Сообщение новых знаний или формирование новых умений только на основе хорошо усвоенного

Обновлено: 03.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Под закономерностями целостного педагогического процесса понимаются объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.

Среди общих закономерностей педагогического процесса можно выделить следующие.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики. Эффективность педагогического процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применения осмысленного. 6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Его течение и результаты обусловлены потребностями общества и личности, возможностями (материально-техническими, экономическими и др.) общества, условиями протекания процесса (морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и др.).

Принципы педагогического процесса – это главные положения теории, ее идеология. В принципах непосредственно педагогического процесса отражаются основные требования к организации педагогической деятельности, определяется ее направление, происходит творческое построение педагогического процесса.

Принципы целостного педагогического процесса. Определение и объяснение основных принципов организации педагогического процесса продолжает волновать как педагогов-теоретиков, так и практиков-учителей на протяжении нескольких столетий. Они постоянно уточняются, обогащаются, частично трансформируются в зависимости от изменяющихся воспитательно-образовательных концепций. В последние годы намечается тенденция называть принципами любые условия или правила организации отдельных составляющих частей целостного педагогического процесса, что представляется не очень целесообразным и научно обоснованным.

Принципы педагогического процесса — система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его успешность.

Принципы целостного педагогического процесса — проявление должного в педагогическом процессе: организуй педагогический процесс с их учетом и получишь высокий результат. Принципы отражают внутренние существенные стороны деятельности учителя (воспитателя) и ученика (воспитанника) и определяют эффективность обучения в различных формах, при различном его содержании и организации. Все принципы педагогического процесса между собой взаимосвязаны и взаимодополняемы.

Воспитание – это процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. Воспитание – одна из сторон научения, еще один аспект социализации ребенка. Воспитание и обучение можно рассматривать как социальный заказ общества, поскольку именно результат этого процесса – человек, адаптированный (неадаптированный в случае неуспешного воспитания) к жизни в обществе.

Возможно выделить такие воспитательные закономерности:

воспитательный процесс осуществляется исключительно на основе активности ребенка и его взаимодействия с окружающей средой;

то, чем наполнена обучающая и развивающая деятельность, определяется актуальными индивидуальными потребностями конкретного ребенка на текущий момент развития его психики и умений;

усилия ребенка и педагога в совместном обучающем процессе находятся в прямо пропорциональной зависимости;

качественное развитие ребенка возможно при реализации его права на свободное выражение чувств и отношения в условиях доброжелательности и безопасности;

каждый эпизод воспитательной деятельности должен сопровождаться или заканчиваться проживанием ребенком ситуации успеха, поддерживаемой педагогом.

На данных закономерностях базируются основные принципы воспитания.

находится в процессе постоянного изучения индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, привычек своих подопечных;

умеет распознать реальный уровень сформированности у ребенка образа мышления, мотивов, интересов, установок, отношения к жизни и труду;

регулярно привлекает каждого из подопечных к воспитательной деятельности, соответствующей текущим возможностям ребенка, но усложняющейся в процессе воспитания, что обеспечит необходимый прогресс в развитии личности;

своевременно выявляет и устраняет факторы, являющиеся препятствием для достижения целей; изменяет тактику воспитания согласно новым условиям;

осуществляет максимальную опору на активность собственной личности;

создает сочетание воспитания подопечных и самовоспитания личности;

способствует развитию самостоятельности, инициативы, творческой составляющей своих воспитанников.

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего и младшего поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Результаты воспитания находятся в объективной зависимости от особенностей взаимодействия подрастающего поколения с окружающей средой. Суть педагогической закономерности состоит в итогах обучения и воспитания, на которые влияет характер деятельности воспитанников. Важное значение имеет закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса годам жизни и индивидуальным особенностям учащихся.

В практике педагогического процесса немалую роль играет освоение внутренних связей между функциональными компонентами. К примеру, содержание конкретного воспитательно-образовательного процесса обуславливается поставленными целями. Выбор метода педагогической деятельности и средства зависит от задач и содержания конкретной педагогической ситуации.

Принципы педагогического процесса определяются на основе закономерностей. Они представляют собой результат педагогической науки и современной педагогической практики. Их суть выражается закономерными связями между учителями и воспитанниками. В результате взаимосвязи обучения, воспитания и развития возникли такие принципы:

Развивающий характер обучения;

Воспитывающий характер обучения;

Единство воспитания и обучения.

Принципы тесно связаны с педагогическими правилами. Правила базируются на принципах, подчиняются им и уточняют их. Правила указывают на характер отдельных действий в работе педагога, что приводит к выполнению принципов. При этом они используются в зависимости от определенной педагогической ситуации.

Зачем учителю надо знать закономерности и принципы организации педагогического процесса?

На сегодняшний момент перед современным человеком выдвигается комплекс требований, имеющих определённые цели. Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся . Методы педагогической деятельности и средства зависят от задач и содержания конкретной педагогической ситуации. Принципы педагогического процесса и закономерности педагогического процесса выражаются в положениях, которые определяют его организацию, содержание, формы и методы. Закономерности выражаются в принципах. Принципы – это основные положения теории, ее идеи. Принципы непосредственно педагогического процесса отражают главные требования к организации педагогической деятельности, обозначают ее направление, помогают творчески построить педагогический процесс. Так для чего же учителю надо знать закономерности и принципы организации педагогического процесса?

Так как процесс обучения имеет некоторые общие закономерности, то их выявление помогает разработать способы осознанного управления обучением и разработка конкретных правил работы. Учитель, через закономерность обеспечивает реализацию тяги детей к познанию окружающей действительности. При этом учителем предполагается активное стремление дать ученикам знания, которые им наиболее интересны и которые необходимы в практической жизни. Соответствие воздействий педагога индивидуальной и коллективной деятельности учеников. Знание закономерности требует от учителя понимания, что любая деятельность, в которую вовлечены дети в процессе обучения, развивает определенные личностные качества. Знание принципов обучения представляют собой исходные дидактические положения, которые формируют его направление на развитие личности. Принципы обучения включают наиболее важные положения, которые определяют требования к содержанию, организации и методике обучения.

Зная принципы, учитель может стимулировать самостоятельную работу учащихся и обучать их эффективным способом. Сочетая групповой и индивидуальный подход в обучении, учитель обучает детей согласованным и слаженным совместным действиям, а также формирует в детском коллективе положительный психологический климат.

Покажите взаимосвязь принципов и закономерностей в педагогическом процессе.

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные . Общие закономерности процесса обучения характеризуются выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием общую продуктивность (эффективность) обучения и вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними. Принципы тесно связаны с педагогическими правилами. Правила базируются на принципах, подчиняются им и уточняют их. Правила указывают на характер отдельных действий в работе педагога, что приводит к выполнению принципов. При этом они используются в зависимости от определенной педагогической ситуации.

Позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительной, созданием оптимистических перспектив личностного развития

Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании

Принцип гуманистической направленности воспитания, гуманная отношения к личности воспитанника, уважения его прав и свобод, в т. ч. права быть самим собой; предъявление разумных и посильных требований.

Принцип опоры на положительное в человеке

Эффективность воспитания детерминирована степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером служебно-педагогического руководства деятельностью сотрудников.

Принцип деятельностного подхода в воспитании

Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально-полезной и субъективно-значимой деятельности

Принцип сочетания служебно-педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников

Принцип вариативности деятельности, соответствия ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности

1.1 Закономерности целостного педагогического процесса - ….. существующие, ……, повторяющиеся, необходимые и ……. связи между…….явлениями и отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их……

Слова для справок: исходных, объективно, устойчивые, содержание, существенные, методы, успешность, педагогическими, процессами, развитие, обучению.

1.2Принципы целостного педагогического процесса – система …..основных требований к воспитанию и …. определяющая …..формы и …..педагогического процесса и обеспечивающие его ……

Слова для справок: процессами, обучению, устойчивые, содержание, исходных, процессами, объективно, развитию, существенные, методы, успешность, педагогическими.

2. Допишите понятия:

2.1 «Педагогический процесс - ……. и направленное ……взрослых и детей, реализующее цели ……и …… в условиях педагогической системы.

2.2 Целостность педагогической системы представляет собой совокупность …. ……, ……, …… и ……. направляющих и преобразующих детскую жизнь

Выделите последовательность этапов в развитии педагогического процесса.

Основной (взаимодействие педагога и учащихся)

Подготовительный (целеполагание, диагностика, прогнозирование)

Заключительный этап (анализ полученных результатов)

Выписать принципы целостного педагогического процесса.

4.1 Гуманизация; 4.2 зависимость воспитания и обучения от общественных потребностей и условий; 4.3 определяющая роль деятельности и общения в формировании личности; 4.4 демократизация; 4.5 природосообразность; 4.6 зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных- и половых особенностей ребёнка; 4.7 культуросообразность; 4.8 единство и непротиворечивость воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом процессе в любых педагогических системах; 4.9 научность; 4.10 доступность; 4.11 наглядность; 4.12 взаимосвязь процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; 4.13 систематичность и последовательность; 4.14 сознательность, активность, самодеятельность, творчество и инициатива воспитанников в сочетании с педагогическим руководством; 4.15 взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе; 4.16 прочность, осознанность и действенность результатов воспитания, обучения и развития; 4.17 связь теории с практикой и с жизнью; 4.18 единство знаний и поведения; 4.19 взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых; 4.20 положительный эмоциональный фон педагогического процесса.

Установите общие закономерности по их характеристике

Закономерности Характеристика
5.1 динамика педагогического процесса А) * наследственность * воспитательная и учебная среда * включение в деятельность * применяемые средства
5.2 развитие личности Б) более высокие общие результаты у того, кто имел более положительные промежуточные результаты
5.3 управление В) потребности общества и личности, возможности общества, условия протекания процесса
5.4 стимулирование Г) интенсивность обратных связей между воспитуемыми и педагогом, величины и характера коррекционной работы
5.5 единство внешней и внутренней деятельности Д) интенсивность и качество чувственного восприятия, логическое осмысление и практическое применение
5.6 обусловленность педагогического процесса Е) действие внутренних стимулов и своевременность внешних стимулов
5.7 единство чувственного, логического и практического в педагогическом процессе Ж) качество педагогической деятельности, качество собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых

Ответы: 5.1 ____, 5.2 _____, 5.3 _____, 5.4 _____, 5.5 _____, 5.6_____, 5.7______

Восстановите деформированный текст.

Деятельность, направленная, создание, –, педагогическом, оптимальных, воспитания, развития, личности, воспитанника, и, для, профессиональная, возможностей, процессе, свободного, и, саморазвития, на, и, условий, выбора, творческого, педагогическая, деятельность, в, обучении, самовыражения.

Установить соответствие компонентов педагогического процесса

7.1 Целевой А) цели Д) формы взаимодействия
7.2 Содержательный Б) задачи Е) результат
7.3 Деятельностный В) содержание
7.4 Результативный Г) методы

Ответы: 7.1 ______, 7.2 _____, 7.3 ______, 7.4 ______

Соотнести принципы с правилами ЦПП.

Ответы: А) ______, Б_____, В_____, Г______, Д______, Ж_______З_____________И_______________К_____________

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

Педагогические правила - система способов действия учителя в типич­ной ситуации в педагогическом взаимодействии.

Принципы реализуются через систему правил, отражающих частные положе­ния принципа и распространяющихся на его отдельные стороны.

Принцип гуманизации

полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с ра­зумной требовательностью;

опора на положительные качества воспитанника;

создание ситуации успеха;

защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогиче­ском взаимодействии.

Принцип демократизации

индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса,

организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей воспитанников;

создание открытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса;

нормативно-правовое обеспечение деятельности воспитателей и воспитанни­ков, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды;

введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизнедея­тельности;

взаимное уважение, такт и терпение (толерантность) во взаимодействии пе­дагогов и воспитанников;

широкое вовлечение родителей и общественности в организацию жизнедея­тельности воспитанников в образовательных учреждениях.

Принцип природосообразности

педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и ук­репляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового об­раза жизни;

направлен на самовоспитание, самообразование, самообучение воспитанников;

строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям вос­питанников;

опирается на зону ближайшего развития.

Принцип культуросообразности

• понимание педагогического процесса как составной части культуры обще­ства и семьи, как культурно-исторической ценности, включающих прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающих их будущее;

максимальное использование семейной региональной, народной материальной и духовной культуры;

обеспечение единства национального, интернационального, межнационально­го начал в воспитании и образовании;

формирование творческих способностей и установки воспитанников на пот­ребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.

Принцип единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом процессе в любых педагогических системах

становление прочных связей и отношений между всеми сферами жизнедеятельности учащихся;

налаживание взаимодействия всех сфер жизнедеятельности учащихся в целях выявления педагогического потенциала каждой из них, особенно семьи;

обеспечение взаимной компенсации, взаимопомощи, взаимодополнения, интегрирования усилий всех сфер жизнедеятельности воспитанников.

Принцип научности

отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем раз­вития науки и техники;

применение методов изучения учебного материала, адекватных соответствующим наукам;

вооружение воспитанников умениями и опытом научного поиска, способами

научной организации познавательной деятельности;

формирование умений наблюдать, анализировать, осуществлять синтез, обоб­щения, использовать индукцию и дедукцию;

формировать умения и навыки самообразования.

Принцип доступности и нарастающей трудности

переходить от близкого к далекому;

от легкого к более трудному;

от известного к неизвестному;

учитывать уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями или требовани­ями.

Принцип наглядности

прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности, целесообразно тогда, когда обучаемые не имеют наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемого вопроса;

руководство познавательной деятельностью учеников в процессе использова­ния наглядных средств;

рационально сочетать слово и наглядность;

применять разумно и в меру разнообразные иллюстрации, демонстрации, лабораторно-практические работы, наглядные пособия, ТОО (технические средства обучения) и современные информационные технологии;

использовать наглядность не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации;

предметная наглядность в зависимости от возраста воспитанников по необходимости и возможности заменяется символической.

Принцип систематичности и последовательности

предварительное определение имеющегося у обучаемых уровня знаний и их актуализация;

доступность и привлекательность предлагаемой информации;

выделение существенных, базовых аспектов изучаемого материла, отделение главного от второстепенного и постоянное акцентирование внимания на этом;

четкое структурирование знания и его логики, что не только способствует лучшему усвоению информации, но и вооружает общеучебными умениями самостоятельной работы с любым материалом;

включение в структуру изложения материала постоянных кратких и обобщающих повторяющихся выводов по каждому законченному фрагменту предлагаемого материала и в конце изложения всего материала, что способствует не только лучшему запоминанию, но и формированию системы ассоциаций, активизации ранее изученного;

все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего (Я. А. Коменский);

Создание условий для самостоятельного выполнения заданий, приложения продолжительных и систематических усилий;

использование внутрипредметных и межпредметных связей;

планирование учебно-воспитательного процесса: систематическая подготовка учителя к урокам и другим формам взаимодействия с детьми, тщательный анализ содержания материала и поставленных целей, равномерное распределение домашнего задания в учебном процессе;

осуществление постоянного контроля и объективной оценки результатов обучения и воспитания.

Принцип сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством

деятельность принципиально нова для учащихся;

организуется сознательно и целенаправленно на ясное понимание целей и задач предстоящей работы;

учитываются индивидуальные интересы и потребности воспитанников, формируются ценностные мотивы к учению;

создаются ситуации, содержащие противоречия', заставляющие мыслить, самостоятельно ставить проблемы и их разрешать;

область предлагаемых заданий охватывает не только учебные, но и воспитательные задачи, направленные на формирование определенных нравственных позиций и норм жизни;

коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка, при котором учащиеся приобщаются к сотрудничеству и кооперации при решении задач теоретического и практического характера, учатся распределять задания в группе, координировать индивидуальные действия, руководить и подчиняться распоряжениям других;

отказ от чрезмерной регламентации, подавлении инициативы, самостоятельности и творчества;

опора на доверие.

Принцип прочности, осознанности и действительности результатов воспитания обучения и развития

формирование позитивного отношения к изучаемому;

организация активного участия воспитанников в подготовке к усвоению предлагаемой информации

самостоятельное решение учащимися доступных им задач;

регулярное повторение изученного с введением элементов новой оценки или интерпретации усваиваемого материала;

систематизация материала, связанная с его самостоятельным воспроизведением;

выработка умений и потребности у обучаемых (воспитываемых) в теоретической и практической проверке рассматриваемых законов, научных принципов и правил;

закрепление знаний, представленных в логически целостных структурах;

систематический контроль и оценка результатов обучения и воспитания;

применение полученных знаний в новых ситуациях.

Принцип связи теории с практикой и с жизнью

организация разнообразной практической деятельности в соответствии с характером получаемого знания, направленной на применение, проверку, за­крепление, выработку умений, навыков, привычек;

самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих теоретическое положе­ние или правильность (ошибочность) его применения на практике;

организация обучения и воспитания таким образом, чтобы воспитанники самостоятельно переходили от теории к практике и от практики к теории;

попытка (где возможно) решить проблему новым путем и объяснить полученные результаты;

широкое привлечение в учебно-воспитательном процессе краеведческого ма­териала;

активное включение воспитанников в общественно полезную деятельность;

посильное включение в трудовую деятельность.

Принцип положительного эмоционального фона педагогического процесса

соблюдение всех предыдущих принципов;

организация педагогического процесса, когда всем участникам этого про­цесса интересно и увлекательно заниматься совместной деятельностью, будь то учебная, внеурочная или внешкольная;

участники взаимодействия открыты и толерантны по отношению друг к другу;

образовательное учреждение многофункционально и максимально адаптировано для организации полноценной и всесторонней жизнедеятельности каждого воспитанника, детского и педагогического коллектива.

Принцип единства знаний и поведения

постоянно организовывать деятельность детей и детских коллективов так чтобы ее участники убеждались в истинности и жизненной необходимости получаемых знаний, идей; упражнялись в социально ценном поведении.

Принцип эстетизации детской жизнедеятельности

эстетическое оформление пришкольного участка;

организация учебно-воспитательного пространства:

красиво оформленные классные и рекреационные помещения;

наличие цветов, зелени, произведений искусства;

эстетический внешний вид воспитанников и воспитателей;

формирование культуры взаимоотношений у всех участников педагогиче­ского взаимодействия.

Принцип субъектности

учить воспитанников оценивать свои действия и предвидеть их последствия;

формировать способность отстаивать свою нравственную и гражданскую по­зицию;

учить противодействовать негативному внешнему влиянию;

создавать условия для развития личностью собственной индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

> образовательное учреждение многофункционально и максимально адаптиро­вано для организации полноценной и всесторонней жизнедеятельности каж­дого отдельного воспитанника, детского и педагогического коллективов.

Принцип единства знаний и поведения

сзг постоянно организовывать деятельность детей и детских коллективов так, чтобы ее участники убеждались в истинности и жизненной необходимости получаемых знаний, идей; упражнялись в социально ценном поведении.

Принцип эстетизации детской жизнедеятельности

* эстетическое оформление пришкольного участка;

* организация учебно-воспитательного пространства:

* красиво оформленные классные и рекреационные помещения;

* наличие цветов, зелени, произведений искусства;

* эстетический внешний вид воспитанников и воспитателей;

* формирование культуры взаимоотношений у всех участников педагогиче­ского взаимодействия.

Принцип субъектности

«*► формировать способность отстаивать свою нравственную и гражданскую по­зицию;

«г> создавать условия для развития личностью собственной индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей.

Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность— профессиональная деятельность, направ­ленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, обучения, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.

Читайте также: