Краткое сообщение о диканьке

Обновлено: 04.07.2024

Об этом сказочном месте написано немало, но особенное впечатление о Диканьке, несомненно, сформировано благодаря культовому произведению Николая Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Так что же такого необычного есть в Диканьке, что быль, а что вымысел?

Об этом сказочном месте написано немало, но особенное впечатление о Диканьке, несомненно, сформировано благодаря культовому произведению великого русского писателя Николая Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки", в котором он мастерски передал местный колорит украинского хутора и его обитателей. Так что же такого необычного есть в Диканьке, что быль, а что вымысел? Ведь неспроста Гоголь воспел именно этот самобытный поселок Полтавской области.

Сказка ложь, да в ней намек.

Оказавшись неподалеку от гоголевских мест, где писатель родился и провел свои юношеские годы, оказываешься приятно удивлен существованием той самой Диканьки и того самого хутора, в котором развивались мистические события, легшие в основу самой известной в России рождественской сказки. Тем более что местные жители говорят, что у их села особенная энергетика, и до настоящего времени пересказывают старые истории о чертях и ведьмах.

Да, многие писатели выдумывают своих героев, но прототипы гоголевского Пацюка, который глотал летающие вареники, кузнеца Вакулы и его матери Солохи, а также возлюбленной Оксаны действительно существовали. Потомки Солохи, Вакулы и Оксаны до сих пор живут в селе и с удовольствием рассказывают о своих вошедших в литературную историю предках. Их фамилия — Вакуленко. А прототипом казака Пацюка исследователями официально признан живший тут когда-то казак Пащенко. Конечно, магией он не владел, но мужчиной все равно был завидным. Дело в том, что, имея совсем небольшой рост, он обладал богатырской физической силой.

Есть логическое объяснение и тому, почему Гоголь приписал своим героям колдовские способности. Он искренне верил, что все диканьские казаки и их жены могут перемещаться во времени и пространстве, а значит, наделены и другими колдовскими дарами, а разгадка его веры кроется в старинной легенде.

Таинственные исчезновения

Когда-то в селе жили не только обычные местные крестьяне, но и сечевые казаки, которые возвращались сюда на зимовье. И эти казаки славились тем, что во время неожиданных набегов врагов умели внезапно исчезать вместе с женами и детьми. Эту легенду Гоголь узнал от матери и вроде как даже убедился в ее правдивости лично.

Миру разгадка сей тайны открылась совсем недавно — около десяти лет назад. Все началось с жалоб жителей села: якобы на их огородах проваливается земля, особенно в дождевые годы и весной, когда бывает много талых вод. По конфигурации направления провалов стало очевидно, что все они ведут прямо к Троицкой церкви, возведенной в свое время казаками.

Начались раскопки, и тут вскрылось, что под Диканькой лежит целый рукотворный город, коридоры которого тянутся на многие десятки километров. Кто его построил – неизвестно, но в XVI веке он был обнаружен казаками, которые расширили и усовершенствовали проходы, держа находку в строжайшем секрете. Именно в этом подземном городе они прятали жен и детей, а в самые лихие набеги укрывались сами. Их таинственные исчезновения и стали основой легенды, что в селе живут черти-казаки и их жены – настоящие ведьмы. А Троицкая церковь, к которой ведут ходы, в свою очередь стала для Гоголя тем таинственным местом, в которым чудесным образом переплелись благочестивость и чертовщина: именно на ее стенах кузнец Вакула нарисовал нечистого и именно ее он описывал в своих любовных рассказах Оксане.

КАК ДОБРАТЬСЯ:
самолетом или поездом до города Полтава (Украина). Из Полтавы на автобусе или автомобиле 29 км по главной дороге до Диканьки.

Чудесное рождение

Рождение Николая Гоголя тоже покрыто ореолом таинственных событий. Его мать Мария Гоголь-Яновская верила, что над родом Гоголей висит проклятье, ведь все мальчики, которые должны были появиться на свет, умирали практически сразу после рождения. Когда женщина окончательно отчаялась родить наследника, диканьские казаки посоветовали ей сходить в еще одну местную церковь – Никольскую и поклониться там иконе Николая Чудотворца. Гоголь-Яновская прислушалась к совету, и вскоре на свет появился здоровый малыш и единственный сын в семье — Николай.

Диканька прежде всего известно благодаря Николаю Васильевичу Гоголю, который описал городок в своем знаменитом сборнике "Вечера на хуторе близ Диканьки". Если бы не эти произведения, вряд ли Диканька пользовалась бы такой популярностью среди туристов. А зря - у городка достаточно богатая история и много интересных достопримечательностей.

Описание места

Диканька находится в Полтавской области. Впервые она упоминается в летописи середины 17 века, в связи с битвой, которая проходила на её территории. Кстати, в Диканьке можно найти множество подземных ходов, с помощью которых местные жители спасались от набегов. Еще одно интересное событие, связанное с Диканькой - это построение усадебного комплекса Кочубеев. К сожалению, он был практически разрушен, и от былой красоты ничего не осталось. Уже в 20 веке Диканьке был присвоен статус поселка городского типа.

Чем заняться

Диканька - это не только экскурсии, посвященные творчеству Гоголя. Здесь расположен знаменитый историко-краеведческий музей, в котором можно найти множество памятников археологии. Есть здесь и потрясающая картинная галерея. Среди архитектурных памятников наиболее выделяется старинная Троицкая церковь - в ней происходили события из "Ночи перед Рождеством". Также можно посмотреть Николаевскую церковь, вооруженную на месте старинной деревянной, и Триумфальную арку - исторический символ Диканьки. Разумеется, в Диканьке есть памятник Николаю Гоголю, но можно найти и памятник Тарасу Шевченко.

Как добраться

До Диканьки легко добраться и своим ходом, и обычным транспортом; до городка ходит автобус из Полтавы, есть и множество туристических маршрутов.

Диканька - уютный и атмосферный поселок, в котором так или иначе ощущается присутствие мистики и гоголевских персонажей. Также здесь есть много любопытных мест для посещения.


Уважаемый читатель, приглашаем Вас побывать в интереснейшей усадьбе, прошлое которой связано с жизнью писателя с мировым именем. Конечно же, Вы уже догадались, что речь пойдет об усадьбе и музее-заповеднике Николая Васильевича Гоголя (1809 -52) в селе Гоголево Шишацкого района Полтавской области.


Уже, будучи взрослым, и находясь вдали от родительского дома, Николай Васильевич никогда не забывал о матери. Он постоянно переписывался с ней. Отсюда она присылала ему многочисленные материалы о народных поверьях, обычаях, быте, использовавшихся писателем в его произведениях. Сюда он приезжал отдыхать от суеты столицы, здесь работал над многими своими произведениями.

Сам факт появления Гоголя на свет во многом связан с иконой Николая Чудотворца, которая находилась в церкви Диканьки. После выхода "Вечеров на хуторе близ Диканьки" Гоголь сам попал в плен собственной мистики. В этот период он пишет: "Я стою в бездействии, малого не хочется, большое не придумывается". С Петербурга он пишет письма домой и прости мать собирать для него мистические верования и различные легенды крестьян. Мать отправляет ему по несколько писем в месяц.

Именно на основе собранных матерью легенд Гоголь пишет свои страшные рассказы. В названиях постоянно фигурирует Диканька. Но только Николай Васильевич Гоголь и его мать знают тайный смысл этих названий. Ведь именно Диканька и икона Николая Чудотворца, согласно легенде, помогла Гоголю появиться на свет.


После "Вечеров на хуторе близ Диканьки" к Гоголю пришло признание, но сам он изменился. Все время жаловался друзьям на свои страхи и мистические предчувствия, начал бояться преждевременной смерти. Ему хотелось писать про историю и о реальных событиях. Но на бумаге возникали мертвые невесты и страшный потусторонний мир. В черновиках Гоголя была уникальная легенда, и он даже пытался избавиться от этой пагубной рукописи. Измученный внутренней борьбой с мистикой, он приезжает домой. Там он созывает крестьян и просит их насыпать среди поля высокий курган - якобы для лучшего обзора окружающей местности. Однако, через пол дня работы Гоголь передумывает.


К этому моменту был высыпан уже достаточно высокий курган, а вокруг выкопана яма. Гоголь рассчитался мелкими монетами, которые были у него, и отпустил крестьян. Говорят, что, когда один из крестьян вернулся к кургану, то увидел, что яма, которая была вокруг кургана и из которой бралась земля для насыпки кургана, была уже частично засыпана. Люди были уверены, что именно здесь возле села Гоголь и закопал свою рукопись.

После революции об этой легенде узнали Петербургские ученые, и к месту сооружения кургана была направлена экспедиция для обнаружения рукописи. К их величайшему удивлению и разочарованию на месте кургана они застали ровное поле. Через полвека после сооружения загадочного кургана он также загадочно исчез. Точно также мистически исчезла и коллекция предметов быта, которые еще его мать собирала в Диканьке и отсылала писателю во время написания ним "Вечеров на хуторе близ Диканьки".

После Диканьки Гоголь написал еще одну мистическую сборку "Миргород" и в своих книгах больше никогда не возвращался ни к истории, ни к мистике. За свою жизнь Гоголь так и не дописал историю Украины, а все черновики сжег вместе со вторым томом "Мертвых душ".


Во время открытия заповедника-музея возле дома был установлен памятник Николаю Васильевичу Гоголю (скульптор А. Ковалёв, архитектор В. Шевченко).

Основная информация

Страна

Область

Район

Поселковый совет

Первое упоминание

Население

Книжное описание

Автор

Первое появление

Последнее появление

Эпоха

Места

Интересные места

Появления

Книги

Фильмы

Мультфильмы

Содержание

История

Первое упоминание о Диканьке относится к 1658 году, где она является небольшим селом, окруженным густой чащей лесов. Во времена Российской империи "Диканька" стала крупным поселком, которым были очень заинтересованы такие росийские писатели, как Александр Сергеевич Пушкин, который довольно хорошо описывал в некоторых своих очерках данное место, даже несмотря на то, что там ни разу не бывал, а также Николай Васильевич Гоголь, благодаря которому этот поселок стал очень знаменитым среди русских и иностранных людей, прочитавших его книги.

По статистике на 2001 год, в Диканьке проживало 8468 человек, но число людей спустя несколько лет значительно возросло.

Описание

Книжное

Здесь представлен список тех мест, которые находились вблизи Диканьки:

Диканька — страшное место. Ведьмы, утопленницы, черти и нечистые силы обитают в Диканьке и сеют зло в жизнях простых людей. Юному писарю Николаю Гоголю еще предстоит разобраться в том, что таит Диканька.

Хата кузнеца Вакулы и Солохи

Основная статья: « Хата Оксаны и казака Чуба

Основная статья: « Диканьская церковь

Основная статья: « Картина кузнеца Вакулы .

Диканьские хаты

Основная статья: « Хата Пузатого Патцука

Небольшая по размеру хата, внутри которой находятся печь, длинная деревянная лавка и специальное место, где сидит Пузатый Патсюк (он и жил в данном сооружении) и при помощи магии поедает вареники.

Блог Центральной библиотеки для детей имени Шуры Кобера и Вити Хоменко города Николаева



Диканька — старинное украинское селение, которое своей природой очаровывало Г.Ф. Квитку-Основяненко, Панаса Мирного, Н.И. Глинку. Александр Сергеевич Пушкин в Диканьке ни разу не бывал, но тем не менее виртуозно описывал тамошние места. В Диканьке жили представители древнего рода Кочубеев, чьи имена навсегда вписаны в историю Украины. Возле давнего села, а нынче небольшого города Полтавской области, до сиз пор ростут четыре дерева которые помнят Мотрю Кочубеевну и Мазепу. Но в первую очередь названия Диканька, Великие Сорочинцы и Миргород ассоциируется с именем Николая Васильевича Гоголя.

Гетьман Украины Иван Мазепа встретил здесь свою любовь Мотрю, – 16-летнюю дочь Василия Кочубея. Примечательно, что отголоски этой любви дошли до самого Санкт-Петербурга. Вопреки воле родителей, Мотря пыталась сбежать к Мазепе. В конечном итоге родители упрятали дочь в монастырь, где она и провела остаток своих дней. Обозленный Василий трижды посылал Петру I доносы на Мазепу, но ни одно из обвинений так и не было принято. В конце концов, сам Кочубей попал в немилость к царю и был казнен; похоронен он в Киево-Печерской лавре.

Род Кочубеев внес огромный вклад в развитие Диканьки. Благодаря ему был построен большой и очень красивый дворец с более чем 100 комнатами. Красотой своей он мог сравниться с лучшими и красивейшими дворцами во всем мире. К сожалению, в 1917 году дворец был разграблен и разрушен до основания восставшими крестьянами. Сейчас на месте дворца находится ландшафтный парк. Рядом с ним возвышаются оставшиеся с прежних времен четыре дуба, возраст которых достигает 800 лет. Неподалеку находится церковь Николая Чудотворца.

Основные достопримечательности Диканьки:


Триумфальная арка — исторический символ Диканьки, построена в 1820 году по проекту Луиджи Руска как парадный въезд в усадьбу Кочубеев в память о приезде в Диканьку императора Александра I. Арка является частью усадьбы Кочубеев, сохранившейся по сей день. Ранее её композиционным центром был красивый парадный дворец, построенный в конце XIX века по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги. Дворец Кочубеев в годы гражданской войны был разрушен и разобран. Триумфальная арка – единственный на Украине памятник культуры, увенчивающий триумф победы в Отечественной войне 1812 года с французами.



Николаевская церковь — построена в 1794 году на месте деревянной, которая находилась на окраине Диканьки. Её проект в стиле классицизма выполнил известный зодчий той эпохи Н. А. Львов. Он впервые применил систему двойного купола. Особенное внимание привлекает резной иконостас из мореного дуба. Под церковью находится семейная усыпальница Кочубеев, где похоронено 5 князей и 3 княгини рода. Рядом с церковью находится колокольня, построенная в 1810—1827 гг. по проекту Луиджи Руска.



Еще одна достопримечательность Диканьки – сиреневая роща. В свое время другой Кочубей, Виктор, приказал посадить ее для своей дочери Галины, неизлечимо больной туберкулезом костей. Место выбрали в бывшем глиняном карьере, а сирень всевозможных сортов свезли со всего света. К сожалению, сегодня в лесу остался лишь один вид этого растения.




Кроме прочего посёлке есть памятники Т. Шевченко и Н. Гоголю (скульптор Л. Ильченко).


Читайте также: