Сообщение об ударении 2 класс

Обновлено: 19.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему «Ударение

Освоение предметных знаний (элементы содержания):

Ударение. Ударный слог. Подвижное ударение. Работа с орфоэпическим словарём. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.

Характеристика деятельности учащихся:

Определяют ударение в слове, наблюдают за ролью словесного ударения, различают ударные и безударные слоги, наблюдают над разноместностью и подвижностью русского ударения. В орфоэпическом словаре находят информацию о произношении слова.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации. Логически анализируют информацию, делают выводы.

Личностные УУД: Проявляют познавательный интерес к изучению русского языка.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск её реализации.

Коммуникативные УУД: Определяют общую цель и пути её достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование: учебник русского языка для 2 класса В.П.Канакиной, рабочая тетрадь, карточки, иллюстрации животных, опорные схемы, картинки, компьютерная техника,

толковый и орфоэпический словарь.

I . Организация начала урока. Мотивация.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, своему соседу. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Внимательно смотрите и увидите!

Внимательно слушайте и услышите!

Думайте и всё обязательно получится!

Запись в тетради даты и классной работы.

II . Актуализация знаний и постановка цели урока

Фронтальная работа

Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение, разделите слова на слоги.

П..суда, р…сунок, скор…, к…р…ндаш.

-Как узнать сколько в каждом слове слогов? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов) -Определите количество слогов в словах

-Что вы знаете об ударении? (Ударение- это выделение голосом одного из слогов в слове; ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда произносится длительнее, громче, сильнее; ударение ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук, например ста́туя.

-Как называются слова, написание которых надо запомнить?

Словарная работа.

- Мы сегодня познакомимся ещё с одним словом. Разгадайте загадку и узнаете любимое блюдо носорога.

Поздним летом в огород

Зрел всё лето урожай !

Что собрали ? Отгадай !

Здесь весною было пусто.

Летом выросла… (капуста)

Подберём однокоренные слова к слову капуста.

(Капуста - капустный, капустница, капустник (в трёх значениях)

КАПУСТНЫЙ (лист, прилагательное), КАПУСТНИЦА (бабочка, гусеница которой поедает капусту), КАПУСТНИК местн. - Огород, поле, засаженные капустой. КАПУСТНИК - Шутливо-пародийные сценки на злободневные темы. КАПУСТНИК - Пирог с капустой.)

III . Постановка учебной задачи (формулировка цели)

-Послушайте стихотворение, скажите о чем оно?

Я скачу, скачу, скачу,

И ударю, где хочу!

В речи многое я значу,

Облегчаю вам задачу:

Слово трудное понять,

Его верно применять. (ударение)

- Сегодня мы будем фокусниками. А фокусники открывают секреты. Тогда мы с вами будем открывать секреты чего? (ударения) И тема нашего урока будет какая? (Ударение. Секреты русского ударения .)

Предлагаю организовать исследования, отправившись в пустыню и найти ответ на вопрос одного из обитателей пустыни - НОСОРОГА.(изображение)

Вопрос мой прост и краток,-

Что лучше - с о рок п я ток

Или пят о к сор о к?

Какая проблема возникла у носорога? (Не знает

Определим цель нашего исследования. ( Определять в словах ударение, наблюдать за лексическим значением слов ударением, раскрывать тайны ударения)

Слух, как у носорога нам сегодня очень пригодится. А его рог по форме очень напоминает. ударение.

Предлагаю позвать друзей Носорога. (Показываю картинки: жираф, зебра, крокодил).

Позови друга, поставь ударение в словах.

Что такое ударение? (Выделение голосом одного из слогов в слове)

Какие буквы есть в русском языке? (Гласные, согласные и буквы не обозначающие звуков)

На какие звуки может падать ударение в словах ?(На гласные)

Как называется слог, на гласный в котором падает ударение? (Ударный )

Чем отличается ударный слог от безударного?( Тянется дольше, произносится громче)

IV . Открытие нового знания.

1. Разгадка первого секрета: Обозначение разноместности русского ударения

Соотнесите слогоударные схемы слов с картинкой.

- Чем различаются схемы слов? (Количеством слогов, местом ударения)

- На какие по счету слоги падает ударение в словах? (На разные)

УДАРЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ РАЗНОМЕСТНОЕ. ОНО МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ НА ЛЮБОМ СЛОГЕ СЛОВА.

2. Разгадка второго секрета: Смысловая роль ударения .

Упр. 104 с. 69 - по заданию.

(Наблюдение над словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разный смысл. )

- Почему слова, которые написаны одинаково имеют разный смысл? (произносятся по-разному, ударение определяет лексическое значение вИлок- вилОк)

От чего зависит смысл слова? (от ударения)

Какую роль играет ударение в схожих по написанию словах? (смысловую)

Почему носорог не может выяснить что лучше: С о рок п я ток или пят о к сор о к?

(Не знает, что ударение определяет лексическое значение слов.)

Перестановка ударения с одного слога на другой меняет смысл (значение) слова.

- Найдите слова- близнецы в этих стихотворениях.

Обещал Серёжа деду:

Двойки все исправлю в срЕду .

Я попал не в ту средУ

И тотчас попал в бедУ!”

Вышел Ваня из ворОт.

У рубашки низ отпорот

И оторван в драке вОрот.

Купив жене кольцо в подарок,

Сэр Генри возвращался в зАмок.

Ворота он открыть не смог:

Дворецкий поменял замОк. Боялись, что лишится слуха.

Лечили кошке оба Уха:

У кока лёгкая рука:

Из щук отличная ухА!

– А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова?

Выполним задание только, наоборот: по смыслу слова вы должны догадаться, куда падает ударение.

Работа в группах у учащихся карточки (приложение)

- Подчеркните одинаковые по написанию слова. Поставьте в них знак ударения, объясните ваш выбор.

Ухо - это орган слуха.

В зале звучал орган.

Дети пили молоко.
Пили бревно ровно.

Учить уроки просто мука.
На пол сыплется мука

Вывод:

УДАРЕНИЕ ПОМОГАЕТ РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ПО НАПИСАНИЮ СЛОВ.

Физкультминутка (музыкальная презентация)

3. Разгадка третьего секрета. Подвижность русского ударения

Обдумать надо мысль, а лишь потом писать!

Пока неясно вам, что вы сказать хотите,

Простых и точных слов напрасно не ищите;

Но если замысел у вас в уме готов,

Вам нужные слова придут на первый зов.

Зебры ж . вут ст . дами. Они питают ся тр . вой.

- Прочитайте предложение. Поставьте ударение в словах.

- Какие буквы пропущены в записи? (Безударные гласные, гласные в устойчивых сочетаниях с шипящими)

- Как определить букву для записи слов? (Подобрать проверочное слово)

- Выпишем слова с пропущенными буквами в паре с проверочным словом и определим, какая гласная пропущена в корнях слов.

(на доске) живут - жил

- Поставим ударение и соединим гласные в ударных и безударных слогах.

- Что изменилось в словах? (Ударение )

- Что осталось без изменений? ( Гласная в корне)

ПРИ ПРОВЕРКЕ НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СВОЙСТВО ПОДВИЖНОСТИ УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ.

- Когда ударение может переходить с одного слога на другой? (При изменении лексического значения или при проверке безударных гласных)

4.Культура речи. Орфоэпические нормы.

- Повторим секреты русского ударения. Оно.

-Какую ставили цель? (Раскрыть секреты ударения

ния? Цели достигли? (да)

Существуют определённые нормы произношения:

неправильно говорить звоIнит, а правильно — звониIт.

- Попробуем правильно употребить слова в речи, назвав предметы:

V . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учебник стр 70, упр. 105

VI . Рефлексия.

- Спишите, поставьте ударение.

- Подчеркните слова, одинаковые по написанию, но имеющие разное лексическое значение, обозначьте в них ударение.

Со л нц е село за село.

На уроке узнал …

Научился, смог…

Где могу применять…

VII . Итог урока.

Какие секреты мы открывали на уроке? (Разноместности, смысловой роли, подвижности ударения)

Как использовать свойство подвижности ударения ? (При написании слов с безударной гласной)

Где можно проверить правильность постановки ударения ? (В орфоэпическом словаре)

И поговорим сегодня о том, как буквально за одну секунду можно изменить смысл слова!

Тогда тебе обязательно нужно послушать Его Величество Толковый Словарь!

Жил-был в волшебной стране Словарии мастер ударных дел — Ударение.

кузнец.jpg

Кузнец был очень сильным, работал весь день и всегда был рядом со словами!

Но слова нисколько не обижались, а наоборот, никогда без кузнеца не разговаривали.

А потому что все слова произносятся с ударением — выделением одного слога в слове при произношении!

Ударение — выделение голосом одного из слогов в слове.

Ударный слог произносится сильнее, громче, чем безударный, тянется дольше.

Оказывается, это нужно для того, чтобы правильно понять смысл слова.

Прочитай пары слов с ударением на первый слог в первом слове и на второй слог — во втором слове:

Зна чение этих слов, как только мы произнесли его с другим ударением, сразу изменилось!

Был за мок, в котором живут короли и королевы, а стал обыкновенный дверной за м ок !

Был а тлас, в котором размещены карты земной поверхности, а стал ат л ас — блестящий материал, из которого шьют праздничную одежду!

Ударение в русском языке свободное — может находиться на любом слоге в слове.

Ударение в русском языке подвижное — оно может переходить с одного слога в слове на другой:

  • Систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных;
  • Сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах; формировать потребность и умение правильно произносить слова;
  • Воспитывать интерес к русскому языку, к поэтическому слову, умение слушать.

Оборудование: учебник, проектор, экран, карточки для групповой работы.

1. Организационный момент.

- Очень звОнок наш звонОк, начинаем наш урок. (Слайд № 2)

- Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. (Слайд № 3)

- А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь, если напишите правильно, красиво эти буквы. (На доске записаны буквы)

Аа Ее Уу Ии Ее Дд Рр Нн

- Что вы можете сказать об этих буквах? Какие они? Попробуйте составить слово из этих букв, и мы узнаем, как зовут принца. Запишите это слово.

- Сегодня мы с вами узнаем, для чего нужно ударение? Какова его роль в речи. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. А знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?

4. Работа по теме урока.

В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова русского языка и стали хвастаться, какие они все полезные и значимые. (Сдайд № 4.)

- Все у нас есть - говорили они, - и гласные, и всякие согласные звуки. Теперь мы всё сами назовём и сами обо всём скажем. Ничего нам больше не надо!

Услышало эти слова Ударение и возмутилось:

- Как это ничего не надо?! Да как же вы без меня жить будите?! Что вы без меня значите? Если я захочу, возьму и изменю значение ваших слов.

- Подумаешь, важность какая - Ударение! И без тебя обойдёмся! - ещё больше расхвастались слова.

- Ах, так! - рассердилось Ударение и стало по словам где не надо ударять, со слога на слог перепрыгивать. Подскочило к слову замОк (Слайд № 5)

А слово замОк и говорит: "Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение - это просто чёрточка! Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.

- Как вы думаете, какое слово получилось.

зАмок ( Слайд № 5)

Подскочило Ударение к слову крУжки (Сдайд № 6) А оно только что в кружки воды набрало, как вдруг превратилось в кружкИ! А кружки всю воду расплескали, всех и обрызгали.

Вышли вперёд белкИ (Слайд №7) и говорят - "Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами- то Ударение ничего не сделает".

- Как вы думаете, что произошло? (Ответы детей). Ударение перешло на другой слог и превратило это слово в белок.

- Ах, что мы наделали? Ах, простите, мы нечаянно!

А Ударение смеётся:

- Погодите, вы ещё не то сделаете, - и подбежало к слову ПотОпать (Слайд № 8). А слово ПотОпать хотело ногами потопать, но вдруг стало ПотопАть

- Караул! - кричит. - Тону потопАю!

А слово ЗаплачУ (Слайд № 9) захотело за что-то заплатить, но увидело, что с другими словами делается, испугалось и закричало.

- Ах, я сейчас ЗаплАчу! - Давайте скорее извинимся перед Ударением и попросим его вернуться в наше общество!

- То-то! Сказало Ударение и вернуло всё на свои места. (Слайд № 10)

Учитель: А как вы думаете, какой вывод сделали слова? (Слова поняли, что они не могут жить без ударения. В каждом слове есть ударение.) (Слайд № 11)

Учитель: - А если слово состоит из одного слога, ударение ставится? (Если в слове один слог, то ударение не ставится)

Учитель: - Почему? (Если слово состоит из одного слога, то значит в этом слове один гласный звук. Этот звук всегда чётко произносится. И ударение уже не превратит это слово в другое.)

5. Работа по учебнику. Упр. 41 с. 54.

- Прочитайте задание к упражнению, запишите эти предложения.

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в "замочек") Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с "замочком" вперед) Мы замочком постучали, (постучать "замочком" по стол Мы замочек повертели, (повертеть "замочком" вправо-влево) Мы замочек покрутили, (покрутить "замочком" к себе - от себя) И открыли! (разомкнуть руки)

6. Закрепление изученного материала.

Учитель: - Какой вывод сделали слова из сказки? (Ударение может изменить смысл слова)

Сравним сведения о языке в учебнике на с. 54.сведения о языке в учебнике на с. лось другое слово айдём элементарно.ный

- Если мы знаем о значении ударения в словах, давайте посмотрим, какое задание вам приготовил принц Ударение.

  • уху
  • ворот
  • пили

Учитель: - Вам понятно о чём идёт речь? (Здесь не ясно о чём идёт речь, так как нет ударения в словах)

- Попробуйте поставить ударение, что означают эти слова? (Ответы детей)

Уха - суп из рыбы;

Ворота - это наверное, воротник; нет, это у ворот;

пили - значит, они что-то пили; может быть, это значит пилить? (Слайд № 13)

Уху Мы сегодня ели :. Комар подлетел к .
Ворот Собака сидит у . У рубахи был вышит .
Пили Дети . молоко . . бревно ровно.

- Из каждой пары предложений, запишите по одному предложению. Но не забудьте про ударение.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз - сюда, два - туда,
Заниматься нам пора!

8. Работа над ударением в словах.

Учитель: - Какой слог называется ударным? (Который произносится сильнее других)

- Мы в слове слог ударный, найдём элементарно.

А когда его найдём, громче всех произнесём.

- Как вы думаете, как называется слог на который не падает ударение? (безударный, потому что нет ударения)

Учитель: - Над какой буквой в слове ставится знак ударения? (Знак ударения всегда ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук)

- Принц Ударение предлагает вам ещё одно задание.

- Я говорю слово, а вы на следующей строке с маленькой буквы будете писать только букву, обозначающую ударный гласный звук.

(Дети пишут в тетради буквы)

Слова: пенал, учитель, портфель, уют, пятница, альбом, цветы, ручка, дуэт, ёлка.

Учитель: - Давайте проверим. (Слайд № 14)

- Посмотрите на буквы, которые записали, что заметили? (Написали все буквы гласных звуков)

- Верно, ударение ставится, только над буквой гласного звука.

- На все ли буквы гласного звука может ставиться ударение? (Нет буква Ё всегда ударная.)

Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?

Буква Ё даёт отчёт:
- Ничего житьё течёт,
Я ударная всегда.
Ой-ёй-ёй. Вот это да!
- Если в слове есть Ё,
то ударение не ставится.

9. Вторичное закрепление.

Учитель: - Ребята, что вы узнали, работая с ударением? К чему может привести различное место ударения в слове? (Различное место ударения может привести к изменению смысла слова) Об этом говорится в стихотворении Я. Козловского. (Слайд № 15)

Мне слово "чудно" изменить не трудно, Поставлю ударение на О, И вмиг исчезло слово "чудно", А появилось новое - "чудно".

- А вы умеете изменять слова? Давайте поиграем! Я называю слова, а вы измените место ударения так, чтоб получилось другое слово. ( полки - полки, хлопок - хлопок, пропасть - пропасть, мелки - мелки, пары - пары, дорога - дорога, стрелки - стрелки, мука - мука, солью - солью).

10. Работа в группах.

Учитель: - Принц Ударение желает посмотреть какие вы дружные и как Вы можете работать в группах. Составление предложений с парами слов (раздЕли - разделИ, хлОпок - хлопОк, пОлки - полкИ, стрЕлки - стрелкИ, мУка - мукА, сОлью - сольЮ, пАры - парЫ, гвОздики - гвоздИки)

Представление своих предложений каждой группой. Запись лучших предложений в тетради и на доске.

Учитель: - Что вы узнали об ударении? - Какой слог называется ударным? - Какую роль играет ударение в нашей речи?

Учитель: - Прочитайте вместе. (Сдайд № 16)

Солнце сЕло за селО
Нам ужасно повезло,
Что в гости к УДАРЕНИЮ сходили
И все его секреты мы раскрыли.
Принц, конечно "мОлодец",
А каждый из нас "молодЕц".

Предметная цель : научить ставить ударение, опираясь на смысл слов; систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами.

Содействовать формированию чувства языка, формированию умений и навыков, необходимых для грамотного письма. Развивать технику речи при работе со скороговорками. Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению русского языка.

Воспитывать аккуратность, внимательное отношение к слову, как значимой единице речи. Формировать потребность в использовании словарей.

1. Организационный этап.

а) Речевая разминка

-Чтобы чётко и красиво говорить, давайте вспомним упражнение для губ, языка.

А о у ы э и у о а ы и э о я я о э и ы а о у

б) Кто хочет разговаривать?

Мы будем разговаривать.

Тот должен выговаривать.

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно.

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно,

Чтоб было всем понятно.

в) Тренировка в произношении скороговорки:

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Работа по карточкам:

а) -разделите вертикальной чертой слова на слоги:

садовод, сорока, арбуз, день, рис, чайка, трамвай, помидор, яма, трамвай;

б) -перенесите слова по слогам:

Шубка атласная. Лапки бархатные. Ушки чуткие.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

а) Сегодня мы с вами познакомимся с мастером ударением и узнаем, для чего же нужно ударение. Как же узнать какого слога коснулся молоточек мастера ударение? Очень просто. Произнесите слово нараспев. Слог, прозвучавший сильнее и дольше остальных, и будет ударным. А теперь возвысьте карандаш. Представьте себе, что ваш карандаш превратился в волшебный молоточек мастера ударение! Расставьте ударение в словах, которые написаны на доске.

Акула, майка, астра, ручка, глава, соль, вёдра, осень, слёзы, будка, песня, корка, двор.

(вспомнить про слова в один слог и слова с буквой ё)

б) Мастер Ударение - настоящий волшебник. В русском языке есть такие слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Это становится понятно, едва произнесешь их. Всё зависит от того, какого слога коснётся чудесный молоточек мастера Ударение. Перепрыгнув со слога на слог, он легко превращает одно слово в другое.

Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение.

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать.Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:

– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас! Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед ЗамОк и сказал:

– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка!

Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнею слога на первый, и исчез ЗамОк, а перед взором всех предстал ЗАмок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед БелкИ и сказали:

– Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает. Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог; все увидели, что перед ними живые грациозные БЕлки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжали доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атлас получился АтлАс, вместо КапЕльКАпель, вместо ДорОга – ДорогА, ГородА – ГОрода. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.

в) Выявление знаний, умений и навыков.

-Что вы узнали из этой сказки?

-Какую роль играет ударение?

-Будем относиться к Ударению с большим уважением?

4. Первичное усвоение новых знаний.

Посмотрите на выделенные слова, с виду они похожи, как две капли воды. А теперь расставьте в них ударение.

Белки прыгают по веткам,

Принесли орешки деткам.

Взбей яичные белки

И печенье испеки.

Ставь козлы посреди двора.

Пилить дрова начнем с утра.

Козлы сердиты и рогаты.

Вы не дразните их ребята.

В дом войти никто не мог-

На двери висел замок .

Я песок руками рою,

Королевский замок строю.

Из стенки гвоздики торчат,

Повешу - ка на них плакат.

Гвоздики , розы, маргаритки

Растут на клумбе у калитки.

-Вот ведь какие превращения происходят, от одного удара чудесного молоточка мастера - волшебника.

5. Первичная проверка понимания.

Запись предложений. Расставить ударение.

Девочка остановилась у ворот. Это был замок Снежной королевы. На воротах висел огромный ледяной замок .

Вышли мышки как - то раз

Поглядеть который час -

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

7. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

а) Добавь слог или два слога и напиши слова. Обозначь ударение.

б) Работа с учебником. Упр.127,129 (устно).

в) Письмо по памяти. Упр.128.

В ведёрко руки окуни,

Не бойся: это окуни.

8. Самостоятельная работа. Закрепление.

-Записывай в один столбик с ударением на первом слоге, во второй столбик с ударением на втором слоге.

-Гости, лиса, понял, журавль, звать, пошла, себе, дружба.

-Из какой сказки взяты эти слова. Запишите название сказки.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учебник,1часть, стр. 87, упр. 130.

-Что вы узнали про ударение?

-Ударение ставится, если в слове несколько слогов.

-Буква ё ударная.

-Ударение изменяет смысл слов.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

СЛОГИ а) -разделите вертикальной чертой слова на слоги: Садовод , сорока, арбуз, день, рис, чайка, трамвай, помидор, яма, трамвай; б) -перенесите слова по слогам: Шубка атласная. Лапки бархатные. Ушки чуткие.

ПРОВЕРКА Са / до / вод , со / ро / ка , ар / буз , день, рис, чай / ка , трам / вай , по / ми / дор , я / ма ; Шуб-ка ат -лас- ная . Лап- ки бар-хат- ные . Уш-ки чут -кие .

УДАРЕНИЕ Расставьте ударение в словах, которые написаны на доске. Акула, майка, астра, ручка, глава, соль, вёдра, осень, слёзы, будка, песня, корка, двор.

ПРОЧИТАЙ ПРАВИЛЬНО Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам. Взбей яичные белки И печенье испеки. Ставь козлы посреди двора. Пилить дрова начнем с утра. Козлы сердиты и рогаты. Вы не дразните их ребята. В дом войти никто не мог- На двери висел замок . Я песок руками рою, Королевский замок строю. Из стенки гвоздики торчат, Повешу - ка на них плакат. Гвоздики , розы, маргаритки Растут на клумбе у калитки.

Физминутка Вышли мышки как - то раз Поглядеть который час - 1,2,3,4,5. Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон, Убежали мышки вон.

Добавь слог или два слога и напиши слова. Обозначь ударение. Ра- бук- хок - фут- ре- -ка - вут -кий - тель -нок

ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ Записывай в один столбик с ударением на первом слоге, во второй столбик с ударением на втором слоге. -Гости, лиса, понял, журавль, звать, пошла, себе, дружба. -Из какой сказки взяты эти слова. Запишите название сказки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация_04.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель: изучение роли ударения в жизни человека и формирование потребности в п.

Цель:
изучение роли ударения в жизни человека и формирование потребности в правильности произношения слов.

Задачи: 1. Обозначить роль ударения. 2. Разобрать особенности ударения. 3. Вы.

Задачи:
1. Обозначить роль ударения.
2. Разобрать особенности ударения.
3. Выяснить причины не правильной постановки ударения в словах.

Методы исследования: 1.Изучение и анализ литературы, интернет источников; 2.С.

Методы исследования:
1.Изучение и анализ литературы, интернет источников;
2.Сравнение информации различных источников;
3.Анализ изучаемого материала;

Роль ударения. Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Сло.

Роль ударения.
Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.
Слоги бывают ударные и безударные: ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее.
В изучении языка есть раздел, называемый акцентологией, который изучает функции и особенности постановки ударения.

Особенности ударения. В различных словах ударение может быть подвижным и неп.

Особенности ударения.
В различных словах ударение может быть подвижным и неподвижным.
Неподвижное ударение – это когда в различных формах ударение падает на одну и ту же часть слова. Например: това́рищ, това́рищем, това́рищи.

Памятки для запоминания ударения. В большинстве случаев постановку ударения н.

Памятки для запоминания ударения.
В большинстве случаев постановку ударения надо просто запомнить, а при возникновении трудностей следует обращаться к орфоэпическому словарю.
Для запоминания ударений в словах приходят на помощь стихи. Часто их рассказывают в детском саду и в начальных классах. Они могут быть полезны не только детям.
Весёлые фразы и стишки были придуманы И. Агеевой, С. Белорусцем, П. Синявским и другими поэтами.

Памятки для запоминания ударения. Алфави́т Заучив весь алфавит, Он имел устал.

Памятки для запоминания ударения.
Алфави́т
Заучив весь алфавит,
Он имел усталый вид.
Свёкла
Мы у тёти Фёклы
Ели борщ из свёклы!
Звоня́т
Он звонит, они звонят.
Очень встретиться хотят.

Учите русский язык внимательно! Спасибо за внимание!

Учите русский язык внимательно!
Спасибо за внимание!

Выбранный для просмотра документ Саразов проект ударение.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Выполнил учащийся 2а класса

Асекеево, 2021 г.

3. Особенности ударения.

4.Советы для запоминания ударений.

5. Список использованной литературы.

Русский язык, по признанию отечественных и зарубежных лингвистов, является одним из самых сложных в мире. Поэтому, неудивительно, что многие люди, ориентируясь на интуицию, допускают так много ошибок в постановке ударения в словах.

Умение правильно ставить ударение и употреблять его в речи стало очень важным в современное время, когда публичные выступления на публике по телевидению, радио, на конференциях стали основным средством общения между миллионами людей. Это обуславливает актуальность выбранной темы.

Цель: изучение роли ударения в жизни человека и формирование потребности в правильности произношения слов.

1. Обозначить роль ударения.

2. Разобрать особенности ударения.

3. Выяснить причины не правильной постановки ударения в словах.

Объект исследования: ударение в словах.

1. Изучение и анализ литературы, интернет источников;

2. Сравнение информации различных источников;

3. Анализ изучаемого материала;

1. Роль ударения.

Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.

Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.

Если вообразить, что мы читаем текст без ударения, то станет очевидно, что многие из слов станут непонятными. К примеру, без опоры на контекст, будет непонятно, что имеется в виду в следующих словах: замок, белки, полки (за́мок-замо́к, бе́лки-белки́, по́лки-полки́).

Также немаловажно правильно ставить ударения, чтобы показать культуру речи (то́рты, краси́вее, звони́т).

В изучении языка есть раздел, называемый акцентологией, который изучает функции и особенности постановки ударения.

2. Разноместность ударения

В русском языке ударение разноместно, т.е. ударение не прикреплено к какому – либо определённому слогу слова или к определенной части слова и может падать на любой слог слова и на разные его части.

· На первый слог: место, курица, улица, каша, торт.

· На второй слог: колено, корыто, собака, солома,

· На третий слог: колбаса, алфавит, каталог.

Так для чего же в русском языке нужно разноместное ударение?

· Оно используется для различения слов. Есть слова, одинаковые по составу фонем, но отличные по смыслу. Например, следующие слова: а́тлас-атла́с, ве́сти – вести́, до́рог – доро́г, жа́ркое – жарко́е, за́води – заводи́, здо́рово – здоро́во, и́рис – ири́с.

· В определенных случаях разное ударение не создает новое значение, добавляя стилистическую окраску или же особый оттенок значения слова. Например, слова молоде́ц, деви́ца, шё́лковый при переносе ударения (мо́лодец, де́вица, шелко́вый) приобретают своеобразный народно – поэтический колорит.

· А слова и́збранный, лю́бящий, на́чатый, которые в современном языке произносятся с ударением на первый слог, при переносе на второй слог приобретают книжную окраску: избра́нный, любя́щий, нача́тый.

3.Особенности ударения.

В различных словах ударение может быть подвижным и неподвижным.

Неподвижное ударение – это когда в различных формах ударение падает на одну и ту же часть слова. Например: това́рищ, това́рищем, това́рищи, това́рищей, това́рищеский и т.д.; ви́дишь, ви́дят, ви́дим, ви́дел, ви́девший и т.д.

Подвижное ударение – это ударение, меняющее свое место при изменении формы слова. Это такие слова как па́рус – паруса́, о́стров – острова́, о́блако – облака́ и многие другие.

В определенных случаях ударение неправильно ставится в заимствованных словах, так как говорящему неизвестно, какое ударение присуще слову в языке-источнике. Например, жа́люзи – неправильно, жалюзи́ – правильно. Это французское слово, где, как говорилось ранее, ударение всегда падает на последний слог.

4.Советы для запоминания ударений.

Мы подобрали советы, которые могу помочь при запоминании правильной постановки ударения.

Для запоминания ударений в словах приходят на помощь стихи. Часто их рассказывают в детском саду и в начальных классах. Они могут быть полезны не только детям.

Весёлые фразы и стишки были придуманы И. Агеевой, С. Белорусцем, П. Синявским и другими поэтами.

Алфави́т
Заучив весь алфав и т,
Он имел усталый в и д.

Свёкла
Мы у тёти Ф ё клы
Ели борщ из св ё клы!

Звоня́т
Он звонит, они звон я т.
Очень встретиться хот я т.

В большинстве случаев постановку ударения надо просто запомнить, а при возникновении трудностей следует обращаться к орфоэпическому словарю.

5.Список использованной литературы.

Читайте также: