Сообщение на тему возвращенная литература

Обновлено: 05.07.2024

Уехав и поселившись кто во Франции, кто в Германии, кто в Чехии и других странах, русские писатели, многие из которых были уже широко известны в России, написали правду о революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войне. За это они у себя на родине были объявлены врагами. Творчество большинства из них и даже сами их имена были изъяты из всех энциклопедий и на 70 лет преданы забвению. Официально было заявлено, что в эмиграции творчество писателей пришло в полный упадок. Между тем библиографический список произведений, например, Бориса Зайцева включает 700 названий.

Шмелев выпустил свою страшную книгу в 1923 году, когда оказался в эмиграции в Париже. Именно из нее мировая общественность узнала о действительном положении вещей в революционной России.

Писатели русского зарубежья своими правдивыми, искренними произведениями открыли читателям много нового об исторических событиях первой половины ХХ века в России. Вклад их в развитие русской и мировой литературы огромен.

Определение понятия "возвращённая литература", исторические корни ее формирования и пример произведений попавших под политические репрессии. "Материк" русской прозы и поэзии. "Колымские рассказы" В. Шаламова. История создания, сюжеты и герои рассказов.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.10.2014
Размер файла 25,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2.1 История создания

2.2 Сюжеты и герои рассказов

Список использованной литературы

В этих условиях многие писатели, не принимавшие советскую власть или её методы, писали почти без надежды быть услышанными современниками. Лишь со второй половины 1980-х годов (и отчасти в 1960-е годы - годы оттепели) эти произведения стали возвращаться к читателю.

С 1986 года с приходом к власти М.С.Горбачёва в СССР начинается вторая оттепель, получившая название перестройки.

Предполагалось радикальным образом реформировать существующую систему и создать гуманное, не на словах, а реально, цивилизованное общество, которое взяло бы всё лучшее у социализма и капитализма. Главным достижением перестройки стала атмосфера гласности, которая способствовала формированию нового социально-исторического мышления. Гласность - это открытость, прозрачность общественно-политической жизни, гарантированная законом возможность свободного публичного обсуждения всех общественных и государственных дел, это право на информацию и на инакомыслие, рассматриваемое как одна из движущих сил общественно-исторического прогресса.

Так как за годы советской власти было незаконно репрессировано более 2000 писателей и около 500 из них погибли, создаётся всесоюзная комиссия по литературному наследию репрессированных и погибших писателей. Эта комиссия добивается доступа в ставшие доступными архивы КГБ и изучает следственные дела.

Ещё одна тема возвращённой литературы - сталинские репрессии. Наиболее ярко она раскрыта в творчестве В.Шаламова и А.Солженицына. Оба они прошли через ужасы сталинских лагерей, после смерти Сталина были реабилитированы.

Произведения возвращённой литературы вошли в золотой фонд русской литературы.

2.1 История создания

- Хорошо бы, братцы, вернуться нам домой. Ведь бывает же чудо, - сказал коногон Глебов, бывший профессор философии, известный в нашем бараке тем, что месяц назад забыл имя своей жены.

- Я скажу правду, - ответил я. - Лучше бы в тюрьму. Я не шучу. Я не хотел бы сейчас возвращаться в свою семью. Там никогда меня не поймут, не смогут понять. То, что им кажется важным, я знаю, что это пустяк. То, что важно мне - то немногое, что у меня осталось, ни понять, ни почувствовать им не надо. Я принесу им новый страх, ещё один страх к тысяче страхов, переполняющих их жизнь. То, что я видел, человеку не надо видеть и даже не надо знать. Тюрьма - это другое дело. Тюрьма - это свобода. Это единственное место, которое я знаю, где люди не боясь говорили всё, что они думали. Где они отдыхали душой. Отдыхали телом, потому что не работали. Там каждый час существования осмыслен.

2.2 Сюжеты и герои рассказов

Автор показывает и зверство надзирателей, которые, не имея никакого сочувствия к ближним своим, уничтожают жалкие куски хлеба заключённых, ломают их котелки, осуждённого Ефремова избивают до смерти за кражу дров.

Это уже запредел: личности нет, остался чисто животный витальный рефлекс.

Список использованной литературы

1. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе 20 века. - М., 1993.

2. Голубков М.М. Русская литература 20 века: После раскола: Учебное пособие для вузов. - М., 2002.

3. Крупина Н.Л., Соснина Н.А. Сопричастность времени: Современная литература в старших классах средней школы. - М., 1992.

5. Скоропанов И.С. Лекции по истории русской литературы второй половины 20 века. - Изд. БГУ, 2012.

6. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ // Новый мир. - 1989. №11.

7. Трубина Л.А. Русская литература 20 века. - М., 1999.

8. Шаламов В. Из неопубликованной автобиографии // Трифонов Г.Н. К библиографии В.Т.Шаламова. - Советская библиография. - 1988. №3.

9. Шаламов В.Т. Колымские рассказы // В.Т.Шаламов. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 1. - М., 1998.

Подобные документы

Основные проблемы изучения истории русской литературы ХХ века. Литература ХХ века как возвращённая литература. Проблема соцреализма. Литература первых лет Октября. Основные направления в романтической поэзии. Школы и поколения. Комсомольские поэты.

курс лекций [38,4 K], добавлен 06.09.2008

Отражение страшных лет истребления свободной мысли, засилия чиновников и канцелярий, насильственной коллективизации в произведениях той поры. Поэма А.Т. Твардовского "По праву памяти". "Колымские рассказы" В.Т. Шаламова. Тематика послевоенной литературы.

реферат [29,8 K], добавлен 23.06.2010

Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Варлама Шаламова - русского прозаика и поэта советского времени. Основные темы и мотивы творчества поэта. Контекст жизни в период создания "Колымских рассказов". Краткий анализ рассказа "На представку".

курсовая работа [46,3 K], добавлен 18.04.2013

"Записки из Мертвого дома" Ф.М. Достоевского как предтеча "Колымских рассказов" В.Т. Шаламова. Общность сюжетных линий, средств художественного выражения и символов в прозе. "Уроки" каторги для интеллигента. Изменения в мировоззрении Достоевского.

дипломная работа [73,3 K], добавлен 22.10.2012

Развитие русской литературы на рубеже XIX-XX вв. Анализ модернистских течений этого периода: символизма, акмеизма, футуризма. Изучение произведений А.И. Куприна, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, которые обозначили пути развития русской прозы в начале XX в.

2) образцы литературы русского Зарубежья вплоть до 1990-х гг.;

3) образцы самиздата и опубликованные за рубежом произведения.

В 80-90-х были изданы собрания сочинений И. Шмелева, Б. Зайцева, А. Ремизова, опубликованы исторические романы М. Алданова, книги Саши Черного, Н. Тэффи, стихи и проза Г. Иванова и Г. Адамовича, мемуары И. Одоевцевой и Н. Берберовой, стихи Вл. Ходасевича, большое количество критических статей о русской литературе этих авторов. Произведения писателей русского зарубежья позволили восстановить целостную картину исторических потрясений в России, правдиво передать накал трагизма, присущий эпохе рубежа XIX–XX веков.

При новой власти большевиков когда-то богатый, плодородный Крым превратился в выжженную пустыню. Большевики занимаются только карательными мероприятиями. Захватив власть, они не организуют людей для созидательного труда, а только грабят то, что было нажито в мирное время. Название романа свидетельствует о полной победе смерти над жизнью. Люди ходят оборванные, шатаясь от голода. Съедено все: животные, птицы, растения. Новой власти нет дела до мирного населения. Их оставили умирать. Шмелев показывает, как голод быстро уничтожает нравственные устои в человеке. Соседи теперь ненавидят и боятся друг друга, могут украсть последний кусок хлеба.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Эмигрантская литература
В начале 1920-х гг. из России эмигрировали поэты, писатели, художники, не желавшие подчиниться власти большевиков.
И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, Д. Мережковский, М. Цветаева и др., оказавшись на чужбине, создали в изгнании, в чужой языковой и культурной среде литературу русского зарубежья.

Произведения классиков XX века, запрещенные к публикации. на Родине

В 80-90-х произведения писателей русского зарубежья были изданы в России.
Собрания сочинений И. Шмелева, Б. Зайцева исторические романы М. Алданова, книги Саши Черного, Н. Тэффи, мемуары И. Одоевцевой , стихи Вл. Ходасевича, большое количество критических статей о русской литературе этих авторов позволили восстановить целостную картину исторических потрясений в России, правдиво передать накал трагизма, присущий эпохе рубежа XIX–XX веков.

Лишь со второй половины 1980-х гг. в связи с потеплением политического климата эти произведения стали возвращаться к читателю.

Читайте также: