Сообщение по теме посуда коми края

Обновлено: 06.07.2024

Презентация на тему: " Одним из самых используемых материалов коми народа была береста – сюмод. Лёгкая, красивая, эластичная, водонепроницаемя, она была незаменима в крестьянском." — Транскрипт:

2 Одним из самых используемых материалов коми народа была береста – сюмод. Лёгкая, красивая, эластичная, водонепроницаемя, она была незаменима в крестьянском быту. Из неё делали разнообразную утварь: посуду, рыболовные снасти, музыкальные инструменты, обувь и разные поделки.

3 7/2/2013 Начальным и важным моментом работы была заготовка бересты, так как от добротности материала зависит качество и долговечность изделий. Например, в туесках цельный внутренний слой без малейших трещин и разрывов позволял добиться термостойкого эффекта. Бересту для зимних работ хранили в холодном помещении, непосредственно перед работой запаривали в воде.

4 Наиболее примитивным сосудом из бересты является чуман. В прошлом коми хранили в чуманах различные вещи, а также применяли для сбора ягод и грибов. Изготавливался он из цельного куска бересты путём сложения.

5 Из других берестяных сосудов наиболее широко применяется туес-туис, который мог быть размером с ладошку и до метра высотой. Украшение берестяных туесов довольно простое: насечки в виде орнамента. Использовался для хранения сыпучих и жидких продуктов. 7/2/2013

6 Из заготовленных полосок бересты плелись лапти, корзины, пестери, посуда и другие изделия. 7/2/2013

7 Наиболее распространёнными из плетёных вещей являются заплечная сумка-пестерь и наплечная сумка-пещорка.

8 В домашнем быту в прошлом был весьма распространен плетёный сосуд - куд, имеющий форму таза, который закрывался плетёной крышкой. Куды бывают разных размеров. Использовался для хранения продуктов и мелких предметов. 7/2/2013

9 Весьма интересными являются берестяные плетёные солонки, которым придавалась различная форма: водоплавающей птицы или какого-нибудь животного. В свадебном обряде использовался в качестве подарка от отца для дочери-невесты как символ достатка.

12 Береста – это удивительный природный материал, из которого коми народ с древних времён изготавливает как предметы повседневного обихода, так и множество красивых вещей, которые украшают жизнь и доставляют радость. Спасибо за внимание.

ВложениеРазмер
domashnyaya_utvar.pptx 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с предметами быта Коми народа. Задачи: - Познакомить детей с предметами быта Коми народа и их принадлежности в быту; - Обогащать словарный запас детей; - Воспитывать интерес, уважение к истории Коми края.

Утварь домашняя — это совокупность предметов домашнего обихода, включающая кухонную и столовую посуду, приспособления для хранения и переноса вещей и продуктов питания и т. д. Посуду делали из бересты, глины, капа и ивовых веток. Кап – это больной нарост на берёзе. Его выдалбливали и делали разную посуду. Хранилась такая посуда очень долго.

Что же было необходимо нашим предкам в их домашнем хозяйстве ?

Кадка, кадушка . Загадка: Стоит толстуха – Деревянное брюхо , Железный поясок . Ёмкость для заготовки солений, мочений, для хранения муки и круп . Если на крышке кадушки было отверстие, то она использовалась для переноски воды и кваса.

Кадки делали ремесленники , и делались из деревянных дощечек – клёпок, стянутых обручами . В каждом хозяйстве имелось большое количество кадок и кадушек.

Рукомойник ( ки миськалан ) Глиняная ёмкость круглой или овальной формы , с широким отверстием для наливания воды, на одной стороне имелся носик . Коми-народ придавали большое значение чистоте . Считалось, что с людьми, забывшими утром помыться, может случиться беда.

Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными. Ложки украшались росписью или резьбой. Ложка - пань Загадка: Сама не ем, а людей кормлю.

Скалка – валяйтчан . Цилиндрическая деревянная палка. Использовалась для раскатывания теста. Размеры скалки колебались от 30 до 90 см.

Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью .

Короб Ёмкость для хранения и перевозки мелкого домашнего скраба , одежды, книг, украшений. Изготавливались из плоских, плотно прибитых друг другу плашек. Всегда был внутренний или наружный замок. В хозяйствах было множество коробов .

Ступа использовалась для измельчения круп из неочищенных зёрен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается.

Жернова Использовали жернова для перетирания зёрен, орехов и других растительных продуктов для потребления в пищу

Солонка – сов доз Что за чудо птица, В которой соль хранится?

Солонка – сов доз А такого вида солонки считались дорожными, т.к. их брали с собой, уходя на промысел или полевые работы. Отношение к солонке было бережное и почтительное. Она считалась семейной ценностью и её никогда не продавали.

Сеяльница – сеяльнича кухонная утварь, которую использовали для просеивания и очистки крупы от мелкой шелухи. Это долблёное корыто овальной формы с пологими стенками, двумя рукоятками на концах. Длина бывала разной : от 30см до 80 см.

Берестяной мальчишка, вместо шляпы крышка. Людям очень помогает, всяку пищу сохраняет. Туес – туис - Что можно хранить в туеске?

НОД по лепке в подготовительной к школе группе " Лепка декоративной посуды« Программное содержание: Продолжать учить изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи. Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки. Украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами . Закреплять навыки аккуратной лепки.

Традиционная утварь и сейчас в ходу

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.


Консультация для родителей. Данный материал поможет родителям расширить круг озор ребенка используя разные формы работы, методы и приемы.


Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.


" Домашние животные народов ханты и манси"

Конспект занятия в старшей группе.


Домашняя утварь коми народа


Проект "Домашняя утварь коми народа"

Проект "Домашняя утварь коми народа".


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Посуда, которая использовалась в коми быту была глиняной, деревянной, железн.

Посуда, которая использовалась в коми быту была глиняной, деревянной, железной. Немало домашней утвари делали из ивовых и черемуховых веток, сосновых и еловых корней. Посуда была как покупной, так и изготовленной умельцами в домашних условиях. Для повседневного использования посуда была простой. Её хранили на полках, в состоятельных семьях - в специальных шкафах – посудниках.

Изготовлением глиняной посуды занимались, в основном, женщины. Материалом сл.

Деревянной была значительная часть посуды: долблёная, плетёная и бондарная.

Деревянной была значительная часть посуды: долблёная, плетёная и бондарная. Долблёная посуда была удобна и надежна в обиходе. Посуду резали мужчины ручным способом, т.к. не было станков. Самыми известными были солонки – утки (сов доз), вырезанные из КАПА – берёзового нароста. В старину каждая девушка, выходя замуж уносила такую утку из родительского дома. Фигурка утки говорила о благополучии и счастье будущей семьи. По обычаю коми верили в магическую силу утки, считали её священной. Делали мастера и большие деревянные чаши в виде уток.

В давние времена коми использовали для еды деревянные ложки (пу паньяс) и та.

В давние времена коми использовали для еды деревянные ложки (пу паньяс) и тарелки (тасьтi). Их тоже выдалбливали из березового капа. Считали, что деревянные изделия полезны для здоровья, из них невозможно было обжечься горячей пищей. Ложку нельзя было класть на край общей тарелки, её после каждого зачерпывания клали на стол. Тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Только хозяин дома мог держать ложку в руке постоянно. За столом не разрешалось громко разговаривать, болтать ногами, класть локти на стол. Ребенок, нарушивший правила, получал от хозяина дома ложкой по лбу.

Для изготовления плетеной посуды лучшим материалом считался сосновый корень.

Для изготовления плетеной посуды лучшим материалом считался сосновый корень, гибкий, красивого глянцево-желтого цвета. Из него плели чашки, тарелки, блюда, воронки для процеживания напитков. Такие изделия были очень прочные, служили десятилетиями. Чаще всего в плетеной посуде держали крупу, сухие ягоды и грибы, соль.

Широко использовались в крестьянском хозяйстве бондарные изделия: разнообраз.

Широко использовались в крестьянском хозяйстве бондарные изделия: разнообразные кадки, бочонки, подойники, жбаны. Работа бондаря была непростой, требовала определенных навыков, особенно при сборке. Древесину отбирали прямослойную, без сучков, для каждого изделия - определенной породы. Было замечено, что хранить молоко и сбивать масло лучше в посуде из еловой древесины, а капусту лучше солить в осиновой кадушке, где она хорошо сохраняется до самой весны. жбан

1-кадка 2- шайка 3- бочка 4- ушат 5- лохань 6- ведро

1-кадка 2- шайка 3- бочка 4- ушат 5- лохань 6- ведро

Решето (пож) Емкость под напитки (сюра лок)

Решето (пож) Емкость под напитки (сюра лок)

Одним из самых любимых и используемых материалов была береста (сюмöд). Легка.

Одним из самых любимых и используемых материалов была береста (сюмöд). Легкая, красивая, эластичная, водонепроницаемая, она была незаменима в крестьянском быту. Из нее делали разнообразные предметы: корзинки (сюмöд чуманъяс), кузовки (пестеръяс), туеса (туисъяс), вёдра (ведраяс), дорожные солонки (сов дозъяс). В берестяных солонках с деревянной пробкой хранили соль при работах в поле, во время промысла.

Туес (туис) - был цилиндрической формы. Такие сосуды делали разных размеров.

Туес (туис) - был цилиндрической формы. Такие сосуды делали разных размеров и объемов от одного литра до нескольких ведер. Украшали туеса ажурной резьбой, изредка расписывали. В них хранили жидкости, сыпучие продукты, ягоды. В туеске горячая вода долго не остывала, а квас и вода в нем долго оставались холодными. Молочные продукты не портились даже в жару, так как береста надежно защищает от перегрева благодаря множеству тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух. Многослойность создает внутри эффект термоса.

Постепенно хрупкие глиняные горшки уступили место горшкам, отлитым из чугуна.

Постепенно хрупкие глиняные горшки уступили место горшкам, отлитым из чугуна. Такой горшок так и стали называть - чугун. Чугуны ставили в печь с помощью ухвата.

На самом видном месте в доме красовался самовар. Он занимал почетное место н.

На самом видном месте в доме красовался самовар. Он занимал почетное место на столе. Самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток.

Посуда в старину была не такой яркой, красочной, как сейчас, но она была эко.

Посуда в старину была не такой яркой, красочной, как сейчас, но она была экологичной и безопасной для здоровья людей.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Мини - проект в рамках общешкольного проекта "Неделя родного языка" подготовлен учащимися коррекционной школы совместно с классным руководителем. Раскрывает традиционные виды посуды коми народа. В презентации сообщаются материалы, из которых изготавливалась посуда в старину, а также ее использование в быту.

Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, воспитатели.

Актуальность. Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов.

Сроки реализации: с 7 по 11 ноября 2016 г.

· Знать и называть домашнюю утварь коми народа.

· Узнавать по описанию и назначению.

· Знать, из какого материала сделаны предметы утвари.

Продукт проекта: коллекция домашней утвари для мини-музея группы.

Цель: приобщение детей к культуре и традициям – через знакомство с утварью коми народа.

1.Формировать представление детей об утвари коми народа (пестер, туесок, корзинка, тарелка, ложка, солонка), её происхождении и материале, из которого она изготавливается.

3. Продолжать закреплять полученные знания детей совместно с родителями.

4. Развивать познавательную активность детей.

5. Воспитывать у детей интерес к родной культуре.

1 этап – подготовительный.

1. Подбор методической и художественной литературы.

3. Подбор предметов домашней утвари.

4. Привлечение родителей к проблеме проекта.

5. Определение тематики бесед.

2 этап - реализация проекта.

16. Загадки о посуде.

17. Совместная деятельность детей и родителей:

• Подбор наглядно-иллюстративного материала (предметов домашней утвари коми народа и картинки).

• Подбор материала для продуктивной деятельности.

3 этап – заключительный.

Список используемой литературы:

Читайте также: