Массовая культура и ее особенности как средство влияния социализации молодежи сообщение

Обновлено: 19.05.2024

Специфической чертой ХХ в. было распространение массовой культуры, в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

1) средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) – тиражируют информацию, регулярно воздействуют на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;

2) средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) – не всегда оказывают регулярное воздействие на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;

3) технические средства коммуникации (Интернет, телефон) – определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

Как же появилась массовая культура? Возникновение и формирование массовой культуры можно разделить на два периода:

– пассивное распространение массовой культуры (доисторический период – XIX-ХХ века, т. е. период развития техники);

– активное распространение (XIX-ХХ века – настоящее время). Но этот период активности, преследуя отрицательную цель (антиморальные качества), привёл к потере полной формы массовой культуры и превратил в массовую культуру с маской отрицательных свойств.

Издавна народы разделились на страны с общей культурой и обычаями. Это, несомненно, был массовый процесс. Например, и обычаи, и традиции развивались по массовой структуре культуры. Но это развитие шло пассивным образом.

По мнению российского оппонента, доцента Е. Смольской, не может быть речи о долголетней истории массовой культуры. Американский социолог Д. Уайт, напротив, полагает, что бои гладиаторов Рима, которые собирали огромное количество зрителей, являются первыми элементами массовой культуры. А. Адорно пишет, что прототип современной массовой культуры – это капиталистическое развитие Англии на рубеже XVII–XVIII веков. Он считает, что романы, написанные в то время (Д. Дефо (1660–1731), С. Ричардсон (1689–1761), преследовали торговую цель. Конечно, эти романы основывались не на культуре аристократов, а на потребностях масс. Но Е. Смольская считает, что этим произведениям не свойственно однообразие, которое характерно массовой культуре.

Интересные теоретические основания исследования социальных функций массовой культуры были разработаны в последние годы Э. Орловой. Функциональная доминанта массовой культуры определяется тем, что она обеспечивает людям относительно упорядоченные представления о сложной современной реальности и соответствующий общедоступный язык социальной коммуникации. Она образует информационное пространство, откуда все члены общества могут почерпнуть сведения о стереотипных социокультурных ситуациях и стандартных отношениях в их рамках, благодаря реализации ряда социализирующих функций.

Информирующая функция связана с предоставлением массовой аудитории сведении о текущих социокультурных событиях.

Просветительская функция обусловлена тем, что здесь есть возможность транслировать информацию, приобщающую массовую аудиторию к социально значимым ценностям прошлого и настоящего, облегчающую ориентацию в сферах спроса и предложения, политических ориентации.

Наконец, следует выделить рекреационную функцию. Речь идёт о перенесении внимания молодого поколения с повседневных проблем на мир игры, фантазии, праздника. Для этого используются разные средства. Эстетическая информация представляется беллетристическими изданиями, разделами газет и журналов, литературными, музыкальными, театральными рубриками на радио, телевидении, в Интернете, электронными записями, телевизионной, кино- и печатной продукцией, связанной с изобразительным искусством и архитектурой. Игровое пространство составляют всевозможные игры, лотереи, викторины, конкурсы и пр. Для создания праздничного настроения существуют — в первую очередь на телевидении – разного рода шоу. Всё это позволяет молодой аудитории отрешиться от повседневности и на время погрузится в мир красочных образов и острых переживании.

Трансляция эстетических ценностей миллионным аудиториям является одной из форм воздействия средств массовой коммуникации на современную культуру. Другая форма воздействия – не репродуктивные, творческие, продуктивные аспекты средств массовой коммуникации. И третьим, наиболее значимым моментом, который определяет влияние средств массовой коммуникации на формировании современной культуры, является то, что они благодаря своей технической природе не только обеспечили возможность массового охвата численно рассредоточенных аудитории, документальную фиксацию и демонстрацию материала, но и содействовали целому ряду новых эстетических качеств, которые получили осмысление в различных направлениях культурной деятельности и прочно вошли в арсенал современной культуры.

Реальная, обширная практика средств массовой коммуникации нанесла сильный удар по элитарной культуре, способствовала распространению художественной классики в массы. Выросшие из литературы, живописи и других традиционных искусств, средства массовой коммуникации оказывают обратное воздействие на них, создают предпосылки укрепления постулата народности искусства, так как выступают в качестве реального гаранта массовости искусства. С помощью средств массовой коммуникации можно более глубоко осознать теоретическую связь утилитарного, эстетического и функционального в воздействии искусства.

Главные черты массовой культуры – примитивизация отражения человеческих отношений, социальный максимализм, культ успеха, развлекательность и сентиментальность. Массовое сознание, которое формируется массовой культурой разнообразно в проявлении. Его основные отличия – это консервативность, инертность, ограниченность. Оно имеет специфические средства выражения. Массовая культура основывается не на реалистических образах, а на искусственно создаваемых образах и стереотипах.

Нет оснований сомневаться и в том, что массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, которые происходят в природе и в человеческом обществе. Цель массовой культуры – это не возможность заполнить досуг и снять напряжение у человека, а стимулирование потребительского сознания у реципиента (зрителя, слушателя, читателя), что формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры человека. Массовая культура – наиболее типичный способ бытия культуры в условиях современного общества, где производство массовой культуры должно осуществляться изо дня в день, постоянно, круглосуточно.

Очевидно, что основная функция средств массовой информации – информирование общества о событиях в стране и мире, о политике, экономике, науке, культуре, внешней среде и внутренней жизни человека, обо всем неисчерпаемом многообразии реальной действительности. Поэтому неслучайно то, что в современном мире идет безжалостная и увеличивающаяся с каждым днем борьба за доступ к информационным ресурсам массмедиа, запас которых, бесспорно, является доминирующим компонентом всей системы массового информирования социума.

Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды.

– неправильное формирование культурного разума личности;

– разрушение национальной культуры;

– сомнение в общечеловеческих культурных ценностях;

– отдаление от национальной духовности;

– на первом месте выгода;

– духовный разум и человеческая духовность на втором плане;

– пренебрежительное отношение к старому и новому поколению;

– формирование личностей, ставящих в качестве основы лёгкую жизнь.

Рассматривая выше приведённые мнения, можем судить о том, что с годами основа массовой культуры стала состоять больше из отрицательных свойств, нежели положительных. Если раньше наблюдалось приспособление к народному, национальному менталитету и общественное сближение, то в недавних процессах происходит обратное. Следовательно, в настоящее время требуется создание национально-духовных центров, которые способны повысить духовный иммунитет нашей молодежи и бороться против духовной угрозы.

Список литературы

1. Каримов, И. А. Высокая духовность – непобедимая сила [Текст]. – Т.: Маънавият, 2008. – С. 118.

2. Кравченко, А. И. Культурология: словарь [Текст]. – 2-е изд.– М.: Академический проект, 2001. – С. 335.

3. Морина, Л. П. Танец в системе массовой культуры [Текст] // Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. – 2001. – С. 43.

4. Орлова, Э. А. Социокультурное пространство массовой культуры [Текст]// Обсерватория культуры. – 2004. – №3. – С. 4 – 10.

5. Смольская, Е. П. Массовая культура: развлечение или политика? [Текст]. –М., 1986. – С. 20.

6. Учебное пособие по введению в специальность "Культурология" / разработано Л. В. Гернего [Текст]. – Чита: ЧитГУ, 2004. – С. 84.

7. Федотова, В. Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России [Текст]// Вопросы философии. – 2005. – № 11. – С. 3.


В процессе работы над исследовательским творческим проектом по психологии на тему "Влияние массовой культуры на интересы подростка" автором была поставлена цель, изучить, как массовая культура влияет на интересы подростка. В работе раскрыто понятие "массовая культура" и рассмотрен исторический аспект социально-культурного феномена "массовая культура".

Подробнее о работе:


В предложенном проекте по психологии "Влияние массовой культуры на интересы подростка" автором были изучены теоретические сведения о массовой культуре и ее значении в современном мире, рассмотрено понятие "подросток" и особенности подросткового периода, изучено взаимодействие подростков и современных средств информации, влияние массовой культуры на интересы подростка.

Данная творческая работа по психологии на тему "Влияние массовой культуры на интересы подростка" актуальна, потому что изучение влияния массовой культуры на поведение школьников и подростков в последнее время стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В работе автор выясняет, насколько массовая культура влияет на формирование личности подростка, его интересы, какой характер носит это влияние - негативный или положительный.

Оглавление

Введение


С конца 80-х годов обнаружилось резкое снижение ценности духовной культуры среди россиян. Так, разраставшаяся в годы застоя развлекательная тенденция превратилась в обширное культивирование массовой культуры в современной музыке и кино, в литературе и театре, в изобразительном искусстве и дизайне. Особенно это распространено среди молодежи, в том числе и подростков.

Актуальность исследования в том, изучение влияния массовой культуры на поведение школьников и подростков в последнее время стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции и семинары по этой проблематике.

Гипотеза – массовая культура влияет на формирование личности подростка, его интересы. Влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Объект исследования: массовая культура в жизни подростков.

Предмет исследования: влияние массовой культуры на формирование личности у подростков.

Цель исследования: изучить, как массовая культура влияет на интересы подростка.

  1. Узнать, что такое массовая культура.
  2. Узнать об истории массовой культуры.
  3. Узнать об особенностях подросткового возраста.
  4. Провести исследование в данной области на основе социологического опроса.
  1. Изучение научно-популярной литературы по данной проблеме.
  2. Анализ и синтез полученной информации.
  3. Анализ статистических данных.
  4. Анкетирование.
  5. Систематизация и обобщение, выводы по проблемному вопросу.

Практическая значимость результатов нашего исследования может быть использована на уроках для передачи полученных знаний одноклассникам, с целью расширения их кругозора в области социологии и культуры.

Понятие массовой культуры

Массовая культура – важнейший социальный феномен современного общества. Ее продукты вошли в повседневную жизнь человека, начиная от серийно изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами, бестселлерами и блокбастерами. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают современные средства массовой информации, роль которых в обществе возросла в последние десятилетия.

Массовая культура - является продуктом общества, характерными чертами которого стали индустриализация, урбанизация, массовое потребление, развитая система массовой коммуникации. Поэтому массовая культура принадлежит к числу стандартизированных явлений духовной жизни современного общества. Она имеет ряд отличительных черт: примитивный характер, развлекательную направленность, обращение к подсознанию человека, тематическую ограниченность.

Урбанизация, вызванная бурным развитием промышленности, привела к кризису традиционной, народной культуры. Одновременно возросло психическое напряжение масс людей, связанное с изменением образа жизни и ростом интенсификации труда. В результате этого в искусстве компенсаторно-развлекательное начало стало преобладать над традиционными просветительскими установками.

Появление массовой культуры некоторые связывают с принятием в 1870 г . в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности, в результате которого самые широкие слои населения получили возможность читать романы, т.е. приобщиться к главному результату художественной литературы XIX в. Но, научившись читать их, массы населения впоследствии потянулись к другой литературе - детективам, бульварным романам и комиксам.

В 1895 г. был изобретен кинематограф - новая форма художественного творчества, не требующая у зрителей даже элементарной грамотности для своего восприятия. В этот же период получила широкое распространение легкая музыка. Популярные песни и арии из оперетт исполнялись самодеятельными музыкантами в модных аристократических и буржуазных салонах, ресторанах и кафе, на улицах городов.

Все это совпало с кризисом классической художественной культуры. Со второй половины XIX до начала XX в. происходил отход от реализма в пластических искусствах, переход от импрессионизма и постимпрессионизма к модерну, кубизму, фовизму, конструктивизму и пр.

Подросток и особенности подросткового периода


Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем.

Ребенок достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения.

Половое созревание, характеризующее данный возраст, сопровождается ускорением физиологического и социально-психологического развития, изменениями характера, поведенческих реакций, восприятия мира в целом.

Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.

Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.

В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.

Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.

Подросток и современные средства информации

Согласно преданию, один из великих первых христиан, оказавшись на трибуне римского цирка, не мог отвести глаз от схватки гладиаторов, хотя это зрелище для него было омерзительным. Что же говорить о современных зрителях, читателях и слушателях? Специально возбуждать склонность смаковать чужие страдания, оправдывая тем, что человек сам этого хочет, и такой ценой увеличивать прибыль от рекламы – поистине чудовищный промысел.

Человек, особенно молодой, с еще неокрепшими убеждениями, вкусами, идеалами, оказывается порой податливым к самым разным влияниям, не только хорошим, но и дурным

Вывод

Влияние массовой культуры на интересы подростка


Педагоги и психологи отмечают, что под воздействием массовой культуры у современного подростка формируются следующие негативные личностные качества:

Стиль общения, само мироощущение подростка сегодня в гораздо большей степени зависят от той среды, которая формируется вне стен школы – телевизора, компьютера, рекламы, дискотеки. В подростковой среде планка культуры необычайно снизилась. В какой-то мере, подростковое поведение объясняется стремлением к самоопределению через бунт, созданием своей субкультуры. Но когда вся массовая культура оказывается ориентированной на подростков, удовлетворяя их наличные потребности, возникает вопрос: а как подросткам определить, что есть норма?

Важными культурообразующими факторами являются окружающая среда и, конечно, домашняя среда, но эти факторы не играют такой определяющей роли для подростков, поэтому следует отметить важность той ответственности, которая ложится на средства массовой информации, и в первую очередь - на телевидение.

Особое, приоритетное место в подростковом возрасте занимает восприятие музыки. Пение и музыка всегда играли важную роль в обучении и коммуникации. Дети изучают мир из образцов для подражания, того, что они видят и слышат. Музыка – часто важная часть внутреннего, отдельного мира подростка. Здесь следует сразу отдифференцировать современную музыку больших частот и классическую музыку.

Компьютер также прочно вошел в нашу жизнь. Что же такое Интернет глазами подростка? Прежде всего – это средство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в учебе. Да и, честно говоря, не все второе применяют. Очень малый процент подростков используют компьютер и Интернет в учебных целях. Большая часть подростков проводят огромное количество времени в различных чатах и форумах, что, по их мнению, расширяет кругозор и мировоззрение.

Но ведь на самом деле это совершенно не так. От этого они становятся только глупее и ограниченнее – в общении и в свободе в целом. Это уже в некоторых случаях перерастает в зависимость. Но, к сожалению, доказать это самому подростку невозможно. Он должен сам это понять и осознать, только тогда возможно все изменить.

Для большинства подростков Всемирная сеть – это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения, но никак не сточки зрения взрослых. Миллионы людей находятся в своеобразной зависимости от Интернета, и это не только подростки, но и вполне взрослые мужчины и женщины. Интернет помогает многим заменять общение в реальной жизни. Интернет дает иллюзию вседозволенности.

Выводы

В свободное от школьных занятий время подростки реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Ряд интересов, видов их времяпрепровождения подростков мы попытались выстроить на основе выводов собственных исследований. Также, в результате анкетирования я попыталась узнать, как по мнению подростков влияет массовая культура на их развитие.

Для исследования я провела опросы среди интернет-пользователей социальных сетей г. Стерлитамак Республики Башкортостан среднего возраста 15 лет. На данные вопросы ответило 20 человек.

Анкетирование показало следующие результаты:


массовая культура 1

массовая культура 2

массовая культура 3

массовая культура 4

Таким образом, большинство подростков ,по результатам опроса, предпочитают поп-музыку вместо классической, поход в кино вместо похода в театр. Большинство из них признают, что массовая культура в некоторой степени отрицательно влияет на подростка, его развитие, интересы.

Заключение

Итак, тема исследования нами раскрыта. Цель и задачи поиска реализованы. Гипотеза исследования подтвердилась. Массовая культура в той или иной степени, несомненно, влияет на интересы подростка. Было выявлено как положительное, так и отрицательное влияние.

Содержательные интересы, увлечения, стремления дают столь характерную для подросткового и юношеского периодов развития интенцию в будущее. Только на основе личных, неотчужденных интересов возможна полноценная социализация подростка, его интегрирование во взрослый мир, где царствует свобода выборов и поступков и ответственность за их последствия.

Вместе с тем сегодня можно наблюдать у подростков и юношей нарастающий дефицит интересов и увлечений. Стало типичным обращение к психологу родителей старшеклассников в связи с тотальным отсутствием каких-либо содержательных интересов у их взрослеющих детей. Родители ждут от специалиста применения особых средств, помогающих определить сферу, в которой их ребенок волшебным образом найдет себя и станет с охотой и усердием учиться и трудиться.

Гост

ГОСТ

Понятие массовой культуры

Распространен взгляд на негативную роль массовой культуры в развитии стереотипизации мышления, формирование единообразия взглядов, шаблонность и унифицированность поведения.

Согласно другим взглядам, массовая культура рассматривается в сравнении с классической элитарной, считается более низкого уровня, не заслуживающей внимания.

Однако массовая культура – это проявление живой культуры, так как она удовлетворяет запросы миллионов людей.

Массовая культура – это специфический феномен, обладающий высокой степенью динамичности.

Знания, нормы и ценности современная молодежь усваивает через продукцию массовой культуры.

В массовой культуре содержатся как актуальные, так и потенциальные компоненты. В ней можно выделить ядро - постоянные константы и отдельные части - преходящие элементы. Постоянными константами выступают ментальные архетипические черты, языковая и знаковая система. В результате влияния массовой культуры формируется массовое сознание. Оно является синкретичным, так как включает патриотические ориентации, религиозные чувства, мистические и магические элементы, научные и псевдонаучные знания.

Ценности массовой культуры противоречивы, с неоднозначной интерпретацией. Например, социальная справедливость как ценность сохраняется, но в трактовку содержания этого понятия не входит милосердие, относящееся к базовым ценностям.

Для сохранения ядра массовой культуры необходимо, чтобы в ней присутствовали семейные ценности, труд, патриотизм, нормы нравственности, традиции старших поколений – все то, что формирует базу, позволяющую противостоять агрессивности СМИ.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные направления и проявления массовой культуры

Основными направлениями и проявлениями массовой культуры являются:

Социализирующая роль массовой культуры

Массовая культура оказывает огромное влияние на формирование гражданских позиций у населения. Изучение ее социализирующей роли помогло:

  • определить направления развития социокультурных процессов в современном обществе;
  • выявить в условиях коренных изменений в обществе характерные особенности ее влияния на различные социальные группы;
  • оценить социальные последствия ее воздействия на общество;
  • подавлять наиболее опасные и вредные воздействия на массовое сознание, выявлять возможности регулирования таких воздействия.

Социализация имеет вертикальную (межпоколенную) и горизонтальную составляющие. В современном мире наблюдается тенденция ослабления вертикальной передачи информации, нарушен ее баланс вследствие возросшего недоверия молодежи к ценностям старшего поколения, а порой и полного отторжения этих ценностей.

Ослабление вертикалей социализации ведет к повышению ролей горизонталей: молодые люди с успехом социализируют друг друга в пределах одного поколения, распространяя и прививая свои ценности. Стали доминировать асоциальные институты социализации.

В настоящее время огромную социализирующую роль стала играть массовая культура. Она вытесняет семью, школу, авторитеты старших поколений. Современная массовая культура создается для массового человека, не требует напряжения для восприятия, напрямую связана с психофизиологическими центрами удовольствия, быстрее достигает своих целей.

Социализирующая функция массовой культуры:

  • формирует представления о жизненных успехах;
  • вводит новые модели поведения;
  • определяет ценности молодежи, меняет старые установки;
  • изменяет представление о престиже, социальном статусе;
  • создает образы успешного человека и т.д.

При оценке массовой культуры и ее последствий важно учитывать, насколько в ее содержании отражены национальные интересы и традиционные ценности.

Массовая культура создается для массового потребления. Ее основная функция – развлекательно-компенсаторная. Массовая культура функционирует на основе социального заказа. Она является массовой как по охвату аудитории, так и по времени.

Массовая культура окружает современного школьника на каждом шагу. Продукты массовой культуры играют важную роль в социализации подростков и молодёжи. отсюда неодходимость серьёзного изучения массовой культуры, способов её влияния на сознание человека.

ВложениеРазмер
massovaya_kultura_okruzhaet_sovremennogo_shkolnika_na_kazhdom_shagu.docx 22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние массовой культуры на подрастающее поколение

Н.Е.Гороховцева преподаватель обществознания

ОГБОУ НПО ПУ№6 г. Зима

Задача зрителя и читателя как потребителя – провести грань между истинно личными потребностями и способами их удовлетворения и потребностями, диктуемыми продуктом массовой культуры. А задача современного преподавателя обществознания постараться научить своих обучающихся проводить эту грань. Возможность критичного взгляда на продукт массовой культуры делает человека более свободным в своих предпочтениях, мыслях, поведении, позволяет ему осуществлять свой собственный выбор.

на участие в Межрегиональной конференции

Современная Россия находится в периоде кардинальной трансформации социального, культурного, информационного устройства общественно-политических отношений. Под влиянием глобализации, системной открытости возникают новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, исторически используемые обществом в повседневной деятельности. Наиболее динамичной средой и мобильной частью социума, которая быстро реагирует на все происходящие изменения, является молодежь.

Важнейшими условиями, основаниями и одновременно механизмами реального роста-развития подростков, юношества и вписывания их в мир взрослых являются процессы индивидуализации, социализации и идентификации растущего человека в онтогенезе, развития его самости как важнейшей образующей базовых оснований становления и развития человека.

Политический и духовный мир молодого поколения, вступающего в жизнь в условиях межгенерационного разрыва, формируется как продукт противоборства конкурирующих социальных и политических институтов, важнейшими из которых являются семья (система и среда воспитания), школа (образовательная система и среда), государство (политическая система и среда), средства массовой информации (медиасистема и среда).

В настоящее время в российском обществе происходит процесс омоложения участников общественных и политических процессов, смена целеполагающих социально-политических установок по поводу политической социализации подрастающего поколения, согласование статусов и функций субъектов этого процесса - одна из концептуальных задач государства в области работы с молодежью как стратегическим национально-государственным ресурсом, которая может решиться как через информационную политику в целом, так и через обеспечение информационной безопасности от информационных угроз, инспирированных СМИ.

В последнее время очевиден рост внимания исследователей к проблемам социализации личности в целом и молодежи в частности. Это связано с происходящими трансформационными изменениями современного российского общества, реформированием его политической и социально-экономической составляющих и как следствие - модификацией мировоззрения и сознания россиян.

Данное социологическое исследование, на мой взгляд, не только позволит ответить на вопросы о восприятии молодежью Липецкой области существующей информационной среды, даст качественную и количественную характеристику СМИ с точки зрения их воздействия на сознание молодежной аудитории, но также может быть положено в основу выработки рекомендаций региональным образовательным, молодежным и информационным структурам по изменению ситуации и принятию управленческих решений.

2. Цель исследования, задачи, гипотеза. Обоснование методов

Мною было проведено собственное социологическое исследование.

Объект исследования: молодежь.

Предмет исследования: принципы и механизмы влияния средств массовой информации на сознание и поведение молодежи.

Целью социологического исследования является изучение влияния средств массовой информации Липецкой области на молодежь.

Задачи социологического исследования:

1) Составление анкеты в соответствии с целью социологического исследования.

2) Инструкция опрашиваемых по заполнению анкет и проведение анкетирования.

3) Обработка результатов и их интерпретация.

4) Выявление особенностей влияния средств массовой информации Липецкой области на молодежь, выводы по проведенному социологическому исследованию.

Генеральная совокупность составила молодежь города Липецка, возрастом от 16 до 23 лет, учащиеся училища № 26 города Липецка и Российского Государственного Гуманитарного Университета города Липецка. Для расчета ошибок выборки мы применяли формулы для бесповторного отбора, средняя ошибка выборки для средней величины составляет 5% от численности генеральной совокупности. Коэффициент доверия принимался в зависимости от уровня доверительной вероятности и числа степеней свободы, определялся по таблице Стьюдента. Предельная ошибка для средней величины t = 0,5.

Выборочная совокупность – 100 человек, выборка формировалась стихийно.

Методы сбора информации – анкетирование.

В ходе исследования опрошенным давались анкеты, где необходимо было отметить фамилию, имя, отчество опрашиваемых и ответить на вопросы, определяющие влияние средств массовой информации на их социализацию.

3. Сроки проведения исследования

Исследование проводилось в г. Якутске, 2011г.. Исследование проводилось среди учащихся финансово-экономического института, а так же среди студентов БГУЭП.

В исследовании приняло участие 57% девушек и 43 % мужчин.

Анкета представлена в Приложении.

4. Обработка результатов и их интерпретация

Обработка заполненных анкет опрошенных показала следующие результаты.

Частота употребления информации, передаваемой по каналам СМИ (в процентном соотношении)

Читайте также: