Сообщение на тему значение религии в формировании нравственного воспитания общества

Обновлено: 25.06.2024

Разумеется, эти два понятия неразрывно связаны между собой. Ведь с самого детства происходит формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. И много из этого опирается в первую очередь на религию. Для примера можно рассмотреть такой пример, нравственное воспитание – воспитывает заботу к окружающим людям. Этому же учит нас и религия, какой бы она не являлась. С древних веков, религия оказывала огромное влияние на воспитание и устои общества.

Содержание

Введение 3
1.Сущность понятий нравственное воспитание и религиозное воспитание 5
2.Задачи нравственно-религиозного воспитания 10
Заключение 14
Список используемой литературы 16

Работа содержит 1 файл

нравственное воспитание и религия.doc

Кафедра управления инновациями в реальном секторе экономики.

студент 1 курса, гр. менеджмент 1-1

Лебедев Алексей Викторович

г. Москва, 2013 г.

Введение

Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание и религия.

1.Сущность понятий нравственное воспитание и религиозное воспитание

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Из определения понятно, что нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способно сти к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Мы немного разобрались, что же такое нравственное воспитание. Теперь нужно выяснить, что же такое религия. Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъес тественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).Так же религию можно определить как одну из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственност ь, цель и смысл жизни и т. д. В словаре Ожегова понятие религия определяется как одно из направлений общественного сознания; сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какой-нибудь идее, принципу, нравственному закону, ценности. Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами; система внутренних прав человека основанных на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствий, готовности прийти на помощь. Религиозное воспитание

— целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и вероучительным принципам определённой конфессии (вероисповедания). Религиозное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации верующих (наряду с семейным воспитанием и социальным воспитанием). В основе Религиозного воспитания лежит феномен удвоения мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический (Т.В. Склярова). Рациональный уровень включает в себя три осн. компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Мистический уровень тесно связан с рациональным и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нём проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет конфессиональную специфику. Например, мистический уровень религиозного воспитания в христианском воспитании включает в себя подготовку и участие в различных таинствах, домашнюю молитву, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

В процессе Религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр.; праздничные мероприятия, экскурсии, любительские объединения, хоры, оркестры и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания в той или иной конфессии содержанием.

Религиозное воспитание осуществляют священнослужители, педагоги конфессиональных и светских (в ряде стран) учебных заведений, воспитатели детских и юношеских объединений (действующих при религиозных и светских организациях, например, скаутских); средства массовой коммуникации, контролируемые религиозными организациями. В семье и окружающей социальной среде религиозным воспитанием занимаются верующие (родители, родственники, члены религиозной общины и пр.).

В процессе и в результате Религиозного воспитания у верующих формируются специфическая для конкретной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а также стратегии адаптации и обособления в социуме.

2.Задачи нравственно- религиозного воспитания

По моему мнению, нравственно-религиозный воспит анный человек, это личность обладающая рядом положительных черт и качеств. Если объединить все эти качества в одно слово получится этическое поведения, думаю не всем понятна такая терминология, поэтому расшифрую. Этика - это ответственность перед окружающими в самом широком смысле. Но человек может чувствовать ответственность за окружающих и действовать в их интересах только, если он способен к сопереживанию, к восприятию чужой боли. Поэтому одной из главных задач нравственного воспитания является формирование у ребенка милосердия, доброты, способности к состраданию. Действительно же это сводится к созданию ситуаций, когда ребенок выступает в роли лица, совершающего акт милосердия, когда он получает удовлетворение от того, что кому-то реально помог. Для маленького ребенка таким слабейшим, нуждающимся в его добром поступке, может быть только животное. Окружающие ребенка взрослые до такой степени сильнее ребенка, что любая ситуация, когда ребенок "оказывает помощь" взрослому, выглядит фальшиво.
Задачи нравственного воспитания и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических фак торов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека. Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. [11. c. 83]

Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.


Горячая линия


МБУ Центр ППМСП "Успех" с 19 августа 2019г. располагается по адресу:
г.Химки, ул.Родионова, 3 стр. 1, здание СОШ № 31
Схема проезда и доступный транспорт

Религия как фактор духовно-нравственного воспитания и развития личности

Н.Д.Булатова
кандидат педагогических наук
профессор МГУКИ

Буддизм Не делай другим того, что сам считаешь злом.

Индуизм Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.

Иудаизм Что ненавистно тебе, не делай другому.

Даосизм Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю – своей потерей.

Ислам Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе.

Христианство Поступай с другими так, как захочешь, чтобы поступали с тобой [Цит. по кн. Кукушина В.С. См.2].

Эти принципы пронизывают все культуры и религии, определяя истинный смысл человеческого бытия и его нравственные идеалы. Религия – это часть национальной культуры народа. Библия и Коран, священные книги двух мировых религий, являются величайшими памятниками письменной культуры человечества. Историки описывают важную роль религии в жизни человека. Центральная функция религии, с которой она, безусловно, справилась, формирование нравственности, иначе говоря, - того главнейшего качества, которым состоявшийся человек отличается не только от животного, но и от человека-зверя, человека-монстра (Кукушин В.С.). Ученые отмечают, что если бы Бога не было, его следовало бы придумать…
Выделяют два уровня религиозного воспитания – рациональный и мистический (Т.В.Склярова).

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента – информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент – этот тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богослужению, догматике, священной истории; нравственный – научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный – участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях [Цит.дана по кн. Мудрик А.В. См.3].
Разнообразны и средства религиозного духовного воспитания. Так, например, в христианстве, таковыми являются: церковное богослужение , приобщающее верующих к церковной духовной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь , сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва , помогающая научиться выработать нужный душевный настрой; исповедь , которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост , помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, выработать стойкость и др.
Основная тема всех религий – дети и воспитание. В христианстве главная тема – мать и дитя, где мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только ни героя, ни поэта, но и сына Божьего [Волков Г.Н.]. В христианстве утверждается святость материнской любви; все основано на Любви - любовь к Богу, любовь к Человеку, почитание старших, гармония в душе и в межличностных отношениях и общении между людьми.
Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений огромен. Священные книги для детей – нравственные уроки. И даже если они из атеистических семей, знания о вере их предков несомненно сыграют в их духовном развитии большую роль [1]. Особенно поучительны жития православных святых. Или кто будет спорить о благодатном воздействии на душу колокольного звона, торжественной службы, архитектуры, иконописной живописи и таинственного света свечей. Приобщение детей к религии как части духовной культуры человечества, поможет решить многие задачи, связанные с воспитанием и развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.

1. Роль религии в формировании нравственности

2. РЕЛИГИЯ (лат.religare-связывать ,соединять)

Система представления мира,
основанная на том, что человек
ощущает связь с неким бытием,
высшим существованием, имеющим
системность и организованность.
Религия – это сложное духовное
образование, специфический способ
духовной деятельности человека,
форма общественного сознания.

3. Что такое культура?

Культура - в переводе с латинского языкавозделывание, воспитание, образование,
развитие.
Под культурой понимают исторически
определённый уровень развития общества,
творческих сил и способностей человека,
выраженный в типах и формах жизни и
деятельности людей, в их взаимоотношениях, а
также в создаваемых ими материальных и
духовных ценностях.

4. Религии мира.

В
истории культуры особое
значение имело возникновение
трех мировых религий:
буддизма, христианства и
ислама.
Эти религии внесли
существенные перемены в
культуру, вступив в сложное
взаимодействие с различными
ее элементами и сторонами.

14. Религия и культура

Чтобы понять всю глубину и значение духовно-нравственной
культуры, представим её в виде живописного озера с
чистейшей водой. Уже многие тысячелетия воды озера утоляют
жажду человека в красоте и гармонии, доброте и
справедливости, любви и сострадании.
Множество рек питают это озеро, не давая ему пересохнуть, но
две из них делают его более глубоким и прекрасным.
Имя одной из них — Нравственные традиции,
другой — Религиозная вера.
Живительные воды этих рек составляют подлинное богатство
духовно-нравственной культуры, они не позволяют иссякнуть
источнику человеческих добродетелей

Религия оказала огромное влияние на развитие культуры
общества. Она вдохновляла художников и архитекторов,
музыкантов и писателей. Без использования религиозных
образов и сюжетов наша культура была бы во много раз
беднее. А разве можно представить культуру России без
православных икон и мусульманских орнаментов, без
причудливой буддийской архитектуры и полотен
выдающихся художников, созданных на основе сюжетов из
истории иудейского народа?
А кто может оспорить роль религии в возникновении
письменности распространении грамотности, развитии
образования? Ответ очевиден: религия всегда питала
духовную культуру нашей страны.

Россия
– многоконфессиональная страна!
Поэтому нам с вами необходимо
уважать религии различных
национальностей проживающих на
территории нашей огромной страны!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на методическое объединение на тему:

В настоящее время одной из наиболее острых и обсуждаемых проблем, связанных с системой образования, является вопрос о необходимости внедрения в процесс преподавания религиозных знаний.

Правомерность места, занимаемого религией в нашем обществе, ни у кого не вызывает сомнения, несмотря на то, что еще не сменилось поколение, прошедшее через многочисленные запреты на проявление религиозности души, на истинную, а не номинальную свободу вероисповедания.

Также ни у кого не вызывает опасения в настоящее время и приобщение молодежи разных возрастов к религии, воспитательное значение которой, прошедшее проверку многими десятками и сотнями лет, неоспоримо велико.

Оценивая влияние, которое религия могла бы оказать на детские души при внесении преподавания его канонов в учебные планы и программы общеобразовательных учреждений, следует невольно задаться некоторыми вопросами: а может ли современная школа заниматься религиозным образованием? Правомерно ли использовать школу для религиозного образования? В каких рамках и формах может осуществляться религиозное образование в школе? Влияет ли религия на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения? Является ли введение основ вероучения в программы школ жизненно необходимым для формирования целостного миропонимания и мировоззрения ребенка, для его духовного воспитания и разностороннего развития?

Пока мы не видим однозначного мнения в пользу или против данного нововведения.

Попытаемся разобраться и взглянуть на эти проблемы с самых общих позиций. Религия традиционно связана с образованием, она предполагает религиозное образование самых разных ступеней, от первоначального до высшего, богословского. В процессе религиозной жизни формируются принципы, традиции, а затем и целостная система религиозного образования. В современную эпоху потребность в религиозном образовании возникла у самого общества. На то есть веские причины, главная из которых, по нашему мнению, это необходимость преодоления бездуховности современной цивилизации.

Важнейшей проблемой современного российского общества является необходимость в формировании успешной и одновременно высоконравственной личности.

Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т. е. высших смысложизненных ценностей.

Религия относится к разряду социальных явлений, которые всегда будут нам сопутствовать. Мотивы введения вероучения в образовательный институт были установлены многолетней традицией российской образовательно-воспитательной системы и подкреплены современными тому периоду научными исследованиями и доводами. Можно вспомнить некоторые из них, чтобы понять, какую роль отводила религии в воспитании молодежи прогрессивная научная интеллигенция.

Обращаясь к работам ученого В.В. Зеньковского, можно отметить, что он рассмотрел наиболее целесообразные средства воспитания религиозности детской души для каждой фазы развития ребенка в зависимости от степени сформированности его психических качеств и ведущего вида деятельности. Философы высказывались в защиту религиозного воспитания ребенка (И.А. Ильин, Н.А. Бердяев и др.). И.А. Ильин полагал, что формирование гражданственности, патриотизма, благородства души, возможно на фоне обогащения духовного опыта детей. Но в настоящее время в области образования обозначилось противоречие между запросом общества на качественно духовное обоснованное образование и слабой способностью нынешней системы образования реализовать этот запрос. Мы считаем, что духовно-нравственные ценности, основным положениям других великих религий России, — это первое, что должно объединять усилия государства, светского образования и духовного просвещения. Это ценности патриотизма, любви к своей стране, ее истории, обычаям, о которых говорится в проповедях всех религий. Большое значение и для светского государства, и для верующих имеет понимание ценности семьи и воспитания детей. И здесь традиции и исламской , и христианской ,и др.религий является для нас естественной опорой. Религия всегда поддерживала идею и практику дружной многодетной семьи. В текстах священных книг описывается все то, что является нарушением заповедей: обман, тунеядство, грабительство и т. п. Религия требует помогать всем, кому трудно, помогать ближнему.

Важно подчеркнуть, что религиозное воспитание способствует принятию учащимися традиционных для нашего общества духовно-нравственных ценностей, составляющих фундамент гармонического развития личности, обеспечивает личностную целостность. При этом духовность предполагает пробуждение души к духовному опыту, развитию чувства собственного достоинства и формирование основополагающих качеств духовной личности — веры, добра, чести, совести, любви, раскрываемых в свете национальной традиции и непрерывной связи с Абсолютным Идеалом,

Конечно, обращение к религии так же, как и избрание веры, дело сугубо личное. Закон гарантирует гражданам свободу выбора того, какими этическими нормами им руководствоваться в своей жизни.

В общеобразовательных школах, к сожалению, пока не накоплено достаточно необходимого арсенала и разнообразия средств религиозного просвещения учащихся, недостаточно научно-методического обеспечения процесса религиозного обучения и воспитания. Но все-таки школы должны знакомить учащихся с религией. Без этого учащиеся не смогут осуществить осознанный выбор мировоззрения. На наш взгляд, знание хотя бы основ вероучений и истории религий, а также основных идей свободомыслия совершенно необходимо для современного образованного человека [3, с. 16].

Предоставляется очевидным, что каждый культурный человек, вне зависимости от своих мировоззренческих ориентаций, должен обладать определенной суммой сведений о религии как важной форме общественного сознания. Агрессивный и грубый атеизм несовместим с гуманистическим воспитанием. Вместе с тем, нельзя забывать, что согласно Конституции РФ государственное образование имеет светский характер.

Что можно разработать и внедрить в практику педагогического процесса?

В некоторых вузах приступили к подготовке и переподготовке преподавателей религиоведческих дисциплин, для них организованны краткосрочные курсы. Но эта работа только начинается, поэтому в ближайшие несколько лет учителям следует рассчитывать в основном на самоподготовку и собственный опыт .

Однако нельзя забывать, что преподавание религии в школе должно быть, безусловно, свободно от всякого насилия. Достичь этого можно, отказавшись от системы баллов, наград, наказаний и домашних заданий.

Светская школа должна формировать морально-психологический климат толерантности, столь необходимый в демократическом обществе, где плюрализм мировоззрений — главное условие диалога и сотрудничества свободных личностей. Мировоззренческая нейтральность педагога — это и есть толерантность, контроль над своей идеологичностью, намеренное упреждение столкновений и антагонизмов на данной почве. Настоящий педагог отчетливо осознает направленность собственных убеждений, а главное — он понимает, что те положения религиоведческих дисциплин, которые не зависят от идеологических пристрастий, должны быть использованы предельно объективно, так, чтобы не были задеты чувства верующих или неверующих школьников и студентов.

Для духовного обогащения учащихся гораздо более важны социально-нравственные аспекты, сведения о влиянии религии на культуру, мораль, быт, традиции, обычаи и духовность народов, прежде всего собственного Отечества. На наш взгляд, это требование — одно из важнейших по своей методологической значимости .

На сегодняшний день мы имеем дело с поколением, готовым принимать, понимать и осознавать духовные законы мира, а их раскрывает религия. Дети нового сознания имеют очень сильную волевую установку на осознанные действия. Они регулируют в своем сознании свои действия и действия окружающих взрослых.

Если религия станет одной из форм, посредством которой удастся донести до осознания детей духовные ценности таким образом, чтобы их сознание оставалось природно-целостным и здоровым, поддерживалась гармония в их развитии, то мы сможем сохранить и взрастить потенциал молодого поколения. Религия — это сила, которая позволит возвратить человечество к нравственности и пробудить человека, избавить его от материальной зависимости.

Подводя итог нашим соображениям по данной проблеме, важно определить педагогические основы организации преподавания религии в школе. Назовем наиболее значимые из них для нашего времени. Преподавание следует вести с учетом возраста учащихся и их умственных сил. По возможности избегать схоластики в изложении религиозных истин. Наши соображения, разумеется, далеко не исчерпывают сложную многоплановую, актуальную тему роли религиозной идеи в становлении системы образования, в воспитании учащихся. Актуальность рассматриваемых вопросов нельзя отрицать для современной педагогики. Недопустимо подменять религию образованием, а образование — религией. Но в каких-то разумных пропорциях должно найти способ сосуществования в жизни современного общества науки, философии, религии. Религиозная идея должна быть адекватно представлена на всех уровнях образования — от начального до высшего в качестве сознательно рефлексируемого компонента культуры, вписанного в общий контекст нравственного совершенствования личности.

Читайте также: