Сообщение о балете лебединое озеро

Обновлено: 07.07.2024

Первые два действия были написаны композитором в конце лета 1875 года, весной 1876 балет был дописан и полностью инструментован, а осенью того же года в театре уже шла работа над спектаклем.

ЧАЙКОВСКИЙ - РИМСКОМУ-КОРСАКОВУ

С юношеских лет слывший страстным театралом, Чайковский был знатоком специфических особенностей театрального искусства, пластики движений и жестов, поклонником не только драмы и оперы, но и балета.

Я редко встречал художника, которого так трудно было бы определить одной формулой. Сказать ли, что он был эклектик? На первый взгляд - да: в нем совмещались многие стороны, он был чужд всякого фанатизма, в течение своего поприща заметно подавался вправо и влево. Но эти уклонения так мало касались сущности его таланта! Что бы он ни писал, он явно оставался самим собой .

Сотни прекрасных балерин создавали образы Одетты и Одиллии, и десятки хореографов создавали свои версии этого бессмертного спектакля.

Балет – не искусство

В середине XIX века серьезные музыканты на балет смотрели свысока, считая его искусством второго сорта, родственником мелодрамы и водевиля. Впрочем, профессор консерватории, композитор Петр Ильич Чайковский – знаменитый автор опер, симфоний, инструментальной музыки и романсов – балетные представления исправно посещал и даже разбирался в технике танца.

Сюжет балета

Петр Ильич вскоре столь увлекся романтической темой, что объемная партитура четырехактного балета стала лирическим размышлением 36-летнего композитора о собственной судьбе, о порывах благородной души, о недостижимости идеала, о дьявольских соблазнах и о возвышенной любви.

Сюжет по мотивам старинной немецкой легенды о прекрасной девушке, превращенной в белого лебедя. В балете переплетаются реальные и фантастические картины.

Принц Зигфрид веселится в дворцовом парке, празднуя совершеннолетие с друзьями. Он замечает пролетевшую стаю лебедей и следует за ней в лес. На берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Покоренный ее красотой и потрясенный рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбером, Зигфрид клянется Одетте в вечной любви.

балет Петра Чайковского

На балу в замке мать Зигфрида велела ему выбрать невесту. Появилась Одиллия, в которой принц увидел Одетту, ей он и отдал предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид побежал к озеру молить Одетту о прощении, но не получил его. Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Ротберу, олицетворяющему в балете образ фатума (хозяина озера) (корона спасала Одетту от преследования). Принц надеется, что девушка-Лебедь уйдет с ним в мир людей. Злые чары рыцаря фон Ротбера и его дочери Одиллии привели к гибели влюбленных в волнах бурного озера.

Партитуру балета Чайковский завершил в 1876 году, совсем не предполагая, что из-под его пера вышел настоящий шедевр.

Провал

Только пятый спектакль удалось станцевать приме Большого, Анне Собещанской. Ее участие, впрочем, мало изменило постановку. Оформление и костюмы тоже были далеки от совершенства.

Балет на музыку Петра Чайковского в четырех актах. Либретто В. Бегичева и В. Гельцера.

Действующие лица:

  • Одетта, королева лебедей (добрая фея)
  • Одиллия, дочь злого гения, похожая на Одетту
  • Владетельная принцесса
  • Принц Зигфрид, ее сын
  • Бенно фон Зоммерштерн, друг принца
  • Вольфганг, наставник принца
  • Рыцарь Ротбарт, злой гений под видом гостя
  • Барон фон Штейн
  • Баронесса, его жена
  • Барон фон Шварцфельс
  • Баронесса, его жена
  • Церемониймейстер
  • Герольд
  • Скороход
  • Друзья принца, придворные кавалеры, дамы и пажи в свите принцессы, лакеи, поселяне, поселянки, слуги, лебеди и лебедята

Действие происходит в сказочной стране в сказочные времена.

История создания

Сюжет

В парке замка Владетельной принцессы друзья ожидают принца Зигфрида. Начинается праздник его совершеннолетия. Под звуки фанфар появляется принцесса и напоминает Зигфриду, что завтра на балу он должен будет выбрать невесту. Зигфрид опечален: он не хочет себя связывать, пока его сердце свободно. В сумерках видна пролетающая стая лебедей. Принц и его друзья решают закончить день охотой.

По озеру плывут лебеди. На берег к развалинам часовни приходят охотники с Зигфридом и Бенно. Они видят лебедей, у одного из которых на голове золотая корона. Охотники стреляют, но лебеди уплывают невредимыми и в волшебном свете обращаются в прекрасных девушек. Зигфрид, плененный красотой королевы лебедей Одетты, слушает ее печальный рассказ о том, как злой гений заколдовал их. Лишь ночью они принимают свой настоящий облик, а с восходом солнца снова становятся птицами. Колдовство потеряет силу, если ее полюбит юноша, никому еще не клявшийся в любви, и сохранит ей верность. При первых лучах зари девушки исчезают в развалинах, и вот уже по озеру плывут лебеди, а за ними летит огромный филин — их злой гений.

В замке бал. Принц и принцесса приветствуют гостей. Зигфрид полон мыслями о королеве лебедей, никто из присутствующих девушек не трогает его сердца. Дважды звучат трубы, возвещающие прибытие новых гостей. Но вот трубы прозвучали в третий раз; это приехал рыцарь Ротбарт с дочерью Одиллией, удивительно похожей на Одетту. Принц, уверенный, что Одиллия и есть таинственная королева лебедей, радостно устремляется к ней. Принцесса, видя увлечение принца прекрасной гостьей, объявляет ее невестой Зигфрида и соединяет их руки. В одном из окон бальной залы появляется лебедь-Одетта. Увидев ее, принц понимает страшный обман, но непоправимое свершилось. Охваченный ужасом принц бежит к озеру.

Берег озера. Девушки-лебеди ожидают королеву. Одетта вбегает в отчаянии от измены принца. Она пытается броситься в воды озера, подруги стараются ее утешить. Появляется принц. Он клянется, что в Одиллии видел Одетту и только поэтому произнес роковые слова. Он готов умереть вместе с ней. Это слышит злой гений в облике филина. Смерть юноши во имя любви к Одетте принесет ему гибель! Одетта бежит к озеру. Злой гений пытается превратить ее в лебедя, чтобы не дать утонуть, но Зигфрид борется с ним, а затем бросается вслед за любимой в воду. Филин падает мертвым.

Музыка



Именно на эту видоизмененную партитуру и была создана знаменитая постановка 1895 года, давшая бессмертие балету. Петипа, помимо общего руководства постановкой, сочинил хореографию первой картины и ряд танцев на балу. Льву Иванову принадлежит честь сочинения лебединых картин и некоторых танцев на балу. Главную партию Одетты-Одиллии танцевала итальянская балерина Пьерина Леньяни, а роль Зигфрида исполнил Павел Гердт. Знаменитому артисту шел 51-й год, и балетмейстерам пришлось пойти на компромисс: в лиричном белом адажио Одетта танцевала не с Принцем, а с его другом Бенно, а Зигфрид лишь мимировал неподалеку. В па-де-де мужская вариация была купирована.


В балете в разные годы блистали Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева. В 1927 году юная Марина Семенова поразила всех своей гордой Одеттой и демонически властной Одиллией.


Владимир Бурмейстер осуществил свою версию на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (1953). На интродукцию к балету была сочинена сцена, объясняющая зрителям, как и почему Ротбардт превратил Одетту и ее подруг в лебедей. Во втором акте, развивая идею Лопухова, хореограф трактовал сюиту характерных танцев как ряд соблазнов Принца, в каждом из которых демонстрировался еще один лик коварной Одиллии и ее мира. В последнем акте впечатляла танцевально решенная сцена разбушевавшейся стихии, созвучная апогею чувств героев. В финале торжествовала любовь, и лебеди, почти на глазах зрителя, трансформировались в девушек.


А. Деген, И. Ступников

Пётр Ильич Чайковский

В балете показаны два мира — реальный и фантастический, между которыми, однако, нет непереходимой грани. Королева лебедей Одетта, заколдованная злым волшебником, томится в неволе и жаждет человеческого тепла и любви, но только по ночам ей дозволено принимать свой настоящий облик юной красавицы. Увидев ее однажды, принц Зигфрид влюбляется в нее, но невольно нарушает клятву верности, и Одетта должна погибнуть, а Зигфрид бросается в пучину разбушевавшихся вод, чтобы умереть вместе с ней.

Такова несложная и довольно банальная сказочная фабула, на основе которой Чайковскому удалось создать произведение с развернутым, напряженно развивающимся действием, целостное и законченное по своей драматургической композиции. Сквозь всю партитуру проходит нежная элегическая тема томления Одетты, большей частью сохраняя свою тембровую (гобой с его мягким теплым звучанием) и тональную (си минор) окраску.


Впервые она появляется в конце первого действия, картины веселого пиршества, танцев и забав в парке возле замка Зигфрида, празднующего с друзьями свое совершеннолетие. Тема Одетты, пролетающей вместе с подругами мимо веселящейся компании, приносит с собой дыхание иного, влекущего к себе поэтического мира.

Последнее, четвертое действие переносит нас снова на берег озера. Слышится грустная мелодия танца маленьких лебедей, тоскующих без Одетты, затем стремительно вбегает она сама, рассказывая о своем несчастье в драматическом взволнованном танце. Появление Зигфрида и его гибель вместе с Одеттой составляют содержание финальной сцены балета, который завершается торжественным патетическим звучанием темы Одетты в ритмическом увеличении и мощном оркестровом tutti как апофеоз верной и стойкой любви.

История любви принца и заколдованной в лебедя девушки появилась в момент созерцания Чайковским замка Людвига II, находящегося в горах Баварии. Величественное готическое строение, хранящее множество секретов, помогло ему придумать и злого волшебника, его коварную дочь.

История успеха

Впервые публика увидела постановку в 1877 году, анна создавалась балетмейстером Рейзингером. Посредственная работа над образами и движениями главных героев привела к тому, что балет провалился. Сам композитор утверждал, что современники просто не в силах оценить силу партитуры, что уже через несколько лет Лебединое озеро станет знаменитым.

Признание пришло после смерти Чайковского. В стремлении почтить его память в 1895 году за постановку взялись Лев Иванов и Париус Петипа. Они изменили костюмы героев, вторглись в партитуру, создав версию близкую к современной. Премьера имела огромный успех, а композиция была названа жемчужиной современного балета.

Внесение изменений в первоначальную версию

Владимир Бурмейстер в 1953 году предложил собственную версию развития сюжета, начиная с момента встречи Одетты и принца на озере. Хореограф предпочел создать счастливый конец, освободив девушку-лебедя от проклятия.

Джон Ноймайер в 1976 году предложил публике историю безумного Людвига Второго, не способного отличить грезы от реальности. Мэтью Борн в 1995 году изменил партитуру, чтобы рассказать историю одиночества и неспособности одного существа противостоять силе толпы (стаи). Отличительной чертой постановки стало исполнение всех ролей танцорами мужчинами.

Жан Кристоф Майо в 2011 году предпочел отойти от классической сюжетной линии в пользу версии о злой Царице ночи, гипнотизирующей принца, пробуждая все его страхи. Хореограф Раду Поклитару познакомил публику не с принцем, а с лебедем, превращенным в человека. У него есть мечта, но окружает только суровая реальность.

Благодаря Алексею Ратманскому с 2016 года возник интерес к реставрации первоначальных постановок. В своей остановке хореограф стремился даже использовать даже пуанты, сшитые по образцу того времени.

Доклад №2

Все начинается с основного сюжета когда принц праздновал своё 18 летие, он побежал за лебедями в сторону озера. И именно на этом озере он узнал всю горькую правду о них, оказывается эти лебеди были прекрасными девушками, которые тоже мечтали о принце, свадьбе и счастливой жизни, но их заколдовал злой волшебник. И должен был убить того волшебника. Принц выполнил обещание и победил злого волшебника. И одна из лебедей превратилась в красивую принцессу Одетту на котрой о н вскоре женился.

С музыкантами он определился. Потом они приехали в Москву, и там начали завершающие репетиции. Аранжировка была отрепетирована пианистом весной. В Москве началась репетиция к спектаклю на сцене Большого театра. Первую постановку балета, публика оценила без интереса. Обновившаяся премьера балета, впоследствии ставшая песнопением осуществление шедевра, и музыкальной античности, состоялась на сцене театра в Санкт Петербурге. Сценарий осуществил Хариус Петип, который немного изменил сценарий и танцевальный коллектив, при участии брата композитора. И вскоре через 20 лет, этот спектакль возобновили в новой версии, который был из 2 актов., вызвала восторг у людей и сделали успех.

Прошло больше 100 лет, в этот спектакль добавили немного ярких красок. Ведь балет-это искусство, которое несёт в себе хореографические и музыкальные образы. Исходя из вышесказанного хочется сказать что давайте не будем забывать классическую музыку, а вместе будем её ценить и передавать поколение в поколение

7 класс (история балета)

Лебединое озеро

Лебединое озеро

Полярная звезда это небесное тело, которое находится в созвездии Малой Медведицы. По спектральным характеристикам относится к сверхгигантам. В настоящее время Полярная находится фактически в одном и том же положении на небосводе с учётом суточного

Михаил Юрьевич Лермонтов-великий русский поэт, прозаик, родился 3 октября 1814 года. Его жизненный путь был ознаменован тяжелыми и ранящими душу событиями. Увольнение из Московского университета,

Размеры этих членистоногих 3 мм, но есть и меньшего размера от 0.1 до 0.5 мм. У взрослых особей имеется 4 пары ног, зрение у клещей отсутствует, но их система обаяние помогает почувствовать запах жертвы за много километров.

Читайте также: