Сообщение о айтеке би

Обновлено: 08.07.2024

Айтеке би (подлинное имя Айтык) (1644—1700) — великий казахский бий.

Содержание

Биография

Айтеке би из рода Алим подрод төрт-қара, Младший Жуз, внук брата знаменитого Джалантос-батыра Самаркандского [1] другие сведения о его биография скудны, неизвестны место и дата рождения. Предполагают, что он родился где-то возле Бухары, дата рождения и смерть приблизительно 1689—1766 годы.

Но известно его решающее участие в совещанием по поводу объединения трёх жузов. И домашнее, и школьное (медресе в Бухаре) воспитание и образование он прошёл при наставничестве общественного и политического деятеля Жалантоса, известного строительством мечетей Ширдара и Тиллекара в Самарканде, приходившегося ему дядей.

В 20 лет Айтеке би был известным бием, в 30 лет стал старшим бием Младшего жуза и с тех пор его имя фигурирует рядом с другими великими казахскими биями Толе би, Казыбек би, а также с ханом Тауке.

Похоронен Айтеке би на территории современного Узбекистана в Навоийской области в Нуратинском районе [2] . По другим данным он похоронен в 75 км от Ташкента близ поселков Кауыншы и Шы­наз [3] .

Айтеке Би

АЙТЕКЕ Байбекулы (23.03. 1644 — 1700) — главный би Младшего жуза, государственный деятель. Айтеке внук Кокандского хана Акши (1622 — 1635), родственник Самаркандского эмира бахадура Жалантоса (1622 — 1656).

В двадцать один год — главный би части казахов, узбеков, каракалпаков Бухары и Самарканда. В двадцать пять лет избран главным бием Младшего жуза. Айтеке играл важную роль в ханском совете при решении государственных дел, связанных с внешней и внутренней политикой. Выступал за единство казахского народа, за создание хорошо оснащенного и обученного войска. Айтеке один из организаторов борьбы против джунгаров.

Похоронен на территории нынешнего Нуратинского района в Узбекистане.

[1] Лит.: Толыбеков С. Айтеке би. Қазақшежіpeci. - А., 1992; Үш пайғамбар. - А., 1992; Досмухамедулы X. Аламан. - А., 1993; Айтеке би. - А., 1998; Есламгалиулы М. Айтеке би. - А., 1998.

памятник айтеке би_reswm

В истории Казахского ханства было немало личностей, оставивших своей созидательной деятельностью глубокий след в историческом прошлом своего народа и страны. Со временем становится заметней их роль в формировании исторического сознания народа. В плеяде таких исторических личностей особое место занимает Айтеке би.

Керимсал ЖУБАТКАНОВ,
кандидат исторических наук,
доцент АРГУ им. К. Жубанова


В истории Казахского ханства было немало личностей, оставивших своей созидательной деятельностью глубокий след в историческом прошлом своего народа и страны. Со временем становится заметней их роль в формировании исторического сознания народа. В плеяде таких исторических личностей особое место занимает Айтеке би.

До сегодняшнего дня до нас дошли имена трех великих сынов казахского народа, трех славных мудрецов — Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Именно они стали для казахов непреходящим символом национального единства. Их страстные речи владели умами потомков, как изречения из священных книг. Их значимость в нашей истории невозможно переоценить.

Айтеке би, имя и слава которого простирались далеко за пределами Младшего жуза, стал в свое время легендой. Даты его рождения и места смерти установлены приблизительно: считают, что он прожил 56 лет. По возрасту он был немного моложе Толе бия, Казыбек бия и был ниже по рангу жуза (Младший жуз), но достойным их современником в деле защиты общенациональных интересов. Идейные установки и жизненная позиция Айтеке бия были сходны с Толе бием и Казыбек бием. Все они своей первой и изначальной задачей ставили честное и истинное служение своему народу во имя правды и справедливости. Они делили вместе с ним горечь поражений и радость побед.

Айтеке би большую часть жизни провел на просторах к югу от междуречья Сырдарьи и Амударьи. Прямые предки Айтеке би пользовались известностью в Казахской степи. Например, его предок Ораз би (1299-1385 гг.) был одним из ближайших советников основателя огромного государства в Средней Азии великого Тимура, сделавшего своей столицей город Самарканд. Считающийся после Тимура и Улугбека третьим известным правителем Самарканда Жалантос приходился родным дедом Айтеке бию. Айтеке получил разностороннее для своего времени образование.

С пяти лет проходил обучение у известных биев — степных цицеронов, а также в семье Жалантоса. Айтеке учился в знаменитом медресе Улугбека и овладел рядом восточных языков: арабским, персидским и тюркским. По окончании медресе, вернувшись в родные места, стал участвовать вместе с отцом в управлении народом.
В 21 год он стал главным судьей казахов, узбеков и каракалпаков, проживавших в окрестностях Бухары и Самарканда. Он присутствует на приемах иностранных послов, в том числе из дальнего зарубежья. Овладение сокровищами мудрости казахских биев и народа, искусством красноречия, соединенного с ученостью и традицией знаменитых предков, принесли Айтеке бию широкую известность и популярность.

Сородичи, по достоинству оценив заслуги Айтеке би, в 30 лет избрали его главным бием Младшего жуза. Позже Тауке хан назначает его от имени Младшего жуза членом созданного им самим совета ханов, и с этих пор Айтеке би постоянно участвует в ежегодных сборах казахских правителей и влиятельных людей трех жузов, проводимых вначале в Ордабасы, а затем в Култобе и Улытау. На этих собраниях, благодаря Тауке хану ставших традиционными, обсуждались вопросы укрепления национального единства и различные споры, возникающие из-за разногласий между родами и жузами.

Когда споры доходили до предела, последнее слово, удовлетворявшее все противоборствующие стороны, принадлежало Айтеке би. К нему обращались большие и малые, близкие и дальние правители родов и аульных объединений за решениями острых и застарелых конфликтов и споров, нарушающих мирную жизнь населения. За советами к нему шли государственные деятели и военачальники. Он становится толкователем законов Степи.

Айтеке би играл важную роль в ханском совете при решении государственных дел, связанных с внешней и внутренней политикой Казахского ханства того периода. Он выступал за независимость и единство казахского народа, создание хорошо оснащенного и обученного войска. Принимал активное участие в установлении дружественных отношений Казахского ханства с киргизскими и каракалпакскими родами, развитии ханом Тауке русско-казахских торговых и дипломатических отношений.

Айтеке би вместе с Толе бием и Казыбек бием составляли главную опору Тауке хана, ставшего во главе Казахского государства в самое судьбоносное время для народа, испытавшего трагедию поражения и массового переселения на юг. Вместе с Тауке ханом и другими народными предводителями они искали пути мобилизации сил народа и выхода из всеобщего политического кризиса. В то время страна нуждалась в создании новых законов.

После смерти Айтеке большинство аулов, населяющих окрестности горы Нурата, перекочевали на берега реки Сырдарьи. Потомки Айтеке би в шестом-седьмом колене проживают в Кызылординской и Актюбинской областях, а некоторые из них в районе Нурата. Прежние Карабутакский и Комсомольский районы Актюбинской области сейчас объединены и носят теперь имя Айтеке. Его именем названы улицы в крупных городах Казахстана.
Айтеке би похоронен в 75 километрах от Ташкента, в окрестностях районов Кауыншы и Шыназ. В 2009 году по поручению Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на месте, где покоится прах известного казахского бия, был воздвигнут мавзолей. Строительство длилось 9 месяцев. Площадь комплекса — 6 гектаров. На его территории есть мечеть, гостиница и парк.

Айтеке би мечтал и всю жизнь боролся за единство и национальную независимость своего родного народа. Его мечта сбылась. Ныне его страна является символом единства и дружбы многонационального народа Казахстана.

Читайте также: