Поверхность и водоемы твоего края сообщение

Обновлено: 16.05.2024

Цели урока: познакомить учащихся с основными формами земной поверхности, с особенностями одной из форм природного водоёма - реки и из каких частей она состоит (исток, устье, берега, притоки).

предметные: научить показывать на карте крупнейшие равнины, горы и реки России, формировать осознание учащимися практической значимости приобретённых ими знаний по данной теме.

личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Оборудование урока: учебник окружающего мира (О.Н.Федотова., 4кл., 1ч.); презентация, физическая карта России.

Содержание урока. Деятельность учителя.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Р: настраиваются на работу.

Постановка учебной задачи и её решение.

определение темы урока, ответы на вопросы, актуализация знаний.

Практич.: работа с физ.картой России, работа в парах.

- Попробуйте, глядя на картинки на доске, определить тему нашего сегодняшнего урока (поверхность и водоёмы).

- Большая часть поверхности России занята равнинами.

- Ребята, а что такое равнины? (невысокие поверхности).

- Какими по рельефу бывают равнины? (плоские и холмистые).

- Чем отличаются плоские равнины от холмистых?

- Откройте физические карты России и посмотрите, каким цветом показаны равнины? (зелёным).

- Внимательно посмотрите на шкалу глубин и высот. – Чем темнее на карте цвет, тем выше поверхность в этом месте, чем светлее на карте цвет, тем глубже поверхность.

- Тёмно-коричневым цветом обозначают очень высокие горы, а самым светлым цветом – глубокие моря и океаны.

- Подумайте, какими цветами на карте будут показаны плоская и холмистая равнины? (если это плоская равнина, то на карте она будет показана зелёным цветом, а если это холмистая равнина, то на карте она будет показана зелёным цветом с жёлтыми пятнами, которые как бы обозначают холмы на этой равнине).

- Среди всех равнин есть крупнейшие равнины, кто знает, как они называются?

- Западно-Сибирская равнина является плоской, а Восточно-Европейская холмистой.

- А кто знает, что разделяет эти 2 равнины? (Уральские горы).

- Ребята, а в центре Восточно-Европейской равнины расположена столица нашей родины – Москва. Вокруг неё холмистая поверхность, покрытая лесами, полями и лугами.

- А теперь вместе с соседом по парте на физической карте России найдите Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины.

Определять и формулировать тему урока, участвовать в учебном диалоге, актуализировать ранее полученные знания, работать с физическими картами России.

Работать в парах, с физ.картами.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Решение частных задач.

Практич.: работа с учебниками.

Практич.: работа с физ.картами нашего края, диалог.

Практич.: работа в группах.

Практич.: работа с учебниками.

Практич.: учебный диалог.

- Откройте учебники на странице 130.

- Сравните на показанной карте холмистую равнину и низменность.

- Расскажите, чем они похожи и чем различны.

- На картах размеры объектов очень уменьшены, но форма такая же. – Даже если вы не были в каком-то определённом месте, то глядя на карту можно будет сказать какое из озёр имеет какую форму, и какая река шире.

- Ребята, а теперь полагаясь на ваши наблюдения и с помощью карты нашего края, давайте определим, какая поверхность у нашего края, у Челябинской области? (разнообразная – у нас много гор, и много озёр).

- Ребята, а теперь давайте вспомним, что такое естественные водоёмы и что такое искусственные? (ест. – реки, озёра, моря, океаны; иск. – водохранилища, пруды).

- Далее предлагаю объединиться в группы и составить список всех водоёмов нашего края, и естественных, и искусственных.

- А какая самая большая река протекает через наш город? (Миасс).

- Вы можете назвать из каких частей состоит река?

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, внимательно рассмотрите рисунок на странице 131.

- Теперь опишите движение реки.

- Ребята, а в завершении давайте вспомним и повторим правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, в парк, на водоём.

- Ведь соблюдая все эти правила вы помогаете сохранить природу нашего родного края

Работать с учебниками.

Работать с физическими картами.

Отвечать на вопросы, работать в группах.

Работать с учебниками.

Повторять правила поведения на природе.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

Словес.: ответы на вопросы, подведение итогов.

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

- Спасибо за урок!

Анализировать свою работу на уроке, подводить итоги.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.

Выделяется несколько форм рельефа. К ним относятся равнины, низменности, горы, возвышенности, холмы, овраги, балки.

Участок земной поверхности, который сильно возвышается над общим уровнем местности, называется горой.

altai-3554732_960_720.jpg

nature-1558995_960_720.jpg

Углубление с крутыми склонами на равнинах, созданное временными водными потоками, называется оврагом .

element-2716897_640.jpg

На склонах оврагов растения обычно не растут. Овраг начинает образовываться с маленькой ямы или рытвины на поверхности земли. Временные водотоки во время дождей или таяния снега размывают почву, и овраг со временем увеличивается в размерах. При этом разрушается слой плодородной почвы.

australia-84226_640.jpg

Овраг через много лет может превратиться в балку. Склоны оврага со временем становятся пологими и зарастают растениями.
Земная поверхность также требует бережного отношения и охраны.

industry-2023592_960_720.jpg

Карьер — это котлован для добычи полезных ископаемых. Иногда карьеры занимают огромные территории как в ширину, так и в глубину.

1280px-Slag_heaps_shaft_15_BIS_in_Snizhne_Donetsk_region.jpg

Под ними похоронены огромные площади плодородной земли, которые могли бы использоваться в сельском хозяйстве. Кроме этого ветер разносит пустую породу, загрязняя воздух, и засыпает прилегающие территории. Терриконы иногда загораются, распространяя едкий дым. Временные водотоки, стекающие с терриконов во время дождей, загрязняют почву и окружающие водоёмы.

2 Формы земной поверхности и водоёмы

3 Основные формы земной поверхности Равнины Горы

4 Физическая карта России

6 Равнины Холмистые Плоские

7 Москва на холмах

8 Физическая карта России

10 Части реки. ИСТОК ПРИТОКИ УСТЬЕ

11 Лиски на реке Дон

12 Не разводи костёр в лесу!

13 Не рви цветы и грибы ради забавы

14 Не загрязняй поверхность земли различным мусором

15 Не бей в лесу стёкла

16 Это наша Родина!

Похожие презентации

Готов ли ты к путешествию? Большое путешествие По горам, по долам. По карте Иванов Д.В., Смирнова М.А., Москва, itnps@yandex.ru.

Формы земной поверхности водоёмы. Что такое вода? Что такое вода?

Формы земной поверхности водоёмы. Что такое вода? Что такое вода?

Посмотри вокруг Самостоятельная работа. Допиши на схеме обозначения сторон света с.

Посмотри вокруг Самостоятельная работа. Допиши на схеме обозначения сторон света с.

Равнины. Различие равнин по высоте. с. Калиновка 2 1. Что такое рельеф? 2. Назовите основные формы рельефа. 3. Что такое горы? 4. Как горы различаются.

Равнины. Различие равнин по высоте. с. Калиновка 2 1. Что такое рельеф? 2. Назовите основные формы рельефа. 3. Что такое горы? 4. Как горы различаются.

Окружающий мир 2 класс. Подумай и ответь: 1 3 2 Откуда и куда плывут лодки? Откуда и куда летят шары? 1 3 2.

Окружающий мир 2 класс. Подумай и ответь: 1 3 2 Откуда и куда плывут лодки? Откуда и куда летят шары? 1 3 2.

Формы земной поверхности. Основные формы земной поверхности равниныгоры.

Формы земной поверхности. Основные формы земной поверхности равниныгоры.

Презентация к уроку (окружающий мир, 4 класс) по теме: Презентация по окружающему миру Поверхность нашего края, УМК Школа России, Плешаков А.А.

Презентация к уроку (окружающий мир, 4 класс) по теме: Презентация по окружающему миру "Поверхность нашего края", УМК "Школа России", Плешаков А.А.

Формы земной поверхности Учитель начальных классов МКОУ СОШ 7 ст.Ессентукской Колесниченко Елена Николаевна.

Формы земной поверхности Учитель начальных классов МКОУ СОШ 7 ст.Ессентукской Колесниченко Елена Николаевна.

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме: формы земной поверхности

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме: формы земной поверхности

МОУ «Ужурская СОШ 6 Иванчик Светлана Павловна 2 класс М ир вокруг нас тема: Формы земной поверхности.

МОУ «Ужурская СОШ 6 Иванчик Светлана Павловна 2 класс М ир вокруг нас тема: Формы земной поверхности.

Водоёмы нашего края. Земля – голубая планета (2/3 земной поверхности занимает вода)

Водоёмы нашего края. Земля – голубая планета (2/3 земной поверхности занимает вода)

Экология и жизнь Лузик Алена, 3 а класс. Кузбасс, мой край родной!

Экология и жизнь Лузик Алена, 3 а класс. Кузбасс, мой край родной!

Восточно - Европейская равнина Западно - Сибирская равнина Средне - Сибирское плоскогорье.

Восточно - Европейская равнина Западно - Сибирская равнина Средне - Сибирское плоскогорье.

1.Познакомиться с некоторыми сведениями о водоёмах, расположенных на поверхности Земли * виды водоёмов, их некоторые названия и и какую часть поверхности.

1.Познакомиться с некоторыми сведениями о водоёмах, расположенных на поверхности Земли * виды водоёмов, их некоторые названия и и какую часть поверхности.

Восточно Европейская равнина. На карте западной Росси мы видим огромный зелёный четырехугольник. Он располагается от Белого и Балтийского морей на севере.

Восточно Европейская равнина. На карте западной Росси мы видим огромный зелёный четырехугольник. Он располагается от Белого и Балтийского морей на севере.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка проекта урока

Мусатова Светлана Владимировна

1.Учебный предмет: окружающий мир

2. Класс: четвёртый

3. Тема: Карта твоего края. Поверхность и водоёмы твоего края. А что можешь сделать ты? Урок 28.

4. Цель: изучить с детьми карту родного края, поверхность и основные водоёмы.

5. Планируемые результаты:

Продолжить работу по воспитанию у детей бережного отношения к природе, формированию экологической культуры.

Воспитание умения слушать и слышать учителя и одноклассников .

Продолжить работу по формированию умений учебного сотрудничества.

Продолжить формирование умения работать с оглавлением учебника, учебными текстами, схемами.

Развитие практического умения поиска информации с помощью карты.

Продолжить формирование умения делать выводы.

5. Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации.

Расширить знания учащихся о родном крае.

Познакомить учащихся с наиболее крупными водоёмами родного края.

Рассмотреть схему реки.

6. Материально – техническое обеспечение урока:

- Какой раздел учебника изучаем?

- Как называется наш край?

- В какой природной зоне находится?

- С какими областями и республиками граничит?

- Какова площадь территории Республики Мордовия?

- В каком часовом поясе находится наш край?

- Покажите местоположение нашего края на карте России. В каком направлении от Москвы находится Республика Мордовия?

II . Определение темы урока и постановка цели.

- Откройте страницу Содержание и найдите тему урока. Какую цель поставим для себя на урок? Слайд 1

III . Изучение нового материала.

Работа с учебником. Чтение текста на стр. 128.

Знакомство с физической картой Республики Мордовия. Слайд 2 – 4

- Есть такие карты, на которых изображена сравнительно небольшая часть поверхности земли. ( Карта города Саранска и карта Республики Мордовия, карта города Саранска и карта России).

- Вспомните, какие вы знаете формы земной поверхности? Как отличить их на карте?

- Покажите на карте России Восточно – Европейскую, Западно – Сибирскую равнины и Уральские горы.

- Определите по карте РМ, какую часть Мордовии занимает возвышенность, а какую – низменность? Слайд 5 - 6

- Формы поверхности нашего края разнообразны. Это возвышенные территории и понижения. Возвышенные поверхности расчленяются долинами рек и речек, балками и оврагами.

3. Знакомство с реками родного края.

- Вспомните, какие вы знаете естественные водоёмы? А искусственные?

Работа с текстом учебника на стр. 131. Понятия: исток, устье, направление течения, берег левый, берег правый, притоки. ИП Слайд

В Республике Мордовия насчитывается 1525 рек, их общая длина более 9 тыс. км. Слайд 8 - 13

Мокша – является притоком Оки. Её длина 656 км ( в республике – 320 км). Река берёт начало в Пензенской области южнее р. п. Мокшан.

Сивинь – наиболее крупный приток Мокши. Длина 124 км.

Сура – правый приток Волги. Берёт начало у с. Сурские Вершины Ульяновской обл. Её длина 841 км (на территории республики 120 км).

Алатырь – левый приток р. Сура. Её длина 296 км (в Мордовии 130 км). Берёт начало северо – западнее с. Алатырь Нижегородской обл.

Инсар – правый приток р. Алатырь. Её длина 168 км. На реке расположены два крупнейших города – Саранск и Рузаевка.

Знакомство с озёрами родного края. Слайд 14 - 20

Имерка – самое глубокое озеро Мордовии.

Пиявское – имеет отличное месторасположение, почти со всех сторон окружено сосновым лесом. И лишь с одной – лиственным. Озеро преображается в момент цветения кувшинки жёлтой и кубышки белоснежной. На озере и прилегающей к нему территории имеется 51 вид сосудистых растений, некоторые виды лишайников и мхов, а также множество птиц и насекомых.

Озеро Шелубей – отличается чистой прозрачной и пресной водой. Является местом обитания многих редких видов растений, которые занесены в Красную книгу: частуха злаколистная, кубышка жёлтая, рдест злаковый.

Озеро Вад или Мордовское – достаточно большое. Особенность водоёма – в его уникальности. Со дна бьют мощные струи холодной воды, тем самым образовывая на поверхности озера концентрические круги. Бывают годы, когда зимой вода не замерзает совсем, в связи с интенсивным напором подземных вод.

Значение рек и озёр в жизни природы и человека. Бережное отношение к природе.

- Какое значение имеют реки и озёра для человека?

Реки и озёра имеют очень большое значение для всего живого. Это не только красота природы.

Река имеет большое значение в жизни человека и животных. С давних времён люди строили свои жилища по берегам рек. Человек использует реку для полива, ловли рыбы, питья. По реке перевозят грузы, путешествуют. Для многих животных река – это их дом. Отдыхая, человек наносит вред рекам, озёрам и их обитателям.

- Скажите, какой? (Кидают мусор в воду или оставляют его на берегу, вырубают деревья вдоль рек).

- А что случится, если люди вырубят все деревья вдоль рек? (Реки обмелеют и высохнут.)

- И тогда погибнут многие животные и растения. А что нужно делать, чтобы этого не случилось?

- Возможно, некоторые из вас во время отдыха у реки видели предупреждающие и запрещающие знаки. Они призывают людей к тому, чтобы люди бережно относились к природе.

Читайте также: