Сообщение на тему упражнения для профилактики нарушения зрения

Обновлено: 16.05.2024

1. Строение глаз. Заболевания глаз (близорукость, дальнозоркость, астигматизм).

2. Функции глазодвигательных мышц.

3. Упражнения для глаз для укрепления глазодвигательных мышц профилактики различных заболеваний, утомления и снятия напряжения.

Глоссарий по теме:

Движения глаз — необходимая составляющая работы зрительного анализатора живых организмов.

Зрение — одно из внешних чувств человека и животного, органом которого является глаз; способность видеть. Это физиологический процесс, восприятия человеком, формы и цвета предметов, их взаимного расположения и расстояния между ними, обеспечивающий ему возможность ориентироваться в окружающем мире.

Аккомодация — способность глаза к ясному видению предметов на разных расстояниях.

Нарушение зрения — это снижение способности видеть до такой степени, что вызывает проблемы, не устраняемые обычными способами, такими, как очки или лекарства.

Близорукость — заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии. При близорукости изображение приходится не на определённую область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечёткое. Происходит это из-за несоответствия силы оптической системы глаза и его длины.

Дальнозоркость — нарушение зрения, при котором преломляющая система глаза обладает уменьшенной оптической силой и изображение формируется за сетчаткой; человек при этом хорошо видит вдали, но плохо видит вблизи.

Астигматизм — искажение изображения оптической системой глаза из-за неоднородной кривизны роговицы или хрусталика, в результате чего преломление лучей в различных сечениях проходящего светового пучка неодинаково. Световые лучи фокусируются в нескольких точках, изображение искажается.

Пальминг — специальное упражнение, направленное на профилактику зрительной усталости и зрительного утомления после работы за компьютером.

Глазодви́гательные мышцы — мышцы участвующие в поворотах глаз.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Основная литература:

Матвеев А.П. Физическая культура. 6-7 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций/ А.П. Матвеев. — 7 изд. — М.: Просвещение. 2018.

Дополнительная литература:

  1. Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для улучшения зрения. М.: АСТ, 2004. – 62 с.
  2. Биресфорд С., Мьюрис Д., Аллен М., Янг Ф. и др. Лечебные упражнения для глаз. Новейшие разработки Американского института зрения. М.: Попурри, 2012. 320 с.
  3. Барнс Б. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. М.: Попурри, 2012. 50 с.
  4. Чиа М. Даосские практики улучшения зрения. М.: София, 2011. 120с.
  5. Кук Д. 100% зрение. М.: Альтус, 2006. 224 с.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Для профилактики нарушений зрения необходимо делать специальную гимнастику, которую делают через 10 минут от начала работы и после её окончания.

Быстро моргать в течение 1 минуты.

Это упражнение помогает регулировать внутриглазное кровообращение, моргание отлично способствует расслаблению глазодвигательных мышц, у него есть три функции: очищает, увлажняет, отдых от света. Если моргать редко, это может привести к воспалению и ухудшить зрение.

Крепко зажмурьте глаза на 3-5 сек, а затем откройте на 3-5 сек., повторите 10 раз.

Это упражнение позволяет укрепить глазодвигательные мышцы и увеличить кровообращение.

Смотрите вверх-вниз. Выполняйте упражнение в течение 60 секунд. Не напрягайте глаза.

Круговые вращения глазами, сначала в одну сторон 10 раз, потом в другую, 10 раз. Не спешите.

Смотрите вправо-влево. Выполняйте упражнение в течение 60 секунд.

Сначала посмотрите вправо на вдохе, затем переведите взгляд влево на выдохе, помните упражнение надо делать медленно.

Это упражнение способствует профилактике близорукости и дальнозоркости.

Рисуем глазами квадрат, переводим взгляд снизу левого угла вверх, в сторону вправо, вниз. Сначала в одну сторону 10 раз, потом в другую сторону 10 раза. Не торопитесь.

Это упражнение способствует укреплению косых мышц глаз. Скосите глаза к кончику носа, потом взгляд переместите вперед, затем сместите глаза к переносице, потом снова вперед, перемести взгляд к точке между бровями. А боковым зрением смотри в стороны. Упражнение повторяем 10 раз. Не спешите. Молодцы! Не забудьте поморгать после этого упражнения.

Рисуем глазами ромб, взгляд переводим вниз, потом переводим взгляд влево в сторону затем вверх, в сторону вправо, вниз. Сначала в одну сторону 10 раз, потом в другую сторону 10 раз. Не торопитесь.

Специальное упражнение способствует расслаблению глазодвигательных мышц глаз.

Разотрите ладони до ощущения теплоты и поместите ладони, сложив одну на другую, и прикройте глаза, расслабьте глаза, через ладони передайте ощущение тепла глазам. Это упражнение проводится в течение 1-3 минут, чтобы глаза отдохнули и мышцы расслабились. Этот комплекс упражнений вы можете рекомендовать своим близким, особенно пожилым людям.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка.

3. Установление соответствий между элементами двух множеств.

5. Добавление подписей к изображениям.

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте.

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице.

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие.

8. Сортировка элементов по категориям.

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

11. Выделение цветом.

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

13. Смежный граф (автоматически заполняемый).

14. Лента времени.

Информация о тестовом вопросе:

Снижение риска заболевания глаз.

Укажите правила, соблюдение которых снижает риск заболевания глаз. Выберите все правильные ответы.

А) освещение рабочего стола слева;

Б) расстояние от глаз до рабочей поверхности стола должна составлять 10- 15 см;

В) при чтении используют подставку для книг, читать лёжа нельзя;

Г) просмотр телевизора осуществляется на расстоянии 4-5 метров, надо сидеть прямо, а не сбоку;

Д) расстояние от компьютера до глаз должно быть не менее 50-70 см;

Е) необходимо делать специальную гимнастику, которую делают через 10 минут от начала работы и после её окончания;

Ж) за компьютером непрерывно можно работать 20 минут в день, 3 раза в неделю.

Информация об ответах

Правильный вариант: А, В, Д, Е, Ж

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Б.

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка.

3. Установление соответствий между элементами двух множеств.

5. Добавление подписей к изображениям.

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте.

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице.

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие.

8. Сортировка элементов по категориям.

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

10.Подчеркивания/зачеркивания элементов.

11. Выделение цветом.

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

13. Смежный граф (автоматически заполняемый).

14. Лента времени.

Информация о тестовом вопросе:

Упражнения для глаз.

Комплекс упражнений для глаз направлен ___________________.

Выберите правильный ответ:

1. На профилактику утомления и заболеваний глаз.

2. На коррекцию нарушений осанки.

3. На повышение аппетита.

4.Улучшение кровообращения и укрепление глазодвигательных мышц.

Информация об ответах

Комплекс упражнений для глаз направлен на профилактику утомления и заболеваний глаз, улучшение кровообращения и укрепление глазодвигательных мышц.

Современные дети уже с раннего возраста много времени проводят за просмотром мультфильмов, старшие же дошкольники сегодня вовсю играют в компьютерные игры. В результате глаза, испытывающие большую нагрузку, не получают достаточного отдыха. Чтобы избежать возможных проблем со здоровьем этих важных органов, в детском саду обязательно проводится несложная и увлекательная зрительная гимнастика.

ВложениеРазмер
zritelnaya_gimnastika_dlya_profilaktiki_narusheniya_zreniya_v_detskom_sadu_i_doma.docx 123.58 КБ

Предварительный просмотр:

Зрительная гимнастика для профилактики нарушения зрения в детском саду и дома

Выполнила Попикова Татьяна Филипповна воспитатель высшей категории

Город Воронеж, ЦРР “Детский сад №176” Железнодорожного района

Современные дети уже с раннего возраста много времени проводят за просмотром мультфильмов, старшие же дошкольники сегодня вовсю играют в компьютерные игры. В результате глаза, испытывающие большую нагрузку, не получают достаточного отдыха. Чтобы избежать возможных проблем со здоровьем этих важных органов, в детском саду обязательно проводится несложная и увлекательная зрительная гимнастика.

Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении

Зрительная гимнастика — одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем. В детском саду она относится к современным здоровьесберегающим технологиям (наряду с динамическими паузами, самомассажем, дыхательной гимнастикой и пр.).

Интересно, что первые упражнения, призванные сохранить остроту зрения, были придуманы ещё до нашей эры индийскими йогами. Создавая комплексы для всего тела, они не забыли и о глазах.

В дошкольном учреждении гимнастика для глаз имеет очень важное значение, поскольку выполняет целый ряд задач :

Виды зрительной гимнастики в ДОУ

В детском саду практикуется несколько видов зрительной гимнастики:

Воспитателю желательно проводить с дошкольниками различные виды гимнастики для глаз, разумно их чередуя.

Методика проведения зрительной гимнастики

Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного возраста. Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день. Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в старшем же звене — четыре-пять минут.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Ребята должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
  2. Голова занимает фиксированное положение (если, конечно, гимнастика не активная — не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
  3. Если некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
  4. Детское дыхание должно быть равномерным и глубоким.
  5. Последним упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики малышам желательно хорошенько потянуться.

Во время проведения гимнастики для глаз очки нужно снимать

Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.

Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема зарядки связывается с темой непосредственно образовательной деятельности. Например, если ребята изучают насекомых, то ребята могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки. Если во время непосредственно образовательной деятельности речь идёт о транспорте, то можно предложить упражнение под коротенькое стихотворение:

  • По городу мчатся с утра и до ночи
  • Машины всех марок, красивые очень.
  • Поедут налево, направо, кругом –
  • Свободны машины и ночью и днём.

При этом дети выполняют движения глазами согласно тексту (влево, вправо, круговые), а в конце моргают.

Если занятие связано со зрительным напряжением (продуктивная деятельность), то гимнастика для глаз проводится в середине занятия. Если же непосредственно образовательная деятельность не предполагает нагрузки на зрение (развитие речи, чтение художественной литературы), то отдельное упражнение для глаз можно сделать во второй половине занятия: ребята получат своего рода разрядку, смогут немного отвлечься.

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки. Например, воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть вниз на траву, потом вверх — на небо, поискать там птичек, потом вновь на травку. В тёплое время года можно понаблюдать за бабочкой, которая машет крылышками, и предложить так помахать ресничками.

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки

Тренировать детские глазки можно и в свободное время, утром или вечером. Педагог предлагает ребятам офтальмологические тренажёры или специально чередует определённые игры: сортировка мелких предметов по форме или цвету (работают мышцы глаза, отвечающие за ближнее зрение) и бросание мячиков в корзину или кегли (при этом ребёнок смотрит вдаль). В солнечную погоду можно воспользоваться обычным зеркальцем и погонять по комнате солнечных зайчиков: малыши будут следить за ними взглядом.

Примеры упражнений

При проведении гимнастики с младшими дошкольниками упражнения должны быть предельно простыми, но при этом занимательными. Можно использовать такие варианты:

Начиная со среднего возраста, упражнения следует усложнять:

Кроме того, ещё с младшего возраста можно проводить зрительную гимнастику под стихотворный текст. Вначале это короткие произведения, затем более длинные. Можно воспользоваться следующими вариантами:

Как-то осенью в лесу

Висела шишка у всех на виду.

Шишка на всех глядела

И тихонечко висела.

Смотреть на указательный палец вытянутой руки

Лось сказал, что низко,

Движения глазами вниз

А зайчонок — высоко,

Движения глазами вверх

Белочка, сказала — близко,

Движения глазами на кончик носа.

А ежонок — далеко.

Движения глазами вдаль.

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Обвести глазами круг

Наверху созрела слива,

А внизу растёт крапива,

Слева — свёкла, справа — брюква,

Посмотреть влево- вправо

Слева — тыква, справа — клюква,

Снизу — свежая трава,

Сверху — сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Вот стоит большая ёлка,

Вот такой высоты.

Посмотреть снизу вверх

У неё большие ветки

Вот такой ширины.

Посмотреть слева направо

Есть на ёлке даже шишки,

А внизу — берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосёт в берлоге лапу.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз

Следующие примеры относятся уже к активной зрительной гимнастике (она сопровождается движениями тела) под стихотворный текст.

Капля первая упала: кап-кап

И вторая побежала: кап-кап

Постучать пальцем по ладони

Мы на небо посмотрели

Капельки кап-кап запели

Постучать по голове

Тереть аккуратно лицо и глаза

Посмотреть вниз на ноги

Показать на ноги руками

Плечами дружно поведём

И все капельки стряхнём

От дождя убежим

Под кусточком посидим

Присесть на корточки

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.

Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!

Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук в стороны

Справа — первые цветочки появились на лужочке.

Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взглядом

Слева — быстрый ручеёк с бугорка к потёк.

Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взглядом

Мы кораблик смастерили,

Соединить ладони перед грудью

В ручеёк пустить решили.

Удаление сложенных ладоней вперёд от себя

Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!

Машем ладонями, прощаясь с корабликом

Вот как весело играть и в весенний день гулять!

Лёгкие подпрыгивания на месте

Вот окошко распахнулось,

Разводят руки в стороны

Кошка вышла на карниз.

Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.

Посмотрела кошка вверх.

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась.

Проводила взглядом мух.

И уселась на карниз.

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

И закрыла их руками.

Закрывают глаза руками

Использование наглядности во время зрительной гимнастики

При выполнении зрительной гимнастики большое значение имеет наглядность. Она помогает заинтересовать детей и сделать упражнения более эффективными. Ведь у дошкольников (особенно в младшем возрасте) преобладает наглядно-образное мышление, и многие упражнения, особенно такие как вращение глазами, повороты глаз, им гораздо легче выполнять, имея перед собой зрительный ориентир.

Многие упражнения проще выполнять, когда перед глазами есть ориентир

Для проведения гимнастики в детском саду используются следующие виды наглядности:

Фотогалерея: наглядные пособия для выполнения зрительной гимнастики

Сигнальная метка нужна для переключения взгляда с ближней точки на дальнюю

C:\Users\Dell\Desktop\для глаз\20200731_185747.jpg
C:\Users\Dell\Desktop\для глаз\20200731_185720.jpg

Дети должны зрительно проследить путь от одного персонажа к другому

Использовать наглядность следует и для работы с родителями. Специальные плакаты, показывающие, как правильно выполнять зрительную гимнастику, следует периодически помещать в уголке здоровья в раздевалке. Там их могут рассмотреть мамы и папы, также они обязательно привлекут и детское внимание.

Плакат с картинками для выполнения упражнений для глаз

Мультимедийные пособия

Дошкольникам всегда очень нравятся мультимедийные пособия для зрительной гимнастики. Они представляют собой видеоролики, где на экране появляются различные объекты: рыбки в аквариуме, бабочки на лугу, звёздочки в небе и пр. Задача малышей — следить за ними глазами. Всё это происходит под приятную музыку, вызывая у ребят исключительно положительные эмоции.

Офтальмологические паузы — обязательный приём оздоровления дошкольников. Они хорошо помогают снять утомление глаз, укрепить их мышцы, устранить напряжение. Для проведения зрительной гимнастики не требуется особых условий, комплексы можно органично включать в занятие или же практиковать в любое удобное время. А подключив фантазию и используя интересную наглядность, педагог может превратить такую зарядку в увлекательное действие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация для родителей "Советы по адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения к детскому саду"

В консультации для родителей говорится о необходимости следовать советам врача-офтальмолога и тифлопедагога при воспитании детей раннего возраста с нарушением зрения для облегчения их адаптации к детс.


Требования к организации учебного процесса и использованию наглядных пособий для детей с нарушениями зрения в детском саду

Требования к организации учебного процесса и использованию наглядных пособий для детей с нарушениями зрения в детском саду. В условиях зрительной депривации важно не только познавать мир всеми в.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель.


Пособие "Гимнастика для профилактики нарушений зрения"

Одной из форм работы по профилактики нарушений зрения выступает зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз благотворно влияет на зрительный анализатор и работу всего организма. Нехитрые пособия помогу.


Мастер класс "Использование игровизора и волшебного квадрата В.Воскобовича в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в детском саду."

Демонстрация разновидностей заданий и игр на Игровизоре для педагогов. Положительные стороны, многофункционнальность, разновозрастный диапозон Игровизора. Примеры использования в работе с детьми с ОВЗ.


"Советы родителям по адаптации детей с нарушением зрения к детскому саду"

Содержит некоторые полезные советы для родителей детей с нарушением зрения.


Зрительная гимнастика и ее виды для детей с нарушением зрения в детском саду.

То, что зрительная гимнастика это метод коррекции, развития и профилактики зрительных функций, это правда. А вот насколько она важна? Регулярное применение зрительной гимнастики, имеет неоценимо.

Нарушение зрения у школьников

Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для учебы, отдыха, повседневной жизни. Таким образом, глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния человека.

Снижение остроты зрения у большого количества людей, в том числе у детей и подростков, стало серьезной проблемой в наше время. Необратимые изменения хрусталика появляются вследствие длительного напряжения и фокусирования взгляда на предметах, находящихся слишком близко от глаз. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время очень актуальна профилактика нарушения зрения у школьников. Больше трети детей выпускаются из школы в очках. А во время учёбы в классах уже не хватает первых парт, чтобы рассадить всех близоруких. Проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. Кроме этого, от зрительных нагрузок у ребёнка с плохим зрением начинает болеть голова, что снижает тягу к знаниям.

Факторы риска.

Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в образе жизни.

Основные виды нарушения зрения.

Среди основных расстройств зрительного аппарата у школьников выделяют: спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие.

  • Спазм аккомодации– чрезмерное напряжение мышц, которое не проходит даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.
  • Близорукость– очень распространенное расстройство зрения. При этом изображение предметов расположенных вдалеке (от 1 метра и более) нечеткое и размытое, так как они отображаются не на сетчатке, а перед ней. Может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, игр на компьютере, просмотр телепередач).Тревожным сигналом для родителей, указывающим на развитие близорукости, может послужить желание ребенка сесть поближе к телевизору, низко склониться перед тетрадью или держать книгу близко к глазам при чтении.
  • Дальнозоркость – чаще это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока, при этом изображение отображается за сетчаткой, а не на сетчатке. Предметы, расположенные на близком расстоянии от глаз (20-50 см) видятся размыто, и сфокусироваться на них практически невозможно.
  • Астигматизм – это нарушение зрения, при котором в глазу существуют сразу две точки фокуса, при этом обе из них расположены неправильно. Это связано с тем, что роговица глаза преломляет лучи по одной оси сильнее, нежели по другой. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии. Если школьник пишет большими буквами с сильным наклоном — это сигнал, указывающий на развитие астигматизма.
  • Косоглазие – это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз, практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.
За какой партой должен сидеть ребёнок с плохим зрением?
  • если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза 0,7-1,0, то ребенок может сидеть за любой партой;
  • если острота зрения 0,4-0,6 – не далее 2 парты;
  • при зрении ниже 0,4 – только за первой партой.
Меры профилактики.

Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой болезней глаз у детей является соблюдение здорового образа жизни, а именно:

  • Не стоит чрезмерно нагружать первоклассника дополнительными занятиями, лучше отдайте его в спортивную секцию.
  • Для эффективного кровоснабжения глаз необходима правильная осанка и здоровый позвоночник. Хорошо справится с этими задачами плавание, можно отдать ребенка на танцы. Настольный теннис и занятия с мячомспособствуют тренировке глаз и развитию аккомодации.

Для того чтобы избежать расстройств в работе зрения, следует соблюдать несколько правил:

  1. Не перенапрягать зрением— в перерывах между занятиями (чтением, письмом) необходимо давать глазам отдохнуть по 15 минут через каждые 30-40 минут (домашние занятия учащихся 1-2-х классов не более 1,5-2 часов, 3-4-х классов-2 часов, старших школьников-не более 3-4 часов).
  2. Ограничить до минимума время работы за компьютером.
  3. Отказаться от длительного просмотра телевизионных программ в пользу прогулки на свежем воздухе.
  4. Вовремя вставать и ложиться, по возможности отдыхать днем (послеобеденный сон).
  5. Следить за гигиеной глаз.
  6. Избегать стрессов, не перегружаться.
  7. Создавать хорошее освещение рабочего места ребенка. Свет должен быть с левой стороны стола . У всех источников света должна быть примерно одинаковая цветовая температура).
  8. Употреблять в пищу продукты богатые необходимыми для глаз витаминно-минеральным комплексом (морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо);
  9. Соблюдать правильную осанку;
  10. Расстояние от глаз до книги или монитора —должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным (расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м);
  11. Показывать ребенка раз в год офтальмологу(а если в семье есть родственники с миопией, то чаще);
  12. Если назначено ношение очков, обязательно носить их (если ребенок стесняется носить очки, то носить контактные линзы).
Гимнастика для глаз
Что лучше носить ребенку, линзы или очки?

Современные линзы обладают рядом преимуществ, они более физиологичны очков, удобнее их и создают единую оптическую систему с глазом. Через них проходит кислород и глаз сможет полноценно дышать. Так же ребенок будет чувствовать себя увереннее в психологическом плане. Лучше выбирать однодневные линзы, они более гигиеничны и комфортны. Некоторые дети категорически не принимают контактные линзы из-за процесса их использования. Хронические воспалительные заболевания глаз являются противопоказанием к ношению линз. Также необходимо делать перерыв в ношении линз при инфекционных заболеваниях (тонзиллит, ОРВИ, грипп и др.).

Очки это элемент комфорта и необходимости. При миопии слабой степени очки назначают только для дали, для постоянного ношения очки назначают только при миопии высокой степени. К выбору очков необходимо подходить не с меньшей ответственностью. Детям до 3-х лет необходимы очки из мягкого пластика на резинке, которая будет плотно охватывать голову и он спокойно может бегать и играть. Школьникам до 10 лет хорошо подойдут очки в жесткой пластмассовой оправ с пластиковыми линзами, они дольше не поцарапаются и не разобьются. Важно, что ребенок должен активно участвовать в выборе очков – лишь в этом случае он подберет то, что нравиться ему и будет носить их с удовольствием.

Чтобы техника не стала причиной ухудшения зрения, родители и дети должны понимать, как она может навредить. Вместо того чтобы запрещать ребенку пользоваться компьютером и гаджетом, необходимо объяснить, что не стоит держать близко гаджеты перед глазами или читать в транспорте.

Вылечить уже возникшую близорукость невозможно. Но при правильном подходе в 82% случаев можно стабилизировать остроту зрения. Это возможно только совместным трудом офтальмолога, родителей и маленьких пациентов. Любое подозрение на возникновение зрительных проблем у ребенка — повод для посещения окулиста.

Раннее обнаружение проблем – нередко гарантия полного избавления от них. Относитесь к своим глазам бережно и внимательно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Комплекс упражнений для профилактики зрения.

Составитель:Титарева Евгения Вдладимировна.

Профилактика зрения
Около 30% детей с умственной отсталостью имеют нарушения зрения. Чаще всего встречается близорукость.
Для сохранения зрения существенное значение имеют гигиенические условия про ведения занятий, в частности рациональная и достаточная освещенность, чистота помещений, адекватные возрасту спортивный инвентарь и оборудование, абсолютная безопасность, которые создают условия комфорта для занятий, снижают утомление глаз.
Если ребенок начинает тереть глаза, жмуриться от обилия света или у него появляется покраснение глаз, слезотечение, его необходимо обследовать у врача. Офтальмологами МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца и специалистами Федерального центра ЛФК и спортивной медицины разработаны специальные физические упражнения для профилактики появления и прогрессирования нарушений зрения. Приводим несколько упражнений, наиболее простых и доступных для умственно отсталых детей, которые могут выполняться как на уроках, так и в домашних условиях.

И.П. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз

Укрепление мышц век, расслабление мышц глаза, улучшение кровообращения в них

И.П. - сидя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с, держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз

Снижение утомления, облегчение работы на близком расстоянии

И.п. - сидя. Быстро моргать в течение 1 мин с перерывами

И.п. - сидя. Вытянуть вперед руку, смотреть на кончик пальца, расположенный на средней линии лица, мед-
ленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз

Облегчение зрительной работы на близком расстоянии

И. п. - сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца в течение 1 мин

Расслабление мышц глаз, улучшение кровообращения в них

И.п. - стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить за пальцем; медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и при неподвижной голове следить за пальцем. Повторить 10-12 раз

Укрепление мышц глаза, усовершенствование их координации

И.п. - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее яблоко обоих глаз, спустя 1-2 с снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза

Расслабление мышц глаза, улучшение кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости

Укрепление глазных мышц, улучшение кровообращения, снижение
утомления, улучшение циркуляции внутриглазной жидкости

Улучшение кровообращения, работоспособности глазных мышц

Улучшение работоспособности
цилиарной мышцы

И.п. - сидя. Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в обратном направлении. Повторить
4-6 раз

Читайте также: