Сообщение на тему структура личности

Обновлено: 07.07.2024

Психологические знания так же стары, как и сам человек. Он не мог существовать, если бы не руководствовался поведенческими мотивами и чертами характера своих ближних.

Помимо интереса к материальному благополучию и экономике, многие люди хотят помочь себе и понять, что значит быть человеком. Осознать бессознательные стороны личности, сосредоточиться в первую очередь на том, что с ними происходит в настоящем.

Когда психологи обращаются к изучению личности, первое, с чем они могут столкнуться, это с различными чертами и их проявлениями в поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты, связь между сознательным и бессознательным (подсознательным), и многое другое — это неполный перечень черт, с которыми нужно иметь дело, когда мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Тем не менее, с множеством черт, личность представляет собой единое целое. Это порождает две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять совокупность черт личности как системы и выделить в ней то, что обычно называют системообразующим фактором (или признаком), и, во-вторых, раскрыть объективные основы этой системы.

Структура личности - Понятие личности в психологии

Понятие личности в психологии

Личность — это человек в системе, поэтому его психологические характеристики, которые социально обусловлены, проявляются в социальной природе, связи и взаимоотношения стабильны, определяя нравственные поступки человека, значимые для него и окружающих.

Понятие личности возникло в психологии как минимум из четырех источников.

Первое — это христианство, которое закрепило понятие вечной и божественной души человека.

Четвертый источник — это потребности самой психологии в преодолении чувства безнадежности. Психологи, стремясь к объективности, ориентируясь на знание механизмов, процессов психики, чувствовали, что теряют самое главное в человеке — его личность.

Другие психологи придерживаются более широкого взгляда на личность, рассматривая ее как синтез всех человеческих черт, их уникальное сочетание.

Характеристики личности в психологии

Леонтьев А.Н. еще более сузил список личностных черт, подчеркнув в нем центральную мотивационную область.

Явным вкладом в понимание черт личности является теория черт личности. Олпорт Г., Кеттель Р. и Айзенк Г. — три ведущих исследователя в области изучения черт личности.

Согласно им, черты личности можно сгруппировать, связав их с более общими чертами и подчеркнув черты характера, темперамент и т.д. Чтобы оценить личность, необходимо знать ее семь сторон: Способности, темперамент, характер, ориентация, социальная и профессиональная компетентность, самооценка.

Способности, согласно Allport G., Kettel R. и Eisenk G., являются психическими и физическими качествами, в выражении которых, а также при наличии правильной мотивации и характера, человек обладает высокой обучаемостью в одной или нескольких сферах жизни.

Способности включают в себя:

  1. умение считать;
  2. вербальная гибкость;
  3. вербальное восприятие;
  4. пространственная ориентация;
  5. память;
  6. умение рассуждать;
  7. быстрота восприятия сходств и различий.

Темперамент личности — это сбалансированная, гармоничная психика, устойчивый союз индивидуальных черт, связанных с ее динамическими, а не содержательными аспектами. Темперамент включает в себя:

  • Индивидуальный темп и ритм психических процессов;
  • степень стабильности эмоций;
  • уровень усилий воли.

Темперамент тесно связан с характеристиками повышенной нервной активности.

Характер — сторона личности, которая связана с властью, способностью мобилизовать психику, а также с устоявшимся образом жизни, общения и поведения.

Характерным признакам следует приписывать следующие специфические черты личности:

  1. индивидуальные психологические эквиваленты простых моральных норм;
  2. черты, которые обеспечивают определенную степень направленности, организации и упорядоченности поведения;
  3. черты, свидетельствующие о готовности к преодолению трудностей, устойчивости в сложных, критических ситуациях и деятельности;
  4. определение социального поведения человека, характеристик его отношений с другими людьми.

Личностная ориентация — это упорядоченная структура психических ценностей, потребностей, выраженных долгосрочных целей, подкрепленная взглядами, убеждениями и жизненными принципами. Одни люди ориентированы на творчество, другие — на потребление, третьи — на созидание, третьи — на разрушение и т.д.

Социальная или профессиональная компетенция человека — это его готовность жить и действовать в обществе, реализовывать свой жизненный потенциал и выполнять свои обязанности. Социальная компетенция состоит из социального интеллекта человека, осведомленности о законах социальной жизни, знания и понимания людей, социальных навыков, т.е. умения жить в обществе, взаимодействовать с людьми, находить общий язык и строить близкие отношения. Социальные навыки включают в себя:

  • уважение к законам и администрации;
  • способность подчиняться власти;
  • выступая в качестве организатора совместных действий.

Профессиональная компетентность — это знания, навыки и умения, необходимые для функционирования в конкретной профессии, т.е. реализованные способности и профессионально важные характеристики.

Я-концепция или самосознание — центральная характеристика личности. Личность начинается с осознания себя. Это общая сумма восприятия человеком себя, всех вещей, которые он думает о себе, как он оценивает себя, и как все это влияет на его поведение. Это устойчивый взгляд на себя в настоящем, прошлом и будущем; взгляд на себя как на реального и желательного.

Самооценка включает в себя:

  1. когнитивный;
  2. эмоциональный и оценочный;
  3. мотивационно-поведенческий.

Когнитивный компонент — это глубокое знание себя, которое обычно очень стабильно и убедительно, будь то правда или ложь; осознание своих действий, переживаний и состояний; наглядное представление себя в целом или в конкретных ситуациях, в том числе и того, как человек смотрит на себя глазами окружающих.

Компонент эмоциональной оценки — это, по сути, самооценка личности, ощущение собственной значимости, а также все переживания своего социального положения, успехов и неудач, черт и состояний.

Принципы структуры личности

Структура (конструкция) — это совокупность устойчивых связей между компонентами сложного объекта, обеспечивающих его целостность и устойчивость.

Проблема структуры, характера ее организации, ее влияния на функционирование личности является центральным вопросом во всех теориях личности. Многие известные теории личности основаны на структурных понятиях, показывающих взаимосвязь различных черт и функций, относительно инвариантных характеристик личности.

Если личность понимается как сочетание черт, то возникает вопрос о природе этого сочетания, то есть о его структуре. Структура личности, таким образом, имеет дело с двумя основными вопросами: каковы основные стабильные элементы личности и как они соотносятся друг с другом.

Человеческая личность обладает множеством различных характеристик, качеств и черт. Для того чтобы осмыслить это разнообразие и упорядочить его, было использовано множество способов.

Таким образом, А.В. Петровский включает в структуру личности три компонента:

В.Н. Мяшев использовал понятие структуры, чтобы охарактеризовать целостность, последовательность, устойчивость и глубину личности, и преобладание в ней определенных психологических функций. Он рассматривал структуру личности как одну из четырех характеристик личности, наряду с системой отношений (ориентации), интеллекта и темперамента.

К.К. Платонов, внесший большой вклад в уточнение структуры личности, рассмотрел идею структуры, сформированной С.Л. Рубинштейном, согласно которой основные черты взаимодействующих друг с другом личностей сходятся в их реальном единстве. В отличие от В.Н. Мясищева, К.К. Платонов видел структуру как некое сочетание основных черт личности, не связывая ее с этими чертами. Руководствуясь набором критериев, он определил четыре подструктуры личности

  • Социально обусловленные субстантивные черты (ориентация в различных ее формах, установки, нравственные качества личности и т.д.).
  • Опыт (знания, навыки, способности и привычки);
  • Черты, которые зависят от индивидуальных особенностей психических процессов;
  • биопсихическая подструктура личности.

Типы личностных структур

В настоящее время существуют различные подходы к определению структуры личности и взгляды на то, как эта структура должна выглядеть. Это разнообразие проявляется в разнообразии результатов, то есть в гипотезах о том, какая структура является адекватной.

Асмолов А.Г. считает, что существует пять стратегий изучения структуры личности, основанных исключительно на таких критериях, как соотношение биологического и социального в структуре личности:

Поведенческая стратегия взаимодействия при изучении структуры личности принимает за свои структурные элементы те или иные механизмы взаимодействия личности и общества, окружающей среды: реакции, способности, роли и т.д. В то же время отдельные объекты располагаются на периферии. Структура личности приобретает иерархическую форму, в которой низшим уровнем становятся элементарные акты поведения, определяемые, прежде всего, индивидуальными диспозициями, органическими потребностями, установками и т.д. человека.

  1. субординационный или иерархический, когда наиболее сложные и общие черты подчиняются элементарным и частным социально-психофизиологическим признакам;
  2. координационное, то есть взаимодействие основано на паритете, что позволяет ряд степеней свободы для коррелированных свойств, то есть относительная свобода для каждого из них. В результате такого взаимодействия различные социальные, социально-психологические и психофизиологические черты объединяются в комплексные личностные образования.

Таким образом, имеются достаточные основания полагать, что могут существовать следующие структуры личности:

  • Иерархический (вертикальный);
  • координационный (демократический, горизонтальный и сетевой);
  • функциональный (ориентированный на цели).

Иерархическая структура — это такая структура, в которой отдельные черты отличаются друг от друга в разной степени, и иерархический облик обычно напоминает традиционную структуру понятия. Личность подразделяется на ограниченное количество сложных качеств, которые, в свою очередь, подразделяются на большее количество более простых качеств или признаков. Элементарная структурная составляющая является признаком. Построенные и проанализированные структуры обычно иерархичны и напоминают обычную структуру концепции.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

структура личности фото

Структура личности. Личность – это стойкая система совершенно индивидуальных, психологических, социальных характеристик. Психология, как наука рассматривает только психологические особенности, которые формируют структуру личности. Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами, одни считают, что ее совсем нельзя как-либо структурировать и рационализировать, другие же, наоборот, выдвигают новые теории личностной структуры. Но все-таки есть определенные характеристики, которые так или иначе, но они имеются, и их стоит описать.

Характер является важнейшей составляющей личности, он демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.

Темперамент – это проявление динамических свойств психических процессов человека.

Способности – это набор индивидуально-типологических особенностей, способствующих проявлению успехов в определенной деятельности.

Направленность личности определяет ее склонности и интересы к какому-то предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность в какой-то момент себе поставить запрет, а что-то позволить.

Эмоциональность является важной составляющей личностной структуры, с ее помощью человек выражает свое отношение к чему-либо, определенной реакцией.

Мотивация человека есть совокупностью мотивов, которые определяют поведение человека. Большую роль в личности имеют ее социальные установки и ценности. Именно их воспринимает социум в первую очередь и определяет свое отношение к индивиду. Этот список характеристик не есть исчерпывающим, в разных теориях личности можно найти дополнительные свойства, выделены разными авторами.

Психологическая структура личности

Личностная структура в психологии характеризуется через определенные психологические свойства, не затрагивая особым образом ее отношений с социумом и всем окружающим миром.

Структура личности в психологии кратко. В психологии личности выделяются несколько компонентов.

Первый компонент структуры - это направленность. Структура направленности охватывает установки, потребности, интересы. Какой-то один компонент направленности определяет деятельность человека, то есть выполняет ведущую роль, а все другие компоненты на него опираются, подстраиваются. Например, человек может иметь потребность в чем-то, но интереса к определенному предмету у него, по сути, нет.

Второй компонент структуры - это способности. Они дают человеку возможность реализоваться в определенной деятельности, добиваться в ней успехов и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

Характер, как проявление поведения личности есть третьей составляющей структуры. Характер есть таким свойством, которое легче всего наблюдается, поэтому человека иногда судят просто по ее характеру, не беря во внимание, способности, мотивацию и другие качества. Характер является сложной системой, включающей в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, волевые качества, моральные качества, определяющие главным образом поступки.

Еще одним компонентом есть система саморегуляции. Самоконтроль человека обеспечивает правильное планирование поведение, коррекцию действий.

Психические процессы тоже входят в структуру личности, они отражают уровень психической деятельности, которая выражается в активности.

Социальная структура личности

При определении личности в социологии, ее не должны сводить исключительно к субъективной стороне, главным в структуре является социальное качество. Поэтому, у человека должны определятся объективные и субъективные социальные свойства, которые формируют его функциональность в деятельности, зависящей от влияния общества.

Структура личности в социологии кратко . Она составляет систему свойств индивида, которые формируются на базе его разнообразной деятельности, которая находится под воздействием общества и тех социальных институтов, в которые включен индивид.

Личностная структура в социологии имеет три подхода к обозначению.

В рамках первого подхода личность имеет такие подструктуры: деятельность – целеустремленные поступки человека по касательству к какому-то предмету или человеку; культура – социальные нормы и правила, которыми человек руководится в своих поступках; память – совокупность всех знаний, приобретенных ею в жизненном опыте.

Второй подход раскрывает личностную структуру в таких компонентах: ценностные ориентации, культура, социальные статусы и роли.

Если объединить эти подходы, то, можно сказать, что личность в социологии отображает определенные свойства характера, которые она приобретает в процессе взаимодействия с социумом.

Структура личности по Фрейду

Структура личности в психологии Фрейда имеет три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго.

Первый компонент Оно – это самая старая, бессознательная субстанция, которая несет энергию человека, отвечающая за инстинкты, желания и либидо. Это примитивный аспект, действующий по принципам биологического влечения и удовольствия, когда разряжается напряжение выдержанного желания, оно осуществляется через фантазии или рефлекторные действия. Оно не знает границ, поэтому его желания могут стать проблемой в социальной жизни человека.

Эго – это сознание, контролирующее Оно. Эго удовлетворяет желания Оно, но только после анализа обстоятельств и условий, так чтобы эти желания, высвободившись, не противоречили правилам общества.

Супер Эго – это вместилище морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководится в поведении. Они формируются в детском возрасте, примерно, в 3 – 5 лет, когда родители наиболее активно занимаются воспитанием ребенка. Определенные правила закрепились в идеологической направленности ребенка, и он дополняет ее уже собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Для гармоничного развития важны все три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго должны равносильно взаимодействовать. Если какая-то из субстанций будет слишком активной, тогда нарушится баланс, что может привести к психологическим отклонениям.

Благодаря взаимодействию трех составляющих вырабатываются защитные механизмы. Основные из них: отрицание, проекция, замещение, рационализация, формирование реакций.

Отрицание подавляет внутренние импульсы личности.

Проекция – приписывание другим собственных пороков.

Замещение значит замену недоступного, но желаемого объекта на другой, более допустимый.

С помощью рационализации личность может дать разумное объяснение своих поступков. Формирование реакции – это применяемое личностью действие, благодаря которому она делает действие, противоположное своим запретным импульсам.

Фрейд выделял в структуре личности два комплекса: Эдипа и Электры. Согласно им, дети рассматривают своих родителей, как половых партнеров и ревнуют другого родителя. Девочки воспринимают мать, как угрозу, потому что она много времени проводит с ее папой, а мальчики ревнуют свою мать до отца.

Структура личности по Рубинштейну

По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.

Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.

Индивидуально - типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.

Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.

Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.

У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.

Структура личности по Юнгу

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми. С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами. Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне. С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.

Структура личности по Леонтьеву

Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.

Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.

Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.

Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.

Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.

Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.

Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.

Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.

А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.

Структура личности по Платонову

В К. К. Платонова личность владеет иерархической структурой, в которой имеются четыре подструктуры: биологическая обусловленность, формы отображения, социальный опыт и направленность. Эта структура изображена в форме пирамиды, фундамент в которой образуют биохимические, генетические и физиологические особенности индивида, как организма, в общем те свойства, которые дают жизнь и поддерживают жизнедеятельность человека. К ним причисляют такие биологические признаки, как пол, возраст, патологические изменения, зависящие от морфологических изменений мозга.

Второй подструктурой являются формы отражения, зависящие от психических познавательных процессов — внимания, мышления, памяти, ощущений и восприятия. Их развитость дает человеку больше возможностей быть активнее, наблюдательнее и лучше воспринимать окружающую действительность.

В третьей подструктуре находятся социальные особенности человека, его знания, навыки, которые он приобрел в личном опыте через общение с людьми.

Четвертую подструктуру образует направленность человека. Она определяется через убеждения, мировоззрение, желания, стремления, идеалы и влечения человека, которые он использует в произведении, работе или любимом занятии.


Понимание, что такое личность, позволяет лучше разобраться в себе, изучить свои способности, темперамент, мотивацию и позволяет применять полученные знания на практике. Личность человека достаточно сложное и многогранное понятие, каждый человек дополнительно вкладывает в это понятие свой смысл.

Личность – это совокупность индивидуальных, психологических, социальных свойств поведения и характера.

Все психические процессы личности такие как память, мышление, внимание носят активный избирательный характер и зависят от особенностей личности, ее мотивации, целей, интересов, характера.

Ребенок становится личностью в момент начала общественных отношений. Человек вначале формируется как индивид – это представитель человеческого рода. Человек является индивидом по праву рождения.

Далее у него формируется индивидуальность – это набор уникальных черт и особенностей, которые отличают одного индивида от другого.

После формирования индивидуальности, в момент соприкосновения человека с обществом, формируется личность.

Личность – это человек, который обладает определенным набором психологических свойств, на которых основываются его действия, его поступки, имеющие значение для общества.

Под личностью также понимается совокупность личностных и социальных ролей человека, опыта, привычек, знаний, которые он применяет при взаимодействии с другими людьми. Личность самостоятельно контролирует свою жизнь, и несет за нее полную ответственность.

Человек существо многогранное, поэтому понятие личности рассматривается с разных сторон.

Характеристиками личности являются активность, устойчивость, целостность.

Структура личности – это взаимодействие и связь различных компонентов, способностей, качеств, характера, эмоций, опыта и прочее.

На развитие структуры личности влияет генетика, это родственные связи до 7 колена.

Пример структуры личности по влиянию разных областей: 40% влияние генетики, 25% влияние социума, 25% личность (травмы, опыт, иллюзии, развитие), 10% случай. У каждого человека эти показатели индивидуальны, их можно корректировать.

Самый первый уровень личности – это половые свойства психики, врожденные, возрастные.

Второй уровень – это развитие, память, способности, мышление, ощущения, восприятие они зависят от врожденных факторов и их развития.

Третий уровень – это индивидуальный опыт человека, приобретенные знания, навыки, умения, привычки, убеждения. Они формируются и корректируются в течение всей жизни.

Четвертый уровень – это область, в которую включены желания, интересы, взгляды, ценности, идеалы. Этот уровень хорошо отражает то общество, в котором растет и развивается человек.

Структура личности по Фрейду

Фрейд выделял три компонента: Оно, Эго, Супер Эго.

Оно – это энергия человека, отвечающая за либидо, желания, инстинкты.

Эго – это сознание, которое контролирует Оно. Эго анализирует обстоятельства, условия, чтобы желания не противоречили правилам общественности и удовлетворяет или не удовлетворяет эти желания.

Супер Эго – это место морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководствуется в поведении. Они формируются в детском возрасте с помощью внушений родителей.

​Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три составляющих: сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное.

Сознание – это поверхностный уровень. Он включает в себя социальные роли, статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми.

Индивидуальное бессознательное – это мысли, переживания, убеждения, желания. Бессознательное является хранилищем для всех переживаний, мыслей, ненужных знаний, оно трансформирует все это в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу.

Коллективное бессознательное включает в себя воспоминания, образы, унаследованные от предыдущих поколений, и является общим для всех людей, это наследие предков, сформировавшееся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне. В подтверждение этому Юнг приводил повторяющиеся у разных народов культуры, обычаи, ритуалы, символы, образы.

Свойства личности – это то, как проявляется человек в своей деятельности во взаимоотношениях с окружающими. В ее структуру входят способности, характер, темперамент, воля, эмоции, мотивация.

Типы личности: экстраверты и интроверты

Эти два типа одновременно присутствуют в каждом человеке, и проявляются в большей степени, в зависимости от ситуации.

Экстраверт – это человек, который проявляет активный интерес к внешнему миру, эти люди активные и энергичные.

Интроверт – это человек замкнутый, немногословный, склонный к одиночеству.

Основным критерием для определения типа личности служит его отношение к окружающему миру. Важно понимать на что именно человек направляет свою энергию.

Особенности интроверта – это самодостаточность, человек не зависит от окружения, не нуждается в постоянной компании и отлично переживает одиночество. Интроверты не избегают общения, для них важно чувствовать себя комфортно, чтобы люди ему были хорошо знакомы. Это естественная потребность человека в безопасности, которая ярко выражена. Интроверты не стремятся первыми без надобности вступать в диалог, он может находиться рядом с толпой и чувствовать себя ее частью.

Интроверты в большем своем проявлении всегда действуют обдуманно, у него хорошая фантазия и воображение, он очень внимателен и ответственный, легко справляется с монотонными задачами, усидчив, контролирует эмоции и умеет избегать конфликтов.

Интроверты очень ранимы, не выставляют свои эмоции напоказ, хотят чувствовать себя нужными и ценными.

Экстраверты не переносят одиночества, в такие моменты они теряют смысл жизни. Им важно движение, путешествия, сторонний шум (например, постоянно включенный телевизор). Экстраверты много говорят и мало слушают, очень зависимы от мнения окружающих. Всегда заботятся о своей репутации и статусе в обществе.

Экстраверты легко приспосабливаются к новым ситуациям, легко идут на контакт с незнакомыми людьми, общительны, прямолинейны, не боятся публичных выступлений, весьма импульсивны, что порой мешает им достичь своей цели.

В работе им важно получить признание публики и реализовать свои умения.

Возможно ли интроверту стать экстравертом? Конечно, возможно тренировать преобладание одного типа личности над другим.

Для тренировки необходимо вносить корректировки в свой привычный ритм жизни.

Для начала выйти из зоны комфорта. Например, на мероприятиях самому первому начинать знакомства. Если вы предпочитаете обедать в одиночестве, пообедайте с коллегами.

Сделайте что-то спонтанное, не обдуманное. Выйдя на прогулку, загляните на выставку, без сбора информации о ней.

Посещайте семинары, тренинги, мастер классы, заводите больше новых знакомств. Больше общайтесь в реальной жизни, чем в интернете.

С непривычки, такие на первый взгляд легкие действия могут вызвать массу дискомфорта. Это нормально, ваша задача в этот момент прочувствовать для себя, что есть другая линия поведения, и что она абсолютно безопасна для вас.

В обществе принято делить людей на категории, для упрощения при взаимодействии. Но все деления, как например, экстраверт и интроверт они очень поверхностны, на самом деле, каждый психотип намного глубже и интереснее, чем мы привыкли считать. И это не врожденное свойство, которое нельзя изменить. Человек существо очень гибкое и адаптивное, ему свойственны изменения, в том числе и психологические.

Развитие личности является частью общего развития человека, поэтому важно уделять этому особое внимание и тренироваться. Развитие личности может происходить как естественным образом, так и целенаправленным и осознанным, естественно результаты будут существенно отличаться. Познавая себя, человек познает окружающий мир и общество, тем самым имеет все шансы изменить его в лучшую сторону.

Гост

ГОСТ

Психологическая структура личности — это целостная модель, включающая систему качеств и свойств. Она наиболее полно характеризует психологические особенности личности.

Состав структуры личности

Личность представляет собой стойкую систему индивидуальных психологических и социальных характеристик. Психологией в качестве науки рассматриваются только психологические особенности, способные формировать структуру личности.

Структура личности — это предмет спора между многими психологами. Некоторые из них полагают, что ее абсолютно нельзя как-либо структурировать и рационализировать. Другие психологи, напротив, выдвигают новые теории личностной структуры.

Существуют определенные составляющие структуры личности:

  • Характер,
  • Темперамент,
  • Способности,
  • Мотивация и др.

Характер представляет собой важнейшую составляющую личности, демонстрирующую все отношения человека в мире (к другим людям, предмету, ситуации и ко всей действительности, ко всему, что его окружает).

Темперамент является проявлением динамических свойств психических процессов. Способности включают индивидуально-типологические особенности, которые способствуют успешности в определенной деятельности.

Направленность личности определяет ее склонность и интересы к определенному предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность личности в какой-либо момент запретить себе реализацию некоей деятельности или же наоборот, заставить себя выполнить ее.

Эмоциональность представляет собой важный элемент личностной структуры, через который человек выражает собственное отношение к чему-либо (посредством определенной реакции).

Мотивация — это совокупность мотивов, определяющих поведение человека.

Важное место в структуре личности занимают ее социальные установки и ценности, через которые социум определяет свое отношение к индивиду. Они включают список характеристик, который не является исчерпывающим (разные теории личности содержат различные свойства).

Готовые работы на аналогичную тему

В психологии структуру личности характеризуют через определенные психологические свойства, при этом не затрагиваются особым образом ее отношения с социумом и всем окружающим миром.

Компоненты структуры личности

Психология личности включает несколько компонентов. Первым компонентом структуры является ее направленность. Структура направленности состоит из установок, потребностей и интересов. Какой-то один элемент может определять человеческую деятельность, выполняя ведущую роль, при этом все другие составляющие опираются на него, как бы подстраиваясь. Например, люди могут иметь потребность в чем-то, но не обладать интересом к определенному предмету.

Вторым компонентом структуры являются способности, которые дают человеку возможность реализации в определенной деятельности, достигая в ней успеха и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

Характер в качестве проявления поведения личности — это третья составляющая структуры. Он представляет собой такое свойство, которое легче всего наблюдать. По этой причине человека некоторые судят просто по характеру, не обращая внимание на способности, мотивацию и прочие качества.

Характер — это сложная система, включающая в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, а также моральные и волевые качества, которые определяют поступки человека.

Еще один компонент представлен системой саморегуляции. Самоконтроль человека способен обеспечивать правильное планирование поведение, корректировать действия. Психические процессы также включены в структуру личности, отражая уровень психической деятельности, которая выражена через активность.

Социальная структура личности

Определяя личность в социологии, ее нельзя свести только к субъективной стороне, где главным в структуре считается социальное качество. По этой причине у человека должны быть определены объективные и субъективные социальные свойства, формирующие его функциональность в деятельности, которая зависит от воздействия общества.

В социологии структура личности составляет систему свойств, созданных на основе разнообразной деятельности человека. Последняя находится под влиянием общества и тех социальных институтов, в которых действует индивид.

Социология применяет три подхода к определению структуры личности:

  • Личность включает деятельность (целеустремленные поступки в отношении какого-либо предмета или человека); культуру (социальные нормы и правила, которыми должен руководствоваться человек в своих поступках); память (все знания, которые приобретены в жизненном опыте).
  • Личность включает ценностные ориентации, культуру, социальные роли и статусы.
  • Третий подход являет собой объединение первых двух подходов.

Структура личности по Фрейду

Супер Эго заключается в совокупности морально-этических принципов, правил и табу человека. Именно ими он руководится в поведении, а их формирование происходит в детском возрасте (3-5 лет). Некоторые правила закрепляются в идеологической направленности ребенка. Впоследствии он дополняет их уже собственными нормами, приобретаемыми в жизненном опыте.

Для гармоничного развития личности важность представляют все три компоненты, которые должны гармонично сочетаться между собой. Если какая-то из них будет слишком активной, то произойдет нарушение баланса, что приведет к психологическим отклонениям.

Читайте также: