Сообщение на тему театральное искусство и художник

Обновлено: 05.05.2024

1. Познакомить, углубить и закрепить знания учащихся о театральном искусстве.

2. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного.

3. Продолжать развивать умения и навыки самостоятельно, логически мыслить, делать выводы, наблюдательность, воображение.

ВложениеРазмер
teatr_i_khudozhnik.docx 44.56 КБ
teatralnoe_iskusstvo.pptx 2.27 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока ИЗО для 9 класса (№2).

  • Познакомить учащихся с историей и искусством театра. Роли художника – оформителя.
  1. Познакомить, углубить и закрепить знания учащихся о театральном искусстве.
  2. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного.
  3. Продолжать развивать умения и навыки самостоятельно, логически мыслить, делать выводы, наблюдательность, воображение.

Оборудование и материалы :

1. Презентация по теме урока.

2. План - конспект урока.

Приветствие. Готовность к уроку.

(4 сл.) Что же такое театр в Древнем Риме? Здесь развилась более активно постановочная сторона большинства спектаклей, изменился даже тип сцены, возросла профессиональная театральная техника, возникли разнообразные виды представлений (музыкально-танцевальные зрелища на мифологические сюжеты — пантомимы, которые, достигнув в эпоху Империи своего расцвета, оставались вплоть до 5 в. наиболее популярным театральным жанром).

- А как же на Руси появился театр?

(7 сл.) Царь Алексей Михайлович (отец Петра Великого) решил устроить театр в Москве. Первый спектакль состоялся 17 октября 1672 года. В нем участвовало более 60 актёров. Актёры были иностранцы, и первые спектакли шли на немецком языке. Придворный театр просуществовал недолго: в 1676 г., после смерти царя, он распался. А первый публичный (доступный) театр появился в Москве при Петре в 1702 году.

Театры бывают драматические и музыкальные.

(8 сл.) В драматических театрах ставятся пьесы.

(9 сл.) В музыкальных - оперы и балеты.

Вопрос: - Кто же принимает участие в создании спектакля?

(10 сл.) Искусство театра носит коллективный характер. С древнейших времён в создании спектакля принимали участие драматурги, пишущие для театра сценарии или драмы. В новое время, с XIX века, в театре появляется ещё одна значительная фигура — режиссёр, то есть человек, организующий спектакль как некое целое. А театр ХХ века уже однозначно называют режиссёрским.

Конечно же, не последнее место занимают в театре и художники. Они создают декорации к театральным постановкам, украшают и декорируют сцену, кулисы, зал. Создают афиши и плакаты. Не одно представление не обходится без талантливых рук гримёров, которые мастерски умеют при помощи различной бутафории, париков, грима, специальных накладок превратить обычного актёра в загадочное существо, монстра, сказочное существо или же литературного героя, исторического жанра.

О театре можно говорить бесконечно, но мне хотелось, чтоб вы сами приняли в этом участие.

Давайте разделимся по рядам на три команды. Я дам вам вопросы. Вы их обсуждаете и отвечаете. Затем представитель каждой команды озвучит ваши ответы.

4. Практическая работа/ закрепление.

Вопросы первой команде:

  1. Театральное представление. (Спектакль)
  2. Первое публичное выступление. (Дебют)
  3. Объявление о том, что все билеты проданы. (Аншлаг)
  4. Нужное для игры на сцене оформление лица. (Грим)
  5. Театральный художник, пищащий декорации. (Декоратор)
  6. Накладные волосы, нашитые на матерчатую основу. (Парик)
  7. Разговор между двумя лицами. (Диалог)
  8. Первые места в зрительном зале. (Партер)
  9. Возгласы, требующие повторения. (Бис)
  10. Вид рекламы, объявление о спектакле, вывешивание в публичных местах. (Афиша)

Вопросы второй команде:

  1. Заучивание, и многократное повторение сцен спектакля (Репетиция)
  2. Плоские части театральной декорации, расположенные по бокам сцены. (Кулисы)
  3. Исполнитель ролей в театральном представлении. (Актёр)
  4. Тот, кто подсказывает актёрам текст роли. (Суфлер)
  5. Речь одного лица или мысли вслух. (Монолог)
  6. Полотнище, разделяющее зрительный зал от сцены. (Занавес)
  7. Краткий перерыв между действиями спектакля. (Антракт)
  8. Специальная накладка, скрывающая лицо, с вырезами для глаз. (Маска)
  9. Писатель, который пишет драматические произведения. (Драматург)
  10. Заменитель основного исполнителя роли. (Дублёр)

Вопросы третьей команде:

  1. Расположение актёров на сцене в разные моменты спектакля. (Мизансцена)
  2. Плоские части театральной декорации, расположенные по бокам сцены. (Кулисы)
  3. Тот, кто подсказывает актёрам текст роли. (Суфлёр)
  4. Предметы, имитирующие подлинные. (Бутафория)
  5. Исполнитель пантомимы. (Мим)
  6. Поставщик спектакля. (Режиссер)
  7. Первое представление нового спектакля. (Премьера)
  8. Театральная осветительная аппаратура, установленная на полу сцены вдоль её переднего края. (Рампа)
  9. Драматическое произведение для спектакля. (Пьеса)
  10. Спектакль в честь одного из его участников, как выражение признания его заслуг. (Бенефис)

5. Домашнее задание.

(12 сл.) – Придумать и изобразить грим для клоуна.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Театральное искусство и художник

Древняя Греция - прародительница искусства театра

Европейский Театр средневековья

Царь Алексей Михайлович (отец Петра Великого) Первый спектакль состоялся 17 октября 1672 года

Театр оперы и балета

Режиссёры, драматурги. Иван Пырьев, Евгений Вахтангов, Юрий Любимов, Сергей Бондарчук

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


История театрального искусства с 17 века

Презентация посвящена истории развития мирового театра. Может использоватьмя на уроках МХК, литературы, истории.

Методический материал из опыта работы В настоящее время проблема творческой самореализации и духовное развитие личности ребёнка имеет приоритетное направление. Творческая деятельность являе.


Цель:- Познакомить учащихся с историей и искусством театра, и ролью художника – оформителя.Задачи:1. Познакомить, углубить и закрепить знания учащ.



Разработка урока содержит краткую информацию об истории возникновения театра, творческих коллективах театра, о театрах Санкт-Петербурга, которых в городе более 100. По знанию театрального искусс.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Театральное искусство и художник. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Облик театрального зрелища, драматургия, сценическое оформление и характер актерской игры изменялись от эпохи к эпохе. Вместе с ними менялось и театральное здание, его устройство. Облик театрального зрелища, драматургия, сценическое оформление и характер актерской игры изменялись от эпохи к эпохе. Вместе с ними менялось и театральное здание, его устройство.

Виды театральных сцен. Амфитеатр – это сценическая площадка, находящаяся внизу и окруженная возвышающимися один за другим зрительными рядами.

Партерный или ярусный театр. Сцена отделена от зала порталом или занавесом. Зал состоит из зрительских мест перед сценой – партером и мест на балконах, ярусов, охватывающих зал по периметру. Партерный или ярусный театр. Сцена отделена от зала порталом или занавесом. Зал состоит из зрительских мест перед сценой – партером и мест на балконах, ярусов, охватывающих зал по периметру.

Определите, чем отличается работа театрального художника от работы живописца ? Определите, чем отличается работа театрального художника от работы живописца ?

Театральный художник в отличие от живописца, имеет дело не с плоскостью листа, а с пространством сцены. Театральный художник в отличие от живописца, имеет дело не с плоскостью листа, а с пространством сцены. Театральный художник не только создает декорации, но и придумывает костюмы, грим, определяет, где и какой будет свет. Таким образом, он создает пространство и среду, в которой будут жить герои пьесы. Этот вид творчества называется сценография, а художник – сценографом.

Другое отличие работы сценографа от работы живописца в том, что картина живет сама по себе, а сценография может жить только в спектакле. Другое отличие работы сценографа от работы живописца в том, что картина живет сама по себе, а сценография может жить только в спектакле. Кроме того, живописец сам выбирает тему картины, а сценограф зависит от сюжета спектакля и замысла режиссера.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Театральные художники.

Какова роль художника в театре.

Направление Изобразительное искусство.

Исследовательская работа Федосеевой Елены

ученицы 8г класса

Руководитель: Пападьина Наталья Викторовна

учитель ИЗО и ИСКУССТВА

1. Введение 3-4 1.1 Актуальность.

1.2 Цель и задачи.

2. Основная часть: 4-13

2.1 Художник в театре. 4-5

2.2Какова роль художника в театре 5-7

2.3 Кто такой сценограф. 7-10

2.4 Великие театральные художники 10-13

3 Вывод 1 4.

Литература 15

Многие из нас ходили в театр и обращали внимание на то, что когда в зале гаснет свет, поднимается занавес, и всех зрителей охватывает ощущение волшебства и тайны. Мы ещё не видим героев спектакля, но на сцене уже начинается какая-то другая, необыкновенная жизнь, открывается новый мир.

Благодаря чему мы с первых мгновений погружаемся в этот прекрасный мир театрального чуда?

Конечно благодаря художникам, работающим в театре, которые делают спектакль более зрелищным и запоминающим. Мы мало знаем об этих людях. Мы видим игру актёров, которые играют на сцене. Мы знаем их по именам. Но не знаем кто стоит за созданием неодушевленной часть спектакля. Которая может порой оказаться и самой живой его частью, и самой красивой, и самой большой, и даже — самой яркой.

Моя работа посвящена изучению деятельности театральных художников. Этим обусловлена её актуальность .

Цель моей работы : Познакомиться с ролью художника в театре.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

Углубить знания о театральном искусстве

Выяснить какова роль художника в театре.

3. Узнать какие художники работают в театре.

4. Изучить художественную деятельность сценографа;

5 Познакомиться с основными стадиями исторического развития искусства сценографии от античности до наших дней

6. Подобрать материалы по данной теме для использования на уроках изобразительного искусства.

В процессе исследования использовались следующие методы :

1. Исследовательский метод.

2. Сопоставление и анализ собранного материала.

В ходе изучения материала была выдвинута гипотеза исследования . Театральный художник важнейший соавтор режиссера .От него зависит вся сценическая среда театрального действия и нужный эмоциональный настрой спектакля.

Объект исследования –театральные художники.

Предметом исследования стало изучение деятельности театрального художника.

Этапы выполнения проекта:

4 Выводы по результатам проведенного анализа информации.

Основная часть:

Театр – это волшебный, прекрасный мир. Как и любая хорошая книга, фильм – он погружает нас в абсолютно другую реальность. Заставляет на некоторое время забыть о делах, проблемах, да даже забыть о том, кто ты такой. Здесь нас всегда ждут и здесь нам всегда рады. Всё, что происходит на сцене – исключительно для нас, и от этого вдвое приятно при просмотре. Для кого-то театр – развлечение. Для кого-то тяжёлая работа. У каждого работника театра есть свое место работы. Режиссер отвечает за съемку и процесс восстановления действий, происходящих в то или иное время. Гримом каждый день занимается гример, который отвечает за каждый образ, созданный им. Костюмер создает костюмы, те самые, без которых не может быть закончен образ героя. И, конечно же, театр не может существовать без своей труппы - постоянных актеров, которые популярны и известны всем. Именно они постоянно участвуют в показах многих известных пьес, и передают нам свое мироощущение на те или иные события нашего времени. Огромные и яркие декорации, наполненное людьми фойе - все это тоже часть театра.

Театр —особый тип коллектива, в котором все его члены — высокопрофессиональные художники. У каждого своя функция в процессе создания спектакля, и каждый вносит свою лепту в результат труда и творчества всей группы.

Художник в театре — это, в первую очередь, сценограф, дизайнер сцены. Он создает внешний облик спектакля, заведует созданием декораций, оформлением сцены.

В то же время театральный художник — широкое понятие. Профессия эта состоит из множества граней. Такие специалисты, как дизайнер сцены, декоратор, художник, не выполняют того набора функций, которые присущи театральному художнику.

Художник в театре рука об руку взаимодействует с режиссером, он должен всегда учитывать его творческий замысел и реализовывать его задумку. Но чтобы называться театральным художником, пассивного воплощения идеи режиссера в жизнь зачастую бывает мало. Если художнику хватает опыта и многогранности таланта, он может расширить, обогатить режиссерскую идею, стать его соавтором. Объединяя усилия, согласовывая режиссерский и художественный замысел, можно достичь невероятного по силе результата.

Художник - это своего рода архитектор сцены, он должен знать ее устройство изнутри. Должен ли театральный художник быть практиком и самостоятельно изготавливать декорации и костюмы? Кое-что он может делать своими руками, но это не обязательно. Эту задачу выполняют отдельные специалисты. Но художник обязан знать, как собственноручно изготовить декорации и костюмы хотя бы для того, чтобы контролировать процесс работы и видеть, воплощается ли его творческий замысел.

Находчивость, пространственное мышление, изобретательность, богатая фантазия — все это должно быть присуще театральному художнику. Ведь часто приходиться реализовывать идеи буквально на ходу. Такова театральная жизнь.

В какой-то степени художник театра - это еще и культуролог, который хорошо знает историю театра, культуры, архитектуры, в особенности костюма. Художник театра — личность достаточно эрудированная, всесторонне образованная, очень многогранная. Это одна из самых творческих профессий. Над созданием пространственного оформления спектакля в современном театре —трудится большой коллектив художественно-постановочной части, коллектив мастеров разных театральных профессий:

Художник-декоратор – это театральный художник, который переводит авторский замысел художника-постановщика с (плоских) эскизов на (объемные) декорации.

Художник-бутафор - театральный художник, отвечающий за изготовление эскизов бутафорских изделий, реквизита.

Реквизит о т лат.Requisitum - необходимое

Реквизит - в театре - совокупность подлинных или бутафорских вещей, необходимых актерам на сцене во время действия. Иногда реквизит дополняет сценический костюм (зонт, портфель и т.п.)

Художник-гример - театральный художник, создающий оригинальный авторский грим в соответствии с замыслом художников-постановщиков.

Грим фр.Grime, от итал.Grimo – морщинистый.

Грим - в широком смысле - искусство изменения внешности актера с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически и пр. в соответствии с требованиями исполняемой роли.

Пастижер - специалист по изготовлению париков, накладных усов и бород.

Художник-модельер театрального костюма - театральный художник:

- исполняющий театральный костюм по эскизам художника-постановщика; а также

- контролирующий рациональное использование костюмов в спектаклях.

Театральный костюм от итал.Costume – обычай.

Театральный костюм - все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, которые использует актер для своей роли в спектакле. Театральный костюм дополняется гримом и прической.

Обычно театральные костюмы разрабатывают и шьют в костюмерных мастерских театра.

Художник-скульптор - в театре - художник, создающий по эскизам художника-постановщика элементы объемно-пластического оформления спектакля. Художник-скульптор непосредственно исполняет детали оформления спектакля, готовит формы для отливки, маширования, чеканки и прочих способов изготовления деталей

Для обозначения сферы деятельности всех тех, кто участвует в создании пространственного оформления спектакля есть термин сценография. Можно сказать, что и художник-постановщик, и заведующий художественно-постановочной частью, и живописец-исполнитель, и бутафор, и художник по свету, и художник по костюму — все они сценографы, подобно тому, как на корабле все, от юнги до адмирала, — моряки.

Сценография – это вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера, все, с чем он имеет дело: декорации, костюмы, бутафория, грим, свет.

В Древней Греции, и мы видим что с этого момента начинается уже собственно театр, как самостоятельный вид художественного творчества, и начинается игровая сценография, как исторически первая система оформления его спектаклей. В античном театре амфитеатр (от греч. "амфи" – "с обеих сторон", "кругом" и "тёатрон" – "место зрелищ") с местами, возвышавшимися уступами, охватывал с трёх сторон небольшую круглую площадку – орхестру (от греч. "орхёомай" – "танцую"), на которую выходили актёры и хор. Они появлялись из здания скены, где хранились костюмы и маски, проходили через просцениум – площадку перед стеной скены – и по небольшим лесенкам спускались на орхестру. Зрителю, смотревшему сверху и сбоку из амфитеатра, пустая круглая плоскость орхестры казалась фоном для фигуры актёра. Античная драматургия не предполагала изображения конкретного места действия. Сидя в огромном амфитеатре, зритель ощущал себя частью единого театрального целого.

Ещё в античности сформировалось два типа сцены и зрительного зала: сцена коробка и сцена амфитеатр. Сцена коробка предусматривает ярусы и партер, а сцену амфитеатр зрители окружают с трёх сторон. Сейчас в мире используют оба типа. Очень многое из того, что придумали театральные архитекторы и художники в эпоху Возрождения, сохранилось в театре до наших дней. Линию рампы (фр. rampe), границы между зрительским и игровым пространством, до сих пор часто обозначают маленькими светильниками. Снабжённые специальными отражателями, они расставляются, чтобы ярче осветить сцену и лица актёров. На консольных креплениях, выдвинутых из стены, натягивали тросы (верёвки), и при помощи особого устройства персонажи пролетали над сценой. Несмотря на новейшие достижения современной сценической техники, принцип этого устройства по прежнему считается самым надёжным. К концу XVII в. в театральной архитектуре окончательно оформилась сцена-коробка – такая же, какую можно встретить в театре сейчас. Особое внимание художники вплоть до конца XIX в. уделяли тому, каким способом сохранить у зрителя ощущение, что в этой коробке заключено огромное пространство. Эта так называемая итальянская сцена стала самой распространённой в европейском театре.

Театральные традиции прошлого изучаются и используются современной режиссурой. В наши дни с режиссёром постоянно работают сценографы. Художники театра проявляют себя не только в обычных функциях художника – определение формы, цвета, масштабов, освещения находящихся на сцене предметов, – а в действии, как этих предметов, так и актеров, с этими предметами связанных. Сначала художник постановщик, в течение длительного времени работавший вместе с режиссёром над художественным решением спектакля, приносит в театр эскизы декораций. Но эскизы – плоское, двухмерное изображение, а сцена пространство трёхмерное. Поэтому результаты своего труда театральный художник может правильно оценить, только выполнив макет декораций. На этом необходимом и крайне важном этапе на помощь художнику приходит макетчик. Уникальность профессии театрального макетчика состоит в том, что он одновременно и художник, и столяр, и слесарь, и драпировщик. Работает мастер в определённом масштабе – 1:20. В каждом театре есть подмакетник – уменьшенное в двадцать раз изображение сцены. В этой "коробочке" и "колдует" макетчик. Сначала он обычно делает так называемую прирезку – "прикидывает" декорации из обычной бумаги. Это как бы черновик, с которого затем можно уже начисто, без ошибок, из дерева, картона, ткани и других материалов изготовить макет. Используют декорации нескольких видов. Жёсткие, или строенные, изготавливают из дерева (досок, брусков, фанеры) и металла. Они должны быть одновременно и прочными, и лёгкими, быстро устанавливаться на сцене. Жёсткие декорации делают разборными – чтобы было удобно хранить и перевозить во время гастролей. Мягкие декорации – это половик, которым затягивают планшет сцены (пол), кулисы, перекрывающие сцену по бокам, падуги, закрывающие верх сцены, а также задники, создающие фон.

Богатый художественно-исторический опыт по сей день оказывает влияние на современную практику сценографии. На разных этапах своего развития сценография вынуждена подстраиваться под определенный импульс, который ей задает история, живопись, литература, музыка. Учет исторического опыта, способствует успешному конкурентному развитию отечественной сценографии при условии внедрения компьютерных и медиа-технологий в объемно-пространственное решение сцены.

Художник в театре — это, в первую очередь, сценограф, организатор пространства сцены. Он создает внешний облик спектакля, заведует созданием декораций, оформлением сцены. В то же время театральный художник — широкое понятие.

Сценография, как искусство художника театра, непосредственно связана с живописью, графикой, скульптурой, архитектурой — так как в той или иной мере использует выразительные средства этих видов искусства. Но это не единственные выразительные средства сценографии. Ее искусство непосредственно связано с театром: с драматургией и ее сценической интерпретацией, сценическим действием.

Так как сценография — неотъемлемая часть спектакля, часть его образной выразительности, то ее ни в коем случае нельзя рассматривать как вторичное, по отношению к театру, искусство. Без интересного сценографического решения не бывает интересного спектакля.

Театральный художник — это деятель изобразительного искусства, работающий при одном или нескольких театрах. Этот художник делает эскизы костюмов для выступлений и будущих декораций для сцены. Художественный вкус, профессиональные знания, виртуозная реализация -вот чем должен обладать театральный художник.

Театральный художник должен быть превосходным живописцем, колористом. Но он же и организатор пространства сцены, дизайнер, он – архитектор. Он и строитель, тонко чувствующий и использующий обнаженный материал, фактуру материала .

Пространственное оформление спектакля — это художественный мир-вымысел, не тождественный бытовой реальности и находящийся с ней в сложной ассоциативно-эмоциональной связи. Художник создает в театральном пространстве мир конкретного действия, соединяющий в себе признаки места действия и обстоятельств действия, жанровые и стилистические особенности его.

На сцене не бывает ничего случайного

Театр — это не только вид искусства. Это особый тип коллектива, в котором все его члены — высокопрофессиональные художники, только общий результат труда и творчества каждого мастера,создает единый творческий продукт..


Декорация должна создать образ того места и времени, к которым относится действие в спектакле. Композиция театральных декораций, их цветовое решение и другие характеристики зависят от многих факторов.

Помимо содержания к ним относятся скорость смены места действия, особенности восприятия предметов на сцене с точки зрителей, возможности и особенности освещения и многое другое.

Прежде чем пространство сцены будет оформлено, необходимо создать эскизы театральных декораций. Именно на этом этапе прорабатываются все детали будущих декораций с целью достижения наибольшей выразительности и целостности. Что касается мастеров сценографии, их эскизы рассматриваются не только как база для оформления сцены, но и как самостоятельное художественное произведение, отличающееся авторским стилем и своеобразием.

Театральная декорация состоит из множества частей. Это и обрамляющие элементы, и занавес, и объекты, находящиеся на сцене, а также кулисы, фон и т.д.

Декорации создаются несколькими способами, в частности с помощью изображений и объёмных деталей. В русском реализме живописные элементы являются преобладающими. Очень важно, чтобы плоскостные элементы и объёмные объекты вместе создавали целостную и живую картину места действия. Помимо основных, традиционных способов изображения среды, появляются новые и современные. Среди них – проекции, ширмы, драпировки и многое другое.

Впрочем, современные способы оформления сцены не вытеснили живопись, которая так или иначе присутствует практически в любых декорациях. Разнообразие форм создания реальности лишь позволяет специалистам выбрать наиболее подходящие согласно содержанию и стилю спектакля.

Настоящий художник должен сам увидеть и прочувствовать все, что потом должен пережить зритель.

Читайте также: