Сообщение на тему тромбон

Обновлено: 02.07.2024

Музыкальный инструмент тромбон

Что такое тромбон

Ни один симфонический оркестр не обходится без мощного звучания, которое используется для передачи трагических моментов, глубоких эмоций, сумрачных штрихов. Эту функцию обычно выполняет тромбон. Он относится к группе медных амбушюрных духовых басово-тенорового регистра. Трубка инструмента длинная, изогнутая, расширяющаяся в раструбе. Семейство представлено несколькими разновидностями. Активно применяется в современной музыке теноровый тромбон. Альт и бас используются очень редко.

Музыкальный инструмент тромбон

Устройство инструмента

Главное отличие от других представителей медной духовой группы – оснащение корпуса кулисой. Это изогнутая трубка, позволяющая изменять объем воздуха. Таким образом, музыкант может извлекать звуки хроматического звукоряда. Особое строение делает инструмент более техничным, открывает возможности для плавного перехода с ноты на ноту, исполнения хроматизов и глиссандо. На трубе, валторне, тубе кулису заменяют вентили.

Звук извлекается путем нагнетания воздуха через мундштук чашевидной формы, который вставляется в трубу. Мензура кулисы может быть одного или разного размера. Если диаметр обеих трубок одинаков, то тромбон называется однотрубным. При разном диаметре мензуры модель будет называться двух-калиберной.

Строение тромбона

Как звучит тромбон

Для приглушения звука не редко применяют сурдину. Это грушевидная насадка, которая позволяет изменять тембральное звучание, приглушать силу звука, вносить разнообразие уникальными звуковыми эффектами.

История тромбона

Пережив небольшие усовершенствования, сакбуты стали применяться в оркестрах. До конца XVIII века тромбон продолжал применяться преимущественно в церквях. Его звучание прекрасно дублировало певческие голоса. Сумрачный тембр инструмента в низком регистре отлично подходил для погребальных церемоний.

Тромбон контрабасовый

Контрабасовый

В начале XX века внимание на инструмент обратили джазовые исполнители. В эпоху диксиленда к музыкантам пришло осознание того, что тромбон способен создавать, как сольные импровизации, так и контрмелодии. Гастролирующие джазовые коллективы принесли кулисную трубу в Латинскую Америку, где она стала основным солирующим инструментом в джазовом направлении.

Семейство тромбонов включает в себя несколько разновидностей. Чаще всего используется теноровый инструмент. Конструкционные особенности позволяют выделить и других представителей группы:

  • альтовый;
  • басовый;
  • сопрановый;
  • котрабасовый.

Два последних почти не имеют применения. Последним сопрановую кулисную трубу использовал Моцарт в мессе C-dur.

Тромбон сопрановый

Сопрановый

Басовый и теноровый тромбоны находятся в едином строе. Отличие лишь в более широкой мензуре первого. Разница составляет 16 дюймов. Устройство басового коллеги отличается наличием двух вентилей. Они позволяют понижать звучание на кварту или повышать на квинту. У независимых конструкций более широкие возможности.

Теноровые тромбоны в свою очередь так же могут иметь различие в диаметре мензуры. Самый маленький диаметр у узко-мензурных – менее 12,7 миллиметра. Различие в размерах позволяет использовать различные штрихи, обусловливает техническую подвижность инструмента.

Теноровые кулисные трубы имеют более яркий звук, широкий диапазон звучания, подходят для исполнения сольных партий. Они способны заменить аль или бас в оркестре. Поэтому являются наиболее распространенными в современной музыкальной культуре.

Техника игры на тромбоне

Игре на кулисной трубе обучаются в музыкальных школах, училищах и консерваториях. Музыкант придерживает инструмент у рта левой рукой, правой передвигает кулису. Длина столба воздуха варьируется за счет передвижения трубки и сменой положения губ.

Кулиса может располагаться в 7 позициях. Каждая отличается от соседней на полтона. В первой она задвинута полностью, в седьмой – выдвинута до конца. Если тромбон оснащен добавочной кроной, то музыкант имеет возможность понизить весь звукоряд на кварту. При этом используется большой палец левой руки, который нажимает квартвентиль.

В XX веке широкое применение получила техника глиссандо. Звучание достигается на непрерывном извлечении звука, во время которого исполнитель плавно передвигает кулису.

Игра на тромбоне

Выдающиеся тромбонисты

К первым виртуозам игры на кулисной трубе относятся представители семейства Нойшель. Члены династии не только отлично владели инструментом, но и открыли собственную мастерскую по его изготовлению. Она пользовалась большой популярностью среди королевских фамилий Европы XV-XVII веков.

Наибольшее количество выдающихся тромбонистов традиционно выпускают французские и немецкие музыкальные школы. При выпуске из французских консерваторий будущие композиторы обязаны представить несколько сочинений для тромбона. Интересный факт был зафиксирован в 2012 году. Тогда в Вашингтоне на бейсбольном поле одновременно выступили 360 тромбонистов.

Среди отечественных виртуозов и знатоков инструмента можно отметить А.Н. Морозова. В 70-е годы он был ведущим солистом в оркестре Большого театра, неоднократно принимал участие в жюри международных конкурсов тромбонистов.

В течение восьми лет лучшим исполнителем в Советском Союзе был В.С. Назаров. Он неоднократно участвовал в международных фестивалях, становился победителем международных конкурсов, был ведущим солистом в оркестре Олега Лундстрема.

Несмотря на то, что с момента создания тромбон почти не изменился конструктивно, некоторые усовершенствования позволили расширить его возможности. Сегодня без этого инструмента невозможно полнозвучие симфонических, эстрадных и джазовых оркестров.

Тромбон (итал. trombone — большая труба) — духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра.

Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и тубе этой цели служат вентили). Тромбон — нетранспонирующий инструмент, поэтому его ноты всегда записываются в соответствии с действительным звучанием. На некоторых тромбонах имеется добавочная крона, позволяющая понижать звуки на кварту и подключаемая с помощью квартвентиля.


Тромбон

Диапазон тромбона — от G1 (соль контроктавы) до f? (фа второй октавы) с пропуском звуков между B1 и E (си-бемоль контроктавы — ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H1, то есть си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля.

Тромбон — разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным — в нижнем. На тромбоне возможно использование сурдины, особый эффект — глиссандо — достигается скольжением кулисы. В симфоническом оркестре обычно используются три тромбона (два теноровых и один басовый).

Основная сфера применения тромбона — симфонический оркестр, но он также используется в качестве солирующего инструмента, а также в духовом оркестре, джазе и других музыкальных жанрах, в частности, в Ска-панке, где занимает ведущее положение среди духовых.

История и происхождение тромбона

Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд.

За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции.

Первые инструменты, по сути представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от фр. saquer — тянуть к себе, bouter — толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам: сопрано, альт, тенор и бас. Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров. Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone.

Происходит развитие и укрепление позиций инструмента в оркестре, сольном и ансамблевом музицировании, появляются виртуозные сольные исполнители высокого класса. Композиторы создают для тромбона ряд сочинений, которые впоследствии становятся классикой репертуара — Романс Вебера, обнаруженный спустя много лет после смерти композитора, Концерт для тромбона с духовым оркестром Римского-Корсакова, Концертино Давида и другие. Во второй половине столетия формируются мощные, по сравнению с прошлым, мануфактуры по производству инструментов — Holton, Conn, King — в США, Heckel, Zimmerman, Besson, Courtois — в Европе. Выходят из практики некоторые разновидности тромбона, например, альтовый и контрабасовый.

В XX веке, благодаря развитию исполнительской школы и совершенствованию технологий производства инструментов, тромбон стал весьма популярным инструментом. Композиторы создают для него многочисленную концертную литературу, значительное место тромбон занимает в джазе, а также ска, фанке и других жанрах. С конца 1980-х годов происходит возрождение интереса к старинным тромбонам (сакбутам) и вышедшим из употребления разновидностям тромбона.

Устройство тромбона


Тромбон (Составные части)

Составные части тромбона:

  1. крона общего строя (tuning slide);
  2. мундштук (mouthpiece);
  3. раструб (bell);
  4. клапан слива жидкости (water key);
  5. кулиса (main slide);
  6. вторая стойка кулисы (second slide brace);
  7. первая стойка кулисы (first slide brace);
  8. уплотнительное кольцо кулисы (slide lock ring).

Техника игры на тромбоне

Принцип звукоизвлечения

Как и на других медных духовых инструментах, основным принципом игры на тромбоне являются получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы.

При игре кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает инструмент.

На тромбоне существуют семь позиций (положений кулисы), каждая из которых понижает строй инструмента на полтона. Каждая позиция соотносится с определённой комбинацией вентилей на вентильных инструментах (в том числе на вентильном тромбоне). В первой позиции кулиса не выдвинута, в седьмой — выдвинута на максимально возможное расстояние. В таблице представлены соответствия между позициями тромбона и использованием вентилей на других медных инструментах. Основной тон — звук, получающийся от колебания полного столба воздуха в инструменте. На тромбоне основной тон можно получить только на первых трёх-четырёх позициях. Он называется педальным звуком и звучит негромко.

Использование квартвентиля

Некоторые тромбоны имеют добавочную крону, понижающую весь звукоряд тромбона на кварту вниз. Эта крона включается специальным рычагом, так называемым квартвентилем, который нажимается при помощи натяжения специальной цепочки, прикрепляемой к большому пальцу левой руки. Тромбон с квартвентилем по существу, является комбинацией тенорового и басового инструментов и иногда называется тенор-бас-тромбон.

При включении квартвентиля тромбон даёт только шесть позиций, так как выдвижение кулисы на каждую последующую позицию требует большего пространства из-за увеличения длины трубки тромбона.

Глиссандо

Глиссандо — приём, при котором кулиса плавно передвигается из одной позиции в другую, при этом музыкант не прерывает звука. Используется для особых звуковых эффектов.

Выдающиеся тромбонисты

Фридрих Август Бельке
Владислав Михайлович Блажевич
Гленн Миллер

Видео: Тромбон на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Виды тромбонов

История тромбона

В составе оркестров, в основном были три вида тромбонов: альт, тенор, бас. При звучании одновременно получался темный, хмурый и мрачный тембр, это порождало ассоциацию с сверхъестественной, могучей силой, их принято было использовать в символичных эпизодах оперного спектакля. Тромбон был популярен у Моцарта, Бетховена, Глюка, Вагнера, Чайковского, Берлиоза.
Широкое распространение получил благодаря множеству бродячих ансамблей и оркестров духовых инструментов, дающих представления по Европе и в Америке.

Эпоха романтизма, привлекла внимание к выдающимся возможностям тромбона многих композиторов. Про инструмент говорили, что он наделен мощным, выразительным, возвышенным звучанием, его стали чаще применять в крупных музыкальных сценах. В первой половине 19 века, становится популярным сольное исполнение под аккомпанемент тромбона (известные солисты-тромбонисты Ф. Бельке, К. Квайсер, М. Набих, А. Дьеппо, Ф. Чиоффи). Создается большое количество концертной литературы и произведению композиторов.

В наше время, вновь возникает заинтересованность к сакбутам (старинный тромбон) и различным его формам, которые были популярны в древности.

Какими бывают тромбоны и как на них играют?

Ценителям музыкального творчества полезно знать, какими бывают тромбоны, как выглядит этот музыкальный инструмент, и что это такое, вообще. Интересно будет выяснить, как он звучит. Придется изучить духовой инструмент бас и альт, грушу и мундштук тромбона.



Что это такое?


Стоит отметить, что он выглядит почти так же, как и в момент появления в XV столетии, и имеет примерно то же самое устройство, не претерпел сколько-то существенных практических изменений. Среди частей тромбона стоит упомянуть:

металлическую удлиненную трубку с выдвигаемой кулисой;

вставляемую в раструб сурдину, похожую на грушу (которая перекрывает проход и позволяет поступать лишь небольшому количеству воздуха, влияя тем самым на звучание).



Именно кулиса отличает тромбон от других медных духовых в первую очередь. Она способна изменить количество воздуха. Вследствие такого изменения оказывается возможно извлечение хроматических звуков. Чтобы тромбон зазвучал, нужно накачивать воздух через чашевидный мундштук. Кулиса может оснащаться мензурой из трубок одинаковой или разной величины (соответственно, говорят о двухтрубных или однотрубных моделях).

Тромбон относят к нетранспонирующим инструментам. Издаваемые на нем ноты подлежат записи точно по их звучанию. Часть моделей имеет вспомогательные кроны, обеспечивающие понижение частоты на 1 кварту или на квинту.


Тромбонисты играют в диапазоне от соль контроктавы до фа второй октавы. Однако только при использовании квартвентиля можно закрыть акустическую прореху, разделяющую си бемоль на контроктаве и ми на большой октаве.

История происхождения

Личность, которая изобрела тромбон, в анналах истории не сохранилась. Однако есть предположение, что это был кто-то из старинных фламандских мастеров. Они усовершенствовали старинные кулисные трубы, выдававшие хроматический акустический ряд. Кулисная труба применялась для умножения голосовых линий в церковных хорах, поскольку тембр был довольно близок. Кулисы начали применять для повышения схожести по интонации.


Самые ранние версии тромбона носили имя сакбутов. Эти конструкции были более малыми по величине, чем современные аналоги, и отличались регистром обычного голоса певца. После некоторого усовершенствования конструкции из сакбута получился уже почти современный тромбон. Тогда же возникло и его нынешнее название. В первой половине и середине XVIII века, однако, тромбоны оставались преимущественно церковным инструментом, и все так же продолжали дублировать певческие голоса.


Только в конце XVIII и начале XIX столетия они становятся устойчивой частью обычных оркестров. Преимущественно туда добавляли 3 тромбона с разным диапазоном звучания. Но изменилась не только роль, поменялось также и звучание. Церковные тромбонисты использовали главным образом высокие регистры, где за счет торжественности достигался полный унисон с тембром хоров. В оркестровой музыке этот инструмент стал цениться за мрачные низкие ноты, которые создавали ассоциации с какими-то сверхъестественными мотивами.

Тромбонную музыку писали Глюк и Моцарт, Бетховен и Вагнер, Берлиоз и Новаковский, Чиоффи и Набих. Любопытно, что каждый из этих композиторов имел свое видение, как лучше применять такой инструмент. Отчасти он продолжал использоваться и в церковном жанре.


Однако настоящий успех тромбона был связан с большим количеством бродячих ансамблей, гастролировавших в Старом и Новом Свете. Значимым моментом стал 1839 год, когда житель Лейпцига Затлер придумал квартвентиль.

Другие нововведения того же периода не прижились. Зато между 1850 и 1900 годами создается ряд крупных предприятий по выпуску тромбонов. В прошлом веке стремительно развивалось искусство исполнения. Усовершенствовалась и техника производства инструмента. В это время создается много концертной литературы; с конца 1980-х годов идет новый подъем интереса к тромбонной музыке.



Обычно этот инструмент является самым высоким голосом в духовых оркестрах. Известно о его использовании уже в XVI-XVIII столетиях, но репертуар за то время не установлен. Зато выяснено, что расцвет пришелся на 1756-1780 годы. Отдельные произведения, дошедшие до нас в отрывках, показывают: тогдашние тромбонисты исполняли то, что затем долго считалось недостижимым для них, вообще. С начала XIX столетия альтовый тромбон пришел в упадок, и вплоть до конца ХХ века находился почти в забвении.



Тенор

Время таких тромбонов пришло в середине XIX века в английской и французской музыке. Понижать высоту звука исполнители могли на определенный интервал путем хроматического скольжения. Опытные музыканты способны играть более низкие ноты.

Часто на этом инструменте звучат чередующиеся позиции. Современные теноровые тромбоны содержат 90-сантиметровую трубку, сокращающую частоту звучания.


У этой разновидности тромбона стандартные размеры трубки по длине те же самые, что у тенорового аналога. Однако входное отверстие заметно крупнее. А также используется относительно большой мундштук. Обычно предусматривают 1-2 клапана, понижающих частоту. Вентильный тип имеет целых 3 клапана.

Считается, что диапазон нынешних бас-тромбонов полностью относится к хроматическому ряду. Самая высокая нота — C5. Часть исполнителей может издавать даже еще более высокие звуки. Но это уже скорее неофициальное творчество, поскольку такие достижения ненадежны и конструктивно не предусмотрены. В оркестре и в сольном исполнении классики, а равно при аранжировке джазовых композиций упор делается на тональные возможности бас-тромбонов.



В обычных симфонических оркестрах сегодня используют 1 басовый тромбон. На нем исполняют музыку, сочиненную в период романтизма или позднее. Его ценят также военные музыканты, джазмены. Более старый тип — соль, фа, ми — давно вышел из употребления. Он отличался от современных образцов меньшими габаритами (точнее, сечением).

Говоря про помповые тромбоны, необходимо подчеркнуть не только наличие вентилей. В этих моделях нет кулисы. Они куда уравновешеннее классики и могут легче выполнять усложненные звуковые партии.


Правда, минусом является некоторая погрешность в интонировании, но это типичный недостаток всех вентильных инструментов. Отмечают также недостаток яркости и выразительности глиссандо.

Диапазон может составлять 2,5 октавы. Строй примерно тот же, что и у басового тромбона. Часто такой инструмент входит в джаз-банды и духовые оркестры, в том числе при исполнении сольных партий. А вот в симфонической музыке он востребован весьма мало. Длина не превышает 1 м.

Из исторических типов стоит упомянуть еще контрабасовую разновидность. Его конструкция была изменена в 1816 и 1830 годах. Отверстия постарались увеличить. Некоторые такие экземпляры изготавливали даже в начале ХХ столетия, несколько штук сохранилось. Сейчас тромбон-контрабас делают в двух вариантах с разными диапазонами.



Тромбон сопрано на 1 октаву выше тенора. Наиболее ранний из экземпляров датирован 1677 годом. Установлено, что для него писал сам Бах. Играть на сопрано-тромбоне не слишком нравится современным музыкантам. Из-за необходимости использовать трубные мундштуки он звучит похоже на трубу.


Дополнительные аксессуары

Для тромбонов могут использоваться:

метрономы и камертоны (которые позволяют настраивать инструмент);

стойки (облегчающие игру);

чехол для хранения и переноски.



Техника игры

Чтобы играть на тромбоне, надо менять положение губ, добиваясь получения гармонического созвучия. А также придется менять длину воздушного столба в инструменте, манипулируя кулисой. Критически важно правильное дыхание. При вдохе исполнитель должен пользоваться всеми возможностями. Воздухом надо заполнять всю грудную клетку.

При выдохе следует на упреждение немного опускать плечи. Воздух идет вниз, наращивая давление. Сами музыканты в этот момент расслабляются. Но надо держать в напряжении диафрагму и верхние брюшные мышцы. С их помощью регулируют силу звука.


Кулису выдвигают правой рукой. Слева поддерживают инструмент. Стандартный строй тромбона подразумевает наличие 7 позиций, соответствующих размещению кулисы. Каждая из таких позиций должна быть соотнесена с сочетанием вентилей. Главным тоном считается звук, вырабатываемый при колебании полного столба воздуха внутри инструмента; получить его можно лишь на 3-4 начальных позициях.


Кроме аппликатуры, с которой можно ознакомиться в специальных материалах и справочниках, надо обратить внимание на использование добавочной кулисы. Она понижает звукоряд на 1 кварту. Ее нажимают при помощи квартвентиля. В таком режиме инструмент дает лишь 6 позиций.

Глиссандо применяют для получения особых звуковых эффектов; дополнительные обертоны в первых позициях могут расширять звукоряд.


Интересные факты

Впервые специально для тромбона была написана пятая симфония Бетховена. А самые ранние экземпляры, вернее, прообразы его — найдены при раскопках древних Помпей. Первый достоверно известный ансамбль с участием тромбонистов был составлен из судей Неаполя. Играл этот ансамбль только на свадьбах, при церковных службах и в ходе военных стычек. А сольное выступление тромбониста впервые произошло в 1468 году.



Уже в первые годы ХХ столетия тромбонное звучание стало полноценным элементом джазовой музыки. Во Франции и Германии больше всего умелых, обученных тромбонистов. Во многом это объясняется тем, что именно в Германии такой инструмент начали изготавливать очень рано. Один из старейших экземпляров был сделан в Нюрнберге. Но сейчас с континентальной Европой успешно соперничает США, и именно там существует крупнейший чисто тромбонный ансамбль.

Читайте также: