Сообщение на тему развитие ребенка

Обновлено: 02.07.2024

Проблема развития ребенка в дошкольном возрасте - одна из актуальных в психологии, так как именно на начальных годах жизни человек накапливает ведущие знания и восприятия самого себя, которые являются базисом для его дальнейшего позиционирования себя в системе социального и личностного общения. В первые десять лет жизни психика ребенка проходит такие важные события, с которыми практически не сравнится ни один последующий возраст. Именно в этот период организм ребенка интенсивно развивается. Его росту сопутствует созревание мозга и нервной системы, происходит развитие со стороны психических функций, общения, воли и чувств, ребенок в ответственные моменты жизни пытается проявить себя как самостоятельная личность. Важнейшим фактором психического развития и становления как личности, восприятия себя и других, понятие добра и зла, лжи и искренности, в период детства, формируется в результате взаимодействия с родителями и учителями.

Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. На этом этапе появляются такие психические новообразования, которые позволяют специалистам судить о норме или отклонениях в психическом развития детей. Например, в процессе преодоления кризиса 3-х лет, возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др.

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых.

Возраст трех лет – граница, которую преодолевает каждый ребенок, чтобы стать дошкольником. Он является одним из самых важных моментов в его развитии. Хоть и не всегда, но именно в этом возрасте ребенок становится капризным, вредным и упрямым.

Обострение течения кризиса может спровоцировать, если окружающие ребенка взрослые не замечают или не хотят замечать изменения, которые происходят с ребенком, а также часто задевают его самолюбие всевозможными упреками. Ограничение его активности вместе с пониженной невнимательностью к его интересам и желаниям, также может отрицательно сказаться на воспитании ребенка и усугубить его несговорчивость, упрямство.

Дети остро переживают пренебрежительное отношение взрослых к своим поступкам или проявлению инициативы. Также возникает потребность гордиться своими успехами, то есть дети хотят быть равноправными со взрослыми во всех делах, если же успехов мало, а взрослые указывают ребенку на его ошибки и не хотят замечать его успехи в делах, то ребенок придумывает эти успехи себе сам, то есть развивается хвастовство. Но хвастовство не всегда следует пресекать, необходимо доброжелательно относиться к действиям ребенка, тактично указывая на промахи, а так же оценивать его самого в целом позитивно.

Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Другие виды деятельности ребенка

Другие виды деятельности ребенка. Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

Структура сюжетно-ролевой игры: В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.
- тема ;

- Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д.

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

роль (главная, второстепенная);

- игрушки ,

- игровой материал ;

- игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком).

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали.

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

3. Развитие психических функций в дошкольном возрасте

Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению.

Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого - понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Лучший способ добиться правильного решения - так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.

4. Особенности личности дошкольника

Эмоциональная сфера . Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску , иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрастеребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

5. Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе

На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.
Основные признаки:

1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);

2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);

Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.
Интеллектуальная готовность включает в себя:

- ориентировка в окружающем;

- развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты);

- развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.);

- развитие произвольного внимания.

Мотивационная готовность к школе включает в себя:
Внутренняя мотивация (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать), а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).

В результате изучения данной темы можно сделать следующие выводы.

В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

В дошкольном возрасте развиваются такие психические функции как восприятие, память, мышление. Происходит овладение речью.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Изменяется структура эмоциональных процессов. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов.

Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Список использованной литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 1963. – 298 с.

2. Власова З.И. Роль кризиса трех в познавательном развитии дошкольника//Психологическая наука и образование. – М.: 2007, № 5.- 158 с.

3. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса//Собрание соч. в 6 т. Т. 4.- М.: Педагогика, 1982. – 417 с.

4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2т./Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986. – 372 с.

5. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка.- Ростов н/Д.: 1987. – 248 с.

6. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности//Психологический журнал. – М.: 1997. - №4.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: 1981. – 518 с.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество Россия, 2004. – 444 с.

9. Обухова А.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. – М.: 1999. – 328 с.

10. Поливанова К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога//Психологическая наука и образование. – М.: 1997. - №2

12. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. - М.: 1996. – 504 с.

13. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. – М.: Флинта, 2004. – 672 с.

14. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – М.: 2000. – 256 с.

15. Урунтураева Г.А. психология дошкольника. – М.: Академия, 2000. – 408 с.

О важности 12 месяцев

Почему врачи уделяют столь пристальное внимание развитию младенца именно в первые 12 месяцев его жизни? Дело в том, что в этот период малыш приобретает новые навыки с особой скоростью. Серьезные изменения происходят во всех системах его организма. Развивается зрение, мелкая моторика, опорно-двигательный и речевой аппарат. В дальнейшем ребенок никогда не будет обучаться новому в таких масштабах. Заторможенные рефлексы, неумение фокусировать взгляд, хаотичность движений на определенном этапе могут свидетельствовать о наличии серьезных заболеваний. Их признаки зачастую проявляются именно в первый год жизни. Поэтому так важно наблюдать за тем, правильно ли развивается новорожденный.

1 месяц. Адаптация

В этот период организм младенца привыкает к новым условиям. В течение дня новорожденный спит около 70% всего времени. Во сне он прибавляет в росте и весе, усваивая питательные вещества, полученные через молоко матери или смесь. В среднем за четыре недели малыш вырастает на 2-3 сантиметра и набирает 600-700 граммов. Просыпаясь, ребенок хаотично машет ручками и ножками, согнутыми в коленях. Сжимает кулачки. К концу первого месяца младенец умеет ненадолго удерживать голову, фокусировать взгляд на близко расположенных предметах, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговорам.

Рефлексы – верный индикатор

С первых дней жизни у малыша наблюдаются врожденные рефлексы. Часть из них сохраняется на всю жизнь (например, чихание, вздрагивание, зевота, моргание и другие), а некоторые исчезают по мере взросления. К таким угасающим рефлексам относятся:

Врачи определяют, правильно ли развивается нервная система у малыша, именно по степени и верности проявления врожденных рефлексов.

Особенности первого месяца

Итак, к концу четвертой недели жизни малыш:

  • Вырастает на 2-3 сантиметра и прибавляет в весе около 700 грамм
  • Просит кушать каждые два часа; в ночное время просыпается для этого до пяти раз
  • Бодрствует в день два-четыре часа о пяти раз
  • Действует рефлекторно, его движения хаотичны, ладони сжаты в кулачки
  • Лежа на животе, пытается поднять голову
  • Общается с родителями с помощью плача или кряхтения. Так он сообщает о голоде, дискомфорте, боли или о том, что ему необходимо ваше внимание
  • Ненадолго фокусирует взгляд на предметах, находящихся перед глазами
  • Реагирует на громкие и резкие звуки
  • Узнает маму, реагируя на ее голос и запах
  • Если вы постоянно общаетесь с малышом, к концу четвертой недели он начнет агукать

2 месяц. Оживление

Малыш становится более активным. Начинает различать эмоции взрослых и по-своему на них реагировать. Он увереннее держит голову. Начинает махать ножками и ручками, когда родители подходят к кроватке.

К концу восьмой недели жизни младенец:

  • Прибавляет в росте около 3 сантиметров и в весе от 700 грамм до килограмма
  • Бодрствует около 20 минут в час
  • Поднимает и ненадолго удерживает голову
  • Разводит ручки в стороны, активно двигает руками и ногами
  • Переворачивается с бока на спину
  • Постоянно агукает
  • Улыбается, тянется ручками и ножками к взрослым
  • Провожает предметы взглядом, следит за приближающимися и удаляющимися объектами
  • Поворачивает голову на звук
  • Движения становятся более скоординированными
  • Малыш рассматривает свои ручки, сосет пальцы
  • Если вложить в его ладонь предмет, он постарается его удержать
  • Пытается дотянуться до предмета

3 месяц. Новые краски

Малыш все увереннее держит голову. Пробует делать более сложные движения, например, опирается на локти, если перевернуть его на животик. Ребенок начинает различать цвета, интересуется яркими игрушками, проявляет любопытство к происходящему вокруг, достает соску изо рта и пытается вернуть ее обратно.

4 месяц. Первые исследования

Малыш без труда держит голову. Лежа на животике, опирается на локти и выпрямляет руки. Тянется к предметам, берет их, рассматривает и пробует на вкус. Узнает маму среди других людей.

К концу четвертого месяца ребенок:

5 месяц. Все быстрее и быстрее

Происходит заметный скачок в развитии малыша. Он активно ползает, переворачивается, пытается садиться и даже вставать на ноги. Произносит звуки гораздо увереннее, хотя еще и неосознанно. В этот период надо начинать учить его простым словам и помогать подниматься на ножки, делать вместе с ним первые шаги, поддерживая за подмышки.

  • Прибавляет в росте 2,5 сантиметра и в весе 700 грамм
  • Переворачивается с живота на спину и обратно, уверено держит голову в вертикальном положении, опирается на ладошки
  • Недолго сидит с опорой
  • Различает своих и чужих. Предпочитает находиться на руках у родителей. На незнакомцев реагирует настороженно
  • Призывает родителей к общению, тянется ручками, по-своему разговаривает, требует внимания
  • С удовольствием играет, активно изучает предметы
  • Разглядывает изображения на картинках
  • Начинают резаться первые зубки

Полгода. Новый уровень

В полгода младенец:

  • Прибавляет 2,5 сантиметра в росте и около 700 грамм в весе
  • Садится без посторонней помощи и может находиться в таком положении некоторое время
  • Ползает, опираясь на локти. Может подползти к предмету, который находится от него на небольшом расстоянии
  • Встает на четвереньки и раскачивается
  • Наклоняется, поворачивается в разные стороны
  • Пьет из кружки с посторонней помощью
  • Поднимает упавшие предметы
  • Выстраивает простые логические связи, изучая свойства объектов: если толкнуть игрушку – упадет, если нажать на кнопку – раздастся звук и так далее
  • Находит взглядом крупные предметы, на которые показывают родители
  • Хлопает в ладоши
  • Проявляет новые эмоции
  • Прислушивается к речи, повторяет за взрослыми слоги

7 месяц. Пик активности

Малыш становится настоящим непоседой. Легко перекатывается с живота на спину или на бок, уверенно сидит, самостоятельно ползает (как правило, пока только назад), ходит вдоль опоры. Запоминает названия предметов, частей тела. Нужно развивать его память, спрашивать, где у него находится носик, где висит зеркало и так далее. Малыш будет их искать и показывать. В этом возрасте дети любят стучать предметами, бросать их на пол и следить за тем, как они падают.

К концу седьмого месяца жизни младенец:

8 месяц. Развитие продолжается

В этом возрасте ребенок умеет передвигаться без посторонней помощи, садиться и вставать. Он понемногу начинает понимать ваши просьбы. Угадывает маму и папу на фотографиях. Учится самостоятельно кушать.

Также к концу восьмого месяца малыш:

  • Прибавляет в росте еще 2 сантиметра и в весе 600 грамм
  • Сильно привязан к маме, болезненно переживает расставание с ней
  • Самостоятельно сидит, встает, передвигается вдоль опоры
  • Хорошо ориентируется в знакомом пространстве
  • Выполняет простые задачи: показывает предметы, приносит их
  • Умеет делать сложные операции с объектами: собирать пирамидку, закрывать банки и так далее
  • Проявляет новые эмоции: грусть, удивление, восторг, настойчивость
  • Произносит первые осознанные слова Танцует под музыку и любит ее слушать

9 месяц. Маленький манипулятор

В этом возрасте дети не только учатся самостоятельно ходить, но и начинают понимать, как устроены окружающие люди. Появляются первые попытки влиять на решение родителей с помощью капризов и плача.

Также в этот период младенец:

  • Прибавляет в росте и весе 2 сантиметра и 600 грамм соответственно
  • Садится из положения лежа и встает из положения сидя. Учится залезать на диваны и стулья, открывать двери и ящики
  • Когда ползает, свободно разворачивается, меняет направление движения
  • Настойчиво достает спрятанные предметы, запоминает, куда вы кладете его игрушки
  • Проявляет различные эмоции по отношению к родителям
  • Учится самостоятельно пользоваться ложкой, пробует одеваться
  • Развивается мелкая моторика. Ребенок может брать в руки небольшие предметы, рвать бумагу на кусочки, мять пластилин
  • Копирует действия родителей, выполняет простые поручения и любит делать это публично
  • Формируется словарный запас, развивается собственная манера речи, понятная только родным

10 месяц. Сознательный

К концу десятого месяца жизни ребенок:

  • Вырастает в среднем на 1 сантиметр и прибавляет в весе около 350 грамм
  • Быстро передвигается на четвереньках, стоит без посторонней помощи, пробует делать первые шаги
  • Может удержать в одной руке несколько предметов
  • Умеет совершать двойные действия: отдавать и забирать, открывать и закрывать
  • Начинает пользоваться преимущественно одной рукой
  • Понимает, какие действия нужно совершать с предметами: машину – катать, кубики – ставить один на другой и так далее

11 месяц. Почти взрослый

Малыш может назвать почти все предметы в доме. Понимает и выполняет ваши просьбы. Его движения становятся сложнее, словарный запас расширяется.

К концу 11 месяца ребенок:

Год. Последний этап быстрого развития

В этом возрасте малыш самостоятельно ходит, помогает родителям его кормить, купать и одевать. Ребенок начинает заботиться о своих игрушках так же, как и взрослые о нем: укладывает спать, дает еду, защищает.

  • Вырастает еще на 1 сантиметр и прибавляет в весе 350 грамм
  • Умеет приседать, ходить без посторонней помощи, перешагивать препятствия
  • Пережевывает твердую пищу
  • Проявляет особенную привязанность к родителям и своим игрушкам, у него обостряется чувство собственности
  • Знает, как пользоваться самыми разными предметами
  • Если нужно освободить руки, перекладывает вещи под мышку
  • Ищет нужный ему предмет, даже если не видел, куда его убрали
  • Понимает все, о чем ему говорят взрослые
  • Выражает свои желания словами. Знает около 10-15 наименований предметов

Важно знать: Дети развиваются по-разному. Малыш может несколько отставать или опережать указанные сроки. Главное – не забывайте его хвалить за достижения и не расстраивайтесь, если у него что-то не получается. Кроха обязательно справится со всеми задачами, чувствуя вашу любовь и поддержку.

Резюме: В первый год жизни малыш проходит серьезный путь развития от бессознательного младенца до почти самостоятельного человека. Родителям необходимо знать основные этапы этого процесса, чтобы следить за состоянием здоровья своего ребенка.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Безусловные рефлексы новорожденного

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца

Восприятие


После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Движение и действия

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Восприятие и действие - та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.

К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.

Память

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение - восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года


Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, называемая автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.


Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период - раннее детство, - уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым - центральном новообразовании данного возрастного периода.

С рождением детей жизнь родителей преображается – появляются новые заботы, радости, достижения, полностью перекраивается повседневная жизнь. И неизменным спутником материнства является тревога – каждый нормальный родитель переживает за развитие и безопасность своего ребенка.


В частности, для родителей является актуальным и вопрос психического развития малыша. Как правильно должен развиваться ребенок? Что является нормой, а что – патологией? В каких случаях необходимо бить тревогу? Давайте разбираться вместе.

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.

  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.
  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.
  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.

отклонения у детей

Какими могут быть отклонения у детей?

1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.

Как определить норму?

  • нормальное психическое функционирование;
  • нормально работают органы чувств;
  • прослеживается последовательность в обучении;
  • правильно работает головной мозг.

Психология и особенности отклонений в развитии

Читайте также: