Сообщение о белой башне

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня Белая башня является частью музейного комплекса Королевского арсенала, занимающего весь лондонский Тауэр. В ее стенах, совсем недавно тщательно отреставрированных, представлены уникальная коллекция: средневековое оружие, в том числе и эксклюзивные орудия, выполненные на заказ или полученные в дар, восхитительные деревянные скульптуры королей и их лошадей в натуральную величину, одетые в настоящие доспехи, старинные монеты и пр. А на втором этаже башни расположен интерактивный зал, рассказывающий о событиях и персонажах, связанных с историей этой популярной лондонской достопримечательности.

В противовес высоченной инфернальной телебашне Екатеринбурга, которую снесли в 2018 году, на противоположном конце города стоит Белая башня. Невысокая (29 метров), но тем не менее заметная городская доминанта.

Ричард Пэйр. Водонапорная башня на УЗТМ, Екатеринбург. Инженер М. Рейшер, 1929


Проект М. Рейшера

В конце 1920-х на севере Свердловска полным ходом идёт строительство Уральского завода тяжёлого машиностроения и жилого массива при нём. Встала необходимость постройки водонапорной башни для постоянного водоснабжения соцгорода. Поначалу воду привозили в бочках на лошадях.

В конце 1928 года архитектурный руководитель Машинстроя И. Робачевский предложил строить водонапорную башню по индивидуальному проекту. Как только эта идея получила поддержку главного инженера В. Фидлера, объявили экспресс-конкурс, на котором свои проекты представили П. Оранский, В. Безруков и М. В. Рейшер.


Победил эскиз Рейшера. Проектное предложение Рейшера опиралось на методы конструктивизма, оно основывалось на пересечении двух геометрических тел: призматической пластины лестницы и цилиндра бака, поднятого на 1/2 от высоты призмы. На вершине башни предполагалось обустроить две смотровые площадки: на кровле бака и в маленьком консольном объёме, соединяющем лестничный объём и бак. Высота башни по проекту равнялась 29 метрам, и она должна была разместиться на самой высокой точке рельефа, тем самым становясь архитектурной доминантой местности.


Архитектура башни

Архитектурный образ водонапорной башни — классический пример объединения функции, конструкции и формы. Это инженерное сооружение вошло во многие отечественные и зарубежные издания и учебники как образец авангардной архитектуры.

Стремление к монументальности и экспрессии обусловило выбранное автором достаточно сложное в конструктивном отношении и выразительное по архитектуре решение, смело порывающее с традиционными приемами организации подобных инженерных сооружений того времени. Массивный объем громадного бака для воды опирается на три железобетонные опоры, его светлая цилиндрическая форма с графически выделенными небольшими темными деталями окон как бы оторвалась от земли и парит на изящных опорах. Блок вертикальных коммуникаций решен в виде примыкающего сбоку самостоятельного объёма.


Изначально башню хотели сделать полностью из железобетона. Но до этого в городе не было опыта строительства зданий из подобного материала, и для надёжности проект решили видоизменить. Инженер Фидлер лично пририсовал дополнительные ножки под баком и настоял на том, чтобы сам бак был изготовлен из металла.

Железобетонные конструкции сооружения разработали в московском проектном бюро Техбетон, проект металлического бака-резервуара по системе Инце — в проектном бюро металлоконструкций под руководством С. Короткова.

При сборке бака впервые в городе использовалась техника электросварки, а не склёпки. Бак изготовили за 5 месяцев, 5 июня 1931 года был наложен последний сварной шов, и башня была готова к эксплуатации.

Нужно отметить, что бак башни Уралмаша в то время был самым крупным в мире и превышал по размерам на 50-70 кубометров аналогичный, возведенный в США в городе Чикаго.

Открытие башни и прорыв бака


У В. Ф. Фидлера сразу же собрались все ведущие специалисты, принимавшие участие в проектировании, строительстве, монтаже и приёмке башни. Во время обсуждения случившегося в кабинет вошёл представитель НКВД. Владимир Фёдорович поднялся и внешне спокойно просил извинить, что не может сейчас уделить ему время, просил обождать:

В данный момент мы решаем технический вопрос, как в максимально короткий срок ликвидировать аварию. Кому, что и в какие сроки нужно сделать. Решив эту задачу, я займусь с Вами выявлением лиц, виновных в этой аварии.

Такими же рекордными темпами проект был осуществлён. Новое днище бака оказалось надёжным. Были развеяны остатки предрассудков о прочности железобетона.


Значение Белой башни

Дальнейшая судьба

Белая башня долго пустовала, не имея реального хозяина, а между тем ещё в 1930-е годы здесь предполагали построить огромный культурный комплекс. Прямо за башней предполагали построить стадион (архитектор П. В. Оранский), который ныне можно было бы использовать как торговый или выставочный центр.

В 1970-е годы в судьбе башни происходит драматический перелом. Здание ДК УЗТМ, построенное в комплексе со стадионом, полностью загородило вид на башню от площади, взяв на себя роль завершения бульвара. Уникальный объект конструктивизма, уже тогда носивший статус памятника, был выключен из жизни города и обречён на жалкое существование посреди пустыря, на задворках впередистоящего здания.

Несмотря на то, что башню, как пространственную доминанту, видно лишь с периферийных улиц, с любой другой точки Уралмаша можно заметить её часть. Она остается одним из символов города Екатеринбурга.

Водонапорная башня в соцгородке Уралмаша. 1930. Архитектор М.В.Рейшер. Фотография 1968 года

В конце 80-х компания передала башню во владение областного комитета по госимуществу, содержать её стало невыгодно. Башня никогда не реставрировалась. Причина тому лежит в её дуалистическом статусе: с одной стороны это памятник федерального значения, и соответственно находится под охраной областных властей, с другой стороны, земля, на которой памятник стоит, принадлежит городу, а городская администрация имеет на своё хозяйство несколько иную точку зрения.

Компромисс в сложившейся ситуации ещё предстоит найти. Специалисты осознают, что утрата Белой Башней её прежней роли пространственного маяка необратима, и поэтому ищут иной способ возвращения городу Екатеринбургу одного из его символов.







Здесь был бак для воды.








Архитектор Полина Иванова взяла Белую башню под опеку 10 лет назад. Как это было и чем она занимается сейчас?

В этом году исполняется 10 лет арх-группе Podelniki и проекту восстановления Белой башни на Уралмаше, которую архитекторы взяли под опеку. Лицо этого проекта Полина Иванова пока не знает, как будет отмечать круглую дату, но уже начинает подводить первые итоги.

— Я переехала в Екатеринбург из Тюмени в 2001 году, чтобы учиться в архитектурной академии. В моей школе был подготовительный архитектурный класс, где преподавали выпускники тогда еще свердловского УрГАХИ (Уральского государственного архитектурного института, сейчас УрГАХУ — прим. ред.). Это были люди, влюбленные в Екатеринбург, наверное, потому что там прошла их молодость. И нам, школьникам, казалось, что это конечный пункт всех успешных людей, город мечты.


Полина Иванова. Фото: Саша Зубковский / It's My City

Единственным преподавателем, который приходил читать лекции со своих проектов и не засиживался в профессорской, была Ирина Павловна Столер. Из-за нее я выбрала специализацию промышленной архитектуры и осталась в академии еще на два года. Правда, и там нам преподавали какие-то древние вещи, например, рассказывали, как спроектировать мартеновский цех, хотя в то время такие цеха на Урале начали массово закрывать. Нам не хватало актуализации, и мы с однокурсниками стали искать образование на стороне.

Однокурсники становятся подельниками


Фото: Саша Зубковский / It's My City

Помимо этого мы интересовались исследованием города. В академии тогда все ругали современную застройку Екатеринбурга, и мы решили разобраться, какая архитектура в городе считается достойной. Распечатали анкеты, в которых попросили респондентов указать пять любых выразительных зданий, раздали их преподавателям академии, и вдруг все всполошились!

Нам сказали, что это очень важное исследование, в опросе участвовали даже члены Союза архитекторов. Это, конечно, повлияло на выборку, но дало нам возможность создать список из сотни зданий разных эпох, которые местные архитекторы считают знаковыми. На основе этого мы открыли выставку. Кстати, на нее пришли преподаватели, от которых мы постоянно слышали, что Екатеринбург в плане архитектуры ничем не интересен.

Это был абсолютно стихийный фестиваль. Мы собрали волонтеров, дали им информацию о пяти исторических зданиях в Екатеринбурге и предложили сделать любые инсталляции рядом с ними. Мы абсолютно не контролировали творческий процесс, а в день фестиваля ездили по объектам и вместе со всеми удивлялись тому, что сделали ребята.


Фото: livejournal Podelniki

Самая яркая инсталляция получилась у усадьбы Филитц. Был сильный ветер, и волонтеры с помощью лент и воздушных шаров сделали на фоне фасада летающий дом. А около Вознесенской церкви поставили огромные песочные часы, играя с формой купола. Все инсталляции работали с идеей скоротечности времени и были однодневными.


Белая башня. Фото: Игорь Брук / It's My City

Наша команда расширилась, в ней появился юрист Николай Смирнов, но не было своей площадки. Так работать было неудобно — все валялось по разным углам, а музеи и другие площадки имели свои ограничения. И мы начали поиски своего места.

Первый же опыт был неудачным. Мы хотели получить в пользование одноэтажный особняк из кирпича на Горького, 20. Собрали рекомендательные письма, заручились поддержкой институций, но как только подали запрос, в котором просили передать здание нам, его снесли. Это был момент отчаяния для всех, кроме нашего юриста. Он понял, что система работает, и предложил попробовать с другим объектом — Белой башней.

— В обучении рисунку есть такой принцип: композиция должна быть готова на любой стадии. Ты рисуешь от общего к частному — контур, части, детали — и на любом этапе получаешь некий результат. У нас случилось такое же отношение к проекту башни.


Фото: Саша Зубковский / It's My City

Многие люди ощущали башню своей — и это логично, они провели в ней больше времени. Мы понимали, что башня общая, и все, что мы будем делать в ней, может быть уничтожено. Например, нам нужно было залить пол дезинфицирующей смесью и оставить сохнуть три дня. Но башня всегда была открыта, и люди могли спокойно прийти, ненароком все испортить и даже отравиться парами. Что с этим делать? Помню, в какой-то момент у нас в чате возникла шутка о том, что нужно запустить в башню змей, чтобы туда никто не лез.

Самый очевидный вариант — закрыть башню от всех, поставить на окна решетки. Но любой шаг в сторону огораживания и обматывания колючей проволокой вел не туда. Да, пришлось поставить забор, потому что с полным мочевым пузырем перелезть через него все-таки сложнее. Но мы дали ключ от забора каждому участнику субботников, и на субботники звали всех местных жителей и резидентов башни.

Сейчас рисуют только на окнах и дверях. Возможно, у тэггеров есть пунктик, что с окна легче смыть, но в нашем случае это не так — дело в том, что у нас окна не из стекла, а из пластика, с поликарбоната краску смыть невозможно. Рисуйте на двери!

На сегодняшний день Белая башня прошла консервацию и исследование, дальше будет реставрация и эксперимент по ее приспособлению. Это процесс, который мы пройдем от начала до конца и покажем другим проектам, что это реально.

Лет пять назад нам говорили, что некие широко известные в узких кругах люди решили забрать у нас башню и сделать там что-то свое. Тогда у нас была горячая стадия проекта и нам некогда было лезть в политические игры, да и мы понимали, что так, как мы, башней заниматься никто не будет. С предложением никто так и не пришел. И это хорошо.


Фото: Саша Зубковский / It's My City

Я каталась на стуле по их офису и жаловалась на жизнь. И как-то на этом фоне мы начали говорить о солидаризации и атомизации в обществе. Первое понятие описывает процесс роста социальных связей, когда общие идеи объединяют людей. Можно вспомнить, какой подъем был у города после событий в сквере в 2019 году. Атомизация — это обратный процесс, когда людям неинтересен мир за пределами квартиры. И мне кажется, что сейчас общество находится на этом этапе — разваливаются политические, социальные институты, и мы пытаемся солидаризироваться хотя бы вокруг локальных проблем, таких как расширение моста на Малышева.

Мне хотелось бы, чтобы люди, задумывая дела, надеялись не только на свои силы, но и на то, что они могут создать вместе. Город меняется не только по указке сверху, его меняют сообщества.


Фото: Саша Зубковский / It's My City

Я надеюсь сделать путеводитель по совмоду, чтобы у этих зданий появился исторический сторителлинг. Мне важно показать, что история Екатеринбурга не ограничивается дореволюционной, авангардной и тыловой эпохами. На высокоточных предприятиях Свердловска работали увлеченные специалисты, которые многое сделали для полетов в космос. И одновременно с романтическими мечтами о полдне ХХII века и мировом коммунизме люди жили в страшном дефиците.

После совмода я хочу вернуться к конструктивизму и заполнить пробел в исследовательских материалах по этому стилю и эпохе. А потом займусь современным городом.

— Последние несколько лет я понимаю, что нахожусь в клетке своих компетенций, которые прибиты гвоздями к Екатеринбургу. Возникает вопрос, кто я без энциклопедических знаний о городе и социальных связей, обретенных здесь?

Белая Башня — это главное здание Тауэра. Она была возведена по приказу Вильгельма Завоевателя в середине 11 века вместо деревянных укреплений под руководством Гундульфа Рочестерского.

История Белой Башни

белая башня тауэр

Крепость должна была стать королевской резиденцией — неприступной обителью монархов, но за свои 900 лет она неоднократно меняла свое предназначение. Имя архитектора Белой Башни кануло в лету, и непонятно, почему был выбран именно этот вид — мощная прямоугольная башня (35,9 метров в длину, 32,6 метров в ширину и 27,4 метра высотой) с толстыми стенами и полукруглым выступом в юго-восточной части здания.

В Англии подобные архитектурные особенности встречались только в графстве Эссекс. Вероятнее всего Белая Башня получила их, благодаря любви Вильгельма I к проектам своей родины — Нормандии.

IMG_1988

Конечно, сейчас Белая Башня сильно видоизменилась. Даже белый цвет она приобрела лишь при правлении Генриха II (1216-1272 гг). А король Ричард Львиное Сердце пристроил к зданию несколько дополнительных башен и возвел крепостные стены.

Так в 1490 году была перестроена крыша, а немного позднее подверглись обновлению и стены: строительные валуны из Нормандии были заменены на прочный портлендский камень.

В более поздний период (XVII и XVIII века) видоизменили дверные проемы и входы в башню. Сегодня Белая Башня — это особый интерактивный музей, в котором можно узнать много интересного об истории Тауэра, средневековье и эпохе рыцарей.

Нижний этаж Белой Башни

Здесь можно ознакомиться с внушительной коллекцией средневековых доспехов и оружия. Особенно стоит отметить скульптуры жеребцов в доспехах. Не секрет, что британские монархи очень любили лошадей, а потому решили увековечить их память.

Читайте также: