Сообщение на тему составление тарификационного списка работников учреждений здравоохранения

Обновлено: 02.07.2024

2 Программа предназначена для формирования месячного фонда заработной платы. В программе обеспечено формирование тарификационных списков в зависимости от Положения об оплате труда работников здравоохранения: o По единой тарифной сетке; o От базового оклада для работников государственных учреждений; o От базового оклада для работников муниципальных учреждений. Тарификация в учреждениях здравоохранения

3 Функциональные возможности: o Формирование тарификационных списков от единой тарифной сетки и базовых окладов по источникам финансирования. o Ведение штатного расписания. Анализ отклонений по ставкам. o Автоматическое формирование вакансий в тарификационном списке. o Контроль периода работы сотрудника в медицинском учреждении для расчета доплаты за непрерывный стаж. o Контроль окончания срока действия квалификационной категории сотрудника. o Состояние ставок, вакансий и фонда оплаты труда на текущую дату. o Ведение кадровых документов, формирование персонифицированных тарификационных данных. o Программа обеспечивает отражение тарификационных данных на текущую дату. Тарификация в учреждениях здравоохранения

5 Например, при изменения процента оплаты за стаж в течении года в тарификационном списке сформируется среднемесячная доплата, а на рабочем столе доплата за непрерывный стаж отразится на текущую дату. Тарификация в учреждениях здравоохранения Рабочий стол

10 Тарификационные списки формируются автоматически в зависимости от правовой формы собственности и от способа формирования оклада. Тарификация в учреждениях здравоохранения Формирование тарификационных списков

12 Базовые оклады формируется в зависимости от квалификационного уровня (КУ) сотрудника. Квалификационный уровень синтезируется автоматически и устанавливается на основании четырех параметров: o профессиональная квалификационная группа; o профессиональная группа; o уровень профессиональной группы; o номер подгруппы профессиональной группы. Тарификация в учреждениях здравоохранения Формирование тарификационных списков

13 Базовый оклад рассчитывается в Тарификационном списке в зависимости от даты формирования Тарификационного списка. Тарификация в учреждениях здравоохранения Формирование тарификационных списков

Во многих организациях бюджетной сферы, для точного расчета окладной части зарплат работников проводится тарификация. Итоги этого мероприятия оформляются в виде тарификационных списков. Составление этого документа проводится также и для медицинских работников.

Тарификационные списки в медучреждениях

При проведении работы по составлению тарификационных списков учреждения здравоохранения руководствуются нормативными актами вышестоящих госорганов и ведомств. Например, региональные Минздравы или администрации издают соответствующие постановления, приказы и распоряжения о порядке проведения тарификации.

В основном они базируются (с учетом актуализации информации и региональных особенностей) на общеотраслевом приказе Минздрава РФ № 48, которым еще в 1998 году утверждена процедура создания тарификационных комиссий, принятия ими решений по каждому сотруднику медучреждений, а также образцы тарификационных списков медицинских работников.

В каждой организации здравоохранения на постоянной основе действует комиссия, которая ежегодно осуществляет тарификацию сотрудников. В ее состав включают:

  • руководителя учреждения или его заместителя по кадровой (финансовой) работе;
  • главного бухгалтера;
  • специалиста по кадрам;
  • специалиста по расчету заработной платы;
  • представителя профсоюза работников (при наличии).

Состав комиссии и регламент ее работы устанавливается соответствующим распоряжением главного врача. Свои решения этот коллегиальный орган оформляет в виде тарификационных списков. В некоторых случаях, например, при регламентации организационной работы, могут составляться протоколы заседаний комиссии.

Тарификационные списки составляются по состоянию на 1 января каждого года, а также в случае существенного изменения заработной платы персонала медучреждений в течение календарного года. Они структурируются по аналогии со штатным расписанием. Подписывают этот документ все члены комиссии.

Особенности составления тарификационных списков в системе здравоохранения

В тарификационный список вносят данные по каждому сотруднику персонально. Этот документ включает информацию о работнике, занимаемой им должности, размере оклада, положенных ему надбавках и компенсациях, связанных с условиями труда.

Это связано с тем, что такие выплаты носят переменный характер и зависят от качества работы персонала. Их величина может изменяться ежемесячно. Поэтому их нельзя установить в точном размере.

В каждой организации составляют три вида тарификационных:

    руководители учреждения и его подразделений, а также специалисты, не связанные с выполнением медицинской работы;
  • медицинский или фармацевтический персонал;
  • рабочие.

Информацию в тарификационные списки вносят в разрезе структурных подразделений организации. При составлении этого документа нужно учесть несколько нюансов.

Во-первых, если руководитель медучреждения, в дополнение к своей должности, занимается лечением больных или осуществляет работу не только управленческого, но и медицинского характера, то сведения по обоим направлениям деятельности руководителя вносят отдельно.

Во-вторых, аналогичное правило действует при составлении тарификаций на совместителей. Им также отдельными строками указывают заработок на основном рабочем месте и по совместительству.

В-третьих, при наличии вакантных мест, их вносят в структуру подразделения, где имеется вакансия. Расчет окладной части зарплаты составляется исходя из средних величин (коэффициент повышения за квалификацию, надбавки за стаж и условия работы и т. д.).

В-четвертых, по каждому сотруднику в графе дополнительные сведения, указывают информацию, непосредственно влияющую на размеры окладов или надбавок. Например, для главного врача — сведения о размере штата учреждения. Для других работников — информация о присвоении квалификационной категории или ученой степени, изменении стажа работы и т. д.

Если в момент составления тарификационного списка, комиссии известно о предстоящих изменениях, непосредственно влияющих на размер зарплаты сотрудника, то такая информация также вносится в документ.

Для этого по работнику оформляют две строки: с действующим на 1 января размером зарплаты и с учетом изменения. В дополнительных сведениях указывают дату, с которой начинается действие нового оклада или надбавки.

Когда в тарификационный список необходимо внести изменения по незначительной части, указанного в нем персонала, комиссия составляет вкладыш, аналогичный по структуре основному документу. По каждому работнику указывают зарплату с учетом новых условий ее начисления, а также причину изменения.

Составление тарификационных списков медицинских работников позволяет точнее спланировать расходы на оплату труда персонала в предстоящем календарном году. По каждому сотруднику сведения заносят с учетом квалификационных и иных особенностей по каждой должности. В этот документ не включают информацию о стимулирующих выплатах, в связи с невозможностью определить их постоянную величину.

При необходимости изменений в тарификации персонала, исходят из их масштабности. Если необходимо дополнить информацию об одном или двух сотрудниках — составляют вкладыш к тарификационному списку. Когда изменение касается большинства работников — оформляют новый список.

от 9 января 2018 года N 8

Об утверждении Методических рекомендаций по порядку составления штатных расписаний и тарификационных списков учреждений, подведомственных управлению здравоохранения Липецкой области

(с изменениями на 24 мая 2021 года)

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 18 января 1996 года N 16 "О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения" и целях определения единого подхода к составлению штатных расписаний и тарификационных списков учреждений, подведомственных управлению здравоохранения Липецкой области, приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по порядку составления штатных расписаний и тарификационных списков учреждений, подведомственных управлению здравоохранения Липецкой области, согласно приложениям 1 и 2.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника управления здравоохранения Липецкой области Голикова А.А.

И.о. начальника
управления здравоохранения
Липецкой области
Ю.Ю.ШУРШУКОВ

Приложение 1
к приказу
управления здравоохранения
Липецкой области
"Об утверждении Методических
рекомендаций по порядку
составления штатных расписаний
и тарификационных списков
учреждений, подведомственных
управлению здравоохранения
Липецкой области"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ СОСТАВЛЕНИЯ ШТАТНЫХ РАСПИСАНИЙ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ УПРАВЛЕНИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

1. Штатное расписание является локальным нормативным документом, определяющим штатную структуру учреждений, подведомственных управлению здравоохранения Липецкой области (далее - учреждение, учреждения), и штатную численность должностей по каждому наименованию в структурных подразделениях и в целом по учреждению.

2. Штатная структура и штатное расписание разрабатываются учреждениями самостоятельно.

2.1. Штатное расписание формируется учреждением за счет всех источников финансирования: средств обязательного медицинского страхования; средств областного бюджета; средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

3. Штатное расписание утверждается руководителем учреждения по состоянию на 1 января ежегодно и согласовывается с управлением здравоохранения Липецкой области и управлением экономического развития Липецкой области.

3.1. Рассмотрение и согласование штатных расписаний учреждений, подведомственных управлению здравоохранения Липецкой области, осуществляется отделом кадров и финансово-экономическим отделом управления здравоохранения Липецкой области в части компетенции каждого отдела.

4. Учреждение, исходя из производственной необходимости, может усиливать отдельные структурные подразделения или вводить должности, не предусмотренные для них штатными нормативами, за счет должностей других структурных подразделений в пределах штатной численности, согласованной с управлением здравоохранения Липецкой области, и фонда заработной платы, утвержденного бюджетной сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности. При этом разрешается замена должностей в любом порядке.

Ведомость замены должностей утверждается руководителем учреждения и прилагается к штатному расписанию. Замена должностей отражается в штатном расписании в графе "Примечание".

5. Изменения в штатное расписание учреждения в пределах штатной численности, согласованной с управлением здравоохранения Липецкой области, в течение года вносятся приказом по учреждению.

5.1. Штатное расписание учреждения, влекущее увеличение штатной численности и (или) изменение объемов финансирования, подлежит письменному согласованию с главой администрации Липецкой области.

В целях согласования штатного расписания учреждения (его изменения) учреждение направляет в управление здравоохранения области проект штатного расписания (его изменение) с приложением обоснования предлагаемой штатной численности и (или) структуры учреждения.

6. При внесении в течение текущего года изменений в Закон Липецкой области от 7 октября 2008 года N 182-ОЗ "Об оплате труда работников областных государственных учреждений" (далее - Закон N 182-ОЗ) в части повышения должностных окладов (тарифных ставок) штатное расписание с новыми должностными окладами (тарифными ставками) утверждается руководителем учреждения и согласовывается с управлением здравоохранения Липецкой области и управлением экономического развития Липецкой области.

7. При реорганизации учреждения обязательно утверждение нового штатного расписания по согласованию с управлением здравоохранения Липецкой области.

8. Штатное расписание формируется по форме согласно приложению к Методическим рекомендациям.

9. В штатном расписании указывается полное наименование учреждения в соответствии с учредительным документом.

10. Группа оплаты труда руководителей указывается римскими цифрами в соответствии с Законом N 182-ОЗ.

11. Наименования структурных подразделений учреждения указываются в именительном падеже без сокращений, исходя из требований общероссийских и отраслевых классификаторов, а также тарифно-квалификационных справочников и других нормативных документов.

12. В наименовании стационарного структурного подразделения указывается его коечная мощность.

13. В учреждениях, в которых приказом управления здравоохранения Липецкой области на профильной основе созданы лечебно-диагностические и межмуниципальные центры, наименование центра указывается в скобках после наименования структурного подразделения, на базе которого он функционирует.

14. Наименование должностей медицинских и фармацевтических работников указываются в именительном падеже без сокращений в строгом соответствии с номенклатурой должностей, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников".

15. Наименования должностей руководителей, специалистов, служащих и рабочих профессий указываются в именительном падеже без сокращений в строгом соответствии с утвержденными номенклатурами должностей, тарифно-квалификационными справочниками и общероссийским классификатором должностей служащих и рабочих профессий.

16. Порядок расположения структурных подразделений и должностей в них определяется руководителем учреждения.

17. В каждое структурное подразделение включаются штатные должности по всем категориям персонала с указанием специальности, начиная с высшего и заканчивая младшим звеном.

18. Должности, по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы, указываются в соответствующих долях (0,75; 0,5; 0,25).

19. Должностные оклады отраслевых специалистов, в том числе по вакантным ставкам, устанавливаются на основе отнесения к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

20. Должностные оклады (тарифные ставки) по замещаемым должностям руководителей, специалистов и служащих общеотраслевых должностей устанавливаются в соответствии с приложением 7 к Закону N 182-ОЗ.

21. Тарифный разряд рабочих профессий по замещаемым ставкам устанавливается согласно тарифно-квалификационному справочнику, тарифная ставка устанавливается в соответствии с приложениями 10 и 11 к Закону N 182-ОЗ.

22. По вакантным ставкам должностей руководителей, специалистов и служащих общеотраслевых должностей и рабочих профессий, имеющимся на начало года, вводятся должности квалификационного уровня (рабочие профессии разряда тарифной сетки), должностной оклад (тарифная ставка) по которым установлен не выше среднего размера должностного оклада (тарифной ставки), рассчитанного в соответствии с Законом N 182-ОЗ по данной должности.

23. В штатном расписании проставляется итоговая численность должностей, в том числе численность должностей врачебного и провизорского персонала, среднего медицинского и фармацевтического персонала, младшего медицинского и фармацевтического персонала, прочего персонала, а также персонала, приравненного по оплате труда к врачам (работники, имеющие иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги), по каждому структурному подразделению и в целом по учреждению в разрезе источников финансирования (областной бюджет, средства обязательного медицинского страхования); средства, полученные от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности).

24. Общее количество должностей по штатному расписанию должно корреспондироваться с численностью должностей по тарификационным спискам и расчетной численностью должностей по фонду заработной платы, предусмотренной в бюджетной смете или плане финансово-хозяйственной деятельности на текущий финансовый год.

Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по порядку составления штатных
расписаний учреждениями,
подведомственными управлению
здравоохранения Липецкой области
(в ред. приказов управления здравоохранения
Липецкой области от 10.12.2018 N 1795,
от 09.12.2019 N 1835, от 24.05.2021 N 701)

Примерная форма штатного расписания учреждения, подведомственного управлению здравоохранения Липецкой области

Заработная плата медицинских работников и работников ветеринарии, как правило, состоит из оклада (ставки заработной платы), стимулирующих и компенсационных выплат, которые устанавливаются в соответствии с положением по оплате труда организации и закрепляются в трудовом договоре. Единые рекомендации по установлению системы оплаты труда на 2020 год установлены Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в Решении от 24.12.2019, протокол № 11 (далее – Единые рекомендации). Обратим внимание на основные положения документа, которые касаются учреждений здравоохранения и ветеринарии.

Оплата труда медицинских работников

Особенности установления оплаты труда работникам сферы здравоохранения приведены в п. 37 Единых рекомендаций. Главная рекомендация на текущий год – не допускать снижения определенных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 показателей. К тому же необходимо оплачивать труд медицинских работников, привлекаемых в учреждения здравоохранения в целях ликвидации кадрового дефицита специалистов в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204, за счет всех источников финансирования на эти цели, в том числе средств нормированного страхового запаса территориальных фондов ОМС.

В Единых рекомендациях расставлены следующие акценты.

Показатель оплаты труда

Рекомендации

Общие показатели заработной платы медицинских работников

Повышать заработную плату работникам учреждений здравоохранения за счет всех источников финансирования, в том числе за счет субвенций ФФОМС, учитывающих увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы ОМС, а также межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ, на дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ ОМС

Расходы на заработную плату административно-управленческого и вспомогательного персонала

Устанавливать предельную долю расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда работников учреждений (не более 40%), одновременно утверждая перечень должностей, относимых к такому персоналу

Размеры окладов медицинских работников

В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда активизировать работу по совершенствованию оплаты труда медицинских работников в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 55%.
Оклады, ставки следует устанавливать на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом (п. 7 Единых рекомендаций):

перечня поручений Президента РФ по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда

Стимулирующие выплаты медицинским работникам

Предусматривать показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности с отражением их в локальных нормативных актах и трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с работниками учреждений.

Выплата за квалификационную категорию должна иметь наибольшую долю в общем объеме стимулирующих выплат

Выплаты компенсационного характера за вредные условия труда медицинским работникам

Повышать оплату труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Относить условия труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений. При оценке воздействия биологического фактора на рабочих местах медицинских и иных работников следует руководствоваться Разъяснениями Минтруда РФ № 15-1/10/В-7756, Минздрава РФ № 16-6/10/2-6553, Профсоюза работников здравоохранения РФ № 01-А/475 от 09.10.2018.

Обратите внимание: установленные размеры повышения оплаты труда не могут быть уменьшены без проведения на этих рабочих местах мероприятий по улучшению условий труда.

Если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, оплата труда не повышается.

Размеры компенсационных выплат медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, а также непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, устанавливаются в порядке и размерах, определяемых органами исполнительной власти субъектов РФ

Оплата труда работников ветеринарии

В пункте 40 Единых рекомендаций приведены особенности установления оплаты труда в учреждениях ветеринарии. Отметим, что ранее таких рекомендаций в аналогичном документе за 2019 год не было – раздел новый.

При формировании систем оплаты труда работников рекомендуется учитывать следующее.

Показатель оплаты труда

Рекомендации

Формировать штатные расписания государственных учреждений ветеринарии с учетом профессиональных квалификационных групп должностей работников сельского хозяйства, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.07.2008 № 339н.

Размер оклада работников ветеринарии

В целях сохранения и развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в государственных учреждениях ветеринарии, обеспечения стабильности рабочих мест активизировать работу по совершенствованию систем оплаты труда ветеринарных работников в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 70%.

Рекомендуется направлять увеличение фондов оплаты труда работников, в том числе при индексации заработной платы, преимущественно на увеличение размеров окладов (должностных окладов), повышать оплату труда работников государственных учреждений ветеринарии за счет всех источников финансирования.

Выплаты стимулирующего характера работникам ветеринарии

Предусматривать при установлении выплат стимулирующего характера показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности с отражением их в локальных нормативных актах и трудовых договорах с работниками.

Также могут устанавливаться специальные стимулирующие выплаты за оказанную помощь при ликвидации очагов особо опасных болезней животных:

главным ветеринарным врачам;

ведущим ветеринарным врачам;

ветеринарным врачам первой категории;

ветеринарным врачам второй категории;

ветеринарным врачам – эпизоотологам;

ветеринарным врачам – бактериологам;

ветеринарным фельдшерам, ветеринарным санитарам, ветеринарно-санитарным врачам

Выплаты компенсационного характера работникам ветеринарии

Рекомендуется устанавливать ветеринарным работникам при осуществлении трудовой деятельности вне стационарных пунктов повышенную оплату труда в размере, определенном коллективным договором и локальными нормативными актами учреждения

Оплата труда руководящего состава организации

Общие правила по установление заработной платы руководителям учреждений, их заместителям и главным бухгалтерам приведены в п. 21 – 24 Единых рекомендаций.

Следует отметить, что в качестве показателя результативности работы руководителя выступают (п. 24 Единых рекомендаций):

показатель роста средней заработной платы работников учреждения в 2020 году по сравнению с 2019 годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов;

выполнение квоты по приему на работу инвалидов (на основании законодательства РФ).

Следующий момент – размер зарплаты руководителей. Для медицинских организаций даны указания в п. 37 Единых рекомендаций. В частности, что в целях недопущения необоснованной дифференциации в заработной плате рекомендуется устанавливать предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и работников учреждения в кратности от 1 до 6 с учетом сложности и объема выполняемой работы. При этом должны учитываться следующие показатели:

уровень оказания медицинской помощи;

коечный фонд учреждения;

численность прикрепленного к учреждению населения;

численность работников и др.

Напомним, что информация о рассчитанной за 2019 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений подлежит размещению в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15.05.2020. Правила публикации информации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521.

Кратко сформулируем основные выводы.

1. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила единые рекомендации на 2020 год, применяемые при установлении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на всех уровнях.

2. При установлении системы оплаты труда необходимо учитывать нормы и условия оплаты труда, предусмотренные ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, в частности МРОТ, который с 01.01.2020 составляет 12 130 руб.

3. В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях и учреждениях ветеринарии рекомендуется активизировать работу по совершенствованию оплаты труда в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы:

не ниже 55% – для медицинских работников;

не менее 70% – для работников ветеринарии.

4. Оклады, ставки следует устанавливать на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом правовых позиций КС РФ и перечня поручений Президента РФ по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда.

5. В 2020 году не допускается снижение предусмотренных указами Президента РФ показателей оплаты труда отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений, а также должно быть обеспечено достижение национальных целей.

Читайте также: