Любовная поэзия 18 века сообщение

Обновлено: 04.07.2024

В прошлое важно научиться смотреть доброжелательно, но одновременно трезво. Отъединение указом Петра церкви от государства принесло русским людям большую свободу поведения и творчества. Одновременно оно послужило предтечей того, что идеалы духовные стали оттесняться требованиями насущными, материальными. Сиюминутное вступило в открытый спор с вечным. Удержать идеальное, духовное в светской культуре общества выпало на долю поэзии. Именно она оказалась воспреемницей могучей стихии нравственности и проникновенного лиризма, наполнявшей устную народную поэзию долгих предшествующих столетий.

Мы не случайно привели большую цитату из исследований ученого о русском стихе. Она подводит к мысли о том, что, кроме общекультурной традиции, у русской поэзии в начальный период развития литературы были свои предпосылки ее преобладания над прозой. Дело в том, что на рубеже XVII–XVIII веков, на переходе от древнерусской литературы к новой словесности, именно лирическая поэзия вобрала в себя доминирующий ритмический и эмоциональный строй устно-поэтического творчества. Полно выразивший удивительные свойства русского языка и речи строй русской лирики напевный по своей сути. И не просто напевный: начиная с фольклорного периода, он элегичный, грустно-задушевный. Элегическая наполненность лирического стиха созвучна душе русского человека.

Несмотря на важность и значимость поэзии XVIII века, изучена она, по сравнению с другими периодами русской литературы, сравнительно мало. Лишь в последнее время в более или менее расширенном объеме внесена она в школьные программы. Чем это можно объяснить? Во-первых, думается, утвердившимся со времен В.Г. Белинского и с его подачи мнением о том, что русская поэзия XVIII века в большей степени риторическая словесность, чем истинная лирика. Справедливости ради скажем, что великий критик, обладавший редким поэтическим чутьем, делал исключения для целого ряда поэтов, и об этом дальше пойдет речь. Еще одна причина кроется в том, что язык поэзии первых двух третей века по преимуществу тяжел для беглого чтения. В ту пору все еще держалась тенденция декламационного произнесения од и посланий – а это совсем иное искусство воспроизведения текста. Литературный язык еще не оформился в единую систему, которая включала бы в себя и общепринятую разговорную норму. Поэзия той поры иерархична, и господствует в ней высокий стиль, соответствующий высоким жанрам классицизма.

Вот, пожалуй, к настоящему моменту и все основополагающие работы, дающие цельное представление об отечественной поэзии XVIII века. Ощущается потребность в создании учебника для школ, лицеев и гимназий, учебника, который отвечал бы расширяющимся культурным запросам нашего времени. В то же время он должен быть спроецирован на ведущие темы и разделы школьных программ.

Работая над книгой, мы ставили своей задачей показать поступательное развитие поэзии XVIII века, выстроив при этом изложение материала таким образом, чтобы оно соответствовало школьному преломлению литературных фактов. То есть было бы одновременно и научным, и увлекательным. Понятно, что подобная задача трудноисполнима, поскольку предполагает до известной степени соединение крайних полюсов. Но она интересна и перспективна, и потому есть смысл попробовать. Историко-литературные факты рассматриваем в контексте жизненной судьбы поэтов – ведь эта судьба, несомненно, дает определенное направление самой истории литературы. Нам хотелось активизировать желание и потребность молодых людей самостоятельно и неординарно мыслить, при этом обращаясь за ответом к различным справочникам и словарям. О веке Просвещения невозможно было писать без мысли о просветительском характере пишущейся книги. Потому широким фоном творчества поэтов выступают общественные деяния, философские и нравственные искания людей, живших в XVIII столетии.

Переходя в главах-портретах от одного поэта к другому, обнаруживаешь ариаднину нить, которая хотя и позволяет течению реки поэзии распадаться на отдельные рукава и речки, однако обозначает главное направление течения. Проживший долгую жизнь и умудренный ею Державин напишет в конце пути:

Антология мировой философии: В 4-х томах. Москва, 1969. Т. 1, Ч. 2. Бахмутский В.Я. Классицизм.// Литературный энциклопедический словарь.

Эволюция любовной лирики XVIII века

Другие курсовые по предмету

Под кустом у ручейка;

Песенку она запела,

Я внимал издалека.

С милою перекликался

Ближней рощи соловей.

Голос милой раздавался,

Отдался в душе моей.

Тема любви у Нелединского-Мелецкого является самой главной, любовь для него всеобъемлюща и самодовлеюща:

Чем же злую грусть рассею,

Сердце успокою чем?

Не хочу и не умею

В сердце быть властна моем.

Милый мой им обладает;

Взгляд его мой весь закон.

Темный дух пусть век страдает,

Лишь бы мил всегда был он.

Стихотворения Нелединского являлись образчиком салонной лирики, за простотой скрывалось высочайшее поэтическое искусство. И хотя темы стихотворений близки любовным песням русского фольклора, их отличала ровность, выдержанность и изящная галантность. И все любовные стихотворения оформлены в изящное обрамления галантного произведения.

Я рай бы видел свой в том, что моя Темира,

Моя владычица любовь всего и мира.

Но любовь в его произведениях это не только радость, но и потери:

Я свободен стал неложно,

Усмирилась пылка кровь,

И уж чувствую, что можно

Не носить твоих оков.

Душу что во мне питало,

Смерть не в силах то сразить;

Сердцу, что тебя вмещало,

Льзя ли не бессмертну быть.

Пламень, что в себе вмещаю,

Он душа, он жизнь моя:

Им я вечность постигаю,

Им бессмертен буду я.

Знаешь ты сама неложно:

Сколько сердце ни круши,

Жить, равно мне жить не можно

Без тебя, как без души.

Каждое души движенье

Жертва другу моему.

Сердца каждое биенье

Посвящаю я ему.

Любовь заполняет весь мир, и всех людей она задевает.

Стрел, что любовь имеет,

Никто не избежит.

Эта же тема прослеживается и в других строчках Нелединского:

Всечасно он (зрак) в моих глазах,

Всегда живет в душе унылой.

О время! Быстротой своей

Яви услугу мне полезну:

Скорее достигай тех дней,

В который мне узреть любезну.

На медленность твою впервой

Ты жалобы мои внимаешь.

Но, время! Ты того не знаешь,

Что нет души моей со мной!

Мне мило от тебя страданье

Утеха, рай моих ты дней.

Ты жизнь его (сердца). его стихия,

В тебе тобой живет оно,

И в самые минуты злыя

Тебе одной, тебе дано

Души жестокое волненье

Единым взглядом усмирять

И без надежды утешенье

В унылы чувства поселять.

Итак, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что любовь является центральной темой лирики Ю.А. Нелединского-Мелецкого. Все его песни, которыми он и прославился, являются любовными песнями. Любовь, по Нелединскому, это жизнь сердца, отрада и свет, это то чувство, которое наполняет душу и делает ее живой.

Сентиментализм внес в любовную лирику новый круг тем тему дружеской любви и любви семейной, а также перевел любовную лирику из сферы мыслимого в сферу внутреннего чувства. Поэты этого направления пытались описать чувства, которые испытывает человек со всеми переживаниями, настроениями, психологическими противоречиями.

А в это время на смену классицизму приходит сентиментализм, направление, которое по сути своей призвано отражать внутреннюю жизнь человека. Сентименталисты стремились к спонтанности, к тому, что чувства должны отражаться именно так, как требует сердце. Впервые сентименталистские мотивы получили свое развитие в произведениях М.Н.. Муравьева, который ввел круг основных тем сентиментализма тема любви и особенно дружбы, которая для сентименталистов была во многом важнее.

Н.М. Карамзин, создавший теоретическую базу русского сентиментализма, ввел в лирическую поэзию образ всеохватывающей любви. А И.И. Дмитриев, один из ближайших соратников Н.М. Карамзина, продолжил развивать в своем творчестве тему дружеской любви. И только в творчестве Ю.А. Нелединского-Мелецкого любовь между мужчиной и женщиной становится главной темой, и именно в его творчестве, наконец, начинают играть роль фольклорные мотивы, которые подвергаются изящной стилизации.

Хотя во многом сентименталисты говорят о любви еще весьма условно, но это уже громадный шаг вперед, к той искренности, которая поражает в лирике 19-го-20-го веков. Все произведения любовной лирики 18 века оказали величайшее влияние на развитие всей последующей любовной лирики. И в 19-м веке Россия вступила в золотой век русской поэзии, первыми ласточками которого были поэты ученики сентименталистов, например Батюшков и Жуковский.

Самым же ярким явлением, венчающим этот этап развития русской лирики, был, конечно же, А.С. Пушкин, в творчестве которого объединились лучшие черты любовной лирики 18 века.

Список использованной литературы:

____________________________ Зав кафедрой, ДФН, профессор М.Н. Дарвин Кемерово, 1998. Оглавление. 1. Введение 2. Глава первая. Любовная лирика поэтов-классицистов 3. Глава вторая. Развитие темы любви в творчестве поэтов-сентименталистов 4. Заключение 5. Список использованной литературы Введение. Любовная лирика как разновидность письменной литературы появилась в России в 18 веке. Конечно же, в русском фольклоре существовала

разрабатывает свою теорию любви. Любовь, по Платону, имеет два начала, которые находятся в человеке одновременно. Первое из них, влечение к удовольствиям, — это явление безнравственное, а второе. стремление к возвышенному, — это та самая возвышенная любовь, которой Платон более всего восхищается. Любовь в произведениях Платона — это явление идеальное, которое делает любящего человека гениальным, так как без конца он открывает

в любимом человеке то, что скрыто от других, нелюбящих. Итак, следуя Платону, можно сделать вывод, что чувство любви — это чувство идеальное, которым человек наделяется свыше, с помощью бога Эрота. Бог любви в диалогах Платона предстает вечным стремлением к красоте, благу, а любовь — это всегда любовь к благу и бессмертию, проявление бессмертия в смертном существе. Античность оставила нам большое количество произведений о любви.

В 18 веке русская поэзия начинает новый этап развития. Именно в это время заявляет о себе авторская индивидуальность. До 18 века в стихах не отражалась личность поэта. О лирике как воплощении субъективных чувств автора сложно вести речь.

Поэтическая индивидуальность

Древнерусская литература часто была анонимной. Ее авторами являлись монахи-книжники. Они строго соблюдали каноны. Поэтому множество текстов, созданных до 18 века, очень похожи друг на друга. Авторы не старались выделиться и обрести индивидуальность.

Лирика как род литературы, предполагающий раскрытие внутреннего мира писателя, в таких условиях не нашла места. Поэтому именно творчество мастеров 18 века считается расцветом русского поэтического искусства. Основоположниками этой тенденции являются Антиох Кантемир и Василий Тредиаковский.

Первооткрыватели индивидуальности в литературе

Новая литература централизованного российского государства

Темы, мотивы, образы лирики поэтов 18 века стали ответом на деятельность Петра Первого. Он утвердил абсолютную императорскую власть. Но девизом его царствования стало просвещение. Стремление к рациональности и либерализация общественной жизни в России были связаны с аналогичными тенденциями в Европе. Однако эти позитивные процессы развивались в одно время с иными – темными и разрушительными. Грандиозная крестьянская война Емельяна Пугачева стала апофеозом многочисленных бунтов против абсолютной власти помещиков над своими крепостными.

Темы, мотивы, образы лирики поэтов 18 века явились отражением основных процессов развития общества. Высокий слог и ритмическая стройность стихов Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова часто сочетаются с мрачными настроениями и тревожными ощущениями.

темы мотивы образы лирики поэтов 18 века

Русский классицизм

Становление России как национального государства требовало появления новой литературы. Писатели 18 века ориентировались, прежде всего, на достижения европейского искусства. В Германии и Франции господствовал классицизм. Именно этот стиль и получил отражение в русской литературе.

Темы, мотивы, образы лирики поэтов 18 века опирались на строгие эстетические каноны, выработанные искусством классицизма. Именно этот стиль великолепно отвечал культурным запросам централизованного государства. Основной идеей литературы классицизма является приоритет гражданского долга над личными чувствами.

темы мотивы образы лирики поэтов 18 века ломоносов

Произведения Ломоносова и Радищева

Русская поэзия 18 века была глубоко национальной. Василий Тредиаковский осуществил реформу стихосложения. Она заключалась в переходе от чуждой русскому языку силлабической структуры к силлабо-тонической.

темы мотивы образы лирики поэтов 18 века радищев

темы мотивы образы лирики поэтов 18 века 9 класс

Таковы темы, мотивы, образы лирики поэтов 18 века. 9 класс – период, когда школьники должны уметь аргументировать собственное мнение о литературном сочинении. Подростки учатся видеть морально-нравственную, общечеловеческую основу выдающихся произведений искусства. Русская поэзия 18 века подходит для этого идеально.

Читайте также: