Сообщение о церкви курганской области

Обновлено: 05.07.2024

Интерес к истории своей малой родины является, пожалуй, естественной потребностью каждого мыслящего человека. Однако порою наше желание лучше узнать историю предков, того места, где они родились, жили и умерли, наталкивается на объективные препятствия. Одним из них можно считать отсутствие необходимой опубликованной информации.

Известно, что в XVIII – начале XX вв. государством на приходские храмы была возложена большая социальная роль, заключавшаяся, помимо духовного наставничества, в фиксации актов гражданского состояния и учете населения. Именно храм являлся средоточием культурной, общественной и повседневной жизни городских и сельских обывателей. Подавляющая часть населения Зауралья исповедовала православие, а значит, имела непосредственное отношение к деятельности соответствующих религиозных учреждений и структур.

Государственный архив Курганской области является хранителем богатейшего собрания документов, связанных с деятельностью Русской православной церкви в Зауралье со второй половины XVIII в. по настоящее время. Однако, отсутствие необходимой исследователям справочной литературы по истории храмов и церковных приходов вызывает определенные трудности в их изучении.

Источниками для составления статей проекта послужили документы Тобольской духовной консистории, Тобольской казенной палаты, отдельных благочиний Курганского уезда, органов власти и местного самоуправления, клировые ведомости и исповедные росписи православных церквей, материалы личных фондов историков и краеведов, справочные и периодические издания.

Сведения по истории храмов, часовен и молитвенных домов расположены в алфавитном порядке и включают следующие основные компоненты: наименование населенного пункта, его административно-территориальная принадлежность и принадлежность к церковному приходу, состав прихода и его изменения, побудительные мотивы, причины и обстоятельства строительства храма или часовни, даты их закладки, освящения и закрытия. Конечно, уже опубликованная информация нуждается в дополнении, а в некоторых случаях и в уточнении.



Контент сайта поддерживается Государственным архивом Курганской области.
Адрес: 640000 ул. Свердлова 11, г.Курган. Телефон: 44-85-14.
Разработка и создание сайта - Кондратьев Д.Ю.
© 2011 Государственный архив Курганской области


Курган - крупный город, расположенный в УрФО, в Зауралье, почти в центре Евразии. Простираясь по берегам Тобола, Курганская область является воротами в Сибирь. Ближайшие города - Кустанай, Челябинск, Троицк. Численность населения - свыше 326 тыс. Читать далее

Курганские храмы и монастыри

Логотип

Курган - крупный город, расположенный в УрФО, в Зауралье, почти в центре Евразии. Простираясь по берегам Тобола, Курганская область является воротами в Сибирь. Ближайшие города - Кустанай, Челябинск, Троицк. Численность населения - свыше 326 тыс. человек.

Православие в Курганскую область пришло в XVII в., когда происходило присоединение Сибири к России. Это время связывают с походами Ермака. В бывшем Царевом Граде храмы начали строится там, где появлялись поселения, остроги и укрепления, в последствии становившиеся городами. К началу XX в. здесь насчитывалось свыше 200 храмов, а после переломного момента борьбы советской власти с религией сохранилось незначительное число.

Первая Свято-Троицкая церковь, построенная в 1767 г. (год основания Кургана), утрачена в 1957 г. Среди самых почитаемых старых храмов нужно отметить собор Александра Невского, в 1993 г., ставший Кафедральным. Великолепие богатого храма, построенного в стиле эклектики, освященного в 1902 г. было настолько весомым, что собор внесли в Британскую энциклопедию как памятник архитектуры. В настоящее время при храме работает школа во имя А. Невского, в которой преподается религиозно-нравственное воспитание в духе традиций Русской Православной Церкви.

Много городских церквей и часовен за последние годы нового столетия отреставрировано: церкви: Кирилла и Мефодия, Петра и Павла, Богоявленский собор; часовни: Георгия Победоносца, "Неопалимая купина" иконы Божией Матери, Николая Чудотворца. Построены церкви: Сошествия Святого Духа, "Торжество Пресвятой Богородицы", Серафима Саровского, Пантелеймона Целителя. Возвращение веры приветствуется и поддерживается и властями и прихожанами.


Шкодское, село Смолинской/Мало-Чаусовской волости Курганского уезда. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1783 г. при Шкодинском храме среди других селений упоминается Кривинское зимовье, или д. Кривинская (Кривая). К 1789 г. в приход входили само село и деревни: Увальная, Сизикова, Челнокова, Камышная, Плоская, Костоусова, Белоярская, Галкина, Сычева, Уфинская, Колташева, Шепоткова (именовавшаяся в 1790-е гг. Утяцкой), Пушкарева, Дубровная, Грачева, Спорная, Саломатная, Колодешная и Кривая. В 1796 г. к ним присоединились деревни Кутарская (Куторы), Копайская и Варгашева. Смежная с с. Шкодским д. Сизикова значилась в церковных документах отдельным населенным пунктом до 1799 г., после чего слилась с селом. По крайней мере, до начала XIX в. в приходе числились деревни Колодешная (Колодцы) Сычевской (с 1797 г. – Моревской) волости и Кривинская Сычевской (с 1797 г. – Кривинской) волости. В 1829 г. эти селения в приходе уже не значатся, но в него вошли к этому времени деревни Тайбалина, Дундина, Банникова, Золотая и Марайская, а с 1834 г. – Красноярская. Жители многих деревень Шкодинского прихода до 1830-х гг. одновременно числились и при других приходских храмах: Сычевой (центр одноименной волости), Пушкаревой и Дубровной – при Троицкой церкви г. Кургана, Камышной (Старо-Камышной), Плоской, Галкиной, Грачевой – при Николаевской церкви с. Падеринского, Спорной – при Петро-Павловской церкви с. Черемуховского. В 1834 г. деревни Камышная, Плоская и Кутарская вошли в состав открытого в этом году прихода Троицкой церкви с. Моревского, а в 1839 г. к ним присоединилась д. Копайская. В 1841 г. многие деревни были отчислены от Шкодинского к соседним приходам: к Курганскому Троицкому – Челнокова, Красноярская и Сычева, к Падеринскому – Галкина и Грачева, к Черемуховскому – Спорная, к Моревскому – Дубровная. В том же году в приход была передана д. Еранина, состоявшая до того при Курганской Троицкой церкви. В 1842 г. к Шкодинскому приходу вновь отошла от Моревской церкви д. Дубровная, а д. Саломатная в 1845 г. была переведена в Моревской приход. В 1847 г. от Троицкой церкви г. Кургана в приход вернулись деревни Челнокова и Красноярская. В том же году по случаю возникшей необходимости ремонта Шкодинского храма и по причине дальнего расстояния до него жители нескольких деревень решили устроить в бывшей приходской д. Сычевой собственную Дмитриевскую церковь и образовать отдельный приход, который и был открыт в 1848 г. В него вошли отчисленные от Шкодинского прихода деревни: Уфина, Колташева, Шепоткова, Пушкаева, Дубровная, Варгашева, Тайбалина, Дундина, Банникова, Золотая и Еранина. В том же году к Троицкой церкви с. Половинского отошла д. Марайская.

Андрей Михайлов, Государственный архив Курганской области.

Комментарии



В 70-х годах 20 века Курган был обеспечен торговой сетью на 70%

История Петропавловской церкви села Бутырского
В 2010 году, летом исполняется 265 лет со дня основания села (деревни) Бутырское Мишкинского района Курганской области. История села досоветского периода неразрывно связана с деятельностью находившейся в нем Петропавловской церкви.

Николаевская церковь города Далматово
В Курганской области материальное наследие Русской Православной церкви насчитывает трехсотлетнею историю. До наших дней сохранились каменные храмы постройки XVIII века. Один из самых старых – Николаевский храм в г. Далматово.

Как строилась Елошанская церковь
О строительстве Пророкоильинской церкви села Елошанского Арлагульской волости Курганского уезда.

Архитектурные особенности Богоявленской церкви села Зыряновского
На правом берегу реки Синара, как на одном из многочисленных притоков реки Исети, переселенцы из Катайского острога основали Зыряновскую крепость, которая была основана между 1709-1719 гг.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Костоусово (Кетовский район Курганской области)
В XIX – начале ХХ вв. село Костоусово Падеринской волости Курганского уезда при реке То-боле находилось на земском тракте. Православные жители селения входили в приход Покров-ской церкви села Шкодского. Большинство жителей Костоусово принадлежали к старообрядцам.

КУПОЛА НАД ГОРОДОМ
Когда Царево Городище, как называли в 17 веке наш город, стояло еще на Алгинском, или Арбинском яру, одной из первых там была выстроена деревянная однопрестольная церковь во имя Св. Великомученика Дмитрия Солунского, считавшегося покровителем Сибири.

Домовые храмы
В Кургане помимо трех приходских было еще три домовых храма. Первый в тюремном замке – Преображенская церковь. В Духовном училище, на третьем этаже, где ныне располагается правительство области, находился Иоанно-Богословский домовый храм. И, наконец, домовый храм святого великомученика и целителя Пантелеймона при бывшей Курганской городской больнице…

Внутреннее убранство сельского храма в начале XX века (На примере Михаило-Архангельской единоверческой церкви с. Плосковского)
Реконструкция внутреннего убранства сельского храма позволяет взглянуть на жизнь зауральских крестьян с культурных и эстетических позиций. В качестве примера выбран Михайло-Архангельский единоверческий храм с. Плоского Лебяжьевского района Курганской области.

ИСТОРИЯ ПОЛОВИНСКОЙ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ
Население этих деревень с 30-х годов значительно приросло за счет переселенцев из центральной части России; появились новые населенные пункты, в связи с чем жители деревень Половинное, Хлупово и Филиппово обратились в Духовную консисторию с ходатайством о строительстве церкви в д.Половинное; доверенным лицом избрали Якова Катайцева.

Богородице-Рождественская церковь села Рычковского Белозерского района Курганской области
В 1901 г. сельские общества Иковского прихода – Рычковское, Русаковское и Редькинское обратились в Тобольскую духовную консисторию с ходатайством о постройке нового деревянного храма в деревне Рычкова с образованием самостоятельного прихода.

Храмы Юргамышского района Курганской области
Начиная с 1930-х годов разрушаются наши храмы – к настоящему времени в Юргамышском районе из 12 храмов в полуразрушенном состоянии осталось только 3. Пришло время вос-кресить память о прекрасных творениях наших предков.

Читайте также: