Проекционный фонарь физика сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Презентация на тему: " Проекционный аппарат – оптический прибор, предназначенный для получения на экране действительного увеличенного изображения предмета. Проекционные приборы." — Транскрипт:

2 Проекционный аппарат – оптический прибор, предназначенный для получения на экране действительного увеличенного изображения предмета. Проекционные приборы дают на экране действительное, увеличенное, перевернутое изображение картины или предмета. Г>1 F

3 ПРОЕКЦИОННАЯ ЛАМПА КОНДЕНСОР ДИАПОЗИТИВЭКРАН ОБЪЕКТИВ

4 ПРОЕКЦИОННАЯ ЛАМПА Проекционная лампа - специальная электрическая лампа накаливания, служит источником света в проекционных аппаратах

5 КОНДЕНСОР Конденсор (от лат. condenso - уплотняю, сгущаю) – оптическая система, которая собирает расходящиеся лучи, испускаемые проекционной лампой, и обеспечивает равномерное освещение объекта проекции. В проекционных аппаратах встречаются конденсоры, состоящие из двух или трех линз различного диаметра и кривизны поверхности.

6 Диапозитив (от греч. diá через и лат. positivus положительный), фотографическое цветное или чёрно-белое позитивное изображение на прозрачной основе (стекле или плёнке), рассматриваемое на просвет или проецируемое на экран.

7 ОБЪЕКТИВ Проекционный объектив (от лат. objectus - предмет) – линзовая оптическая система для получения на экране увеличенного резкого изображения предмета. Основные характеристики объективов: фокусное расстояние, относительное отверстие. Объективы для проекционных аппаратов подразделяют на короткофокусные, нормальные и длиннофокусные.

9 Характеристики проектора Световой поток - основная характеристика проектора любого типа. Световой поток оценивает мощность оптического излучения по вызываемому им световому ощущению и измеряется в люменах (лм). Фокусными расстояниями оптической системы проектора называют расстояния от его главных точек до соответствующих им фокусов Ограниченное определенными размерами изображение объекта на носителе информации называется кадром (от франц. cadre, буквально - рама). Ширина и высота кадрового окна проектора обозначаются соответственно a и b.

10 Виды проекторов Диаскопический проекционный аппарат изображения создаются при помощи лучей света, проходящих через светопроницаемый носитель с изображением. Это самый распространённый вид проекционных аппаратов. К ним относят такие приборы как: кинопроектор, диапроектор, фотоувеличитель, проекционный фонарь и др. Эпископический проекционный аппарат создаёт изображения непрозрачных предметов путём проецирования отраженных лучей света. К ним относятся эпископы, мегаскоп. Эпидиаскопический проекционный аппарат формирует на экране комбинированные изображения как прозрачных, так и непрозрачных объектов.

11 Кинопрое́ктор аппарат, предназначенный для проецирования кинофильмов на экран. Кинопроектор транспортирует киноленту с подающей бобины на принимающую, обеспечивая прерывистое движение её в фильмовом канале и равномерное, с помощью маховика на валу гладкого барабана в звукочитающей системе. При этом осветительно- проекционная система осуществляет проекцию изображения находящегося в кадровом окне кадра на экран и перекрытие светового потока обтюратором на время перемещения киноплёнки.

Все мы ходим в кино, а в детстве смотрели диафильмы на стене. Почти у всех есть проекторы в офисе, у некоторых — дома, встроенные в планшет или в качестве дополнения к смартфону. В корпоративную культуру прочно засела демонстрация слайдов, без которых выступления и презентации проходят крайне редко. А с чего всё началось? С волшебного фонаря, которым можно было пугать верующих, развлекать народ на ярмарках и проводить лекции для студентов XVII века.

image



Чтобы в домашних условиях сделать проектор, понадобится смартфон, линза и коробка. До того, как у нас появились мобильные устройства, нужны были отдельно свет и отдельно – носитель изображения. Или свеча, керосинка, масляная лампа и стекло с рисунком, который и будет проецироваться на плоскость или клубы дыма.

image

image

image

image

image

Братья Люмьер, показывавшие фильмы с 1896 года, использовали 16 кадров в секунду. Это было обусловлено тем, что расход плёнки составлял 1 фут в секунду — считать было легче. А в 1926 году, с появлением звукового кино, консорциум американских кинокомпаний ввёл стандарт в 24 кадра в секунду. Окончательно этот параметр утвердила Американская Академия киноискусства в 1932 году.

image

В XIX веке фонари, уже давно переставшие быть исключительно великосветским развлечением, стали доступны для домашнего использования простым (почти) смертным. Фонари стали производить всё чаще, используя самые разные виды корпусов. Были фонари в форме домов, церквей и китайских пагод, карет и автомобилей.

image

image

image

image

У меня в детстве был ФД2 — узнал его по фотографии ниже.

image


Диапроектор ФД2. Источник

В СССР популярными были фильмоскопы — это тот же диапроектор, только вместо слайдов в нём использовались рулонные диафильмы. А кому-то из вас родители в детстве перед сном показывали на стене сказки про Чиполлино, Айболита Красную Шапочку или даже про Алису из XXI века?

Жизнь идет очень быстро и вот уже несколько поколений жителей планеты с трудом могут представить себе время, когда не было и в помине кино, телевидения, видео и мультимедия. Но люди всегда искали то, что сможет их развлечь и часто эти развлечения были похожи на сказку.

Холодными вечерами под Рождество или на Новый Год, по случаю дней рождений во многих домах оживало волшебство и это волшебство приносил в дом "Волшебный фонарь". Laterna Magica - источник удовольствия на протяжении многих веков для молодых и пожилых, для бедных и богатых - удивительное устройство с таинственным и романтичным названием.

Laterna Magica - "Волшебный фонарь" сказочное чудо прежних времен

"Волшебный фонарь" - проекционный аппарат для показа слайдов и состоит он из деревянного или металлического корпуса с отверстием и/или объективом, в корпусе размещен источник света: в XVII веке - это были свеча или лампада, позднее - электрическая лампа. Изображения - слайды - нанесенные на пластины из стекла в металлическом, деревянном или картонном обрамлении, проецируются на экран через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата. Источник света усилен с помощью рефлектора. Часто снабжён кожухом для обеспечения циркуляции воздуха.

"Волшебные фонари" - простые конструкици с горелками

До сих пор точно не известно, кто именно изобрел "Волшебный фонарь". Историки называют несколько имен и каждый в принципе внес что-то свое в это волшебное изобретение. Так "Волшебный фонарь" уже был описан в 1646 году в книге священника-иезуита и ученого Афанасия Кирхера "Великое искусство света и тени", как примитивное устройство с системой проекции отражения солнечного света от зеркал через объектив на экран. Но тем не менее Афанасий Кирхер был не первым, кто описал "Волшебный фонарь". К тому времени, когда он опубликовал свои первые иллюстрации, "Волшебный фонарь" уже был описан другим ученым, Христианом Гюйгенсом. И именно он в 1659 году построил фонарь для проектирования картинок на экран из трех объективов. По этой причине Гюйгенс сейчас и считается наиоболее вероятным первым изобретателем "Волшебного фонаря". Но Христиан Гюйгенс не очень гордился своим изобретением и даже старался скрывать этот факт, т.к. в то время различные мошенники использовали это волшебное устройство для того, чтобы пугать людей.

Фантасмагория с использованием "Волшебного фонаря"

Различные конструкции "Волшебных фонарей"

А далее началось торжественное шествие "Волшебного фонаря" по миру. Его усовершенствовали - вместо свечей стали использовать нефть, масло, а потом и электичество. Количество объективов увеличивалось, а вместе с ними и яркость и четкость изображения. Слайды, сначал делавшиеся в ручную на стекляной основе, постепенно с появлением фотографии стали печатным образом переноситься на специальные пленки. Среди последних в XIX веке был распростронён жанр Life Model Slides - отснятые в студиях с участием актёров иллюстрированые рассказы на определённую тематику. Форматы пластин варьировались в зависимости от области применения и марки и конструкции "Волшебного фонаря": они были прямоугольными, квадратными, круглыми.

Волшебный фонарь "Keramikfliesen" Иоганна Фалька 1895 год

Изящный "Волшебный фонарь" в форме домика середина XIX века

До второй половине XVIII века "Волшебный фонарь" использовали, в основном ученые, но вскоре разные люди поняли, что это хорошее дело, и воспользовался этим. Демонстрации с использованием чудо-техники обычно проводились на ярмарках, выставках, в театрах варьете, так же могли проводится в церквях. Сеанс длился до 2 часов и часто сопровождался музыкой, рассказами и чтением. Массовое производство пластин с изображениями привело к стандартизации последних. К пластинам прилагались тексты, тематика была самой разнообразной: развлекательной, политической, социальной, превратив тем самым "Волшебный фонарь" в средство массовой информации.

Электрический "Волшебный фонарь"

Ящик-чемоданчик с полным содержимым для "Волшебного фонаря"

Девочка и "Волшебный фонарь" Фото конца XIX века

Репертуар "Волшебных фонарей" накануне изобретения кинематографа был сложен и разнообразен. Наряду с многочисленными общеобразовательными сериями, предметными уроками, историческими картинами показывали шуточные представления, в большинстве своем навеянные сказками или детскими стишками. Ну чем не проообраз комиксов? В Англии для "Волшебного фонаря" были адаптированы "Робинзона Крузо", все произведения Шекспира, все произведения Вальтера Скотта. В Америке выпускались иллюстраций к религиозным гимнам, которые проецировались на стенах церквей.

Слайды для "Волшебного фонаря" - адаптированная сказка "Золушка"

Причем существовало множество вариантов "Волшебных фонарей". Изображения даже были не застывшими, а двигались за счет специальной конструкции. Это были уже механические устройства, примитив, но прообраз будущего кинематографа с его кадрами.

Пластины-слайды для механического "Волшебного фонаря"

"Волшебные фонари" просуществовали почти до середины XX века и некоторые еще помнят некие слайдо-диаскопы, которые были модны в том же СССР и особенно у тех, кто мог выезжать за границу и потом показывать своим близким и друзьям райскую жизнь мира иного.

"Волшебные фонари" - произведения искусства 1880 годов

Еще одна из вариаций "Волшебного фонаря" - двойной с возможностью показа спецэффектов 1878 год

Сейчас "Волшебные" фонари и все, что с ними связано в основном интересуют антикваров и любителей-коллекционеров. Есть те, кто собирает слайды, другие же коллекционируют сами "Волшебные фонари", которые, как мы видим вполне прекрасно выглядят и даже являют из себя настоящие произведения искусства.

Тема "Волшебного фонаря" в старых почтовых открытках

К сожалению русский Интернет не обладает большой информацией об этих чудо-устройствах и поэтому все желающие еще и еще что-то узнать о "Волшебных фонарях" могут посетить интересный голландский сайт De Luikerwaal. Работа и коллекция голландского коллекционера. Некоторые фото взяты с его сайта. Так что волшебство можно продолжить.

Волшебным фонарем называют прибор, служащий для получения значительно увеличенных изображений с небольших предметов, преимущественно картин, которые, будучи таким образом перенесены, или, как принято выражаться, — проектированы на особо приспособленную для этой цели поверхность, становятся видными одновременно для большого числа зрителей.

Во всяком волшебном и проекционном фонаре имеются отдельные части:

Снимок экрана 2021-12-27 в 23.43.50

Оптический прибор, который состоит из рефлектора, конденсатора (собирателя) и объектива.

Весь оптический прибор, а также источник света и прозрачная картина заключаются в особой конструкции коробку, которая называется корпусом волшебного фонаря.

Лампа — это общее название относится здесь ко всякому источнику света, какой бы он ни был—от простой масляной лампочки до могущественного электрического регулятора.

Волшебный фонарь требует от источника света определенных качеств. Свет должен быть:

  • сильный и яркий
  • не должен сопровождаться высокой температурой
  • с незначительными размерами светящейся поверхности
  • удобно и легко управляемым
  • по возможности бесцветным

Самым важным качеством, ради которого можно было бы поступиться всеми остальными, является яркость света. От нее зависит и отчетливость туманной картины, и ее размеры, и даже содержание.
Для исчисления силы источника света его сравнивали со стеариновой свечой, ее пламя принимают за единицу.

  • Стеариновая свеча 1
  • Обыкновенный светильный газ 15
  • Керосиновая лампа в 3 фитиля 18
    • в 4 фитиля 20
    • в 5 фитилей 20–25

    anatomy1

    До конца XIXв. наиболее распространенным ввиду своей простоты и дешевизны было керосиновое освещение. Хорошая лампа позволяла проектировать картины до 2 метров высотой. С развитием приборов для получения электричества и с распространением его в городах, лампы накаливания и Вольтова дуга постепенно вытеснили все другие источники света.

    Для полной успешности демонстрации туманных картин недостаточно было иметь хороший аппарат, необходимо было соблюдение правил, от которых в значительной степени зависел успех сеанса. Необходимо было заблаговременно приготовиться к сеансу. Оптические стекла в фонаре должны были быть протерты, керосиновые лампы заправлены и прогреты, фитили в них правильно обрезаны. Картины, которые потребуются к сеансу, тщательно подобраны по порядку и уложены так, чтобы изображение не демонстрировалось вверх ногами. Экран, на который производится проекция, должен был быть матово-белым и ровным. Прекрасным экраном могла служить оштукатуренная и побеленная стена.

    Проверим, насколько теория соответствует практике. Перед нами волшебный фонарь Perfekt JS, сделанный в Германии в конце XIX — начале XX вв.

    anatomy2

    Это маленький детский фонарик, но устроен от точно так же, как и большие фонари. Фонарь живет в специальном кейсе, в котором предусмотрено место для корпуса фонаря и его элементов, а также для набора стекол с картинками.

    Perfekt JS фонарь в коробке

    Источником света для этого фонаря служит керосиновая лампа с одним фитилем. Она вставляется в корпус фонаря между рефлектором и конденсором через боковую дверку, сверху на корпус фонаря одевается труба для отвода тепла и копоти.

    Perfekt JS масляная лампа

    Оптический прибор состоит из:

    • съемного рефлектора, который крепится к задней стенке корпуса;
    • конденсора, состоящего из увеличительного стекла в оправе, которое вставляется внутрь корпуса в начало трубки, на которую одевается объектив;
    • объектива, который одевается на трубку снаружи, при этом в трубке находится еще одна линза, входящая в систему объектива. Объектив имеет механическую систему регулировки резкости.

    Стекла-картинки действительно нужно вставлять вверх ногами в специальную подпружиненную рамку с лицевой стороны корпуса между конденсором и объективом.

    Представляете, этот волшебный фонарик, которому сильно больше ста лет, работает. Конечно, для безопасности вместо керосинки мы используем современную светодиодную лампу, но все остальные детали настоящие.

    Фотогалерея

    Снимок экрана 2021-12-27 в 23.53.03

    Perfekt JS корпус фонаря с открытой крышкой три четверти

    Снимок экрана 2021-12-27 в 23.56.39

    Снимок экрана 2021-12-27 в 23.57.42

    Читайте также: