Сообщение о данте фреска 16 века

Обновлено: 05.07.2024

Искусствовед Кристина О'Крейн на экспозиции выставки "Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте Алигьери" в Центре Вознесенского в Москве.

Искусствовед Кристина О'Крейн на экспозиции выставки "Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте Алигьери" в Центре Вознесенского в Москве.

В Москву привезли уникальный портрет Данте Алигьери кисти Аньоло Бронзино, флорентийского живописца XVI века — придворного художника семьи Медичи.

Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте Алигьери, 1532-1533. © Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского

Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте Алигьери, 1532-1533. © Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского

Бронзино считают основоположником флорентийского придворного портрета, ставшего эталонным для всей Европы, и относят к художникам течения маньеризм, которое развивалось в Западной Европе параллельно с барокко. Образ Данте в красных одеждах с лавровым венком на голове - символом мира, победы и славы, стал классическим для изображения поэта.

Микеланджело на портрете Даниэле да Вольтерра, ок. 1544, фрагмент (слева). Портрет Якопо Понтормо в труде Джорджо Вазари, изд.1568 (справа).

Микеланджело на портрете Даниэле да Вольтерра, ок. 1544, фрагмент (слева). Портрет Якопо Понтормо в труде Джорджо Вазари, изд.1568 (справа).

Существует также копия портрета Данте. А оригинал в 1990-х годах нашел в частном собрании Филипп Костаманья, эксперт по флорентийской живописи и директор Музея Феша в Аяччо на Корсике. При исследовании находки с оборотной стороны была выявлена дублировка – то есть авторский холст был наклеен на новый, но подрамник был выполнен довольно грубо. Это свидетельствует о том, что изображение великого флорентийца кисти не менее великого живописца долгое время хранилось отнюдь не с теми почестями, которые они оба заслужили в веках. В 2009-м портрет Данте экспонировался во Флоренции и позже переехал в экспозицию одного залов Палаццо Веккьо.

Венера и Амур. Эскиз Микеланджело, 1533 (сверху). Якопо Понтормо. Венера и Амур, 1533, по эскизу Микеланджело (снизу).

Венера и Амур. Эскиз Микеланджело, 1533 (сверху). Якопо Понтормо. Венера и Амур, 1533, по эскизу Микеланджело (снизу).

Предполагалось, что вся композиция должна была быть поднята высоко наверх, и по архитектуре вписана в арочные люнеты потолка. Фигура Данте, все аллегорические атрибуты, сопровождающие ее, выполнены крупными цветовыми пятнами – тонко прописанные детали были бы трудно различимы снизу. Даже красные цвета шапочки поэта и его одежды имеют разные оттенки, гармонирующие с чистым серым, превалирующим в фоновом изображении.

Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте Алигьери, 1532-1533. Дизайн главного зала в Центре Вознесенского © Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского

Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте Алигьери, 1532-1533. Дизайн главного зала в Центре Вознесенского © Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского

Кураторы выставки представили экспозиционное оформление в сочетании тонов красного и серого, повторяя палитру художника.

Судьба трилогии такова. Беттини - заказчик композиции, находясь в конфронтации с семьей Медичи, около 1536 года уехал в добровольную эмиграцию в Рим, а портрет Данте был продан герцогу Алессандро Медичи. Были ли созданы портреты Петрарки и Бокаччо – неизвестно. Упоминания о их создании нет, хотя, кто знает, какие сюрпризы хранят старые дома, виллы и палаццо Флоренции, и просто время их обретения еще не наступило.

Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте Алигьери, 1532-1533. Фрагмент © Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского

Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте Алигьери, 1532-1533. Фрагмент © Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского

Остается правда непонятным, почему рядом с обнаженной Венерой на портрете изображен изгнанник, тоскующий по родине, а не романтический влюбленный.

Фото с экспозиции "Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте Алигьери". © Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского

Фото с экспозиции "Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте Алигьери". © Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского

Глубокое проникновение в эмоциональный мир Данте-изгнанника Аньоло Бронзино удалось, по всей вероятности, еще и потому, что сам живописец был признан при жизни не только как художник, как великолепный портретист, но и как серьезный поэт, член Флорентийской академии, на счету которого три сотни поэтических произведений.

Базилика Санта-Кроче во Флоренции, начало строительства 1294 г. Гробница-кенотаф Данте Алигьери в нефе Базилики. Авторы: Луиджи де Камбре Диньи и Стефано Риччи, между 1819 и 1830 гг.

Базилика Санта-Кроче во Флоренции, начало строительства 1294 г. Гробница-кенотаф Данте Алигьери в нефе Базилики. Авторы: Луиджи де Камбре Диньи и Стефано Риччи, между 1819 и 1830 гг.

До того, как портрет посетил Москву, он экспонировался в музее Метрополитен в Нью-Йорке, затем в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Это путешествие приурочено к 700-летию со дня смерти великого флорентийца.

Идейные вдохновители и организаторы выставки – писатель Зоя Богуславская и ее сын крупный российский предприниматель Леонид Богуславский. Куратор - главный научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина, специалист по итальянскому искусству с мировым именем Виктория Маркова.

Куратор выставки - главный научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина, специалист по итальянскому искусству с мировым именем Виктория Маркова.

Куратор выставки - главный научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина, специалист по итальянскому искусству с мировым именем Виктория Маркова.

Научный консультант проекта - историк, телеведущий, советник генерального директора Государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино Алексей Юдин.

Схематическое изображение Чистилища, XIII(?)в. (слева). Аньоло Брозино. Аллегорический портрет Данте Алигьери, 1532-1533. Башня Чистилища, фрагмент (справа) © Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского

Схематическое изображение Чистилища, XIII(?)в. (слева). Аньоло Брозино. Аллегорический портрет Данте Алигьери, 1532-1533. Башня Чистилища, фрагмент (справа) © Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского

Общий вид экспозиции, на дальней стене – политическая карта Италии времен Данте. На ближней – Андреа дель Кастаньо. Данте на фреске на вилле Кардуччи в Леньяйя, ок. 1450 © Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского

Общий вид экспозиции, на дальней стене – политическая карта Италии времен Данте. На ближней – Андреа дель Кастаньо. Данте на фреске на вилле Кардуччи в Леньяйя, ок. 1450 © Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского

Поспешите! Выставка открыта до 20 февраля 2022 года в Центре Вознесенского по адресу: г. Москва, ул. Большая Ордынка, 46, стр. 3

Афиша выставки "Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте Алигьери" © Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского

Афиша выставки "Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте Алигьери" © Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского

DanteFresco01

В эти дни великому Данте стукнуло семь с половиной веков. Считается, что его крестили 26 мая, а с днем рождения даже в Википедии данные расходятся. Но дата такая, что не грех праздновать и подольше! Все-таки, Данте! Автор книги про которую все знают, но никто не читал.

Фрагмент фрески 1450 года. Написано через 130 лет после смерти Данте.

titlepage

DanteFresco

dante-domenico-di-michelino

Портрет работы Доменико де Микелино. Фреска собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Поэт на фоне родного города, которого не увидел, Ада, Чистилища и небес.

portrait-of-dante(1)

Канонический портрет Сандро Ботичелли

Dante_alighieri,_Palazzo_dei_Giudici

Данте на фреске в Палаццо Жудичи

Giorgio_Vasari_-_Six_Tuscan_Poets_-_Google_Art_Project

Варези. Шесть тосканских поэтов. Чино ди Пистойа, Гвиттоне д’Ареццо, Кавальканте, Бокаччо, Данте и Петрарка.

Dante.deathmask

Посмертная маска Данте.

dantebysignorelli

Фреска Луки Синьорелли, 1499-1502 год, капелла Сан Брицио

DanteDore-789479

Antonio_Cotti_-_Dante_a_Verona

В XVIII и XIX веках художники все чаще обращаются к образу поэта-изганника, непонятого толпой и одинокого. Антонио Котти. Данте в Вероне

dante-in-exile-1864

Данте в изгнании. Фредерик Лейтон. 1864

Dante_exile

Доменико Петарлини. Данте в изгнании. Около 1860

Эта страсть к изображению Данте в изгнании неслучайна. В эпоху идет объединение Италии и образ великого сына нации, не находящего себе приюта, был актуален среди итальянских мастеров. А для художников прерафаелитов главным в образе и жизни Данте стала его любовь к Беатриче.

dante-and-beatrice

Данте и Беатриче — Джон Уильям Уотерхаус

Rossetti_The_Wedding_of_Saint_George_and_the_Princess_Sabra

Россетти. Беатриче, встретив Данте на свадебном пиру, отказывается приветствовать его.

53422_or

Генри Холидей. Встреча Данте и Беатриче.

28179579_nb_pinacoteca_rossetti_the_meeting_of_dante_and_beatrice_in_paradise

Росетти. Встреча Данте и Беатриче в раю. Ну а перед гостями Флоренции он предстает вот таким.


Данте на фреске Андреа дель Кастаньо на вилле Кардуччи в Леньяйя

Мысль о знаменитых людях как образцах человеческой доблести воплощена во фресках виллы Леньяйя энергичными живописно-пластическими средствами. Роспись построена с четкой тек- тоничностью. Масштабные фигуры портретируемых представлены в нишах, где имитированы архитектурные обрамления. Фигуры значительно подняты над уровнем пола, приобретая характер монументов на высоких пьедесталах. Сходство тем более явственно, что пластическое напряжение уподобляет их объемы камню. Этому впечатлению отвечает также мужественное достоинство поз, внутренняя собранность образов. Фигура Данте в подобной трактовке героизировалась, превращаясь в род памятника ему и флорентийской славе.

– Марсилио Фичино писал в предисловиии к этому изданию, что предсказание поэта о возвращении его на родину и короновании лавровым венком теперь исполнилось.

Точная дата рождения итальянского поэта Данте Алигьери неизвестна: предположительно ее рамки ограничиваются одним месяцем , начиная с 20 мая 1265 года. Поэтому давно пора праздновать 755 лет со дня его появления на свет. Артхив предлагает сделать это знакомством с лучшими авторами иллюстраций к одному из наиболее эпичных литературных произведений в мире.

Первопроходцы

В 1977 году итальянка Джульетта Келацци выдвинула гипотезу, что на самом деле автор иллюстраций – Ни

Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли. Данте и Вергилий у ворот города Дис. Ад VIII. Иллюстрация к

Сандро Боттичелли. Ледяное озеро Коцит. Ад. Иллюстрация к

Сандро Боттичелли. Наказание воров и грабителей. Ад XXV. Иллюстрация к

Сандро Боттичелли. Зачинщики раздора. Ад. Иллюстрация к

Сандро Боттичелли. Люцифер. Ад. Иллюстрация к

Сандро Боттичелли. Наказание лицемеров и льстецов. Ад XVIII. Иллюстрация к

Сандро Боттичелли. Содомиты. Ад. Иллюстрация к

Сандро Боттичелли. Наказание еретиков. Ад X. Иллюстрация к

Сандро Боттичелли. Карта Ада. Иллюстрация к

Уильям Блейк

Уильям Блейк. Данте, бегущий от трех зверей. Иллюстрации к

Уильям Блейк. Данте и Вергилий у входа в ад. Иллюстрации к

Уильям Блейк. Антей, опускающий Данте и Вергилия в последний круг Ада

Уильям Блейк. Беатриче в колеснице с Матильдой и Данте. Иллюстрации к

Уильям Блейк. Данте и Вергилий с Цербером. Иллюстрации к

Уильям Блейк. Данте, вошедший в огонь. Иллюстрации к

Уильям Блейк. Святой Петр и Святой Иаков с Данте и Беатриче и Святой Иоанн. Иллюстрации к

Уильям Блейк. Лючия несет спящего Данте. Иллюстрации к

Уильям Блейк. Данте спит под присмотром Вергилия. Иллюстрации к

Поль Гюстав Доре

Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к


Анна Лерарио работала с реставраторами в церкви Св.Анастасии — самой большой церкви Вероны. Её задачей было снимать на видео все этапы реставрационных работ, которые проходили в церкви с 2005 по 2011 годы.

Во время съемок статуи Капеллы Розарио неожиданно её взгляд остановился на стене вверху, где проступали очертания профиля мужского лица. Вокруг на стене больше ничего не было, все было закрашено, и реставраторы аккуратно открыли сохранившуюся часть фрески.

Профиль мужчины с руками сложенными в молитве, обращенном к младенцу Иисусу. По размерам открытого фрагмента мужчина стоял на коленях, на голове его виден головной убор XIV века красного цвета. За ним видна другая фигура святого с длинными волосами со шкурой животного . Младенец был на коленях М адонны, но её фигура не сохранилась. Вокруг младенца остались лица ангелочкой разной цветовой гаммы — зеленой, желтой и красной. Стена с этой фреской была частично разрушена, чтобы построить Часовню Розарио в конце XVI века.

Открытый фрагмент фрески 14 века в Сант Анастасии

Открытый фрагмент фрески 14 века в Сант Анастасии

Радость от открытия фрески была огромной, и только на следующий день, просматривая видео очищенного фрагмента Анна Лерарио обратила более пристальное внимание на профиль мужчины, к оторый ей показался знакомым. Читайте в статье Непостижимый Данте — как он выглядел?

Орлиный нос, выдающийся подбородок, знакомый головной убор — это привычное всем изображение Данте Алигьери. Возможно ли это?

Профиль Данте на фреске в церкви Сант Анастасия

Профиль Данте на фреске в церкви Сант Анастасия

Данте долго жил в Вероне именно в тот период, когда расписывали фресками две важнейшие церкви — Сант Анастасия и Сан Фермо. Эти церкви связаны с веронской династией Скалиджеров, у которых Данте был в гостях…необходимо выяснить, может ли этот мужчина на фреске быть поэтом Данте Алигьери. Читайте в статье Открытие — письмо Данте для Кангранде!

1. Когда написана фреска?

По мнению реставраторов эта старая фреска на стене церкви Сант Анастасия датируется XIV веком, именно такие головные уборы носили в начале века. При сравнении фресок в Сан Фермо, сделанных в начале XIV века Маэстро дель Реденторе, фрагмент в C ант Анастасии более изящный, он сделан другим художником. Известные нам веронские фрески конца XIV века уже отличаются от открытого фрагмента фрески в Сант Анастасии — он проигрывает им по стилю и качеству. Больше всего похожи фрески профилей работы Алтикьеро для Капеллы Кавалли в т рансепте церкви Святой Анастасии. Их датируют периодом около 1370 годов.

Таким образом, обнаруженная фреска на стене левого нефа в Сант Анастасии могла быть написана в середине XIV века.

2. Святой рядом с коленнопреклоненным мужчиной?

Профессор Лаура Пиги без труда определила, что Святым на фреске является Иоанн Креститель. Иконография этого святого не вызывает сомнений. Для связи с изображением Данте Иоанна Крестителя есть все основания.

Иоанн Креститель на фреске в Сант Анастасии и Иоанн Креститель в Музее кастельвеккио, Туроне ди максио, 1360 год

Иоанн Креститель на фреске в Сант Анастасии и Иоанн Креститель в Музее Кастельвеккио, Туроне ди Максио, 1360 год

3. Семья Данте

Сыновья Данте обосновались в Вероне. Сын Якопо стал францисканцем и Каноником Кафедрального Собора, а Пьетро получил юридическое образование в Болонье, обучение его оплатил Кангранде делла Скала. Пьетро Алигиери стал Викарием Подесты города Вероны и был судьей Вероны с 1332 по 1362 годы. В 1353 году Пьетро купил земли в Вальполичелле, которые до сих пор принадлежат его потомкам. Дом Пьетро Алигьери находился напротив церкви Святой Анастасии, на углу с улицей Сан Пьетро (теперь Дворец Бевильаква). Мы говорим о периоде, когда сделали фреску в церкви Сант Анастасия с возможным изображением Данте. Мало того, сын Пьетро был увлечен творчеством отца, распространял, пропагандировал и объяснял Божественную Комедию. Более чем возможно, что он заказал в главной церкви Скалиджеров (которым был обязан) в Сант Анастасии фреску с изображением своего отца Данте Алигьери.

4. Семейное захоронение Алигьери

Захоронение семьи с XVI века — в веронской церкви Сан Фермо — прекрасная Капелла Алигьери. Но более старое захоронение члено в семьи Данте было в церкви Сант Анастасия. Завещания потомков Данте (хранится в Городской Библиотеке Вероны) ясно указывают на семейно е захоронение во внутреннем дворике — в клостере Сант Анастасии.

Бывший клостер монастыря Сант Анастасии - теперь Консерватория Вероны

Бывший клостер монастыря Сант Анастасии — теперь Консерватория Вероны

Вас удивит факт, что вход из церкви в этот клостер был как раз в том месте, где пристроили часовню Розарио в XVI веке (и где нашли фреску с профилем Данте)?

Семейное захоронение Алигьери с 16 века в церкви Сан Фермо в Вероне

Семейное захоронение Алигьери с 16 века в церкви Сан Фермо в Вероне

Данте на фреске?

Мнение Нади Скардеони, которая опубликовала работу по Изображениям Данте в 2015 году в честь 750-летия со дня рождения поэта.

«Недавно проведенная работа по изучению всех известных изображений Данте Алигьери облегчила мою задачу. После виртуального воссоздания лица, профиль которого был обнаружен на фреске в церкви Сант Анастасия, сомнений нет — это Данте.

Сравнение профиля Данте во Флоренции и в Вероне

Сравнение профиля Данте во Флоренции и в Вероне

После смерти поэта в местах, связанных с его жизнью (а Верона одно из таких мест, минимум 16 лет провел Данте в Вероне), его стали представлять в церквях, как достойного Рая, признавая огромный вклад и заслуги Данте. Признание запоздавшее, если вспомнить его жизнь и душевные метания в изгнании. В 1315 году во Флоренции амнистировали Данте и разрешили вернуться. Но условия были унизительными, и Данте отказался. Последовал заочный смертный приговор и ссылка детей. По неизвестным причинам Данте покинул Верону. Предполагают, что возникли разногласия с окружением Скалиджеров, из поэта Данте стал ученым, написал труд о Сферах Земли и участвовал в Вероне в конкурсе на преподавательскую кафедру в 1318 году. Он проиграл и уехал в Равенну разочарованный. Примечательно, что жил поэт в Вероне во время Конференции уже не при дворе Скалиджеров, а в Монастыре Св.Евфимии. Вполне возможно, что со временем при дворе Скалиджеров восхищение творчеством поэта сменилось непониманием, и научные труды вызывали удивление.

Сын Пьетро, заботившийся о памяти отца, возможно, был среди первых заказчиков, прославляющих поэта и заказал фреску с его изображением в самой престижной церкви города, несомненно связанной с семьей Алигьери и Данте.

Д анте в Сан Фермо — автор Туроне Ди Максио

В попытках установить автора фрески в Сант А настасии, Н адя Скардони нашла еще одно изображение Данте на фреске Туроне ди Максио в церкви Сан Фермо.

Над профилем Данте сохранилось лицо Святого, которое идентично лицу Бога-отца на Полиптихе Святой Троицы, единственной подписанной работе Туроне в Музее Кастельвеккио и датированной 1360 годом.

Туроне - в Кастельвеккио, в Сан Фермо, в Сант Анастасии?

Бог-отец работы Туроне — в Кастельвеккио, в Сан Фермо и в Сант Анастасии?

На его работе Распятие в Сан Фермо есть еще один профиль Данте. Поэт изображен около Креста рядом с группой Оплакивание Мариями.

Распятие, аррт. Туроне ди максио, 1360 год, церковь Сан Фермо, Верона

Распятие, атр. Туроне ди Максио, 1360 год, церковь Сан Фермо, Верона

Искусствовед Джованни Сауро еще в 1842 году выдвинул гипотезу о том, что на фреске в Сан Фермо — поэт Данте. Теперь сравнение изображений с найденной фреской в Св.Анастасии подтверждает эту гипотезу.

Рядом с Марией в золотой одежде — профиль поэта Данте, Церковь Сан Фермо

Автором фрески с посвящением Данте Мадонне в Сант Анастасии Надя Скардеони считает Туроне Ди Максио.

Сравнение лица Святого в Сант Анастасии и на фреске Туроне в Сан Фермо

Сравнение лиц Святого в Сант Анастасии и на фреске Туроне в Сан Фермо

Данте в Сан Пьетро Мартире

Открытия, связанные с Данте в Вероне, на этом не закончились. После длительных поисков и изучения фресок XIV века в Вероне, Надя Скардеони обнаружила еще одно изображение Данте. В маленькой церкви рядом со Святой Анастасией, посвященной веронскому святому Петру Мученику (веронское название церкви Сан Джорджетто).

Церковь Св.Петра Веронского, рядом справа - вход в бывший Монастырь Св. Анастасии

Церковь Св.Петра Веронского, рядом справа — вход в бывший Монастырь Св. Анастасии

На фреске Распятие в этой церкви Данте изображен среди других персонажей.

Профиль Данте на Распятии в церкви Сан Фермо

Профиль Данте на Распятии в церкви Сан Пьетро Мартире

Открытие сразу трех портретов Данте на веронских фресках говорит нам о настоящем триумфе памяти Данте в Вероне в XIV веке. Триумфе и памяти, которые со временем были закрашены, перестроены и забыты.

Три портрета Данте в Вероне - сравнение с портретом на фреске во Флоренции

Три портрета Данте в Вероне — сравнение с портретом на фреске во Флоренции


Вирджиния Медичи в статье Сумашествие Вирджинии?

Материал статьи Анны Лерарио и Нади Скардеони Три Портрета Данте в Вероне, 2016 год

Читайте также: