Сообщение о формировании избирательной комиссии

Обновлено: 05.07.2024

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА N 152/1137-6
"О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА СОСТАВОВ УЧАСТКОВЫХ
КОМИССИЙ И НАЗНАЧЕНИЯ НОВОГО ЧЛЕНА УЧАСТКОВОЙ КОМИССИИ
ИЗ РЕЗЕРВА СОСТАВОВ УЧАСТКОВЫХ КОМИССИЙ"

Руководствуясь пунктом 5.1 статьи 27 и пунктом 11 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на основании пункта 3.3 статьи 22 и пункта 6.2 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьи 17 Федерального закона от 22 декабря 2020 года N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Внести в постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 декабря 2012 года N 152/1137-6 "О Порядке формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий" (с изменениями, внесенными постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16 января 2013 года N 156/1173-6, от 26 марта 2014 года N 223/1436-6, от 10 июня 2015 года N 286/1680-6, от 1 ноября 2017 года N 108/903-7, от 12 февраля 2020 года N 239/1779-7) следующие изменения:

1) в приложении N 1 "Порядок формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий":

а) в пункте 3 слова "в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" заменить словами "в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон)";

в абзаце первом слова "В соответствии с пунктом 5.1 статьи 27 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) формирование резерва" заменить словами "Формирование резерва";

абзац второй дополнить предложениями следующего содержания: "На федеральных территориях формирование резерва составов участковых комиссий осуществляется территориальными избирательными комиссиями федеральных территорий. Под ТИК, осуществляющей формирование резерва составов участковых комиссий, в настоящем Порядке также понимается территориальная избирательная комиссия федеральной территории.";

в) абзац первый пункта 5 дополнить предложением следующего содержания: "На федеральной территории структура резерва составов участковых комиссий устанавливается территориальной избирательной комиссией федеральной территории.";

г) в пункте 9 второе предложение после слов "на сайте ИКС РФ" дополнить словами ", территориальной избирательной комиссии федеральной территории";

д) пункт 14 после слов "на сайте ИКС РФ" дополнить словами ", территориальной избирательной комиссии федеральной территории";

е) пункт 19 дополнить подпунктом "е" следующего содержания:

"е) лица, предложенные политическими партиями взамен членов участковых комиссий, полномочия которых прекращены досрочно в соответствии с пунктом 6.2 статьи 29 Федерального закона.";

ж) пункт 22 после слов "на сайте ИКС РФ" дополнить словами ", территориальной избирательной комиссии федеральной территории";

з) дополнить пунктом 34 следующего содержания:

"34. В случае досрочного прекращения полномочий члена участковой комиссии на основании мотивированного представления политической партии, внесенного в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 настоящего Федерального закона, кандидатура нового члена участковой комиссии подлежит зачислению в резерв составов участковых комиссий на основании подпункта "е" пункта 19 настоящего Порядка.";

и) приложение N 1 после слова "полномочия территориальной избирательной комиссии" дополнить словами ", территориальной избирательной комиссии федеральной территории";

2) приложение N 2 изложить в следующей редакции:

Утверждена
постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 5 декабря 2012 г. N 152/1137-6
(в редакции постановления
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 24 февраля 2021 г. N 284/2087-7)

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА РЕШЕНИЯ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ТИК, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВА СОСТАВОВ
УЧАСТКОВЫХ КОМИССИЙ) О ЗАЧИСЛЕНИИ В РЕЗЕРВ СОСТАВОВ
УЧАСТКОВЫХ КОМИССИЙ

Статья 22. Общие условия формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий

1. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 22.04.2010 N 63-ФЗ, от 20.10.2011 N 287-ФЗ, от 27.02.2020 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии, назначенного по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, либо в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в пункте 11 статьи 29 настоящего Федерального закона).

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

3.2. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.02.2020 N 27-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 22 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

3.3. Политическая партия, по предложению которой назначен член комиссии в соответствии с пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона, вправе внести в назначивший этого члена комиссии орган мотивированное представление о досрочном прекращении полномочий этого члена комиссии. Вместе с представлением о досрочном прекращении полномочий члена комиссии политической партией должно быть внесено предложение по кандидатуре нового члена комиссии. При отсутствии такого предложения представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии рассмотрению не подлежит. Представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и предложение по кандидатуре нового члена комиссии утверждаются решением уполномоченного на то уставом политической партии постоянно действующего руководящего органа политической партии или (соответственно уровню избирательной комиссии) ее регионального отделения либо иного структурного подразделения. Указанное представление не может быть внесено в течение одного года после назначения члена комиссии, за один год до окончания срока полномочий комиссии, в период, который начинается за шесть месяцев до указанного в пункте 3 статьи 10 настоящего Федерального закона дня голосования на выборах, в подготовке и проведении которых в соответствии с законом участвует соответствующая комиссия, в период соответствующей избирательной кампании, а также в период избирательной кампании на иных выборах, кампании референдума, в подготовке и проведении которых участвует комиссия.

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

4. В комиссию по предложению каждой политической партии, каждого избирательного объединения, иного общественного объединения может быть назначено не более одного члена комиссии с правом решающего голоса. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 27 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 02.10.2012 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Орган, назначающий в состав комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, обязан получить письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав этой комиссии.

6.1. По представлению комиссии, по запросу органа, назначающего членов комиссии, направляемым до принятия соответствующего решения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, его территориальный орган проводят проверку в отношении лиц, назначаемых членами комиссий, и представляют по ним сведения об осуждении и (или) ином факте уголовного преследования с указанием сведений о неснятой и непогашенной судимости, а также о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах.

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 29.05.2019 N 104-ФЗ)

Ст. 22 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 153-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.

7. Если уполномоченные на то настоящим Федеральным законом органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный орган государственной власти, орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии поселения - избирательной комиссией муниципального района, иной комиссии - вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, иным законом.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 23.05.2020 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Законом должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по их составу. При этом для окружных избирательных комиссий период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения, должен составлять не менее 10 дней, а для иных комиссий - не менее 30 дней.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Если срок полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, территориальной, участковой комиссии истекает в период избирательной кампании, кампании референдума, формирование нового состава такой избирательной комиссии не производится до дня официального опубликования результатов выборов, референдума. Срок приема предложений по новому составу избирательной комиссии составляет 30 дней и должен начинаться не ранее дня официального опубликования результатов выборов, референдума и оканчиваться не позднее чем через 60 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума. Сформированная в новом составе избирательная комиссия собирается на свое первое заседание в десятидневный срок после дня окончания избирательной кампании, кампании референдума.


В соответствии с требованиями законодательства участковые избирательные комиссии формируются территориальными избирательными комиссиями сроком на пять лет на основе предложений политических партий и иных общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также представительных органов муниципальных образований.

При этом кандидатуры, предложенные в состав участковой избирательной комиссии, но не назначенные членами комиссии зачисляются в резерв составов участковых избирательных комиссий, который формируется территориальными избирательными комиссиями в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Нормативные документы ЦИК России:

Нормативные документы Избирательной комиссии Алтайского края:

Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется территориальными избирательными комиссиями не ранее чем за 15 дней и не позднее чем за 1 день до дня истечения срока полномочий участковой избирательной комиссии предыдущего состава. Период приема предложений по составам участковых избирательных комиссий составляет 30 дней. Информация территориальной избирательной комиссии о предстоящем формировании участковых избирательных комиссий и сроках приема предложений по составам подлежит опубликованию.

На избирательном участке, участке референдума, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, а также на избирательном участке, участке референдума, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, на судне, которое будет находиться в день голосования в плавании, или на полярной станции, в местах временного пребывания избирателей, участников референдума или в местах, где пребывают избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, участковая комиссия формируется территориальной комиссией из резерва составов участковых комиссий не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях — не позднее дня, предшествующего дню голосования. Законом может быть предусмотрено, что участковая комиссия на избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, которое будет находиться в день голосования в плавании, или на полярной станции, формируется соответствующими должностными лицами из числа членов экипажа, работников полярной станции, в том числе не входящих в резерв составов участковых комиссий.

Срок полномочий участковой комиссии составляет пять лет. Если срок полномочий участковой комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

Срок полномочий участковой комиссии устанавливается сформировавшими ее комиссией либо должностным лицом, но не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума.

  • до 1001 избирателя — 3–9 членов участковой комиссии;
  • от 1001 до 2001 избирателя — 7–12 членов участковой комиссии;
  • более 2000 избирателей — 7–16 членов участковой комиссии.

В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней максимальное число членов участковой комиссии с правом решающего голоса может быть увеличено, но не более чем на четыре из резерва составов участковых комиссий на срок, установленный территориальной комиссией.

Участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Калининградской областной Думе, городском Совете депутатов Калининграда, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.

  • политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
  • политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Калининградской областной Думе;
  • избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в городском Совете депутатов Калининграда.

Если число кандидатур, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, рекомендуется назначить часть состава участковой избирательной комиссии по предложениям иных политических партий.

Если число кандидатур, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, рекомендуется определять конкретные кандидатуры из числа предложенных указанными политическими партиями, избирательными объединениями для назначения в состав участковой избирательной комиссии.

Отбор кандидатур проводится на основании процедуры, определенной решением избирательной комиссии Калининградской области, а при его отсутствии — решением соответствующей территориальной комиссии. Процедура отбора может предусматривать рейтинговое голосование, жеребьевку, иные способы определения конкретных кандидатур для назначения в состав участковой избирательной комиссии.

Кандидатуры, предложенные в состав участковой комиссии, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который формируется избирательной комиссией Калининградской области в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Участковая избирательная комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий участковой избирательной комиссии предыдущего состава.

Председатель участковой избирательной комиссии назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности территориальной избирательной комиссией. Решение о назначении председателя участковой избирательной комиссии может быть принято одновременно с принятием территориальной избирательной комиссией решения о назначении членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой избирательной комиссии с правом решающего голоса большинством голосов от установленного числа членов участковой избирательной комиссии.

Если сформирование участковой избирательной комиссии невозможно в силу отсутствия предложений по кандидатурам в ее состав, территориальная избирательная комиссия, избирательная комиссия Калининградской области должны во взаимодействии с политическими партиями, иными общественными объединениями, представительными органами муниципальных образований, иными субъектами права внесения предложений по составу участковой избирательной комиссии принять все меры, направленные на внесение предложений по кандидатурам в состав участковой избирательной комиссии, в том числе меры судебной защиты прав избирателей.

О Методических рекомендациях о порядке формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

3. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.Вешняков

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
О.К.Застрожная

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

В связи с поступившими в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации обращениями с просьбой разъяснить порядок применения отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), касающихся формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рекомендует руководствоваться следующими положениями.

1. Порядок формирования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливается количественный состав избирательной комиссии. В целях обеспечения соблюдения требования пункта 1 статьи 23 Федерального закона о назначении половины членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации законодательным (представительным), а другой половины - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рекомендует устанавливать в законе субъекта Российской Федерации четное число членов избирательной комиссии. Практика, сложившаяся в субъектах Российской Федерации, показывает, что оптимальный количественный состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - 14 членов.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предыдущего состава.

Для предупреждения коллизий и в целях оперативного решения проблем, возникающих в ходе формирования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, представляется целесообразным осуществление взаимодействия законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации и избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Для координации действий, связанных с формированием нового состава избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, можно создать рабочую группу из числа представителей законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

3. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона членом избирательной комиссии может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший на день назначения возраста 18 лет. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона членами избирательной комиссии не могут быть граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, членами избирательной комиссии с правом решающего голоса не могут быть лица, перечисленные в пунктах 1 и 3 статьи 24 Федерального закона.

С учетом практики работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рекомендует назначать членами избирательной комиссии с правом решающего голоса лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень в области права, опыт организации и проведения выборов. При формировании нового состава избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с учетом принципа преемственности в работе избирательной комиссии рекомендуется назначать не менее половины членов избирательной комиссии нового состава из числа членов избирательной комиссии действующего состава.

4. Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В". В связи с этим члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, работающие на постоянной (штатной) основе и замещающие государственные должности категории "А", государственными служащими не считаются.

5. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона как законодательный (представительный), так и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны назначить не менее одной трети назначаемого ими количества членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из представивших предложения избирательных объединений.

При определении законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъекта Российской Федерации числа членов избирательной комиссии, составляющего не менее одной трети назначаемого ими количества членов избирательной комиссии, полученное дробное число округляется в большую сторону. Например, если установлено, что число членов избирательной комиссии составляет 14, то законодательный и исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны назначить по 7 членов избирательной комиссии, а не менее одной трети от 7 составит 3.

6. Предложения о кандидатурах в состав избирательных комиссий субъектов Российской Федерации от имени избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, вносятся общероссийскими политическими общественными объединениями либо, по их письменному поручению, региональными отделениями этих политических общественных объединений в субъектах Российской Федерации.

Если избирательное объединение имеет фракцию и в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, и в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, оно вправе представить в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации только одну кандидатуру.

Предложения о кандидатурах в состав избирательных комиссий субъектов Российской Федерации от имени избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, вносятся региональными (межрегиональными) политическими общественными объединениями.

Общественное объединение вправе вносить предложение о кандидатуре в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации при условии, что оно создано в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об общественных объединениях".

К выборным органам местного самоуправления согласно абзацу двадцать восьмому статьи 2 Федерального закона относятся представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

7. В случае если количества кандидатур, предложенных правомочными органами, указанными в пункте 1 статьи 23 Федерального закона, недостаточно для формирования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, законодательный (представительный) и (или) исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе дополнительно обратиться к избирательным объединениям, избирательным блокам, общественным объединениям, выборным органам местного самоуправления, избирательной комиссии предыдущего состава с предложением представить кандидатуры в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

8. Рекомендуется, чтобы решение избирательного объединения, имеющего фракцию в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также избирательного объединения, имеющего фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, о предложении кандидатуры в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации принималось предусмотренным уставом руководящим (коллегиальным) органом политического общественного объединения и подписывалось руководителем политического общественного объединения или лицом, имеющим соответствующие полномочия.

Рекомендуется, чтобы решение от имени избирательного блока, имеющего фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, о выдвижении кандидатуры в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации принималось руководящими (коллегиальными) органами избирательных объединений, входящих в избирательный блок, и подписывалось руководителями этих избирательных объединений.

Решение общественного объединения, выборного органа местного самоуправления, избирательной комиссии о кандидатурах в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации принимается в порядке, закрепленном в уставе общественного объединения или в решении его руководящего (коллегиального) органа, регламенте выборного органа местного самоуправления, регламенте или постановлении избирательной комиссии, и подписывается его руководителем.

К решению правомочного органа или организации о предложении по кандидатуре в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации прилагаются следующие сведения о кандидате: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность, а в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, адрес места жительства, номер служебного и домашнего телефона, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, сведения об участии в организации и проведении выборов. Сведения о кандидате составляются выдвинувшим его органом и подписываются самим кандидатом. К решению правомочного органа или организации о кандидатуре в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации прилагается также письменное согласие кандидата на назначение его членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.

9. Решение законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации о назначении членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации принимается в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, определяющим порядок назначения членов избирательной комиссии данного субъекта Российской Федерации.

Если количества кандидатур, представленных избирательными объединениями, имеющими фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, и избирательными объединениями, избирательными блоками, имеющими фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, недостаточно для назначения не менее одной трети количества членов избирательной комиссии, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации после учета этих кандидатур назначает остальных членов избирательной комиссии на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации действующего состава.

10. Согласно пункту 14 статьи 23 Федерального закона избирательная комиссия субъекта Российской Федерации собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов, но не ранее срока истечения полномочий избирательной комиссии прежнего состава. Пятнадцатидневный срок отсчитывается сo дня вступления в силу решения того из двух органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которое было принято позднее. При этом согласно пункту 14 статьи 23 Федерального закона в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации должно быть назначено не менее двух третей от установленного количества членов избирательной комиссии. Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии прежнего состава прекращаются.

Согласно пункту 6 статьи 27 Федерального закона заседание избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного количества членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса.

11. Согласно пункту 3 статьи 27 Федерального закона председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии.

Порядок избрания председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии устанавливается законом субъекта Российской Федерации, регламентом избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а в случае, если такой порядок не установлен, утверждается на ее заседании.

Согласно пункту 8 статьи 24 Федерального закона председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации замещает должность на постоянной (штатной) основе. Это правило распространяется на заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Председатель избирательной комиссии должен иметь, как правило, высшее юридическое образование или ученую степень в области права.

Читайте также: