Сообщение на тему идеи

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

После выявления проблемы в проекте, которую нужно решить, или задачу, которую нужно выполнить, возникает вопрос, а какие есть решения данной проблемы (задачи). Об этом информация ниже.

Генерация идей и созидание нового – это неотъемлемые элементы эволюции человечества, его развития на протяжении всей истории. Практически всё, чтобы мы не увидели: дом, стоящий напротив, дизайн телефона – вначале всё это было идеей. Старейшим методом поиска решений является метод проб и ошибок , он же метод перебора. Принцип этого метода можно описать, как бессистемное последовательное выдвижение и рассмотрение всевозможных вариантов решения поставленной проблемы. Важнейший недостаток метода – его низкая эффективность. К примеру, в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) этот метод даже считается эталоном неэффективности.

Столкнувшись с какой-то трудностью, мы пытаемся придумать, как бы ее решить, то есть начинаем генерировать идеи решения. Например, в перерыве вы приходите туда, где можно пообедать, а там как обычно очередь. Какие здесь есть решения? Прийти попозже? Поискать другое место? Или организовать и поставить вендинговый аппарат?

Зачастую мы беремся за самое очевидное решение, за то решение, которое первым приходит на ум, и пытаемся его реализовать. Но насколько оно эффективно?

Попробуйте решить задачу.

Другими словами, проблема, с которой сталкиваются многие из нас при решении той или иной задачи, состоит в инерции мышления – в стремлении применить к новой задаче стереотипы, традиции, обусловленные опытом или историей.

Поэтому важным фактором является развитие нестандартного мышления – способности смотреть на вещи разными способами, понимая, что любой из них является одним из множества возможных и что необходим уход от установленного шаблона для переключения на лучший.

Фактически, нестандартное мышление – это навык, который позволяет находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Считается, что одним из эффективных методов развития способности нестандартно мыслить – это решение ситуационных задач-загадок.

Возможно применение специальных методов и инструментов, помогающих преодолеть инерцию мышления. С развитием науки и техники появляются методы, на которые опираются самые разные специалисты для решения поставленной задачи, то есть генерации идеи. К их числу можно отнести инструменты ТРИЗ.

Помимо генерации идей важным навыком является умение представить, что будет, если ваша идея воплотится. Как это изменит ситуацию и отношение к ней у окружающих и заинтересованных лиц? Не принесет ли это новых и более сложных проблем? Не усложнит ли новое решение жизнь тем, кто продолжает пользоваться привычными решениями и вашим одновременно?

Эффективным способом генерации идей является применение разнообразных методов организации групповой работы , имеющих целью нахождение решений обсуждаемой проблемы. При этом появляется возможность использовать не только свои умственные и творческие способности, но и способности коллег, таким образом, творческие потенциалы участников группы дают эффект синергии. Рассмотрим кратко некоторые из них.

Мозговой штурм на сегодняшний день является наиболее распространенным методом поиска решений в группе. Этот коллективный метод основывается на том, что группа людей, во-первых, имеет бóльший потенциал в решении проблемы, чем отдельно взятый человек; а во-вторых, появляется больше возможностей для уточнения и развития идей.

Важно создать доверительную атмосферу , стимулирующую работу воображения и мысли, когда обмениваются идеями, не пытаясь изменить точку зрения другого человека и не вступая в неприятные споры.

Метод мозгового штурма имеет различные модификации. Наиболее распространенная из них заключается в свободном генерировании идей всеми членами команды. Основное правило мозгового штурма — запрещается критиковать чужие идеи .

(1) Небольшая группа (обычно до 10–15 человек) рассматривает какую-то определенную проблему. При этом один из участников группы записывает высказываемые предложения . Ни одна из идей не отбрасывается, но можно предлагать пути для их изменения, улучшения. Основная задача на данном шаге — получить наибольшее количество идей. Предлагаются любые, даже абсурдные на первый взгляд мысли.

(2) Затем каждая из идей анализируется в отдельности, группируются схожие идеи, развиваются и дополняются. В результате с отобранными идеями и ведется дальнейшая работа.

Как писал Элиезер Юдковский: один из неочевидных секретов науки представляет собой умение не отклонять непонравившиеся идеи в ту же секунду, как вы их услышали.

Желательно назначить ведущего, который будет обеспечивать соблюдение правил и регламента мозгового штурма , позволяя участникам сконцентрироваться на целях и содержании. Такого ведущего еще называют модератором . Другой вариант: разделить участников на две группы, одна из которых будет генерировать идеи, а вторая — рассматривать их и искать пути для улучшения.

Однако на практике метод имеет свои недостатки, основные из них:

Очередность . При мозговом штурме участники высказываются по очереди, соответственно, остальные участники вынуждены дожидаться своей очереди, удерживая в памяти собственные предложения. И если во время ожидания придет в голову вторая (третья и так далее) идея, то наверняка, из-за особенности кратковременной памяти, она сотрет предыдущую. А еще ведь нужно слушать идеи, которые высказывают другие участники в эту минуту. Значит, чем больше участников в группе, тем менее эффективен мозговой штурм.

Поиск решения . Нет четкого алгоритма поиска действительно хороших идей. Может оказаться, что эффективная идея так и не была высказана по ряду причин, или была безосновательно отклонена.

Можно выделить следующие плюсы такого метода:

Взаимодействие участников сохраняется, идеи одного порождают идеи другого .

Большое количество идей за короткий срок (20 мин. = 60 идей от 5 человек).

Идеи не забываются.

Меньше стресса, возможность анонимности.

Алгоритм проведения состоит из следующих шагов:

Несколько участников садятся за один стол и получают по одному листу бумаги, в котором нарисована таблица с тремя столбцами.

После сигнала каждый участник начинает записывать 3 идеи в решении проблемы. Время ограничено пятью минутами.

Через 5 минут каждый участник передает свой листок бумаги участнику слева от него.

Начинается следующий раунд, во время которого каждый участник пишет еще 3 идеи на следующей строчке. Он может опираться на идеи, которые прочел на листе бумаги, а может думать независимо от этого.

Проводится несколько раундов. Ограничений на количество раундов нет, как правило, участники сами чувствуют, что больше ничего стоящего не придумать.

После генерации все идеи прочитываются, убираются дублирующие. Затем они анализируются, принимается решение. По сути, на этом шаге применяются такие же подходы, как и в классическом мозговом штурме.

Другие известные методы генерации идей

Метод Уильяма Гордона основан на поиске аналогий , позволяющих найти новый взгляд на проблему. Метод предполагает отказ от привычного мышления и выработку нового оригинального подхода, подключая к решению проблемы свои чувства, ассоциации и воспоминания.

Используется метод следующим образом. Берется ключевое слово (или несколько, в зависимости от поставленной задачи), например, ручка. К этому слову подбираются аналогии. Используется таблица, где в первом столбце перечисляются ключевые слова, а в каждом из последующих — разные виды аналогий.

При использовании аналогий происходит отказ от очевидных путей решения проблемы, более широкое рассмотрение её и четкое определение её сути.

Прямые аналогии. Это поиск объектов, выполняющих аналогичную функцию или обладающих сходным строением, что и ключевое слово.

Личные аналогии. Постановка себя на место объекта и рассмотрение своих собственных впечатлений от использования, конструирования и т.п. Важно забыть о логике и максимально прислушаться к ощущениям. Не обязательно представлять себя непосредственно объектом, можно быть его частью, человеком, использующим этот объект, это поможет расширить круг разработок.

Символические аналогии. Перенесение объекта в мир абстрактных понятий. Помогает определить суть проблемы и сформулировать идеальное её решение, конечный пункт, к которому нужно стремиться. Нужно исходить не из внешнего вида или конструкции объекта, а из его предназначения.

Фантастические аналогии. Суть их заключается во введении фантастических существ или предметов, которые могут помочь в решении задачи. Это могут быть заимствованные из сказок или изобретенные самостоятельно объекты. От них можно впоследствии отталкиваться при выявлении слабых сторон задачи и поисках ее решений.

Белая шляпа. Концентрация внимания на фактах, цифрах и объективной информации. Рациональное объяснение позиции, подсчёт вероятности успеха/неудачи.

Чёрная шляпа. Концентрация на возможности неудачи. Скептическое отношение ко всем предложениям, поиск минусов и слабых мест.

Красная шляпа. Концентрация на чувствах и эмоциях. Описание собственных ощущений и подсознательных ассоциаций.

Жёлтая шляпа. Концентрация на положительном. Поиск преимуществ, вера в успех, обоснование, почему всё должно получиться хорошо.

Зелёная шляпа. Концентрация на поиске креативных и оригинальных решений. Генерирование творческих идей, новых подходов, поиск альтернативных путей.

Синяя шляпа. Концентрация на обобщении полученного. Подведение итогов, анализ результатов.

В итоге каждый из участников должен примерить на себя все роли.

Морфологический ящик

Суть метода заключается в разделении объекта на составляющие и поиск путей модификации для каждой из них в отдельности.

Создается многомерная матрица (таблица), на вертикальной оси которой записываются одни показатели объекта (к примеру, материал), а на горизонтальной — другие (размер, цвет, пластические характеристики и т.д.). Можно использовать несколько матриц, каждая из которых отвечает за определенные показатели. В результате получается огромное количество возможных вариантов, каждый из которых рассматривается и обрабатывается в отдельности. Основной минус этого метода состоит как раз в том, что их бывает слишком много и приходится затрачивать много сил и времени на обработку результатов. Плюс этого метода в том, что не требует большого количества людей и мыслительных затрат.

Метод фокальных объектов

В поисках решения проблемы (фокального объекта, объекта, на котором находится фокус внимания) предлагается анализировать свойства совершенно случайных объектов , пытаясь найти в них источник идей для решения исходной проблемы. Другое название метода – метод случайных объектов.

Теоретически применение метода состоит из следующих шагов:
1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
2. Выбираем случайные объекты (3–5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
3. Записываем свойства случайных объектов.
4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

Метод контрольных вопросов

Это техника, позволяющая при помощи вопросов рассмотреть задачу с разных сторон и найти нестандартное решение. В равной степени многие техники используют списки вопросов. Например, ТРИЗ Генриха Альтшуллера, список вопросов по Осборну, вопросы Бонзака, Пирсона, Эйлоарта и др.

Метод заключается в том, чтобы к конкретной задаче применить стандартный набор заранее заготовленных абстрактных вопросов , в результате чего получается посмотреть на проблему с разных точек зрения, сфокусироваться на различных аспектах, которые могут натолкнуть на решение.

О том, как сформулировать идею своего продукта и что делать, когда его жизненный цикл подойдёт к концу.


99% новых проектов умирает. Это факт — факт клинический и обескураживающий. Почему умирают эти проекты? Потому что тот продукт, который они делают, оказывается никому не нужен, потому что за этот продукт никто не хочет платить. И в тот момент, когда умирает продукт — умирает сам проект. И всё потому, что ставка в проекте была сделана на один конкретный продукт, на всего лишь один способ конкретной реализации той идеи, которая на самом деле стала причиной появления этого продукта.

Что же это за загадочная идея? Какими свойствами она должна обладать? Как ее нащупать и сформулировать?

Идея — про то, почему вы хотите что-то сделать.

Я специально беру простые жизненные примеры — жизненность идеи очень важна для успеха проекта. Огромное количество проектов умирает потому, что они удовлетворяют выдуманные их создателями потребности. Поэтому чем проще, жизненнее и очевиднее ваша идея, тем больше шансов на то, что созданный в рамках этой идеи продукт имеет шанс на жизнь.

Итак, резюмируем первые признаки хорошей идеи.

Жизненность. Жизненность позволяет надеяться на то, что продукт, который вы будете делать в рамках этой идеи, решает не выдуманную вами задачу, а помогает решать то, с чем сталкивается большинство людей в реальной жизни.

Достаточное количество различных способов ее реализации. Я уже много раз говорил, что 9 из 10 продуктов умирает. Грубо говоря, опираясь просто на арифметику, можно сказать, что у вас должно быть десять вариантов продуктов, чтобы один из них выжил. Уровень обобщения поможет вам попробовать несколько вариантов продуктов, оставаясь в рамках общей идеи, одного проекта, а не метаться от одного неудавшегося проекта к другому.

Наличие идеи, позволяющей варьировать продукты в рамках одной идеи, помогает еще на одном этапе жизни проекта. У каждого продукта, как ни крути, есть свой жизненный цикл — через какое-то время потребность в данном конкретном продукте исчезает, так как изменяются технологии и связанные с ними инструменты удовлетворения желаний, способы решения человеческих задач. В этот момент компании очень важно не умереть вместе со своим единственным и умирающим продуктом, а иметь возможность запустить новый продукт, приходящий на смену старому продукту, но оставаясь в рамках той же общей идеи, той же компании, решающей те же задачи, но с помощью новых инструментов.

Стоит обратить внимание еще на одну вещь, которую стоить иметь в виду, когда вы ищете свою идею. Как я писал, идеи базируются на жизненных наблюдениях. Стоит особенно наблюдать за теми явлениями, которые только входят в нашу жизнь. Не за теми, которые уже очевидны для всех, и которые, как следствие, реализует еще куча народа. А за теми, которые только становятся заметными, потому что нет ничего хуже острой конкуренции. Чем меньше конкурентов, тем лучше для вас — особенно на старте.

Продукт — это способ конкретной реализации нашей идеи. Мы можем пробовать разные продукты на пути реализации идеи, пока не найдем тот успешный вариант, который будет нас удовлетворять.

Идеи большие и маленькие: часть 1

Как использовать онбординг для роста бизнес-метрик в B2B

Объясняем на примере одного из лучших кейсов в российском HR Tech.

Задача этой работы — помочь систематизировать представление о большой идее и дать перечень инструментов, которые помогут творческим специалистам оценивать свою работу объективно (насколько это вообще возможно в контексте творческой профессии).

Чистое мышление и мыследеятельность

Для начала обозначим систему координат, в которой мы придумываем. От пустоты до реализации в проекте идея проходит два принципиальных этапа: этап чистого мышления и этап мыследеятельности.

Чистое мышление — проекция идеальных абстрактных систем на идеальную среду (читай, доску, слайды, схемы) при помощи доступного языка. В рамках чистого мышления главной задачей исследователей (стратегов) и изобретателей (креаторов) является приведение проблем целевой аудитории к абстрактным решениям без учета элементов сопротивления реального мира.

Мыследеятельность — проекция решений чистого мышления на текущую ситуацию с учетом практических проблем и преодоление сопротивления реального мира. Сопротивлением может быть административный барьер (нет денег), физический барьер (нет материала), социальный барьер (запрет общества). На этапе мыследеятельности абстрактное изобретение (результат процесса чистого мышления) адаптируется к жизни.

Креатор (изобретатель) — это создатель новых идей в рамках чистого мышления. Ключевая задача креатора — использовать креативные методики для создания прогрессивных полезных форм коммуникации в проекции идеального мира. Изобретения креатора подобны научным открытиям и не учитывают сопротивление реального мира. Креаторы — теоретики.

Изобретатель работает для человечества.

Дизайнер работает для человека.

Креативные методики на этапе чистого мышления и этапе мыследеятельности различаются по целям: методики чистого мышления нацелены на максимальную масштабируемость во времени и пространстве. Креативные методики мыследеятельности нацелены на решение текущих проблем и превращение абстрактных концепций в материализуемые объекты.

Концепции из области чистого мышления останутся призрачными образами в головах изобретателей, если не найдут применение на практике. И наоборот — без научного знания мыследеятельность человека не переживает прогресса с присущим ему драматизмом, так как изобретения часто оказываются впереди возможностей внедрения.

Изобретение может нанести вред существующей системе. Более того, изобретение может требовать изменения окружающей среды под себя: инфраструктуры, человеческого поведения, общественных отношений, навыков. Изобретение — это долгосрочная инвестиция, которая меняет мир в будущем, а не настоящем.

Большая идея существует на рубеже чистого мышления и мыследеятельности. Это мост между абстракцией и конкретным ее воплощением — физическим объектом, который будет решать задачу для человека.


Большая идея — это мост между изобретением и предметом, между абстракцией и конкретным ее воплощением — физическим объектом, который будет решать задачу для человека

Не нужно пытаться сразу придумывать продакшен-трюки, думать о параллаксе на HTML5 и бросаться программировать стартап. Зачем тратить силы на объекты сопротивления, пока вы даже не попробовали систематизировать вашу идею? Это современная проблема сообществ стартаперов, которые часто бросаются в разработку без проработанной концепции и отсутствия большой идеи.

Форма

Масштаб идеи




Как показывает пример, чтобы добиться одинакового представления формы идеи нам нужно детализировать (конкретизировать) идею.


Схема для методики прогрессирующего абстрагирования помогает регулировать масштаб идеи. Детализация — это поэтапная конкретизация общей мысли. Абстрагирование — поэтапное обобщение и избавление от частей

0: Клуб (чего угодно)
1: Клуб поваров (теперь для всех поваров на свете)
2: Клуб мексиканских поваров (теперь только для мексиканских поваров)
3: Летний клуб мексиканских поваров (теперь только летом)
4: Закрытый летний клуб мексиканских поваров (еще и закрытый)

Однако, детализируя идею, нужно быть внимательным: слишком конкретная формулировка осложнит развитие идеи коммуникации во времени — вы не сможете долго использовать вашу идею и развивать ее.

Поиск адекватного масштаба формулировки — одна из первых задач, с которой сталкивается изобретатель коммуникационных идей.

Форма — это необязательно слова

Существуют формы образов (идей), которые неодинаковы для всех людей. Скажем, образ мамы. Не так просто, даже используя детализацию и прогрессирующее абстрагирование, вызвать у всех слушателей (пользователей) единый образ. И это проблема, которая посещает изобретателя в момент формулирования больших идей.

Чтобы добиться максимальной синхронизации представления о форме, можно вообще отказаться от… словесных формулировок. Например, использовать в качестве формы не слово, а систему (представить ее можно в виде схемы).


В нашей теории, самое главное в маме — это ее социальное взаимодействие с нами, а не физическое тело

Так, форма идеи может быть создана любыми средствами — не только словами. Это могут быть и визуальные образы, и музыка (правда, художественными средствами сложно будет добиться конкретики — они имеют очень сильную индивидуальную привязку). Формой большой идеи может быть и ролевая модель. Например, форма ярмарки-агрегатора выглядит так:



Вне зависимости от вида формы (слово, схема), вам нужно будет создать единый образ идеи, одинаково понятный для всех участников коммуникации.

Драма

Драма — это чувство

Драма — необходимый элемент большой идеи. Драма — это то, что волнует пользователя, то, что заставит его вовлечься в вашу коммуникацию, заставит его сопереживать, то, что сделает коммуникацию для него близкой и понятной.

Драма — возможность для пользователя переживать коммуникацию через обозначенный конфликт (то, что волнует вашего пользователя). Чем более мощные (близкие пользователю) драйверы (то, что движет пользователем) и барьеры (то, что тормозит пользователя) вы находите, тем ярче ваша коммуникация.

После окончания вуза пользователь очень хочет устроиться сразу на хорошую работу — это драйвер. При этом пользователь ненавидит всю корпоративную культуру — это барьер. Как бренд использует этот конфликт?

Человек с детства мечтает работать радиоведущим — это его драйвер. Но он заикается — это его барьер. Как бренд использует этот конфликт?

Драма — это история

Драма — это еще и жанр, сюжет вашей коммуникации. Чтобы дать пользователю какую-то роль, нужно предложить ему и историю, которая его тронет и где он сможет реализоваться.


В какие истории нас могут увести пути на этой карте:

Хороший бриф уже содержит драматичный инсайт

Как связать вашу художественную историю и эмоции конкретного пользователя?

Как уже было упомянуто, драма вашего пользователя прописана в брифе (чаще креативном, написанном хорошим стратегом-исследователем ) — она формулируется на основе драйвера и барьера. Найденный инсайт — это противоречие (возможно, трудно разрешимое).

Без настоящих человеческих противоречий в коммуникации (читай, без драмы) результаты вашего труда обречены быть вербальным презервативом для работников отдела маркетинга в компании клиента.

Чем больше привязанности драмы большой идеи к контексту вашей аудитории — культурному, этническому, социальному, сезонному — тем больший отклик можно рассчитывать в своей коммуникации.

Польза

И, наконец, авангард современной рекламной методологии: польза коммуникации. Слово, которое часто используют, но часто не к месту.

Польза — то, ради чего человек вовлечется в вашу коммуникацию.

Теперь нам нужно поместить человека в этот мир, объяснить, зачем он нужен. И если мы говорим о долговременной коммуникации, то тут стоит задача не просто заинтересовать пользователя, но вовлечь его настолько, чтобы он возвращался к этой истории, сделал ее частью своего собственного мира.

Польза в коммуникации — это возможность для человека нарастить и сохранить некие капиталы с помощью его взаимодействия с нашей идеей. Вы должны ответить на вопрос, ради чего ваш пользователь должен включиться в коммуникацию?

О том, как работать с этой составляющей большой идеи, а также о том, как на основе большой идеи разрабатывать механики активаций, читайте во второй части статьи.

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ

1. Большая идея — мост между прогрессивным чистым мышлением и проблемной мыследеятельностью. Не нужно пытаться сразу придумывать продакшен-трюки, думать о параллаксе на HTML5 и бросаться программировать стартап. Зачем тратить силы на объекты сопротивления, пока вы даже не попробовали систематизировать вашу идею? В равной же степени считаю плохой традицией не переходить к мыследеятельности вовсе. Успешный изобретатель — тот, кто ищет баланс чистого мышления и мыследеятельности.

2. Главное — форма, драма и польза. Большая идея коммуникации — это не просто набор красивых слов в слогане. Это драма, которая заставляет человека чувствовать, сопереживать. Это польза — возможность для людей наращивать различные капиталы (экономические, социальные, профессиональные и пр.).

3. Опишите идею, как хотите. Форма большой идеи — необязательно слово или картинка. Новая форма большой идеи коммуникации — это сценарий отношений с пользователем. Форма может быть представлена моделью социальных транзакций.

4. Креатор — это изобретатель. Креатор-копирайтер — это не только человек, который пишет тексты. И уж тем более не человек, который создает промомеханики с кодами из-под крышек. Креатор-копирайтер — это изобретатель в области коммуникаций. А изобретатель должен создавать полезные большие идеи, сила которых способна изменять человеческую реальность.

На креатора возложена миссия намного более важная, чем он сам может догадываться в момент выбора профессии. Он должен проецировать свои идеи на будущее и вместе с дизайнерами превращать их в полезный человеческий опыт.

Учение Платона об идеях

Краткая биография

Смерть Сократа

  • Платон родился в богатой аристократической семье, с детства получил полное и всестороннее образование.
  • Среди учителей философа — Кратил (последователь Гераклита, учил о всеобщей перетекаемости вещей и постоянной изменчивости мира) и Сократ, вдохновивший Аристокла на серьёзное изучение философии и нравственных проблем мира.
  • Во время суда над Сократом Платон был одним из учеников, предлагавших внести за него денежный залог. Интересно, что его учитель присутствует практически во всех диалогах и произведениях в качестве рассказчика или оппонента.
  • После смерти учителя он со своими последователями перебирается в Мегару, где жил Евклид. Философ впервые создаёт работы, посвящённые особенностям человеческого познания. К этому же периоду относится возникновение учения Платона об идеях (кратко — у каждой вещи имеется свой эйдос или идея, которая является аналогом души у человека).
  • Есть сведения, что философ в 389 году до нашей эры отправился в Италию с целью основать там своё идеальное государство. Поначалу его хорошо приняли, однако позже его с бесчестием прогнали (по некоторым данным — он даже ненадолго попал в рабство).
  • В 386 году до нашей эры Платон в Афинах основывает свою Академию — возможно, одно из первых серьёзных учебных заведений в истории человечества. В ней преподавались такие науки, как философия, естествознание, астрономия и особенно, математика, на которую делался главный упор.

Последние годы жизни философа были связаны с гонениями на него со стороны Дионисия Младшего и правителя Сиракуз Диона. Согласно преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до нашей эры, в период правления македонского царя Филиппа. Тело философа было захоронено в его Академии.

Теория идей

Идеи Платона

  • Отображения или тени (соответствует косвенному познанию при недостатке чувственных данных).
  • Чувственно воспринимаемые материальные объекты (познание при помощи 5 органов чувств, непосредственное наблюдение).
  • Математические объекты (познание посредством разума и операций интеллекта).
  • Высший эйдос или идеи (непосредственное познание разумом или интуицией).

Признаками идеи являются такие качества, как объективность (идеи присутствуют в реальности, а значит, любой человек имеет возможность прочувствовать их лично), безотносительность, вечность и независимость от всех существующих ограничений. Платон резко противопоставлял идею любому из наблюдаемых человеческим глазом объекту.

Эту теорию можно объяснить достаточно понятно и просто. К примеру, наблюдать кувшин — это обычный акт чувственного познания материального объекта. Размышление о структуре кувшина при помощи абстрактного мышления — познание при помощи разума. Если же человек пойдёт ещё дальше и попробует представить себе прообраз всех кувшинов, сумеет не просто вообразить, но прочувствовать качество, делающее кувшин кувшином — то тогда он приблизится к пониманию идеи с точки зрения Платона.

Философ считал, что создать идею невозможно — они уже все созданы до появления любого из людей. Человеку же остаётся только воспринимать их своим разумом и воплощать в реальности, а на это способны только те, у кого разум максимально чист и восприимчив (гении). При этом повысить свою восприимчивость к эйдосу можно через интеллектуальное или эстетическое наслаждение, доставляемое наукой или искусствами.

Учение о душе

Разум человека

Учение о душе Платона

С точки зрения античного философа, после смерти человеческая душа отправляется в царство идей или эйдоса (если она достаточно чиста, чтобы находиться в том пространстве) либо же её мятежная часть (страстное начало) влечёт обратно на Землю. При этом Платон упоминает о возможности награды души за её добродетельную жизнь и наказания в случае совершения пагубных поступков.

Познание и восприятие

Античный философ считается основателем объективного идеализма, а среди его последователей можно назвать великие умы человечества Джон Локк, Рене Декарт, Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр. Платоновское учение об идеях и в современное время является темой для изучения и подготовки докладов, рефератов и научных трудов. Однако оно было бы неполным без описания его взглядов касаемо человеческого восприятия. К интересным особенностям его теории познания относятся следующие моменты:

Душа пребывает в мире идей

Философия Платона

Вся философия Платона практически пронизана этическими проблемами; от его ранних сочинений до поздних диалогов прослеживается тенденция развития идеи об абсолютной (врождённой) морали, осознание которой и является одной из важных жизненных задач человека. Главнейшим же смыслом жизни каждого является попытка возвыситься над несовершенным чувственным миром с целью уподобиться миру эйдоса. Освобождение души от всего телесного способствует трансформации человека, его уподоблению божеству.

Читайте также: