Сообщение на тему устаревшие и новые слова 4 класс по русскому языку
Обновлено: 04.05.2024
Цели: 1. Познакомить учащихся с новыми понятиями : устаревшими словами (историзмами и архаизмами) и неологизмами; углубить знакомство с лексическим запасом русского языка.
2. Развивать ОУУН учащихся на основе дидактического материала; развивать умение решать частично-поисковые задачи; творческое мышление; развивать умение осуществлять само и взаимопроверку.
3. Воспитывать осмысление и усвоение важности изучения темы и информации в ней; любовь к родному языку.
Оборудование: карточки – таблицы, презентация Microsoft Power Point.
Тип урока : усвоение и изучение нового материала
Формы работы: работа в парах; индивидуальная работа, фронтальная.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Словарная работа Найдите и исправьте ошибки в словарных словах :
Биседа, плоток, партред, ограном, спосиба, облоко, чорный, мебиль, канверд, Пийзаш.
Обменяйтесь тетрадями, проверим (1 учащийся выходит к доске и исправляет ошибки, учащиеся проверяют работу соседа и оценивают её). Индивидуальная работа, общеклассная работа.
Сегодня вы узнаете, как называются слова, которые в нашей речи давно уже не употребляются, а также слова, которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники.
IV. Знакомство с устаревшими словами (архаизмами и историзмами). Просмотр слайдов
1. Закончи формулировку определения.
Слова, вышедшие из активного употребления, называются…
2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).
3. Выпишите устаревшие слова :
Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.
4. Прочитайте предложение.
При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…
• Найдите случаи неоправданного употребления устаревших слов.
• Запишите предложение в исправленном виде.
• К какой группе устаревших слов относятся данные? Докажите.
Проверка. Исправленный вариант. При ответе на экзамене ученик поднимает глаза и, приставив палец ко лбу, соображает… (Это архаизмы.)
• Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
• Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
• Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.
- Почему найденные вами слова лишние?
- К какой группе устаревших слов они относятся? (Историзмы)
- Для чего необходимо изучать устаревшие слова?
Общеклассная работа.
Слайд №34- 35. Работа в парах. Самопроверка.
V. Знакомство с новыми словами (неологизмами). Знакомство с новым понятием.
Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.
Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.
1. Прочитайте выписанные слова. Почему их можно считать неологизмами?
2. Составьте с одним из неологизмов предложение.
Саммит – съезд, встреча на высшем уровне.
Интернет – глобальная компьютерная сеть.
Менеджер – специалист по управлению производством.
Модем – устройство для передачи цифровой информации. Без модема нельзя выйти в интернет.
Хакер – специалист в области компьютерных технологий, способный получить несанкционированный доступ к системам с секретной (конфиденциальной) информацией.
- Какую роль в языке играют неологизмы?
(За счёт появления новых слов обогащается словарный состав языка. Необходимы названия для новых предметов, явлений.)
Слайд №41. работа в парах.
Слайд №42. Самопроверка
VI. Рефлексия. - Оцените свою работу на уроке. Слайд №43.
Таблица для работы на уроке.
Содержание задания Выполнение задания Оценка
1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются…
2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).
3. Выпишите устаревшие слова :
Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.
4. Прочитайте предложение.
При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде.
Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.
Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.
Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Устаревшие и новые слова
Среди устаревших слов выделяются две группы: историзмы и архаизмы.
Историзмы - это слова, которые обозначают прежние, не существующие сейчас понятия (латы, кокошник, повойник, кольчуга, боярин).
Архаизмы - это устаревшие синонимы современных слов, называющие те понятия, признаки, действия, которые и сейчас существуют, но обозначаются новыми словами (выя – шея, рамена´ – плечи, чело´ – лоб, глаголить – говорить).
Терем - высокий богатый дом (боярский замок) ;
Сусек – ларь, большой деревянный ящик в котором хранят муку, зерно.
Неологизмы(от греч.neos – новый) – новые слова, возникшие в языке. Неологизмы служат для обозначения понятий, которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники (видеотелефон, сотовый телефон, флеш-карта, модем). По мере распространения обозначаемых ими явлений или предметов новые слова могут прочно войти во всеобщее употребление и потерять оттенок новизны. Таковы, например, широкоупотребительные сейчас слова телевизор, магнитофон, атомоход, компьютер.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция
- Курс добавлен 24.12.2021
- Сейчас обучается 200 человек из 52 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- Сейчас обучается 353 человека из 70 регионов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 605 364 материала в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 28.10.2016 3193
- PPTX 1.3 мбайт
- 1 скачивание
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Веденеева Светлана Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей
Время чтения: 1 минута
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах
Время чтения: 0 минут
Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы
Время чтения: 0 минут
Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни
Время чтения: 2 минуты
Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Слово - это живая единица языка. С течением времени некоторые из них могут выходить из употребления. Такие слова называются устаревшими:
ланиты (щёки), чело (лоб), светлица (комната)
Устаревшие слова могут совсем выйти из употребления (в следствие того, что обозначаемый ими предмет уже не существует) - конка (лошадь, везущая повозку по рельсам) . Или могут заменяться в речи новыми словами - очи = глаза .
Новые слова могут как заменять устревшие слова, так и называть новые предметы и явления: космонавт, акваланг, ракета, интернет и другие.
Неологизм - это новое слово, выражение или новое значение старого слова.
Однако неологизмом слово остаётся недолго, очень быстро такие слова либо становятся привычными нам, либо выходят из употребления, становясь устаревающими.
Устаревшие слова — это слова, которые не используются в современной повседневной речи. Такие слова обозначают исчезнувшие понятия или заменяются современными словами-синонимами.
Что такое устаревшие слова?
Узнаем, что такое устаревшие слова в русском языке, если примем во внимание, что лексика складывается из слов активного употребления и слов пассивного запаса. Это значит, что в словарном составе русского языка различают активную и пассивную лексику. Одни слова востребованы в речи говорящими каждый день:
Значение этих слов понятно всем владеющим русским языком. Они не отличаются оттенком архаичности или новизны и составляют активный словарный запас. А другими словами мы не пользуемся ежедневно. Они существуют в русском языке, зафиксированы в словарях, но не востребованы в повседневной живой речи и поэтому принадлежат к пассивной лексике. Это устаревшие слова, которые можно разграничить на две группы:
Рассмотрим более детально каждый тип устаревших слов.
Историзмы
Лексика русского языка все время изменяется: с одной стороны, она пополняется новыми словами, а с другой стороны, некоторые слова устаревают. Слова могут стареть по-разному. К примеру, с течением времени исчезает предмет, явление или понятие, которое обозначало слово:
Само слово сохраняется в лексике, но не используется ежедневно в речи. Оно принадлежит уже истории и поэтому называется соответствующим термином.
Такие слова связаны с историей. Если взглянуть на некоторые слова с точки зрения времени, то установим, что они были востребованы когда-то в прошлом:
Предметы и явления, которые обозначают историзмы, не сохранились до нашего времени, а устаревшие слова остались и пополнили пассивный запас лексики. Историзмы не имеют синонимов в русском языке. Это единственные названия исчезнувших из обихода предметов и понятий. Их значение не всегда ясно современному человеку. Чтобы понять, что значит тот или иной историзм, следует обратиться к историческому прошлому, например:
- корчма — постоялый двор;
- камеристка — комнатная служанка;
- дровни — крестьянские сани.
Примеры историзмов
По значению историзмы можно разграничить на несколько семантических групп:
- названия, связанные с административным устройством (приказ, уезд, повет, волость, присутствие, околоток);
- слова, отображающие социальный уклад общества (царь, боярин, граф, дворянин, барин, крепостной, холоп, смерд);
- названия должностей и лиц по роду занятий (сокольничий, постельничий, бурлак, рабфаковец);
- названия старинных единиц измерения (верста, сажень, аршин, золотник, пуд, фунт, десятина, гарнец, доля);
- названия денежных единиц (алтын, полушка, гривенник, де́ньга);
- названия предметов вооружения (забрало, палица, кольчуга, булава);
- названия одежды (кафтан, сермяга, зипун, сюртук, картуз, лапти).
Архаизмы
Некоторые слова с течением времени потеряли свою актуальность и были вытеснены из активного употребления современными словами с тем же значением. Предмет или явление существует в реальности, а слово, называющее его, устарело и вышло из активного употребления.
Архаизмы — это устаревшие слова, которые по значению соотносятся с современными словами, обозначающими те же понятия.
В русском языке архаизмы всегда имеют современные слова-аналоги, или синонимы, которые называют то же явление, понятие или предмет:
- брадобрей — парикмахер;
- гать — настил в топком месте;
- ежели — если;
- дабы — чтобы.
Устаревшие названия частей тела человека
Примеры архаизмов
Архаизмы неоднородны по своему составу. Некоторые устаревшие слова полностью были заменены соответствующими современными словами с другим корнем. Значение таких слов иногда трудно понять современному человеку без помощи словаря. Ряд архаизмов отличаются некоторыми морфемами или отдельными звуками от их синонимов. С этой точки зрения архаизмы делят на группы:
1. лексические архаизмы — устаревшие слова с другим корнем:
2. лексико-словообразовательные архаизмы — устаревшие слова с другим суффиксом:
- содейство — содействие;
- дружество — дружба;
- знакомец — знакомый;
- рыбарь — рыбак;
3. лексико-фонетические архаизмы отличаются одним или несколькими звуками:
4. лексико-семантические архаизмы — слова, имеющие другое значение в современном языке:
- архаизм урод (красота) — урод (человек с физическим недостатком);
- позор (зрелище) — позор (стыд).
Итак, архаизмы вышли из активного употребления из-за замены их современными словами с тем же значением. Они используются в научных трудах и художественной литературе как стилистическое средство для создания колорита исторической эпохи, характеристики речи персонажей.
Читайте также: