Сообщение о больничном на работу

Обновлено: 02.07.2024

Эксперты Роструда разъяснили, вправе ли работодатель привлечь работника к дисциплинарной ответственности, если он не уведомил о своей нетрудоспособности руководителя (по телефону, средствами электронной связи, другими возможными способами) в 1-й день заболевания.

Ведомство напоминает, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Соответственно, работодатель не вправе устанавливать в локальном нормативном акте правило о привлечении работника к дисциплинарной ответственности за неуведомление о наступлении болезни.

Такая норма будет ухудшать положение работника, поскольку она возлагает на работника обязанность, которую необходимо исполнить в период законного освобождения от выполнения трудовых обязанностей.

По мнению Роструда, работодатель может сформулировать в локальном нормативном акте норму о немедленном уведомлении работодателя о наступлении больничного как рекомендательную.

Такие разъяснения привел Роструд на своем сайте , отвечая на вопросы работников и работодателей.

Обязан ли работник сообщать работодателю о больничном — ответ на этот вопрос предполагает рассмотрение ряда примечательных нюансов, отражающих специфику законодательного регулирования трудовых отношений. Посмотрим, что по данному поводу говорит ТК РФ.

Нужно ли предупреждать работодателя и сообщать о выходе на больничный?

Такой обязанности законодательство России не предусматривает. Более того, работодатель не вправе принуждать работников, в том числе и посредством издания локальных распорядительных норм, предупреждать о больничном. Не предусмотрены законодательством и юридические механизмы подобных предупреждений.

Однако если фирма-работодатель не будет знать о выходе сотрудника на больничный, то ей может оказаться крайне сложно запланировать и организовать бизнес-процессы. Однако работодатель вправе рассчитывать на добросовестный подход сотрудника к выстраиванию взаимоотношений с коллегами и руководством. В частности, на осуществление им необходимых действий по своевременному информированию коллег о выходе на больничный.

Кому и как на работе отдавать предупреждение о болезни и куда сдавать больничный лист?

Предупреждение о больничном может быть передано работодателю в устной форме. Но лучше всё же прописать в локальных документах организации обязательство по составлению письменного варианта.

Работник не вышел на работу в первый рабочий день по причине болезни, о чем сообщил работодателю по телефону. Работодатель аннулировал трудовой договор. Надо ли восстановить работника на работе или заключить с ним новый трудовой договор, если через неделю работник принес больничный? Ответ на этот вопрос разъяснил советник государственной гражданской службы РФ 1 класса И. И. Дудоладов. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

Рассматриваемый документ сотрудники — любым доступным способом (через e-mail, соцсети, по факсу, через MMS) и на добровольной основе — могут направлять ответственному работнику кадровой службы или самому руководителю. В документе может указываться то, чем заболел работник и в течение какого периода он, предположительно, будет отсутствовать.

Предупреждение также может быть адресовано сотруднику, отвечающему за прием больничных листов. Это может быть работник бухгалтерии или кадровой службы.

Когда именно работник должен предоставить предупреждение о больничном листе?

Если правилами распорядка внутри организации закреплена необходимость предупреждения о выходе на больничный, соблюдение этого требования — обязанность работника. Желательно это сделать сразу после получения от врача информации о диагнозе и предполагаемых сроках лечения. Или в сроки, зафиксированные в локальном акте работодателя.

ВАЖНО! В судебной практике есть примеры, когда неисполнение сотрудником требования об уведомлении о невыходе на работу (если оно закреплено корпоративными документами) расценивалось как нарушение трудовой дисциплины (определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.04.2014 № 33-827/2014).

Работодателю также следует допустить возможность отправки работником уточняющего уведомления об изменении сроков выхода с больничного (например, если диагноз, установленный врачом, изменится). При этом данные уточнения могут направляться неоднократно, особенно если лечение предполагается достаточно длительным.

Обязательно ли предоставление больничного и что будет, если его не отдавать?

Если больничный не будет предоставлен без уважительных причин в течение 6 месяцев после выписки, работодатель вправе не выплачивать пособие по временной нетрудоспособности.

Узнать больше о сроках предоставления больничного работодателю вы можете в этой статье.

Если же выплата будет произведена по собственной инициативе работодателя на основании предварительного расчета за первые 3 дня болезни , то остальную часть пособия ФСС работнику не выплатит ( с 2021 года вся страна перешла на прямые выплаты из ФСС).

Кроме того, без оправдательного медицинского документа работник не сможет обосновать уважительность причины отсутствия на работе.

Итоги

Работодатель не вправе обязывать сотрудников сообщать о выходе на больничный. Но в его силах организовать систему добровольного информирования через любой доступный канал коммуникации.


Обязан ли работник сообщать работодателю о больничном — ответ на этот вопрос предполагает рассмотрение ряда примечательных нюансов, отражающих специфику законодательного регулирования трудовых отношений. Посмотрим, что по данному поводу говорит ТК РФ.

Нужно ли предупреждать работодателя и сообщать о выходе на больничный?

Такой обязанности законодательство России не предусматривает. Более того, работодатель не вправе принуждать работников, в том числе и посредством издания локальных распорядительных норм, предупреждать о больничном. Не предусмотрены законодательством и юридические механизмы подобных предупреждений.

Однако если фирма-работодатель не будет знать о выходе сотрудника на больничный, то ей может оказаться крайне сложно запланировать и организовать бизнес-процессы. Однако работодатель вправе рассчитывать на добросовестный подход сотрудника к выстраиванию взаимоотношений с коллегами и руководством. В частности, на осуществление им необходимых действий по своевременному информированию коллег о выходе на больничный.

Кому и как на работе отдавать предупреждение о болезни и куда сдавать больничный лист?

Предупреждение о больничном может быть передано работодателю в устной форме. Но лучше всё же прописать в локальных документах организации обязательство по составлению письменного варианта.

Работник не вышел на работу в первый рабочий день по причине болезни, о чем сообщил работодателю по телефону. Работодатель аннулировал трудовой договор. Надо ли восстановить работника на работе или заключить с ним новый трудовой договор, если через неделю работник принес больничный? Ответ на этот вопрос разъяснил советник государственной гражданской службы РФ 1 класса И. И. Дудоладов. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

Рассматриваемый документ сотрудники — любым доступным способом (через e-mail, соцсети, по факсу, через MMS) и на добровольной основе — могут направлять ответственному работнику кадровой службы или самому руководителю. В документе может указываться то, чем заболел работник и в течение какого периода он, предположительно, будет отсутствовать.

Предупреждение также может быть адресовано сотруднику, отвечающему за прием больничных листов. Это может быть работник бухгалтерии или кадровой службы.

Когда именно работник должен предоставить предупреждение о больничном листе?

Если правилами распорядка внутри организации закреплена необходимость предупреждения о выходе на больничный, соблюдение этого требования — обязанность работника. Желательно это сделать сразу после получения от врача информации о диагнозе и предполагаемых сроках лечения. Или в сроки, зафиксированные в локальном акте работодателя.

ВАЖНО! В судебной практике есть примеры, когда неисполнение сотрудником требования об уведомлении о невыходе на работу (если оно закреплено корпоративными документами) расценивалось как нарушение трудовой дисциплины (определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.04.2014 № 33-827/2014).

Работодателю также следует допустить возможность отправки работником уточняющего уведомления об изменении сроков выхода с больничного (например, если диагноз, установленный врачом, изменится). При этом данные уточнения могут направляться неоднократно, особенно если лечение предполагается достаточно длительным.

Обязательно ли предоставление больничного и что будет, если его не отдавать?

Если больничный не будет предоставлен без уважительных причин в течение 6 месяцев после выписки, работодатель вправе не выплачивать пособие по временной нетрудоспособности.

Узнать больше о сроках предоставления больничного работодателю вы можете в этой статье.

Если же выплата будет произведена по собственной инициативе работодателя на основании предварительного расчета за первые 3 дня болезни, то остальную часть пособия ФСС работнику не выплатит (с 2021 года вся страна перешла на прямые выплаты из ФСС).

Кроме того, без оправдательного медицинского документа работник не сможет обосновать уважительность причины отсутствия на работе.

Итоги

Работодатель не вправе обязывать сотрудников сообщать о выходе на больничный. Но в его силах организовать систему добровольного информирования через любой доступный канал коммуникации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Картинка Больничный лист: что должен знать работодатель и сотрудники?

Заболеть или получить травму может любой работник. Действующее законодательство защищает его интересы на период временной нетрудоспособности: за время, пока он проходит лечение и реабилитацию, ему положено пособие. Оно выплачивается компанией, однако после он имеет право получить компенсацию большей части потраченных денег за счет средств ФСС. Однако чтобы решить эту задачу, важно, чтобы оба – и работник, и работодатель – правильно оформили все требуемые документы.

Обращение за больничным листом

Больничные листы представляют собой официальные документы, которые фиксируют факты нетрудоспособности работников в течение периода болезни или травмы. Чтобы получить его, сотруднику необходимо лично обратиться в медицинское учреждение или вызвать врача на дом. Датой открытия больничного в этой ситуации будет считаться дата обращения. Если работник болел в течение нескольких дней до этого, но не обращался к врачу, они не будут включены в срок болезни.

Нужно учитывать, что правом выдачи больничных листов обладают только медицинские компании, имеющие действующую лицензию. При этом в соответствии с приказом Минздрава N 1089н, принятым в 2021 году, некоторые медицинские организации не имеют права выдавать этот бланк. В их список входят:

  • больницы скорой помощи;
  • станции переливания крови;
  • приемные отделения госпиталей и других медучреждений;
  • грязевые и бальнеологические лечебницы;
  • особые медицинские организации, включая центры медицины катастроф, бюро медико-социальной экспертизы и проч.;
  • организации, выполняющие надзор за соблюдением прав граждан в области защиты прав потребителей.

Оформление листка нетрудоспособности

Действующая форма листка временной нетрудоспособности определена положениями приказа Минздрава N 347н, принятого в 2011 году. В нем приводится его образец и дается расшифровка каждой графы. Бланк содержит два основных раздела: первая сторона заполняется медицинским учреждением, выдающим больничные, вторая – непосредственно организацией, где работает сотрудник. Работник не участвует в составлении документации.

Самое важное, что нужно помнить – это то, что современные листки подлежат прочтению на машинном оборудовании. Поэтому все записи в этом документе должны выполняться только гелевой или капиллярной ручной черного цвета: использование шариковой ручки не допускается. Также разрешено вносить сведения в больничные с помощью печатающих приспособлений. Все надписи и печати должны четко умещаться в пределы выделенных для них граф. Заполненный лист нельзя сгибать или иным способом повреждать его поверхность: это стать причиной того, что данные станут нечитаемыми.

Работнику не стоит переживать, что работодатель узнает деликатные сведения относительно его проблем со здоровьем. Действующие правила заполнения больничных не предполагают указания в нем сведений о диагнозе, поставленном больному. Для целей учета в нем предусмотрена лишь графа, отражающая причину нетрудоспособности в закодированном виде. В общей сложности приказ № 347н предусматривает 15 кодов для обозначения этих причин плюс пять дополнительных кодов, служащих для уточнения обстоятельств выдачи больничных листов.

Передача больничного работодателю

Начисление пособия

В соответствии с частью 2 статьи 3 федерального закона № 255-ФЗ, посвященного вопросам обязательного социального страхования, выплату пособия за первые три дня нетрудоспособности работника работодатель осуществляет из собственных средств. Оставшиеся дни нахождения на больничном оплачиваются из средств ФСС.

Величина пособия дифференцируется в зависимости от общего страхового стажа работника:

  • при страховом стаже менее шести месяцев он рассчитывается как минимальная оплата труда (МРОТ) для соответствующего региона;
  • при стаже от 6 месяцев до 5 лет он составляет 60 процентов среднего заработка работника за период нахождения на больничном;
  • при стаже от 5 до 8 лет – 80% среднего заработка;
  • при стаже более 8 лет – 100% среднего заработка.

Если работник заболел в течение месяца после увольнения из компании, ему также положено пособие по временной нетрудоспособности – в размере 60% среднего заработка.

Основания для снижения размера выплат

В некоторых случаях величина пособия может быть снижена по сравнению со стандартными размерами. Причины для принятия такого решения перечислены в статье 8 закона 255-ФЗ. Они включают следующие варианты:

  • нарушение режима, установленного лечащим врачом, в период нахождения на больничном;
  • неявка на очередной врачебный осмотр или медицинскую комиссию;
  • получение травмы или заболевания в результате нахождения в состоянии алкогольного, токсического или иного опьянения.

Во всех этих случаях размер пособия будет рассчитываться исходя из величины МРОТ для данного региона.

Сроки нахождения на больничном

При обращении заболевшего или получившего травму гражданина в медицинское учреждение лечащий врач имеет право выдать ему листок временной нетрудоспособности продолжительностью до 15 календарных дней. Если больничные выдаются фельдшером или зубным врачом, их наибольшая продолжительность может составлять только 10 дней. Реальная продолжительность нетрудоспособности в пределах этого срока определяется врачом, учитывая, какими особенностями характеризуется заболевание. Если для лечения болезни или восстановления трудоспособности требуется более длительное время, решение о продлении срока документации принимается специальной врачебной комиссией.

Максимальный срок, предоставляемый для этих целей, может составлять 10 месяцев в году. В отдельных, особенно сложных случаях – например, восстановление после перенесенного туберкулеза или серьезной операции – допускается его увеличение до 12 месяцев, то есть целого года. При этом в течение этого года работник должен каждые 15 дней являться на осмотр к своему лечащему врачу. Если по истечении максимального срока действия, установленного для больничных листов, здоровье работника все еще восстановилось не полностью, его направляют для прохождения медико-социальной экспертизы для решения вопроса о присвоении группы инвалидности.

Сроки предоставления документа

Обычно работники предоставляют больничные в день выхода на работу после завершения периода временной нетрудоспособности. Однако сотрудники имеют право сдать руководителю больничные в течение шести месяцев с даты восстановления трудоспособности, то есть окончания больничного.

В определенных ситуациях этот срок может быть дополнительно продлен. Список таких случаев, определенный приказом Минздрава N 74, принятым в 2003 году, включает:

  • форс-мажорные обстоятельства природного или техногенного характера, например, пожар, землетрясение и т.д.;
  • длительный период нетрудоспособности, составляющий шести месяцев в году;
  • переезд на другое место постоянного жительства;
  • вынужденный прогул, вызванный незаконным отстранением от работы или увольнением;
  • серьезные проблемы со здоровьем у близкого родственника или его смерть;
  • другие основания, которые суд признает уважительными.

Предоставление поддельного больничного

Недобросовестные работники иногда используют возможности, предоставленные законодательством, для получения дополнительного оплачиваемого отдыха, который не связан с болезнью или травмой. Проще говоря, они обращаются в сомнительные организации, чтобы просто купить фальшивые больничные и затем предъявить их в компании. Однако, задумываясь о такой возможности, работнику надо знать, что ему грозит серьезная ответственность. Она дифференцируется в зависимости от обстоятельств поступка и тяжести его последствий и может принимать следующие формы:

  • дисциплинарная ответственность, предусмотренная статьей 192 ТК РФ, – замечание, выговор или увольнение на усмотрение работодателя;
  • материальная ответственность, наступающая в соответствии с частью 4 статьи 15 255-ФЗ, определяемая в соответствии с размером пособия, полученным работником;
  • уголовная ответственность по статье 327 УК РФ за подделку документации, предусматривающая до двух лет лишения свободы.

Если работодатель обнаружил подделку самостоятельно, получив от работника больничную справку, стоит поговорить с работником, объяснив ему возможные последствия этой ситуации. Также целесообразно применить к нему дисциплинарное взыскание за прогул. А вот если работодатель уже выплатил ему пособие и, конечно, не получил возмещения из ФСС по фальшивому больничному, он может удержать размер выплат из зарплаты работника – правда, не более 20% ежемесячно до полного погашения задолженности. Если в связи с этой ситуацией работодатель понес другие убытки, например, упустил коммерческую выгоду, для их возмещения придется обращаться в суд.

Читайте также: