Сообщение о саамах 9 класс

Обновлено: 18.05.2024

В школе нас учили, что в Норвегии живут норвежцы, в Финляндии – финны, а в Швеции – шведы. А где живут саамы? В Лапландии, которая существует не только в мифологическом, но и в физическом пространстве – на стыке России, Норвегии, Финляндии и Швеции.

Саамы: выбор исторического пути

Саамы (саами, лопари; самоназвание – кильд. са̄мь, с.‑саамск. sámit, sapmelaš; фин. Saamelaiset, нюнорск Samar, швед. Samer) – малочисленный финно-угорский народ, компактно проживающий на границах четырёх государств. Саамские языки входят в финно-волжскую группу финно-угорской ветви уральской языковой семьи, оставаясь при этом обособленными.

Получается, что саамы продолжали даже в начале нашей эры жить так, как другие жили в Каменном веке, причём это был их осознанный выбор3.

Предки саамов – носители археологической культуры Комса в конце последнего мощного оледенения (11 000-8 000 гг. до н.э.) последовали за отступающим ледником, вернее, они мигрировали вслед за стадами оленей, на которых охотились. Позднее они были ассимилированы носителями финно-угорских языков, при этом в саамских языках прослеживается значительный палеоевропейский (доиндоевропейский и дофинно-угорский) субстрат.

Наскальная живопись со сценами охоты. Альта (Финнмарк, Норвегия). Потомки культуры Комса. Источник: Jurek Durczak, CC BY 2.0

Наскальная живопись со сценами охоты. Альта (Финнмарк, Норвегия). Потомки культуры Комса. Источник: Jurek Durczak, CC BY 2.0

Во II-I тыс. до н.э., когда предки прибалтийских финнов под влиянием предков германцев, балтов и славян переходят к оседлому образу жизни, предки саамов продолжают жить так, как жили их предки: кочевать и охотиться. Они жили таким образом и позднее, разве что уже в Средневековье перешли от простой охоты на оленей к оленеводству, не забывая при этом охоту на других животных.

Саамы и соседи

Саамы кочевали на обширной территории вплоть до Ладожского озера на юге, однако после прихода индоевропейцев (германцев, балтов и славян) и носителей прибалтийско-финских языков они были вынуждены уйти севернее. Не выдерживая конкуренции с другими народами, создававшими государственные образования, саамы подвергались набегам и обложению данью. За право облагать их данью между собой боролись русские (новгородцы) и скандинавы (норвежцы).

Около 1251 года новгородский князь Александр Ярославич по прозвищу Невский заключил договор с норвежским королём Хаконом (Хоконом Хоконссеном) IV Старым, позволявший как Великому Новгороду, так и Норвежскому королевству собирать фиксированную дань с саамов: не более 5 беличьих шкурок с охотника. Такая ситуация продолжалась до 1602 года, когда датский король4 приказал не пропускать русских сборщиков дани на территорию Норвегии. В ответ на это русские перестали пускать датско-норвежских сборщиков дани на подконтрольную территорию.

Сохраняя свою инаковость, не пытаясь создать государство, саамы слыли среди соседей не только быстрыми и умелыми охотниками, но и сильнейшими колдунами. Это пренебрежительное отношение к саамам из-за образа жизни, но почтительное благодаря магическим способностям свойственно и скандинавам, и финнам, и русским.

Саам себе режиссёр

Саамскому народу повезло: у них есть режиссёр-соотечественник. Нильс Гёуп (Гауп) родился в Кёутокейно (Финмарк, Норвегия), учился на актёра и собрал первую театральную труппу, выступающую на саамском языке.

Самопрезентация саамов

Саамы, роли которых исполнили актёры-саамы (в том числе видный деятель саамского движения из Финляндии Нильс-Аслак Валкеапяя) – полная противоположность чуди: они миролюбивы, вооружены луками со стрелами, перемещаются на лыжах и санях, одеты в светлые оленьи шкуры, занимаются охотой. Особо подчеркивается их близость к природе (совершение обряда после убийства медведя, общение с оленями и т.д.), умение лечить и колдовать. Когда нападает чудь, то саамы, за исключением нескольких героев, не принимают бой, а спешат к своим собратьям ближе к побережью.

Красной нитью через весь фильм проходит идея о том, что саамы – это народ-семья, но если забыть о своей идентичности, то станешь таким же, как чудь – в данном случае, родственный по языку народ, избравший другой цивилизационный путь, который сводится к охоте на людей. Лучше бежать, оставаясь частью природы, чем становиться таким, как чудь.

В итоге саамы и их олени достигают побережья, где они фактически обречены на уничтожение, но молодой проводник, подобно Ивану Сусанину, приводит чудских захватчиков на гибельное место.

Небольшой саамский род, ведомый проводником, выступает в фильме аллегорией всему народу, который предпочитал не сражаться с нападавшими соседями, а кочевать вместе с оленями, не изменяя образу жизни, не теряя свою самость.

Фильм, снятый режиссёром-саамом с саамами, играющими саамов, является важнейшим аудиовизуальным текстом саморепрезентации народа. Саамы не создали государство, но они, следуя избранным путём, сохранили свою идентичность.

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

1Причём изначально так называли охотников и собирателей, а не конкретный этнос.

3Их образ жизни сейчас назвали бы дауншифтингом, симплливингом или опрощением.

4С 1534 по 1814 годы Норвегия и Дания были объединены в одно государство, управляемое династией Ольденбургов.

5Кузьменко Ю.К. Саамские боги охоты и рыбной ловли в скандинавской традиции // Германистика. Скандинавистика. Историческая поэтика. М., 2008 – с. 142-157.

6Подробнее об этом читайте в материале GoArctic

7Подробнее об этом см. здесь

8Об исторических фильмах Габриеля Акселя см. подробнее здесь и здесь

Саамы

Где живут саамы, занятия саамов

Этот коренной европейский народ много веков приспосабливался к суровым условиям Арктики и теперь проживает на территории четырёх государств: России, Швеции, Финляндии и Норвегии.

Шведские саамы (17-20 тысяч человек) – в основном горные, кочевые. Их традиционный промысел – горное оленеводство. Небольшие группы горных саамов встречаются также в Норвегии и Финляндии.

В Финляндии живут лесные саамы (6-8 тысяч человек), которые охотятся на пушного зверя и оленя. Они ведут полукочевой образ жизни и иногда занимаются оленеводством.

В Норвегии саамы традиционно занимались главным образом рыболовством. Это приморский, оседлый народ. Сейчас в Норвегии насчитывается 40-60 тысяч саамов.

В России на Кольском полуострове также живут оседлые саамы – оленеводы, рыбаки и охотники. Но их предки когда-то кочевали, как и у шведских саамов.

Российские поселения саамов находятся в основном в Мурманской области. Их неофициальной столицей является посёлок Ловозеро, где насчитывается 860 саамов. А всего в России проживает около 2 тысяч саамов.

История народа саамов

По мнению учёных, саамы – народ, который ведёт свою родословную от самого древнего населения Северной Европы. Предки саамов пришли на север из Западной Европы 10-11 тысячелетий назад. Под названием finoi полудикие северные племена европейских охотников, рыболовов и собирателей упоминаются в 325 году до нашей эры у древнегреческого автора Пифея. Древние римляне называли их fenni.

Под натиском финно-угорских и славянских народов предки современных саамов начали мигрировать на Север с VII по X век и заселили землю, известную как Фенноскандия. Эта природная страна была выделена геологом Вильгельмом Рамзаем в 1898. Она охватывала немногим меньше 2 миллионов квадратных километров и включала территории, принадлежащие сегодня Швеции, Финляндии, Норвегии, а также западную часть Архангельской и Олонецкой губерний Российской империи. Ассимиляция с другими арктическими народностями привела к тому, что у саамов теперь находят такие же гаплогруппы, как, например, у якутов.

В IX-XI веках саамы Кольского полуострова попали в зависимость от Новгородского, а затем - от Московского царства, а также подверглись угнетению со стороны датских, шведских и норвежских государей. Бывало, что кольским саамам приходилось платить налоги сразу нескольким правителям.

Предкам саамов, которые проживают нынче на российской территории, стало полегче, когда к власти пришёл Александр Невский и прекратил посягательства на их добро со стороны иноземцев. Они начали платить русским дань пушниной, рыбой и оленьими шкурами, а чтобы было сподручнее собирать эту дань, вплотную занялись оленеводством.

Во второй половине XIX века с началом промышленного освоения Севера к саамам пришла новая напасть. Их взяли в оборот купцы. Бессовестные менялы начали спаивать коренных жителей российского Севера, чтобы за бесценок забирать у них меха.

В советское время традиционный уклад жизни саамов подвергся ещё одному испытанию. Принудительная оседлость и насаждаемая сверху коллективизация привели к тому, что мужчина вынужден был уходить на промысел без семьи, а, следовательно, он не мог в полной мере передать свои традиционные знания и накопленный предками опыт детям. Проблема усугублялась тем, что многие саамы пристрастились к алкоголю и слишком рано умирали от пьянства.

В итоге в начале XXI века лишь десятая часть российских саамов по-прежнему занималась оленеводством.

Власти Швеции в XX веке нанесли традиционному образу жизни своих саамов непоправимый урон. В 1919-1937 году шведские саамы подверглись принудительному переселению, а их дети до 1971 года обучались в отдельных школах и пострадали от сегрегации.

Однако все эти притеснения привели к тому, что саамы Норвегии, Финляндии и Швеции ещё в пятидесятые годы прошлого века начали бороться за возрождение своего национального самосознания. Они стали проводить международные конференции, создали саамские парламенты и добились особого статуса саамских языков.

Саамы России после развала Советского Союза также добились для себя статуса коренного малочисленного народа, который закреплён в том числе в Уставе Мурманской области. В селе Ловозеро был создан Саамский национальный культурный центр. У кольских саамов появились собственное радиовещание и Музей истории, культуры и быта.

Особенности саамского языка

Саамские языки образуют особую подгруппу финно-угорских языков уральской языковой семьи. Ведь треть субстратной лексики, которую они употребляют, ни имеет аналогов ни в одном другом финно-угорском языке. Да и сами по себе языки саамов настолько разные, что до сих пор ведутся споры, насколько правомерно объединение их в одну языковую группу. Предполагается, что саамы сохранили элементы языка древнейшего населения севера Европы, а потом примешали к нему прибалтийско-финский говор.

Выделяются две большие группы саамских языков: западносаамская и восточносаамская, в которых насчитывается десять разных диалектов. Девять саамских языков до сих пор используются, у шести из них есть литературные формы.

В России саамы говорят на языках восточносаамской группы: на терско-саамском (2-10 носителей), на кильдинском (около ста носителей), на нотозерском (примерно 20 носителей).

Для сохранения саамского языка во всех четырех государствах, где проживают саамы, сегодня введено преподавание на этом языке в детских садах, школах и вузах. В РФ преподавание на саамском языке ведётся в Мурманском университете.


Религия саамов

Современные саамы - лютеране и православные.
Традиционно у них было три культа:

  1. Промысловый. Поклонение духам, покровительствующим промыслу. В ловле рыбы саамам помогал человек-рыба Аккрува и дух в облике моржа. У охотников был свой дух - покрытый шерстью хозяин леса. Покровительницей оленей была Луот-хозик - дух с человеческим лицом и покрытым мехом телом.
  2. Культ предков. Саамы приносили своим умершим предкам гостинцы. просили у них удачи в ремёслах.
  3. Культ идолов и сейдов. Сейд – это священное природное место (загадочные ущелья, пещеры). В сейдах саамы совершали жертвоприношения, исполняли обряды. Идолами становились камни, напоминающие животных.

Саамы верят в своего Деда Мороза – лесного духа Мунь Каллсы, который спасает заблудившихся охотников.

Традиции саамов

Саамы жили небольшими семьями из двух поколений. Детей у них было помногу: 10-12. По саамской традиции, старший сын отделялся, а младший оставался в родительском доме.

Брачный возраст у саамов наступал в 20-25 лет. Девушек выдавали замуж только по их согласию. Пары создавались во время общих праздников. Потом по сговору приезжали сваты от жениха с подарками обсудить будущий союз.

Невеста после этого приезжала к мужниным родственникам тоже с подарками. Жених при этой встрече должен был поцеловать её в губы, прижавшись носом. Иначе поцелуй не считался настоящим.

Жених готовил к свадьбе выкуп – оленей. Невеста приводила своё стадо.

На рождение ребёнка у саамов принято дарить оленя. К совершеннолетию у каждой девушки должно было образоваться собственное стадо.

В семье муж и жена занимались каждый своим делом, полагаясь только на собственные силы. Мужчина был добытчиком, женщина хранила дом, поднимала ребятню. Но пара совместно занималась промыслом и сообща вытачивала кухонную утварь.

У кольских саамов был матриархат. Они верят, что у женщины сильнее душа. Саамским женщинам разрешено шаманить, то есть, становиться нойдами.

Охота на медведя у саамов осложнялась тем, что некоторые саамы считали медведя нечистым. Поэтому после охоты они приносили домой только шкуру, а мясо не трогали. Другие саамы прежде, чем волочить медвежью тушу в селение, вкладывали ему в пасть кусок рыбы, тем самым задабривая дух медведя, чтобы он передал своим собратьям, что их накормят, если они придут. А потом саамы устраивали в селении медвежий праздник.

Традиционная саамская пища – оленина, оленье молоко, продукты из мяса и молока оленя.

Фольклор саамов

Саамский фольклор – соло-вокал. Песни сопровождаются шаманским бубном, перезвоном колокольчиков на шее вожака оленей, свистковой флейтой.

Самая популярная и известная легенда саамского фольклора - про оленя Мяндаша. Это сын шамана и оленихи. Его мать передала сыну свой дар превращаться в человека. Как-то он полюбил саамку, но она не приняла его заветы. Мяндаш ушел в лес обратно в стадо. А чтобы спасти любимую от голода, он обучил ее искусству охоты, но поставил одно условие - никогда не убивать беременных самок. С той поры этот наказ чтится всеми саамами. Важенок не трогают и оберегают. Даже приводят в стойбище, чтоб не мерзли.


Одежда саамов

Куфт или юпа. Это холщовая, суконная прямокроенная рубаха. Ее украшали бисером, цветными лоскутами. Мужчины подпоясывали её кожаным поясом, на который крепились огниво, нож, амулеты и кошель.

Нательные штаны носили только мужчины. Поверх них летом они надевали шерстяные, а зимой - плотные из оленьей замши или шкур. Такие штаны (стикаки) носили и женщины.

Зимняя одежда саамов из оленьих либо овечьих шкур мехом внутрь называется торк. К ней надевали утеплённые мехом шапки. Замужние женщины носили кокошник – шамшуру, незамужние - цилиндрическую повязку на голову.

Обувь саамов – каньги из замши, оленей шкуры. Зимой – высокие яры (меховые сапоги).

Жилище саамов

Для оседлой жизни саамы строили дома из досок, бревен, а пол и стены покрывали оленьими шкурами. В потолке делали дырку для дыма. Каменный очаг выкладывали в центре комнаты. Их постройки прямоугольной ил квадратной формы всегда имели дверь на юг.

Для кочевой жизни на лето строилась куваксу – сооружение, формой напоминающее чум. Чем больше была кувакса, тем больше боковых опорных шестов на нее шло. В старину куваксу покрывали оленьими шкурами. Сейчас используют брезент.

Некоторые строили временные шалаши прямо на земле. Выбирали место между двух деревьев, покрывали шалаш ветками и присыпали мхом или землей с травой.

Современное жилье саамов – русские избы, скандинавские дома, построенные по ненецкой технологии чумы.

Особенности внешности саамов

Характерные черты саамской внешности: светлая кожа и яркие светлые глаза, невысокий рост, длинные по сравнению с телом руки, присогнутые колени. Лоб большой, а нижняя челюсть маленькая. Глаза широко посажены.

Саамы отнесены антропологами к особой лапоноидной группе. Это переходная между уральской и большой европеоидной. По одной версии, саамы приобрели экзотические черты внешности из-за ассимиляции с монголоидами. По другой, они сохранили внешний облик древнейшего населения Восточной Европы.

Генетики нашли у саамов общие с басками и берберами гены по женской линии. А гаплогруппы V и U5b доказывают их связь с переселенцами из Восточной Европы, которые заняли регион после ледника.

По мужской линии у саамов прослеживается генотип, общий с финнами, бурятами, якутами и удмуртами.

Известные саамы

Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

По легенде, однажды на землю сошел олений Бог Мяндаш. На земле он встретил человеческую дочь. Девушка полюбилась оленьему Богу, и он взял ее в жены. У них родилось много детей, способных менять человеческий облик на олений. Но вскоре брак не заладился и Мяндаш решил уйти от девушки. Половина детей ушла вместе с ним, а те, что остались с матерью, положили начало саамскому роду.

Эта одна из легенд, о появлении древнейших людей-оленей, по сей день живущих за полярным кругом как на территории России, так и на территориях Финляндии, Швеции и Норвегии.

Этот народ столь необычен, что до сих пор привлекает внимание многих туристов, околдовывает шаманскими чарами, завораживает своей историей, своими традициями и своим образом жизни.

В данной статье мы хотим вас поближе познакомить с саамами Кольского полуострова, поведать их историю и традиции, где жили саамы, их ремесло и легенды. Данный народ заслуживает к себе внимание незаурядного читателя. Саамы всегда очень радушны, гостеприимны и ждут вас в гости!

Саамы
Саамы
Саамы

О саамах: численность, где проживают, язык

В настоящее время саамы живут на территории Финляндии, Швеции и Норвегии. На территории России проживает всего около двух тысяч кольских саамов, однако саамы продолжают поддерживать связь друг с другом.

Язык саамов имеет четыре разных диалекта, однако саамы Кольского полуострова говорят на русском языке, среди них мало кто знает их коренной диалект.

Религией саамов Скандинавии в настоящее время является лютеранство, а русские саамы исповедуют православие.

Саамы
Саамы
Саамы

История саамов: формирование и испытания народа

Первое упоминание о саамах возникло в конце VIII тысячелетия до н.э., когда впервые люди с запада осели на побережье Фенноскандии. Со временем на эту землю пришли и люди с юга и с востока, а приход финно-угров с севера внес значительный вклад в формирование этой этно-группы, в том числе и свой язык.

Пиком роста данного народа можно смело назвать XIV в., когда саамы являлись самым многочисленным народом на территории Севера. Эти невысокие, худощавые люди, обладающие ловкостью, быстротой и выносливостью, занимались охотой и рыболовством, а также вели полукочевой образ жизни.

Однако формирование этого народа еще не закончилось, так как саамам суждено было пережить и вторую волну массовой иммиграции с близлежащих земель, что внесло в их уклад новые устои, вместе с тем и оседлый образ жизни, и рыночные отношения. Раньше саамы не чувствовали надобности приручать оленей, так как их было всегда полным-полно в лесах, однако после прихода новых народов появилось понятие частного владения, и саамам пришлось поменять свой образ жизни и заняться оленеводством. Помимо смены устоя, новопоселенцы обложили саамов дополнительными налогами, окончательно закрепив свое влияние на территории Лапландии.

В 1920-1930 годы саамы еще раз подверглись испытанию, на этот раз советской массовой коллективизацией. Для этнических саамских групп это испытание было непосильным, так как каждая, со времен формирования занималась своим устоявшимся образом жизни, что вошло не только в привычку, но и в закоренелую традицию. Данные меры советских властей практически искоренили саамские промыслы, поставив под угрозу всю саамскую экономику и жизненный уклад. Далее в 1930-1947 годы коренной народ Севера, как и весь остальной советский народ, подвергся Сталинским репрессиям, ставшими причиной сокращения мужского населения людей-оленей на целых 10 %.

А в 1970-е годы в Мурманской области, по причине расширения промышленных предприятий и совхозов, были расселены 32 населенных пункта, в которых саамы составляли этническое большинство. Тем самым был окончательно разрушен традиционный ареал саамов, а вместе с тем и основной промысел этого народа — оленеводство.

Саамы
Саамы
Саамы

Традиции саамов: верования, традиционное жилище и одежда

Саамы жили в суровом климате, который не проявлял милосердия, поэтому единственным выходом на их существование было слиться с природой.

Чтобы жить в гармонии с природой, в мировоззрении людей-оленей появились многочисленные духи, которым они поклонялись, приносили жертвы или просили благословения. Для общения с духами у саамов были специальные люди — нойды, обладающие всеми необходимыми качествами, чтобы выполнять роль посредника. Нойду сочетали в себе дар жреца, знахаря и колдуна, они могли лечить страшные болезни, находить пропажу, а также повелевать ветрами. Про нойду ходили легенды далеко за пределами Лапландии. В настоящее время нойд осталось очень мало, как и самих саамов, но, тем не менее, они продолжают оберегать свой народ.

У людей-оленей наиболее важным и почитаемым верованием являлся промысловый культ. Они поклонялись духам-хозяевам охоты, рыболовства и оленеводства. Например, хозяину оленеводства саамы приносили в жертву кости оленей, чтобы летом северные олени находились под его защитой.

Традиционным религиозным верованием саамов был и культ предков, что отличало их от верований народов Сибири. Саамы совершали свои обряды у священных камней - Сейдов, приносили жертву своим предкам, а также просили их об удаче на промысле.

Одной из главных саамских традиций по сей день является традиция задабривания морских божеств перед ловлей рыбы. Саамы кидают в воду медную монетку, прося о хорошем улове, а задобренные духи благоволят им и одаривают преданный народ большим количеством крупной рыбы.

Жилищем саамов при перекочевках служил шалаш из жердей, крытый летом из мешковины, а зимой — из оленьих шкур — кувакса или чум. Чум являлся большим шалашом, способным вмещать в себя две-три семьи, а маленьким являлся кувакса. Внутри жилища всегда было тепло и уютно, так как в его сердце всегда горел огонь.

Традиционной одеждой саамов являлась юпа (куфт) — рубашка прямого кроя из сукна. Мужчины (саамы) подвязывали рубаху поясом, вешая на него нож и амулеты. Они также носили рубашки яркого цвета из ситца, сочетая их с кожаными штанами. Женщины (саами) одевались чаще в сарафаны, нежели рубашки, и дополняли наряд передником. Зимой саамы утеплялись одеждой из оленьих шкур и суконных шапок, сделанных их женами с большой любовью. Обувались саамы в каньги, из меха или замши. А в холода использовали яры — высокие сапоги из оленьей шкуры.

Саамы
Саамы
Саамы

Русские саамы и по сей день являются очень суеверным народом, они чтят своих духов и совершают только самые необходимые попытки изменить природу.

Жизнь саамов скромна и непримечательна, однако слух об этом северном народе долетел до многих уголков земли, заворожив своей любовью к природе, своей древнейшей оседлостью и своим колдовством над ветром.


Опыт стран Балтийского региона в области науки, высоких технологий и общественных институтов изучает вся Европа, а страны Скандинавского полуострова считаются одними из самых благополучных на континенте. Тем более парадоксально, что на территории этих стран рядом с современными городами и ухоженными деревушками живет народ, сохранивший тот уклад жизни, который он вел испокон веков. На протяжении долгих столетий рядом со стремительно развивающимися народами Северной Европы живут саамы, которые передовым технологиям предпочитают выпас оленей, рыбную ловлю и охоту.

Саамы, финны или лопыри?

Саамы – очень древний народ, возраст этого этноса насчитывает не менее 5000 тысяч лет. В письменных источниках первое упоминание о саамах датируется первым веком нашей эры.

Где находится Лапландия?


Саамы севера Норвегии, фюльке Трумс, 1928

Многие ошибочно полагают, что земля саамов – Лапландия – находится в пределах какого-то одного государства. Зачастую это название связывают либо со шведской провинцией Лапланд, либо с финской провинцией Лаппи. На самом же деле Лапландией называют территорию, на которой проживают саамы, и она располагается в пределах четырех стран: в Финляндии, Швеции, Норвегии и России.

Сегодня этот город, расположенный в 8 км от полярного круга в месте слияния рек Оунасйоки и Кемийоки, пользуется невероятной популярностью среди туристов. Это неудивительно, ведь город окружен горнолыжными курортами, а также здесь располагается резиденция финского деда Мороза – Йоулупукки.

Имеют лапландцы и свой флаг, который они вывешивают на неофициальных торжественных мероприятиях, а также свой национальный гимн, которым стала песня одного из древних саамских родов.

Сколько саамов на Земле?

Саамы – один из самых малочисленных народов Европы. Сегодня их общее количество едва достигает 100 тысяч человек, расселившихся на территории четырех стран. Большая часть саамов проживает в горной местности Норвегии и в Швеции. В Финляндии насчитывается порядка 8 тысяч саамов, а в России проживает всего-навсего 1,8 тысяч представителей этого народа.

Столь малая численность саамского населения России удивляет уже потому, что в давние времена саамы занимали практически весь Кольский полуостров. В наши же дни, согласно данным переписи населения 2010 года, здесь проживает не более 1770 саамов и лишь 13% от этого числа сохранили свой традиционный уклад жизни. Численность саамов стремительно сокращается: за последние десять лет саамское население России уменьшилось на 11%. Причем сокращение численности этого народа на территории России началось еще в позапрошлом веке из-за повального алкоголизма, частых эпидемий, браконьерской охоты русских на оленей и частичной ассимиляции. Не изменилась ситуация и сегодня.

В Финляндии, Швеции и Новрегии саамское население находится в менее плачевном состоянии.

Так, например, в Финляндии права саамов, как старейших коренных жителей этой страны, обеспечиваются культурной автономией. Разница положения саамов в России и в других странах заключается в том, что права этого народа в Скандинавии законодательно закреплены, а у самих саамов есть свой парламент, без согласия которого не принимаются никакие законодательные акты, затрагивающие жизнь лапландцев.

На саамских языках и в Скандинавии разговаривают довольно мало, но отмечается рост интереса к этим языкам со стороны молодежи. Популяризации саамских языков способствует и государственная поддержка, благодаря которой существуют курсы по изучению этих языков и диалектов.

Кто такие саамы?


Антропологический (расовый) тип саамов однозначно не определен до сих пор. Одни ученые склоняются к тому, что саамы относятся к монголодиной расе, другие утверждают, что саамы – палеоевропейцы. Согласно еще одной версии, этот народ относится к так называемой лапоноидной расе. Эта раса характеризуется низким ростом, большой длиной туловища относительно ног, довольно слабо развитым, в сравнении с народами европеоидной расы, третичным волосяным покровом и более темной, чем у их соседей – прибалтийских финнов и скандинавов – окраской волос и глаз. Представителям лапоноидной расы также характерен широкий лоб и относительно маленькие размеры глазниц, слабо выступающие носовые кости, низкая переносица и вогнутой формы спинка носа.

Таким образом, получается, что лапоноиды сочетают в себе как черты, характерные для европеоидной расы, так и те черты, которые характерны для монголоидной расы. Тем не менее, принято считать, что лапоноиды приобрели эти черты не в результате смешения двух рас, а, напротив, сохранили в своем антропологическом типе черты древнейшего населения северной Европы. То есть, лапоноиды – это неспециализированный расовый тип, в котором никогда не были до конца развиты ни европеоидные, ни монголоидные особенности.

Лапоноидный тип – это западный вариант более широкого древнего комплекса, который сегодня представлен сублапоноидным, субуральским и уральским типами, которые распространены в лесной и субарктической зонах Евразии. Народы, относящиеся к этим типам, имеют сходство не только внешнее, но и языковое. В наиболее чистом виде этот архаичный тип сохранился на востоке – это народ манси и на западе в лице, собственно, саамов.

Сегодня саамы разговаривают на финно-угорском языке, но считается, что раньше этот народ изъяснялся на так называемом палеоевропейском языке, генетическая принадлежность которого не установлена. Эта гипотеза выстраивается на основании того, что в так называемой базовой лексике (вода, земля, дерево, камень и т. д.) сохранившихся до сегодняшнего дня саамских языках содержится существенный пласт слов, не имеющих параллелей ни в уральских языках, ни в языках каких-либо других семей. Кстати сам саамский язык, несмотря на малочисленность этого народа, сохранил огромное количество диалектов, которые так сильно разнятся, что их можно называть с некоторой натяжкой отдельными языками.

Как саамы расселялись в Северной Европе

Современные границы расселения саамов простираются от северной Норвегии и Швеции до Кольского полуострова в России. Общая площадь территории, на которой живут саамы, равняется примерно 400 тысячам кв. км. Раньше же территории, на которых проживали саамы, были значительно больше.

На таком огромном пространстве саамы, естественно, не представляли собой единого этнического массива. В зависимости от степени и скорости адаптации к конкретным природным условиям и от изменчивости этногеографической ситуации формировали протосаамские группы. Причем на севере Европы они были более монолитными, чем на юге, где саамы были гораздо более малочисленны и жили маленькими группками.

Начиная с I тысячелетия нашей эры коренное саамское население современных Финляндии, Карелии и севера России было частично ассимилировано и вытеснено продвигающимися с юга финнами, карелами и славянами. Первоначальное продвижение этих народов на территории саамов носило торговый характер. Развитие торговли отразилось и на образе жизни этого народа: у кочевников стали появляться зимние деревни, в которые приплывали соседние народы торговать.

В середине минувшего тысячелетия – в XV-XVI веках — на саамов накладывают оброк, которые те должны были выплачивать мехами и шкурами, а пришедшие с юга земледельцы начинают осваивать территорию, сокращая лесные угодья и тем самым вынуждая саамов ассимилироваться или уходить дальше на север.

Возможно, именно с приходом земледельцев с юга коренным жителям Севера Европы пришлось отказаться от своих традиционных промыслов – охоты и рыболовства – в пользу оленеводства. Впрочем, известно, что саамы приручали оленей еще в IX веке, но теперь они были вынуждены именно этот промысел сделать основным в обеспечении своей жизнедеятельности. Благодаря переходу к оленеводству, саамы расселились в неблагоприятной для земледелия горной тундре Скандинавии.

Все эти процессы привели к тому, что к XVIII-XIX векам была окончательно сформирована современная этническая территория саамов, а охотничье-рыболовческий уклад жизни был практически полностью вытеснен оленеводством. Впрочем, некоторые саамские группы до сих пор сохранили более архаичный уклад жизни.

Традиционный быт саамов


На ярмарку в Швеции

Испокон веков саамы вели полукочевой образ жизни, промышляя охотой, рыболовством, а позднее — оленеводством, и большинство из них так и не изменило, несмотря на все попытки соседних народов, своим привычкам.

Во время кочевий лапландцы живут в остроконечных жилищах, которые покрываются оленьими шкурами. Называется такой тип жилья на саамской языке кувакс или ковас. Есть у саамов и постоянные жилища — коту, которые представляют собой остроконечное шестигранное сооружение из бревен. Также строили саамы и тупе или пырту — то есть, рубленые из бревен дома, рассчитанные на одну или две семьи.

Места своих стоянок саамы называют погостами. Главный критерий при выборе погоста — обилие ягеля, которым питаются олени. На протяжении года саамы кочуют от одного погоста к другому, а каждые 15-20 лет место погоста меняется на абсолютно новое.

Традиционная одежда саамов приспособлена, главным образом, для длительного пребывания на открытом воздухе, что неудивительно для кочевого народа. Наибольшей популярностью среди саамов пользуются гакти и юпа — традиционная верхняя суконная одежда, а также печок — верхняя зимняя одежда, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу, которая из-за своей плотности не продувается ветром. Также саамы носят торк — зимнюю одежду, которая, наоборот, сшита мехом внутрь.

Рацион саамов существенно разнится в зависимости от времени года. Летом они предпочитают рыбу, а зимой — мясо. Основой рациона саамов служат рыба, птица, млекопитающие, молоко и различные ягоды (голубика, морошка, черника и т. д.). Также саамы собирают сосновую кору и чагу с березы. Из чаги — болезненного нароста на стволах березы — саамы делают заварной напиток, который они пьют также часто, как мы — чай.

Верования саамов


Сейды — священный камень саамов

Этот древний народ славится неторопливым бытом и философским отношением к жизни. Не только уклад жизни саамов отличен от той жизни, что ведут жители суетливых городов – само время в представлении этого народа течет по-другому.

Саамы считают, что существует не четыре, а пять времен года: зима, весна, лето, осень и каамос. Пятое время года – это таинственный период, когда на землю саамов опускается полярная ночь, которая длится с середины декабря до конца января. В это время днем приходят волшебные сумерки, а по ночам саамское небо озаряется таинственным северным сиянием. В представлении саамов, это сияние связано с отблесками снежинок, которые взметает в воздух сказочная лиса, охотящаяся далеко за горизонтом.

Саамы, как и любой другой народ древности, были склонны одухотворять окружающий их мир. В основе их верований лежали анимистические представления. Все в мире, по мнению саамов, имеет душу – и животные, и растения, и камни. В мире саамов духи обитают повсюду – на земле, в воде, в воздухе, в подземном царстве. Эти духи повелевали силами природы, а в случае непочтения к ним могли вызвать болезни и несчастья. Поэтому саамы старались жить в гармонии с природой: боялись обидеть землю и просили прощения у убитых медведей.

Также у саамов было развито шаманство. Шаманов называли нойдами, и они предсказывали будущее, могли насылать и лечить болезни. Чаще всего шаманами становились мужчины, наследуя свои способности по наследству от отца. Впрочем, шаманству можно было и научиться. Специальной одежды у нойдов не было, а обряды они совершали посредством жертвоприношений и игры на бубне овальной формы, поверхность которого была густо покрыта рисунками, имевшими сакральное значение.

Самым известным культовым местом саамов считается остров Укко на озере Инариньярви. Вплоть до 50-х годов минувшего века там приносились жертвы духам. Впрочем, саамы до сих пор считают это место царством богов, поэтому они его не посещают и не советуют другим направляться на остров.

Саамы долго хранили свои традиционные верования, хотя первые попытки массового обращения этого народа в христианскую веру начали предприниматься еще в XVI веке. Причем процесс христианизации носил жесткий и принудительный характер: саамам запрещали разговаривать на их родном языке, а их специфическое пение считалось ужасным грехом, так как представители христианского духовенства воспринимали его как разговор с дьяволом.

Веком позднее христианизировать саамов стали пытаться посредством не кнута, а пряника. В результате в Скандинавии появилась саамская письменность, но сами представители этого народа по-прежнему не спешили предавать веру своих предков. Тем не менее, спустя века христианство все же укоренилось среди этого народа и сегодня саамы Норвегии, Швеции и Финляндии преимущественно исповедуют лютеранство, а саамы России – православие.

Впрочем, некоторые саамские роды так и не приняли христианства или приняли его лишь формально, на деле сохранив мировоззрение своих предков.

Сегодня наблюдается рост интереса к саамской культуре, традициям и верованиям, что приводит и к возрождению совсем недавно практически утерянных обычаев этого народа.

Саамы сегодня


Саамские дети

Многие саамы до сих пор сохраняют прежний уклад жизни: занимаются выпасом оленей, рыбной ловлей и охотой. Тем не менее, многовековое соседство с русскими и скандинавами не могло не привести к тому, что значительное количество саамов все же переняло образ жизни более развитых соседей и интегрировалось в европейское общество.

Много среди саамов уважаемых в мире политиков. Это и Уле Хенрих Магга – первый председатель постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, и Хельга Педерсен, занимавшая с 2005 по 2009 года пост министра рыбного хозяйства Норвегии, а сегодня являющаяся парламентским лидером Рабочей партии этой страны.

Внесли саамы свой вклад и в музыкальную сферу. К примеру, Мари Бойне Персен – норвежская певица саамского происхождения, в чьем творчестве умело сочетается традиционная саамская музыка и элементы джаза и рока. Она пользуется большой популярностью в Норвегии и выпустила уже около десяти альбомов.

Заметны саамы также в науке. Ларс Леви Лестадиус – шведский ботаник, чей вклад в изучение флоры севера Европы признается всей научной средой Европы, тоже выходец из саамского народа.

Саамы – не только один из самых малочисленных народов Балтийского региона. Это еще и один из самых необычных и загадочных народов Севера Европы: споры вокруг языка и расовой принадлежности этого народа до сих пор будоражат умы ученых. Несмотря на долгий контакт с пришлыми народами, коренные жители этой местности предпочли не играть по правилам чужаков – завязывать вражду и воевать за территории, а просто ушли дальше в леса и горы – туда, где им не будут неусидчивые скандинавы и русские мешать жить так, как они жили испокон веков. Конечно, влияние пришлых народов на саамов оказалось достаточно сильным, но все же этот народ смог сохранить свои обычаи, благодаря чему сегодня их можно считать уникальным народом для Балтийского региона.

Читайте также: