Сообщение на тему теория вероятности в задачах огэ
Обновлено: 17.05.2024
Есть такое коварное задание в ОГЭ по математике под номером 10 – "Теория вероятности". С первого взгляда кажется простым, но часто возникают подводные камни и ученики теряют баллы. А задание ведь несложное. На нем баллы набирать надо! Даже если твоя цель - просто перейти порог, прочитав эту статью, сможешь набирать на ОГЭ по математике на 1 балл больше. А если твоя цель – разобраться с самыми сложными задачами этого номера (к сожалению, задачи не всегда элементарные), с этим тоже помогу.
Что такое вероятность
Вероятность - это степень наступления какого-либо события. Вероятность изменяется числом от 0 до 1. Отрицательные числа и числа больше единицы ответом быть не могут!
Как понять результат своего вычисления:
1 - событие точно произойдет (достоверное событие)
от 0 до 1 - произойдет с каким-то шансом, может произойти, а может и нет (случайное событие)
0 - точно не произойдет (невозможное событие)
В ОГЭ мы работаем со случайными событиями, ответ 1 или 0 в 10 задании получиться не может!
Вероятность любого события можно найти по этой формуле:
Она решает 80% заданий на ОГЭ, но есть ещё 20%.
Решим самый простой пример:
Объясняю на пальцах:
- 4 бутылки.
- Если 1 бутылка с газом, значит, 3 без газа.
- Нам нужна негазированная, значит, количество благоприятных исходов для нас – 3.
- А всего бутылок 4 – это количество всех исходов.
- Далее решаем по формуле. 3 делим на 4 и переводим в десятичную дробь (ответы на ОГЭ принимаются только в виде десятичных дробей) . Получаем 0.75. НИКАКИХ ПРОЦЕНТОВ! Если этого не просят!
Когда событие одно – решить легко, но их может быть несколько. Разберем ВСЁ, что может попасться на экзамене
Сокращенный вариант по математике и разбор досрочного ОГЭ по русскому в этой статье (нажми, чтобы перейти) .
Вернемся к вероятностям.
Несовместные события
События А и В несовместные, если они не могут произойти одновременно.
Пример: "получить на ОГЭ по математике 5" и "получить на ОГЭ по математике 4" – это несовместные события. Ты получишь либо 4, либо 5. Ставится только одна оценка.
А как посчитать их вероятность? По формуле:
Р - это вероятность. Чтобы найти вероятность несовместных событий (наступит или событие А, или событие Б), нужно найти вероятность наступления каждого и сложить их.
Уже немного сложнее, да? Давай решать задачку
Как проверить, что события несовместные
Задать вопрос: "А могут ли они наступить одновременно?" Если в задаче написано, что Наташа берет наугад 1 пирожок с тарелки, а там их много, она не может взять одновременно 2! Так сказано в условии.
Противоположные события
Два события называются противоположными, если в данном испытании они несовместны и одно из них обязательно происходит .
Формула для расчета:
Отличие от несовместных
В том, что несовместные события могут и не произойти , а одно из противоположных обязательно произойдет .
Например: "получить на ОГЭ по математике 5" и "получить на ОГЭ по математике 4" – это несовместные события. Но! Ты можешь получить и 3, и 2. Ты получишь 4 или 5 не со стопроцентной вероятностью. Поэтому такие события не являются противоположными .
Противоположное событие - подбросить монету, выпадет либо орел, либо решка. Не выпасть орел или решка не могут! И третьего не дано! Обязательно на какую-то сторону монета упадет, мы не учитываем, что монета упадет на ребро.
Ещё примеры несовместных событий для понимания:
- попасть в мишень и не попасть в мишень
- выздороветь и не выздороветь
- готовиться к экзаменам и не готовиться к экзаменам
Третьего не дано!
С несовместными разобрались, осталось самое сложное.
Независимые события
События А и Б независимы, если появление одного из них не меняет вероятности появления другого.
Пример независимых событий : попасть в мишень при первом выстреле и попасть в мишень при втором выстреле. После первого выстрела стрелок хуже стрелять не стал, мишень не передвинули, ветер сильнее дуть не стал. Поэтому вероятность попадания в обоих случаях одинаковая. Условия одинаковые.
Пример зависимых событий: вытащить из мешка с игрушками мягкую игрушку в первый раз и вытащить мягкую игрушку во второй раз. Вероятность во втором случае изменится, ведь в мешке после первого раза стало на 1 мягкую игрушку меньше (количество благоприятных исходов и количество всех исходов стало на 1 меньше).
Зависимых событий на ОГЭ не дадут, этот пример для понимания независимых)
Решаем сложную задачку
Попасть в мишень(А) и не попасть(В) – это противоположные события. Вероятность Р(А) уже дана в условии. Рассчитываем вероятность Р(В) по формуле.
Попасть в мишень в первый раз и не попасть во второй – это независимые события. Чтобы получить их общую вероятность, нужно перемножить их вероятности по отдельности.
По условию: первый раз попал, второй раз промахнулся, третий раз промахнулся. Перемножаем: Р(А)*Р(В)*Р(В).
Готово!
Теперь ты понимаешь, как решать 10 задание ОГЭ по математике, и даже если тебе попадётся самый сложный номер, ты вспомнишь моё объяснение и заработаешь 1 балл :)
Чтобы получать бесплатные уроки по математике и другие авторские материалы для подготовки от онлайн-школы Умскул, подпишись на еженедельную математическую базу знаний ВКонтакте .
Классическое определение вероятности Вероятностью события А называется отношение числа благоприятных исходов, в результате которых наступает событие А, к общему числу всех (равновозможных между собой) исходов этого испытания. Вероятность некоторого события А обозначается Р(А) и определяется формулой: где N ( A ) – число элементарных исходов, благоприятствующих событию A ; N – число всех возможных элементарных исходов испытания.
Вероятность случайного события есть положительное число, заключенное между нулем и единицей : В математике вероятность каждого события оценивают неотрицательным числом, но не процентами !
Для нахождения вероятности случайного события при проведении некоторого испытания следует найти: 1) число всех возможных исходов данного испытания; 2) количество N ( A ) тех исходов, в которых наступает событие А; 3) частное N ( A )/ N будет равно вероятности события А. Вероятность события А обозначают Р(А). Алгоритм нахождения вероятности случайного события:
События А и В называются противоположными , если они несовместны и одно из них обязательно происходит. Событие, противоположное событию А, обозначают символом Ᾱ . Сумма вероятностей противоположных событий равна 1. P(A ) + P( Ᾱ ) = 1 Вероятность противоположного события равна P( Ᾱ ) = 1 – P(A ) Противоположные события
На экзамене 25 билетов, Сергей не выучил 3 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет. Решение: Вероятность благоприятного случая — отношение количества благоприятных случаев к общему количеству всех исходов. В данной задаче благоприятным случаем является взятие на экзамене выученного билета. Всего благоприятных случаев 25 − 3 =22 , а количество всех случаев 25. Отношение соответственно равно Ответ: 0,88.
Телевизор у Маши сломался и показывает только один случайный канал. Маша включает телевизор. В это время по трем каналам из двадцати показывают кинокомедии. Найдите вероятность того, что Маша попадет на канал, где комедия не идет. Решение: Количество каналов, по которым не идет кинокомедий: 20 – 3 = 17 Вероятность того, что Маша не попадет на канал, по которому идут кинокомедии равна отношению количества каналов, по которым не идут кинокомедии к общему числу каналов: . Ответ: 0, 85 .
На тарелке 12 пирожков: 5 с мясом, 4 с капустой и 3 с вишней. Наташа наугад выбирает один пирожок. Найдите вероятность того, что он окажется с вишней. Решение: Вероятность того, что будет выбран пирожок с вишней равна отношению количества пирожков с вишней к общему количеству пирожков: Ответ: 0,2 5 .
Решение: Машин желтого цвета 4, всего машин 20 . Поэтому вероятность того, что на случайный вызов приедет машина желтого цвета равна: 2 В фирме такси в данный момент свободно 20 машин: 9 черных, 4 желтых и 7 зеленых. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшаяся ближе всего к заказчику. Найдите вероятность того, что к нему приедет желтое такси. Ответ: 0,2.
Решение: Вероятность того, что подойдет красная кабинка равна отношению количества красных кабинок к общему количеству кабинок на колесе обозрения. Всего красных кабинок: Поэтому искомая вероятность Миша с папой решили покататься на колесе обозрения. Всего на колесе двадцать четыре кабинки, из них 5 — синие, 7 — зеленые, остальные — красные. Кабинки по очереди подходят к платформе для посадки. Найдите вероятность того, что Миша прокатится в красной кабинке. Ответ: 0,5.
Решение: Вероятность того, что чай нальют в чашку с синими цветами равна отношению количества чашек с синими цветами к общему количеству чашек. Всего чашек с синими цветами: Поэтому искомая вероятность У бабушки 20 чашек: 5 с красными цветами, остальные с синими. Бабушка наливает чай в случайно выбранную чашку. Найдите вероятность того, что это будет чашка с синими цветами. Ответ: 0,75.
Решение: Вероятность получить пазл с машиной равна отношению числа пазлов с машиной к общему числу закупленных пазлов , то есть Родительский комитет закупил 25 пазлов для подарков детям на окончание года, из них 15 с машинами и 10 с видами городов. Подарки распределяются случайным образом . Найдите вероятность того, что Толе достанется пазл с машиной. Ответ: 0,6.
Решение: Из каждых 80 аккумуляторов в среднем будет 80 − 76 = 4 незаряженных. Таким образом, вероятность купить незаряженный аккумулятор равна отношению числа незаряженных аккумуляторов к 80 заряженным, то есть В среднем из каждых 80 поступивших в продажу аккумуляторов 76 аккумуляторов заряжены. Найдите вероятность того, что купленный аккумулятор не заряжен. Ответ: 0,05.
Решение: Вероятность получить вещевой выигрыш равна отношению количества вещевых выйгрышей к общему количеству выйгрышей В денежно-вещевой лотерее на 100 000 билетов разыгрывается 1300 вещевых и 850 денежных выигрышей. Какова вероятность получить вещевой выигрыш? Ответ: 0,013.
Решение: Из 900 карт исправны 900 − 54 = 846 шт. Поэтому вероятность того, что случайно выбранная флеш -карта пригодна для записи равна: Из 900 новых флеш -карт в среднем 54 не пригодны для записи. Какова вероятность того, что случайно выбранная флеш -карта пригодна для записи? Ответ: 0,94.
Решение: Всего в коробке 14+6=20 пакетиков. Вероятность того, что Павел вытащит пакетик с зелёным чаем равна 0,3. В коробке 14 пакетиков с чёрным чаем и 6 пакетиков с зелёным чаем. Павел наугад вынимает один пакетик. Какова вероятность того, что это пакетик с зелёным чаем? Ответ: 0,3.
Решение: Всего спортсменов 11 + 6 + 3 = 20 человек. 11 спортсменов из России. Поэтому вероятность того, что первым будет стартовать спортсмен из России равна 0,55. В лыжных гонках участвуют 11 спортсменов из России, 6 спортсменов из Норвегии и 3 спортсмена из Швеции. Порядок, в котором спортсмены стартуют, определяется жребием. Найдите вероятность того, что первым будет стартовать спортсмен из России. Ответ: 0,55.
Решение: Всего спортсменов 11 + 6 + 3 = 20 человек. Спортсменов не из России 6+3=9. Поэтому вероятность того, что первым будет стартовать спортсмен из России равна 0,45. В лыжных гонках участвуют 11 спортсменов из России, 6 спортсменов из Норвегии и 3 спортсмена из Швеции. Порядок, в котором спортсмены стартуют, определяется жребием. Найдите вероятность того, что первым будет стартовать спортсмен не из России. Ответ: 0,45.
Решение: Исправных лампочек 1000 - 5 = 995. Вероятность того, что лампочка будет исправной равна отношению исправных лампочек к общему количеству лампочек 0,995. Из каждых 1000 электрических лампочек 5 бракованных. Какова вероятность купить исправную лампочку? Ответ: 0,995.
Решение: Вероятность события равна отношению количества благоприятных случаев к количеству всех случаев. Среди пяти детей одна девочка. Поэтому вероятность равна 0,2. Стас, Денис, Костя, Маша, Дима бросили жребий — кому начинать игру. Найдите вероятность того, что начинать игру должна будет девочка . Ответ: 0,2.
Решение: Вероятность события равна отношению количества благоприятных случаев к количеству всех случаев. Благоприятными случаями являются 3 случая, когда игру начинает Петя, Игорь или Антон, а количество всех случаев (всего детей) 6 . Поэтому искомое отношение равно 0,5. Петя, Вика, Катя, Игорь, Антон, Полина бросили жребий — кому начинать игру. Найдите вероятность того, что начинать игру должен будет мальчик. Ответ: 0,5.
Решение: Всего в соревнованиях участвуют 3 + 3 + 4 = 10 гимнасток. 3 гимнастки из России. Поэтому вероятность того, что первой будет выступать гимнастка из России равна 0,3. В соревнованиях по художественной гимнастике участвуют три гимнастки из России, три гимнастки из Украины и четыре гимнастки из Белоруссии. Порядок выступлений определяется жеребьёвкой. Найдите вероятность того, что первой будет выступать гимнастка из России. Ответ: 0,3.
Решение: Найдём количество чёрных и синих ручек : (100 – 37 – 8 – 17) : 2 = 19 Вероятность того, что Алиса вытащит наугад красную или чёрную ручку равна 0,56. В магазине канцтоваров продаётся 100 ручек, из них 37 – красные, 8 – зелёные, 17 – фиолетовые, ещё есть синие и чёрные, их поровну. Найдите вероятность того, что Алиса наугад вытащит красную или чёрную ручку. Ответ: 0,56.
Решение: Из 100 фонариков 100 − 8 = 92 исправны. Значит , вероятность того, что выбранный наудачу в магазине фонарик окажется исправным равна 0,92. В среднем из 100 карманных фонариков, поступивших в продажу, восемь неисправных. Найдите вероятность того, что выбранный наудачу в магазине фонарик окажется исправен . Ответ: 0,92.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятности. Решение задач из вариантов ЕГЭ.
Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятности.Решение задач из вариантов ЕГЭ. Презентация для учителей, а так же учеников 9-11 классов.
Теория вероятностей. Решение задач на сложение и умножение вероятностей
Теория вероятности. Решение задач о выстрелах и попадании в цель.
Задачи про стрелков, которые делают выстрелы по целям (или мишеням), причем вероятности попаданий для каждого стрелка обычно заданы, а нужно найти вероятность ровно одного попадания, или не более.
Тренажер по теме: "Теория вероятности в задачах ОГЭ"
50 задач с ответами для подготовки к ОГЭ.
План занятия на тему «Теория вероятности в задачах ЕГЭ.
Аннотация к уроку.
Зачет по теме: "Теория вероятности в задачах ЕГЭ"
Зачетная работа в двух вариантах с ответами.
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ В ЗАДАЧАХ ЕГЭ
Замечательно, что наука, которая начала с рассмотрения азартных игр, обещаетстать наиболее важным объектом человеческого знания. Ведь большей частьюжизненные вопросы являются на самом деле задачами из.
Чтобы понять — что такое вероятность и записать основные формулы, которые нам понадобятся, советуем прочить статью про вероятность. Мы же с вами рассмотрим решение некоторых задач. В ОГЭ по математике они идут под номером 10 в каждом варианте.
Задача 1
На экзамене 40 билетов, Олег не выучил 12 из них. Найдите вероятность того, что ему попадется выученный билет.
Источник: тексты задач взяты из сборника заданий по математике ОГЭ 2021 под ред Ященко.
,
где — число случаев, вероятность выпадения которых надо определить;
— общее число случаев.
В нашей задаче — это число выученных билетов, вероятность попадания которых на экзамене и нужно было определить.
.
.
Задача 2
В среднем из 150 садовых насосов, поступивших в продажу, 6 подтекает. Найдите вероятность того, что случайно выбранный для контроля насос подтекает.
Решение. Используем ту же формулу, что и в задаче 1. В нашей задаче , .
.
Задача 3
Перед началом первого тура чемпионата по шашкам участников разбивают на игровые пары случайным образом с помощью жребия. Всего в чемпионате участвует 71 спортсмен, среди которых 22 спортсмена из России, в том числе Т. Найдите вероятность того, что в первом туре Т. будет играть с каким-либо спортсменом из России.
Для нашего спортсмена благоприятных исходов будет 21: 22-1=21, так как спортсмен Т. не может играть сам с собою. А вот с любым другим участником из России он сыграть может. Тогда число всех событий 71-1=70, потому что спортсменов без Т. всего 70.
Подставляем полученные значения в формулу нахождения вероятности и получаем:
.
Решим аналогичную задачу.
Задача 4
Перед началом первого тура чемпионата по теннису участников разбивают на игровые пары случайным образом с помощью жребия. Всего в чемпионате участвует 51 спортсмен, среди которых 14 спортсменов из России, в том числе Д. Найдите вероятность того, что в первом туре Д. будет играть с каким-либо спортсменом не из России.
Формула для определения вероятностей та же. Определим числитель и знаменатель в ней. Так как Д. — из России должен играть со спортсменом не из России — то спортсменов не из России 51-14=37. Всего спортсменов, с которыми может играть Д. 50, так как Д. не может играть с собой: 51-1=50.
Задача 5
На экзамене 60 билетов, Николай не выучил 9 из них. Найдите вероятность того, что ему попадется выученный билет.
Выученных билетов 60-9=51. Находим вероятность того, что Николаю попадется выученный билет.
Таким образом, основная сложность в таких задачах — это определение числа благоприятных исходов. В дальнейшем мы просто делим число благоприятных исходов на число всех исходов и находим десятичную дробь, которая и будет являться вероятностью благоприятного события.
Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.
Темы исследований
Оформление работы
Наш баннер
Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.
Код баннера:
Исследовательские работы и проекты
Вероятность сдачи ОГЭ
В процессе работы над индивидуальным исследовательским проектом по математике на тему "Вероятность сдачи ОГЭ" автором была поставлена цель выявить вероятности успешной сдачи экзамена обучающимися 9 классов путем угадывания правильного ответа, применяя теорию вероятностей.
Подробнее о работе:
В ученическом проекте по математике "Вероятность сдачи ОГЭ" автором была изучена теория использования знаний по теории вероятностей в разных сферах жизнедеятельности человека, в том числе проведено практическое исследование по прохождению экзаменационного тестирования по учебным предметам с применением теории вероятностей.
Учебная исследовательская работа по математике на тему "Вероятность сдачи ОГЭ" будет интересна учащимся 9 класса средней школы и их родителям, рассматривает способ применения знаний в области теории вероятностей для вычисления правильного ответа в тестовых заданиях по ОГЭ.
В исследовательской работе авторы приводят формулы вычисления и расчеты по применению теории вероятностей во время сдачи тестирования по обществознанию, а также в рамках проекта излагают историю появления и развития теории вероятностей.
Оглавление
Введение
1. История возникновения теории вероятностей.
2. Виды теорий вероятностей и их формулы.
3. Теория вероятностей в жизни на примере сдачи ОГЭ.
Заключение
Список литературы
Все выпускники девятых классов российских школ в обязательном порядке проходят государственную итоговую аттестацию в формате основного государственного экзамена – ОГЭ, Многие из этих тестов построены по принципу выбора правильных вариантов из нескольких предлагающихся. Если ответ вам неизвестен, остается только ставить галочку или крестик наугад. Но реально ли получить высокий балл, следуя такому методу решения?
Гипотеза - вероятность угадать верные ответы на ОГЭ очень мала, а значит практически невозможно сдать экзамен без подготовки.
Объект исследования - теория вероятностей.
Предмет исследования - практическое применение теории вероятностей.
Цель исследовательской работы - выявление вероятности успешной сдачи экзамена обучающимися 9 классов путем угадывания правильного ответа, применяя теорию вероятностей.
История теории вероятностей
Теория вероятностей — раздел математики, изучающий случайность. Теория вероятностей используется в таких разделах математики как математическая статистика, теория случайных процессов, теория массового обслуживания.
Она находит применение в физике, в анализе азартных игр, в страховании и в расчете пенсионных схем. На теории вероятностей основана разработка, применение и анализ вероятностных алгоритмов.
Французский дворянин, некий господин де Мере, был азартным игроком в кости и страстно хотел разбогатеть. Он затратил много времени, чтобы открыть тайну игры в кости. Он выдумывал различные варианты игры, предполагая, что таким образом приобретет крупное состояние.
Паскаль не только сам заинтересовался этим, но и написал письмо известному математику П. Ферма, чем спровоцировал его заняться общими законами игры в кости и вероятностью выигрыша. Первые работы по теории вероятностей, принадлежащие французским учёным Б. Паскалю и П. Ферма и голландскому учёному X. Гюйгенсу.
Крупный успех теории вероятностей связан с именем швейцарского математика Я. Бернулли, установившего закон больших чисел для схемы независимых испытаний с двумя исходами.
Теория вероятностей
При изучении явлений, мы проводим эксперименты, в ходе которых происходят различные события, среди которых различают: достоверные, случайные, невозможные, равновероятные.
Событие U называют достоверным по отношению к некоторому испытанию, если в ходе этого испытания событие U обязательно произойдет. Например, достоверным будет появление одного из шести чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6 при одном бросании игральной кости.
Событие называют случайным по отношению к некоторому испытанию, если в ходе этого испытания оно может произойти, а может и не произойти. Например, при однократном бросании игральной кости может выпасть число 1 или не выпасть, т.е. событие является случайным, потому что оно может произойти, а может и не произойти.
Равновероятные события – это события, которые при данных условиях имеют одинаковые шансы для наступления.
Вероятность события А обозначается буквой Р(А) формула записывается так: Р(А)=, где m ≤n Из формулы следует, что 0≤ Р(А)≤ 1.
Вероятностью Р(А) события А в испытании с равновозможными элементарными исходами называется отношение числа исходов m, благоприятствующих событию А, к числу исходов n всех исходов испытания – классическое определение вероятности
Классическое определение вероятности используется для выявления благоприятных исходов теоретическим путем.
Но встречаются случаи, когда без практики определить число благоприятных исходов невозможно.
Статистическая вероятность (частота, относительная частота) – это отношение числа испытаний, в которых событие появилось к общему числу фактически произведенных испытаний.
Формула Бернулли - это формула в теории вероятностей, позволяющая находить вероятность появления события A при независимых испытаниях.
Чтобы найти каковы шансы наступления события А в данной ситуации, необходимо:
Читайте также: