Сообщение на тему яхта

Обновлено: 08.07.2024

Яхта (нидерл. jacht, от jagen — гнать, преследовать) — первоначально лёгкое, быстрое судно для перевозки важных персон. Впоследствии — любое парусное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристических целей. Наиболее распространены парусные яхты. Первые упоминания о спортивных парусных яхтах относятся к XVII веку.
Современное использование термина Яхта
В современном использовании термин Яхта означает три различных класса судов: парусные яхты, парусно-моторные и моторные яхты. Традиционно яхты отличались от рабочих судов в основном назначением — как быстрое и комфортабельное средство перевозки богатых. Практически все современные парусные яхты имеют вспомогательный мотор (подвесной мотор) для маневрирования в порту или движения с небольшой скоростью в отсутствие ветра.

По форме корпуса различают килевые яхты, у которых днище переходит в балластный киль (точнее фальшкиль) , повышающий остойчивость яхты и препятствующий её сносу (дрейфу) при ходе под парусами, мелкосидящие (швертботы) , с выдвижным килем (швертом) и компромиссы, имеющие балластный и выдвижной кили.

Существуют двухкорпусные яхты — катамараны, трёхкорпусные яхты — тримараны, а также многокорпусные — полимараны (например, пентамараны) .

Яхты бывают одномачтовыми и многомачтовыми, с различным парусным вооружением.

Парусный спорт.jpg

Яхта — любое парусное, моторное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристских целей. Наиболее распространены парусные яхты. Парусная яхта имеет две главные части: корпус и вооружение. На корпусе размещается экипаж и предметы снабжения яхты. Под вооружением понимают паруса и все устройства для установки парусов и управления ими.

Типы парусных яхт

В парусном спорте используются яхты самых различных видов и размеров. В зависимости от условий плавания в том или ином районе применяют большие или маленькие яхты той или иной конструкции.

Существует два основных критерия, по которым можно определить тип яхты: назначение и район плавания; конструкция корпуса и вооружение.

По первому признаку различают крейсерские и гоночные яхты.

Основное назначение гоночных яхт — парусные гонки на ограниченных дистанциях, поэтому гоночные яхты строят предельно легкими. Для дальних плаваний они недостаточно прочны и не имеют бытовых удобств.

Крейсерские яхты имеют очень прочную конструкцию и максимум бытовых удобств. Основное назначение — крейсерские плавания и гонкам в открытом море с большим удалением от базы.

Крейсерско-гоночные яхты— наиболее распространённый тип яхт, сочетает в себе свойства выше приведённых яхт.

По конструкции корпуса.

Швертбот – это один из типов яхт. У швертбота мелкосидящий и относительно широкий корпус. В середине корпуса сделана щель, в которой помещается плоский (металлический или деревянный) выдвижной киль — шверт. Когда нет необходимости в дополнительном боковом сопротивлении (например, при попутных ветрах) или когда проходят мелкое место, шверт можно поднять и даже совсем убрать в швертовый колодец. Остойчивость швертбота (способность судна возвращаться на воде в исходное положение мачтами строго вверх, после уменьшения воздействия какой-либо силы, которая вызвала отклонение) много меньше, чем килевой яхты. В основном остойчивость швертбота обеспечивается соответствующей формой корпуса — плоского и широкого. Швертбот не может перевернуться при неумелом управлении, поэтому он менее безопасен при плавании в море и открытых водоемах, чем килевая яхта.

Днище корпуса килевой яхты переходит в глубокий плавник, создающий значительное боковое сопротивление. Для придания большей остойчивости к нижней части этого плавника крепится чугунный или свинцовый груз, называемый балластным килем или фальшкилем. Яхты такого типа предназначены для плавания на морях и озерах с глубокой водой и сильными ветрами и волнением. Килевая яхта обладает очень большой остойчивостью и в обычных условиях не может перевернуться. Плавать на килевых яхтах по рекам и мелким озерам затруднительно из-за большой осадки.

Промежуточный тип яхт совмещет характеристики описанных судов. Так, для получения повышенной остойчивости при небольшой осадке строят суда, имеющие шверт, проходящий внутри балластного киля. У этих судов осадка без шверта меньше, чем у килевых яхт, но больше, чем у швертботов. Такие яхты называют компромиссами.

Парусные яхты могут иметь не один, а два или даже три корпуса. Тогда они называются катамараны и тримараны.

Яхты различаются также по размерам и классу.

Кроме такой общей классификации существует еще спортивная классификация яхт, определяющая разделение их на классы. Спортивная классификация яхт необходима для создания равных условий спортивной борьбы в гонках. В рамках каждого класса по возможности обеспечиваются равные шансы на выигрыш соревнования (в той мере, в какой эти шансы определяются самой яхтой).

Корпус


Килевая яхта и ее части:

1 — носовой свес; 2 — плавник и фальшкиль; 3 — трюм; 4 — перо руля; 5 — кормовой свес; 6 — подзор; 7 — транец; 8 — ют; 9 — кокпит; 10 — рубка; 11 — входной люк; 12 — каюта; 13 — палуба; 14 — светлый (световой) люк; 15 — леерное ограждение; 16 — носовой и кормовой релинги; 17 — якорное устойство (якорь, цепь, битенг, палубный клюз); 18 — бак; 19 — кубрик; 20 — форпик; 21 — компас.

Вооружение

Основные части вооружения яхты — паруса, рангоут и такелаж.

Паруса — основной движитель яхты.

Они делятся на три комплекта: основные (или лавировочные), дополнительные и штормовые паруса. Основные паруса яхта несет в обычных плаваниях. Эти же паруса определяют обмерную площадь парусности яхты. Участие в гонках требует особых парусов, увеличивающих площадь парусности в некоторых ситуациях, возникающих на дистанции (например, при попутных ветрах). Такие паруса называют дополнительными. При плавании в штормовую погоду лавировочные паруса заменяют меньшими по размерам и более прочными штормовыми парусами.

Совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов, называется рангоутом.

Такелаж — снасти, изготовленные из растительного или стального троса, — подразделяют на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для расчалки и поддержания в рабочем положении рангоута, а бегучий — для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, для подъема и спуска сигналов.

Первая моторная лодка была построена в 1886 году на немецкой верфи Lurssen по заказу изобретателя Готтлиба Даймлера, который хотел испытать свой новый бензиновый двигатель. Годом ранее Даймлер запатентовал технологию нагнетания воздуха в двигатель внутреннего сгорания с помощью шестерённого насоса.

Верфь Lurssen в конце 19 столетия

Мотор Даймлера был одноцилиндровый, весил 60 кг и на 700 оборотах выдавал всего 1,5 л. с. До озера в Штутгарте, где должны были пройти ходовые тесты, этот двигатель тащили 11 человек.

Их усилия могли оказаться тщетными: спуску на воду Rems — так назвали первую моторную лодку в истории — воспротивились местные жители. Они прослышали, что лодка приводится в движение взрывами, и сочли эксперимент смертельно опасным. Впрочем, Даймлеру все же удалось убедить штутгарцев, что его лодка никого не убьет.

Rems — первая моторная лодка в истории

В 1887 году Даймлер провел испытания моторной лодки с усовершенствованным двигателем: он оснастил изобретение вторым цилиндром, расположив его под углом 15 градусов к первому. Новый мотор от Даймлера имел мощность уже 4 л. с. Так родился двигатель.

Lurssen продолжила сотрудничество с Даймлером, и в 1896 году их совместными усилиями на воду была спущена моторная яхта Daimler.

Моторный катер Daimler

Первые моторные яхты

Пока Даймлер примерял к лодкам автомобильные бензиновые двигатели внутреннего сгорания, другой немец — Рудольф Дизель — изобретал и испытывал первый дизельный двигатель. Дизеля заключалось в том, что внутри поршней двигателя сжималось не само топливо, а воздух, и уже в ходе сжатия воздуха выделялось тепло, благодаря которому топливо самовоспламенялось. Первый рабочий дизельный двигатель удалось собрать — под руководством Дизеля — компании MAN.

Дизельные двигатели оказались значительно эффективнее паровых, использовавшихся в то время в коммерческом и военном флоте. Уже в 1903 году был построен первый корабль с дизельным двигателем. Это был речной танкер Vandal.

Первые дизельные двигатели были огромными и очень тяжелыми — это мешало применять их на прогулочных судах. Распространение в яхтенном мире дизель получит только со второй половины 20 века, но об этом речь впереди.

Лодки с моторами одновременно разрабатывали сразу в нескольких странах. В 1888 году в Англии компания Priestman Brothers провела испытания первой моторной яхты. Ее двигатель работал на керосине и использовал инновационную высоковольтную систему зажигания. Priestman Brothers первой начала серийное производство моторных лодок, и к 1890 году лодки Пристмана успешно использовались для буксировки грузов по каналам.

В 1903 году в Ирландии в гавани Корка прошли первые в истории гонки на моторных лодках. Учредителем соревнований стал британский газетный магнат Альфред Чарльз Уильям Хармсворт. Он немного опередил князя Монако Альбера I, который тоже мечтал организовать такие гонки в , но идея сорвалась.

Победителем первых соревнований на моторных лодках стала….женщина.

Дороти Левитт (Dorothy Levitt) на стальной моторной яхте, построенной компанией Napier, установила первый в истории рекорд скорости, разогнавшись до 19,3 миль/час (31,1 км). Двигатель у этой яхты был уже .

Дороти Левитт за рулем моторной лодки Napier

Дороти Левитт

Князю Альберу удалось нагнать шустрого газетчика в . В Монако прошли гонки на моторных лодках, в которых участвовали команды из Италии, Германии, Франции, Швеции и Англии. Соревновались в двух классах: круизном (каютные катера) и гоночном (открытые катера).

Гонки моторных лодок в Монако, 1908 год

В 1906 году в Италии верфь Baglietto спустила на воду крупнейшую моторную яхту с двигателем внутреннего сгорания — 22, Giuseppina. Giuseppina все еще была оборудована парусом, который носил вспомогательную роль.

Giuseppina

Верфь Baglietto в конце 19 столетия

В 1907 году в США Оле Эвинруд придумал первый подвесной мотор. Этому важнейшему в истории яхтостроения изобретению предшествовала занятая история: Оле отправился на весельной лодке за мороженым для жены, но пока он греб, мороженое растаяло.

у него и возникла идея монтировать компактные двигатели на обычные весельные лодки. Уже в 1909 году подвесные лодочные моторы поступили в продажу.

Рынок моторных яхт после войны

Две мировые войны привели к тому, что основные производители прогулочных судов стали работать на госзаказ. После второй мировой тотального дефицита в ряде стран был наложен запрет на строительство яхт. Нормализоваться ситуация стала только к середине века.

Военная продукция верфи Baglietto

В 1949 году, после большого перерыва, на верфи Feadship спустили на воду моторную яхту Ibis с дизельными моторами Perkins. В именно дизелями от Perkins оснащали флот речной полиции на Темзе.

Feadship Ibis сегодня выставлена на продажу за £ 75 595

Пост управления Feadship Ibis

Моторный отсек Feadshiop Ibis

В 1952 году компании Yanmar удалось создать первый маленький дизельный двигатель. Чтобы решить проблему веса, японцы разработали высокопрочный чугун с шаровидным графитом и увеличили обороты двигателя за счет сокращения хода поршня.

В итоге появилась серия моторов под литерой K (от немецкого Klein). Эти дизели мощностью от 1 до 7 л. с. весили чуть больше 50 кг. Уже к середине Yanmar выпускал компактные морские дизельные моторы, которыми могли быть оборудованы яхты. Так дизели пришли на катера.

В 1958 году Джим Уинн (Jim Wynne) в своем гараже в Майами собрал первую колонку. Технологию купила Volvo Penta. Компания усовершенствовала идею Уинна, развернув винт колонки к носу. колонками такого типа начали оснащать катера для вейксерфинга. К производству колонок присоединилась компания Mercury Marine, и очень быстро эти двигатели захватили рынок небольших моторных яхт, потеснив подвесные моторы.

В 1961 году компания Correct Craft выпустила на рынок первую стекловолоконную яхту.

Это был 5, катер для для буксировки водных лыжников Ski Nautique, построенный по чертежам Лео Бенца. Именно Бенцу принадлежала идея строить лодки из стекловолокна, хотя поначалу ее забраковали как нелепую фантазию. Сегодня подавляющее большинство не только моторных, но и парусных яхт строится из GRP (glass reinforced plastic).

Первая яхта из стеклопластика

Рынок моторных яхт сегодня

К рынок моторных яхт приобрел современный облик. Fort Lauderdale Boat Show (FLIBS), крупнейшая яхтенная выставка в мире, была организована в 1959 году местными производителями и продавцами яхт и насчитывала сначала всего 13 лодок. В 1969 году в Дюссельдорфе (Германия) состоялась первая выставка Boot Dusseldorf, ныне крупнейшая павильонная яхтенная выставка в мире. В первый год в выставке участвовало 116 компаний (в основном местных, только 7 верфей были из других стран). А уже через год количество участников выросло до из 25 стран. В 1977 году во Франции впервые прошла выставка Cannes Yachting Festival.

FLIBS 1963

Boot Dusseldorf 1970

Boot Dusseldorf 1975

Сегодня большую долю рынка моторных яхт составляют катера до 10 метров с глиссирующими корпусами, которые используются для рыбалки, коротких прогулок или водных видов спорта типа водных лыж и вейкборда. Такие катера оснащаются подвесными моторами или колонками.

В отличие от катеров, моторные яхты более обитаемы и мореходны. Компактные моторные яхты длиной от 10 до 15 метров имеют от 1 до 3 кают, небольшой камбуз и санузел. Они могут быть глиссирующего, водоизмещающего или переходного полуводоизмещающего типа, комплектоваться колонками или традиционными двигателями на валах. В сегменте среднеразмерных моторных яхт от 15 до 20 метров лидерство принадлежит глиссирующим яхтам с флайбриджем — открытой палубой на крыше кабины с дополнительным постом управления. Здесь уже используются только стационарные дизельные двигатели.


Старинные прототипы яхты

Современная яхта отличается от традиционной шлюпки тем, что приводится в движение либо двигателем, либо парусом, либо же и тем, и другим.

Яхта в России



Ботик Петра Великого

После окончания Второй мировой войны интерес к яхтам пробудился с новой силой, при этом появились новые материалы для их изготовления. С самого начала строительство яхт считалось привилегией обеспеченных людей. Однако в наше время яхтинг стал более доступным, ведь теперь вы можете просто взять напрокат яхту и замечательно провести на ней отпуск.


Раньше в состав военно-морских флотов многих стран в качестве представительских и правительственных судов входили яхты. Комфортный быстрый корабль стал атрибутом красивой жизни королей и императоров в странах Европы. Удобное средство передвижения в скором времени стали использовать и в Америке, и в России. Красивая яхта, отделанная золотом, резьбой и ценными породами древесины, считалась прекрасным подарком. В XVII-XVIII веках яхты оставались привилегией богатых и влиятельных персон, да и сейчас хорошая яхта по карману лишь состоятельным людям.



В XIX веке ситуация стала меняться, поскольку появился яхтинг, или, как его еще называют, парусный спорт. Кругосветные международные регаты на яхтах стали любимым развлечением настоящих романтиков и морских волков, за ними с удовольствием следили люди во всех странах. Соревнования быстроходных судов под парусом стали неотъемлемой частью Олимпийских игр. Специально для этих целей производители яхт выпускали все новые экземпляры недорогих лодок. Это стало возможным благодаря использованию современных материалов. Яхты начали делать не из дерева, как было принято ранее, а из пластика, стеклопластика, алюминия, стали и углеродистого волокна, что в значительной мере снизило их стоимость и сделало более доступными.ф

Все яхты независимо от их размеров имеют четыре основных элемента: корпус, парус, киль или шверт, руль. Каждому элементу принадлежит определённая роль в поддержании судна на плаву, обеспечении остойчивости и движения в требуемом направлении. Работа всех элементов взаимосвязана, и сочетание их различных типов определяет характер яхты. Корпус спроектирован так, чтобы вмещать экипаж и обеспечивать жесткую конструкцию для поддержания мачты и паруса. Форма корпуса должна позволять яхте легко двигаться по воде при наличии крена и при отсутствии его. Большинство корпусов имеют заостренный нос и тупую корму, но у некоторых типов нос и корма могут быть одновременно либо тупыми, либо заостренными.

Корпус яхты изготовляют из разнообразных материалов — в основном из дерева, пластика и металла. Гоночные яхты должны быть как можно легче, и их конструкция — это достигнутое равновесие между весом и прочностью. Семейные яхты имеют большую прочность и более долговечны. Паруса — это главный движитель яхты, преобразующий воздушный поток в прямолинейный импульс. Их изготовляют сшиванием полос ткани таким образом, чтобы образовать треугольную форму, дающую наибольшую силу тяги при минимальном сопротивлении.

Размеры и форма парусов зависят от задачи, для которой яхта спроектирована. Паруса гоночных яхт имеют большую площадь, что способствует появлению крена, который уравновешивается весом экипажа. Яхты, используемые для обучения парусному спорту, имеют, как правило, один парус, как и гоночные яхты, рассчитанные на экипаж из одного человека. На многих яхтах поставлено два паруса и расположены они так, как показано на рисунке справа.


Паруса можно разделить на две основные группы: используемые при плавании яхты в любом направлении (грот и стаксель) и используемые при плавании по ветру для увеличения скорости (спинакер).

Паруса крепят к мачте, вертикальное положение которой обеспечивается натяжением тросов (стоячий такелаж). Тросы крепят к палубе на бортах (ванты) и в носу (штаги). Нижнюю шкаторину грота крепят к гику, который удерживает парус в расправленном положении под нужным углом к ветру. Гиком управляют при помощи снасти, известной как гика-шкот. Многие яхты имеют оттяжку гика, которую крепят к основанию мачты и к гику, чтобы предотвратить задирание конца гика вверх. Если яхта несет стаксель, его переднюю кромку — переднюю шкаторину — крепят к штагу. Для управления стакселем служат стаксель-шкоты. При постановке этих парусов используют снасти, называемые фалами.

Все парусные яхты должны иметь определенное заглубление корпуса для противодействия боковому движению (дрейфу), создаваемому действием силы ветра на парус. Крейсерские яхты имеют постоянный балластный киль, а швертботы — выдвижные шверты, которые, если требуется, можно поднимать или опускать. Величина заглубления шверта непосредственно зависит от курса относительно ветра, которым идет швертбот. Руль предназначен для обеспечения главного изменения курса и увеличения сопротивления боковому скольжению кормовой части яхты.

Читайте также: