Сообщение на тему жилая архитектура

Обновлено: 04.07.2024

Что для вас идеальное жилье? Расположение, инфраструктура, дизайн интерьера? Все эти факторы, безусловно, являются составляющими образа любимого дома. Однако, не менее важный аспект, - это внешняя оболочка, архитектурный дизайн. Вы будете еще с большим удовольствием возвращаться домой, прогуливаться по двору, любоваться видом, если ваш дом - хорошо спроектированное, инновационное, красивое здание, отвечающее современным тенденциям и технологиям.

Пространство

Одной из основных тенденций текущего времени, является слияние внешнего и внутреннего пространств жилых комплексов, гармония с окружением.
В случае если вы рассматриваете жилье в центре, посреди занятой городской среды с большим количеством сооружений из бетона, стекла и стали, то жилой дизайн с применением элементов природного мира - дерева, натуральных материалов, большого количества зеленых насаждений, поможет расслабиться и восстановить баланс.
Архитекторы совместно с компаниями застройщиками учитывают подобные особенности и продумывают архитектуру проекта, чтобы соответствовать текущим требованиям покупателя и современным трендам.

Пространство и архитектура жилых комплексов

В дизайн жилых комплексов включаются элементы сложного ландшафтного озеленения, собственные мини парковые зоны, исключаются внутри-дворовые стоянки для автомобилей, которые заменяются на велодорожки, спорт площадки и зоны отдыха.
Жилая архитектура плавно сливается с окружающей средой, сохраняя при этом элементы, вдохновленные естественным миром.

Уникальные черты

Уникальные черты жилых комплексов

С ростом возможностей выбора, на стадии разработки проекта в дизайн зданий и прилегающей территории включаются некоторые уникальные элементы; которые вы не найдете ни в одном другом доме.
От приватных палисадников до лаундж зон на крыше, от кинотеатров под открытым небом до искусственных водоемов. Современная архитектура постоянно раздвигает границы того, как выглядят новые ЖК. Внедрение таких решений, делает здания поистине единственными в своем роде.

Уникальные черты жилых комплексов

Место притяжения

Место притяжения и новые веяния в архитектуре жилых комплексов

Основное отличие стандартного жилого дома от современного - это уровень инноваций в архитектуре. Речь идет не только о добавлении множества функций, удовлетворяющих различные нужды жителей, но и о материалах, из которых построены здания, и о том, как они используются для создания оригинальных, вдохновляющих форм, которые выгодно выделяют ЖК в окружающем пространстве, не нарушая при этом общей гармонии.

Многие застройщики выбирают подход, который определяет застройку как городскую достопримечательность того или иного района. Данный принцип предвосхищает предстоящие архитектурные тенденции и предполагает, как будет выглядеть городское пространство в ближайшем будущем.

Для первого периода доклассового общества основным является присваивающий характер хозяйства и отсутствие производящего хозяйства. Человек собирает естественные продукты природы и занимается охотой, которая с течением времени все больше выдвигается на первым план.


Рис. 1. Изображение палаток в пещерах первобытного человека. Испания и Франция


Рис. 2. Живопись в пещере первобытного человека. Испания


Рис. 3. Живопись в пещере первобытного человека. Испания

Можно ли причислить к произведениям искусства первые пещеры и палатки эпохи доклассового общества? Не есть ли это только практическое строительство? Конечно, практические мотивы были решающими при создании пещер и палаток. Но в них, — бесспорно, уже содержатся элементы первобытной идеологии. В этом отношении особенно важна живопись, которая покрывает стены пещер (рис. 2 и 3). Она отличается необыкновенно живыми изображениями животных, данных несколькими штрихами очень обобщенно и ярко. Можно не только узнать животных, но и определить их породу. Эти изображения называли импрессионистическими и сравнивали их с живописью конца XIX века. Потом заметили, что некоторые звери изображены пронзенными стрелами. Живопись первобытного человека имеет магический характер. Изображая оленя, на которого он собирался охотиться, уже пронзенным стрелой, человек думал, что он таким путем реально овладевает оленем и подчиняет его себе. Возможно, что первобытный человек с той же целью стрелял в изображения зверей на стенах своей пещеры. Но элементы идеологической концепции содержатся, по-видимому, rife только в живописи пещеры, но и в архитектурной форме пещер и палаток. При создании пещер и палаток проявились зачатки двух противоположных методов архитектурного мышления, которые впоследствии стали играть очень большую роль в истории архитектуры. Архитектурная форма пещеры основана на отрицательном пространстве, архитектурная форма палатки — на положительном пространстве. Пространство пещеры получилось в результате удаления известного количества материала, пространство палатки — путем нагромождений материала в пространстве природы. В этом отношении очень важны наблюдения Фробениуса над архитектурой дикарей Северной Африки. Фробениус различает в обследованных им местностях два больших культурных круга. Одни дикари строят себе жилища, закапываясь в землю, другие живут в легких хижинах на поверхности земли (рис. 4). Замечательно, что отрицательной и положительной архитектуре отдельных племен соответствуют различные формы быта и различные религиозные верования. Выводы Фробениуса очень интересны, но требуют осторожной проверки и объяснения. Материал, относящийся к этой проблеме, изучен еще мало, весь вопрос еще темен и не разработан. Все же есть основания полагать, что уже в противоположности пещер и палаток проявились, наряду с господствующим практическим моментом, и элементы идеологии.

Пещеры и палатки дополняли друг друга в архитектуре доклассового общества древнейшего периода. Первобытный человек временами уходил из пещеры в пространство природы и жил в палатке, а потом опять укрывался в пещере. Его пространственные представления определялись пространством природы, которое переходит в пространство пещеры.

Второй период развития доклассового общества характеризуется развитием земледелия и оседлости. Для истории архитектуры это время обозначает очень большой перелом, который связан с появлением оседлого дома. Господствует положительная архитектура — легкие сооружения на поверхности земли, но главным образом в землянках, более или менее врытых в землю жилищах, продолжают жить отзвуки пещерного восприятия.

В оседлом доме, как бы легок и недолговечен он ни был, внутреннее пространство и наружный объем получили постоянный характер. Это есть момент настоящего рождения в истории архитектуры пространственных форм. В оседлом доме внутреннее пространство и наружный объем уже вполне сложились как самостоятельные композиционные элементы.

Все же и в оседлой жилой архитектуре эпохи доклассового общества пространственные формы имеют явно преходящий характер. Эти сооружения постоянно подвержены очень легкому уничтожению, например от пожара, разгрома при нашествии врагов, стихийных бедствий и т. д. Каменные сооружения прочнее деревянных или глинобитных хижин. Все же для тех и других типична их легкость и непрочность. Это накладывает су-щественный отпечаток на характер внутреннего пространства и наружного объема оседлого жилища первобытного человека и в значительной степени роднит его с палаткой кочевника.

Круглый дом является древнейшей формой оседлого дома (рис. 5). Круглая форма наглядно свидетельствует о связи его с палаткой, из которой он в действительности и произошел. Круглые дома были распространены и на Востоке, например в Сирии, Персии, и на Западе, например во Франции, Англии и Португалии. Они достигают иногда очень значительных размеров. Известны круглые дома диаметром до 3,5–5,25 м, причем в больших круглых домах нередко встречается посредине столб, поддерживающий покрытие. Часто круглые дома оканчиваются сверху куполообразным завершением, имеющим в различных случаях разную форму и образовавшимся путем смыкания стен над внутренним пространством. В куполе оставляли нередко круглое отверстие, которое одновременно служило источником света и дымоходом. Такая форма долгое время сохранялась на Востоке; изображенная на рельефе из Куюнджика ассирийская Деревня состоит именно из таких домов (рис. 136).

В дальнейшем своем развитии круглый дом превращается в Дом прямоугольный.


Рис. 4. Жилые сооружения африканских дикарей. По Фробениусу


Рис. 5. Дома современных африканских дикарей


Рис. 6. Киргизская юрта


Рис. 7. Киргизский дом

В Средиземноморской области круглый однокомнатный дом сохраняется на очень долгое время, и еще до сих пор в Сирии и версии строят простые, круглые дома. Это объясняется главным образом тем, что материалом для строительства служил в этих областях почти исключительно камень, из которого очень легко построить круглое в плане сооружение, что относится и к глинобитным домам. В лесистых областях Средней и Северной Европы переход к однокомнатному прямоугольному дому совершился очень рано и очень быстро. Длинные бревна, положенные горизонтально, требуют прямоугольных очертаний плана. Попытки соорудить круглый дом из дерева при помощи горизонтально положенных бревен приводят прежде всего к превращению круглого плана в многогранный (рис. 6 и 7). В дальнейшем материал и конструкция наталкивают на уменьшение количества граней, пока их не доводят до четырех, так что получается прямоугольный однокомнатный дом. Его середину занимает на севере очаг, над которым в кровле имеется отверстие для выхода дыма. Перед узкой входной стороной такого дома устраивают открытую переднюю со входом, образуемую продолжением длинных боковых стен за линию передней стены.


Рис. 8. Дом эпохи доклассового общества около Берлина


Рис. 9. Дом эпохи доклассовою общества в Шуссенриде. Германия

— Разновидностью оседлого жилья первобытного человека являются свайные постройки (рис. 11 и 12), которые связаны главным образом с рыболовством в качестве основного занятия и расположены более или менее крупными поселениями по берегам озер. Может быть, прототипами свайных поселений являются постройки и поселения на плотах, остатки которых были, По-видимому, найдены в Дании. Свайные постройки продолжали строить очень долго, и наибольшего развития свайные поселения достигли в эпоху употребления бронзовых орудий, когда их возводили при помощи заостренных кольев, которые невозможно было отесать каменными орудиями. Вообще отеска дерева начинается только с бронзового века.


Рис. 10. Погребальная урна эпохи доклассового общества в форме дома из Ашерслебена. Германия

Оседлые деревянные дома эпохи доклассового общества строили не только при помощи горизонтально положенных, но также и посредством вертикально поставленных бревен. В первом случае употребляли вертикальные связи, а во втором — горизонтальные. В тех случаях, когда количество этих связей значительно увеличивалось, получалась смешанная техника.

Кикебуш на основании своих исследований огромного поселения эпохи доклассового общества в Бухе, в Германии, высказал теорию о происхождении форм греческой архитектуры (см. том II) из форм оседлого жилья первобытного человека. Кикебуш указал прежде всего на мегарон, все фазы развития которого от простого квадрата до прямоугольника с открытой передней и двумя колоннами на лицевой стороне найдены на севере в жилой архитектуре эпохи доклассового общества; затем — на вертикальные связи, прикрепленные к стенам из горизонтальных балок, как на прототипы пилястр; наконец — на хижины, окруженные навесом на столбах, как на прототипы периптера.


Рис. 11. Реконструкция первобытного свайного поселения

Оседлые дома первобытного человека образуют ансамбли деревень. Очень распространены отдельные разобщенные усадьбы земледельцев. Но чаще встречаются поселения неправильной формы, для которых характерно случайное расположение домов. Только иногда наблюдаются ряды домов, образующие более или менее правильные улицы. Подчас поселения окружены забором. В некоторых случаях в середине поселения имеется площадь неправильной формы. Редко деревни имеют более крупное здание общественного типа; назначение таких построек остается невыясненным: может быть, это здания для собраний.

В оседлых домах эпохи родового строя наблюдается стремление к увеличению вместимости дома и количества внутренних помещений, что приводит к образованию прямоугольного многокомнатного дома.

Уже в однокомнатных домах, особенно в прямоугольных, рано наблюдается внутреннее усложнение, связанное с тенденцией к отделению кухни от горницы. Потом появляются дома, в которых живут семьями (достигающие величины 13?17 м, например во Фрауэнберге около Марбурга). Очень важно, что при увеличении внутренности оседлого дома и количества комнат архитектура эпохи доклассового общества развивается двумя различными путями, которые имеют общую точку отправления и общую конечную точку развития. Но между началом и концом этой эволюции архитектурная мысль движется двумя совершенно различными путями, которые имеют существенное принципиальное значение. Два памятника дают ясную картину данного развития.


Рис. 12. Дом современного дикаря


Рис. 13. Погребальная урна эпохи доклассового общества в форме дома с о. Мелоса. Мюнхен

Хранящаяся в Мюнхене погребальная урна с о. Мелоса в Средиземном море (рис. 13 и 14) показывает первый путь, по которому шли архитекторы. Истолкование урны с о. Мелоса как воспроизведения жилья подтверждается взглядом первобытного человека на погребальную урну как на дом умершего, и этим безусловно опровергается предложенное истолкование ее как амбара для хранения зерна. Наружное оформление дома целиком подтверждает, что изображен многокомнатный жилой дом. В типе дома, воспроизведенном в урне с о. Мелоса, архитектор при увеличении количества комнат шел путем сопоставления нескольких круглых ячеек, путем суммирования, сложения друг с другом ряда однокомнатных круглых домов. Размеры и форма первичной круглой ячейки при этом сохраняются. Круглые комнаты изображенного в урне с о. Мелоса дома расположены вокруг центрального прямоугольного двора. Форма двора отражается на форме дома в целом: в усложненном криволинейном наружном контуре намечаются простые очертания будущего прямоугольного многокомнатного дома. Соединение в ряд множества одинаковых круглых комнат связано с большими неудобствами и с точки зрения конструкции, и для их практического использования. Очень рано проявилась тенденция к упрощению сложности плана, чего легко было Достигнуть путем замены круглых комнат прямоугольными. Как только это произошло, прямоугольный многокомнатный дом сложился окончательно.


Рис. 14. План погребальной урны, изображенной на рис. 13


Рис. 15. Овальный дом в Хамаиси-Ситеа на о. Крите

Дом в Хамаиси-Ситеа на о. Крите (рис. 15), имеющий овальную форму, показывает второй путь, совершенно отличный от первого, по которому тоже шли архитекторы, стремясь увеличить жилой дом. В противоположность суммированию множества одинаковых круглых ячеек в урне с о. Мелоса, в овальном доме на о. Крите взята только одна такая ячейка, которая сильно увеличена в размере и подразделена на множество комнат очень неправильной сегментообразной формы. И в данном случае середину дома занимает прямоугольный двор. Здесь он начинает подчинять себе наружные очертания здания: овал является переходной ступенью от круга к прямоугольнику. В некоторых из комнат, которые имеют почти совсем правильную прямоугольную форму, ясно выступает естественное стремление преодолеть случайные асимметрические очертания отдельных помещений. Овальный дом с о. Крита в своем дальнейшем развитии приводит к тому же многокомнатному прямоугольному дому с двором посредине, что и урна с о. Мелоса. Этот тип лег в основу дома в египетской и вавилоно-ассирийской архитектуре, где мы впоследствии проследим дальнейшее его развитие и усложнение.

Два пути развития однокомнатного круглого дома эпохи доклассового общества в многокомнатный прямоугольный дом, которые я только что проследил, свидетельствуют о том, что на этой ступени развития жилого дома архитектурно-художественный момент играет уже большую роль в архитектурной композиции и в ее развитии.

Укрепления эпохи доклассового общества исследованы еще недостаточно. К ним относятся главным образом земляные валы и деревянные заборы.

Жилая пашня и пустота

Архитектура

Архитектура Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания…Н. В. ГогольЯ позволю себе напомнить, что архитектура является искусством проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э Хронологические рамки старо– и средневавилонского периодов, возвышение Вавилона при

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.)

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в

Жилая архитектура - обязательный элемент нашей жизни. В эпоху великих научных открытий, грандиозных исторических событий, человек чувствует себя песчинкой в огромном океане жизни. Для него крайне важно имеет собственное гнездо, где он мог бы сосредоточенно проводить свободное время в спасительном окружении четырех стен. Жилые дома строятся в различных стилях от самых простых, до самых экзотических. Главным образом, все зависит от вашего личного бюджета. Деньги в наше время решают многое. В Советской России имело место плановое строительство жилых домов. О красоте не особо думали, с эстетической точки зрения цена этим памятникам социализма - ноль, а вот с практической смысл их возведения, конечно же, был.

Жилая архитектура современности включает в себя абсолютно все возможное и невозможное. Это и общедоступные многоэтажные дома, и безумно дорогие недоступные простым людям особняки, и даже дворцы. Ограничения практически не существуют. Строить можно, где хочется, сколько хочется и как хочется. Как говорится, были бы деньги, а все остальное приложится. По причине всеобщей архитектурной неразберихи, возводятся целые микрорайоны, потрясающие своим безвкусным шиком. К сожалению, эта архитектурная пестрота вызывает только огорчение.

Жилая архитектура прошедших времен

В древности предпринимались попытки возведения огромных жилых кварталов, особенно ярко эта тенденция проявилась в зодчестве Древнего Рима. Строения римлян отлично продуманы с архитектурной точки зрения и возводились из камня и римского бетона. Дома были оснащены системой канализации и водопроводом. Мы видим, что уже в древности жилой архитектуре уделялось особое внимание. Строительство жилых зданий - одна из основных задачей архитектурного дела. В одном из романов известного немецкого писателя XX века Генриха Беля есть герой- архитектор, который осознав, что никакой он ни гений, не расстраивается а стремится строить такие дома, которые могли бы нравится простым людям.

Жилая архитектура прошедших веков многолика и разнообразна и представляет собой лицо целых исторических эпох. В каждой стране имеются свои неповторимые особенности архитектуры жилых зданий. С распространением различных стилей в XVIII - XX веках наметился синтез различных архитектурных стилей и направлений. Жилая архитектура развивает в согласии с канонами мирового зодчества.


Домашний способ производства, ремесло и зачаточная мануфактура не требовали возведения особых зданий, отличающихся от обычных хозяйственных построек. Даже выплавка металла производилась в деревянных сараях, как это видно из чертежа 1732 г. с. Деменки на Черниговщине. Вполне понятно, что производственные здания такого рода до нашего времени не сохранились.

Здания жилого и общественного назначения сохранились лишь в небольшом количестве. Они сходны по своей структуре и в большинстве случаев принадлежат к немногочисленным вариантам построек с простым покамерным построением плана.

Единственный хорошо сохранившийся памятник жилого строительства, отличающийся декоративным убранством фасадов,— дом Лизогуба в Чернигове. В плане — это слегка вытянутый прямоугольник с соотношением сторон 3:4. Все его четыре фасада решены с одинаковой степенью выразительности — сильный рельеф декора, подчеркнутый светотенью, производит живописное и в то же время монументальное впечатление.

Здание покрыто высокой двускатной крышей. Под всем зданием расположен подвал, перекрытый сводами, по высоте равный помещениям основного этажа. Планировочная структура отражена на фасадах широкими пилястрами. Произвольная разбивка оконных проемов — результат позднейших переделок.

Здание перекрыто сводами и имеет подвал, повторяющий планировку первого этажа. Ему свойственны оборонные черты, как и многим другим зданиям того времени, в частности небольшому сооружению, именуемому домиком Петра I в Киеве, хорошо сохранившемуся до наших дней. Объемно-планировочная структура этого здания отличается от рассмотренных выше и уникальна в украинской архитектуре.

К его основному двухэтажному прямоугольному объему с одной стороны пристроено крыльцо с аркадой во втором этаже, а с другой — две круглые башни, несоразмерно большие по сравнению с домом. Можно допустить, что эта постройка является своеобразной романтической реакцией на существовавшие ранее каменицы — крепости, башни и оборонный характер которых были оправданы исторической ситуацией, а здесь имели скорее чисто декоративный смысл.

Дальнейшим развитием жилых зданий камерного типа являются монастырские кельи. Составленные в ряд жилые комнаты образуют вытянутый, низкий, одноэтажный корпус. Начиная со второй половины XVII в. сооружение таких здании получило широкое распространение — кельи Киево- Печерской лавры, Елецкого и Троицкого монастырей в Чернигове, Введенского в Нежине, Гамалеевского, Домницкого, Рыхловского и многих других монастырей.

В большинстве случаев фасады келейных корпусов очень просты. Они или совсем гладкие, или расчленены редко расставленными пилястрами. Исключением служат три корпуса келий Елецкого монастыря в Чернигове — северный, восточный и юго-западный — древнейшие памятники такого рода.

Простейший вид жилого здания, который можно назвать линейно-камерным, постепенно усложняется, а со временем уступает место более развитым схемам. Длина жилого корпуса сокращается за счет сдвоенного ряда комнат-камер, по концам здания появляются ризалиты с живописными высокими фронтонами.

Читайте также: