Сообщение краткое о помпеи

Обновлено: 05.07.2024

Помпеи — сохранившийся древнеримский город. Он находится в 23 км к юго-востоку от Неаполя у подножия горы Везувий. Он был построен на месте, образованном доисторическим потоком лавы к северу от устья реки Сарнус. Помпеи были разрушены вместе с Геркуланумом, Стабиями, Торре-Аннунциата и другими общинами в результате сильного извержения вулкана Везувий в 79 году н. э. Обстоятельства их уничтожения сохранили их останки как уникальный артефакт греко-римской жизни. Помпеи, Геркуланум и Торре-Аннунциата были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1997 году.

История Помпеи

Помпеи, Геркуланум и близлежащие города были впервые заселены потомками неолитических жителей. Археологические данные свидетельствуют, что деревня Помпеи вскоре попала под влияние культурных греков. Греческому влиянию был брошен вызов с приходом этрусков на территорию нынешнего Неаполя. Влияние этрусков оставалось сильным до тех пор, пока их морская мощь не была уничтожена Иероном I в морском сражении у Кумов в 474 году до н. э. Затем последовал второй период греческой гегемонии. К концу V века до н.э, итальянское племя завоевало территории и Помпеи, Геркуланум и Стабии стали Самнитскими городами.

Помпеи - история, архитектура и гибель города

Расположение города Помпеи на карте

Помпеи впервые упоминаются в летописях в 310 году до н. э. Во время Второй Самнитской войны римский флот высадился в порту Помпей. Оттуда он предпринял неудачную атаку на соседний город Нукерия. В конце Самнитских войн Помпеи вошли в состав Римской конфедерации, а города стали “союзниками” Рима.

Помпеи присоединился к итальянцам в их восстании против Рима в этой войне, но был осажден римским генералом Луцием Корнелием Суллой в 89 году до нашей эры. После войны, Помпеи вместе с остальной Италией к югу от реки получили римское гражданство. Однако в наказание за участие Помпей в войне там была основана колония римских ветеранов под командованием Публия Суллы. Латынь заменила Оскан в качестве официального языка. Город стал латинизированным в учреждениях, архитектуре и культуре.

Помпеи - история, архитектура и гибель города

Руины южных городских ворот

Землетрясение в 62 году нашей эры нанесло большой ущерб как Помпеям, так и Геркулануму. Города еще не оправились от этой катастрофы, когда 17 лет спустя их постигло окончательное разрушение.

Извержение вулкана Везувий и гибель Помпеи

Катастрофическое извержение Везувия началось 24 августа 79 года н. э. Яркое свидетельство сохранилось в двух письмах Плиния Младшего к историку Тациту. Плиний Старший поспешил из Мизена, чтобы помочь пострадавшему населению и поближе познакомиться с вулканическими явлениями. Позднее он погиб в Стабиях. Раскопки в конце 20-го века выявили дополнительные детали.

Сразу после полудня 24 августа обломки пепла, пемзы и других вулканических отходов начали сыпаться на Помпеи. Обломки быстро покрывали город, вызывая обрушение крыш многих домов. Потоки пирокластического материала и нагретого газа достигли городских стен утром 25 августа и задушили тех жителей, которые не были убиты падающими обломками.

Затем последовали дополнительные пирокластические потоки и дожди пепла. Потоки сохранили в пелене пепла тела жителей, которые погибли, укрываясь в своих домах или пытаясь бежать к побережью. Таким образом, Помпеи оставались погребенными под слоем пемзы и пепла глубиной от 6 до 7 метров. Внезапное погребение города послужило ему защитой. В течение следующих 17 столетий город не пострадал от вандализма, грабежей и разрушительного воздействия климата и погоды.

Согласно индексу вулканической взрывоопасности, извержение вулкана Везувий было подобно извержению вулкана Сент-Хеленс в 1989 году.

История раскопок Помпеи в Неаполе

Руины Помпеи были впервые обнаружены в конце XVI века архитектором Доменико Фонтана. Геркуланум был открыт в 1709 году, а систематические раскопки там начались в 1738 году. Работы в Помпеях начались только в 1748 году. В 1763 году была найдена надпись (“Rei publicae Pompeianorum”), которая идентифицировала место как Помпеи. Работа в этих городах в середине XVIII века положила начало современной науке археологии.

Под покровительством короля Неаполя Дона Карлоса, военный инженер Карл Вебер проводил систематические исследования с 1750 по 1764 год. Более ранние раскопки были бессистемными, выполняемыми искателями сокровищ или другими необученными рабочими. Беспорядочные раскопки были прекращены в 1860 году, когда директором раскопок стал итальянский археолог Джузеппе Фиорелли.

Помпеи - история, архитектура и гибель города

Руины города. Все дома и улицы пронумерованы, чтобы ориентироваться.

Участки, лежащие между раскопанными улицами, были расчищены и тщательно задокументированы. Помпеи были разделены на девять областей. Блоки в каждом регионе были пронумерованы, и каждой двери на улице был присвоен номер. Фиорелли разработал технику изготовления слепков тел. В пустоты, образовавшиеся в вулканическом пепле, где тела распались, заливали цемент. Затем этот цемент снимали и получали слепки тел.

Вторая мировая война вызвала перерыв в раскопках. Интенсивные раскопки были возобновлены под руководством Амедео Майури в 1951 году. Археолог руководил раскопками вплоть до 1961.

К югу от Виа дель Аббонданца были вскрыты обширные территории, и мусор, сваленный за городскими стенами, был убран. Отсюда открывались ворота Порта-Ди-ночера и впечатляющий участок кладбища вдоль дороги, ведущей от ворот в Нусерию. К 1990-м годам было раскопано около двух третей города.

Помпеи - история, архитектура и гибель города

Римская фреска с императорской виллы Агриппы Постума в Боскотреказе

Место основания города Помпеи

Город Помпеи имел неправильную форму, потому что был построен на доисторическом потоке лавы. Раскопки показывают, что юго-западная часть города является самой древней. Стены охватывают территорию примерно 3 км в диаметре, площадью около 66 гектаров.

Главной улицей, идущей в юго-западном направлении, была via Stabina. Она соединяла ворота Везувия в самой высокой части города с воротами в самой низкой части города. Через эти ворота шел транспорт с реки Сарн и Стабии. Эту улицу пересекали две другие главные улицы – via del Abbondanza и via Di Nola.

Помпеи - история, архитектура и гибель города

Via dell’Abbondanza, одна из главных улиц древней Помпей. Борозды в брусчатке указывают на то, что по этой улице часто проезжали римские повозки и колесницы.

Структура районов Помпеи

Общественные здания по большей части сгруппированы в трех областях.

  1. Форум (34 метра над уровнем моря), расположенный на большой ровной площади на юго-западе.
  2. Треугольный форум (25 метров над уровнем моря), стоящий у края южной стены с видом на залив.
  3. Амфитеатр и Палестра, на востоке.

Форум был центром религиозной, экономической и муниципальной жизни города. Это была большая прямоугольная площадь, окруженная двухэтажным портиком с колоннадой. На севере над форумом возвышался храм, посвященный Капитолийской триаде божеств: Юпитеру, Юноне и Минерве. В восточной части находился Макеллум — большой продовольственный рынок.

На юге находились небольшое святилище города Ларов, построенное после землетрясения в 62 году н. э. Храм Веспасиана и внушительная штаб-квартира шерстяной промышленности, возведенная богатой покровительницей Евмахией. Напротив Капитолия, на южной оконечности форума, располагались городской совет и городские магистраты.

Помпеи - история, архитектура и гибель города

Улица, где раньше стояли мастерские по производству шерсти

Большая базилика с ее главным залом, окруженным с четырех сторон коридором, является самым архитектурно значимым зданием в городе. Она имеет большое значение для изучения происхождения и развития архитектуры христианской базилики. Он служил в качестве закрытого обмена и места для свершения правосудия. На Западе находился храм Венеры помпейской, покровительницы Помпеи. Напротив базилики находился храм Аполлона, один из самых ранних в городе.

На треугольном форуме находится дорический храм, старейший в Помпеях. Между 3-м и 1-м веками до нашей эры к востоку от треугольного форума были построены Палестра (спортивная площадка) и небольшой крытый театр. Неподалеку находились храмы Зевса, Мейлихия и Исиды.

Бани были разбросаны по всему городу: Стабийские бани, Форумские бани, Центральные бани (которые еще строились во время извержения вулкана) и многие бани в роскошных частных домах.

Жилые дома в Помпеи

Более значительными, чем общественные здания, являются сотни частных домов. Они уникальны. Ведь только в Помпеях можно проследить историю италийской и Римской внутренней архитектуры на протяжении 4 столетий. Самые ранние дома датируются первым Самнитским периодом (IV–III века до н. э.). Дом хирурга — самый известный пример раннего атриумного дома, построенного в этот период. Самые роскошные дома были построены во второй Самнитский период (200-80 гг. до н. э.). Тогда расширение торговых и культурных контактов привело к появлению эллинистических изысков.

Дом Фавна занимает целый городской квартал и имеет две атрии (главные комнаты), четыре триклинии (столовые) и два больших сада перистиля. Его фасад построен из мелкозернистого серого туфа — главного строительного материала этого периода. Стены украшены в стиле живописи, который имитирует мраморные шпонированные стены с помощью окрашенной штукатурки. Знаменитая мозаика Александра Македонского, найденная в доме Фавна, вероятно, является копией утраченной эллинистической картины. Многие дома этого периода были украшены искусной мозаикой на полу.

Помпеи - история, архитектура и гибель города

Знаменитая мозаика Александра Македонского

Большое количество домов, построенных в Самнитский период, сделало необходимым строительство меньшего количества домов в римский период. Те, что были построены, обычно были менее внушительными, с более низкими предсердиями, но с более сложным декором. Дом Марка Лукреция фронтона — небольшой, но элегантный дом периода Римской империи. Tablinum (кабинет мастера) оформлен в особенно изысканном третьем Помпейском, или египетском, стиле. Дом Веттий типичен для домов зажиточного купечества римского периода. Некоторые из его комнат оформлены в четвертом Помпейском, или орнаментальном, стиле.

Влияние Помпеи на Европейскую культуру и неоклассический стиль

Находки в Помпеях и других местах, погребенных во время извержения Везувия, оказали глубокое влияние на европейский вкус. Известие о раскопках вызвало волну интереса к античности, которая распространилась по всей Европе. Например, похвальные высказывания немецкого классициста Иоганна Иоахима Винкельмана, совершившего свою первую поездку в Неаполь в 1755 году. Или например гравюры Джамбаттисты Пиранези. Все это только способствовало популяризации раскопок. Неаполь, Помпеи и Геркуланум стали важными остановками в Европейском Гранд-туре, совершаемом английскими посетителями.

Помпеи - история, архитектура и гибель города

Дионисийские обряды посвящения и брачные испытания невесты. Настенная живопись, около 50 г. до н. э на вилле мистерий, Помпеи.

Художники, архитекторы, гончары, и даже мебельщики черпали вдохновение в Помпеях. В лепнине, популяризированной в Англии архитекторами XVIII века Джеймсом и Робертом Адамом, использовались те же мотивы. Во Франции стиль Людовика XVI включал Помпейские мотивы. Апартаменты королевы Людовика, Марии Антуанетты были оформлены стиле, который стал популярным во всей Европе. Жак-Луи Давид и его ученик Жан-Огюст-Доминик Энгр черпали вдохновение для своих картин из раскопок. Действительно, неоклассический стиль, стимулированный открытиями в Помпеях, полностью заменил рококо и стал художественным стилем французской революции и наполеоновского периода.

Значение Помпеи в мировой истории

Масштабы археологических памятников делают их чрезвычайно важными. Они представляют уникальный источник информации о многих аспектах социальной, экономической, религиозной и политической жизни древнего мира. Многочисленные хорошо сохранившиеся домашние святыни дают до сих пор неожиданную картину жизненности религии в семье.

Пекарни с мельницами, тестомесильными машинами и печами, некоторые из которых все еще содержат буханки хлеба, показывают, как производился этот основной продукт повседневной жизни. Многочисленные заводы по переработке и очистке шерсти позволяют изучать эту важную отрасль промышленности. Мастерские скульптора, резчика инструментов и огранщика драгоценных камней, а также фабрики по производству гарума (рыбного соуса), ламп и множество винных и продовольственных магазинов документируют другие аспекты древней жизни.

Помпеи - история, архитектура и гибель города

Пекарня с кирпичной печью и мельницей среди руин в Помпеях, Италия.

Помпеи были оживленным портовым городом, который экспортировал продукцию по всему средиземноморскому региону. Купцы и торговцы находили пищу и ночлег у городских ворот и форума. Некоторые рестораны и гостиницы были довольно привлекательными и подавали еду гостям, которые отдыхали в саду. В более дешевых местах комнаты были маленькими и темными, а посетители сидели на табуретках.

Кроме того, Помпеи предоставляют наилучшие возможности для изучения градостроительства и землепользования в древнем городе. Раскопки с середины 20-го века выявили неожиданное количество открытой земли. Было обнаружено много виноградников, фруктовых деревьев и садов, что свидетельствует о менее интенсивном землепользовании и меньшей численности населения, чем считалось ранее.

Помпеи — город, застывший во времени. Он был уничтожен извержением Везувия в 79 году. Извержение продолжалось уже два дня, когда из-за внезапной перемены ветра на город обрушилось гигантское облако горящего пепла, причем это случилось совершенно неожиданно - большая часть жителей была застигнута врасплох. Аристократы и рабы умирали рядом.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Интересно познакомиться с домом Ветиев, где жили два брата-торговца. Даже цветы в саду оставили четкие отпечатки в пепле, так же, как и капли воды из системы охлаждения в атриуме. В некоторых комнатах удалось обнаружить удивительные, практически не пострадавшие фрески.

Фрески - одно из лучших свидетельств о повседневных занятиях жителей и праздниках. Даже в борделе над каждым дверным проемом - роспись, иллюстрирующая занятия посетителей.

Современный город Помпеи примыкает к территории раскопок с восточной стороны. Храм Santuario della Madonna del Rosario, хорошо различимый издалека благодаря пятиэтажной колокольне, построен в конце XIX в. - после явления в этих местах Девы Марии. Особенно много паломников съезжается 8 мая и в первое воскресенье октября.

Извержение везувия

Описание ужасающих событий 79 г. н. э. мы находим в письмах римского писателя Плиния Младшего к Тациту: он наблюдал происходящее из соседнего местечка:

История

Античный город

Центром античного Помпеи был Форум, где, как и повсюду в римских городах, располагались важнейшие здания, а рядом - постоялые дворы, таверны и кухни, термы, отхожие места, до тридцати лупанариев - публичных домов, а также многочисленные торговые лавки и ремесленные мастерские: пекарни, красильни, сукновальни и ткацкие мастерские. Дороги вымощены кусками окаменевшей лавы, для перехода на другую сторону улицы для пешеходов сделаны мостки из камней, а глубокие борозды на мостовой свидетельствуют об оживленном движении повозок и колесниц. Перекрестки были украшены фонтанами, а фасады многих домов -фресками.

Живопись в Поимеи

Несмотря на то что расцвет Помпеи продлился всего 160 лет, в искусстве городской настенной живописи принято выделять четыре стиля. Для первого стиля, сохранявшего актуальность примерно до 80 г. до н.э. характерно отсутствие фигур. Стены украшены росписью, имитирующей инкрустацию мрамором, как это, к примеру, можно видеть в доме Casa di Sallustio.

Второму стилю (примерно до 10 г. н.э.) свойственны изображения с перспективой; самый известный пример - Вилла Мистерий. Для третьего стиля, оформившегося в последующие 40 лет, характерны пейзажи и изображения на мифологические сюжеты - вместо перспективной живописи, например в доме Casa di Lucretio Fronto. Наконец, времена упадка города характеризуются четвертым стилем: стены покрывают росписями в духе маньеризма, возвращается пространственно-перспективное изображение; фрески населены мифическими существами и украшены орнаментом - самую красивую настенную роспись можно увидеть в доме Casa di Loreius Tiburtinus.

Раскопки в Помпеи

Город, занимающий территорию более 60 га и равный территории ста современных футбольных полей, разрешено осматривать только в некоторых его районах.

Антиквариум

За городскими воротами справа - Антиквариум, где хранятся археологические находки с досамнитских до римских времен. Особенно впечатляют гипсовые слепки с погибших при извержении Везувия людей и животных. Их тела сохранились в пустотах слоя лавы и были извлечены в конце XIX в., когда пустоты были залиты гипсом. От Антиквариума к Форуму ведет Via Marina. Там, где улица переходит в площадь, справа стоит самое большое здание Помпеи - базилика II в. до н.э., которая служила биржей, судом или местом для публичных собраний.

Форум

Вытянутый в длину Форум прежде был вымощен мраморными плитами и с трех сторон окружен двухэтажными колоннадами. Здесь находилось главное святилище города - обрамленный сорока восемью ионическими колоннами храм Аполлона; второй храм, посвященный Юпитеру, — на северной стороне. Во время извержения Везувия его как раз реставрировали. Рядом находились окруженный торговыми лавками или рыночными прилавками рыночный павильон, храм императора Веспасиана и здание эвмахия - предположительно цеха торговцев сукном. На южной стороне Форума среди трех колонн был городской совет.

Стабиевы термы

Следуя по Via dell'Abbondanza, главной торговой улице древнего Помпеи - Decumanus Maior, можно выйти к Стабиевым термам, самым крупным и хорошо сохранившимся римским баням. Сначала посетитель попадает в окруженную колоннами палестру - помещение, где занимались физическим воспитанием юношей. Слева - плавательный бассейн с помещением для переодевания, справа - мужская баня, к которой примыкала женская, они разделены отопительными помещениями. Бани отапливались особой системой труб (гипокауст), размещенной под полом. По этим трубам шел горячий воздух из печи - систему можно довольно хорошо изучить. В мужской бане имелась круглая купальня с холодной водой; к мужской и к женской половинам примыкало по одной раздевалке с нишами, где можно было сложить одежду, и проходное, слабо отапливавшееся помещение, а также парная. В переулке слева от терм - лупанарий, помещения которого расписаны фресками эротического содержания.

Треугольный форум

Via dei Teatri заканчивается в театральном квартале, расположенном на Треугольном форуме. Рядом - руины греческого храма VI в. до н.э.; в казарме напротив жили и тренировались гладиаторы. Большой театр (Teatro Grande, 200-150 гг. до н.э.) вмещал 5000 зрителей. Стоящий рядом Малый театр, Одеон, сохранился лучше; это древнейший образец крытого римского театра на 1000 мест. Около 75 г. до н. э. здесь давали в основном музыкальные представления, кроме того, выступали чтецы-декламаторы. Чуть к северу слева стоит небольшой храм Юпитера Мейлихия, за ним - сооруженный в 62 г. н.э. храм Исиды, волшебные настенные росписи из которого можно увидеть в Национальном музее Неаполя. На стене храма увековечил в 1817 г. свое имя и некий Анри Бейль, знаменитый французский писатель, известный как Стендаль. По Via Stabiana можно выйти к Дому кифареда - одного из самых больших в Помпеи, при доме были также суконная мастерская, пекарня и таверна.

Новые раскопки

Художественные изыски ждут посетителей перед домом Casa di Lucius Ceius Secundus, где лепнина на фасаде дома имитирует кладку из тесаных камней; дом Fullonica Stefani явно был красильней; в доме Casa del Criptoportico - проложенный в подземном этаже проход, защищенный от непогоды.

Хорошо сохранившийся и украшенный настенными росписями и мозаикой дом Менандра принадлежал богатому купцу, а именем дом обязан изображению греческого комедиографа Менандра в нише великолепного перистиля. Далее слева но Via dell'Ab-bondanza - дом Termopolio di Asellina, он был таверной, где подавали напитки и еду. В прилавок, выходивший на улицу, были вставлены горшки и сосуды. Фасад с множеством надписей относится к дому Требия Валенса; стоящий рядом справа дом Лорея Тибуртина - один из самых больших частных домов Помпеи - имел великолепный сад.

Далее к югу и к востоку от Via dell'Abbondanza расположены новейшие раскопки; особенно интересны дом Садовника, дом Венеры с великолепным изображением Венеры, а также дом Юлии Фелис - это городская вилла, позже перестроенная в доходный дом.

Рядом с домом Лорея Тибуртина - городская спортивная площадь, называемая Палестрой, она с трех сторон окружена портиками с колоннами, в центре - плавательный бассейн. К площади примыкает амфитеатр на 20 тыс. зрителей, который начали строить около 80 г. до н.э. Это один из самых древних римских амфитеатров, в нем, в отличие от позднейших, нет подземных сооружений. Рядом проходит городская стена с воротами Porta di Nocera, за которыми, как и во всех античных городах, вдоль улицы, ведущей из города, располагались некрополи и надгробные сооружения.

В северной части раскопок можно осмотреть и другие знаменитые дома, среди них Casa del Centenario с множеством живописных изображений животных и пейзажей и Casa di Lucretius Frontone, где в медальонах, украшающих стены, многократно повторяется изображение Эрота. В Casa delle Nozze d'Argento (или дом Серебряной свадьбы) - красивый атрий и перистиль; в саду дома Позолоченных Амуров сохранилось украшение из мрамора.

Дом Веттиев

Один из самых известных домов - дом Веттнев, он датируется последними десятилетиями существования Помпеи. Владельцами дома, украшенного многими настенными росписями, были братья - богатые купцы Веттии. У входа справа - фреска с изображением бога плодородия Приапа с огромным фаллосом; фрески в триклинии - справа от перистиля - представляют мифологические сцены. Окруженный колоннами двор со статуями и бассейнами красиво засажен; помещение на узкой стороне дома украшает черный фриз с фигурами амурчиков, подражающих занятиям людей. В кухне сохранилась древняя кухонная утварь. Соседний дом Лабиринта восходит ко временам самнитов.

Дом Фавна

Дом трагического поэта

Дом Саллюстия

От дома Малого фонтана по Vicolo di Mercurio можно пройти к дому Саллюстия, украшенному красивыми росписями. В Доме хирурга на Via Consolare было найдено множество медицинских инструментов; видимо, около 2000 лет назад здесь практиковал врач-хирург.

Улица гробниц и вилла Диомеда

За городской стеной и Геркуланскнмн воротами начинается окаймленная кипарисами улица Via dei Sepolcri, так наз. Улица гробниц. Здешние внушительные гробницы наряду с надгробиями на римской Аппиевой дороге - один из самых впечатляющих примеров захоронений знатных или богатых граждан вдоль общественных дорог. На северо-западном конце стоит вилла Диомеда; в саду, объятом портиком, - павильон с бассейном. В подвалах виллы были найдены восемнадцать тел погибших здесь женщин и детей. Вблизи замурованных сегодня дверей, прежде ведших из сада к морю, были найдены двое; предполагаемый владелец дома с ключом в руках, а рядом - раб, державший кошель с деньгами.

Вилла Мистерий

Красивейшие древние фрески сохранились во всей свежести великолепных красок на вилле Мистерий. В просторном триклинии можно хорошо рассмотреть цикл фресок (в длину 17 м) с фигурами, изображенными почти в человеческий рост и написанными, вероятнее всего, между 70 и 50 гг. до н. э. по образцам III в. до н.э. Предполагается, что этот цикл представляет посвящение некой дамы в таинства культа Дионисия.

Окрестности Помпеи

Среди многочисленных античных вилл, расположенных в 4 км от Помпеи в окрестностях города Боскореале, следует посетить виллу Регина - небольшой, однако хорошо сохранившийся загородный дом. Неподалеку, на Via Settembrini 15, стоит малоизвестный, но тем не менее весьма интересный музей древностей - Antiquarium di Boscoreale, экспозиции которого рассказывают о заселении региона Везувия и жизни жителей Помпеи, а также об истории раскопок.

Обзорная точка

Вокруг городских стен Помпеи идет длинная (3,5 км) дорога, высотой до 8 м, с которой открываются интересные виды. Хороший обзор дает и высокая колокольня (80 м) храма Santuario della Beata Vergine del Rosario, что на территории современного города Помпеи. На подъемнике можно подняться к обзорной террасе.

Время работы:
май-окт. 9.00-13.00,15.30-18.30;
нояб.-апр. 9.00-13.00

Последнее извержение Везувия

24 апреля 1872 г. произошло одно из нескольких сильнейших извержений вулкана Везувий: под огненной лавой было погребено две деревни, а последнее крупное извержение - в 1944 г., и тогда лава разрушила г. Сан-Себастьяно.

Приезд

В Помпеи лучше всего добираться общественным транспортом, например по железной дороге Ferrovia Circumve-suviana Neapel-Sorrent до станции Villa dei Misteri. Другой вариант: поезд Неаполь-Салерно до станции Pompei Scavi. На автомобиле надо ехать по шоссе А 3, съезд к Pompei-Scavi.

Древний город Помпеи

Город Помпеи – прекрасный образец древнеримской архитектуры, овеянный легендами. Восставший из пепла, он превратился в популярный итальянский музей под открытым небом, причисленный ЮНЕСКО к объектам всемирного наследия.

Все еще не до конца изученный, город-музей расположился в Кампании (недалеко от Неаполя) в тени Везувия – печально известного вулкана, извержение которого принесло Помпеям гибель, но не забвение…

Вулкан Везувий, приведший к гибели Помпей.

Становление Помпеи

Город Помпеи. Центральная площадь.

О ранней истории Помпей известно лишь то, что им поочередно владели греки, этруски, кумы, самниты. В состав Римской республики Помпеи вошли лишь в 310 г. до н.э., сохранив при этом собственную автономность. Самоуправляемым он оставался до 89 года до н.э., когда консул Сула присвоил ему статус очередной колонии Рима (расплата за антиримское восстание).

Город Помпеи - полуразрушенный, но прекрасный.

Здесь усиленными темпами:

  • строили рынки и прочие торговые помещения;
  • возводили мосты, амфитеатр, термы, многоэтажные дома;

Улицы города Помпеи, вымощенные камнем.

  • проводили водопроводы и мостили камнем улицы.

При этом большая часть города была отдана под роскошные виллы знатных римлян.

Начало конца

Гибель Помпеи

Жители Помпеи даже не могли предположить, что природа готовит им поистине жестокий удар. Они продолжали выполнять восстановительные работы, даже начали строительство Центральные термы, не восприняв всерьез новые толчки (семидесятые годы). Ведь в те времена сейсмическая активность в Кампании считалась нормой.

Впрочем, расплата за проявленную беспечность не заставила себя долго ждать…

Руины города Помпеи, утерянные на 15 веков.

В августе 79 года Везувий пробудился, обрушив на невинных горожан хлопья пепла и камни, падающие прямо с небес. Лишь через сутки завершилось извержение, принесшее гибель не только Помпеям, но и двум крупным городам – Стабии и Геркуланум, не говоря уже о небольших селения и виллах. Шутка ли, пепел Везувия достиг границ Сирии и Египта!

Город Помпеи. Руины храма Юпитера на фоне величественного Везувия.

Существует версия, согласно которой извержение длилось не один, а целых два дня. Первый из них ознаменовался стремительным выбросом ядовитого дыма, вдохнув который люди тот час же сжигали себе легкие и умирали. Тем, же кому удалось спастись, вернулись на следующий день когда дым уже рассеялся.

Как только дым рассеялся, вереницы спасшихся жителей потянулись в сторону города, что стало их роковой ошибкой.

Слепок горожанина, погребенный под пеплом в городе Помпеи.

Следует отметить, что большинству жителей (на тот момент население Помпеи составляло 20 тыс. человек) все же удалось избежать гибели. Вот только возвращаться им уже было не куда. Многометровый шар лапилли и пепла – все, что осталось от процветающего дома.

Город Помпеи. Помещенные, некогда погребенные под слоем лавы.

Следственная комиссия, отправленная к Везувию, пришла к выводу, что восстанавливать погибшие города не имеет смысла. Еще долго по развалинам мертвого города бродили люди, стремясь разыскать утерянное имущество. Но, и они ушли, осознав всю тщетность подобных поисков.

Город, восставший из пепла

Столетиями преданный забвению, город Помпеи был случайно обнаружен в средине XVI столетия итальянским архитектором Доменико Фонтана.

Город Помпеи. Цветная фреска.

Находка, прямо указывающая на местонахождение древней Помпеи, была найдена лишь в конце XVII века. Так надпись, в которой в очередной раз фигурировало название города, положила конец дискуссии, длившейся в научном мире с 1637 года.

Город Помпеи. Каменные стены под слоем пепла.

Впрочем, раскопки оказались весьма непростым занятием – твердый и толстый слой вулканического материала надежно оберегал доверенную ему тайну. Пограничный столб, точно указывающий на принадлежность руин, удалось раскопать только в августе 1763 года.

Город Помпеи. Хорошо сохранившаяся античная архитектура.

Как проехать в Помпеи

К прославленному археологическому комплексу можно недорого (за 2-4 евро) добраться на следующих видах транспорта:

Город Помпеи. Наши дни.

Прогулка на собственном автомобиле окажется гораздо затратнее – за один только час парковке придется отдать около 5 евро. При том, что стоимость входного билета для взрослых составляет 12 евро.

Город Помпеи – климат и особенности передвижения

Планируя поездку, следует понимать, что знойным летом температура на Юге Италии часто поднимается до +35 °С. Чтобы прогулка по комплексу не превратилось в утомительное занятие, рекомендуется прихватить с собой побольше питьевой воды и тюбик с солнцезащитным кремом.

Природа города Помпеи.

К слову, кроме классических пешеходных экскурсий, на территории Помпеи разрешена езда на арендованных велосипедах. Правда, комфорт передвижения последним способом несколько сомнителен, поскольку на территории встречается очень много булыжников, а дороги испещрены широкими бороздами, оставленными на каменной кладке железными колесами повозок.

Город Помпеи. Булыжники на территории архитектурного комплекса.

Путнику, впервые ступившему на легендарные земли, открываются превосходно выполненные статуи, мозаики, фрески, что свидетельствует о высоком уровне мастерства их исполнителей.

Античная мозаика в городе Помпеи.

Улицы города Помпеи с покатым тротуаром.

К другим преимуществам римского градостроительства можно отнести наличие:

  • мощеных мостовых, забота о которых ложилась на плечи горожан, ремонтировавших и убирающих участок, прилегающий к его дому;
  • покатый профиль тротуаров и дорог, направляющих сточные воды к так называемой городской клоаке.

Полуразрушенное торговое здание в городе Помпеи.

При этом торговые улицы обрамлялись фасадами зданий, нижние этажи которых были отданы под лавки, а верхние – под личные покои (жилье).

Город Помпеи. Глухие фасады жилых кварталов.

Жилые же кварталы выглядели далеко не так презентабельно. Благодаря теплому климату, частные дома здесь строились в основном без окон, что позволяло существенно сэкономить на дорогостоящем стекле. Лишь иногда в глухих торцах, выходящих на улицу, пробивались узкие щели.

Стараниями выдающихся археологов (Алькубьерре, Ф. ле Вега, Каролина Бонапарт, Джузеппе Фиорелли) были открыты:

Город Помпеи. Кувшины и древний римлянин.

  • целые жилые кварталы, заполненные прекрасно сохранившейся домашней утварью, фресками, мозаиками, скульптурами.

Город Помпеи. Настенная роспись.

Слой застывшей лавы защитил внутреннее убранство домов от беспощадного влияния времени, не коснувшегося значимых культурных ценностей – важного источника, повествующего о городском укладе, быте, искусстве римлян, живших здесь в I столетии. И хотя расчищено уже больше половины (около 3/5 античной территории), город Помпеи продолжает трепетно хранить свои тайны, разгадка которых ложится на плечи будущих поколений.

Город Помпеи и его достопримечательности

Одно из общественных мест в городе Помпеи.

Но, что же делать людям, ограниченным во времени?

Существует целый ряд достопримечательностей, рекомендуемых к обязательному посещению в ходе экскурсии по городу Помпеи:

  • храм Аполлона – считается самым старым храмом, воздвигнутым в честь греческого бога в XVIII веке до н.э. От его величественной колоннады, состоящей из 28 стройных колонн, сохранилось всего две. Предполагается, что главное здание, лежащее сегодня в руинах, покоится на старинном алтаре. Единственное, чему удалось уцелеть, так это фрескам, украшающим внутренние ниши храма (посвящены троянской войне);

Город Помпеи. Руины храмовых комплексов.

  • храмы Юпитера (святилище, возвышающееся на трехметровом подиуме в центре форума), Фортуны Августы и Лавров;

Город Помпеи. Храм, посвященный Исиде.

  • храм Исиды, возведенный еще во II веке до н.э. – его фасад был с трех сторон окружен портиками, украшенными коринфскими колоннами. В былые времена здесь хранилась емкость с водами Нила, а в нишах стояли статуи Гарпократа и Анубиса;

Храм Исиды в городе Помпеи.

  • богато украшенные жилища — Дома Виттиев, Хирурга, Трагического поэта, Фавна;
  • многочисленные термы (стабиевы, центральные, пригородные) и Помпейский Форум, вмещающий все городское население;

Grande Palestra в городе Помпеи.

Термополии в городе Помпеи.

  • термополии – система харчевен, предлагающая посетителям горячую пищу, совсем недавно готовящуюся только дома;
  • сад Беженцев и улицу Изобилия;

Город Помпеи. Античный театр.

  • старейший римский амфитеатр – возведенный намного раньше Колизея, он видел немало гладиаторских боев;

Амфитеатр в городе Помпеи.

  • театр комедии и драмы, в котором играли исключительно мужчины;
  • базилику с двумя ярусами полуколонн;
  • облицованные мрамором муниципальные здания;
  • рынок (он же Мацеллум), окруженный магазинами;
  • городские укрепления, виллы и красивейшие панорамы.

Город Помпе. Форум.

Прогулка по архитектурному комплексу Помпеи – это прекрасная возможность стать частью чего-то большего, прикоснувшись к тайнам античного мира.


Жизнь города до извержения Везувия

В VII веке до н. э. на территории Помпеи уже существовало поселение, а собственно город с таким названием был основан в VI веке до н. э. италийским племенем осков или оликов.

Гибель Помпеи

Рис. 1. Гибель Помпеи.

Помпеи были предметом спора в конфликтах между греками и этрусками. В V веке до н. э. около 50 лет они были под контролем греков. С 420-х годов их завоевали самниты. Это племя было разгромлено Римской республикой, и в 310 году до н. э. город стал союзником Рима.

Извержения вулкана Везувий

Рис. 2. Извержения вулкана Везувий.

Гибель города и последствия

За 17 лет до извержения вулкана Везувия в центральной части Апеннинского полуострова произошло землетрясение, которое нанесло значительный урон городу, но часть построек за последующие годы были отремонтированы. Об этом событии писал древнеримский историк Тацит. Извержение Везувия датируется 24 августа 79 года н. э. и длилось около суток, но есть версия, что оно произошло чуть позже, 24 октября. В пользу второй даты говорят археологические находки: человеческие тела в теплой одежде и надписи на некоторых постройках.

Пепел от извержения долетел до территории современных Египта и Сирии. Следствием извержения Везувия стала гибель сразу четырех городов на берегу Неаполитанского залива:

  • Помпеи;
  • Геркуланум;
  • Стабия;
  • Оплонтис.

Численность населения города Помпеи к 79 году н. э. составляла 20 тыс. человек. Большинство из них успели покинуть город. По подсчетам археологов, погибло около 2000 жителей. Среди известных римских деятелей во время извержения Везувия погиб писатель Плиний Старший.


Рис. 3. Руины Помпеи.

Что мы узнали?

Кратко историю гибели города Помпеи изучают в школьном курсе истории 5 класса. Это событие связано с датой извержения вулкана Везувий 24 августа 79 года н. э. Археологические работы на месте Помпей ведутся с середины XVIII века.

Читайте также: