Сообщение о церкви святого михаила

Обновлено: 05.07.2024

Церковь святого Михаила, также известна как Михайловская церковь / церковь Св. Михаэля (St. Michael's Church, немецкое название: Jesuitenkirche St. Michael / St. Michael Kirche) - иезуитская церковь в Мюнхене, которая после возведения стала одной из первых церквей эпохи Возрождения в Германии.

Церковь Св. Михаила считается самой большой и первой ренессансной церковью к северу от Альп. Стиль здания, находящийся на переходе от эпохи Возрождения к барокко, стал образцом и оказал огромное влияние на архитектуру раннего барокко в Южной Германии.

Церковь была построена герцогом Баварским Вильгельмом V между 1583-1597 годами. Церковь была освящена в 1597 году в честь Архангела Михаила.

В своё время данная церковь была одной из главных цитаделей Контрреформации в Баварии. С восточной стороны к церкви примыкает бывший колледж иезуитов, здание которого сегодня известно как Старая Академия (Alte Akademie) и в котором находятся коммерческие помещения.

Когда иезуиты были подавлены и запрещены на большинстве католических территорий в Европе (1773 год), церковь перешла во владение Баварской королевской семьи и стала придворной церковью.

Во время Второй мировой войны церковь святого Михаила была сильно повреждена. Реконструкция проходила в 1946-1948 годах. В последующем церковь еще несколько раз реконструировали и проводили ремонтные работы.

Внешний облик церкви, из-за двускатного главного фасада и треугольного фронта, больше похож на старую средневековую ратушу, чем на святыню. Тем не менее, он имеет четкие богословские особенности.


Фасад церкви украшают 15 статуй правителей (династии Виттельсбахов), которые, по мнению Вильгельма V, сделали себе имя борцов и защитников христианской веры в Баварии. Среди статуй, в том числе, и статуя самого герцога Вильгельма.

В верхней части фасада, прямо под крестом и фронтоном, в нише находится фигура Иисуса Христа, возведенного на престол как Сальватор (Спаситель мира). До разрушений 1944 года оригинал скульптуры был изготовлен из меди, нынешняя копия относится к 1981 году. Его символом является позолоченный глобус.

Между двумя порталами (входами в церковь) расположена большая бронзовая статуя Архангела Михаила, изображенного сражающимся за Веру и убивающим Зло в форме демона. Статуя выполнена голландским скульптором Губертом Герхардом (Hubert Gerhard).


Интерьер церкви выполнен в светлых тонах и впечатляет золотистыми алтарями и кафедрой. Главный высокий алтарь расположен в апсиде и с фигурой Спасителя. Очень глубокие хоры примыкают к могучему нефу.



В стенах церкви находится орган и проходят регулярные концерты.

Дни и часы концертов можно уточнить на сайте церкви (адрес сайта указан ниже в данной статье).


В церковном склепе находится гробница родственника Наполеона I - Эжена де Богарне, и гробницы членов династии Виттельсбахов, в том числе Максимилиана I, Вильгельма V, короля Баварии Людвиг II и т.д.

Склеп короля Людвига II


Практическая информация

Церковь святого Михаила расположена в историческом старом городе Мюнхена, на пешеходной и торговой улице Нойхаузер штрассе, по адресу: Neuhauser Straße, 6.

При организации поездок (путешествий) пользуемся "Планировщиком поездок", где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.

Фототипия 1883 г.

Новокирочный переулок имеет своё название от этой кирхи, располагавшейся рядом.

Содержание

История

В XVI веке

История старейшей лютеранской церкви в России и её общины начинается во второй половине XVI века. Ливонская война (1558—1583) послужила одним из факторов, весьма увеличивших число протестантов в России. Огромное число пленных, захваченных уже в первый год после взятия Дерпта, было отправлено в Россию. [3] Пленные лифляндцы поселились на берегу реки Яуза на окраине Москвы, а в 1560—1565 годах создали лютеранскую общину, в которой проводили совместные молитвы.

Отдельного помещения изначально не было. Затем в 1575—1576 годах была возведена небольшая деревянная лютеранская церковь, без колокольни и колоколов, но уже в 1580 году по приказу Ивана Грозного церковь и дома иностранцев были разрушены, а их жители изгнаны на улицу. Это была месть царя лифляндцам [3] за переход короля Ливонии Магнуса на сторону противника России — Стефана Батория, короля польского, под предлогом спекуляцией иностранцами водкой.

Новая церковь была возведена в 1584 году, за городом.

В XVII веке

В 1601 году с личного разрешения Бориса Годунова была возведена следующая церковь, там же, в немецко-лифляндском предместье Москвы. В 1611 году она сгорела во время пожара Москвы, который устроили поляки при отступлении из Москвы, в период польско-шведской интервенции. Также была разрушена и вся Немецкая слобода на Кукуе. [3]

В правление Михаила Фёдоровича, в 1620-е годы для старейшей лютеранской общины в Москве была вновь построена церковь и в знак благодарности освящена во имя св. Михаила архангела, небесного покровителя царя.

В 1684 году вместо деревянной было решено построить каменную церковь, что и было сделано. Через два года новую постройку освятили.

В XVIII—XIX веках

Многие из протестантских церквей имели своего покровителя из-за границы или выбирали его среди богатых прихожан. Лютеранская община св. Михаила была под патронажем городского совета Гамбурга. [3]

Церковь трижды горела в пожарах 1729, 1737 и 1748 годов. В 1764 году Маргарита Гржибовская передала общине в дар участок земли. 5 октября того же года, после окончания строительства церкви, состоялось её освящение.

Во время войны 1812 года сама церковь св. Михаила не пострадала, но здания школы и пастората сгорели.

Благотворительность

Пасторы и представители общины являлись членами созданного в 1846 году в Москве, под покровительством Великой княгини Марии Павловны, Попечительства о бедных евангелического исповедания, а также Евангелического дамского общества для вспомоществования бедным сиротам евангелического исповедания (1868). На средства этих организаций были открыты богадельни и приют для сирот.

В XX веке

В 1904 году община насчитывала 4500 прихожан (4360 немцев, 120 финнов и 20 шведов), были также датчане и выходцы из Прибалтики. В числе реликвий церкви были серебряные чаши конца XVIII — начала XIX веков, двухъярусное паникадило с гербом 1685 года, изящные металлические люстры, сундуки XVIII века. [4] Церковная библиотека насчитывала более 3,5 тысяч книг. В церковный комплекс входили также здания трехэтажного мужского реального училища, лазарет и часовня. Церковный комплекс с садами и двориками занимали более 2 га земли.

26—29 мая 1915 года по Москве прокатилась волна антинемецких погромов, в ходе которых пострадали люди, немецкие предприятия, также был нанесен большой материальный ущерб протестантским церквям.

После октябрьской революции 1917 года





В 1920-е годы рядом с церковью св. Михаила расположился Центральный аэродинамический государственный институт (ЦАГИ). В 1925 году институт стал настаивать на полной ликвидации церкви для расширения занимаемой территории. В январе 1928 года по ходатайству института Моссовет постановил закрыть церковь.

Часть церковных ценностей была передана в музей. Из описи имущества следует, что летом 1928 года музейные работники приняли [5] :

  • 6 паникадил XVII века,
  • изразцовую печь XVII века,
  • 6 подсвечников,
  • 20 бра XIX века,
  • 1 старинную кованую дверь,
  • 3 креста,
  • 1 знамя рода Брюсов

и многое другое. Из храма было вывезено также 127 единиц упаковок архивных материалов.

В 1928—1936 годах, после закрытия церкви, прихожане получили в пользование здание бывшей Реформатской церкви — Московскую церковь евангельских христиан, которым пользовались вместе с евангельскими христианами и баптистами. В условиях антирелигиозной политики к 1937 году не только в Москве, но и во всем СССР не осталось ни одного лютеранского пастора, старейшая российская лютеранская община распалась.

После распада СССР



Сохранился также церковный орган Вильгельма Зауэра (нем. Wilhelm Sauer ) 1898 года. После закрытия церкви его перенесли в 1-ый Московский крематорий, а в 1999 году также как и алтарь передали Кафедральному собору. Орган был полностью отремонтирован и установлен в 2005 году. Орган звучит на богослужениях каждое воскресенье и в праздники, а также на концертах органной музыки, которые проводятся в соборе.

В 2006 году в составе Евангелическо-Лютеранской Церкви аугсбургского исповедания (ЕЛЦ АИ) был возрожден и прошел государственную регистрацию приход Св.Михаила. Является епископским приходом ЕЛЦ АИ. [источник не указан 234 дня]

Персоналии

Пасторы

Захороненные

В церкви св. Михаила были захоронены знатнейшие особы лютеранского вероисповедания:

Построен на месте древней белокаменной Архангельской церкви 1333 г., служившей усыпальницей московских великих и удельных князей (придел Иоанна Предтечи у южной апсиды и придел Уара у северной пристроены в середине XVI в.). Итальянский зодчий не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Фиораванти в Успенском соборе, но и вернулся к крестово-купольной системе с применением в основном полуциркульных сводов и крестчатых в плане столпов вместо крестовых сводов с круглыми столпами Аристотелева храма, что вызвало прежнюю дробность и неравномерность членений внутри собора, отличавшие древнерусские храмовые постройки, и лишало его той высоты, светлости и пространства, которые так поразили современников в памятнике, возведенном на четверть столетия раньше.

Сложенные из кирпича широкие столпы водружены на высокие массивные постаменты, увеличивающие их сечение, и поставлены довольно близко друг от друга в рядах, разделяющих продольные нефы, благодаря чему возрастает изолированность нефов и впечатление их протяженности в направлении от главного входа к апсидам. При пониженных сводах боковых нефов это делает здание более похожим на базилику, чем на крестово-купольное сооружение. Некоторые исследователи связывают особенности Архангельского собора не столько с шестистолпными, крестово-купольными храмами домонгольской Руси, сколько с памятниками Венеции конца XV в., откуда был родом зодчий, продолжающими традиции византийской архитектуры.

В соответствии с планом фасады членятся по вертикали на неравные части, а пятиглавие, в котором барабаны восточных глав по своему диаметру уже западных, оказывается сильно смещенным к востоку, тем более что в западной части храма Алевизом была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы, отделенная стеной от внутреннего помещения собора, в которой на хорах было сделано окно, чтобы княгиня могла присутствовать при богослужении. (Изначально в глухой теперь стене имелся дверной проем в северо-западном углу интерьера и, следовательно, существовал переход из храма на хоры, куда поднимались по винтовой лестнице.) Во всем этом уже не было той гармонической целостности, которая была достигнута Фиораванти.

Но при традиционности конструктивно-планировочного решения Алевиз пошел значительно дальше своего соотечественника в насыщении здания собора элементами светской ренессансной архитектуры. То, что едва наметилось в Успенском соборе (выделение цокольного этажа, завершение пилонов антаблементом), превратилось здесь в принцип декорации фасадов. Классический пилястровый ордер четко членит фасады по горизонтали на два этажа, не только по-разному обработанные (нижний с помощью ложной аркады, верхний широких филенок), но и разделенные карнизом и имеющие свой ряд оконных проемов. Стена утрачивает былую монолитность. Завершающий здание антаблемент отрезает закомары от основного кубического объема и превращает их в декоративные кокошники, украшенные великолепными раковинами. Ордерная декорация введена и внутри здания: приставленные к поднятым на импосты столпам пилястры, как и обходящий рукава креста карниз, подчеркивают конструкцию и пространственные членения интерьера.

Многие формы декорации собора получили широкое распространение в русском зодчестве, и прежде всего карниз, филенки, раковины, круглые окна закомар, резные порталы. Архангельский собор в основном сохранил свой первоначальный облик. Сильнее всего пострадал от позднейших переделок южный фасад, почти полностью закрытый галереей, выложенными в 1773 г. в связи с появлением трещин контрфорсами и сооруженной в 1826г. пристройкой служебного характера. Завершение собора также подверглось некоторой перестройке: первоначально покрытие было позакомарным, с черепичной кровлей (время замены черепицы железом неизвестно), и над закомарами возвышались фиалы; во второй половине XVIII в. закомары были напложены, и цоколи барабанов глав оказались скрытыми кровлей; центральная глава приобрела луковичную форму вместо прежней шлемовидной. Как теперь установлено, собор в своем первоначальном виде был окрашен в два цвета: побелкой были выделены цоколи, пилястры, капители, раковины, архитравы, карнизы, откосы окон; стены были окрашены под кирпич, как и фризы антаблементов.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В XVI в. собор был расписан (предположительно эта роспись датируется 1564-1565 гг.), но эти ранние фрески сохранились только в дьяконнике, где была устроена усыпальница царя Ивана Грозного. Это ряд сцен нижнего яруса на сюжет притчи о Богатом и Лазаре (росписи верхнего яруса относятся уже к XVII в.). В 1652-1666 гг. обветшавшая роспись была сбита и заново исполнена по снятым со стен прорисям, поэтому фрески XVII в. восходят в своем иконографическом составе и композиционных схемах к XVI в. В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты С. Резанцем, Я. Казанцем, С. Ушаковым, Ф. Зубовым, И. Владимировым и Ф. Козловым.

Донатор собора великий князь Василий III представлен на самом почетном месте на северозападном столпе напротив главного входа в храм. На других столпах помещены в нижнем ярусе фигуры князей Владимиро-Суздальской и в верхнем Киевской Руси предков московских князей, олицетворяющих предысторию Московского государства. В соборе-усыпальнице стоят сорок шесть княжеских гробниц, размещенных в большинстве своем в южной части интерьера; в северной находятся погребения опальных князей (в 1636-1637 гг. все древние надгробия были заменены новыми, выложенными из кирпича, с резными белокаменными стенками; в 1903 г. надгробия были покрыты бронзовыми футлярами). Над погребением царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой (установлена в 1638 г.; литая бронзовая решетка XVII в.).

Церковь Святого Михаила в Вене (Michaelerkirche)

Pedro Szekely" >

Одна из самых старых и интересных церквей Вены — церковь Святого Михаила — находится на территории Старого Города, на одноименной площади. Церковь, как следует из названия, посвящена архангелу Михаилу. Основанная в XIII в., по сей день эта церковь является действующей. Она была придворной церковью, где совершались обряды для королевской семьи Габсбургов.

Здание церкви имеет архитектурную особенность — сочетание элементов разных стилей, которые очень гармонично составляют единое строение. Самые ранние постройки относились к романскому стилю. От них остались южные хоры. Характерная башня и окна — готические элементы, появившиеся на месте первых построек. Портал, главные и северные хоры выполнены в стиле барокко. А западный фасад — образчик классицизма, наиболее позднее дополнение.

Церковь открыта ежедневно с 7:00 до 20:00, мессы проходят в 18 часов. В воскресенье и в праздничные дни посетить церковь можно с 8:00 до 20:00, мессы проходят трижды в день.

Церковь Святого Михаила в Вене (Michaelerkirche)

История и архитектура

Точная дата основания церкви Святого Михаила неизвестна. Подробные исторические и археологические изыскания указывают на дату около 1220 г. Самое первое здание было выполнено в романском стиле.

В 1327 г. в результате пожара была разрушена колокольня. На ее восстановление средства собирал герцог Альбрехт II. И в 1350 г. на пожертвованные средства были построены южные хоры. В 1416 г., после возведения главных хоров, церковь была освящена. В конце XV в. романские окна были заменены большими готическими. В XVI в. вместо разрушенного землетрясением 1570 г. купола была возведена остроконечная башня, характерная для готического стиля.

В 1626 г. церковь была передана в ордену барнабитов. Благодаря кардиналу Мельхиору Хонслу большая часть готического интерьера была удалена. После реконструкции вместо 21 алтаря осталось всего 12. Отцу Флорентию Шиллингу церковь Святого Михаила обязана прежде всего переделкой капеллы в соответствии с ранним барочным стилем.

Композиция над главным входом

В 1725 г. на западной фасаде, обращенном к площади Святого Михаила, был построен портал в стиле классицизма со статуями, изображающими падение ангелов — работа итальянского скульптора Лоренцо Маттиели. Позднее был установлен главный алтарь и перестроены хоры.

В XX в. управление церковью было передано сальваторианцам. В 2006 г. была проведена реставрация колокола, который с 1992 г. стоял внизу, перед церковью. Были отремонтированы и барочные часы, установленные в 1765 г.

Внутри церкви

Алтарь церкви впечатляет своим великолепием. Он выполнен в стиле барокко и изображает архангела Михаила, сражающегося со множеством падших ангелов. На переднем плане располагается икона Девы Марии, привезенная с острова Крит, в окружении четырех апостолов-евангелистов: Марка, Матфея, Луки и Иоанна.

Слева от входа находится орган. Это самый большой орган в Вене, и выполнен он также в стиле барокко. Инструмент был создан в 1714 г. известным мастером Иоганом Зибером. Регулярно мессы и литургии здесь проходят под органную музыку.

Орган

Стоит обратить внимание на готический свод над органом. Его форма обусловлена тем, что основан он был на более ранних постройках.

Во внутреннем нефе можно увидеть 12 апостольских крестов на 12 столбах. Правая готическая часовня сохранила свою архитектуру с 1350 г. Здесь есть скульптуры св. Екатерины Александрийской и св. Николая Чудотворца. Часовня в стиле барокко с левой стороны от главного алтаря была построена в 1627 г. для семьи графа Вернедберга. На левой стене часовни можно увидеть изображение-эпитафию семьи. Примечательной является романская купель из красного камня, находящаяся здесь же.

Поскольку церковь Святого Михаила определенный период времени служила императорским приходом, быть захороненным здесь считалось очень престижно. Поэтому многие богатые люди в Средние века платили немалые деньги за место в склепе. В результате храм стал местом захоронения порядка 4 тысяч умерших, для которые даже пришлось строить еще 2 склепа. Благоприятные температура и влажность воздуха, держащиеся здесь на определенном уровне, стали причиной естественной мумификации тел.

Потолочная фреска

Экскурсии

Церковь Святого Михаила можно осмотреть как самостоятельно, так и в сопровождении экскурсовода.

Посещение находящихся под церковью склепов возможно с четверга по субботу в 11:00 и в 13:00. Стоимость билета для взрослых €7, для детей €3.

Основные моменты экскурсии по одной из старейших и стилистически богатых церквей города включают в себя осмотр двух романских порталов, барочную часовню, хоры и погребальные надгробия. Желающие ближе познакомиться с королем инструментов — органом — могут заказать соответствующую экскурсию, на которой объяснят и покажут тонкости игры на этом инструменте. Эти экскурсии проводятся по индивидуальной договоренности.

Церковь Святого Михаила в Вене (Michaelerkirche)

Как добраться

Церковь Святого Михаила располагается прямо рядом с музеем истории Хофбург (Hofburg Wien).

Читайте также: