Сообщение на тему состав слова 4 класс

Обновлено: 08.05.2024

IV . Самоопределение к деятельности — Какие однокоренные слова встретились в этих фразеологизмах ? (Сапожник, без сапог.) Сапожник С помощью суффикса – ник Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? Приставка. — Назовите значимые части слова. Приставка , корень, суффикс , окончание .

СОСТАВ состав вещества офицерский состав состав вагонов состав слова слова СЛОВООРАЗОВАНИЕ – раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.

Состав слова ͡ корень ͡ окончание приставка суффикс ¬ ^ □

Корень слова ͡ - корень - общая часть родственных слов. Лес- лес ок - лес н ой . Дом- дом ик - дом ищ е . Город- город ок - при город. Рыб а - рыб ак - рыб н ый . Вод а - вод ян ой - под вод ник .

V . Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 77 (с. 51 ). Упр . 78 (с. 51).

VII . Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 79 (с. 52). Работа в парах. Упр . 80 (с. 52 ). (самостоятельно)

VIII . Рефлексия Работа по карточкам

МИНИ - ТЕСТ Окончание – часть слова. Окончание – изменяемая часть слова. Окончание – часть основы. Окончания служат для связи слов в предложении. У одного и того же слова могут быть различные окончания. С помощью окончания образуются новые слова.

IX . Подведение итогов урока - Из каких значимых частей состоят слова? - Дайте определение каждой из них. - Какую работу они выполняют в слове?

Домашнее задание Выучить определения частей слова (с. 52), упр . 81 (с. 53).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь.

Состав слова. Приставка-часть слова.

Урок русского языка в 3 классе,система Л.В.Занкова с презентацией.

Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс

- формирование представления об окончании как части слова, основе;- формирование коммуникативных к.


Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"


Состав слова. Роль каждой части слова.

Урок-закрепление по теме "Состав слова. Роль каждой части слова".


Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100.


Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы.

Всего в русском языке 4 морфемы.

Приставка, корень, суффикс и окончание.

Если Вы сомневаетесь, правильно ли Вы разобрали слово по составу, следует обратиться к словообразовательному словарю.

Корень – это общая часть родственных слов.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Окончание – это часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.

Основная и дополнительная литература:

* Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 51 с.

* Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

* Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.

* Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы.

Какие бывают морфемы?

Всего в русском языке 4 морфемы.

Приставка, корень, суффикс и окончание.

Корень – это общая часть родственных слов.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Окончание – это часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.

Посмотрим на слово

выделяем три морфемы.

Каждая морфема имеет значение:

Корень ёж - означает животное

Суффикс -ик – показывает, что речь идет о маленьком ёжике

Окончание –и указывает на множественное число имени существительного (ёжиков много, а не один).

Теперь мы знаем, почему морфему называют значимой частью слова.

А как же разобрать слово по составу?

Для начала определи, к какой части речи относится слово.

Затем найди окончание и обведи его рамочкой;

Выдели часть слова без окончания - ̢_______̡. Это основа слова;

Найди приставку и обозначь ее значком

Найди суффикс и отметь его значком

Если Вы сомневаетесь, правильно ли Вы разобрали слово по составу, следует обратиться к помощнику. К словообразовательному словарю.

Словообразовательный словарь – словарь, который показывает членение слов на составляющие их морфемы, словообразовательную структуру слова. Слова в словообразовательных словарях приводятся с расчленением на морфемы и с ударением.

Впишите подходящие слова к моделям.

Газета, пробежка, верхушка, шутка, обучение, база, бумага, переносица, глубина.


  1. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

2. Часть слова без окончания

3. Общая часть родственных слов.

4. Часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.

5. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Перепишите и разберите слова по составу.

Беготня, предгрозовой, дремота.

Может ли слово существовать без корня?

Спишите. Разберите по составу имена прилагательные. Рядом с ними напишите подходящие имена существительные.


Пример.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Загадка Я у дуба Я у зуба Я у слова и у цветков Я упрятан в темноту Я не ввер.

Загадка Я у дуба Я у зуба Я у слова и у цветков Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. корень

Загадка После корня он стоит Перед окончанием. Его я, если заменю Другое слов.

Загадка После корня он стоит Перед окончанием. Его я, если заменю Другое слово получу. Обозначу уголком. Называю домиком. суффикс

Загадка Перед корнем есть Слитно пишется она И при помощи …… Образуются слова.

Загадка Перед корнем есть Слитно пишется она И при помощи …… Образуются слова. Приставка

Какое слово пропущено в стихотворении? На конце любого слова ……… ищет Вова С.

Какое слово пропущено в стихотворении? На конце любого слова ……… ищет Вова С другим словом Держит связь. ………. он найдёт Его в рамочку возьмёт. Окончание

Узнай? Окончание отбросим И останется она ……….. Основа

Узнай? Окончание отбросим И останется она ……….. Основа

Какие слова получились? КОРЕНЬ СУФФИКС ПРИСТАВКА ОКОНЧАНИЕ ОСНОВА

Какие слова получились? КОРЕНЬ СУФФИКС ПРИСТАВКА ОКОНЧАНИЕ ОСНОВА

Чистописание улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться

Чистописание улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться

Японская пословица: Улыбка никому не вредит.

Японская пословица: Улыбка никому не вредит.

Распределите слова на группы: Гриб, горка, грибок, лес, лесной, горняк, садов.

Распределите слова на группы: Гриб, горка, грибок, лес, лесной, горняк, садовый, лесок, гора, грибной, грибник, сад, садик, горный, лесник, садовник.

Проверка: 1 группа: гриб, грибок, грибной, грибник.

Проверка: 1 группа: гриб, грибок, грибной, грибник.

Проверка: 2 группа: горка, горняк, гора, горный.

Проверка: 2 группа: горка, горняк, гора, горный.

Проверка: 3 группа: лес, лесной, лесок, лесник.

Проверка: 3 группа: лес, лесной, лесок, лесник.

Проверка: 4 группа: сад, садовый, садик, садовник.

Проверка: 4 группа: сад, садовый, садик, садовник.

Составь слова при помощи приставок. под по за ход в пере вы ПОД -

Составь слова при помощи приставок. под по за ход в пере вы ПОД -

При помощи слов составьте предложение. люди, родную, русские, землю, любят.

При помощи слов составьте предложение. люди, родную, русские, землю, любят.

2. В каком ряду перечислены части слова? А) Существительное, прилагательное.

2. В каком ряду перечислены части слова? А) Существительное, прилагательное, корень, окончание. Б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог. В) Приставка, корень, суффикс, окончание. Г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

3. В каком ряду соответствует схеме: приставка, корень, суффикас, нулевое око.

3. В каком ряду соответствует схеме: приставка, корень, суффикас, нулевое окончание. А) дубы Б) рыбак В) перелесок Г) выход

4. Укажите слово, которое не является однокоренным. А) жалость Б) жалоба В) ж.

4. Укажите слово, которое не является однокоренным. А) жалость Б) жалоба В) жалкий Г) жалить

Проверка: 1 Г 2 В 3 В 4 Г

Проверка: 1 Г 2 В 3 В 4 Г

Урок был …….. На уроке чувствовал себя ……. Я доволен (не доволен) своей рабо.

Урок был …….. На уроке чувствовал себя ……. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 950 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.08.2017 8949
  • PPTX 297.5 кбайт
  • 2269 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Высоцкая Ольга Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Морфемика — это раздел науки о языке, изучающий состав слов и их деление на морфемы.

Морфема — это наименьшая значимая часть слова. К морфемам относятся: приставки, корни, суффиксы, постфиксы и окончания.

части слова в русском языке

Значимые части слова

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Корень в слове выделяется дугой — :

Слова, имеющие общий корень и образованные от какого-либо одного слова, называются родственными или однокоренными. Например, в родственных словах

соль , сол ёный, сол ить, по сол ить, рас соль ник, разно сол ы;

корнем является -сол-, который содержит общий смысл родственных слов.

Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки обозначаются :

тереть – про тереть,

врать – на врать,

город – при город.

Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы обозначаются :

кот – кот ик ,

слон – слон ёнок ,

сад – сад ов ый.

Окончание слова

Окончание — это изменяемая часть слова, с помощью которой образуются формы слов. Окончания вместе с предлогами служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях. Окончание обозначается :

слон , слон ы , о слон ах .

Обратите внимание, что окончание может быть нулевым, в этом случае ставится просто пустая клетка.

Окончания имеют только изменяемые слова. У наречий и неизменяемых существительных не бывает окончаний, даже нулевых:

горячо, тепло, стыдно;

метро, пальто, кофе.

Основа

Основа — это всё слово без окончания. Основа выражает смысловое значение слова. В основу могут входить приставка, корень и суффикс. Основа обозначается :

соль , солён ый, солить , посолить , рассольник , разносол ы.

Основы бывают производные и непроизводные. Непроизводная основа — это основа, состоящая только из корня, например:

брак , дуб , умн -ый.

Производная основа — это основа, образованная из непроизводной основы. Например:

дуб → дуб-ок ,

лес → лес-ник .

Непроизводная основа, от которой образовано новое слово, называется производящей. Например, для слова

бисер- инк -а

производящей основой будет слово бисер , к которой присоединён суффикс -инк- .

Если основа содержит один корень, то она называется простой. Основа, содержащая несколько корней, называется сложной. Например:

Читайте также: