Сообщение новокузнецкий металлургический комбинат

Обновлено: 05.07.2024

НОВОКУЗНЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ (НКМК), ОАО, до 2003 - Кузнецкий металлургический комбинат (КМК). Первенец советской металлур­гии в Сибири, основное металлургическое предприятие в Сибири в 1930-50-х гг.

Идея сооружения металлургического завода в Кузбассе возник­ла в начале XX в. в связи с разработкой планов индустриального освоения восточных районов страны. Проектировался и стро­ился комбинат в 1929-32 в рамках реализации Урало-Кузбасс, программы . 15 января 1929 СНК и СТО приняли решение о постройке КМК. Инженерно-техническое руководство строительством комбината осуществлял И.П. Бардин , назначенный главным инженером Кузнецкстроя. В июне 1929 начались первые земля­ные работы на площадке Кузнецкстроя, в апреле 1932 был получен 1первый чугун. 30 декабря 1932 комбинат выдал первые рель­сы. Большой вклад в ускорение строительства КМК внес Гурьевский металлургический завод , с 1929 по 1932 полностью работавший на Кузнецкстрой.

В 1937 КМК вышел на проектные показатели, а к началу войны стал одним из передовых высокопроизводительных предприятий черной металлургии страны. На комби­нате установили крупнейший в Европе блюминг произ­водительностью 1,2 млн т; рельсобалочный стан являлся самым совершенным даже в сравнении с лучшими станами американских фирм.

С началом Великой Отечественной войны КМК получил задачу стратегической важности - наладить производство броневой стали для танковых заводов. Уже в июле 1941 на КМК выплавили первый бронеметалл. К концу вой­ны новые марки стали и профили проката составляли около 80 % всей продукции. За годы войны выпуск сталь­ной продукции на комбинате увеличился на 20-22 %, что в условиях потери южной металлургической базы страны имело исключительное значение. В 1945 доля КМК в общем вы­пуске проката составила 25 %. За выдающуюся роль в обеспечении победы над фашистскими захватчиками в 1943 КМК наградили орденом Ленина, в марте 1945 - орде­ном Трудового Красного Знамени, в сентябре 1945 - орде­ном Кутузова I степени. Орденов и медалей за годы войны удостоены 27 тыс. работников комбината.

В послевоенные десятилетия Кузнецкий комбинат, пе­рестроившись на выпуск мирной продукции, продолжал наращивать объемы производства и совершенствовать технологию. В 1960 построена 5-я доменная печь, увели­чена производительность мартеновских печей, построен цех отделки короткомерного проката, шаропрокатный цех. В 1980-е гг. состоялся пуск электроплавильного цеха № 2 с 100-тонными дуговыми печами и машинами непрерывной разливки стали. В 1977 в промышленность Кузбасса при­шел природный газ, что позволило интенсифицировать ряд процессов производства. В итоге выпуск стали и проката к концу 1980-х гг. по сравнению с 1945 увеличился вдвое, а по сравнению с проектной мощностью рост составил почти 4 раза.

При сохранении заводской площадки это вызвало скученность производства. Кроме того, вследствие несис­темного обновления производства возникли диспропорции между основными переделами, основными и вспомогательными цехами. Уве­личились выбросы вредных веществ в атмосферу, ос­ложнились социальные проблемы. В 1990-е гг. из-за падения спроса на металл в России КМК сократил производство, произошла его переориентация на экспорт (до половины всей продукции). В 1998 на комбинате (пятью годами ранее приватизированном) ввели внешнее управление.

Общая направленность реконструкции производства КМК в началу XXI в. связана с его специализацией. Из­начально комбинат строился как производитель сталь­ной продукции широкого профиля: рельсового метал­ла, балок и швеллеров, сортового и листового проката. Важнейшая специализация КМК - рельсы (в 1980-85 - 34-38 % общего выпуска проката). КМК является од­ним из двух (наряду с Нижнетагильским комбинатом) производителей рельсового металла в стране и основным пос­тавщиком железнодорожных рельсов для РЖД. Выпускает термоуп­рочненные рельсы, рельсы повышенной износостойкос­ти, остряковые и контррельсы, крановые и трамвайные, для метрополитена, железнодорожной узкой и широкой колеи.

Усиление рельсовой специализации предприятия и увеличение производительности рельсобалочного цеха (ни разу до того не подвергавшегося масштабной модерни­зации) стало основным направлением реконструкции. Сокра­щается общий объем выпуска чугуна, стали и проката, ликвидируются мартеновские печи и неэффективные сортовые станы. К 2006 выведены из эксплуатации 3 доменные печи, 3 сортовых стана, уменьшилось число мартеновских пе­чей. В то же время проводится модернизация электросталеплавильного и рельсобалочного производств. Произво­дительность электроцеха в итоге первого этапа реконструк­ции (до 2007) увеличивается более чем вдвое; построена нагревательная печь в головной части рельсобалочного стана. Это позволило перейти к производству рельсов из непрерывнолитой заготовки электростали, что обеспе­чило выпуск продукции с улучшенным комплексом эксплуатационных характеристик (рельсов с низкотемпературной надежностью, для скоростного совмещенного движения, рельсов с повышенной износостойкостью).

В.И. Ленина. М., 1973; Габидулин И.З. Металлурги Сибири и пе­рестройка. Новосибирск, 1992; Историческая энциклопедия Куз­басса. Кемерово, 1996. Т. 1; Кузнецкий металлургический комбинат. Очерки по истории 1971—2001. Новокузнецк, 2002; Кузнецкий ме­таллургический комбинат: хроника событий. Новокузнецк, 2002.

Kmk2.JPG

Новокузнецкий металлургический комбинат (до 2003 года — Кузнецкий металлургический комбинат) (c 2011 площадка рельсового проката ЗСМК) — металлургический комбинат в городе Новокузнецке Кемеровской области. Комбинат образован 5 мая 2003 года на базе производственных мощностей легендарного КМК, более 70 лет поставлявшего свою продукцию в разные уголки России и за рубеж.

Контрольный пакет акций предприятия принадлежит российской металлургической компании Евраз Груп.

Содержание

История

Строительство КМК (Кузнецкий металлургический комбинат)

Комбинат создавался в период 1929—1936 гг. недалеко от города Кузнецк.

В конце 1920-х годов принимается решение о создании на Востоке СССР второй мощной угольно-металлургической базы, работающей на железных рудах Урала и коксующихся углях Сибири. Осенью 1927 года начался набор рабочих, которым предстояло строительство крупнейшего металлургического завода.

В 1929 году И. П. Бардина вызывают в Москву. Ему поручается техническое руководство строительством Кузнецкого металлургического комбината — первенца промышленного освоения природных богатств Сибири.

Строительство завода началось в короткие зимние дни конца 1929 года, когда столбик ртути в термометре редко поднимался выше 30 градусов мороза. На строительной площадке день и ночь горели костры, отогревая промерзшую землю. Тысячи комсомольцев, прибывших сюда из разных концов страны, рыли траншеи в мерзлом грунте, возводили фундаменты для металлургических печей, создавали гигантские цехи. Бардин был душой этой великой стройки. Его можно было встретить здесь и ранним утром, и глухой ночью, когда работы велись при ярком свете многих сотен прожекторов.

Все это дало возможность значительно увеличить мощность будущего завода. От 400 тысяч тонн чугуна в год она поднялась до 1,5 млн тонн.

Никакие трудности не могли остановить Бардина; наоборот, они вдохновляли его; видимо, практика предыдущих лет вселила в него уверенность, что любые трудности можно и должно преодолевать. Он умел в любой тяжёлый момент сохранить самообладание, ненавидел нытиков, которых тянет на спокойную жизнь.

Стройке, — говорил Бардин, — нужны люди дисциплинированные, самоотверженные, упорные в стремлении к достижению намеченной цели.

Главный инженер смело дал разрешение и чертежи для взрывных работ, которые должны были подготовить сооружение фундаментов под домны и мартены.

Строители досрочно заложили все фундаменты основных цехов, кроме прокатного. Такой размах работ, развернувшихся на площадке, был неожиданным для центрального управления, ведавшего строительством. К Бардину из Москвы полетели телеграммы. На каком основании, по кем утверждённому плану производится строительство основных цехов завода? Начальник строительства обращал внимание главного инженера на то, что утверждённого плана ведения работ ещё нет и он, Бардин, не имеет права возводить основные сооружения.

Со второй половины 1930 года начало прибывать оборудование, заказанное за границей, — экскаваторы, краны, тракторы, автомашины, передвижные электростанции, станки.

1 мая 1930 года в праздничной обстановке был заложен фундамент доменной печи, а 1 апреля 1932 года в 3 часа 55 минут первая кузнецкая домна была задута. 3 апреля 1932 году был получен первый чугун.

Металл, выданный первой домной, разлили разливочной машиной и отправили в Москву. Участники торжества получили по плитке первого сибирского чугуна.

Газета Кузнецкой стройки тогда писала:

Слушай, великая пролетарская страна: есть кузнецкий чугун!

Вслед за первой печью через месяц пошла вторая. А вскоре выдал сталь мартен, затем запущен прокатный цех — вошли в строй действующие блюминг и рельсопрокатный стан.

В 1932 году комбинат вступил в строй. Он был построен за 1000 дней. В этом огромная заслуга Ивана Павловича, который сумел мобилизовать людей на преодоление трудностей, связанных со строительством. Восемь лет проработал И. П. Бардин на посту технического директора КМК. За это время было полностью закончено строительство комбината и он стал передовым металлургическим предприятием страны.

К августу 1927 года специалисты Гипромеза подготовили технические задания для проектирования будущего КМК и передали их в американскую фирму Freyn Engineering Company (США, Чикаго), которая в том же году подписала с советским правительством рамочный договор на оказание консультационных услуг сталеплавильной промышленности. Непосредственное проектирование осуществлялось в Чикаго, а рабочие чертежи делались в СССР. Над ними работали смешанные группы советских и американских специалистов. 7 февраля 1928 года Политбюро ЦК ВКП(б) одобрило подготовленные проекты СНК по строительству Магнитогорского, Кузнецкого и Керченского металлургических заводов.

Участвовали в проекте не только американцы, Советское правительство привлекло под этот проект германские кредиты и производственные мощности. Оборудование изготавливалось в основном в Германии, а также в США, Англии и Франции по американским чертежам. Общая сумма кредитов, которые были привлечены под заказ оборудования для КМК, точно не известна, но речь идет о десятках миллионов долларов (строительство ДнепроГЭС, по американским данным, стоило до 100 млн. долларов, а проект КМК приближается к ней).


Вид на Нижнюю колонию, за ней виден комбинат


Рут Кеннел и дети рабочих

В сентябре 1932 года была произведена первая плавка в мартеновском цехе, в ноябре вступил в строй блюминг, а 30 декабря в рельсобалочном цехе была прокатана первая партия рельс. В 1933-1935 годах Кузнецкий меткомбинат ввел в строй вторую очередь – две домны, мартеновский цех, новые коксовые батареи и прокатные станы. К концу второй пятилетки КМК был введен в строй полностью. Его мощности оценивались в 1,74 млн. тонн чугуна, 2,15 млн т стали и 1,7 млн т проката в год. По ним КМК практически не уступал Магнитогорскому меткомбинату – 2,15 млн т чугуна, 1,92 млн т стали и 1,64 млн т проката. Советское правительство дважды (в декабре 1934 года и в марте 1939 года) награждало орденами и медалями большие группы рабочих, инженеров и техников.


Комбинат в 2014г.

В обиходе Новокузнецк, крупнейший город Кемеровской области (560 тыс. жителей), называют просто - Кузня. Надо побывать здесь, чтобы понять, до чего же точное определение: хотя индустрия занимает не так уж много места в городском пейзаже, её присутствие ощущается непрерывно. Закрывая глаза здесь, видишь, как горит огонь, крутятся приводные колёса, ползут конвейеры, льется расплавленное железо. Кажется, будто даже машины, трамваи, прохожие - всё это части производственных цепочек. Новокузнецк - это настоящий Город Рабочих, и сразу видно, что "продавцы воздуха" здесь не в цене. А среди индустриальных гигантов России он пожалуй, самый гигантский: здесь два металлургических комбината полного цикла (подобное на постсоветском пространстве есть только в Мариуполе, но там комбинаты поменьше), завод ферросплавов, алюминиевый завод и несколько угольных шахт. История же местной металлургии насчитывает даже не сотни (как на Урале), а тысячи лет: в Кузнецкой котловина издавна жили абинцы, или равнинные шорцы, которых ещё казаки в 17 веке не случайно прозвали "кузнецкими людьми" - они снабжали железными изделиями половину Великой Степи.

Мой рассказ о Новокузнецке будет состоять из трёх частей. В третьей осмотрим Старый Кузнецк, основанный в 1617 году как острог для покорения Южной Сибири; во второй погуляем по центру - одному из лучших сталинских ансамблей 1930-х годов; ну а первой сходим на Кузнецкий металлургический комбинат, с постройкой которого город и стал НОВОкузнецком.

Отсюда расходятся веером три проспекта: Курако (налево), Металлургов (прямо) и Бардина (направо). Первый и третий названы в честь инженеров, руководивших созданием КМК. Проспект Металлургов примечателен своей роскошной архитектурой, а проспект Курако ведёт прямиком к комбинату:

По нему и пойдём - сталинская архитектура здесь победнее, чем на проспекте Металлургов, но тоже роскошна:

На большинстве перпендикулярных улиц - поскромнее:

А дворы впечатляют не меньше, чем фасады:

. Перейдя к плановой экономике, советское руководство решило объединить рудный Урал и угольный Кузбасс в единое целое, Восточную металлургическую базу. Идея очень красивая: одни и те же поезда возили с Урала руду для кузбасских заводов, а выгрузив её, увозили назад уголь уже для заводов Урала (правда, с 1930-х годов в Кемеровской области добывают и железо - до рудников Таштагола в Горной Шории всего двести километров на юг). Проектирование комбината полного цикла близ старого Кузнецка началось в 1918 году под руководством самого Михаила Курако - донбасского инженера, усовершенствователя доменной печи, одного из основателей советской металлургической школы. но не сложилось: в 1920 году Курако здесь же и умер, заболев сыпным тифом. К проекту вернулись лишь через 7 лет, и занялся им другой донбасский инженер, соратник и отчасти преемник Курако Иван Бардин, впоследствии директор Института Металлургии в Москве. КМК строился под его руководством при участии американской фирмы "Фрейн" в 1929-36 годах, а параллельно строился Сад-город, то есть жилые районы для обитателей нового завода. Тот самый "через четыре года здесь будет город-сад" Маяковского, посетившего эту стройку. В 1931 году Сад-город стал Новокузнецком на левом берегу Томи, Кузнецк же оставался самостоятельным городом на правом (не такое уж и редкое явление в СССР - взять хоть пару Полоцк-Новополоцк), в 1940 году два города объединились под именем Сталинск, который в 1961 вновь стал Новокузнецком, поглотив старый Кузнецк окончательно. Новокузнецк - это не "Кузнецк №2", а "Кузнецк Обновлённый".

Новокузнецкий соцгород - настоящий шедевр советского градостроительства 1930-х годов. Монументальность, стройность ансамбля, удивительная цельность и узнаваемый с первого взгляда "металлургический" стиль - пожалуй, Новокузнецк даже ярче лучших советских соцгородов, что я видел ранее - Магнитогорска и Запорожья.

Впрочем, как уже говорилось, проспект Курако сильно уступает своей архитектурой проспекту Металлургов, о котором я расскажу в следующей части. Довольно скромны и большинство перпендикулярных улиц, за исключением улицы Суворова на полпути к комбинату:

На углу - позднесоветская многоэтажка "Южкузбассугля", хорошо заметная в перспективе, показанной от вокзала. Вблизи же здание примечательно своим панно:

По соседству - угольный комбайн KGS-345, который на шахте Есаульская было добыто более 15 миллионов тонн угля.

Здесь сталинский ансамбль понемногу сходит на нет, но и позднесоветская архитектура местами впечатляет - например, Дом Связи:

Между речкой Абой и КМК - какая-то своя промзона с небольшими предприятиями:

Последнее здание на проспекте - Театр Металлургов:

Мы пришли. С этой же точки вперёд открывается вот такой вид (обратите внимание на людей):

Проспект выводит на просторную Площадь Побед (именно так, во множественном числе!) у подножья кузнецких цехов:

Слева направо - краешек военного мемориала, дирекция КМК и вход в тоннель под комбинатом, куда мы ещё отправимся. Здание дирекции построил в 1932 году Андрей Крячков - для Западной Сибири это примерно то же, что Растрелли для Петербурга или Гауди для Барселоны. Крячков создал ансамбль Новосибирска, и больше всего поражает то, что он одинаково хорошо владел всеми архитектурными стилями 1910-30-х годов.

С правой стороны площади - ещё несколько интересных построек, назначение которых я так и не узнал:

С левой - очень эффектный воинский мемориал - вряд ли надо пояснять, что Новокузнецк был среди городов, где в прямом смысле слова ковалась Победа:

Вообще, на призаводской площади очень много интересных видов. Вот танк на фоне доменной печи, которая, вполне возможно, породила его металл:

Факел полыхает над цветами и ёлками:

А эта надпись в Кузбассе сверх-актуальна и по сей день:

За мемориалом - довольно неказистая часовенка:

И ПТУ, судя по всему ровесник КМК:

Правее проспекта Курако - заброшенные градирни и дорога на север Кузбасса:

Вообще же, облик КМК очень характерный и запоминающийся - в первую очередь бесконечные сплетения толстенных труб. Это не только одно из главных металлургических предприятий России, но и цельный промышленный ансамбль 1920-30-х годов. Постройки не слишком грандиозны, но сам комбинат, вместе с ТЭЦ и коксохимом, имеет размеры где-то 7х1,5 км, существенно превосходя центр города.

На проспекте Строителей, проходящем вдоль комбината, сохранилось немало зданий времен его постройки:

Но вернёмся на Площадь Побед. Одна из самых интересных особенностей комбината - тоннель, начинающийся совсем рядом с дирекцией:

Он был построен в 1931-33 годах, и его длина - 540 метров. Из-за огромной протяжённость КМК тоннель строился для самого что ни на есть общего пользования - связи города с районами за комбинатом:

Фактически это продолжение проспекта Курако, ныряющего прямо под заводскую площадку, и по дороге и "тротуарам" люди и машины перемещаются весьма интенсивно:

В трёх местах в тоннеле устроены вот такие залы, откуда автомобильные выезды ведут прямо на территорию комбината. Виды наружу довольно интересные, с мощными подпорными стенками и силуэтами цехов и печей, но заснять их мне не удалось: каждый выезд снабжен вахтой, и если бы охранники заметили мой фотоаппарат. Ну правда, вот какой-то странный неместный человек что-то фотографирует в тоннеле под стратегическим опасным производством - да тут даже я бы на их месте забеспокоился!

Напротив второй проходной под стеной тоннеля похоронен прораб А.М. Заев, умерший в 1933 году от пневмонии - будучи тяжело больным, он завещал похоронить себя на участке, который вёл, чтобы "избежать разрыва со стройкой" и "не уйти бесследно в пустоту" - вроде бы там даже есть мемориальная доска, но я её почему-то не увидел. Ближе к концу тоннеля слышен шум огромных лопастей. За решеткой - вентиляционная шахта, и наверху хорошо виден сам вентилятор размером с винт океанского судна:

Вот мы и на той стороне. Улица круто уходит в гору, и листва старого парка сочетается с ржавыми трубами:

Здесь находится Верхняя Колония - типично донбасский топоним, вероятно привезенный Курако. Более того, и нынешний соцгород некогда был Нижней Колонией. В капиталистическом Донбассе "нижние колонии" обычно были пролетарскими гетто, а "верхние" - подобием соцгородов для инженеров и начальства, и при Курако здесь было, видимо, то же самое. Здесь Курако и был похоронен (правда, до кладбища я не дошёл).

С 1930-х годов от Верхней Колонии осталось несколько конструктивистских зданий, связанных с проектированием и строительством комбината:

Здесь очень тихо - лишь приглушенный шум комбината. И безлюдно - лишь дворники, сторожа да редкие машины: судя по всему, пешком жителю Новокузнеца сюда ходить просто незачем. На меня здесь все очень пристально смотрели, и я решил идти обратно.

Но КМК - ныне не главный в Новокузнецке: в 1960-е годы на другом берегу Томи был построен Запсиб, или Западно-Сибирский металлургический комбинат, 5-й по величине в России (после комбинатов в Магнитогорске, Череповце, Липецке и Нижнем Тагиле) с мощностью около 9 миллионов тонн стали в год. Запсиб строился уже с учётом экологических норм, за городом и с огромной санитарной зоной. Хотя его размеры примерно 10х3 километра, из города он почти не виден, да и в районе Запсиба, где я ночевал в гостинице "Сибирь" (гостиница, кстати, отличная, но до центра полчаса автобусом №35) близость такого монстра никак не ощущается. Впечатляющая панорама Запсиба есть в Википедии.
Что же касается КМК, то постепенно он перестаёт быть комбинатом полного цикла - многие направления производства на нём в последние годы свёрнуты, но сохранена главная специализация: рельсы. Новокузнецк производит 70% рельсов в России и около 9% - в мире, входя в пятёрку мировых лидеров. Причём, например, трамвайные рельсы в России делают только здесь.

Ну а в следующей части. В следующей части здесь будет город-сад!

РУДНЫЙ АЛТАЙ-2011
Дорога на Алтай.
Урал и Поволжье.
Западная Сибирь.
Кузбасс
Кузбасс и Донбасс. Вместо вступления.
Кемерово (апрель-2009). Красная Горка.
Кемерово (апрель-2009). По городу.
Новокузнецк. Кузнецкий металлургический комбинат.
Новокузнецк. Соцгород..
Новокузнецк. Старый Кузнецк и не только.
Прокопьевск. Шахтёрский проспект.
Прокопьевск. Шахтёрский посёлок.
Междуреченск.
Рудный Алтай
Горный Алтай
.

Кузнецкий металлургический комбинат имени В.И. Ленина был одним из крупнейших предприятий черной металлургии в СССР. В 1932 году были введены в строй доменная печь, мартеновские печи, рельсобалочный цех. Комбинат производил кокс, продукты коксохимии, чугун, сталь, листовой и сортовой прокат, железнодорожные рельсы и сцепления, огнеупорные изделия, огнеупорную и металлическую посуду и другие металлические изделия.

Во время Великой Отечественной войны комбинат выпускал оборонную продукцию. В 1943 году он был награжден орденом Ленина, в 1945 году – орденом Кутузова 1-й степени и орденом Трудового Красного Знамени, в 1971 году – орденом Октябрьской Революции.

Новокузнецкий металлургический комбинат

Комбинат выпускает железнодорожные рельсы для наружных нитей кривых участков пути, рельсы, предназначенные для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог, производства стрелочных переводов, линий метрополитена, рельсы низкотемпературной надежности, предназначенные для эксплуатации на железных дорогах в районах с холодным климатом, высокоскоростные рельсы, а также специальные рельсовые сцепления (накладки, подкладки, клеммы, скобы).

Читайте также: