Сообщение из опыта работы

Обновлено: 06.07.2024

Речь детям, как и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, выражает желания, планирует свои действия. Важно помнить, что речь – это приобретенная способность, а не врожденная. Поэтому развитие речи детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях всегда на первом месте. Я веду большую работу по речевому развитию дошкольников. Развивать речь ребенка в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Для этого была разработана комплексная модель, которая включает в себя поэтапный, системный алгоритм сочетания форм, методов и приемов совместной образовательной деятельности в группе.
В утренний приём приоритетной деятельностью, создающей эмоциональный настрой на содержательное речевое общение, активизацию как пассивного, так и активного словаря воспитанников являются:
• Ритуалы утреннего приветствия, которые знакомят детей с разнообразными формами приветствия, создают эмоционально-положительный настрой на весь день.
• Артикуляционная гимнастика.
• Пальчиковая гимнастика.
• Беседы. Принимая в них участие, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется словарный запас.
• Словесные игры и упражнения.
• Речевые тренинги и упражнения.
На прогулке деятельностью, направленной на практическое речевое общение, формирование коммуникативных навыков являются:
• Минутки любования красотой природы.
• Наблюдения в природе.
• Художественное слово (используется при наблюдениях).
• Ситуативные разговоры.
• Речевые проблемные ситуации.
• Речевые коммуникативные игры.

• Игры с речевым сопровождением.
Всё это способствует развитию мыслительной и речевой активности, умению делать речевые выводы, умозаключения.
Во второй половине дня важными речевыми формами, методами, приемами развитию диалогической и монологической речи является:
• Индивидуальная работа по развитию речи.
• Работа с художественной литературой (чтение, заучивание, рассказывание, пересказ, знакомство с фольклором). Художественная литература учит понимать красоту родного языка, способствует освоению грамматического строя речи.
• Театротерапия (этюды, кукольный театр, драматизации, досуги).
• Речевые тренинги.
• Развлечения.
• Телефонные минутки (обучение игровому (диалогическому) общению).
• Решение проблемных ситуаций.
• Словесные дидактические игры, игры-фантазии, игры-викторины. Именно такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

(Древняя китайская пословица)

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и
определить собственное место в нем.

Дошкольное воспитание и обучение как первый уровень системы непрерывного образования создает условия для формирования и развития личности ребенка, компетентного в рамках 5 образовательных областей. В новом Стандарте отмечены общие требования к организации педагогического процесса и одно из них - организация экспериментально-поисковой деятельности. Работая в направлении всестороннего развития детей, я поставила перед собой задачи экологического воспитания детей на основе экспериментальной деятельности, как приоритетные. Моё мнение – общение дошкольников с природой на основе экспериментальной деятельности несёт в себе большой эмоциональный, интеллектуальный и нравственный потенциал. В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности я решаю следующие задачи:

формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;

включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);

расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Опытно – экспериментальная деятельность, которой я занимаюсь, способствует накоплению у детей конкретно – образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

В результате дети начинают понимать, что:

объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

окружающий мир не является чем- то статичным, он постоянно меняется.

Так как мышление дошкольников наглядно - образное и наглядно - действенное, то дети должны обязательно всё увидеть собственными глазами и потрогать, произвести какие - то действия самостоятельно. Этот принцип очень важен при проведении наблюдений и опытно - экспериментальной работы в природе. Основой моей работы стал деятельностный метод, который делает ребёнка активным участником любой работы.

За время моей деятельности наработаны циклы наблюдений, опытов, экспериментов, цели и задачи которых усложняются от возраста к возрасту. В проводимой мною опытно - экспериментальной работе стараюсь продумывать те или иные наблюдения, опыты, эксперименты так, чтобы они соответствовали своему основному назначению, а именно, анализу окружающих предметов, явлений природы, действительности. Знакомя детей с растительным и животным миром, с явлениями живой и неживой природы всегда обращаю внимание на их многообразие и переплетающиеся связи и отношения, на приспособление всех живых организмов, в том числе и человека, к среде обитания. Всегда показываю детям (и им это очень интересно), как реагируют живые существа (растения, животные, человек), если что – то вдруг меняется в той среде, где они обитают; что происходит с живыми организмами, например, с растениями, если убрать или не дать им хотя бы одно из тех условий внешней среды, которые необходимы для их полноценного зарождения и развития. Все эксперименты обязательно довожу до конца, чтобы получить наглядные результаты.

В зависимости от длительности эксперимента, работа осуществляется по этапам, когда выполнив одно задание, дети получают другое, или же, в зависимости от уровня развития детей, от уровня объёма их памяти и произвольного внимания. Иногда предлагаю одно задание на весь эксперимент, а затем вместе с детьми наблюдаем за ходом его выполнения и фиксируем результаты. Дети учатся анализировать, делать выводы, рассказывать, что они делали, что наблюдали, что в итоге получилось или не получилось. Это умение очень помогает им на занятиях, в повседневной деятельности. Помещая луковицы в разные условия, ограничивая опытные образцы в свете, тепле, воде, дети наблюдали за их развитием, зарисовывали этапы роста, скорость выбрасывания перьев лука, их окраску. Дети схематично зарисовали изменения в развитии растений, что дало им возможность закрепить полученные знания о росте, развитии растений, понять как важен уход за ними. Так же дети учатся выдвигать гипотезы, проверять их, отказываться от тех, которые не оправдались: они самостоятельно делают выводы на основании своих действий и результатов, полученных в итоге. Конечно же, не все дети хорошо могут это делать, но всё же большая часть детей овладевает определёнными навыками экспериментирования.

Использую в работе интеграцию исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:

наблюдение на прогулке за движением облаков;

бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода)

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира природы, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер, станут его основой.

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

Задачи. Знакомить детей с природой ближайшего окружения, учить различать части растения, формировать представления о связях растений и животных между собой и с неживой природой (на примере клумбы или огорода), развивать познавательный интерес.

Материалы, инструменты, оборудование. Лупы, ловушка для обитателей почвы, две большие прозрачные высокие емкости для проведения опытов с почвой.

Место проведения. Территория детского сада: клумба или огород. В самых северных районах, где растения на клумбах уже отцвели, организуются наблюдения в уголке природы, в зимнем саду или в группе (при наличии цветущих комнатных растений).

Предварительная работа. Проведение наблюдений на прогулке (изучение цветков, листьев, корней растений на клумбе).

Наблюдения на прогулке (материал по дням распределяет сам воспитатель).

Воспитатель с детьми рассматривает клумбу. Что здесь растет? Откуда взялись эти растения? (Их посадили дети, воспитатели, родители.) Какие растения уже знакомы дошкольникам? Может быть, у ребят есть такие же во дворе дома или на даче?

Изучение плодов. Воспитатель предлагает найти растения с плодами, рассмотреть их, потрогать, выяснить, что находится внутри.

Изучение листьев. На клумбе растут разные травы с красивыми цветками, мы так их и называем — цветы. Но кроме цветков у растений еще есть стебель. (Дети рассматривают его.) Дошкольники исследуют листья (в том числе и с помощью лупы), находят растения с самыми большими и самыми маленькими, со светло-зелеными и темно-зелеными, с цельными и резными листьями; трогают листья: какой из них самый шершавый (самый гладкий), самый колючий.

Воспитатель делает на клумбе или в другом месте небольшую ямку, изготавливает ловушку для обитателей почвы, отрезав у двух- или пятилитровой пластмассовой бутылки верхнюю часть так, чтобы получилась емкость с широким горлом. Помещает ловушку (нижнюю часть бутылки) в ямку на клумбе или в другом малопосещаемом месте за сутки до начала наблюдений. (Быстрее всего ловушка наполняется ночью.) Края емкости должны находиться на уровне поверхности почвы. (Если они окажутся выше ее уровня, в ловушку никто не попадет, если ниже — туда насыплется земля.) По углам емкости размещают четыре палки так, чтобы часть их оказалась на земле, а часть нависала над емкостью (насекомые, пауки ползут по палкам и падают в ловушку).


Содержание занятия. Знакомство с почвой. Воспитатель предлагает рассмотреть и потрогать землю: какого она цвета, сухая или влажная, плотная или рыхлая? (Дети пробуют почву рукой или втыкают в нее палочку.) Для чего растениям нужна земля? (Она кормит и поит их.)

Воспитатель вместе с детьми проводит опыт: берет комок рыхлой земли с клумбы и комок земли с тропинки или с другого места участка, где почва сильно утрамбована, и опускает их в две большие прозрачные емкости с водой. В банке с рыхлой землей появляется много пузырьков воздуха. В банке с плотной почвой их намного меньше. В какой почве растениям живется лучше? (В рыхлой, в ней больше воздуха, который необходим корешкам.) Растениям нужен воздух, именно поэтому землю нужно рыхлить. (Если время не позволяет провести опыт на прогулке, возьмите образцы почвы в группу и закончите исследование там.) Воспитатель дает детям листы бумаги или неглубокие емкости с комочками земли для проведения исследования: из чего состоит почва? (С помощью лупы можно увидеть камешки, песчинки, корни и остатки растений.)

Изучение животных. Есть ли в комочке почвы животные? (Если да, дети рассматривают насекомых, пауков, многоножек.) Педагог предлагает подойти к ловушке и выяснить, кто в нее попался. (Чаще всего это бывают жужелицы и другие жуки, многоножки, иногда попадаются и лягушки.) Дети знакомятся с обитателями почвы, рассматривают их и выпускают обратно на клумбу. Воспитателю не обязательно называть пойманных животных, главное — показать детям, что под землей тоже есть свои обитатели, что они разные. На растениях и на земле встречаются улитки, черные муравьи. Дети ищут в почве дождевых червей, рассматривают их. Дождевые черви рыхлят землю и этим помогают растениям. Дети могут понаблюдать, как черви это делают, если воспитатель поместит на время этих животных в большую банку с землей. (После наблюдений дождевых червей обязательно выпускают.) Педагог обсуждает с детьми, какие еще животные могут быть связаны с клумбой и почему. (Птицы могут питаться семенами растений, насекомыми, дождевыми червями; под землей может жить крот и т.д.)

Нужен ли растениям свет? Воспитатель предлагает детям определить, попадает ли на клумбу свет. (Как правило, декоративные растения высаживают на открытых местах.) Лучи солнца дают растениям свет, а летом еще и тепло.

В заключение воспитатель обобщает результаты наблюдений, сделанные детьми на прогулках и на занятии. На участке детского сада есть растения и животные. Растения растут в земле, в ней есть воздух. Клумбы украшают детский сад. К цветкам прилетают насекомые, в земле живут разные животные: пауки, дождевые черви, насекомые. Солнце дает растениям тепло и свет, а дождик их поливает. Все это — природа.

Данный опыт работы может быть полезен для воспитателей групп раннего возраста и младшего дошкольного возраста. В разработке представлены разнообразные формы работы с детьми и родителями по формированию у малышей основ патриотического воспитания.

Оценить 50 0

Автор: Смирнова Н.Г.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, ещё прежде, чем дети станут хорошо осознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному…

В современных условиях одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание .

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно в ходе воспитания любви к близким людям, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Проблема нравственно-патриотического воспитания очень актуальна в настоящее время, т.к. современные дети испытывают дефицит знаний о семье, взаимодействии со сверстниками, о народных традициях, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.

Работа в этом направлении, начатая с детьми 2-3 лет, будет способствовать формированию у них таких черт характера, которые помогут им стать достойными гражданами своей страны.

- Воспитывать у ребёнка любовь к своей семье и дому,

- Дать представления о детском саде, его сотрудниках, воспитывать уважительное отношение к труду,

- Развивать дружеские отношения со сверстниками в группе,

-Формировать элементарные знания о городе, его объектах, профессиях,

- Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому,

- Приобщать малышей к истокам русской национальной культуры.

СЕМЬЯ И ДОМ

- Разучиваем песни и стихи о маме и семье.

- Регулярно играем с детьми:

ДЕТСКИЙ САД И СВЕРСТНИКИ

Детский сад – это второй социальный институт, способствующий воспитанию маленьких патриотов. На протяжении всего учебного года используем следующие формы работы с малышами:

- Проводим экскурсии по группе, участку, детскому саду с целью ознакомления их с местом, который должен стать их вторым домом.

-Знакомим с сотрудниками группы и детского сада, проводим наблюдение за их трудовыми действиями, показывая важность их труда.

Патриотическое воспитание начинается уже в тот момент, когда ребенок с родителями гуляет по улицам родного города. Уже в нашей группе мы начинаем знакомить малышей с названием нашего города, его объектами: дорогой, транспортом, домами, объектами социального назначения, используя разные формы работы:

НАША ПРИРОДА

Мир ребенка - это все то, что окружает его с рождения и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Наши малыши – городские жители, но повсюду их окружает многообразный мир живой природы. Научить малышей видеть и понимать красоту и величие родной природы является неотъемлемой частью воспитания нравственно-патриотических чувств у них. В образовательной деятельности и в ходе режимных моментов мы используем такие формы работы:

- Наблюдаем за объектами живой природы на прогулке, беседуем.

- Наблюдаем за работой воспитателя во время ухода за растениями, за работой дворника.

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА

Следующим направлением в моей работе является приобщение малышей к истокам народной культуры, поэтому мы:

-Используем произведения народного фольклора в разных режимных моментах.

-Рассказываем и обыгрываем русские народные сказки с помощью различных видов театров.

-В игровой деятельности используем народные игрушки – матрёшки, пирамидки, игрушки – забавы.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Работа с родителями, приобщение их к участию в воспитательном процессе является необходимым условием всестороннего развития и воспитания у малышей нравственно – патриотических чувств.

- Даём родителям рекомендации посетить всей семьёй интересные объекты нашего города, достопримечательности, парки, приучать детей к правилам поведения в общественных местах.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию наших малышей.

Автор: Клименчук Елена Гергиевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 5

Населенный пункт: Республика Карачаево-Черкесия, ст. Зеленчукская

Любая работа эффективна тогда,

Когда она правильно организована.

Цель моей работы: вовлечение родителей в единое образовательное пространство, педагогический процесс ДОУ.

Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

- обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку;

- повышение уровня компетентности родителей.

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий.

В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно использую инновационные формы и методы.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хочу сказать о том, что я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом, особенно родителям нравится когда в собрании участвуют их дети: аудиозапись высказываний детей, слайд-шоу с фотографиями детей, видео.

Цель которого: создать благоприятный микроклимат между родителями, детьми и педагогами для более результативной работы.

На родительское собрание пришли многие родители, они прослушали выступление с презентацией по теме собрания.

И в заключении встречи все вместе исполнили песенку о семье. Родители выразили слова благодарности коллективу детского сада, прозвучали пожелания успехов в общем деле воспитания детей.

Использование технологии проектирования помогает мне в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка.

Я пришла к выводу, что совместная с родителями проектная деятельность дает возможность обхватить все виды деятельности.

В результате нашей многогранной совместной деятельности проявились позитивные эмоции общения, родители стали более коммуникабельны, раскрепощенными, уверенными в положительном опыте своего воспитания, с удовольствием делились своими умениями и навыками.

Регулярно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и родителей. Все семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями.

Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи.

Родители активно посещают все праздники. Они видят, что дети стараются понравится им, родители вместе с детьми поют песни, играют, танцуют. Приглашая родителей на утренник, я всегда говорю им о том, что пройдут годы, песни и танцы забудутся, но в своей памяти дети сохранят радость и тепло общения, а родители окунутся в мир прекрасного.

В педагогической практике мною используются различные виды наглядности. Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно-информационный материал: ширмы, стенды, папки-передвижки.

Также у нас есть группа в контакте, где мы делимся с родителями новостями, выкладываем фотографии с праздников. Родители также могут поделиться с нами фотографиями. Оставляют отзывы, комментарии.

Взаимодействие родителей и воспитателей редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Литература

1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. - 2002. -

2. Воспитатели и родители: Из опыта работы. - М.: "Просвещение", 2009. - 96

3. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: "Сфера", 2010. -

4. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.

5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // 6.Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.

7. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М. "Просвещение", 2011. - 190 с.

Читайте также: