Сообщение на тему степь в русской литературе

Обновлено: 02.07.2024

Почему образ степи так часто появляется в народном творчестве и в произведениях русских поэтов и писателей.

Роль пейзажей в произведениях очень велика. Во-первых, они отражают мировоззрение людей, их веру, представления об окружающей природе, которая, описывая солнце, реки, леса родной земли выражает чувства, мысли автора и подкрепляет произведения красотой слова. Наконец, описание пейзажей придает тексту большую насыщенность и детальность. Лишь с помощью пейзажей мы можем выяснить всю гамму чувств автора, его представление об окружающей природе. Поскольку, степная зона весьма обширна на территории нашей Родины, то и образ степи прочно установился в народном творчестве, в культуре, в множестве произведений. Ведь почти все писали о своих родных краях, о дорогой сердцу земле.

Образ Степи - один из коренных в казахской поэзии и русской литературе. Степь в поэзии и прозе казахских, русских, украинских писателей – это живописное место, вдохновляющее и воспитывающее любовь к малой Родине. В своей работе мы будем опираться на произведения казахских и русских поэтов 19- 20 веков

Для славянских жителей Леса Степь огромна и бескрайняя. Они порой не знают, что находится в конце Степи. Именно со стороны Степи накатывались на Русь всё новые и новые волны кочевников (хазары, печенеги, торки, берендеи, половцы, монголы) "Ударить о копьём о край Поля Половецкого" - это подвиг для немногих. Одновременно Степь - это славянский фронтир, куда отправляются самые отважные (пассионарии). Такое вот влекущее и опасное место.


Цель: воспитание грамотного, квалифицированного читателя.

Задачи:

1) углубить представления учеников о комплексно-сравнительном анализе текста, познакомить с приемами работы над художественным текстом (описанием);
2) развивать умение определять идею текста, анализируя средства выразительности, используемые в нем, и аргументированно излагать ее в самостоятельно созданном тексте;
3) воспитывать бережное отношение к слову автора.

Оборудование: репродукции картин художников, изображающих степь; мегафон, распечатки отрывков.

Ученики читают стихи о степи А.Кольцова, И.Бунина, С.Есенина.

3. Объявление темы урока

Степи без конца и края, ровные, скучные, раздольные, волнистые, холмистые. Степь, словно живое существо, меняет свои наряды. Разные поэты – разное восприятие степи.

На сегодняшнем уроке в центре внимания будут прозаические тексты Гоголя, Тургенева, Чехова, описывающие степь.

4. Работа с текстами

Выразительное чтение отрывка

Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство. до самого Черного моря было зеленою, девственною пустынею. Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине, только мелькнет одною черною точкою; вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши.

Беседа по тексту

Учитель. Какое настроение автора передает текст?

Ответы учеников:

– Настроение, конечно, радостное, недаром описание завершается восклицательным предложением.

Учитель. Какими словами рассказчик передает радость, восхищение степью?

Ответы учеников:

– Сначала Гоголь определяет степь как пространство земли. А затем прибегает к метафорам: степь – зелено-золотой океан, синие волны воздуха, брызнули по океану.

– Необозримость степи подчеркнута фразой: брызнули миллионы разных цветов.

– Степь у Гоголя особенная: она живет, дышит, шумит.

Учитель. Какими языковыми средствами это передается?

Ответы учеников:

– Прямой порядок слов перемежается инверсией: брызнули миллионы разных цветов, стояли ястребы, подымалась чайка.

– Автор использует гиперболу: вся поверхность земли представлялась океаном, миллионы цветов, тысячи птиц, туча гусей; среди многообразия цветов – один колос; среди тысячи птиц – одна чайка. Все до мелочей стремится видеть писатель.

– В тексте встретился повтор: неподвижно стояли. неподвижно устремив; сравнение: чайка мелькнула черною тучкою.

– Картина степи озвучена тысячью птичьих свистов, криком диких гусей.

– Атмосферу шуршания в степной траве и движения в степном небе создают также глухие и шипящие звуки: [с], [ч], [ф], [ш].

– Вся степь у Гоголя какая-то сказочная, и он восторгается этой сказкой: Черт вас возьми, степи, как вы хороши.

(Некоторые преподаватели не склонны задавать вопросы о художественной изобразительности средств при анализе текста, т.к. это разбивает всеобщее восприятие картины. Но в классе всегда есть слабые ученики, на которых приходится ориентироваться.)

Учитель. Почему Гоголь так восхищен степью? Для ответа на этот вопрос вспомните содержание произведения.

– Степь у него не сама по себе, а символ Родины. А она прекрасна. И Гоголь создает великолепную, дорогую и милую сердцу каждого человека картину.

Далее, далее. Пошли степные места. Глянешь с горы – какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки. Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец – безграничная, необозримая степь.

(Анализ этого отрывка сильные ученики подготовили заранее.)

Ответы учеников:

– В остальном степной пейзаж кажется у Тургенева более реалистичным и конкретным: холмы, овраги, небольшие рощи, узкие дорожки. Эта реалистичность, может быть, достигается тем, что читатель вместе с писателем осязаемо видит и чувствует степь. Именно поэтому в тексте почти отсутствуют тропы. Ведь Тургенев – это мы. И нам порою только кажется, что холмы разбегаются, овраги вьются, рощи разбросаны, дорожки бегут (олицетворения).
Как и у Гоголя, тургеневская степь полна движения. В тексте особый синтаксис: длинные бессоюзные предложения. Такие же длинные, монотонные, как сама дорога в степи. Отсюда и повторы: далее, далее. и вновь в степь далее и далее.
У Тургенева при взгляде на степь – тоже восторг: какой вид!; безграничная, необозримая степь!
Сравнивая два отрывка, можно сделать вывод. Образным может быть язык писателя, и образность языка писателя у каждого своя, она индивидуальна. Однако у каждого писателя вовсе не всякий образ свой, неповторимый, как раз чаще всего повторим (как образ степи), но дан в своей особой ситуации, в своем особом употреблении.

(Не прошу класс добавить чего-либо к этому анализу, в данный момент это не нужно делать.)

Выразительное чтение отрывка

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается.
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издалека похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы. и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы.
Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку. неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять.
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.
Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным. Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер, с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи, и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, побежали перекати-поле.
Вдруг рванул ветер. Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром. Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки.
По дороге текли ручейки и прыгали пузыри.

Диалог двух групп

(Анализ отрывка построен на диалоге двух групп. Одна из групп получила задание составить вопросы для лингвистического анализа отрывка, другая внимательно прорабатывает текст. На уроке звучат вопросы и ответы, учитель только при необходимости вносит поправки.)

– Чьими глазами мы видим степь?

– Мы видим степь то глазами автора, то глазами Егорушки. Взгляды их на степь различны.

– Как воспринимает степь Егорушка?

– У Егорушки детское восприятие мира, похожее, может быть, на сказку, а может, на игру. У него ветряная мельница – маленький человечек, размахивающий руками; чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем (а не молнией); перекати-поле бегут, спотыкаясь и прыгая; в дождь по дороге прыгают пузыри.

– Степь у Чехова живет своей жизнью и развивается по своим законам. Продемонстрируйте это примерами из текста.

– Июльская степь на глазах ехавших меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце.

– Разноликая степь – величественная и просторная, страшная и не всегда понятная. А происходит это потому, что дается в разных восприятиях – автора и его маленького героя.

– Мы хотим добавить. Перед нами утренний пейзаж и переход к дневному зною; картина томительного дневного зноя, когда время точно застыло и остановилось, вечерний пейзаж дан на фоне приближающейся грозы.

– В чеховском отрывке мы также отмечаем и олицетворения, и метафоры: роса испарилась, воздух застыл, трава и бурьян подняли ропот, чернота дыхнула белым огнем.

– Есть лирические и изобразительные эпитеты: широкая, бесконечная равнина (изобразительные), обманутая степь, загорелые холмы (лирические).

– Конечно, у каждого писателя свои художественные средства. Но что отличает чеховскую степь от гоголевской и тургеневской? Что это за особенность?

– Нам кажется, что у Чехова степь по-особому одухотворена: сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой. Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. Так и хочется нарисовать степь капризной девушкой. И все потому, что она так часто меняет свой нрав.

– Степь становится действующим лицом, живым человеком.

– Автор использует приемы аллитерации и ассонанса. В первом абзаце отрывка очень много звуков [с], [ш], [х], [ц]. Это звуки, передающие глухой стук колес телеги, ехавшей по степи. Монотонность повторяющихся шипящих звуков: едешь-едешь и не разберешь – передает чувство скуки и надоедливости дороги.

Во втором абзаце обилие звуков [о], [а] рождает напевность, мелодичность. Эта музыкальность в природе сливается с реальной бытовой картиной: где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять.

– Когда все больше вчитываешься в текст, прислушиваешься к его звукописи, то удивляешься: как она помогает точно нарисовать картину.

Посмотрим, как Чехов рисует приближение грозы: Вдруг рванул ветер. Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром. Прочитали? Почувствовали, как на вас накатывает гроза? А помогли это почувствовать сочетания звуков: [др], [рв], [р], [г], [гр]. Все это происходит потому, что фонетический, звуковой уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить аллитерацию на [р], [г], нет даже надобности знать язык, на котором писал Чехов, это и так слышно.

5. Сравнение описаний степи. Выводы

– Если бы у вас в руках были краски, то какие цвета вы бы использовали, рисуя степь Гоголя, Тургенева, Чехова?

– Гоголевская степь яркая. Отрывок пестрит прилагательными цвета: зеленый, зелено-золотой, синий, черный. А цветов миллионы! Вот где буйство красок!

– У Тургенева степь скупа на краски. Рисуя тургеневскую степь, цвета надо додумывать. Скорее здесь будет преобладать цвет засеянных (желтый) и распаханных (черный) земель. Небольшие рощи будут написаны редким зеленым цветом.

– Ярко-желтый, лиловый, буро-зеленый цвета появились бы на картине, изображающей чеховскую степь.

Учитель. Сравнив отрывки, постараемся сделать выводы.

Ответы учеников:

– У каждого большого писателя даже при общности художественных образов, сравнений, метафор, при всем сходстве ассоциаций возникает своя индивидуальная картина степи, выраженная по-своему.

– Разные писатели, разное время, разные литературные пристрастия, но язык един. Получаешь эстетическое удовольствие от такого русского языка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Изучение литературно-художественных произведений русских писателей, а также писателей Забайкалья и Приаргунья, в которых описана степь.

1. Развивать умение анализировать различные тексты с описанием степи в
поэтическом тексте и художественной прозе.

2. Показать ту неприметную на первый взгляд красоту степи, которая
окружает степных жителей.

Объект исследования : произведения, стихотворения Забайкальских писателей, поэтов о степи.

Образ степи в прозе и стихотворениях поэтов – наших земляков Забайкалья представляет особую ценность для широкого круга приаргунской общественности, так как данный образ – символ нашей малой родины.

Я живу в с. Погадаево Приаргунского района. Наше село повсюду окружают степи. Это особый для меня уголок природы. Степь красива в любое время года, но особенно я люблю её весной и летом. Пожалуй, нигде не увидишь таких сопок, чистого ясного неба, ярких красок полевых цветов, как в нашей Приаргунской степи. Казалось бы, ее природа неприметна и однообразна на первый взгляд, но каждую весну я не перестаю удивляться первому ее чуду - ургуйкам. А как красивы наши полевые цветы! Невозможно оторвать глаз от красных сережек саранок, желтых маков, белых бутонов Марьиных кореньев. А ночью записывает степь под звездным куполом Забайкальского неба, чтобы завтра вновь засиять своими красками, наполниться звуками и ароматами цветов и трав. Именно поэтому я выбрала для своего проекта такую тему.

Мне нравится степной пейзаж,

Её широкое раздолье,

Где ветру легкому приволье,

Пространство не охватит глаз.

О как нежны цветы степные,

Чисты озера и ключи,

А скромные кусты речные

Под знойным солнцем горячи.

Степи расположены в умеренных широтах, на юге и юго-востоке России. Теперь почти все степи распаханы и на них возделывают пшеницу, кукурузу, овёс и др. Целинных степей сохранилось мало, главным образом в заповедниках. Зона степей России невелика по площади. В степях же наблюдается недостаток влаги. Циклоны над степью проходят реже, чем над лесной зоной. Летом стоит ясная, солнечная погода, Черноземы - самые плодородные почвы нашей страны. Наиболее типичные степные ландшафты - то плоские, то расчлененные сетью оврагов и балок равнины. До начала их интенсивного сельскохозяйственного освоения они были покрыты травянистой степной растительностью с преобладанием ковыля. Волнуемый ветрами ковыль действительно напоминает морские волны, поэтому степь часто называют морем травянистой растительности.

Животный мир степей сильно отличается от таежного. Преобладают различные мелкие грызуны - суслики, сурки, тушканчики, хомяки, полевки. По доисторическим степям бродили стада диких лошадей, сайгаки. Главный признак степи - и первозданной и возделанной - безлесье, безграничность открытых пространств. Лишь по речным долинам и балкам встречаются деревья, да видны созданные человеком полезащитные лесные полосы. Даже на небольших участках девственной степи можно наблюдать, как изменяются, окраска степи от месяца к месяцу в зависимости от времени цветения прострела, лапчатки или примул. Степь - главная зерновая житница страны.

Юго-восток Забайкальского края занят степной природной зоной, являющейся северной окраиной монгольских степей. Южные степи из-за преобладания в них четырех злаков (змеевка, тонконог, ковыль-волосатик, овсяница) называют четырехзлаковыми.

В связи с распашкой степей заметно уменьшается количество степных видов животных.

Бедствием для степи являются пожары, возникающие весной, в засушливую погоду. Пожары не только иссушают почву, уничтожают птиц и ивняки по берегам рек, но и сельскохозяйственные постройки, причем часто вместе с животными. Поэтому, бывая в степи весной, нужно очень осторожно обращаться с огнем.

Несмотря на различное описание степи в произведениях данных авторов, у всех у них она описана особенно, неповторимо. Каждый из писателей видит ее красоту по-своему. Нам, жителям степи необходимо видеть и уметь ценить неприметную красоту, богатство и особенное очарование степи. Должны беречь, приумножать это богатство и красоту для будущих поколений.

Калмыцкая степь – моя малая родина. Благоухающая разнотравьем весной, выгоревшая и поблёкшая от зноя летом, бурая осенью, занесённая снегом зимой – это всё она, родная степь. Огромны степные просторы, где так вольно ветру, где есть место всему живому: птицам и насекомым, травам и цветам, животным маленьким и большим, человеку. А сколько скрытых, сразу невидимых глазу красок и оттенков! А сколько звуков: трели птиц, треск кузнечиков, шелест сухой травы, клики водоплавающей птицы! А как дурманит воздух, настоянный на степных травах! Степь кормит и поддерживает степняка, завораживает и очаровывает, становится источником вдохновения творческих людей: поэтов, художников, композиторов.

Содержимое разработки

Степь в произведениях русских и калмыцких писателей Выполнил ученик 10 класса Мирдасов Махмуд

Степь в произведениях русских и калмыцких писателей

ученик 10 класса

Введение Калмыцкая степь – моя малая родина. Благоухающая разнотравьем весной, выгоревшая и поблёкшая от зноя летом, бурая осенью, занесённая снегом зимой – это всё она, родная степь. Огромны степные просторы, где так вольно ветру, где есть место всему живому: птицам и насекомым, травам и цветам, животным маленьким и большим, человеку. А сколько скрытых, сразу невидимых глазу красок и оттенков! А сколько звуков: трели птиц, треск кузнечиков, шелест сухой травы, клики водоплавающей птицы! А как дурманит воздух, настоянный на степных травах! Степь кормит и поддерживает степняка, завораживает и очаровывает, становится источником вдохновения творческих людей: поэтов, художников, композиторов.

Калмыцкая степь – моя малая родина. Благоухающая разнотравьем весной, выгоревшая и поблёкшая от зноя летом, бурая осенью, занесённая снегом зимой – это всё она, родная степь. Огромны степные просторы, где так вольно ветру, где есть место всему живому: птицам и насекомым, травам и цветам, животным маленьким и большим, человеку. А сколько скрытых, сразу невидимых глазу красок и оттенков! А сколько звуков: трели птиц, треск кузнечиков, шелест сухой травы, клики водоплавающей птицы! А как дурманит воздух, настоянный на степных травах! Степь кормит и поддерживает степняка, завораживает и очаровывает, становится источником вдохновения творческих людей: поэтов, художников, композиторов.

Степь в произведениях калмыцких писателей

Степь в произведениях калмыцких писателей

Д. Н. Кугультинов

Нельзя не отметить особенное

Д. Кугультинова к его родной калмыцкой

степи. Кто хоть раз побывал в

калмыцкой степи, очаровывался её

широтой, просторами, выносливостью

тех, кто обитает в степи, для кого

степь является родным домом. Таким домом является степь

для великого поэта Калмыкии- Д.Н. Кугультинова.

На свете только- степь и небо.

На свете- птицы, степь и я.

О счастье духа, счастье тела-

Простор, не знающий предела.

Как ты прекрасна, степь моя, в апреле! Хрустально-звонкий воздух, и простор, И колокольчик – жаворонка трели!. Ты – музыка, чьи звуки в давних пор Какой-то гений, в неизвестность канув, Переложил на живопись тюльпанов. Как счастлив я, что голос твой пойму, Что человек я, что душе все чаще Доступна радость красоты щемящей… Иль человек я только потому, Что внемлет скрытой музыке душа?. О жизнь, как ты щедра!. Как хороша!.

Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!

Хрустально-звонкий воздух, и простор,

И колокольчик – жаворонка трели!.

Ты – музыка, чьи звуки в давних пор

Какой-то гений, в неизвестность канув,

Переложил на живопись тюльпанов.

Как счастлив я, что голос твой пойму,

Что человек я, что душе все чаще

Доступна радость красоты щемящей…

Иль человек я только потому,

Что внемлет скрытой музыке душа?.

О жизнь, как ты щедра!. Как хороша!.

Григорий Кукарека

Григорий Кукарека – поэтический эколог. Особое

внимание он уделяет степи:

Травостоем вы славились, степи,

Шапку бросишь – не гнулась трава.

Но земля до поры только терпит,

Ведь ранима она и жива.

И нуждается в нашей охране.

Мы о том забывать не должны…

Эти раздумья поэта не случайны. Поэт видит «как зловеще

Его сердце переполняется болью, тревогой, он видит в теперешнем облике степи знак

беды. По словам поэта, оскудение степи приведёт к оскудению души человека,

бездуховности, нравственной глухоте. В сборник включена поэма «Тюльпаны на

В разных условиях растут они, различно и отношение к ним людей. Поэт противопоставляет

Степь в произведениях русских писателей Степи без конца и края, ровные, скучные, раздольные, волнистые, холмистые. Степь, словно живое существо, меняет свои наряды. Разные поэты – разное восприятие степи.

Степь в произведениях русских писателей

Степи без конца и края, ровные, скучные, раздольные, волнистые, холмистые. Степь, словно живое существо, меняет свои наряды. Разные поэты – разное восприятие степи.

В степи мирской, печальной и безбрежной,

Таинственно пробились три ключа:

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,

Кипит, бежит, сверкая и журча.

Кастальский ключ волною вдохновенья

В степи мирской изгнанников поит.

Последний ключ – холодный ключ забвенья,

Он слаще всех жар сердца утолит.

Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство. до самого Черного моря было зеленою, девственною пустынею. Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине, только мелькнет одною черною точкою; вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.

Сначала Гоголь определяет степь как пространство земли. А затем прибегает к метафорам: степь – зелено-золотой океан, синие волны воздуха, брызнули по океану… Необозримость степи подчеркнута фразой: брызнули миллионы разных цветов. Степь у Гоголя особенная: она живет, дышит, шумит.

Заключение Как и для русских так и для калмыцких писателей степь имеет особое значение. Она — мать кочевников, дающая пастбища, еду, в то же время она-мать земледельца, своей плодородной почвой дающая хлеб, богатый урожай, то есть тоже — еду. Так же она просто красива своим видом! Она вдохновляет писателей, поэтов и музыкантов на создание своих произведений. Степь всегда останется вечным источником вдохновения еще для многих поколений.

  • Как и для русских так и для калмыцких писателей степь имеет особое значение. Она — мать кочевников, дающая пастбища, еду, в то же время она-мать земледельца, своей плодородной почвой

дающая хлеб, богатый урожай, то есть тоже — еду. Так же она просто красива своим видом!

Она вдохновляет писателей, поэтов и музыкантов на создание своих произведений. Степь всегда останется вечным источником вдохновения еще для многих поколений.

Горбунова Елена Викторовна

Научная работа, акцентирующая внимание на изобразительно-выразительных средствах, приемах и способах, используемых волгоградскими поэтами для создания образов донской и приволжской степи.

ВложениеРазмер
analiz_koncepta_step.docx 71.67 КБ
analiz_koncepta_step.ppt 1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №48 Ворошиловского района г. Волгограда

IV региональный конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского

Секция русского языка

Язык художественной литературы

Учитель русского языка и литературы: Горбунова Елена Викторовна

§ 1. Образ степи в русской литературе ………………………………………..5-6

§ 2. Языковые способы выражения взаимодействия человека и мира природы ………. 7-10

Глава II. Образ степи в творчестве волгоградских поэтов

§ 1.Способы вербализации картин степи в стихотворениях ……………… 15-19

Список источников и литературы……………………………………..……. 26

Русские писатели-классики создали в своих произведениях прекрасные образы Родины. Одним из самых красивых ее воплощений мы считаем степь.

Образ степи живет в душах русских людей: без ее просторов и красот образ России был бы неполным, приблизительным, поэтому редкий русский поэт обошел степь молчанием, не написав о ней искренних строк: светлых, радостных или грустных.

Раскрытие данной темы предполагает обращение к лирическим произведениям волгоградских поэтов, отражающим их восприятие степи, ее влияние на душевный мир, мысли, чувства, настроения авторов.

Объект исследования: стихотворения волгоградских поэтов о степи.

Для достижения целей работы нами были поставлены следующие задачи:

Образ степи в стихотворениях поэтов – наших земляков представляет особую ценность для широкого круга волгоградской общественности, так как данный образ – символ нашей малой родины.

Приемы и методы, используемые нами в работе:

  1. метод классификации (разделение изучаемых единиц на отдельные группы в соответствии с определенными признаками);
  2. метод описания (фиксация средствами языка сведений обпредмете исследования);
  3. прием сплошной выборки;
  4. лексический анализ текста;
  5. лингвокультурологический анализ текста.

§ 1. Образ степи в русской литературе

Мы рассмотрели образ степи в стихотворениях русских классиков, его место в русской литературе.

Широкие степные просторы стали важнейшим символом воли в русской поэзии, они стоят наравне с не менее значительным образом моря.
Однако лирическому герою русской поэзии мало простого созерцания и спокойного взгляда на степь. Она побуждает его к действию, стремительному движению. Так в степную поэзию навечно входит образ коня и неутомимого бега – полета среди безграничного пустого пространства. У Владимира Бенедиктова встречаем:

Тесно, сердце воли просит,

И от гор, от их цепей -

Легкий конь меня уносит

В необъятный мир степей…

Веками степь лежала нетронутой. Лишь в 20-30-х годах XX века она стала частью сельского хозяйства. Многие экономически выгодные решения подорвали экологию степи, но поэты того времени воспели ее и такой – распаханной тракторами, отступающей под натиском машин и заводов.
И вековые поэтические традиции любования степью, преклонения перед ее величием и силой не исчезли из творчества стихотворцев. Очень точно и искренне об этом пишет Павел Васильев, совмещая два этих направления:
Родительница-степь, прими мою,
Окрашенную сердца жаркой кровью,
Степную песнь! Склонившись к изголовью
Всех трав твоих, одну тебя пою.

Судьба степи слилась с судьбой России, навеки она вошла в душу народа и стала частью его Родины и творчества. Донские и приволжские степи, впитавшие в себя тысячелетия истории Отечества, находят свое отражение в творчестве поэтов Волгограда.

§ 2. Языковые способы выражения взаимодействия человека и мира природы

С точки зрения второго классификационного критерия ‒ способа проявления ‒ природные состояния также не представляют однородной группы. О.А. Селеменева выделяет среди них:
1) световые состояния (светло, светлеет, темнеет, темень, темно);
2) цветовые состояния (алеет, бело,белеет, желто, зелено, розово),
3) состояния, проявляемые запахами и веяниями (душисто, пахнет, веет);

4) состояния, проявляемые изменением температуры (жарко, знойно, морозно, прохладно);
5) состояния, проявляемые звуками или их отсутствием (ахает, безмолвие, бухает, звенит, громыхает, шумит, тишина, стучит, гремит);
6) состояния, проявляемые покрытием (вызвездит, грязно,

заболочено, заволакивает, заметает, звездно, облачно, подморозит, покрывает);
7) состояния, проявляемые наполнением (безлюдно, дымно, мокро, пусто) и движением (накрапывает, неподвижно, метет).

Звуковые состояния природы в русской языковой картине мира XX века дифференцированы на несколько групп:

1) состояние, основанное на имитации звуков, издаваемых живыми существами (животными, человеком, птицами) (ахать, взвизгивать, вздохнуть, ворчать, выть, реветь, свистеть и др);

2) состояния природы, основанные на аналогии со звучанием, издаваемым неодушевленными предметами (в том числе и при манипуляциях с ними человека) (бить, бухать,

греметь, громыхать, грохнуть, грохотать, гудеть и др);

3) звуковые состояния с недифференцированным звучанием (гулко, звонко, шумно, шуметь)

Подводя итог, О. А. Селеменева отмечает, что состояния природы в русской языковой картине мира XX века репрезентированы совокупностью средств разных уровней языка, и идентифицирует большинство природных состояний на основе каких-либо ощущений: контактного (осязательных) или дистантного (зрительных, слуховых, обонятельных). Однако номинироваться состояние природы может и на основании метафорического переноса состояния человека на состояние природы. По мнению автора, регулярность подобного метафорического переноса свидетельствует о реализации в национальной картине мира XX в. идеи единения человека и мира природы, открытой еще мифологическим и фольклорным мышлением.

Такое разнообразие, а иногда и противоречивость индивидуально-авторских характеристик степи автор объясняет неоднородностью реально существующих степных ландшафтов, воссоздаваемых в авторских текстах, и/или результатом слияния индивидуального авторского мировидения с художественным замыслом, идейной концепцией произведения.

Таким образом, при исследовании художественных текстов XIX столетия было выявлено, что помимо характеристик, отражающих ядерные когнитивные признаки концепта, исследуемые тексты содержат еще индивидуально-авторские характеристики степи. Писатели – носители языка, используя общепринятый языковой фонд, вводят в него свое окказионально-авторское мировидение, создают свои художественные модели мира, художественные концепты, обогащая тем самым русскую национальную культуру в целом.

Глава II. ОБРАЗ СТЕПИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВОЛГОГРАДСКИХ ПОЭТОВ

§ 1. Способы вербализации картин степи в стихотворениях

Анализируя картины степи, представленные в стихотворениях волгоградских поэтов, мы использовали классификацию способов вербализации состояний природы, предложенную О.А Селеменевой. В этой классификации нас более всего интересовал такой аспект, как способы получения информации о состоянии природы. Благодаря данному критерию мы смогли выявить наиболее часто используемые способы вербализации картин степи в произведениях волгоградских поэтов: информация, получаемая при помощи органов чувств или метафорические отождествления состояний человека с природными.

Самым часто используемым способом получения информации о состоянии степи среди органов чувствоказался зрительный. Именно этот орган чувств наряду с органами слуха наиболее активно используется человеком в жизни.

Мы выявили 16 примеров использования зрения для получения информации о состоянии степи в стихотворениях волгоградских поэтов:

Нами было выявлено 10 примеров использования осязания поэтами для описания собственных ощущений степи:

Ощущения от шелеста степных трав и деревьев, гула ветра, которые описывают поэты, можно назвать слуховыми. Мы не находим в их описаниях восхищения красотой пения птиц, однако для каждого поэта шелест ковылей, полыни и других полевых трав неразрывно связаны с образом приволжской степи, образом малой Родины.

Мы выявили 9 примеров использования органов слуха для получения информации о состоянии степи:

Информация о степи, полученная поэтами при помощи обоняния, категорична: жгучие и резкие запахи трав противопоставляются полной духоте, невозможности различить никаких запахов в душном и горячем воздухе.

Мы обнаружили 8 примеров использования поэтами обоняния для описания своих ощущений степи в стихотворениях:

Вкусовые ощущения оказались наименее используемыми поэтами для описания своего видения степи: всего 2 примера в стихотворениях.

И сколь меня ты ни пои нектаром,

И даже медом сколько ни корми,

Не перебить тех привкусов, которым

Всю жизнь бродить в моей шальной крови…

Лишь повеет с дороги свободной,

Я подумаю, выпустив куст,

Что на воле, без почвы садовой,

Изменился у ягоды вкус…

Также мы выделили вторую группу способов восприятия состояний степи согласно классификации О. А. Селеменевой – метафорические состояния .

Поэты изображают степь живой, для них она – родительница-мать, кормилица. Поэты наделяют ее глубоким и сложным, загадочным характером, она завоевала прочное место в их сердцах. Для них степь противоречива: с одной стороны – бесконечно мудрая и понимающая, с другой – полная энергии, загадочная, дерзкая и молодая. Ее невозможно познать до конца: степь всегда оставляет потайные, неизведанные уголки и нераскрытые тайны.

Мы выявили 12 примеров использования поэтами метафорических состояний для описания собственных ощущений степи:

Засушливый и жаркий климат стал и у А.И. Панченко, и в нашей работе общим признаком образа степи. Почти во всех исследуемых стихотворениях он изображается через описание знойного, душного воздуха:

В стихотворениях волгоградских поэтов цвет не играет такой значительной роли, он упоминается всего в 4 стихотворениях. В связи с душным и знойным летом донская и приволжская степи не поражают поэтов буйством красок: травы склоняются к земле, пересыхают ручьи, трескается почва, все покрыто пылью и кажется серым. Цветовая гамма в рассмотренных нами стихотворениях стабильна, различия незначительны: степь сравнивается с желтой, золотой пустыней:

Лишь А. Максаев пишет о разнообразии цветов степи, но это связано исключительно со временем года – весной.

Используя классификацию способов описания состояний природы О.А. Селеменевой, мы рассмотрели используемые волгоградскими поэтами в 37 стихотворениях о степи приемы вербализации состояний природы, сопоставив их между собой по частоте использования.

По первому приему самым часто используемым в стихотворениях волгоградских поэтов способом получения информации о состоянии степи среди органов чувств оказался зрительный – 16 примеров. Вторым по частоте использования оказался осязательный способ – 10 примеров.

Способ описания степи при помощи метафорических состояний (второй прием) занял второе место по частотности в общей классификации способов вербализации состояний степи в стихотворениях волгоградских поэтов – 12 примеров.

Эти приемы помогли волгоградским поэтам изобразить степь живой, для них она – родительница-мать, кормилица. Они наделяют ее глубоким и сложным, загадочным характером, необозримые степные просторы завоевали прочное место в их сердцах. Для них степь противоречива: с одной стороны – спокойная, бесконечно мудрая и понимающая, с другой – полная энергии, загадочная, дерзкая и молодая. Ее невозможно познать до конца: степь всегда оставляет потайные, неизведанные уголки и нераскрытые тайны.

Читайте также: