях, где они обычно стоят в отдалении от жилья.

Города всегда развивались интенсивнее, чем села, а начиная с петровского времени, их облик стремительно менялся, вслед за породившим эти изменения ростом промышленности и торговли. И так немного осталось городов, где дерево в постройке преобладает, что теперь трудно представить себе древнерусский город, окруженный рубленой стеной.


Надвратная башня ограды Николо-Карельского монастыря. 1691-1692 гг. Перенесена в с. Коломенское

Однако окраины России, такие, как Север, Урал и Сибирь, в силу их удаленности от центра, были хранителями старых народных традиций. Всевозможные архитектурные новшества доходили туда медленно. Огромные таежные массивы позволяли заготовлять отборный и дешевый строевой лес, деревянному строительству отдавалось предпочтение до самого последнего времени. Именно эти районы России богаты старинными образцами сельского и городского деревянного зодчества. И хотя самые ранние из них датируются в основном XVII веком, изучение деревянных построек Севера и Сибири в сопоставлении их с древними изображениями и описаниями, содержащимися в исторических документах, помогает воссоздать основные этапы развития русского деревянного зодчества.

Деревянные постройки изображаются и на древних иконах и на старинных планах русских городов. Целый комплекс деревянных сооружений мы видим на редчайшем документе XVII века, плане Тихвинского монастыря, — шатровую церковь, избы, ограды, частоколы и даже колодец с журавлем.

Рисунки и гравюры посетивших Россию в XVI—XVII веках иностранцев, таких, как Герберштейн, Олеарий, Мейерберг, Пальмквист, помогают восстановить облик городов и сел допетровской Руси и особенности отдельных сооружений.

Представление о характере и основных типах деревянного строительства на Руси, полученное в результате изучения древних источников, как бы закрепляется после знакомства с постройками более поздних веков, дошедшими до настоящего времени.


Церковь Ризположения из с. Бородава Вологодской обл. 1485 г. Перенесена в Кирилло-Белозерский монастырь

Деревянная архитектура выработала настолько совершенные приемы композиции и конструкции зданий, что долгое время они не требовали замены их новыми. Лишь удешевление пиленого леса (после появления в XVIII веке водяных, а затем и паровых лесопилок) позволило делать более дешевые стропильные конструкции верхов и увеличить количество резьбы на фасадах.

Влияние деревянного зодчества на каменное особенно заметно на появившихся в XVI веке каменных шатровых храмах. Историки обоснованно связывают их появление с фактом подъема русского национального государства, образовавшегося в процессе борьбы с татаро-монгольским игом. Утверждение национального начала в архитектуре легло в основу небывалого взлета русского каменного зодчества, давшего миру такие памятники, как церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор что на Рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.


Никольская церковь в дер. Панилово Архангельской обл. 1600 г.

Народный мастер всегда оставался верен традициям деревянного зодчества и стремился выявить в деревянной постройке ее конструктивную суть, исходящую из возможности сруба.

В крепостном строительстве также заметно влияние деревянных форм на каменные. Шатровое покрытие башен, граненые формы последних, вероятно, были отзвуками привычных представлений русского зодчего о крепостях, до середины XV века сооружавшихся исключительно из дерева. Постоянная опасность нападения со стороны внешнего врага создала такие условия для развития крепостей на Руси, что эволюция форм деревянных и каменных крепостей с XV века шла параллельно. Остатки деревянных крепостей XVII–XVIII веков, уцелевшие до наших дней, говорят о большом строительном искусстве зодчих-плотников.


Колокольня в с. Кулига (Дракованово) Архангельской обл. XVI-XVII в.

Памятники русского деревянного зодчества создавались выходцами из народа, преимущественно из крестьянской массы, где каждый жил своим трудом, владел оди­наково хорошо и сохой и топором. С очень давних времен плотники собирались в артели, которыми руководили наиболее талантливые и опытные мастера. В каждой артели наряду с мастерами были и ученики, что обеспечивало преемственность плотницкого дела. Большинство таких артелей переходило по стране с места на место, возводя разнообразные постройки по всей Руси. Именно такая плотницкая артель возвела в небывало короткий срок, немногим более чем за четыре месяца, стены вокруг Москвы в 1339 году.

Артели, как правило, брались в основном за крупные сооружения; возведением небольших сельских построек занимались сами жители села или деревни, ибо каждому из них секреты плотницкого дела были переданы в наследство от отцов и дедов.

Каковы же были эти секреты? В чем суть строительного мастерства русских плотников? Прежде всего в вековом опыте строительства, которое велось преимущественно топором. В руках древоделов топор стал универсальным инструментом: топором рубили стены, делали украшения на домах и храмах, создавали уникальные безгвоздевые конструкции, прочность которых подчас удивляет и восхищает нас. Разумеется, нашим предкам известны были и долото и коловороты, но топор главенствовал над другими видами деревообделочных инструментов.


Петропавловская церковь в с. Пучуга Архангельской обл. 1698 г.

Сам материал — бревно — предполагает прямоугольную форму сруба. В культовых и крепостных сооружениях плотники зачастую рубили восьмигранные или шестигранные срубы, что при той же длине значительно увеличивало площадь помещения.


Домик Петра I, начало XVIII в. Перенесен из Архангельска в с. Коломенское


Улица в с. Сеймосово Архангельской обл.

Интерьер дома, его бревенчатые стены, широкие пластины пола и матицы (балки) потолка, лавки с резными подзорами, огромная русская печь, занимающая почти четверть всего помещения, позволяют ощутить ту же гармонию всех деталей срубной конструкции.


Ветряная мельница из дер. Щелково Вологодской обл. XIX в. Перенесена в Кирилло-Белозерский монастырь

Невозможно в короткой статье привести все известные типы жилых деревянных построек — столько вариантов давало сочетание теплой избы с хозяйственными по­стройками, соединенными переходами, галереями, крыльцами.


Рубленый мост через р. Сию. Архангельская обл.

Северные районы нашей Родины особенно богаты подобными сооружениями. Начиная разговор об особенностях зодчества Севера, необходимо подчеркнуть, что именно на образцах жилых построек всегда ярче заметны отличия строительного принципа той или иной области, того или иного края. Социальное положение крестьян, особенности экономического развития каждой области и климат прежде всего отражались на облике жилых сооружений.

В самом деле, почему северные избы в большинстве случаев солидного размера и почему старые формы конструкций в тех краях оказались наиболее устойчивыми? Архангельская область и Карелия в древние времена входили в состав новгородских владений, границы которых терялись где-то на берегах Оби и Енисея. Общеизвестно высокое развитие экономики и культуры Новгорода Великого. Новгородская феодальная республика успешно соперничала сначала с Киевским государством, а затем с Москвой, пока в 1478 году не была окончательно присоединена к Московскому государству.

Завоевание части Балтийского побережья и основание Петербурга при Петре I снизило значение Архангельского порта. С этого времени жизнь северо-восточных районов несколько замирает. Зато западная окраина в районе Онежского озера получает новый толчок к усиленному развитию экономики, благодаря начавшейся при Петре I разработке полезных ископаемых и строительству металлургических заводов. Живая память об этом времени — город Петрозаводск, ныне столица Карелии. А в других шедеврах деревянного зодчества начала XVIII века — Преображенской церкви Кижского погоста и Успенском соборе в г. Кемь — как бы образно отражен стремительный взлет петровской России.


Церковь с. Нелазское-Борисоглебское Вологодской обл. 1964 г.

Приверженность к старине на Севере была закреплена следующим обстоятельством. Во второй половине XVII века, во время церковного раскола, на Север потянулись староверческие семьи. Даже после подавления раскольничьих бунтов и несмотря на репрессии со стороны правительства, жители Поморья и Заонежья придерживались старинного уклада жизни, пользуясь удаленностью этих районов от столицы.

В данном издании отражены различные типы заонежских домов, наиболее характерные для данной местности. Дома эти ныне находятся в Кижском архитектурно-бытовом музее-заповеднике.

Крупные геометрические контуры резьбы, столь характерные для карельских построек северо-запада России, выделяют амбар из ряда других, экспонируемых в Кижском заповеднике, сооружений. Они заставляют вспомнить некоторые мотивы северорусских вышивок, представляющих собою стилизованное изображение человекоподобных языческих божеств. Два народа — карелы и русские — на протяжении сотен лет, живя бок о бок, создавая каждый свою культуру, немало позаимствовали друг у друга. Этот союз был столь долголетен и дружественен, что подчас, и особенно в архитектурном творчестве, нелегко установить национальную принадлежность мастера.


Погост Кижи. Карельская АССР. Заонежье. Общий вид с севера

Северный тип изб был довольно широко распространен и проникал даже в центральную часть России. Избы Ивановской, Костромской, Ярославской, Горьковской и других областей отличаются от северных изб меньшими размерами, они сооружаются без подклетов. Лишь небольшая часть населения побогаче позволяла себе строить двухэтажные дома. Наиболее распространены избы-пятистенки, т. е. срубы с капитальной стеной, делящей избу на две части. Хозяйственные постройки редко включались в общий объем с избой. Хлева, сараи, конюшни, кладовые располагались, как правило, отдельными клетями по периметру усадьбы. Крытые дворы встречались редко.

Если в северных районах России потомки древних новгородцев создавали сооружения по образу и подобию своего мужественного, сурового народа, то в сравнительно мягком климате среднерусских областей эти черты в архитектуре несколько смягчены. Облик среднерусской деревни более приветливый. Удобно расположенные вдоль улицы дома окружены садами. Если для северных поселений главным зеленым соседом является ель, то здесь — березы, липы, тополя с кружевной светло-зеленой кроной.


Центр погоста Кижи. Вид с юго-востока. Слева направо: Покровская церковь 1764 г. колокольня 1874 г., Преображенская церковь 1714 г.


Что звезды подскажут о вашем сегодняшнем дне? Читайте в ежедневном гороскопе.


В этот день следует особенно тщательно следует проверять информацию, поступившую из неподтверждённых источников. Это день закулисных интриг, обмана и тайн, которыми будет окутано даже общение с самыми близкими.


Середина рабочей недели пройдёт без особых помех, но и профессиональному успеху этот день не поспособствует. В целом, следует заняться подготовкой основы для своих будущих крупных побед, а также устранением разногласий с коллегами.


Сегодняшний вторник идеально подходит для совершения различного рода поездок. Именно в пути могут произойти удивительные события, которые изменят жизнь к лучшему.


Сегодня не стоит пренебрегать советами, услышанными от посторонних. При решение многих вопросов не отказывайтесь от мнения профессиоеальных специалистов.

ТУ 13-00117 от 17.01.2013г. выдан: Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия

Читайте также: