Преданья старины глубокой сообщение

Обновлено: 01.07.2024

Былина – это героические, эпические истории о подвигах богатырей в Древней Руси, а также песенные сказания о приключениях простых людей. В былинах историческая действительность тесно переплелась с вымыслом и сказочными элементами.

Былина про Илью Муромца и Калина царя отразила время монгольского нашествия на Русь. Имя Калин историки относят либо к хану Батыю, который напал на русские земли в 1220-е годы, либо к реке Калке, где произошло трагическое сражение объединенных сил князей с монгольскими ордами.

Былины с участием Добрыни Никитича и Алеши Поповича также имеют реальное историческое основание. Например, некоторые историки полагают, что сражение Добрыни со змеем – это образ уничтожения идолов во время крещения Новгорода. Другие ученые связывают чудовище с символом победы богатыря над степными кочевниками. А Алеша Попович победил Тугарина змея, в образе которого исследователи также видят отголоски половецких набегов на Русь в конце 11 века.

Другой цикл былин посвящен господину Великому Новгороду. Его герои – простые, но ловкие, удалые люди. Это богатый купец Садко и сорвиголова Василий Буслаев. В этих былинах нашли отражение важнейшие моменты жизни этого города: его богатство, обширная торговля с балтийскими городами, бурная городская жизнь с вечем во главе.

Былины – ценный исторический источник о древней и средневековой Руси. В 19 веке ученые стали собирать их, записывать и публиковать. Историки использовали их колоритные сведения для воссоздания картины прошлого. Данные археологических раскопок подтверждают многие былинные факты.


Меньше всего до нас дошло произведений светской, т. е. нецерковной, литературы, потому что о них не заботились монастыри и священнослужители: не берегли их, не восстанавливали испорченные страницы и целые произведения, не давали на переписку стареющие книги. Нам поэтому сегодня трудно судить о том, какой была древнерусская литература, но по тому, что сохранилось, можно хорошо представить, что была она и многообразной, и интересной, и любимой своими читателями.

Основа древнерусской литературы самобытна, т. е. никем не заимствована, потому что выросла из высокой культуры родной устной речи и русского народного поэтического творчества.

В древнерусской литературе сохранилось множество ярких отражений отечественного фольклора, что свидетельствует о той важной роли, которую играло устное народное творчество в быту и литературной деятельности наших предков.

Содержимое разработки

Чтение — вот лучшее учение.

Русская пословица

— продолжить знакомство семиклассников с литературой древней Руси и ее идейно-художественным своеобразием;

— формировать у школьников интерес к истории родной страны и истории развития русской литературы;

— формировать устойчивое представление учащихся о поступательном развитии истории и литературы, об их взаимосвязи в контексте мирового исторического развития;

— знакомить с произведениями древнерусской литературы и их художественными особенностями;

— продолжить знакомство с жанром летописи;

— развивать эмоциональную отзывчивость школьников на содержание прочитанного произведения литературы;

— развивать интерес к литературным произведениям на историческую тему;

— воспитывать уважительное отношение к культуре своего народа и его прошлому.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Слово учителя (желательно — с компьютерной презентацией).

В течение многих столетий фольклор был единственной формой словесного искусства восточных славян. Благодаря устному народному творчеству до нас дошли сведения о происхождении славян, их быте и расселении по территории Европы. Предания и легенды донесли до последующих поколений память народа, его нравственные представления и красоту языка, а также образное видение мира, его художественное освоение.

Славянская азбука, составленная еще в IХ веке братьями-славянами Константином (в монашестве — Кириллом) и Мефодием, уроженцами греческого города Солу́ни, была, несомненно, совершеннее древнейших алфавитов, иначе они бы не уступили свое место новому письменному языку. К тому же на кириллице (так назвали новую азбуку потомки) были написаны все богослужебные книги Православия. до сих пор службы в православных храмах ведутся на старославянском языке. Придя на Русь, Православие принесло и свой язык, и свои книги, и свою культуру.

В средневековой Руси было два языка: язык обыденной жизни — русский и язык письменной культуры — церковнославянский 1 .

Древнерусские книги не похожи на современные: во-первых, они были рукописными, так как печатать книги на Руси стали с середины ХVI столетия; во-вторых, до середины ХVI века на территории нашего государства не знали, что такое бумага, поэтому книги писались на пергаменте (тонко выделанной и отбеленной коже: телячьей, козьей или свиной). Сам текст писался черными чернилами (отсюда и их название), а первые буквы абзаца, т. е. отступа в начале строки, — красной краской (отсюда и выражение красная строка).

Как правило, книги русского Средневековья создавались и хранились в православных монастырях — центрах христианской культуры, просвещения, письменности и литературы. Вначале большие собрания рукописных книг накапливались именно в монастырях и у редких частных лиц, обычно из духовенства или княжеского рода, затем книги стали приобретать богатые люди, а также учителя городских школ. Но книг было крайне мало и из-за способа их изготовления, медленного и дорогостоящего, и по причине того, что памятники письменности гибли при пожарах, наводнениях, во время войн, их точили черви, они просто истлевали от старости.

Меньше всего до нас дошло произведений светской, т. е. нецерковной, литературы, потому что о них не заботились монастыри и священнослужители: не берегли их, не восстанавливали испорченные страницы и целые произведения, не давали на переписку стареющие книги. Нам поэтому сегодня трудно судить о том, какой была древнерусская литература, но по тому, что сохранилось, можно хорошо представить, что была она и многообразной, и интересной, и любимой своими читателями.

Основа древнерусской литературы самобытна, т. е. никем не заимствована, потому что выросла из высокой культуры родной устной речи и русского народного поэтического творчества.

В древнерусской литературе сохранилось множество ярких отражений отечественного фольклора, что свидетельствует о той важной роли, которую играло устное народное творчество в быту и литературной деятельности наших предков.

Все письменные памятники литературы древней Руси ученые-литературоведы разделили на несколько видов, или жанров:

2. Работа с учебником.

— Расскажите подробно, о чем эта статья,

— Что нового вы узнали из данного текста?

В чем и как именно текст статьи учебника перекликается с рассказом учителя? Аргументируйте свой ответ.

— Информация из какой части статьи учебника учителем совсем не затронута?

(Уважительное отношение на Руси к книгам и знанию вообще.)

— Подумайте и ответьте на вопрос: говорит ли обилие жанров древнерусской литературы об уважительном отношении к книгам, чтению, учению как таковому? Почему?

— Сколько абзацев в данной статье?

— О чем говорится в каждом абзаце? Если не можете сформулировать свою мысль кратко, перескажите абзац (по одному абзацу на ученика).

— Выделите в каждом абзаце главную мысль.

— Как вы полагаете, существует ли логичный переход от данной статьи к следующему за ней тексту? Как вы догадались?

3. Комментированное чтение фрагмента летописи (учебник, с. 52).

— Понравилось ли вам звучание текста? Что оно вам напоминает?

— Заинтересовал ли сам фрагмент летописи? Почему?

— Давайте прочитаем его перевод на современный русский язык. Изменилось ли ваше восприятие прочитанного?

— Что наиболее заинтересовало в данном тексте? Почему?

— Что вызвало неприятные ассоциации и с чем именно? Аргументируйте свой ответ.

(Нотации учителей и родителей по поводу хорошей учебы и чтения книг.)

— Какие слова из данного текста вам непонятны? Назовите их.

— Давайте запишем эти слова на доске и в тетрадях и попытаемся самостоятельно их объяснить.

Покая́ние — 1) в широком смысле слова под этим понятием подразумевается кардинальная, резкая перемена жизни, связанная с переосмыслением прошлого: своих мыслей, идеалов, поступков;

— Как вы думаете, почему в летописном фрагменте употребляются церковнославянские слова, имеющие религиозное, духовное значение?

— Что вы сами знаете о таинстве покаяния? Расскажите, если есть желание.

Воздержание — 1) в общепринятом смысле слова — обуздание своих желаний (в пище, развлечениях, одежде и т. п.);

— Опять перед нами церковнославянское слово, принадлежащее церковнославянской лексике. Случайно ли это?

— Что мы с вами сегодня узнали о двуязычии средневековой Руси?

Древнерусская литература в основе своей была православной литературой, отражала православное мировосприятие народа древней Руси, поэтому использовала церковнославянскую лексику, понимаемую в те времена и читателями — людьми грамотными, и слушателями — гражданами православного государства.

4. Работа с эпиграфом к уроку.

— Давайте еще раз прочитаем эпиграф к уроку. Какова его основная мысль?

— Как вы думаете, почему именно эти слова были выбраны в качестве эпиграфа?

— Приведите свои примеры в качестве доказательства правильности данной пословицы.

6. Подведение итогов урока.

Итак, сегодня мы с вами снова встретились с жанром летописи. Расскажите кратко, чем отличается летописный рассказ от художественного произведения.

— Попробуйте связно, кратко и четко сформулировать, что такое летопись.

— Какие черты летописных сказаний вы можете выделить? (Записываем на доске и в тетрадях по литературе.)

Летописные сказания:

• необычайно злободневны, т. е. публицистичны;

• объективны (установка на достоверность);

• в них нет четко выраженного авторского отношения к описываемому, в то же время мы чувствуем, на чьей стороне летописец;

• связаны с устным народным творчеством и своими жанрами, и языком, и взглядом на окружающий мир.

7. Домашнее задание.

Для слабо подготовленных учеников:

— поработать с вопросами и заданиями № 1—3, данными после этого текста (с. 52).

Для всего класса:

— на основе прочитанного подготовить рассказ о начале династии Рюриковичей;

— подготовить подробный рассказ о князе, получившем прозвание Олег Вещий;

— проиллюстрировать любое предание о Вещем Олеге.

Для самостоятельного чтения:

1. Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература: Учеб. пособие для учащихся среднего возраста. — М., 1992.

2. Крутогоров Ю. Крещение Руси: Владимир Красное Солнышко. — М., 2000.

3. Карпов А. Ю. Сказания русской летописи: Для семейного чтения. — М., 2001.

Индивидуальные задания (2—3 ученикам):

1 См.: Лотман Ю. М. Учебник по русской литературе для средней школы. — М.: Языки русской культуры, 2001. с. 17.

2 Лотман Ю. М. Учебник по русской литературе для средней школы. — М.: Языки русской культуры, 2001. — С. 18.

3 Молотков С. Е. Практическая энциклопедия православного христианина: Основы церковной жизни. — СПб.: САТИСЪ, 2000. — С. 131.

4 Молотков С. Е. Практическая энциклопедия православного христианина: Основы церковной жизни. — СПб.: САТИСЪ, 2000. — с. 38—39.

5 См.: Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 255—267.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРЕДАНЬЕ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ

hello_html_m33776269.jpg

Куркинского района Тульской области

Наименование секции: Краеведение в школе

Учащиеся 9 класса

Маркеева Наталия Владимировна,

с. Андреевка 2013 - 14 гг.

Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти. Изучение краеведческого материала позволяет нам расти не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего села, города. Воспитание гражданственности, любви к родному краю, чувства хозяина, бережного отношения к природе и памятникам старины, уважения к старшим, преодоления противоречий отцов и детей строятся на конкретной исторической почве.

Как один из способов выживания в современном мире можно принять обращение к собственной истории, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни русского народа. И сейчас как никогда актуально обращение молодого поколения к истории, к прошлому своей страны, с целью возрождения духовности, веры, нравственности.

Цель работы : шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность,

способствовать осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края.

Изучение краеведческой литературы.

Найти сведения по теме в архивах села, района.

Составление библиографии по теме

Изучение литературы по теме.

2.Знакомство с памятником архитектуры

3.Фотографирование места исследования

Список используемой литературы:

Ашурков, В.Н.
На поле Куликовом/ В.Н. Ашурков. - Тула, 1968. - 82 с.: ил. - Библиогр.: с. 79. - Буганов, В.И.
Куликовская битва/ В.И. Буганов. - М., 1980. - 112 с.: ил. - (Ученые - школьнику).. 200 тыс. экз.

Бурцев, И.Г.
Священные места Куликова поля/ И.Г. Бурцев, И.В. Пешехонов. - Тула, 2005. - 34 с.: цв.ил. - Библиогр.: с. 34. -. 3000 экз.

Казанский, М.В.
Непрядва. Кавалергард Башмаков/ М.В. Казанский. - Тула: Гриф и К, 2009. - 468 с. 500 экз.

На поле Куликовом. Рассказы русских летописей и воинские повести 13-15в.: Переводы с древнерусского/ Сост. А. Шмаринов. - М.: Молодая гвардия, 1980. - 239 с.: ил. 10 тыс. экз.

А спустя шесть с лишним веков застыла у Прощеного колодца каменной молитвой часовня.

hello_html_m32884cf6.jpg
hello_html_5402d511.jpg

Часовня на Прощеном колодце Куликова поля построена в 1991-93 гг. на берегу Дона в память воинов, павших за Отечество во все времена. Авторы проекта скульптор Клыков В.М. и архитектор Панкратов М.А..

Часовня в виде ротонды общей высотой 11 метров – сень (шатер , покров) над родником, имеющим в народе целительную славу. Сень размещена на круглом ступенчатом основании и перекрыта куполом с барабаном, увенчанным шлемовидной главой с четырехконечным кованым крестом. Три пролета восьми колонной сени закрыты полукруглой апсидой ,на внутренней стороне которой, обращенной к Дону, укреплены в кладку три белокаменных иконы. Капители колон украшены растительным орнаментом. Надпись над шлемом – чеканка по медному листу. Все несущие конструкции часовни выполнены из армированного бетона на основе белого цемента. Кровля купола из листовой меди.

hello_html_af36c48.jpg

21 сентября 1995 г. в часовне установлены выполненные в белокаменном рельефе иконы Спаса Нерукотворного, Божией Матери и Сергия Радонежского работы скульптора В.М. Клыкова.

hello_html_m18e771b.jpg
hello_html_m2f650887.jpg

Поставлена часовня в 14 км от Красного холма, ниже по течению Дона , у подножия правого крутого берега, поросшего чернолесьем.

Всего же в пределах Куркинского и Кимовского районов Тульской области известны шесть Прощеных колодцев, и все они в народной памяти связаны с Куликовым полем.

Фундамент часовни заложен в 1991 году и 8 октября (25 сентября ст.ст.) того же года - в день представления преп. Сергия Радонежского - освящен настоятелем храма 12 Святых Апостолов г.Тулы , протоиреем О.Львом Махно.

hello_html_m1d82bea8.jpg

Родниковая жила ,заключенная в керамическую трубу ,проходит под часовней и истекает в 20 метрах от неё неся свою перенасыщенную серебром воду в Дон.

Место это издавна почитаемо жителями, и на Ивана Купалу(24 июня (7 июля)) - день Рождества Иоанна Предтечи - здесь собирается множество народа ,чтобы, омывшись в ледяной воде родника, изгнать телесные и душевные хвори.

Сюда приезжают туристы, местные жители набрать святой водички или искупаться в целебном источнике.

Природа здесь изумительно величественная. Ощущение, что время в этом месте остановилось, замерло. В таких местах как-то дышится легче, воздух чище, трава зеленее, а солнце светит ярче, и вода течет прозрачная!


hello_html_94bb434.jpg

hello_html_4c4942e0.jpg

Источник благоустроен, оборудован купальней. Температура воды, текущей из родника, (в открытой купели) всего +4. В купели, которая находится в часовне вода +6.

Территория вокруг источника благоустроенная. Есть две купальни: одна на свежем воздухе, открытая. А другая - закрытая, вокруг нее возведена специальная постройка.

hello_html_mc99d48f.jpg

Открытая купальня, в свою очередь, также разбита на два сектора. В первом можно набрать испить или набрать с собой святой водицы, для чего из земли выведена труба и по ней льется вода из святого источника.

Вторая часть - это непосредственно сама купальня. Она сделана в форме неглубокого колодца. Для того, чтобы искупаться, надо лишь раздеться и спуститься по специальной лестнице в воду. По правилам, надо нырнуть трижды с головой, читая молитву. Считается, что после данной процедуры человек очищается и нравственно, и физически, оставляя все свои хвори и напасти в прошлом и будто рождаясь заново.

В закрытой купальне ты находишься один сам с собой, поэтому можно и молитву почитать не торопясь, вдали от посторонних глаз. Да и в непогоду там, безусловно, теплее. Но и очередь туда есть всегда!

hello_html_m45ace445.jpg

hello_html_m3e53428d.jpg

В часовенке люди оставляют маленькие иконки , загадывают желания. Говорят, особо заветные желания исполняются!

hello_html_4206508a.jpg

Существует поверье, что тот , кто совершит омовение в этой воде ,очищается от грехов .

hello_html_m126330e2.jpg

hello_html_2437f364.jpg
hello_html_f114056.jpg

Освящение часовни состоялось 18 сентября 1993года благочинным Новомосковского округа, архимандритом О . Лавром (Тимохиным) . 21 сентября 1995 года в часовне установлены выполненные в белокаменном рельефе иконы Спаса Нерукотворного , Божией Матери и преп. Сергия Радонежского работы скульптора В.Клыкова. Освящены иконы в Свято- Покровском храме г. Новомосковска архимандритом О.Лавром.

15 сентября 2001г. Прощеный колодец освящен святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II .

hello_html_72fc3cc.jpg

Крест воздвигнут на Прощеном колодце в день посещения сей святыни Светлейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

hello_html_mdb02548.jpg
hello_html_7d5ffc62.jpg

В 2014 г. Россия празднует 700-летие основателя Троице-Сергеевой лавры преподобного Сергия Радонежского. Накануне в Куркинском районе прошло рабочее совещание по вопросам подготовки к празднованию 700-летия преподобного Сергия Радонежского.

hello_html_mf6c0846.jpg

21 сентября 2014 года на территории Куркинского, Кимовского районов и города Тулы прошли праздничные мероприятия, утвержденные Президентом Российской Федерации, посвященные 700- летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

hello_html_184b9796.jpg
hello_html_fbb2318.jpg

hello_html_m105fb6b9.jpg
hello_html_3c82cc49.jpg

hello_html_m6ba3c4f9.jpg

hello_html_m2d0462a7.jpg

21 сентября патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Куликово поле, и в храме Сергия Радонежского Патриарх отслужил литургию в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы и 634 годовщины Куликовской битвы. Прилетел на Куликово поле и председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.

- Мы празднуем 700-летие преподобного Сергия Радонежского на первом ратном поле России потому, что если не было бы Сергия, то не было бы и битвы. А может быть и России, - сказал патриарх.

- Любовь и единение необходимы нам и в нынешнюю пору, для развития нашей страны. Она должна быть сплоченной, потому что нашу страну регулярно проверяют на прочность. В том числе и в нынешние дни. Но мы следуем заветам Сергия Радонежского и будем едины,- заявил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев посетили Прощеный колодец.

Возле Куликова поля Дон течет узкой извилистой долиной с крутым и высоким правым берегом, изрезанный глубокими оврагами. Конечно, река обмелела против времени битвы и перекаты кое-где стали прозрачными до дна. Но все-таки почти безлесная округа привлекательна взору какой-то особой суровостью, а душе – исторической памятью.

3 Не страшат русских богатырей ни колдуны чёрные, ни нечисть тёмная ни врагов полчища!

4 Что у ласкова, сударь, князя Владимира А и было пированье почестный пир, Было столование, почестный стол. Много на пиру том было князей И русских богатырей. Что у ласкова, сударь, князя Владимира А и было пированье почестный пир, Было столование, почестный стол. Много на пиру том было князей И русских богатырей. (песня о князе Владимире, Красном Солнышке)

5 На Севере России БЫЛИНЫ, называют. СТАРИНАМИ СТАРИНКАМИ СТАРИНУШКИ

7 БЫЛИНЫ ЭТО ПЕСНИ ОНИ СОЗДАВАЛИСЬ НЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ, А ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ. БЫЛИНЫ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО В ЖИЗНИ НАРОДА И ОСТАЛОСЬ В ЕГО ПАМЯТИ,

8 СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ, ЧТО В БЫЛИНАХ ПОЁТСЯ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИЛО НА САМОМ ДЕЛЕ ? НА САМОМ ДЕЛЕ ?

10 Пословицы Былина старину любит. Былина старину любит. Быль не сказка, из неё слова не выкинешь. Быль не сказка, из неё слова не выкинешь. Быль за сказкой не угонится. Быль за сказкой не угонится. Быль молодцу не укор. Быль молодцу не укор.

11 ВИКТОРИНА 1. Славный защитник Руси- матушки, 33 года просидевший неподвижно в избе пока калики перехожие не помогли ему обрести богатырскую силу? (Илья Муромец) 2. Злодей одним только свистом убивавший множество народу? (Соловей- Разбойник )

12 3. Друг Ильи Муромца, освободивший от Змея, Забаву Путятишну, племянницу великого князя Владимира? ( Добрыня Никитич) 4. Чудовище которое жило в Сорочинских горах? (Змей Горыныч)

13 5. Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у Морского царя? (Садко) 6. Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича? (Алёша Попович) 7. Назовите город жителей которого Илья Муромец освободил от несметного вражеского полчища? (Чернигов)

17 ПЕРВЫЕ ПОДВИГИ ТРЕХ БОГАТЫРЕЙ- ПОБРАТИМОВ. Илья Муромец. 1. Освободил Чернигов от вражеской осады. 2. Победил Соловья –Разбойника, который своим свистом перебил – покалечил немало людей. Добрыня Никитич. 1. Победил в неравном бою Змея Горыныча. 2. Освободил из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятишну и много народа русского томившегося в темницах Горыныча.

18 Алеша Попович. 1. Спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змеевича жену князя – Анастасию. 2. Один бился с Бутеяновой ордой. В бою добыл себе воинское снаряжение и перебил неприятеля, а после освободил из плена много народу русского.

19 Б О Г А Т Ы Р И

21 Богатырь из славного города Киева, Никита Кожемяка.

22 СЛОВА -АРХАИЗМЫ Величать по изотчине палица ощериться приумаялся порешить Называть по отцу Оскалиться, показать зубы. Убить Устал, притомился Старинное оружие

26 Во все времена люди русские любили свою Русь-Матушку, Свою Родину. В скором будущем и нашим мальчикам придется защищать нашу землю, наше Отечество, наш многонациональный народ в рядах Российской Армии.

Читайте также: