Сообщение на тему условия успешной коммуникации

Обновлено: 02.07.2024

Человек - “существо социальное”. Это означает, что он живет среди людей и осуществлять свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение - контактное, опосредованное или воображаемое.

В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

Эффективное общение - это единственная вещь, которая может быть действительно важна для всех людей, обитающих в обществе. Не думать об эффективном общении в то время когда общаешься, это все равно, что переходить дорогу в оживленном месте не смотря по сторонам.

· направляет поток информации в нужное русло;

· помогает людям преодолеть барьеры для проведения открытой дискуссии;

· стимулирует собеседников предпринимать действия для достижения поставленных целей;

· передает информацию, поощряя сотрудников думать по-новому и действовать более эффективно.

В данной работе описаны наиболее значимые приемы и технологии эффективного общения.

Эффективное общение

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.

Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п.

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

В основу теории культуры речи как особой лингвистической дисциплины предлагается положить следующее определение этой дисциплины. Культура речи - это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Эффективность общения - это тот "конечный продукт", создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим образом связаны с основными функциями языка.

Технологии эффективного общения – это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию (эмпатия - способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию) партнеров по общению.

Само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения:

•коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;

•интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;

•перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

Основное же содержание технологий эффективного общения в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм общения.

Основные правила эффективного общения:

· Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

· Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

· В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

· Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

· Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Для эффективного общения необходимо знать некоторые приемы, т.к. многие из них действуют на уровне подсознания.

Несколько приемов для эффективного общения:

- " Правило трех двадцати ":

· 20 сек. вас оценивают.

· 20 сек. как и что вы начали говорить.

· 20 см улыбки и обаяния.

- 6 правил Глеба Жеглова:

· Проявлять искренний интерес к собеседнику.

· Запомнить имя человека и не забывать время от времени повторять его в разговоре.

· Вести разговор в кругу интересов вашего собеседника.

· Относиться к нему с уважением.

- Как увеличить полезность контакта:

· Говорить о проблемах собеседника.

Правила эффективного общения по Блэку:

· Всегда настаивать на правде.

· Не приукрашивать, не набивать цену.

· Помнить, что 1/2 аудитории – женщины.

· Делать общение увлекательным, не допускать скуки и обыденности.

· Контролировать форму общения, не допускать экстравагантности.

· Не жалеть времени на выяснение общего мнения.

· Помнить о необходимости непрерывного общения и выяснения общего мнения.

· Стараться быть убедительным на каждом этапе общения.

Как результат вы получите:

· Формальный контакт перерастает в нормальное человеческое общение.

· Вы завоюете собеседника.

· Вы повысите вашу самооценку.

Рассмотрим некоторые из приемов эффективного общения и важность их применения более подробно.

Первое впечатление (первые 20 сек.)

Первое впечатление о человеке на 38% зависит от звучания голоса, на 55% от визуальных ощущений (от языка жестов) и только на 7% от вербального компонента. Конечно, первое впечатление – не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение. Поэтому важно уметь произвести хорошее впечатление на окружающих.

На первый взгляд, комплимент – самое простое в общении. Но сделать его мастерски - высшее искусство.

Комплименты бывают трех типов:

· Чтобы не выглядел искусственным, необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.

· Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы сравниваем.

Желательно приучить себя к тому, чтобы обычным выражением Вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка или хотя бы готовность к ней. Именно такой должна быть Ваша улыбка – открытой и искренней.

Помнить имя собеседника

Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека. Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имена своих собеседников. Часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. Руководитель, желающий производить хорошее впечатление, может использовать следующий прием: завести блокнот и записывать имена всех своих деловых партнеров и подчиненных и иногда просматривать его, чтобы иметь возможность при встрече обратиться по имени. На людей производит неизгладимое впечатление, что человек, стоящий значительно выше по служебной лестнице, помнит их по имени.

Имя человека – это самый важный для него звук на любом языке.

Поднятие значимости собеседника

Нам всем хочется чувствовать себя значительными, чтобы хоть в чем-то хоть где-то от нас что-то зависело.

Потребность чувствовать свою значимость – одна из самых естественных и характерных человеческих слабостей, свойственных сем людям в той или иной степени. И иногда достаточно дать человеку возможность осознать собственную значительность, чтобы он с радостью согласился сделать то, что мы просим.

Средств поднятия значимости собеседника, конечно, существует тысячи, каждый выбирает сам наиболее подходящее для данной ситуации. Но есть и универсальные средства, которые могут быть названы воистину волшебными словами.

Главное – искренне попросить у человека той или иной помощи.

Поднятие значительности собеседника может стать универсальным ключом к его душе, только если это делается искренне.

Достаточно дать собеседнику возможность выговориться, рассказать все, чем он хотел поделиться, стараясь проявлять максимум внимания и заинтересованности к его словам, чтобы благодарный за это собеседник с радостью и вниманием выслушал все, что расскажем ему мы. Беседа доставит взаимное удовольствие.

Итак, если мы хотим, чтобы нас выслушали, мы должны сначала выслушать собеседника.

Существуют специальные приемы понимающего слушания, которым может научиться каждый человек:

Нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.

Отражение чувств – это стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства. Как бывает приятно говорить с чутким собеседником, который разделяет наши эмоции и переживания, не обращая внимания на содержание речи, существо которой подчас не имеет особого значения и для нас самих.

Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Невербальное общение — вид общения без использования слов.

Наблюдения показали, что в процессах общения 60%-95% информации передается с помощью невербального общения.

Теплые интонации: мы всегда следим за тембром и интонациями голоса как средствами выражения эмоционального содержания слов, которые мы слышим, и в разговоре можем отличить их от смысла самих слов. Голос лучше выражает положительные, чем отрицательные эмоции, и вам, вероятно, приходилось на основании одних только интонаций обнаружить, что вы нравитесь собеседнику. Кстати, ученые утверждают, что именно таким путем проще определить, пытаются ли вас ввести в заблуждение, или говорят прямо и откровенно.

Тепло прикосновения. Прикосновения к другому человеку, лишенные сексуальной окраски, скажем, к руке или плечу, являются сильнейшим средством передачи теплого отношения и симпатии. Когда нет оснований, что это будет негативно воспринято, не стесняйтесь прикосновений, если у вас это выходит естественно. Те, кто умеют в разговоре дотронуться до собеседника, обычно воспринимаются как милые и привлекательные, однако нужно быть очень внимательным к возможной реакции другого человека.

Жесты и позы: человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т.п.

Табл. 1. Значение некоторых жестов и поз

№ п/п Жесты, позы Состояние собеседника
1 Раскрытые руки ладонями вверх Искренность, открытость
2 Расстегнут пиджак (или снимается) Открытость, дружеское расположение
3 Руки спрятаны (за спину, в карманы) Чувство собственной вины или напряженное восприятие ситуации
4 Руки скрещены на груди Защита, оборона
5 Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет) Защита, оборона
6 Кисти рук расслаблены Спокойствие
7 Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку Заинтересованность
8 Голова слегка наклонена набок Внимательное слушание
9 Человек опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта Критическая оценка
10 Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз) Обдумывание решения
11 Ладонь захватывает подбородок Обдумывание решения
12 Человек медленно снимает очки, тщательно протирает стекла Желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению
13 Человек расхаживает по комнате Обдумывание трудного решения
14 Пощипывание переносицы Напряженное сопротивление
15 Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания Обман
16 Человек прикрывает рот рукой во время слушания Сомнение, недоверие к говорящему
17 Человек старается на вас не смотреть Скрытность, утаивание своей позиции
18 Взгляд в сторону от вас Подозрение, сомнение
19 Говорящий слегка касается носа или века (обычно указательным пальцем) Обман
20 Слушающие слегка касаются века, носа или уха Недоверие к говорящему
21 При рукопожатии человек держит свою руку сверху Превосходство, уверенность
22 При рукопожатии человек держит свою руку снизу Подчинение
23 Хозяин кабинета начинает собирать бумаги на столе Разговор окончен
24 Ноги или все тело человека обращены к выходу Желание уйти
25 Рука человека находится в кармане, большой палец снаружи Превосходство, уверенность
26 Говорящий жестикулирует сжатым кулаком Демонстрация власти, угроза
27 Пиджак застегнут на все пуговицы Официальность, подчеркивание дистанции
28 Человек сидит верхом на стуле Агрессивное состояние
29 Зрачки расширены Заинтересованность или возбуждение
30 Зрачки сузились Скрытность, утаивание позиции

Язык жестов во многих случаях можно назвать языком дружеского расположения. Однако в нашей жизни бывают ситуации, когда жесты людей начинают обозначать прямо противоположное. Но многие из нас не настолько отважны, чтобы заявить прямо в глаза другому человеку, что мы не рады встрече и хотим, чтобы нас оставили в покое. Поэтому стоит научиться распознавать отрицательные сигналы.

Как же улучшить ваше общение с другими?

Для того чтобы общение было эффективным, между нами и нашим собеседником нужно установить контакт. В ходе общения каждый из нас желает, чтобы его услышали и поняли, по этой причине в ходе разговора проявляйте уважение к точке зрения говорящего. Для эффективного общения рекомендуется также говорить в том же темпе и в том же объеме, а также используя аналогичную позу (стоя либо сидя) что и ваш собеседник. Помните, что люди любят, когда им подражают.

Невербальное общение – это очень важная составляющая общения. Лишь небольшую часть общения составляют непосредственно слова. Это означает, в основном общение состоит из мимики и жестов. Невербальное общение мы используем и для того, чтобы показать нашу ответную реакцию на то, что нам сообщают.

Убедитесь в том, что вас поняли правильно

Реагировать на информацию собеседника

Это, пожалуй, самые основные правила, которые помогут сделать общение с совершенно разными людьми и в различных сферах жизни более эффективным, а значит и более гармоничным и продуктивным. Общение – это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы общаемся постоянно, даже когда молчим (через наши жесты, движения, мимику). Так пусть общение станет еще эффективнее!

Список использованной литературы

Эффективная коммуникация стала неотъемлемой частью современного человека, который стремится быть успешным везде – и на работе, и в личной жизни. Ведь чтобы достигнуть высот, нам необходимо уметь зарекомендовать себя, а также поддерживать приятельские отношения с полезными знакомыми.

Сегодня каждый стремится улучшать свои социальные навыки. И даже если изначально возникают сложности, со временем эти знания все равно приносят заслуженные плоды – надежные межличностные связи. А помогает в этом всем коммуникация. Как сделать ее более эффективной, расскажем в статье.

Определение эффективной коммуникации

Коммуникация — это процесс передачи информации между людьми с использованием различных способов. В зависимости от выбранного канала отправки данных, он бывает:

Определение эффективной коммуникации

Эффективной можно назвать коммуникацию, когда 2 стороны отлично понимают друг друга. При этом даже использование одного языка не гарантирует, что полученную информацию воспримут верно.

Эффективное общение дает возможность минимизировать случаи потери смысла при передаче данных. Чтобы укреплять дружбу или брачные узы, успешно вести бизнес, строить личную жизнь, необходимо научиться коммуницировать и постоянно развивать этот навык.

Простейший обмен информацией есть даже у животных, но только у человека этот процесс доведен до совершенства. Жестовую и разговорную речь постепенно дополнили письменные, образные, пиктографические способы. В результате коммуникация усложнилась, двум сторонам стало труднее понимать друг друга, общение превратилось в объект многочисленных исследований.

Процесс передачи информации состоит из 5 элементов:

Тот, кто делится данными (коммуникатор).

Реципиент, аудитория или получатель данных.

Результирующий этап, на котором делаются выводы об успешности коммуникации. К нему переходят, только если предыдущие четыре состоялись.

Принципы и условия эффективной коммуникации

Принципы и условия эффективной коммуникации

Основные принципы эффективной коммуникации:

Необходима двусторонность. Для этого нужно, чтобы все участники диалога были заинтересованы в одинаковом результате.

Получатель должен изо всех сил стараться правильно понять смысл полученной информации.

Важно, чтобы реципиент уважал говорящего, доверял ему и не ставил под сомнение его профессиональные навыки.

Необходимы эмоции, соответствующие ситуации.

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

И начать новую, счастливую для себя жизнь.



Также есть ряд правил эффективной коммуникации:

Манера речи должна быть соответствующей и адекватной. Следует избегать чрезмерной болтливости, а также разговора о том, что не касается изначально выбранной темы. Это улучшает навыки эффективной коммуникации.

Слова подбирают логичные, полностью соответствующие смыслу и легко понимаемые, чтобы достичь цели общения. Лексику можно разнообразить через самообразование, изучение родного языка, а также чтение.

Излагают мысли грамотно и логично, придерживаясь определенной структуры. Тогда слушателям становится легче воспринимать информацию, что повысит вероятность положительного результата.

8 приемов развития эффективных коммуникативных навыков

В психологии умение общаться считается одним из самых главных для человека. Его развивают на протяжении жизни. Рассмотрим базовые приемы, которые помогут усовершенствовать навыки эффективной коммуникации.

8 приемов развития эффективных коммуникативных навыков

1. Больше слушайте.

Невозможно грамотно наладить связь с человеком без того, чтобы слушать его. Это основа общения.

Умение слушать часто недооценивают. Эгоистичность и сосредоточенность людей на себе ведет к тому, что они постоянно говорят и почти не воспринимают другую сторону диалога. Бывает так, что человек может просто ждать, когда собеседник замолчит, чтобы начать рассказывать самому. Избавиться от такой дурной склонности реально.

Такое активное слушание поможет понять, как дальше строить диалог и какие вопросы задавать. Причем спрашивать нужно так, чтобы ответ следовал расширенный, а не односложный. В результате беседа станет более содержательной.

2. Не растягивайте монолог: краткость - сестра таланта.

Это правило связано с предыдущим. Если долго быть рассказчиком, то меньше шансов услышать другую сторону. Полная сосредоточенность на собеседнике автоматически сокращает длительность монолога.

3. Поработайте над своим актерским мастерством.

Общение подразумевает максимальное использование жестов, разных интонаций. Именно это делает человека представителем общества. Сочность, красочность и яркость рассказов, имитация ролей — все это увеличивает коммуникабельность, вносит разнообразие в жизнь. Обладающий такими способностями человек харизматичен, умеет понравиться, с легкостью приспосабливается к ситуации и примеряет одну социальную роль за другой, не теряя при этом индивидуальности.

4. Общаясь, используйте не только слова, но и невербальные средства коммуникации.

Добавьте эмоциональности в диалог. Например, чтобы показать заинтересованность в рассказе собеседника, наклонитесь в его сторону, посмотрите в глаза, выразите открытость в жестах и мимике. Не забывайте о позитивности.

Следите за движениями тела, тоном голоса при общении, вносите правки, если необходимо.

8 приемов развития эффективных коммуникативных навыков

5. Уважайте мнение собеседника.

Соглашаться не обязательно, а вот выслушать нужно, даже если точка зрения другого диаметрально противоположна вашей.

После того как собеседник закончит монолог, тактично укажите ему на те фразы, с которыми вы не согласны. Критика и порицание недопустимы. Формальное согласие лучше, чем полное отрицание, ведь разговор — это поиск точек соприкосновения.

6. Проявляйте искреннюю заинтересованность в собеседнике.

Искренний интерес к другому человеку автоматически приведет к тому, что вы будете стараться вникнуть в суть его переживаний, чувств и мыслей. Это поможет понять, что стоит за словами, увидеть истинные мотивы собеседника.

Активное слушание приведет к открытию, что отличия между вами минимальны, что, оказывается, другая сторона не такая скучная, как показалось в начале общения.

Кроме того, искренняя заинтересованность поспособствует более комфортной и дружелюбной атмосфере, ведь люди заметят ваше неравнодушие к ним.

7. С пониманием относитесь к критике.

Чаще всего критика отражает настроение говорящего и его эмоциональное состояние. Неудачный день, болезнь ребенка или любимого питомца сильно влияют на содержание замечания. А может, собеседник просто ревнует вас, завидует или сердится. Людская эгоистическая сосредоточенность на собственных переживаниях вносит искажения в их выводы о других.

Все вертится не вокруг вас. Поймите, что окружающие думают о вашем настроении, делах крайне мало. Облегчите себе жизнь и не придумывайте того, чего нет. Тогда боязнь критики, неправильных слов или поведения со стороны окружающих (якобы они что-то не то подумают) будет минимизирована.

8 приемов развития эффективных коммуникативных навыков

8. Старайтесь выступать инициатором разговора.

Жители мегаполиса со временем привыкают на улице, в общественном транспорте отворачиваться от знакомых, делать вид, что не узнают их. При виде человека глаза автоматически опускаются, язык тела выражает нежелание общаться. Это срабатывает — знакомый проходит мимо как чужак.

Такой вариант игры в прятки по-взрослому добавляет отрицательных эмоций и стресса. И их будет больше, чем даже при общении с нежелательным собеседником.

При виде знакомого автоматически включается режим ожидания. Мозг начинают атаковать вопросы: узнал ли этот человек меня? Хочет ли он говорить или нет? Стоит подходить или лучше пройти мимо?

Чтобы избежать стресса и лишних переживаний, лучше проявить инициативу и начать разговор первым. Как ни странно, это окажется легко. Если же знакомый действительно не хочет вступать в диалог, то можно быстро завершить беседу и уйти.

Приемы деловой эффективной коммуникации

Вот ряд приёмов для эффективной деловой коммуникации:

Важна комфортная, приятная обстановка.

Начало разговора лучше отдать собеседнику.

Не стоит перебивать оппонента, даже если кажется, что он неправ. Лучше пусть выскажется до конца.

Используйте прием частичного повторения слов собеседника, чтобы показать свою заинтересованность в диалоге и выяснить, правильно ли вы поняли то, что было произнесено.

При несогласии с предложением выдвиньте альтернативу, подкрепив ее действенными, но ясными аргументами. Идеально, если найдутся примеры, которые подтвердят, что ваш подход успешен.

Не забудьте подвести итоги, заканчивая встречу. Нужно подчеркнуть главное.

Каким бы ни был результат, поблагодарите другую сторону и предложите продолжить диалог в дальнейшем.

Приемы деловой эффективной коммуникации

Важны также средства невербальной коммуникации:

Поза. Открытая, т.е. такая, когда нет скрещенных ног, рук, все тело выражает доброжелательность и искренность. Когда собеседник что-то говорит, слегка наклонитесь к нему. Иногда кивайте, такой жест не означает согласия, он свидетельствует о принятии и внимании.

Темп и громкость речи, дикция. Не частите со словами, оптимально произносить 120 слов в минуту. Проверьте, хорошо ли вас слышно.

Внешний вид. Небрежность, неряшливость, неаккуратность порой говорят о неуважении к собеседнику.

Заключительные советы по выстраиванию эффективной коммуникации

Установленные обществом нормы необходимо соблюдать в разговоре с человеком, в противном случае вероятно возникновение непонимания, проблем, ссор и даже полное прекращение отношений.

Заключительные советы по выстраиванию эффективной коммуникации

Вот еще несколько советов для эффективной речевой коммуникации:

Используйте лексику, понятную собеседнику. Для этого учитывают образованность другой стороны, возраст и прочие социальные характеристики. Только принимая во внимание особенности реципиента при изложении мыслей, возможно быть услышанным и понятым.

Готовьтесь к диалогу заранее, например, составьте план разговора, узнайте о цели встречи и о том, с кем предстоит беседовать. Используйте технические средства и наглядные пособия.

Не забывайте слушать активно, чтобы расположить к себе собеседника и лучше его понять.

Выбирайте размеренный темп речи, но не растянутый, а тон – громкий и уверенный.

Планируя телефонный звонок или видеосвязь, продумайте заранее, о чем будете говорить и какие вопросы задавать.

Все вышеописанные приемы эффективной коммуникации и советы помогут развить навыки общения, а это положительно отразится как на карьере, так и на личностном росте.







Современный человек стремится быть успешным везде – и на работе, и в личной жизни. Карьера, семья, друзья – все это составляющие части жизни, а эффективная коммуникация позволяет наладить все сферы и прийти к максимальному согласию. Каждый должен стремиться улучшить свои социальные навыки. Даже если изначально возникают сложности, со временем эти знания принесут заслуженные плоды – надежные межличностные связи.

Эффективная коммуникация

Определение коммуникации

Разные способы передачи информации от одних людей к другим называют коммуникацией. Она включает в себя все разнообразие каналов передачи и расшифровки сигналов и бывает:

  • вербальная;
  • невербальная;
  • письменная;
  • пиктографическая;
  • пространственно-символьная и т. д.

Считается, что коммуникация эффективная, когда отправитель информации общается на одной волне с получателем. Однако даже общение в единой знаковой системе не дает гарантий того, что послание будет верно расшифровано.

принципы эффективной комуникации

Основы эффективной коммуникации

Общение как банальный обмен информацией присутствует уже у простейших животных. Человек в процессе эволюции довел коммуникацию до совершенства. Разговорная и жестовая речь развивалась и постепенно расширилась до письменной, символьной и образной. Однако этот процесс усложнил понимание, и эффективная коммуникация становится отдельным объектом изучения.

Коммуникативный процесс включает в себя пять элементов:

Навыки эффективной коммуникации

Принципы эффективной коммуникации

Без позитивного общения невозможно добиться взаимопонимания ни в одном вопросе. Для того чтобы убедиться в том, что другие люди правильно воспринимают исходящую информацию, необходимо соблюдать ряд требований.

Прежде всего нужно обратить внимание на принципы эффективной коммуникации:

Ниже обсудим основные условия эффективной коммуникации.

условия эффективной коммуникации

Как добиться положительного эффекта от общения?

Для того чтобы коммуникация считалась эффективной, должны соблюдаться определенные условия:

  1. Речь должна соответствовать изначальной цели разговора, быть адекватной. Не стоит говорить слишком много или затрагивать в беседе вопросы, никак не касающиеся обсуждаемой темы. Это улучшает навыки эффективной коммуникации.
  2. Используемые слова должны быть логичны и лексически точны, это очень важно для достижения цели общения. Достигается путем постоянного самообразования, чтения различной литературы и внимательного отношения к родному языку.
  3. Само повествование должно быть логичным и грамотным. Четкая структура изложения создает благоприятные условия для слушателей и повышает шансы на позитивный исход.

Приемы эффективной коммуникации

Любой человек живет в обществе и зависим от него. Даже самые отчаянные домоседы, возможно не напрямую, но вступают в межличностные связи. И для работы, и для бытовых социальных связей будет полезна эффективная коммуникация. Приемы и навыки общения можно развить и улучшить – это сделает жизнь любого человека намного проще.

Хотите в процессе общения получать позитив? Вам будет полезно узнать некоторые приемы повышения эффективности коммуникации:

Это лишь основные приемы, предназначенные для облегчения и улучшения межличностного общения.

коммуникация эффективная

Правила для эффективной коммуникации

Любое межличностное общение должно соответствовать определенным нормам. Их нарушение ведет к отсутствию понимания между собеседниками, конфликтам и даже к разрыву отношений.

Правила эффективной коммуникации:

  1. Говорите на языке собеседника. Это правило следует понимать как необходимость учитывать уровень образования, социальный статус, возраст и другие параметры. Чтобы быть услышанным и понятым, надо формулировать свои мысли, опираясь на особенности аудитории.
  2. Подготовьтесь к общению. Если беседа не спонтанна, следует заранее узнать, с кем, и по какому поводу предстоит встретиться. Возьмите наглядные материалы и технические средства. Разработайте план беседы.
  3. Научитесь приемам активного слушания, это поможет расположить собеседника и лучше понять его точку зрения.
  4. Говорите четко, в меру громко и уверенно, не растягивайте слова, но и не частите.
  5. При написании письма придерживайтесь выбранного стиля.
  6. Перед звонком по телефону или "Скайпу" заранее составьте план беседы и вопросы, которые необходимо обсудить.

эффективная коммуникация позволяет

Способы эффективного общения

Чтобы достигнуть взаимопонимания в процессе общения, необходимо создать условия и учесть возможные способы эффективной коммуникации. Всего их выделяют шесть:

  1. Стремитесь излагать мысли максимально убедительно. Всегда говорите кратко и по существу, избегайте излишних нагромождений слов, недомолвок и возможных двойных толкований.
  2. Употребляйте терминологию и профессионализмы только в тех случаях, кода они уместны.
  3. Даже в бытовом общении следует избегать жаргонных и сленговых выражений, особенно это касается межпоколенной коммуникации.
  4. Избегайте излишней эмоциональной нагрузки, как положительной, так и отрицательной.
  5. Старайтесь обращаться персонализированно, по имени, по научному или военному званию, либо объединяя группу собеседников общезначимым словом.
  6. Всегда соблюдайте правила вежливости и этикета.

способы эффективной коммуникации

Невербальные сигналы для улучшения коммуникации

Собеседники воспринимают друг друга не только на слух. Словесное воздействие может быть усилено или уменьшено с помощью различных невербальных сигналов. Наше тело посылает их в большом количестве, а другие люди считывают и интерпретируют их на подсознательном уровне.

Чтобы улучшить коммуникативные навыки, будет полезно овладеть приемами позитивного невербального подкрепления:

правила эффективной коммуникации

Условия эффективного общения с помощью технических средств

Технический прогресс подарил нам новые средства, позволяющие облегчить общение. Это телефоны, факсы, Интернет. Коммуникация с помощью техники должна строиться по тем же правилам и принципам, что и межличностная. Следует соблюдать все правила этикета, принципы ведения деловой и персональной беседы.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Условия успешной коммуникации.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Успешность коммуникации во многом определяется тем, понимают ли собеседники друг друга.

Иногда приходится слышать диалог вроде этого:

- Да ты ничего не понимаешь!

- Да это ты не можешь толком ничего объяснить!

Кто же прав в подобном диалоге?

По моему мнению, достижение понимания между людьми зависит от всех участников коммуникации.

С одной стороны, слушатель должен обладать определенными знаниями для того, чтобы воспринять и правильно трактовать полученную информацию.

Например, если вы не знаете китайского, без переводчика почти невозможно понять китайца. Если вы полгода не посещали курс известного профессора, вы многого не поймете в его заключительной лекции. Если вы не знаете языка жестов, вы будете плохо понимать глухонемого.

Кроме того, слушатель зачастую должен и прилагать усилия к тому, чтобы понять информацию.

Например, студенту во время лекции приходится преодолевать собственную лень, сонливость, равнодушие, чтобы понять сложные вопросы, поднимаемые преподавателем.

Вспомним известный ролик в "Ералаше", где мальчик рассказывает мужчине историю, употребляя слова "фитиль", "шкед", "шнобель", "рубильник", "деряпнется", "гикнулся", "ржачка" и др. Мужчина выглядит растерянным, потому что не понимает, о чем идет речь. Но это характеризует не взрослого как глупого, а мальчика как неспособного учитывать ситуацию общения. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В аналогичной ситуации оказываются педагог и ученики, если первый объясняет новый материал без учета знаний последних, их возраста, жизненного опыта. Например, учащиеся начальных классов ничего не знают об австралопитеках, пиаре и таблице Менделеева, поэтому оперировать этими "общеизвестными" понятиями с ними бессмысленно.

Таким образом, достижение понимания зависит от всех участников коммуникации. В идеале собеседники должны обладать неким общим базисом знаний (владеть одним языком; оперировать терминами, известными обоим; иметь общий культурный фон и пр.) и желать достижения взаимопонимания (прилагать усилия к тому, чтобы понимать и быть понятым).

Эффективность коммуникация подразумевает позитивный настрой.

Без позитивного настроя нельзя добиться взаимопонимания ни в одном вопросе. Например, если родитель разозлен, его общение с провинившимся ребенком не будет успешным: любая реплика будет восприниматься негативно, взаимопонимание не будет достигнуто.

Успешная коммуникация подразумевает не только умение говорить, но и умение слушать.

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, делающее процесс общения более эффективным.

При пассивном слушании трудно понять, воспринимает ли собеседник нашу речь, потому что нет никаких реакций на получаемую информацию. Представьте, что вы рассказываете что-то собеседнику, а он никак не реагирует: не кивает, не поддакивает, не задает вопросов. Использование приемов активного слушания не только показывает, что слова говорящего имеют значение для слушающего, но и может помогать направлять беседу в нужном направлении.

Приемы активного слушания разнообразны:

Успешная коммуникация зависит от умения расположить собеседника.

Один из приемов расположения собеседника — комплимент. Для того чтобы речь достигла успеха, пользоваться комплиментом следует осторожно и только в сочетании с другими приемами.

В первую очередь, следует отличать комплимент от лести. Различие заключается в степени преувеличения достоинства, которое желает видеть в себе собеседник. Можно заметить в этом определении большую долю субъективности: одни и те же слова разные люди могут воспринять как комплимент, а другие — как лесть, одни люди ждут похвалы своим достижениям, другие вообще не приемлят комплиментов. Если собеседник известен, проблем с выбором комплимента возникает меньше.

Нас окружают разные люди с разными взглядами на жизнь, на нормы поведения, на общественно значимые события и пр. Бывают ситуации, когда обсуждаемый вопрос не вызывает в нас желания спорить. Но по принципиальным вопросам (они для каждого человека свои) споры неизбежны. Люди скромные и нерешительные могут отмолчаться, но испытывать недовольство собой. Людям невоспитанным или просто эмоциональным трудно выразить свое несогласие так, чтобы не только не испортить отношения, но и склонить собеседника на свою сторону. Специалисты дают различные советы по этому вопросу.

Кем бы ни был оппонент, специалисты рекомендуют не осуждать его позицию у него за спиной. Нередко лучше поговорить с этим человеком лично, не при свидетелях. В случае с руководителем неуместно обсуждать его позицию с коллегами.

Для выражения несогласия нужно подобрать подходящий момент и убедиться в том, что человек готов к конструктивному диалогу. При выражении своей позиции нужно грамотно подбирать весомые аргументы, преподносить их уверенно. Важно не переходить в диалоге на личности. Слова должны касаться не самого оппонента, не его личных качеств, а его позиции по обсуждаемому вопросу.

Другие приемы расположения собеседника:

Важно также уметь нейтрализовать агрессию собеседника.

- согласие собеседника (три “да”)

Оба приема призваны нейтрализовать агрессию, но требуют, в первую очередь, самообладания у переговорщика, поскольку, например, эмоциональному человеку трудно не вовлечься в скандал, когда на него обрушивается агрессия.

Успешность коммуникации зависит и от невербальных средств.

Как известно, общение между людьми происходит на нескольких уровнях: вербальном (текст), паравербальном (громкость, тон, тембр голоса), невербальном (мимика и жесты). То есть люди, общаясь друг с другом, одновременно (осознанно и неосознанно) обращают внимание на то, что сказано, как сказано, каким голосом, на то, какими жестами, движениями, мимикой сопровождались высказывания и пр.

Во время коммуникации мы воспринимаем не только словесную информацию, но также обращаем внимание на:

взгляд человека (смотрит ли в глаза или избегает взгляда),

его одежду (опрятен ли собеседник, соответствует ли одежда ситуации общения),

тембр его голоса (более низкий тембр располагает собеседника),

темп голоса (более высокий темп речи обычно приписывают более умным людям: раз быстро говорит, значит, быстро соображает),

интонацию (более выразительная интонация обычно располагает собеседника),

Эксперты отмечают, что около двух третей информации поступает именно по невербальным и паравербальным каналам связи. Когда же общение эмоционально, уже более 90% информации передается по невербальным каналам коммуникации. Причем люди успевают отреагировать на эти сигналы раньше, чем дослушивают речь, даже если не отдают себе в этом отчета.

Читайте также: