Сообщение мечети южного урала

Обновлено: 05.07.2024

Ак-мечеть (Ак-Масит, Белая Мечеть) — первая мечеть в Челябинске, построенная в конце XIX века архитекторами Х. Зарифовым и З. Г. Галеевым на улице Азиатской (современная Елькина), недалеко от набережной реки Миасс. Храм получил название Ак-Масжит, что означает Белая мечеть.

В 1906 году при мечети открылась мусульманская библиотека-читальня (Библиотека башкирской и татарской литературы), а 16 сентября 1907 — магометанское учебное заведение (мектеб). Таким образом, на базе Ак-мечети сформировался своеобразный религиозно-культурный центр, игравший заметную роль в жизни татаро-башкирского населения города и края и сохранившийся до наших дней.

В годы Великой Отечественной войны здесь хранились собрания областного краеведческого музея и татаро-башкирской библиотеки. До середины 80-х годов прошлого века помещение использовалось для хозяйственных нужд. Были утеряны купол и часть минарета. После передачи здания Ак-мечети краеведческому музею первоначальный облик здания был восстановлен. Весной 1989 года в мечеть снова пришли верующие.

Наши дни
Современная Ак-Мечеть — это одноэтажное кирпичное оштукатуренное здание под металлической крышей. Она называется Белой, хотя фасад имеет нежно-голубой цвет.

Постройка состоит из молитвенного дома с михрабом и минарета. Михраб — глухая молитвенная ниша в стене, обращенная к Мекке. Четырехъярусный восьмиугольный минарет, встроенный в объём мечети, завершен куполом, увенчанным шпилем. Два верхних яруса имеют круговые балконы. Грани минарета выполнены под небольшим уклоном к центру. Высокие с полукруглым завершением окна обрамлены наличниками. По периметру здания, под многопрофильным карнизом, проходит декорированный фриз.

Здесь же при мечети работает Региональное духовное управление мусульман области.

Ислам имеет огромное влияние на всей территории большого Урала - от Оренбуржья до приполярной тундры. Если на северах мусульмане в основном приезжие, то на юге и в центре самые что не на есть коренные жители. Начиная примерно с города Михайловска Свердловской области и дальше на юг и юго-запад центр практически каждого села украшает небольшая мечеть.

Советская власть не церемонились с религиозными сооружениями, поэтому большинство уральских мечетей не может похвастаться богатой историей. Однако стремление к корням и поиск национальной идентичности дали мощный толчок развитию исламской архитектуры в конце ХХ века. Следствием этого процесса стали смелые решения воплощенные в камне. Рассмотрим тройку красивейших на мой взгляд мечетей Урала.

Фоторепортажи о путешествиях по России и миру. Достопримечательности городов, стран и континентов

  • Главная страница
  • От автора
  • Статьи о путешествиях
  • СПИСОК ВСЕХ ФОТОРЕПОРТАЖЕЙ
  • Видеофильмы о путешествиях
  • Контакты

12 января 2014

Соборная мечеть. Город Магнитогорск. Челябинская область.

В 1991 году в Магнитогорске в парковой зоне у Южного перехода через реку Урал было решено построить Соборную мечеть и только через 13 лет состоялось ее торжественное открытие.

Соборная мечеть. Город Магнитогорск. Челябинская область

Соборная мечеть. Город Магнитогорск. Челябинская область

Магнитогорск является многонациональным городом. Национальный состав городских мусульманских общин разнообразен: башкиры, казахи, татары, азербайджанцы, узбеки и другие. Существующая много лет маленькая мечеть не могла вместить всех желающих молиться мусульман, поэтому большое здание стало крайне необходимо.

Магнитогорская Соборная мечеть - это уникальное архитектурное сооружение, прообразом которого стала мечеть Масджид Куббат-ас-Сахра, расположенная в окрестностях Иерусалима. Мечеть имеет зал для мужчин и зал для женщин, отличается скромным интерьером и рассчитана на 1000 молящихся. Здание мечети и высокий минарет хорошо заметны издалека и привлекают внимание. Эта мечеть стала первой Соборной купольной мечетью в Челябинской области и второй мечетью в Магнитогорске. Вторая Соборная мечеть в нашей области была открыта 28 июня 2013 года в городе Кыштыме.

Принципы типового проектирования мечетей для Южного Урала. Влияние русской культуры на их облик. Разбор архитектуры мечети Исмагила: декоративное убранство, решение куполов. Исследование архитектурных особенностей, строительных деталей, элементы мечетей.

Рубрика Строительство и архитектура
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.05.2015
Размер файла 97,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

мечеть архитектура строительный

Ключевые слова: мечети, Челябинская область

Объектом исследования являются мечети, построенные в Челябинской области.

Предмет исследования - мечети.

Цель работы - изучение архитектуры мечетей, их истории.

Задачи работы - исследование архитектуры мусульманских сооружений на территории Челябинской области, изучение строительства мечетей в Челябинской области.

Мечеть - мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение. Мечети- это культовые здания мусульман, где совершают моления, читают Коран, проповеди и распространяют религиозные знания.

Первая мечеть была построена в Медине (в городе пророка Мухаммада). Главной мечетью мусульман считается мекканская "Масджид аль Харам".

Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор. Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти. Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском языке. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имамчитает свои проповеди верующим во время пятничной и праздничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.При каждой мечети имеется помещения для ритуальных омовений, книгохранилище и специальное отгороженное место в общем зале и на галереях для молитв женщин.

Обычно мечети представляют собой одно или двухэтажное здание с куполом и минаретами. Внутри мечетей устанавливаются минбары и михрабы. Недалеко от мечетей находятся общественные туалеты и специальные комнаты для совершения омовений (вуду) . .

· Михраб -- ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму;

· Минбар -- отличительный признак соборной мечети -- кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь, аналог амвона в раннехристианской и византийской базилике;

· Максура -- её появление было обусловлено присутствием в мечети правителя или представителей административной власти. Это -- квадратное в плане, отгороженное резным деревянным или металлическим простенком от основного пространства помещение в непосредственной близости от михраба и минбара;

· Дикка -- специальные платформы, стоя на которых муэдзины повторяют движения имама и тем самым направляют движения верующих;

Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых -- хаузы.

1. ТИПОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕЧЕТЕЙ ДЛЯ ЮЖНОГО УРАЛА

Анализ архивных проектов деревенских деревянных мечетей Строительного отделения Оренбургского губернского правления второй половины XIX века выявляет, что, несмотря на установленный канон образцового строительства, среди них очень небольшое количество одинаковых. Проекты деревянных мечетей различаются: общими размерами и пропорциями, формами крыш, высотой, формой и расположением минаретов, неодинаковым по размеру и формам михрабу, а также декоративным оформлением фасадов мечетей.

В архивах имеется также целый ряд чертежей мечетей выполненных рукой профессиональных архитекторов. В большинстве своем это проекты мечети с минаретом на крыше. В них по-разному трактуются детали отделки фасадов и постановка самого минарета.

Несколько типовых чертежей выполнены коллежским регистратором Бахмутовым, в них показан традиционный одноэтажный тип зданий с минаретом на крыше. Эти проекты мечетей, предлагаемые к постройке в поселках Григорьевском, Варненском, Нижне-Чебенском Никитинской волости Оренбургского уезда, деревне Кунакбаевой Тептярского образца. Хотя проект мечети поселка Варваринского имеет отличительные черты, проявившиеся в более удлиненном плане, и увеличении на два количества фасадных окон, симметрия композиции боковых фасадов при этом не нарушена, и минарет остался композиционным центром. [15]

мечеть архитектура строительный

1.1 Влияние русской культуры на облик мечетей

Каменные мечети конца XVIII - начала XIX веков сохранились в Оренбурге, Троицке, Миассе, Челябинске. С середины XIX века в архитектуре мечетей происходит обращение к традициям русско-татарского средневековья. Иногда восточный колорит мечети возникал за счет умелого использования форм европейской готики в сочетании с мавританскими элементами декора (подковообразные нишки, стрельчатые арки), а также сталактитов, зубчиков, валиков и др. При этом классицистическая традиция членения объема поясками, пилястрами, карнизами уже никогда не утрачивалась и прочно вошла в арсенал мусульманской архитектуры.

На облик южноуральских мечетей значительное влияние оказала русская строительная культура. Можно проследить явное сближение объемнопланировочных решений мечетей и церквей. Ниша михраба стала более развитой. Полуциркульные очертания оконных проемов мечетей Южного Урала очень напоминают подобные окна православных храмов. Восточные же мечети в подавляющем большинстве имеют стрельчатые арочные проемы. Количество минаретов в каменных мечетях - не больше двух; минареты располагались симметрично относительно главной продольной оси постройки, и имели деление на ярусы. В то же время уральские минареты, как и восточные, сужаются кверху (в связи с небольшим наклоном граней к центральной вертикальной оси). Декор восточной вязи, облицовочная глазурь древневосточных мечетей, их высокие сфероконические купола имеют крайне мало общего с подобными элементами и деталями южноуральских мечетей. В то же время декоративное убранство в облике региональных мечетей: карнизы, ширинки и модульоны (консоли), идущие по высокому фризу, пилястры прямоугольного сечения по углам и между полуциркульными проемами окон, - все эти декоративные элементы эпохи классицизма также украшали стены русских православных храмов.

Например, в проекте старой мечети 1820 года г. Оренбурга прослеживается эклектичность составляющих храм объемов [4, л.2]. Архитектура представляет собой синтез петербургского барокко и местных композиционных и декоративных традиций. В типовом проекте, ставшем первым в ряду аналогичных построек, ощущается влияние прототипа, в то время как в последующих произведениях уже виден поиск новых средств выражения местного своеобразия. В формах купольного завершения мечети отчетливо видно стремление увязать композицию традиционной деревянной мечети с формами средневекового культового зодчества и барочной архитектуры. Расположенные по сторонам от ее входа два высоких многоярусный цилиндрических минарета, с высоким коническим верхом и кубическим основанием напоминает минареты Булгара и Касимова и средневековые башни Казани, запечатленные на летописных миниатюрах. Классические одежды мечети создали органичный сплав национальных и классических форм. В решении минаретов использована традиционная композиция татарской башни, трансформированной и стилистически обработанной в соответствии с законами и стилевыми принципами классицизма.

В поселке Татарская КаргадаСакмарского района Оренбургской области сохранилась каменная мечеть 1749 года строительства. Ее композиция усложнена дополнительными приделами, фланкирующими вход, что придает плану крестообразную форму. Основной объем - более узкий в районе сеней - расширяется в области молельного зала. Минарет деревянный невысокий с шатровым покрытием. Михраб выступает как эркер полуцилиндрической формы и напоминает небольшую апсиду православного храма, перекрытую конхой. Основным декоративным мотивом стен выступают высокие плоские ниши, в которые заключены окна с полуциркульным завершением. Все здание опоясывает сильно выступающий профилированный карниз. На главном и боковых фасадах окна имеют плоские наличники с выделенным замковым камнем. Главный фасад и приделы декорированы по углам рустованными лопатками. Таким образом, налицо переплетение черт русской стилевой и традиционной волго-камской архитектуры. [13]

2. СОХРАНИВШИЕСЯ МЕЧЕТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

На специфику, неповторимость и самобытность архитектурного облика уральских мечетей оказало влияние русское культовое зодчество. Мусульманские мечети южноуральского региона выделяются особой конструктивной стройностью и устремленностью вверх. Кровли минаретов увенчаны шпилями с полумесяцами, в отличие от известных исторических памятников Древнего Востока (рис. 1). Раскин А.М. Архитектура классицизма на Урале. - Свердловск, 1989.

Рис.1. Г.Троицк. Мечеть, рисунок с фотографии

Судить об архитектуре мечетей Южного Урала можно по сохранившимся мечетям Челябинска и Троицка. [6,7]

Мечеть, расположенная в Татарском переулке г. Троицка имеет сходное планировочное строение. Существенное отличие состоит в том, что вместо одного симметричного относительно главной продольной оси здания возведены два минарета, а световой цилиндрический барабан, перекрытый куполом, венчает вальмовую крышу молитвенного дома. Купол завершен шпилем своеобразной формы.

На архитектурный облик уральских мечетей значительное влияние оказала архитектура русских церквей. При сравнении мечетей Челябинска и Троицка с русскими церквами Южного Урала можно проследить явное сходство в их объемно-планировочных решениях и немало отличий с архитектурой мечетей Древнего Востока.

Михраб стал больше схож с абсидой православного храма, чем с михрабом (нишей в стене здания мечети, обращенной к Мекке) восточной мечети. Полуциркульные очертания оконных проемов мечетей очень напоминают подобные окна православных храмов. Восточные же мечети в подавляющем большинстве имели стрельчатые арочные проемы.

Продольно-осевая композиция плана уральских мечетей имеет явное сходство с композицией русских церквей. Количество минаретов - не больше двух; минареты располагались симметрично относительно центральной оси постройки и своим силуэтом напоминали колокольни русских церквей, имеющих ярусное строение, в то время как минареты восточных мечетей имели вид постепенно сужающегося кверху цилиндра. Их характерными особенностями были: квадратный со скошенными углами план, сходное с колокольнями деление минарета на ярусы и некоторые другие детали. В то же время уральские минареты, как и восточные, сужаются кверху (в связи с небольшим наклоном граней к центральной вертикальной оси).

Декор восточной вязи, облицовочная глазурь древневосточных мечетей, их высокие сфероконические купола имеют крайне мало общего с подобными элементами и деталями уральских мечетей- В то же время декоративное убранство в облике здешних мечетей: карнизы, ширинки и модульоны (консоли), идущие по высокому фризу, пилястры прямоугольного сечения по углам и между полуциркулярными проемами окон, - все эти декоративные элементы эпохи классицизма также украшали стены русских православных храмов [16].

По периметру молитвенного дома, михраба и верху ярусов минарета проходит безархитравныйантаблемент,фриз которого украшен орнаментом чередующихся ширинок и консолей. Описываемая мечеть конца XIX века - единственная в Челябинске, сохранившая полностью свои первоначальные архитектурные формы.[8,10]

Рис.2. Г.Челябинск. Мечеть по ул.Елькина, 16 (1894-2013

2.2 Мечеть Исмагила

Мечеть Исмагила построена в 1996-97 гг. ГабдулахатомМахмутовым по завету отца (ИсмагилаМахмутова) и названа в его честь. (рис. 3)

На сегодняшний день мечеть многофункциональна. Ведутся обрядовые служения -имя наречения, никахи, жаназа намазы (проводы покойников - омовение). Для омовения покойников специально отведена отдельная комната. В комплекс мечети также входит летнее помещение на сто человек -- летняя кухня. В ней проводятся ифтары и другие мероприятия.

Так как комплекс состоит из мечети медресе и открытых построек для общественных мероприятий каждая из них независимо выполняет свою общественную роль. Например, в мечети есть отдельная комната с дежурными имамами куда обращаются люди по разным вопросам. А в соседнем двух этажном здании проводятся обучения по разным религиозным дисциплинам. Заведующий по учебной части Айдар хазрат. Цель медресе обучение основам ислама и арабской графики. Курсы поделены на дневные с 9:30 до часа дня в будние дни на вечерние с 18:00 а также на воскресные -- суббота воскресенье в субботу с 9:00 до 13:00 а в воскресенье с 13.30 до 17:45. Также есть дополнительные курсы по арабскому и татарскому языку. По понедельникам лекции с 19:00 для всех желающих, где рассматриваются общие темы по исламу. Также в воскресенье есть детская группа, которая занимается с 10:00 до 13:00.

В ходе религиозной практики мечети сформировались постоянные прихожане, которые также проявляют инициативу в новых начинаниях. По инициативе прихожан сформировалась футбольная команда и за плечами уже несколько игр с городскими командами, а также несколько матчей в Уфе с Башкирским духовным управлением, которое также имеет свою команду.

Также прихожане активно участвуют в культурных мероприятиях города и мечетей посещают другие приходы, например, дружба и обмен опытом города Екатеринбург, Уфа, Самара -- село Алькино, Казань. Прихожане передают свои знания, полученные в медресе другим людям выезжая обучать в села. Тесное сотрудничество идет с мечетью Хутора Миаским. Цель медресе воспитать высоконравственного и толерантного мусульманина, который мог бы не только ориентироваться в духовной и социальной среде современности, но и сам бы направлял людей позитивной деятельной стезе нашей многообразной планеты.[9]

Рис.3. Мечеть N900 г. Челябинска (Мечеть Исмагила).

Таким образом, мечети Южного Урала начала XIX века сохранив основные черты традиционного храма, приобрели ряд пропорциональных, декоративных и конструктивных особенностей, продиктованных влиянием стилей барокко и классицизма. Мусульманская архитектура этнических групп Южного Урала конца XVIII-XIX веков, создавалась постепенно путем самостоятельных творческих поисков, различных преемственных заимствований и влияний архитектур Средней Азии и Ирана, а также посредством изобретения новых приемов и форм, возникающих в процессе развития. Опираясь на традиции местного зодчества, архитекторам удалось достичь единства современной формы с традиционным национальным содержанием, ассоциативно связав стилевые признаки русского классицизма с характерными чертами мусульманской архитектуры. К концу XIX века декоративное оформление мечетей становится богаче, и включает широкий набор элементов архитектурного убранства мечетей мусульманского мира. Вместе с тем, в архитектуре мечетей получили распространение и формы европейского средневековья: романского стиля, готики в сочетании с излюбленными деталями барокко: маленькими прогнутыми фронтончиками, наличниками.

1. Витевский, В.В. И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1785 г./В.В. Витевский - Казань, 1897.-415 с.

2. Семёнов, ВТ. Губернаторы Оренбургского края. / В.Г. Семёнов, В.П. Семенова. - Оренбург: Оренб. кн. изд-тво, 1999. -400 с.

3. Халитов, Н.Н. Характерные черты и особенности архитектуры казанских татар XVIII в. / Н.Н. Халитов // Взаимодействие интернационального и национального в изобразительном искусстве Татарстана. -Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1985. -С. 59-60

4. РГИА, Ф. 1488. Оп. 3. Д. 13.

5. Раскин А.М. Архитектура классицизма на Урале. - Свердловск, 1989.

6. Чернавский Н.М. Оренбургская епархия в ее прошлом и настоящем. - Оренбург,1922.

7. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири. - М.:Стройиздат, 1978.

8. Мажитов Н.А., Султанов А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до 16 века. - Уфа, 1994.

9. Доброхотов Ф.П. Урал Северный, Средний и Южный / Ф.П. Доброхотов. - Спб.:Тип. Б.А. Суворина, 1917 - С.559.

10. Круковский, М.А. Южный Урал. Путевые очерки / М.А. Круковский. - М.: Изд-во К.И. Тихомирова, 1909. - С. 251

11. Пятаков, В.В. История Южного Урала / В.В. Пятаков. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1995. - С. 111

12. Райский, П.Д. Путеводитель по городу Оренбургу / П.Д. Райский. - Оренбург: Оренбургское кн. изд-во, 2000. - С. 17.

13. Колобаева, Т.В. Типовое проектирование мечетей для Южного Урала в первой половине XIXвека / Т.В. Колобаева. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - Т.1. - С. 87-90

Подобные документы

Влияние зодчества Ирана эпохи династии Сасанидов на формирование архитектуры арабов. Особенности возведения замкови мечетей, используемые материалы. Конструктивные элементы большой мечети в Дамаске. Современные здания архитектуры арабского мира.

реферат [12,9 K], добавлен 10.01.2011

Изучение архитектуры в нескольких малых городах Урала торгового и промышленного назначения. Выявление значимых архитектурных сооружений выбранных городов. Описание характерных художественных деталей и конструктивных особенностей изучаемых зданий.

курсовая работа [2,9 M], добавлен 07.02.2016

Особенности архитектуры Ирана и появление новых типов гражданских зданий (торговых, общественных, коммунальных). Создание ансамбля городской площади, ханского дворца и соборной мечети. Строительные материалы, конструкции, приемы возведения сооружений.

реферат [526,3 K], добавлен 03.12.2014

Принципы проектирования, генеральный план станции ТО. Архитектурно-композиционное решение промышленных зданий, конструктивное решение, выбор строительных материалов. Варианты каркасов и перекрытий, куполов и сводов. Оконные проёмы и фонари здания.

реферат [2,0 M], добавлен 21.12.2010

Мечети, мавзолеи, минареты, городские постройки, дворцы правителей, цитадели, жилые дома, арки, башни, ворота, мосты. Дворец Альгамбра как высшее воплощение художественных особенностей искусства арабского Востока, одно из сокровищ мировой культуры.

реферат [20,1 K], добавлен 13.11.2014

Характеристика главных особенностей развития римской архитектуры, периоды развития. Пышная отделка зданий, богатое декоративное убранство. Замок Святого Ангеластантина, Арка Кон, Колизей, Фонтан Треви, Ватикан, Пантеон как главные достопримечательности.

презентация [1,0 M], добавлен 03.03.2013

Древнейшие соборы Пскова XII - начала XIV столетий. Архитектурные формы внутри храмов. Описание действующих церквей Среднего города: время построения, место расположения, внешний облик, фасады, декоративное убранство, интерьер, роспись, реставрации.

Читайте также: