Сообщение на тему современная антропология

Обновлено: 03.07.2024

Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека называется антропологией.

Антропология как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.

Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества называется антропогенезом или антропосоциогенезом.

Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их создал творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу.

В XVIII — первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 40-50-х гг. XIX века он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта признали в науке.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза.

Антропология (от греч. anthropos — человек, и logos — слово, мысль) — это наука о человеке.

Она изучает происхождение человека, его физиологию, духовную и культурную составляющие человека, образование человеческих рас и обществ (т. е. социальный аспект).

Современная антропология как наука стала формироваться в 18–19 вв. Но первое упоминание термина приписывают ещё древнегреческому учёному Аристотелю (4 в. до н. э.).

Антрополог — это, соответственно, учёный, который занимается изучением биологического и духовного разнообразия человека.

Какие есть разделы антропологии?

Антропология изучает человека в целом, но у неё есть много разделов, и каждый отвечает за свою более узкую область.

В зависимости от того, чему уделяется большее внимание — биологическим характеристикам человека или его культурным признакам или расовой принадлежности — антропологию разделяют на направления:

  • социально-культурная,
  • физическая (биологическая),
  • философская,
  • медицинская,
  • юридическая (или антропология права).

Социально-культурная антропология

Изучает социализацию человека, то есть влияние социума на поведение индивида, объединение человека в общество — от первобытных до современных. Наука занимается также изучением культуры человека, его традиций, языка, религии.

Так как зачастую общности людей и их культурные ценности неразделимы, социальную и культурную антропологию объединяют в одно направление.

В России чаще применяют термин этнология. Это наука, изучающая отношения между этносами, различия между ними и то, как они сосуществуют.

Физическая (биологическая) антропология

Изучает строение тела и биологическое разнообразие человека. Путём исследований наука пытается выяснить, почему мы отличаемся друг от друга, а также пытается найти связь между нашим телом и личностью.

Учёные разбираются в:

  • морфологии (строение тела человека, параметры, физические характеристики),
  • генетике (гены и наследственность),
  • эволюции (то, как человек физиологически адаптируется).

Философская антропология

Изучает вопросы существования человека через философию. Пытается понять и осмыслить человека. Отвечает на такие вопросы, как: для чего существует человек, какая у него сущность и место в мире.

Философская антропология возникла в 20 веке. Она изучает идеи учений, которые предшествовали появлению этого раздела:

  • теоцентризм: в центре мира — Бог;
  • антропоцентризм: в центре мира — человек;
  • космоцентризм: человек — часть космоса;
  • экзистенциализм: в центре — "Я" человека и его свободный выбор.

Медицинская антропология

Наука занимается исследованием здоровья и благополучия людей. То есть выясняет:

  • методы лечения, которые использовались ранее и используются сейчас людьми,
  • как в разных обществах относятся к здоровью,
  • уровень медицины и знаний о ней у разных народов.

Этот раздел науки тесно связан с физической и социально-культурной антропологией.

Юридическая антропология (или антропология права)

Изучает социум людей через правовые источники. То есть каким образом человек создавал право в обществе и чем он при этом руководствовался.

Наука также изучает правовую культуру различных обществ. Она пытается ответить на вопрос, какая правовая система может соблюсти права человека и учесть при этом его интересы: социальные, национальные, исторические, возрастные, расовые, гендерные и т. д.

Методы антропологии

Собирая антропологические данные, учёные используют определённые методы и подходы к их анализу.

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. antropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении и эволюции человека.

В странах Западной Европы и США антропологией считается гуманитарная наука о человеке во всех его измерениях: социальных, культурных и физических (анатомия, физиология, антропогенез), которая также включает этнологию как важнейший элемент. В советской науке антропология трактовалась как биологическая наука о происхождении, физической организации и эволюции человека и человеческих рас. С точки зрения французской школы, которая выводит за рамки антропологии материальные и физические аспекты человеческого бытия, она является подразделом социологии; с точки зрения англосаксонской школы, антропология – полидисциплинарная наука, которая состоит из четырех разделов (антропобиология, социальная и культурная антропология, доисторическая археология, этнолингвистика).

Физическая антропология

изучает процессы и этапы становления человека как вида, а также природу внутривидовых вариаций, их анатомические и физиологические характеристики и другие существенные биологические факты. Физических антропологов интересует генетика человека, т.е. его наследственные характеристики; вопросы морфологии (параметры человеческого тела и анализ его физических характеристик), а также адаптационное взаимодействие человека как биологического существа с культурой и природной средой. Одно из подразделений морфологии, – соматология, призвана устанавливать корреляцию между строением тела и типом личности. Другой развивающейся областью специальных исследований является этология приматов, объединяющая антропологов, психологов и зоологов. Физические антропологи изучают эволюцию скелетного строения человека, а также функций мягких тканей тела. Предметом исследования также является расовая вариативность и связанные с нею восприимчивость к болезням, особенности пищевого рациона, выживаемость в разных условиях и т.п.

Культурная антропология

занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. В нестрогом смысле слова, культура – это часть окружающей среды, созданная самим человеком. Частично в результате дивергентного развития дисциплин, составляющих культурную антропологию, а частично из-за большого различия в методах, применяемых этими дисциплинами, ко всей сфере культурной антропологии в целом обычно относятся как к группе относительно независимых специальностей. Возможны и другие деления. Некоторые исследователи обычно выделяют следующие три: лингвистику, доисторическую археологию и собственно культурную антропологию.

Этнолингвистика.

Ключом к культуре является ее понимание как системы символов. Наиболее распространенной символической системой является язык как средство устного и письменного общения. При осмыслении роли коммуникаций в культуре лингвистов интересуют также вопросы истории, и с этой целью они классифицируют языки мира, стремясь выявить между ними связи, которые бы свидетельствовали, в отсутствие других адекватных документальных источников, об исторических отношениях между народами.

Доисторическая археология.

Изучает антропогенез (происхождение homo sapiens) и последующее развитие человека, объясняет историческое разнообразие в образе жизни народов. Эта наука позволяет с помощью последних достижений физики, химии и биологии датировать и определять предназначение ископаемых остатков и артефактов, помогая воссоздать образ жизни наших предков.

Культурная антропология.

Хотя культурная антропология в описываемом здесь смысле включает множество типов специализации, два из них представляют особую важность. К сожалению, последовательности в присвоении наименований этим двум дисциплинам не наблюдается, однако приводимые здесь термины достаточно распространены и вытесняют альтернативные варианты. В данном случае речь идет об этнографии и этнологии. Этнография занимается изучением конкретных культур. В большинстве случаев ее предметом служит существующая культура, но возможны также и этнографические работы по Древней Греции или Древнему Риму. В некотором смысле археология является этнографией прошлого. Этнология, напротив, представляет собой общее изучение культуры, по сути дела, это сравнительная научная дисциплина.

Частично пересекаясь с этнографией и этнологией, существует и ряд других научных областей, лишь немногие из которых могут быть упомянуты. Некоторые антропологи специализируются на изучении культуры и личности, под чем подразумеваются отношения и причинные связи отдельных человеческих существ и системный образ жизни вокруг них. Все большее число антропологов включается в программы социальных технологий; общим термином для обозначения этого аспекта исследований является прикладная антропология. Возможно выделение и других уровней специализации. Одни антропологи известны главным образом как функционалисты, изучающие соотношения между различными частями какой-либо единой культурной системы в определенный период времени. Другие специализируются на изучении культуры на сравнительно длительных отрезках времени; такие антропологи могут быть историками культуры или эволюционистами. Существуют также специалисты по конкретным предметным темам: часть ученых занимается музыкологией, другие посвящают себя изучению материальных артефактов, третьи занимаются системами терминологии родства или социальными отношениями, искусством, мифологией, религией или любыми иными аспектами культурного творчества или деятельности человечества (См. ЭТНОЛИНГВИСТИКА; ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ; АРХЕОЛОГИЯ).

Единство антропологии.

В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. Так, к антропологии относят археологию, этнографию, этнологию, фольклор, лингвистику и т.д. По мере развития и усложнения мира человека, растет научная специализация, и набор антропологических дисциплин постепенно расширяется. Так в нем стали выделять медицинскую антропологию (психология человека, генетика человека), экологию человека и т.д.

Области приложения антропологии.

Все большее число антропологов участвует в прикладных проектах. Будучи сферой сбора и синтеза технических данных, антропология представляет собой источник специальной информации, необходимой для других областей знания. Так, например, антропологами была подготовлена информация по параметрам человеческого тела, позволившая производителям одежды лучше оценить размеры и пропорции головных уборов и других элементов одежды. Антропологи нередко выступают в роли советников в программах оказания иностранной помощи развивающимся странам, способствуя облегчению деструктивных социальных последствий, которыми могут, например, сопровождаться массированные технологические преобразования.

Сферы приложения физической антропологии.

Детально изучив особенности человеческой моторики, антропологи содействовали реконструированию производственного оборудования и механизмов, чтобы обеспечить заводским рабочим более высокую эффективность, удобство и безопасность труда. Один из антропологов участвовал в разработке сидений для железнодорожных вагонов, более точно соответствовавших конфигурации человеческого тела. Особо важную помощь оказали антропологи в разработке программ космических полетов с человеком на борту. Например, они участвовали в разработке одежды и многих видов экипировки (таких как кислородные маски) для космонавтов будущего.

Во многих случаях знания антропологов применялись в области медицины. Многочисленные исследования способствовали пониманию того, как определенные заболевания связаны с расовыми особенностями людей, с их питанием, системами земледелия и другими факторами.

Физическая антропология также находит применение в области юриспруденции. Сравнительно часто она связана с проблемами идентификации: иногда антропологов приглашают для идентификации людей по скелетным останкам.

Сферы приложения культурной антропологии.

Эти сферы чрезвычайно разнообразны. Детальное знание конкретных культур, которым должны обладать профессиональные антропологи, делает их особенно полезными в сфере образования.

Частные промышленные компании с зарубежными интересами широко прибегают к услугам антропологов для обучения своего персонала, командируемого за рубеж. ООН привлекает антропологов для участия в программах экономического развития для сбора данных по культуре и демографической статистике, а в некоторых случаях и для координации целых программ. Здесь полезными антропологов делают их знания как конкретных культур, так и общечеловеческих социальных процессов.

Подробная информация о коренных народах, особенно африканских и азиатских, представляла огромный интерес для бывших колониальных держав, заинтересованных в эффективном управлении находившимися в их владении территориями. В период, предшествовавший распаду ее империи, Великобритания, например, нанимала большое количество антропологов. Однако такая ассоциированность антропологов с колониальной администрацией оставила свой след в виде подозрительного отношения к этой науке в некоторых бывших колониальных странах.

Культурные антропологи сыграли важную роль в исследованиях по состоянию умственного здоровья во многих культурах. Особым вкладом антропологов является изучение различий в умственных расстройствах в зависимости от этнической или субкультурной принадлежности людей.

Антропологическая наука оказалась трансдисциплинарной задолго до того, как это определение вошло в научный оборот

К российской интеллектуальной традиции и особенностям развития в ней антропологического знания мы еще вернемся, но прежде необходимо рассмотреть становление антропологии в системе европейской науки и выделить ведущие антропологические традиции.

В современности широко обсуждаются проблемы возросшей мобильности и глобализации, связанные, в частности, с вынужденным соприкосновением разных ценностей и разных культур (Hannerz, 1992; Moore, 2011). Однако и активная торговля античных городов-государств создавала повседневную жизнь, где точно также встречались разные люди и разные культуры. В ориентированной на рациональность древнегреческой культуре эта ситуация требовала философского осмысления. Так, путешественник Геродот выступает отцом не только истории, но и этнографии, антропологии, социологии, культуральной психологии. Ибо им была сформулирована ключевая антропологическая проблема — изучение культурного разнообразия, различных нравов и обычаев, проблема Другого, людей с иными мировоззрением и образом жизни. Помимо этого, Геродот поставил проблемы универсального и уникального, различавшихся от культуры к культуре ценностей и моральных норм, культурального релятивизма (Eriksen & Nielsen, 2013).

Если Аристотель открыл социальную природу человека, рациональность и мораль как существенные признаки отличий человека от животных, то Новое время распространило важные для становления антропологии идеи прогресса, цивилизационного развития, планетарного разнообразия культур и людей. Для того чтобы понимать себя, и отдельному человеку, и культуре в целом необходим Другой (Alter ego), образ и представление чего-либо иного. Так, в Новое время, благодаря географическим открытиям и возрастающей мобильности, европейцы осмысливали себя в соотношении с коренными народами Америки и Азии. В свою очередь, россияне формировали и продолжают формировать свои идентичности, отождествляясь и отталкиваясь от Европы и Америки (однако не от Китая и Японии, что само по себе весьма показательно).


Проблемы субъекта современности и возможности его самостроительства выходят на передний план как в антропологии, так и в психологии

В эпоху Просвещения сформировалась не только матрица современных наук, но и ведущие исследовательские традиции (Ефимов, 2012; Barthetal, 2005). Так, британская антропологическая традиция в своем становлении опиралась на сравнительный методи эволюционизм, идеалы английского Просвещения, учения Г. Спенсера и Ч. Дарвина. Сравнительный и эволюционный подходы нашли воплощение в работах Э. Тайлора, Дж. Фрэзера (Тайлор, 1989; Фрэзер, 1990; Frazer, 1909). В дальнейшем в британской интеллектуальной традиции возникло исследовательское направление социальной антропологии, представленное трудами Б. Малиновского, А. Р. Рэдклифф-Брауна, Э. Эванс-Причарда — классиков британской антропологии (Малиновский, 2004; Рэдклифф-Браун, 2001; Эванс-Причард, 2003; Malinowski, 1926).

Французская антропологическая традиция также ориентировалась в своем становлении на идеалы Просвещения и этнографический подход, нопри этом развивала панорамное видение. Последнее проявилось в широте методологических горизонтов, охватывающих вопросы единства человечества и культурального разнообразия, в поиске универсальных структур за разными картинами мира и образами жизни. В этом контексте в дальнейшем сформировались направления структурной и исторической антропологии, а среди множества выдающихся представителей данной традиции следует отметить классиков К. Леви-Стросса, М. Мосса, а также представителей истории ментальности (Ле Гофф, 2003, 2007; Леви-Стросс, 2008, 2016; Мандру, 2010; Мосс, 1996; и др.).

Немецкая антропологическая традиция реализовалась как в философии, так и в этнологических исследованиях (Vermeulen, 2015). В своем становлении антропология в Германии подразделялась на этнологию, этнографию и народоведение. Народоведение фокусировалось на особенностях культуры и быта различных народов. Этнография выступала вспомогательной сферой знания, собиравшей для этнологии первичный материал посредством полевых исследований, а этнология изучала особенности духовного развития и образы жизни человека в разных культурах (Марков, 2004). Следует отметить, что, несмотря на разнообразие подходов и школ, немецкую этнологию (Völkerkunde) отличало методологическое единство, истоки которого лежали в идеологии немецкого Просвещения. Традиция исследований человека заложена здесь трудами И. Гердера, Г. Лессинга, И. Канта, В. Гумбольдта, а в дальнейшем разрабатывалась классиками немецкой философии И. Фихте, Ф. Шеллингом, Г. Гегелем, Л. Фейербахом, Ф. Энгельсом, К. Марксом. В 1920-е гг. появилось направление философской антропологии.

Итак, в качестве сферы научного знания антропология стала формироваться в XVIII в. в лоне европейской культуры, в ряду других социогуманитарных наук, таких как история, социология, филология, психология, окончательно институциализировавшись во второй половине XIX в. Перед антропологией как наукой сразу же встали амбициозные задачи — изучить человека и в полноте его бытия, и в процессе его истории. Антропологическая наука оказалась трансдисциплинарной задолго до того, как это определение вошло в научный оборот. Физическая антропология объединяла биологию, анатомию, эмбриологию и психофизиологию человека; историческая антропология—палеоэтнологию, мифологию и лингвистику (развитие языков и фольклор); социальная антропология —географию, демографию, этнографию, социологию и психологию. Появление культурной антропологии в середине ХХ в. (после Второй мировой войны) было обусловлено глобальными социально-политическими процессами и осознанием значимости факторов культуры в развитии общества и человека (Орлова, 2010). Именно в контексте последней появилась в дальнейшем психологическая антропология (Белик, 1993; Lindholm, 2007).

Проблемы субъекта современности и возможности его самостроительства выходят на передний план как в антропологии, так и в психологии

В 1902 г. была основана Американская антропологическая ассоциация (ААА) — первая профессиональная организация антропологов США. В целом же американская антропологическая традиция формировалась в первой половине ХХ в., основываясь на идеях немецкой этнологии, британского функционализма и пришедшего из лингвистики структурализма. Ф. Боас, Р. Бенедикт и Э. Сепир представляли опытно-фактологическое направление, будучи убежденными критиками эволюционного подхода (Бенедикт, 2004; Боас, 1997; Сепир, 1993). Также в США появилось исследовательское направление, известное под названием культурной антропологии (Ф. Боас, А. Кребер, К. Клакхон и др.), в рамках которого разрабатывались подходы, фокусирующиеся на разнообразии и уникальности изучаемых культур, установках культурного релятивизма. Важной исследовательской стратегией американской антропологии стал ситуативизм, поскольку общества и культуры рассматривались не абстрактно, а в конкретных воплощениях: индейцы навахо, римляне, саксы или французы эпохи Наполеона. Американская антропология фокусировалась на изучении культурального разнообразия, в ее контексте осмыслялись методологические проблемы неуловимости феноменов культуры в непосредственном наблюдении (Patterson, 2001). Помимо этого, в американской антропологии на передний план вышли проблемы культурно-исторического развития человека и его пластичности, сближающие антропологию с психологией.



На рубеже ХХ-ХХI вв. предметом саморефлексии науки стали изменения в самой антропологии, которая от изучения традиционных обществ и иной экзотики переключилась на повседневность и проблемы современности, идентичности, гендера, феминизма, ценностных трансформаций, городских сообществ и т. п. Появились новые исследовательские направления — антропологии глобализации, модернизации, права, медицинская, экстремальная, визуальная антропологии (Ярская-Смирнова и др., 2007; Bringa & Bendixsen, 2016; Eriksen, Garsten, & Randeria, 2015; Hannerz, 2010; и др.), антропология профессий, этнография науки (Романов & Ярская-Смирнова, 2012; Панченко, 2012). В целом антропология современности — сфера трансдисциплинарных исследований, предметом которой являются изменения человека и мира, локальные и глобальные контексты повседневности, разнообразие стилей жизни, дифференциация ценностей и малых культуральных движений. При этом проблемы субъекта современности и возможности его самостроительства выходят на передний план, как в антропологии, так и в психологии.


Anthropology, anthropological knowledge, anthropological practices play an important role in the modern world. However, both in mass society and in scientific communities today there is no consensus about anthropology. This is due to the fact that, firstly, anthropology itself has been constantly changing since its inception as a science and up to the present day. Secondly, in modern knowledge there is no single anthropology as such, but there are many anthropologies, anthropological practices and anthropological traditions. Third, the Russian intellectual tradition presents different and often contradictory images of anthropology, which, moreover, do not always correspond to the current state of knowledge. The article discusses the evolution of anthropological knowledge and the peculiarities of its formation in the context of Russian science, shows the formation of the leading anthropological traditions in the era of the Enlightenment — English, French and German, highlights their key characteristics, examines the differences between anthropology, ethnology and ethnography. It is argued that in modern times, anthropological knowledge carries methodological, enlightenment and practical meaning. The methodological meaning of anthropology lies in the integration of current knowledge about man and the world. The enlightenment meaning of anthropology can be traced in the cultivation of the values of respect for the other, understanding of the different, the acceptance of otherness and diversity as the norm of modern life. The practical meaning of anthropology is associated with the processes of humanization of society and the education system, placing a person in the center of certain modernizations, the requirement of preliminary anthropological expertise for projects of social reform and political programs. The special effectiveness of anthropological optics for studying a person in a situation of changes is noted, which manifests itself in self-reflection of culture, an arbitrary change in visibility modes, identifying latent tendencies, the ability to see one’s own as someone else’s and someone else’s as one’s own, in preventing potential risks of one development or another.

Key words: methodology, psychology, anthropology, anthropological knowledge, man and the world, modernity, transdisciplinary approach.

Читайте также: