Сообщение на тему виды декоративно прикладного творчества тамбовской области

Обновлено: 05.07.2024

В статье описывается проблема сохранения и развития региональных промыслов, приобщения подрастающего поколения к национальной культуре .

ВложениеРазмер
tvorcheskoe_i_duhovnoe_nasledie_tambovskogo_regiona.docx 36.55 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ТАМБОВСКОГО РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ФЁДОРОВСКОЙ КЕРАМИКИ.

МБОУДО Жердевская ДШИ

В настоящее время, время современных технологий, инноваций, засилия иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека — в быту, в искусстве, в музыке и т.п., назрела необходимость в применении народных промыслов и ремесел для художественного образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Ведь это самое настоящее творческое и духовное наследие, накопленное народом в ходе многовековой истории развития. Именно основываясь в обучении на народные промыслы, мы будем приобщать детей к национальной культуре, к творческому и духовному наследию Тамбовского региона.

На данном этапе развития нашего общества мы находимся в состоянии мультикультурности. Это результат миграционного движения, перехлестывания, смешивания культур. За долгие годы затишья и отсутствия какой-либо идеологии и морали, выросло целое поколение молодежи с безразличным отношением к своей культуре, не знающие и не понимающие традиций, живущие в своем виртуальном мире, отрешенные от всего происходящего. Мы утратили родные традиции и вместе с ними огромную часть нравственных и духовных ценностей. Невнимательное отношение к своей родной культуре, ее специфики, истории, привело к потере культурных ценностей. И это невозможно вернуть в полном объёме! Результат, который мы наблюдаем сейчас, плачевный. Давно назрел момент в сохранении своего уникального, не сравнимого ни с каким другим культурного наследия.

В воспитании ребенка и приобщении его к национальной культуре народные традиции играют важнейшую роль. Это очень актуально именно для России, для нашей многонациональной страны, в том числе и для Тамбовского края.

Именно народная культура и искусство способствуют глубокому воздействию на мир ребёнка, обладают нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощают в себе исторический опыт многих поколений. Сейчас, очень актуальна проблема художественного воспитания подрастающего поколения на основе местного наследия, на собрании региональных достижений. Каждый регион несет в себе свое, несравнимое ни с кем культурное наследие, которое выражается прежде всего в самом народе, в его творчестве. Нужно приложить усилия прежде всего нам –педагогам, чтобы донести в сохранности и передать следующему поколению культурно-нравственные ценности нашего региона. Для этого нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь подрастающего поколения местные народные промыслы ( глиняную игрушку, тряпичную куклу, вышивку, ткачество…). Необходимо сохранять местные традиции.

Для Тамбовского региона характерен разрыв с традицией, с наследием. На уроках ИЗО, ДПТ мы изучали Дымку, лепили Филимоново, знакомились с творчеством Дагестана, и мало говорили о Тамбовских промыслах и художественных ремеслах. Надо восстанавливать потерянную связь. Искать мастеров, которые могут поделиться опытом. Перенимать у них знания, традицию.

Традиция-это передача лично, из поколения к поколению мастерства, умения, опыта, которые уходят корнями в глубокую древность, знаний ,накопленных годами. От деда к отцу, от отца к сыну. Именно это позволяет отделить и определить действительно исконную, самобытную вещь от

В последние годы в российской системе образования произошли определённые позитивные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей, где большую роль доверили дополнительному образованию. Региональными управлениями культуры и искусства устраиваются фестивали, конкурсы, олимпиады на различные тематики, основанные на знании особенностей жизни, языка и быта, истории, искусства и культуры своей страны, своего региона. Это помогает детям прочувствовать духовную жизнь своего народа, творчески утвердить себя в ней, приобщиться к истокам национальной русской народной культуры. Родная культура, с раннего детства, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом зарождающим личность. От нас (педагогов) зависит, будут ли наши дети уважать свой край, понимать его, быть к нему ближе, поддерживать и развивать традиции. Будут ли приобщаться к истокам русской культуры, культуры своего региона. Во многих европейских и азиатских странах народное искусство составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п. очень поверхностно. Получается, что мы Иваны, не помнящие родства. Необходимо донести до сознания детей, что именно они являются носителями и в последствии хранителями секретов ремесла, местных обычаев, и как следствие национальных традиций. От них зависит, будут ли в дальнейшем наши внуки чтить и любить свою малую родину. Для этого надо обратиться в первую очередь к истокам культуры, ее древним пластам, традиции в целом, к местному творчеству. Потому что народное творчество тесно связано с глубокой духовностью и мудростью народа, с непрерывностью процесса передачи навыков и знаний из поколения в поколение.

Содержание промыслов отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков, которые выражались в их произведениях, в предметах быта, в игрушке. Русская игрушка, будь она глиняная, тряпичная или деревянная, русская вышивка, русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.

Основой любой национальной культуры являются художественные промыслы, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории, в которых отражается народная мудрость, традиции.

Приобщение к местному творчеству, и как следствие к национальной культуре, приведет нас к значительным успехам в деле нравственно-патриотического, духовного и эстетического воспитания детей, поможет привить им интерес, развить культурные ценности и любовь к национальным играм, танцам, фольклору, художественным ремеслам.

Все мы прекрасно знаем, что такое восточные танцы, лезгинка, фламенко, но не все знают называния наших национальных танцев, и тем более, практически все не умеют их танцевать. Речь идет о Кадрили, Трепаке, Таноке, Камаринской. А существуют ли танцы, характерные именно для Тамбовского региона?

Следуя словам Бартрама и опираясь на опыт старшего поколения, автор этих строк старается просвятить учеников о художественном наследии Тамбовского региона, оставленного нам мастерами Федоровской керамики из д. Федоровка Кривополянского сельсовета Бондарского района. На примере регионального пластичного фольклора, изучаем вместе с детьми особенности глиняной игрушки, знакомимся с творчеством мастеров.

Преподаватель ДХШ №2 им. Поленова города Тамбова Каллас Е.С. начала заниматься восстановлением промысла лет 7 назад, искала информацию в архивах, ездила неоднократно в экспедиции в Федоровку, знакомилась с искусствоведами, коллекционерами, имеющими в своей коллекции Федоровскую керамику, участвовала в межрегиональных и всероссийских фестивалях, представляя Федоровскую игрушку. Ее инициативу подхватила Кудрова Е.С. Автор этих строк также работала в архивах. В фондах музеев снимала копии ( реплики) с оригинальных вещей, ездила в экспедиции, участвовала в межрегиональных и Всероссийских фестивалях и конкурсах с Федоровской игрушкой.

Заслуга Федоровской керамики в том, что она продолжает существовать, она не исчезла. Она как бы ждет, когда о ней заговорят, запоют оды, когда она опять начнет рождаться в руках современных мастеров, и мы должны ей в этом помочь. Ведь это настоящее культурное наследия и сокровище Тамбовского региона.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Народные промыслы Тамбовского края. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Вышивка Тамбовская вышивка получила известность далеко за пределами губернии еще в XIX веке. Сохранившиеся в различных музеях страны изделия тамбовских мастериц свидетельствуют о ее необычайном своеобразии и неповторимости. Для тамбовской вышивки характерна яркая локальная гамма тонов, сочная палитра в изображении художественного образа. Наиболее характерным элементом узора является мотив креста одной из самых старинных техник тамбовской вышивки является шитье цветными шелковыми нитями двусторонней гладью и швом “роспись по полотну”. Особенно изысканными по цвету являются вышивки Кирсановского и Моршанского уездов, где шелк, выкрашенный корнем марены, имеет различные оттенки красного цвета – коричневые, красные, розоватые. Эти цвета сочетались в вышивках гладью с охристым, зеленым и бирюзовым шелком. Особенно великолепно было сочетание золота или серебра с черным шелком на головных уборах тамбовских женщин.

Художественная керамика Глина и изделия из керамики появились на заре цивилизации одновременно в различных культурах человека, сопровождая его на всем пути исторического развития. Глина, являясь интернациональным материалом, служила определенным потребностям людей, воплощая национальные особенности в конкретных, как утилитарных, так и в культовых произведениях керамики. В России, как и в других странах, керамика использовалась в повседневной жизни в виде различной посуды, а также во всевозможных предметах декоративно-прикладного искусства.

Резьба по дереву Резьба по дереву стала широко входить в повседневный обиход и уклад нашей жизни. Искусство резчиков по дереву остается предметом пристального внимания и восхищения, как специалистов-художников, так и рядовых потребителей. Произведения мастеров-резчиков по дереву успешно сочетается с новейшими достижениями научно-технического прогресса. Практически во всех регионах России, в городах и селах встречается резьба по дереву. Без резьбы по дереву невозможно себе представить русское жилье, как в старину, так и в наше время. Не редкость в наше время встретить в ультрасовременной квартире резной узор, оживляющий интерьер комнаты, прихожей или кухни.

Резьба – один из древнейших и наиболее распространенных видов искусства. Наиболее распространенным материалом для изготовления художественных изделий издавна являлось дерево. Под воздействием резца оно превращается в разнообразнейшие произведения скульптуры, живописи и декоративного прикладного искусства. Резьба – один из древнейших и наиболее распространенных видов искусства. Наиболее распространенным материалом для изготовления художественных изделий издавна являлось дерево. Под воздействием резца оно превращается в разнообразнейшие произведения скульптуры, живописи и декоративного прикладного искусства.

Роспись по дереву Причиной развития искусства росписи по дереву было, прежде всего, желание мастера обогатить предмет, сделать его красивым, нарядным. Но одной из причин введения окраски в предметы из дерева была необходимость облагородить некоторые виды древесины или замаскировать ее природные дефекты (синева, сучки и т.п.). Направления росписи по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую (живописную). Традиционная роспись развивалась в основном в деревнях на своей исторической родине. Ёе отличает простота, лаконичность, близость к народным корням. Работы с авторской росписью изготавливалась обычно в городах мастерами. Эти работы отличаются изяществом, продуманностью, профессионализмом и авторским прочтением традиций. Мастера: Хохлова Е.В., Жернякова Е.А., Сероухова И.А., Осипова Л.В.

Лозоплетение Лозоплетение развивалось в тех районах, где было мало ресурсов. Сейчас лозоплетение утратило былую распространённость, но до сих пор является любимым занятием многих деревенских жителей от Дуная до Волги. Плетение из лозы является традиционным тамбовским видом ремесла, а в настоящее время получает все большую популярность и развитие.

Береста На Руси береста была второй в хозяйстве после дерева. Прежде всего, из бересты делали посуду для хранения летних заготовок. Кроме того, плели лапти, лукошки, колчаны для стрел. Писали тоже на бересте. Внимание наших предков к бересте объясняется ее замечательными природными свойствами: береста совершенно не впитывает воду, не проводит тело, не впитывает запахи, способна обеззараживать, имеет малый вес и достаточную прочность. Долговечность бересты не подвергается никаким сомнениям, достаточно вспомнить об известных берестяных грамотах, которым насчитывается более восьми сотен лет. Береста при специальной обработке делается мягкой, податливой и не коробится, поэтому бытовые предметы из этого материала нередко украшали прорезным ажурным орнаментом. Наибольшей популярностью пользовались небольшие сосуды из бересты – туеса. В них хранили продукты, засаливали грибы и огурцы, а налитая вода, молоко или квас долго оставались холодными. Такое свойство бересты объясняется тем, что она состоит из большого количества тонких слоев, которые не пропускают воздух и влагу, а белый верхний слой отражает солнечные лучи.

Монастырское шитьё Монастырское шитье Автор: Administrator 24.12.2008 09:24 Монастырское шитье – прекрасное древнее рукотворное искусство. Оно поражало во все времена своим изяществом и утонченностью, своим богатством и роскошью, своей глубиной и неповторимостью. Древнерусские монастыри, запасники музеев, знаменитая Оружейная палата Московского Кремля могут порадовать наших современников некоторыми сохранившимися экспонатами, выполненными древними мастерами в старинных техниках и традициях. Бисерное и золотное шитье, жемчужное саженье, украшение драгоценными камнями – вот как было принято на Святой Руси изготавливать предметы искусства, особенно для Церковного служения, такие как литургические принадлежности, плащаницы, иконы, священнические облачения. Немногочисленные шедевры дожили до наших дней, но они и по сей день дарят нам радость духовную, несут в себе свет души русской.

Главная страница
Версия для слепых
Карта сайта

Народные промыслы и ремесла Тамбовской области

promsel

На современной территории Тамбовской области существуют народные промыслы бытового характера: гончарный (Жердевский, Моршанский, Мучкапский районы, г. Тамбов), ткачество (Инжавинский, Гавриловский, Тамбовский и др. районы), вышивка, кружевоплетение (в большинстве районов области), вязание платков, одежды, варежек, носков (во всех районах и городах), резьба и роспись по дереву (Моршанский, Тамбовский и др. районы), изделия из тканей с росписью (г. Тамбов), изготовление изделий из бересты, лыка (гг. Котовск, Тамбов и др.), лоскутная мозаика (гг. Кирсанов, Котовск, Тамбов) и т.д.

Формы работы с современными мастерами становятся все более комплексными, включая в себя не только ставшие традиционными консультации, семинары, работу в музеях, разные виды обучения и повышения квалификации, выставки, но и решающие вопросы выживания промыслов (выставки-ярмарки "Город мастеров").

Научно-методический центр народного творчества и досуга работает в тесном контакте с ГРДНТ. Мастера и художники не только принимают регулярное участие в Международных, Всероссийских, региональных, зональных праздниках и фестивалях, но и становятся победителями в конкурсах различного уровня.

По статистическим данным за 2013 год в области число кружков ИЗО, прикладных знаний и навыков увеличилось на 8 и достигло 138, а количество участников в них увеличилось на 184 и достигло 1526 человек. Большая часть этих кружков детские 107/124 и молодежные 29/170 (лоскутное шитье, текстильная кукла, мягкая игрушка, вязание, аппликация соломкой). Очень активно создаются и стабильно работают кружки в Первомайском (18), Токаревском (11), Ржаксинском (10), Никифоровском (9), Сосновском (9), Староюрьевском (9), Уметском (9) районах. Вместе с тем отмечается сокращение числа любительских объединений декоративно-прикладного жанра (до 115/1378) за счет общего сокращения сети КДУ, естественного уменьшения населения в районах и оттока его в города.

В области активно возрождается глиняная игрушка и тамбовская вышивка, древнерусское искусство бисерного и жемчужного шитья.

В 2013 году открыто гончарное отделение в художественной школе № 2 г. Тамбова.

Татьяна Ивановна Баринова обучает так же своему уникальному мастерству детей в воскресной школе Тамбовского Казанского монастыря (с 1997г) и в МОУ гимназии № 7 им. Свт. Питирима еп. Тамбовского (с 2006г).

Перспективу дальнейшего развития и художественного совершенствования должны иметь, прежде всего, такие ремесла, которые связаны с бытовавшими ранее традициями народного искусства на Тамбовщине.

Работы и техники декоративно-прикладного искусства

Каждый исторический период характеризуется преобладанием каких-то видов декоративно-прикладного творчества. В разные времена направления такого вида искусства менялись, отвечая на запросы нового общества. Но неизменным остается стремление людей использовать фантазию в создании или украшении мира вокруг себя. Творческое мышление – одна из главных отличительных особенностей человека.

  • Определение
  • Отличия от изобразительного искусства
  • Роль ДПИ
  • Виды
  • История развития
  • Современное декоративно-прикладное искусство

Определение

Декоративно-прикладное искусство – это вид деятельности, направленный на создание или украшение изделий, предназначенных как для эстетического удовольствия, так и для практического применения.

Характерные особенности:

  • совмещение декоративной и утилитарной, прикладной функций;
  • отражение культурно-исторической эпохи;
  • уникальность и узнаваемость;
  • художественная ценность.

Узнать произведение декоративного творчества можно по заметному отпечатку мастера. Всегда видно, что к такому изделию была применена фантазия художника.

Предметы декоративно-прикладного искусства — это произведения из дерева, металла, керамики, расписные вазы и прочая посуда, одежда с выполненным вручную рисунком, отчеканенные монеты, предметы из бересты, кружева, вышивки.

Отличия от изобразительного искусства

Несмотря на то, что в ДПИ существуют формы, тесно переплетающиеся с другими видами творческой деятельности, между ними есть существенные различия.

Под изобразительным искусством чаще всего понимают картины на холсте, хотя в широком смысле туда относят скульптуру, архитектуру. Соответственно, понятие изобразительного искусства гораздо шире определения декоративно-прикладной живописи. У нее единственная цель – эстетическая, в то время как ДПИ отличается практической направленностью.

Для живописи или скульптуры важна образность и выразительность, в них выражается философия эпохи. Развитие декоративно-прикладного искусства ориентировалось на текущие материальные потребности общества.

Роль ДПИ

Народное декоративно-прикладное искусство относится к способам трансляции духовного опыта сквозь поколения.

Главные ценности культуры всегда находили отражение в окружающих предметах. Декор отражал, как модные тенденции, так и важные основы общественной жизни. Старинные кресты и иконы указывают на религиозную жизн, традиционная одежда подчеркивает национальную идентичность народа.

По тем идеям, которые мастера старались передать в своих изделиях, можно делать выводы о культуре прошедших времен. Также удобно изучать историю и традиции, обращаясь к наглядным предметам быта прошлых лет. Эффект от прикосновения к ним больше, чем от разглядывания картинок в учебнике.

Роль современного ДПИ в обществе весьма важна. Оно выполняет следующие функции;

  • познавательная (получение теоретических и практических знаний о новой деятельности);
  • эстетическая (формирование художественного вкуса);
  • образовательно-просветительская (изучение истории на примере предметов ДПИ);
  • обрядовая (прежде всего относится к религиозным предметам);
  • патриотическая (приобщение к национальной культуре за счет ознакомления с ее формами);
  • утилитарная (несмотря на важность эстетики, продукт ДПИ имеет практическое, полезное применение).

Шитье

Самый распространенный и популярный вид рукоделия.

Шитье — это не только творчество, но и важная прикладная деятельность. Одежду создают для себя, семьи, детей, зарабатывают, занимаясь пошивом на заказ. Рынок оборудования для этого сегмента разнообразен. В продаже на полках магазинов стоят как вполне демократичные швейные машинки с ограниченным набором функций, так и довольно сложные, дорогие и многофункциональные.

Анна Анкер - Жена рыбака за шитьем

Жена рыбака за шитьем
Анна Анкер

Востребовано воссоздание костюмов разных эпох для исторических реконструкций. Подбираются материалы, технология пошива тщательно соблюдается в соответствии с теми условиями, которые существовали в то время, строчки, обработка производятся вручную. Для украшения одежды также используют фурнитуру ручной работы.

Шитье кукол

Вид творчества, основанный на создании из ткани зверушек или игрушек. В нем существует множество направлений: знаменитая Тильда, созданная норвежским дизайнером, вальдорфская кукла, у которой нет ярко выраженных черт лица, портретные куклы, чердачная кукла, которая родилась у американских переселенцев.

Изготавливать игрушки несложно, но необходимо чувство формы. Мастерица работает ножницами, иглой и нитью, создает образ, скульптуру. Кукла приобретает характер и отличительные черты своей культурной среды.

Пэчворк

Это интересная, одновременно простая и сложная игра в мозаику из ткани. Используют для украшения интерьера. Для создания полотна ткань режут на кусочки, собирают орнамент и узор, подбирая цветовую гамму, сочетая фактуру ткани.

Вязание

Существует большое разнообразие техник, стилей, исторических и современных. Способы вязания можно разделить на два вида — вязание спицами и крючком.

Кружево

История мастерства насчитывает сотни лет, оно было популярным элементом одежды придворных дам на европейских приемах.

Удивительна техника создания ирландского кружева, где крючком вывязывают мелкие мотивы и потом соединяют сеткой, это очень сложная и кропотливая работа.

Ажурные вставки украшают любую одежду и служат для создания особого стиля.

Брюггское кружево

Брюггское кружево

Брюггское кружево, пришедшее из Вологды, довольно простое в исполнении, но выглядит превосходно, вписываясь в любую моду.

Крючком создают как ажурные полотна, легкие, как иней, так и плотные, однотонные для создания одежды.

Самыми интересными выглядят вещи, в которых талантливо соединены разнообразные техники вязания.

В бытовых условиях такой вид рукоделия выполняют только вручную. Машинками можно заменить лишь работу спиц.

Плетение

Еще один способ создания кружева, но более объемного и не такого воздушного, как крючком.

Вологодское кружево

Искусство родилось в Европе, в Фламандии, в начале XVII века. Русским дамам тоже приглянулось изящное плетение. Центром по производству кружева в России стала Вологда. Отсюда произошло название.

Вологодское кружево

Плетение очень трудоемкое, кропотливое, со сложной технологией, которая занимает много времени. Каждую вещь должна делать только одна мастерица, разделение труда невозможно.

Ткань с узором натягивают на валик, рабочую нить наматывают на специальные коклюшки. Узлы фиксируют иголками. Более толстую нить пускают по контуру узора. Для создания одного полотна может быть использовано около тысячи коклюшек.

Макраме

Несколько лет назад этот вид творчества был на пике популярности.

Для плетения макраме понадобится веревка, тонкая бечева или нить. Мастерство основано на завязывании узлов.

В основном, в технике макраме изготавливали украшения для дома — панно, подвесные кашпо для цветов, декоративные подушки для диванов, коврики и женские сумки. Особо усидчивые рукодельницы украшали окна своих квартир плетеными гардинами, часто подобные вещи делали на заказ и продавали по высокой цене.

Береста

Плетение из бересты — это старый, народный вид прикладного творчества. Когда-то изделиями из березового лыка активно пользовались крестьяне. Символ русской деревни – лапти были самой дешевой обувью.

В быту и хозяйстве в берестяных коробах хранилось зерно, овощи, на кухне использовались емкости поменьше. Сейчас все эти предметы используют в домах с интерьером русской деревни, но они носят преимущественно декоративный характер.

Ротанг

Ротанговую мебель использовали с древних времен. Сейчас кресла, кушетки, столики из гибкой ветви являются предметом особого стиля в интерьере.

Прежде чем приступить к плетению, исходный материал подготавливают, вымачивают в солевом растворе, чтобы лоза стала упругой и особенно гибкой, а также для того, чтобы укрепить ее и сделать прочной в использовании.

Мебель из ротанга, сделанная искусным мастером, служит долгие годы, не разваливается, не деформируется.

Бисер

Бисер пришел к нам из Древнего Египта. Это мелкие стеклянные бусинки: круглые, с гранями, сплюснутые и цилиндрической формы. Он бывает разных цветов и текстур: матовый, прозрачный, с перламутровым напылением.

Японский бисер

Японский бисер

Бисер нанизывают на тонкую нить, которая вдета в специальную иголку, такое искусство позволяет реализовать в цвете любой орнамент.

Почти все народы используют подобное украшение в традиционных образах. Оригинально и стильно выглядят современные аксессуары из бисера. Они получаются пластичными и объемными.

Также изделия из бусин используют в искусстве декупажа или при создании аппликаций.

Роспись

Популярный вид декоративно-прикладной живописи. Подразумевает нанесение рисунков и надписей на предметы. Некоторые виды художественной росписи оформились в самостоятельное направление и стали нарицательными.

Жостовская роспись

Наибольшую известность получила благодаря традиционному украшению подносов. Изначально расписывались другие изделия из папье-маше. Но постепенно ремесло сосредоточилось на раскрашивании металлических подносов.

Для росписи использовали масляные краски, рисунок чаще всего представлял собой букет из цветов и плодов на тёмном фоне.

Хохлома

Еще одна популярная форма художественной росписи, обязанная своим появлением мастерским нижегородских художников. Это направление легко отличить по использованию ярких цветов на темном фоне. Для хохломы характерны красный, зелёный и золотой цвета. В такой технике расписывали мебель или посуду.

Декупаж

Известный много веков способ декорирования мебели, икон, елочных украшений и пр. Техника подразумевает вырезание из бумаги изображения, затем наложение его на украшаемый предмет и покрытие лаком для закрепления.

Таким методом придания оригинального вида мебели пользовались еще в Китае. В Европе таким способом украшали женские шляпки, стулья или шкатулки, Русь переняла технику декупажа для использования в иконописи.

Ювелирное искусство

Кропотливый труд, связанный с художественной обработкой драгоценных и полудрагоценных металлов и камней. Изделия ювелиров, особенно авторские, отличаются высокой ценой и ограниченным количеством.

Самым известным мастером России и Европы остается Карл Фаберже. Он был ювелиром самого императора Александра III. В музеях хранятся поражающие великолепием работы для царской семьи. Среди них – знаменитые яйца Фаберже, серия драгоценностей, выполненных в виде яйца и украшенных драгоценными камнями.

Художественная резьба

Вид искусства, при котором рисунок формируется за счет отсечения лишних частей от первоначального материала.

Резьба по дереву

Была необычайна популярна на Руси. Резные элементы декора присутствовали как внутри зданий, так и снаружи. Изделия из дерева использовали при строительстве и отделке церквей и соборов.

Традиционными народными стали узоры в виде зубцов, треугольников, косиц, грибков, волн.

Резьба по камню

Одна из древнейших форм искусства. Первые образцы подобных произведений появились еще до н. э. Изображения и слова встречаются на камнях, которые были использованы при строительстве башен, пирамид, гробниц. Чаще всего такие вещи носили обрядовый характер.

В современном мире резьба по камню не распространена.

Пирография (выжигание)

В этой технике выполняют декор деревянных поверхностей или обработку ткани.

Пирография. Дерево

Пирография. Дерево

Мастер наносит изображения электровыжигателем. Похожая техника известна тем, кто пробовал выжечь узор на бумаге, наводя на него линзой солнечный луч. Таким же способом можно добиться изображения и на дереве. Выжигание – самый распространённый вид ДПТ у детей и подростков во всем мире.

Пирография. Ткань

Пирография. Ткань

В странах СНГ такая практика доступна на уроках труда.

Инкрустация

Общее название для разных форм декора, основанных на облицовке поверхности декорирующим материалом. Мозаичное искусство существует более 2000 лет. Его использовали еще в Шумерской цивилизации. Позже получило развитие в создании религиозных образов в римских катакомбах.

Шкатулка из дерева инкрустированная перламутром

Шкатулка из дерева инкрустированная перламутром

Мозаика – это создание изображения путем подбора маленьких частиц из общего материала и наклеивание их в нужном для получения изображения порядке. В зависимости от игры цвета и тени могут получаться разные картины. Часто опытные мастера играют с эффектами.

Если разноцветными мозаичными стеклышками изображают чей-то портрет, то при движении глаз казалось, что лик оживает и проявляет собственную мимику.

Аппликация

Свободная форма ДПИ. Ее суть в том, чтобы создать изображение, используя лишь подручные материалы. В ход идут ткани, цветы, травы, каштаны, камни, бисер, кожа и многое другое.

Пример аппликации

Пример аппликации

Поделка часто становится первым, ознакомительным видом декоративно-прикладного искусства, поскольку с ней человек сталкивается еще в школе.

Аппликации используют для декупажа или в качестве самостоятельного украшения, вплетенным в дизайн помещения.

Некоторые из них могут украсить одежду, добавив ей уникальные черты, повысив тем самым ее ценность.

Лепка

Способ формосложения из мягкого податливого материала. Чаще всего для нее используют глину, гипс, воск или пластилин, умение пользоваться этими материалами может выдать будущего скульптора.

Лепка. Животные

Лепка. Животные

Лепку применяют чаще всего не в качестве отдельного вида искусства. Ее элементами украшают фасады зданий, используют во внутреннем интерьере. Из слепленных вещей отливают форму для декоративных деталей.

За счет легкости и доступности материалов такая форма деятельности весьма популярен в качестве детского хобби. Лепку используют и при обучении будущих художников и скульпторов.

История развития

Декоративно-прикладное искусство всегда присутствовало в жизни человека. Оно берет основы в повседневности. Люди старались придать окружающим предметам красивый вид. По мере развития эстетики и художественного вкуса техники становились более сложными, а некоторые виды деятельности по созданию красивых вещей превращались в полноценную профессию.

Первые образцы декоративно-прикладной живописи известны из истории Древнего Египта. Примером служат гробницы фараонов с затейливыми росписями или мебель и стены с орнаментом. Источником вдохновения египтян были природные объекты: растения, животные или явления. Все это наделялось мистическими свойствами и часто носило обрядовый характер.

Древняя Греция внесла большой вклад в создание красивой посуды. Расписанные черным или красным цветом глиняные амфоры украшают лучшие музеи мира, как раньше облагораживали дома зажиточных греков.

Восточная культура со своими обычаями и верованиями воплотилась и в замысловатой традиционной одежде, расписанной иероглифами и изображениями тигров или драконов.

Характерно разделение занятий по гендерному признаку. Женщины чаще всего украшали росписью посуду и игрушки, ткали и декорировали ткани вышивкой и аппликациями. Мужчины ковали металлы, занимались резьбой и выжиганием по дереву или изготовлением ювелирных украшений, изделиями из керамики.

Современное декоративно-прикладное искусство

В настоящее время многие виды ДПИ существуют лишь в качестве хобби. То, что раньше было необходимостью, стало популярным увлечением, способным привить новые навыки и познакомить с культурой, создавшей эту деятельность.

Тем не менее, существуют целые регионы, которые славятся ручной работой. Там изготавливают сувениры и предметы декора по технологиям с богатой историей, уходящей в века. В Вологодской области плетут известное во всей стране и за ее пределами кружево, в Павловском Посаде шьют платки и шали, Тульская область славится пряниками и филимоновскими игрушками.

Современное декоративно-прикладное искусство следит за текущей модой, при этом не отходя от традиций. Удачное сочетание привычных техник и узнаваемого стиля с новыми тенденциями, позволяет всегда оставаться в тренде.

Последние 10-20 лет приобретают популярность войлочные картины. Их изготавливают из окрашенной шерсти, прикрепленной к полотну — основе с помощью специальных иглопробивальных машин.

Не меньший интерес общества вызывают изделия из фетра. Они прекрасно смотрятся в современном интерьере, дополняя его и уникализируя. Фетровые игрушки и аксессуары активно пользуются спросом у детей и взрослых.

Современные технологии и повсеместная компьютеризация неизбежно отразилась на декоративно-прикладном искусстве. Сейчас высокотехнологичные станки создают разнообразные гобеленные композиции на коврах. Любое изображение с помощью компьютера будет воплощено на готовом изделии.

Доступность и развитость фототехники привнесла в ДПИ виды искусств, связанные с фотографией. Фотографические изображения часто используют в качестве полноценного орнамента.

Несмотря на внедрение высоких технологий и применение новых материалов, декоративно-прикладное творчество сохраняет преемственность поколений и не отступает от сложившихся канонов, сохраняя некоторые формы деятельности для потомков в почти неизменном виде.

Столкновение с декоративно-прикладным искусством происходит каждый день, не всегда это заметно. Но умение его видеть, понимать его истоки и смысл важно для культурного развития любого человека.

Читайте также: