Сообщение на тему детская одаренность и ее виды

Обновлено: 28.06.2024

Что такое дет­ская ода­рен­ность? Какие виды бывают ода­рен­но­сти у детей? Какого ребенка счи­тают ода­рен­ным? На эти и дру­гие вопросы отве­чает книга А. И. Савен­кова, кото­рая отра­жает совре­мен­ные пред­став­ле­ния о дет­ской ода­рен­но­сти и т.д. Этот труд адре­со­ван не только учи­те­лям и вос­пи­та­те­лям дет­са­дов, а и родителям.

Чело­ве­че­ское мыш­ле­ние, спо­соб­ность к твор­че­ству — вели­чай­ший дар при­роды. Очень важно пони­мать, что даром этим при­рода отме­чает каж­дого человека.Но так же оче­видно и то, что свои дары она поровну не делит и кого — то награж­дает щедро, не ску­пясь, а кого — то обхо­дит сто­ро­ной. Ода­рен­ным же при­нято назы­вать того, чей дар явно пре­вос­хо­дит некие сред­ние воз­мож­но­сти, спо­соб­но­сти большинства.

Идея нерав­но­мер­но­сти этого рас­пре­де­ле­ния вполне оче­видна, однако не все с ней согласны Как-то, сме­ясь, Мон­тень заме­тил, что из всех спо­соб­но­стей Бог наи­бо­лее спра­вед­ливо рас­пре­де­лил умствен­ные — ибо никто не жалу­ется на их недостаток.

Мно­гие спе­ци­а­ли­сты назы­вают ода­рен­но­стью гене­ти­че­ски обу­слов­лен­ный ком­по­нент спо­соб­но­стей. Этот гене­ти­че­ски обу­слов­лен­ный дар в зна­чи­тель­ной мере опре­де­ляет как конеч­ный итог (резуль­тат раз­ви­тия), так и темп раз­ви­тия. Внеш­нее окру­же­ние, или, как гово­рят в про­фес­си­о­наль­ной лите­ра­туре, среда и вос­пи­та­ние, либо подав­ляют его, либо помо­гают этому дару рас­крыться. И подобно тому, как юве­лир может пре­вра­тить при­род­ный алмаз в рос­кош­ный брил­ли­ант, бла­го­при­ят­ная окру­жа­ю­щая среда и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ное педа­го­ги­че­ское руко­вод­ство спо­собны пре­вра­тить этот при­род­ный дар в выда­ю­щийся талант.

Эта про­стая и, каза­лось бы, оче­вид­ная мысль с боль­шим тру­дом про­би­вала себе дорогу в оте­че­ствен­ной педа­го­гике и педа­го­ги­че­ской пси­хо­ло­гии. Мно­гие в нашем оте­че­стве не хотели и до сих пор не хотят “ждать мило­стей от при­роды”. Отсюда и идеи о том, что нет детей ода­рен­ных и нет не ода­рен­ных. Есть лишь те, кого пра­вильно или непра­вильно обу­чали и вос­пи­ты­вали, “нет пло­хих уче­ни­ков, есть пло­хие учителя…”.

Жаль разо­ча­ро­вы­вать этих людей, но при­рода не живет по их уста­нов­кам, у нее свои законы и пра­вила рас­пре­де­ле­ния даров, и видимо, свои пред­став­ле­ния о спра­вед­ли­во­сти и равновесии.

В послед­нее время мно­гое стало меняться, и тер­мин “ода­рен­ность” вновь стал исполь­зо­ваться в про­фес­си­о­наль­ной лите­ра­туре. Но споры не окончены.

Немного истории

Для выяс­не­ния сути поня­тия “ода­рен­ность” кратко оста­но­вимся на исто­рии его иссле­до­ва­ния. Это важно потому, что ста­рые, отжив­шие свой век и отверг­ну­тые нау­кой тео­рии и пред­став­ле­ния про­дол­жают жить в созна­нии людей, и ори­ен­та­ция на них порож­дает не про­сто массу заблуж­де­ний, но и крайне нега­тивно вли­яет на прак­тику вос­пи­та­ния и обу­че­ния, а сле­до­ва­тельно, на судьбы детей.

Дол­гое время гос­под­ство­вало пред­став­ле­ние о боже­ствен­ном про­ис­хож­де­нии дара, опре­де­ля­ю­щего инди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия людей. Так, напри­мер, еще Пла­тон писал о том, что “…поэт тво­рит не от искус­ства и зна­ния, а от боже­ствен­ного предопределения”.

Но при­мерно в сере­дине XIX века сфор­ми­ро­ва­лось дру­гое пони­ма­ние. Извест­ный англий­ский уче­ный Френ­сис Галь­тон, вдох­нов­лен­ный тру­дами сво­его дво­ю­род­ного брата Чарльза Дар­вина, стал активно раз­ра­ба­ты­вать идею о том, что гени­аль­ный чело­век — “про­дукт гени­аль­ного рода”. Он вни­ма­тельно про­ана­ли­зи­ро­вал родо­слов­ные выда­ю­щихся людей сво­его вре­мени и про­шлого и нашел ряд зако­но­мер­но­стей, доста­точно ясно ука­зы­ва­ю­щих, с его точки зре­ния, на то, что про­яв­ле­ния ода­рен­но­сти зави­сят в первую оче­редь от наследственности.

Однако уже позже, с появ­ле­нием и раз­ви­тием гене­тики, было дока­зано, что про­цесс пере­дачи наслед­ствен­ных при­зна­ков опо­сре­до­ван мно­же­ством фак­то­ров и имеет далеко не пря­мой харак­тер. Говоря иначе, дар, о кото­ром мы гово­рим, не может быть уна­сле­до­ван напря­мую, подобно родо­вому замку, дво­рян­скому титулу, мель­нице или Коту в сапо­гах, как, напри­мер, в зна­ме­ни­той сказке Ш. Перро.

Оста­но­вимся на этом подроб­нее несколько позже. А пока отме­тим важ­ную веху в исто­рии изу­че­ния про­блемы ода­рен­но­сти — Ф. Галь­тон, образно говоря, спу­стил про­блему ода­рен­но­сти с небес на землю. После него идея боже­ствен­ной при­роды ода­рен­но­сти в серьез­ных науч­ных источ­ни­ках уже не обсуж­да­ется, раз­ра­ботка про­блем ода­рен­но­сти идет в дру­гом, есте­ствен­но­на­уч­ном русле.

Парал­лельно, правда, суще­ство­вала и прямо про­ти­во­по­лож­ная точка зре­ния, согласно кото­рой ника­кого дара (ни боже­ствен­ного, ни врож­ден­ного) вообще не суще­ствует. Эта идея нашла свое выра­же­ние в несколько стран­ном тер­мине “tabula rasa” (лат. “чистая доска”). Ребе­нок подо­бен “чистой доске”, без вся­ких зна­ков и идей, и нет ника­кой, ни боже­ствен­ной, ни наслед­ствен­ной, пред­рас­по­ло­жен­но­сти к умствен­ной или какой-либо дру­гой дея­тель­но­сти. Несмотря на явную сомни­тель­ность, ощу­щав­шу­юся еще в пору сво­его зарож­де­ния, дан­ная тео­рия нахо­дит своих при­вер­жен­цев и поныне.

Реаль­ная прак­тика сви­де­тель­ство­вала о том, что умствен­ные, твор­че­ские спо­соб­но­сти людей не равны и отли­чия эти про­яв­ля­ются уже в дет­стве. Диа­па­зон их очень широк — от умствен­ной отста­ло­сти до высо­кой сте­пени ода­рен­но­сти. Объ­яс­нить эти раз­ли­чия только воз­дей­ствием среды и вос­пи­та­ния невоз­можно. В осо­бен­но­сти, когда речь идет о редко встре­ча­ю­щихся, выда­ю­щихся про­яв­ле­ниях одаренности.

Одаренность общая и специальная

Но споры велись и среди тех, кто при­зна­вал суще­ство­ва­ние ода­рен­но­сти. Спо­рили о том, суще­ствует ли так назы­ва­е­мая общая ода­рен­ность как “уни­вер­саль­ная спо­соб­ность” (спо­соб­ность ко всему) или дар все­гда про­яв­ля­ется только в одной или несколь­ких сфе­рах деятельности.

Боль­шая часть иссле­до­ва­те­лей скло­ня­лась к тому, что ода­рен­ность — инте­гра­тив­ное (сум­мар­ное, общее) лич­ност­ное свой­ство. Иначе говоря, если чело­век ода­рен, то он спо­со­бен достичь успе­хов во мно­гих видах дея­тель­но­сти. Прак­тика пока­зы­вала, что выда­ю­щи­еся ода­рен­ные люди довольно часто дости­гали вер­шин одно­вре­менно в самых раз­ных обла­стях: Лео­нардо да Винчи был и худож­ни­ком, и инже­не­ром, и выда­ю­щимся есте­ство­ис­пы­та­те­лем; М. В. Ломо­но­сов был не только выда­ю­щимся уче­ным, но и поэтом и худож­ни­ком; А. С. Пуш­кин писал стихи и прозу, а кроме того, делал пре­крас­ные иллю­стра­ции к своим про­из­ве­де­ниям, и спи­сок этот можно долго продолжать.

Но раз­ра­ба­ты­ва­лась и дру­гая точка зре­ния: согласно ей нет ода­рен­но­сти вообще, ода­рен­ность все­гда при­вя­зана к опре­де­лен­ному виду дея­тель­но­сти, она все­гда либо мате­ма­ти­че­ская, либо музы­каль­ная, либо лите­ра­тур­ная, либо спор­тив­ная и далее прак­ти­че­ски до бес­ко­нечно-сти. Выхо­дит, сколько видов дея­тель­но­сти, столько и видов одаренности.

Эта идея при­об­рела попу­ляр­ность в основ­ном среди тех, кто прежде активно высту­пал про­тив самого поня­тия “ода­рен­ность”, но вынуж­ден был при­знать его суще­ство­ва­ние под дав­ле­нием реально наблю­да­е­мых явле­ний. Ведь если мы при­знаем эту точку зре­ния, то мы вынуж­дены при­знать и выте­ка­ю­щий отсюда логи­че­ский вывод: нет людей (детей) не ода­рен­ных, каж­дый ода­рен в какой-либо обла­сти, надо только найти эту область и помочь чело­веку (ребенку) реализоваться.

Но как же на самом деле?

Резуль­таты иссле­до­ва­ний спе­ци­а­ли­стов на про­тя­же­нии всего XX века убе­ди­тельно сви­де­тель­ствуют о том, что об ода­рен­но­сти ско­рее сле­дует гово­рить как об инте­граль­ном, сум­мар­ном лич­ност­ном свой­стве. В пси­хике выда­ю­щихся людей есть некие общие спо­соб­но­сти, кото­рые уни­вер­сальны и не свя­заны с какой-то спе­ци­аль­ной деятельностью.

Спе­ци­аль­ная ода­рен­ность, допус­ка­ю­щая ситу­а­цию, что чело­век ода­рен в какой-то одной сфере дея­тель­но­сти и прак­ти­че­ски не при­го­ден к дру­гой, в при­роде — боль­шая ред­кость. Извест­ный рос­сий­ский пси­хо­лог В. Д. Шад­ри­ков отме­тил в одной из своих работ, что при­рода не могла поз­во­лить себе рос­кошь закла­ды­вать в гено­тип столько спе­ци­аль­ных спо­соб­но­стей. И потом, пси­хика чело­века фор­ми­ро­ва­лась много мил­ли­о­нов лет, а мно­гие виды дея­тель­но­сти, о выда­ю­щихся дости­же­ниях в кото­рых мы гово­рим как о спе­ци­аль­ной ода­рен­но­сти, появи­лись лишь несколько сотен лет тому назад.

Для того чтобы рас­смот­реть про­блему раз­ви­тия общих и спе­ци­аль­ных спо­соб­но­стей, можно при­ме­нить попу­ляр­ный в био­ло­гии и прак­ти­че­ски не исполь­зу­е­мый в пси­хо­ло­гии науч­ный прием — метод модель­ных систем. Как известно, при­рода строит свои системы по общим зако­нам, и алго­ритмы раз­ви­тия исполь­зу­ются одни и те же, то есть одна при­род­ная система вполне может слу­жить моде­лью дру­гой. В каче­стве такой модель­ной системы нам послу­жит… живое дерево!

Корни дерева скрыты под зем­лей — так скрыты от непо­сред­ствен­ного наблю­де­ния при­род­ные, гене­ти­че­ские задатки чело­ве­че­ской пси­хики. Ствол дерева, его мощь, кре­пость и дру­гие харак­те­ри­стики зави­сят и от того, каковы скры­тые корни, и от вли­я­ния мно­гих внеш­них пара­мет­ров и усло­вий. Ствол — это в нашем слу­чае ана­лог тех самых общих спо­соб­но­стей или общей ода­рен­но­сти, той уни­вер­саль­ной харак­те­ри­стики, от кото­рой берут начало мно­го­чис­лен­ные “ветви” — част­ные про­яв­ле­ния одаренности.

От ствола отхо­дят сна­чала круп­ные ветви, они ста­но­вятся тоньше, делятся; тон­кие ветви, в свою оче­редь, делятся еще и еще… Пред­ста­вим себе, напри­мер, ветвь “худо­же­ствен­ная ода­рен­ность”. Спо­соб­но­сти к музыке, изоб­ра­зи­тель­ному искус­ству, лите­ра­туре, арти­сти­че­ские спо­соб­но­сти — это раз­ные спо­соб­но­сти. Но при этом они имеют много общего, и это общее обычно и объ­еди­ня­ется сло­вами “худо­же­ствен­ная ода­рен­ность”, “худо­же­ствен­ные спо­соб­но­сти”. И подобно тому, как от боль­шой ветви отхо­дят ветви меньше и тоньше, так из “общих худо­же­ствен­ных спо­соб­но­стей” вырас­тают спо­соб­но­сти “изоб­ра­зи­тель­ные”, “музы­каль­ные”, “арти­сти­че­ские” и др. Поэтому мно­гие худож­ники могут писать стихи без осо­бых слож­но­стей, музы­канты зани­ма­ются живо­пи­сью, а писа­тели иллю­стри­руют соб­ствен­ные произведения.

Чем больше у чело­века раз­ви­тых част­ных спо­соб­но­стей — “вет­вей”, чем выше уро­вень раз­ви­тия каж­дой, тем пыш­нее, вет­ви­стее крона нашего вооб­ра­жа­е­мого дерева. Чем рав­но­мер­нее, гар­мо­нич­нее раз­виты эти част­ные спо­соб­но­сти (ветви), тем более орга­нич­ным выгля­дит вооб­ра­жа­е­мое дерево.

В педа­го­ги­че­ском плане вопрос об общей и спе­ци­аль­ной ода­рен­но­сти имеет и важ­ный воз­раст­ной аспект.

Актуальная и потенциальная, ранняя и поздняя одаренность у детей

Спе­ци­а­ли­сты рас­смат­ри­вают дет­скую ода­рен­ность еще в одном аспекте — насколько она в дан­ное время про­яв­лена ребен­ком. Про­яв­лен­ную, оче­вид­ную ода­рен­ность, то есть заме­чен­ную пси­хо­ло­гами, педа­го­гами, роди­те­лями, назы­вают “акту­аль­ной”. И напро­тив, ода­рен­ность, кото­рая не сразу заметна, не оче­видна для окру­жа­ю­щих, назы­вают “потен­ци­аль­ной”.

Наи­бо­лее про­дук­ти­вен педа­го­ги­че­ский путь, согласно кото­рому ода­рен­ность на ран­них воз­раст­ных эта­пах (стар­ший дошколь­ный и млад­ший школь­ный воз­раст), должна рас­смат­ри­ваться и раз­ви­ваться пре­иму­ще­ственно как общая, уни­вер­саль­ная спо­соб­ность. А с воз­рас­том эта уни­вер­саль­ная, “общая спо­соб­ность” все более при­об­ре­тает спе­ци­фи­че­ские черты и опре­де­лен­ную пред­мет­ную направ­лен­ность. И глав­ная педа­го­ги­че­ская задача в этот период сме­ща­ется с раз­ви­тия общих спо­соб­но­стей к поиску адек­ват­ного спо­соба реа­ли­за­ции лич­но­сти в опре­де­лен­ных видах деятельности.

Мно­гие извест­ные уче­ные, музы­канты, худож­ники и даже писа­тели про­явили свои выда­ю­щи­еся спо­соб­но­сти сразу в ран­нем воз­расте. Всем известны бле­стя­щие твор­че­ские дости­же­ния малень­кого В.-А. Моцарта, выда­ю­щи­еся успехи в дет­стве Ф. Галь­тона, И. И. Меч­ни­кова, К. Гаусса, Н. Вин­нера, Г. В. Лейб­ница, В. Гюго. Этот спи­сок можно про­дол­жить. Довольно часто ода­рен­ные дети ста­но­вятся выда­ю­щи­мися взрос­лыми, но не всегда.

И наобо­рот, не менее часто дети, не про­явив­шие себя в дет­стве, дости­гали выда­ю­щихся резуль­та­тов в зре­лом воз­расте. Нередко выда­ю­щийся умствен­ный потен­циал, как сви­де­тель­ствуют био­гра­фии мно­гих извест­ных людей, дол­гое время оста­ется неза­ме­чен­ным окружающими.

Есте­ственно, что в каж­дом слу­чае при­чины, по кото­рым ода­рен­ность оста­ва­лась неза­ме­чен­ной, раз­личны. Потен­циал может быть дей­стви­тельно не про­яв­лен до опре­де­лен­ного вре­мени. А может быть, роди­тели, педа­гоги и дру­гие взрос­лые были невни­ма­тельны к тон­ким дви­же­ниям дет­ской души, им не хва­тило зна­ний, у них не сра­бо­тала инту­и­ция. Или напро­тив, в силу непо­ни­ма­ния они не заме­тили в ребенке этих выда­ю­щихся потен­ци­аль­ных воз­мож­но­стей и даже рас­смат­ри­вали про­яв­ле­ния твор­че­с­ко­сти, интел­лек­ту­аль­ной ини­ци­а­тивы как нега­тив­ные свой­ства. А наи­бо­лее цен­ными счи­тали совсем другие.

Всем нам по соб­ствен­ному опыту известно, что нередко встре­ча­ются роди­тели, школь­ные учи­теля, вузов­ские про­фес­сора, руко­во­ди­тели про­из­вод­ства, кото­рые ценят при­ле­жа­ние, послу­ша­ние, акку­рат­ность выше ори­ги­наль­но­сти, сме­ло­сти, неза­ви­си­мо­сти дей­ствий и суждений.

Свое­об­раз­ное под­твер­жде­ние этой мысли нашли аме­ри­кан­ские уче­ные, изу­чив­шие под этим углом зре­ния био­гра­фии 400 выда­ю­щихся людей. В иссле­до­ва­нии обна­ру­жено, что 60 % из них имели серьез­ные про­блемы в период школь­ного обу­че­ния в плане при­спо­соб­ле­ния к усло­виям обучения.

Факт суще­ство­ва­ния акту­аль­ной и потен­ци­аль­ной ода­рен­но­сти делает осо­бенно важ­ной дру­гую про­блему, про­блему про­гно­зи­ро­ва­ния раз­ви­тия. Какие при­знаки, свой­ства лич­но­сти, черты харак­тера, осо­бен­но­сти пове­де­ния и дея­тель­но­сти могут ука­зать взрос­лому на то, что ребе­нок в буду­щем может стать выда­ю­щимся уче­ным, худож­ни­ком, лиде­ром? Ответ на этот слож­ный вопрос не может быть про­стым. Уче­ные уже обна­ру­жили ряд зако­но­мер­но­стей, поз­во­ля­ю­щих про­гно­зи­ро­вать буду­щее ребенка, но до алго­ритма постро­е­ния надеж­ных обос­но­ван­ных про­гно­зов еще бес­ко­нечно далеко.

При этом миро­вой педа­го­ги­че­ский опыт пока­зы­вает, что часто вера в воз­мож­но­сти вос­пи­тан­ника, помно­жен­ная на мастер­ство роди­те­лей и педа­го­гов, спо­собна тво­рить педа­го­ги­че­ские чудеса. В жизни часто ока­зы­ва­ется важно даже не то, что дала чело­веку при­рода, а то, что он сумел сде­лать с тем даром, что у него есть.

Сколько всего одаренных детей

Трудно опре­де­лить, кто из детей ода­рен. Еще слож­нее ска­зать, кто из них может стать и ста­нет выда­ю­щимся уче­ным, худож­ни­ком, обще­ствен­ным дея­те­лем. Но на вопрос о том, сколько всего ода­рен­ных, как и на вопрос, сколько в обще­стве может быть выда­ю­щихся людей, как ни странно, отве­тить несколько проще. Правда, опыт пока­зы­вает, что не сле­дует спра­ши­вать об этом у пси­хо­ло­гов и педа­го­гов. Боль­шин­ство из них при ответе на него бук­вально начи­нают захле­сты­вать эмо­ции, и они назы­вают то 1 %, то 2 %, то 5 %, то 20 % от общего числа детей.

Более объ­ек­тивны в дан­ном слу­чае спе­ци­а­ли­сты по мате­ма­ти­че­ской ста­ти­стике. Для ответа на этот вопрос они поль­зу­ются не наблю­де­ни­ями, в кото­рых уже по опре­де­ле­нию велик эле­мент субъ­ек­ти­визма, и не резуль­та­тами экс­пе­ри­мен­тов, кото­рые можно истол­ко­вы­вать по-раз­ному, и уж конечно не руко­вод­ству­ясь эмо­ци­о­наль­ными поры­вами, а опи­ра­ясь на стро­гие мате­ма­ти­че­ские законы, опи­сы­ва­ю­щие при­род­ные явле­ния. Один из них — закон нор­маль­ного распределения.

Он выра­жа­ется гра­фи­че­ски кри­вой, напо­ми­на­ю­щей коло­кол. Цен­траль­ная часть этой кри­вой (верх­няя, сред­няя часть коло­кола) сим­во­ли­зи­рует норму, а сим­мет­рич­ные левая и пра­вая ее части — откло­не­ния от этой нормы. Осо­бенно широко этот закон при­ме­ня­ется в био­ло­гии (био­мет­рии). Согласно ему, в любой попу­ля­ции общее число нор­маль­ных осо­бей нахо­дится в пре­де­лах 68 %, суще­ствен­ные откло­не­ния в обе сто­роны состав­ляют по 16 %.

Чтобы про­ил­лю­стри­ро­вать его дей­ствие, часто исполь­зуют при­мер с изме­ре­нием роста ново­бран­цев, при­шед­ших на при­зыв­ной пункт. Пред­ста­вим, что врачи изме­рили рост несколь­ких тысяч ново­бран­цев. Боль­шая их часть неиз­бежно ока­жется при­мерно одного, сред­него, роста. Раз­ница в росте между ними будет коле­баться в крайне незна­чи­тель­ных пре­де­лах. Число таких людей состав­ляет при­мерно 68%. Но при этом обя­за­тельно най­дутся те, кто выше, и те, кто ниже сред­них зна­че­ний. Зна­чи­тель­ные откло­не­ния начи­на­ются при­мерно с 16 %. При­чем чем выше сте­пень откло­не­ния, тем реже оно встре­ча­ется. То есть очень высо­кие и очень низ­кие люди — боль­шая редкость.

То же самое про­ис­хо­дит и с умствен­ными спо­соб­но­стями. Но поскольку их реаль­ное изме­ре­ние про­из­ве­сти зна­чи­тельно слож­нее, чем, напри­мер, рост, вес, объем груд­ной клетки, то обычно пред­ла­га­ется рас­смат­ри­вать несколько иные цифры. Норма колеб­лется в интер­вале 60–70 %, соот­вет­ственно коли­че­ство откло­не­ний (ода­рен­ных и отста­ю­щих) будет нахо­диться в этом слу­чае в пре­де­лах 15–20 % для каж­дой группы.

При­чем отме­тим еще раз, чем выше сте­пень откло­не­ния (как ода­рен­но­сти, так и отста­ло­сти), тем реже это откло­не­ние можно встре­тить. Еще Ф. Галь­тон отме­чал, что “выда­ю­щийся гений”, столь же боль­шая ред­кость, как и “пол­ный идиот”. Ф. Галь­тон, опе­ри­руя зако­ном нор­маль­ного рас­пре­де­ле­ния, отме­чал, что если уро­вень умствен­ного раз­ви­тия нор­маль­ного чело­века при­нять условно за 100 еди­ниц, то умствен­ные спо­соб­но­сти гения будут равны 200, а иди­ота — 0.

Зна­чи­тельно позже, в 1912 году, извест­ный немец­кий уче­ный Вильям Штерн исполь­зо­вал это число — 100 — для фор­мулы рас­чета коэф­фи­ци­ента интел­лекта (IQ).

Хро­но­ло­ги­че­ский воз­раст опре­де­ля­ется очень легко, а вот умствен­ный опре­де­ляли по спе­ци­аль­ным тестам (от англий­ского test — “проба”, “опыт”). О пра­во­мер­но­сти этих изме­ре­ний мы пого­во­рим отдельно. В дан-ном слу­чае нам важен сам прин­цип расчета.

Извест­ный спе­ци­а­лист по кон­стру­и­ро­ва­нию ана­ло­гич­ных тестов, автор широко извест­ной мето­дики диа­гно­стики интел­лекта, аме­ри­кан­ский пси­хо­лог Дэвид Векслер обсле­до­вал 1,7 тыс. людей и на осно­ва­нии полу­чен­ных дан­ных пред­ло­жил сле­ду­ю­щую классификацию.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности в детском возрасте

1. Специфические стратегии познавательной деятельности, успешность которой проявляется на трех уровнях: быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, то есть новаторство.

2. Индивидуальный стиль познавательной деятельности, выражающийся, например, в способности быстро схватывать существенную деталь информации и быстро находить пути решения сложных задач, в рефлексивном способе переработки информации, в умении обобщать информацию на основе единичного факта и интерпретировать свои умозаключения.

3. Особый стиль систематизации знаний: высокая структурированность, способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени, категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).

5. Своеобразный тип обучаемости: высокая скорость и легкость обучения, или, наоборот, замедленный темп обучения, но с последующей резкой динамикой структуры знаний, представлений и умений; высокий уровень способности к самообучению с раннего возраста.

Виды одаренности. Критерии выделения видов одаренности.

Психологические закономерности развития одаренности детей дошкольного возраста.

Первый этап (2 – 3 года) - копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.

Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.

Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

1. По видам деятельности:

в познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов;

в художественно - эстетической деятельности – хореографическая, сценическая, изобразительная, музыкальная, литературно-поэтическая;

в практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивная, организационная;

в коммуникативной деятельности – лидерская.

2. По степени сформированности:

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. актуальную одаренность; потенциальную одаренность

3. По форме проявления:

- Скрытая одаренность проявляется в нетипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии о4. По широте проявлений в различных видах деятельности:

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейшие аспекты общей одаренности умственная активность и ее саморегуляция.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.). общую одаренность; специальную одаренность.

jдаренности такого ребенка. явная одаренность; скрытая одаренность.

5. По особенностям возрастного развития: раннюю одаренность и позднюю одаренность.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их интегративность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.

ВложениеРазмер
vystuplenie_odarennost.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Выступление по теме:

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их интегративность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.

Различия по уровню одаренности

1. Особая , исключительная одаренность — это те дети, для выявления одаренности которых, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одаренность видна, что называется, невооруженным глазом. Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе риска. У них отмечаются серьезные проблемы общения, часто повышенная нервная возбудимость.

Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим — нет.

Познавательная потребность, как уже говорилось, являющаяся непременной характеристикой любого типа одаренности, именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов.

Как уже говорилось выше, успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.

Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть учащиеся с широкой способностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках), а есть учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам или к гуманитарным).

В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности — и те и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность. Разница, пожалуй, заключается в особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники — это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.

3. Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для учителей,— это художественный тип . Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься.

Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются самим педагогом, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ученика учителя считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или к творческой одаренности.

К сожалению, у многих детей с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и в не меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе.

6. Вряд ли стоит надолго останавливаться еще на одном виде одаренности, проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы не представляющем все же специального интереса. Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности. Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности — это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано, прежде всего, с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.

Для всех видов одаренности существуют общие признаки:

1) Высокий уровень познавательной активности (ребенку интересно буквально всё, интерес проявляется постоянно, настойчиво);
2) Ребенок не просто любит задавать вопросы, а стремится во всем добраться до сути;
3) Грамотная речь, богатый словарный запас, он четко формулирует свои мысли;

4) Ребенок интересуется занятиями, характерными для более старшего возраста;
5) У ребенка проявляются определенные способности (поет, рисует, играет в спортивные игры намного лучше сверстников);
6) Творческое мышление. Может придумать в игре или в быту что-то принципиально новое;
7) Любимое занятие ребенка - учиться и познавать новое, при этом он практически не устает.

Если из этого списка соответствуют, как минимум два пункта, можно считать ребенка одаренным.

Трудности у одаренных детей

Обьективные трудности - нет средств, программ и специалистов.

Субьективные трудности - ребенок ощущает себя не таким, как все, когда попадает в среду заурядных детей. Для него характерен высокий интеллект и креативность (творчество). Он живет неординарно.

Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску:

* трудности контактов со сверстниками . Поиск обьекта, у которого имеется новая информация, следовательно, более старшего, а не сверстника. По данным исследований, существует уровень социально оптимального интеллекта, примерно составляющий 125-155 баллов по Векслеру и обеспечивающий его обладателя хорошей способностью к пониманию людей и ситуаций. При меньшем уровне коэффициента интеллекта ребенку хуже удается понимать ситуацию и строить свое поведение наиболее адекватным образом. Но и при более высоком уровне общение может резко нарушаться.

* дисинхронизация развития . (фр. Ж.Терасье) Заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций, одаренный ребенок в других отношениях не отличается от своих ровесников или даже уступает им (нарушения мелкой моторики).

* дислексия - слабое развитие речи.

Исходя из перечисленных трудностей запускается следующий патологический механизм:

низкая успеваемость >> потеря учебной мотивации >> невостребованность способностей >>утрата интереса к школе >> уход в свои проблемы >> потеря одаренности >> уход в асоциативное поведение (не всегда).

Это целая проблема для разработки. По данному механизму образуется скрытая одаренность, которая не проявляется ни в школьной успеваемости, ни в других явных достижениях ребенка. Не является очевидной для тех, кто ребенка окружает. Более того, такие дети часто бывают неуспевающими.

Плюсы и минусы "перепрыгивания через класс"

  1. +(плюсы):
    * условия для личностного роста;
    * возможность развития на нужном ребенку интеллектуальном уровне;
    * развитие мотивации учения;
    * самореализация личностная;
    * ограждает от асоциативного поведения;
    * раскрытие новых возможностей;
    * вера в себя.
  2. - (минусы):
    * непринятие пед. составом, недоверие;
    * сложно восстановить эмоциональный контакт;
    * бытовые проблемы (устройство на работу в 14 лет. );
    * отчуждение группы сверстников;
    * несоответствие интеллектуального уровня физическому и личностному развитию.

В нашем детском саду с помощью различных методов тестирования, наблюдения, опроса совместно с воспитателями, педагогами дополнительного образования и родителями мы выявляем одаренных детей.

Если посмотреть на слайд, то мы видим, что из 94 наших воспитанников старших и подготовительных групп 5,3% имеют музыкальную одаренность; 6,4% - хореографическую; 9,6% - художественную; 8,5% - спортивную; 6,4% - интеллектуальную.

Итак, цель работы с одаренными детьми можно сформулировать следующим образом: формирование и развитие их способности к самоактуализации, к эффективной реализации их повышенных возможностей в будущем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Саркисова Галина Павловна

ГАПОУ СО «Вольский

Исследовательский интерес к такому феномену, как одаренность, уже более ста лет проявляется в дискуссиях по нескольким направлениям: антропологическом — о природе человека, педагогическом — о связи между воспитанием, образованием и обучением талантливого ребенка, социальном — об условиях выявления особых способностей детей, психологическом — о сущности, классификации и причинах одаренности.

Одарённость - это врождённая способность человека к успешному освоению достаточно сложной деятельности. Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человек легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов.

Отечественный ученый Б. М. Теплов предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

Способности – это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека. Хотя и обуславливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. Можно отметить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера требований деятельности, которой занимается человек, а так же от условий жизни и особенно воспитания.

В результате специальных экспериментов, длительных научных дискуссий выяснилось, что все способности имеют некую общую основу, важную для развития и проявления практически любых способностей. Эти общие способности определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности, и потому их часто называют умственными способностями. Нет и не может быть, скажем, выдающегося математика с низким уровнем способностей к языковой деятельности, другое дело, что способности к языку у него могут быть развиты несколько меньше, чем собственно математические

Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания и степени развития.

Качество способности – определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывает качество его способностей. По качеству способности делятся на: математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и так далее. По широте различаются общие и специальные способности. Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма музыканта, оценка пропорций у художника, педагогический такт у учителя и т.п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности, поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливают самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественное своеобразное сочетание способности, необходимы для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Вообще, одарённость, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.

Виды и типы одарённости

Несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы, касающиеся одарённости, до сих пор остаются дискуссионными. Существуют разные по своей направленности, по содержанию деятельности или условиям развития виды одарённости. Каждый из них имеет свою специфику и динамику развития.

Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одаренности стали рассматриваться дифференцированно. Это проявилось в возникновении новых концепций интеллектуальной и творческой одаренности. Одной из получивших признание является теория множественности видов интеллекта. Согласно этой теории не существует какого-то единого интеллекта. Есть семь видов. К ним относятся следующие:

  • Лингвистический интеллект способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию (журналист, писатель, поэт).
  • Музыкальный интеллект способность исполнять, сочинять музыку (композитор).
  • Логико-математический интеллект способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом (математик, ученый).
  • Пространственный интеллект способность представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).
  • Телесно-кинестезический интеллект способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде (танцовщица, спортсмен, художник).
  • Личностный интеллект имеет две стороны, которые могут рассматриваться отдельно. Это интроличностный и интерличностный интеллект. Первый представляет собой способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности. Второй термин есть способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроением, предвидеть поведения в разных ситуациях (педагог, психотерапевт).

Особо выделяется исследователями такой вид одаренности как творческая. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность являются неотвратимым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческий. Если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже собранно.

Судя по всему, познавательная потребность у школьников с разным видом одаренности носит принципиально разный характер. Если познание творческих школьников направлено прежде всего на сам процесс познания и результаты важны им, но не в первую очередь, то у школьников с интеллектуальной одаренностью познавательная потребность направлена на достижение определенного результата. Если первым деятельность интересна (или неинтересна) прежде всего сама по себе, то вторым важнее всего, что получится в итоге.

За разной одаренностью стоит разная личность. У творческого ребенка она чаще всего менее удобная для общества, сложнее адаптирующаяся к условиям окружающего мира.

Но если общество действительно ценит творчество и творческую личность, необходимо быть более внимательными к творческому ребенку, с большим пониманием относится и к силе, и к слабости одаренного человека.

  • актуальную одаренность; потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

· явной одаренности; скрытой одаренности.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности - это сложные по своей природе психические явления.

  • общую одаренность;
  • специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности – умственная активность и ее саморегуляция.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

  • раннюю одаренность;
  • позднюю одаренность,

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создание новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве.

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех выше перечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением.

Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Являются ли наши способности врожденными или они формируются прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, — это 1% способностей и 99% пота? Среди ученых имеются активные приверженцы как одной, так и другой точки зрения.

Сторонники идеи способностей утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.

Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения и что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых "детях-маугли", которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозможности человеческого развития вне социума.

Способности формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков — наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.

Проблема таланта стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры таланта имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.



Изучив публикации педагогов, психологов, научных работников по материалам СМИ по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что одаренность как научная проблема существует более 100 лет, но в последние годы в России происходит активное освоение этого понятия в практической работе педагогов и психологов. Кто же такие одаренные дети и как с ними работать?

Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Кроме того указано, что в рамках системы поддержки талантливых детей целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников , практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся ( ученические портфолио ) при приеме в вузы.

Кто такой одаренный ребенок?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

  • способности выше средних,
  • креативность,
  • включенность в задачу.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".

Одаренность в школе

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и "так себе" по другому.

Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К "интеллектуалам" в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей "профессиональной" среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы "помещать" их в особые школы для одаренных.

Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям ("О чем с ними говорить?") или к своим учителям ("Чему они меня могут научить?"). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.

Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).

Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования.

Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.

Семь принципов сопровождения одаренных детей

Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.

Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми;
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.

Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.

Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).

Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.

Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.

Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:

  • анализ продуктов деятельности
  • наблюдение
  • беседа
  • экспертные оценки
  • естественный эксперимент.

Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2 крайние точки зрения:

  • "Все дети являются одаренными"
  • "Одаренные дети встречаются крайне редко".

Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом:

  • Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему;
  • Актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей; это дети, которые талантливы особо.

Об авторе: Балакирева Зарема Викторовна, заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ № 16 о. Муром Владимирской области.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: