Субъект или объект принимающий сообщение и способный правильно его интерпретировать это

Обновлено: 05.07.2024

На этом шаге мы рассмотрим начальные определения информации .

Любая наука начинается со строгих определений используемых ею понятий и терминов. Поэтому было бы вполне разумным начать изложение основ теории информации именно с ее точного определения. Определить какое-либо понятие - значит выразить его через другие понятия, уже определенные ранее. Сложность ситуации, однако, в том, что информация является одной из исходных категорий мироздания, и, следовательно, определение "информации вообще" невозможно свести к каким-то более простым, более "исходным" терминам.

Что касается частных трактовок понятия "информация", то следует отметить значительное их расхождение в различных научных дисциплинах, в технике и на бытовом уровне. Такое положение не следует считать каким-то необычным - можно привести много аналогичных примеров, когда термин имеет и используется во множестве значений: движение, энергия, система, связь, язык и пр. Неоднозначность преодолевается тем, что в каждой "узкой" дисциплине дается свое определение термина - его следует считать частным - и именно оно используется. Но это, безусловно, не дает основания переносить такое определение и применять его вне рамок данной дисциплины. Например, в теоретической механике "связь" определяется как некое внешнее воздействие, ограничивающее возможности перемещения (степени свободы) тела; нет смысла такую трактовку пытаться применять, скажем, в телеграфии или социальных науках.

Отделив информацию от ее семантической основы, мы получаем возможность построить определение информации и параллельно ввести ее объективную количественную меру. Будет использован способ определения, который называется операционным и который состоит в описании метода измерения или нахождения значения определяемой величины - такому способу отдается предпочтение в научном знании, поскольку он обеспечивается однозначность и объективность, чего трудно добиться для категорий, не имеющих меры (например, попробуйте определить понятие "доброта"). Открытие такого способа определения информации является одной из главных заслуг теории информации.

Операционное определение информации будет нами рассмотрено позже, поскольку оно требует освоения ряда предшествующих и сопутствующих понятий. Пока же мы обсудим особенность, которой обладает любая информация, - это то, что информация - категория нематериальная. Следовательно, для существования и распространения в нашем материальном мире она должна быть обязательно связана с какой-либо материальной основой - без нее информация не может проявиться, передаваться и сохраняться, например, восприниматься и запоминаться нами. Введем определение:

Материальный объект или среду, которые служат для представления или передачи информации, будем называть ее материальным носителем .

Материальным носителем информации может быть бумага, воздух, лазерный диск, электромагнитное поле и пр. При этом хранение информации связано с некоторой характеристикой носителя, которая не меняется с течением времени, например намагниченные области поверхности диска или буква на бумаге, а передача информации - наоборот, с характеристикой, которая изменяется с течением времени, например амплитуда колебаний звуковой волны или напряжение в проводах. Другими словами, хранение информации связано с фиксацией состояния носителя, а распространение - с процессом, который протекает в носителе. Состояния и процессы могут иметь физическую, химическую, биологическую или иную основу - главное, что они материальны.

Однако не с любым процессом можно связать информацию. В частности, стационарный процесс, т.е. процесс с неизменными в течение времени характеристиками, информацию не переносит. Примером может служить постоянный электрический ток, ровное горение лампы, или равномерный гул - они содержат лишь ту информацию, что процесс идет, т.е. что-то функционирует. Иное дело, если мы будем лампу включать и выключать, т.е. изменять ее яркость, - чередованием вспышек и пауз можно представить и передать информацию (например, посредством азбуки Морзе). Таким образом, для передачи необходим нестационарный процесс, т.е. процесс, характеристики которого могут изменяться; при этом информация связывается не с существованием процесса, а именно с изменением какой-либо его характеристики.

Изменение характеристики носителя, которое используется для представления информации, называется сигналом , а значение этой характеристики, отнесенное к некоторой шкале измерений, называется параметром сигнала .

В таблице 1 приведены примеры процессов, используемых для передачи информации, и связанных с ними сигналов.

Однако одиночный сигнал, как мы увидим в дальнейшем, не может содержать много информации. Поэтому для передачи информации используется ряд следующих друг за другом сигналов.

  • порождение (создание) новой информации;
  • преобразование информации (т.е. порождение новой информации в результате обработки имеющейся);
  • уничтожение иформации;
  • передача информации (распространение в пространстве).

Отдельно следует остановиться на хранении информации. Как уже было сказано, хранение связывается с фиксацией параметра материального носителя, который далее с течением времени не меняется. Следовательно, запись информации на носитель (непосредственно момент фиксации параметра) и ее последующее считывание подпадают под определение информационного процесса, но само хранение - нет. Хранение следовало бы назвать информационным состоянием, однако, такое понятие в информатике не используется.

С передачей информации связана еще одна пара исходных сопряженных понятий - источник и приемник информации.

Любая наука начинается со строгих определений. Определить какое-либо понятие - значит выразить его через другие понятия, уже определенные ранее.

Отделив информацию от ее семантической основы, получаем возможность построить определение информации и параллельно ввести ее объективную количественную меру. Будет использован способ определения, который называется операционным и который состоит в описании метода измерения или нахождения значения определяемой величины.

Информация - категория нематериальная. Следовательно, для существования и распространения в материальном мире она должна быть обязательно связана с какой-либо материальной основой - без нее информация не может проявиться, передаваться и сохраняться, например, восприниматься и запоминаться нами.

Материальный объект или среда, которые служат для представления или передачи информации, называются материальным носителем.

Материальным носителем информации может быть бумага, воздух, лазерный диск, электромагнитное поле и пр. Хранение информации связано с некоторой характеристикой носителя, которая не меняется с течением времени, например намагниченные области поверхности диска или буква на бумаге. А передача информации - наоборот, связана с характеристикой, которая изменяется с течением времени, например амплитуда колебаний звуковой волны или напряжение в проводах. Другими словами, хранение информации связано с фиксацией состояния носителя, а распространение - с процессом, который протекает в носителе. Состояния и процессы могут иметь физическую, химическую, биологическую или иную основу - главное, что они материальны.

Однако не с любым процессом можно связать информацию, в частности, стационарный процесс информацию не переносит (т.е. процесс с неизменными в течение времени характеристиками). Примером может служить постоянный электрический ток, ровное горение лампы, или равномерный гул - они содержат лишь ту информацию, что процесс идет, т.е. что-то функционирует. Иное дело, если будем лампу включать и выключать, т.е. изменять ее яркость, - чередованием вспышек и пауз можно представить и передать информацию (например, посредством азбуки Морзе). Таким образом, для передачи необходим нестационарный процесс, т.е. процесс, характеристики которого могут изменяться, при этом информация связывается не с существованием процесса, а именно с изменением какой-либо его характеристики.

Изменение характеристики носителя, которое используется для представления информации, называется сигналом, а значение этой характеристики, отнесенное к некоторой шкале измерений, называется параметром сигнала.

В табл. 1.1. приведены примеры процессов, используемых для передачи информации, и связанных с ними сигналов.

По этой причине в ряде теоретических, технических и даже организационных приложений можно просто сосредоточиться на задаче обеспечения неизменности информации в процессах, с ней связанных (в первую очередь, это передача и хранение), а также поиске наилучших условий осуществления этих процессов безотносительно содержания самой информации. Например, задача библиотеки - обеспечить хранение, учет и доступ читателей к любым имеющимся в фонде книгам, независимо от их содержания; действия библиотекарей сводятся к тому, чтобы по формальным признакам - кодам, фамилии автора, названию - отыскать нужную книгу и выдать читателю; при этом содержание, полезность, новизну, значимость и т.п. книги оценивает именно читатель (т.е. лицо, использующее информацию), а не тот, кто ее хранит.

Операционное определение информации будет нами рассмотрено чуть позже, поскольку оно требует освоения ряда предшествующих и сопутствующих понятий. Пока же обсудим особенность, которой обладает любая информация, - это то, что информация - категория нематериальная. Следовательно, для существования и распространения в материальном мире она должна быть обязательно связана с какой-либо материальной основой - без нее информация не может проявиться, передаваться и сохраняться, например, восприниматься и запоминаться нами.

Материальный объект или среду, которые служат для представления или передачи информации, будем называть ее материальным носителем.

Материальным носителем информации может быть бумага, воздух, лазерный диск, электромагнитное поле и пр. При этом хранение информации связано с некоторой характеристикой носителя, которая не меняется с течением времени, например намагниченные области поверхности диска или буква на бумаге, а передача информации - наоборот, с характеристикой, которая изменяется с течением времени, например амплитуда колебаний звуковой волны или напряжение в проводах. Другими словами, хранение информации связано с фиксацией состояния носителя, а распространение - с процессом, который протекает в носителе. Состояния и процессы могут иметь физическую, химическую, биологическую или иную основу - главное, что они материальны.

Однако не с любым процессом можно связать информацию. В частности, стационарный процесс, т.е. процесс с неизменными в течение времени характеристиками, информацию не переносит. Примером может служить постоянный электрический ток, ровное горение лампы, или равномерный гул - они содержат лишь ту информацию, что процесс идет, т.е. что-то функционирует. Иное дело, если будем лампу включать и выключать, т.е. изменять ее яркость, - чередованием вспышек и пауз можно представить и передать информацию (например, посредством азбуки Морзе). Таким образом, для передачи необходим нестационарный процесс, т.е. процесс, характеристики которого могут изменяться; при этом информация связывается не с существованием процесса, а именно с изменением какой-либо его характеристики.

Изменение характеристики носителя, которое используется для представления информации, называется сигналом, а значение этой характеристики,.отнесенное к некоторой шкале измерений, называется параметром сигнала.

В табл. 1.1 приведены примеры процессов, используемых для передачи информации, и связанных с ними сигналов.

Способ передачиПроцесс Параметры сигнала
ЗвукЗвуковые волныВысота и громкость звука
Радио, телевидениеРадиоволныЧастота, амплитуда или фаза радиоволны
ИзображениеСветовые волныЧастота и амплитуда световой волны
Компьютерная сеть, телефонная связьЭлектрический токЧастота и амплитуда электрических колебаний в линии связи

Однако одиночный сигнал, как увидим в дальнейшем, не может содержать много информации. Поэтому для передачи информации используется ряд следующих друг за другом сигналов.

Различных видов информационных процессов оказывается немного: порождение (создание) новой информации; преобразование информации (т.е. порождение новой информации в результате обработки имеющейся); уничтожение информации; передача информации (распространение в пространстве).

Отдельно следует остановиться на хранении информации. Как уже было сказано, хранение связывается с фиксацией параметра материального носителя, который далее с течением времени не меняется. Следовательно, запись информации на носитель (непосредственно момент фиксации параметра) и ее последующее считывание подпадают под определение информационного процесса, но само хранение - нет. Хранение следовало бы назвать информационным состоянием, однако, такое понятие в информатике не используется. С передачей информации связана еще одна пара исходных сопряженных понятий - источник и приемник информации.


На этом уроке ноутбук Самсоша подробно расскажет, чем отличается источник информации от приёмника информации. Научит определять и назвать приёмники информации. На протяжении всей встречи будут иллюстрироваться красочные рисунки. После объяснения темы ребятам будет предложено выполнить несколько практических заданий с дальнейшим объяснением и решением.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Приёмники информации"

На прошлом уроке вы с профессором Знатоковым изучили, что такое источник информации.

Давайте повторим, какие виды источников информации бывают.

Источник звуковой информации – то, что несёт человеку информацию о звуках, которые мы слышим.

Источник зрительной информации – то, что несёт человеку зрительную информацию, то есть то, что мы видим.

Источник вкусовой информации – то, что несёт человеку информацию о вкусе, который мы ощущаем.

Источник осязательной информации – то, что человек ощущает кожей.

Источник обонятельной информации – то, что человек ощущает носом.

Сегодня мы научимся определять и называть приёмники информации.

Давайте рассмотрим такой пример. Учительница на уроке рассказывает ученикам про деревья. Учительница в данном случае является источником информации. А дети? Они являются источником информации?

Ученики, которые слушают учительницу, получают информацию, то есть принимают её. И они являются приёмниками информации.

Ребята, а все ли ученики будут приёмниками информации?


Те, кто не слушают учительницу, а например, смотрят в окно и думают, как они будут после уроков играть в компьютерные игры, не будут приёмниками информации. Потому что они не слушают информацию и поэтому не получают её.

Ребята, обязательно внимательно слушайте учительницу на уроке, иначе не получите новых знаний и не сможете сделать правильно домашнее задание!

А вот ещё пример.

Папа показывает Пете, как поливать цветы, но Петя не слушает папу. Мальчик наклонился сорвать тюльпан и увидел, как на соседний цветок села божья коровка. Петя наблюдал, как она ползала по цветку, а затем улетела.

В данной ситуации Петя – приёмник информации, но источником информации был не папа. Так как мальчик не слушал папу и не смотрел, как он показывал, как поливать цветы, а наблюдал за божьей коровкой, то источником информации для Пети стала божья коровка.

Так-так-так… Значит, информация передаётся от источника информации к приёмнику информации.

Приёмники информации – это все, кто слышат, видят, воспринимают и чувствуют цветовые, вкусовые, световые и другие сигналы.

А так как мы знаем, что бывают источники звуковой, зрительной, вкусовой, обонятельной и осязательной информации, значит, приёмники информации принимают разную информацию. Приёмник информации может получить информацию как от одного источника информации, так и от нескольких одновременно.

Рассмотрим несколько примеров.

Кошка спала на кресле. Хлопнула дверь. Кошка проснулась и увидела, что это Маша вернулась из школы домой.

Здесь кошка – приёмник информации. Кошка услышала, как хлопнула дверь, значит, она получила информацию от звукового (слухового) источника. Кошка увидела девочку Машу – получила зрительную информацию.

Мама позвала Дашу обедать. Даша села за стол и сказал маме, как аппетитно пахнет её любимый суп. Попробовав, Даша подтвердила, что суп очень вкусный.

Даша в этой ситуации – приёмник информации. Суп – источник обонятельной и вкусовой информации.

Девушка в кафе взяла булочку в руку и почувствовала, что она тёплая.

Девушка – приёмник информации. Булочка – источник осязательной информации.

Итак, приёмником информации может быть человек, который смотрит и видит, слушает и слышит, наблюдает и понимает. Приёмником информации также могут быть животные и устройства, которые воспринимают информацию.

Бывают ситуации, когда источник информации и приёмник информации могут меняться ролями.

Например, Петя и Вася встретились после каникул. Петя рассказал Васе, как он провёл лето у бабушки в деревне.


Петя – источник информации, Вася – приёмник информации. А Вася рассказал Пете, как они с родителями ездили в Болгарию отдыхать.


Теперь Вася – источник информации, а Петя – приёмник информации.

Когда мы читаем книгу, журнал, газету, то они становятся источником информации, а человек – приёмником. Ребята, а когда человек не может быть приёмником информации от книги, журнала, газеты?

Наверное, вы догадались, что когда человек не умеет читать и не знает языка, на котором написана книга, журнал или газета, то он не может быть приёмником информации от книги, журнала и газеты. Человек, который читает – приёмник информации.

Ну что же, пришло время для закрепления знаний. Выполните несколько заданий.

Первое задание. Посмотрите на картинку. Найдите источник и приёмник информации.


Дятел – источник информации, девочка – приёмник информации.


Кактус – источник, мальчик – приёмник.


Птицы – источник, мальчик – приёмник.


Книга – источник, мальчик – приёмник.


Еда и напиток – источники, мальчик, мама и папа – приёмники.


Магнитофон – источник, мальчик – приёмник.

Второе задание. Распределите по смыслу.

Давайте проверим, справились ли вы с заданием.

Человек как приёмник информации воспринимает ушами скрип, шелест, мелодию.

Человек как приёмник информации воспринимает носом запах, вонь, аромат.

Человек как приёмник информации воспринимает глазами, форму, цвет, размер.

Человек как приёмник информации воспринимает языком, сладкое, кислое, горькое.

Человек как приёмник информации воспринимает кожей, холод, тепло, шершавость.

Третье задание. Выберите, правда или ложь говорится в предложении.

Нос является источником информации для таких приёмников информации, как компьютер и человек.

Ложь, компьютер не может нюхать.

Красивая красная колючая роза является источником информации для такого приёмника, как человек.

Язык является источником информации для таких приёмников информации, как кошка, собака и человек.

Мальчик, кот, кактус, девочка, магнитофон и телефон – это приёмники, которые могут воспринимать все виды информации: звуковую, зрительную, обонятельную, вкусовую и осязательную.

Ложь. Только мальчик, кот и девочка могут воспринимать все виды информации.

А теперь повторим самое главное, что мы сегодня узнали.

Человек может быть и источником, и приёмником информации.

Человек, который смотрит и видит, слушает и слышит, наблюдает и понимает, может быть приёмником информации.

И по традиции, в конце урока заполняем словарь.

Источник информации – тот, кто передаёт информацию.

Приёмник информации – тот, кто получает информацию.

Сегодня мы с вами изучили очень важный материал, и уже подошло время прощаться. До свидания, ребята. До новых встреч.

Читайте также: