Сообщение на тему социология как наука предмет объект и функции социологии

Обновлено: 18.05.2024

Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметомнауки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

5) как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

6) как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

7) как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия – США);

8) как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Особое значение принадлежит специальным социологическим теориям, которые раскрывают закономерности, перспективы социального развития общества. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира;




2) прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления контроля над социальными процессами;

3) социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. На основе социологических исследований социология выдвигает научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития, а также дает практические рекомендации, разрабатываемые социологами, для более эффективного управления социальными процессами;

4) гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод– это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровеньохватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровеньотражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровнюможно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука

Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметомнауки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

5) как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

6) как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

7) как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия – США);

8) как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Особое значение принадлежит специальным социологическим теориям, которые раскрывают закономерности, перспективы социального развития общества. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира;

2) прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления контроля над социальными процессами;

3) социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. На основе социологических исследований социология выдвигает научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития, а также дает практические рекомендации, разрабатываемые социологами, для более эффективного управления социальными процессами;

4) гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод– это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровеньохватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровеньотражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровнюможно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

Лекция 1 Социология как наука. Предмет, объект, функции, структура социологического знания

ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука

1. Предмет, объект, функции и методы социологии

Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

2. Социология в системе гуманитарных наук

Совершенно очевидно, что если объектом социологии является общество, то она тесно соприкасается с другими общественными и гуманитарными науками, изучающими эту область реальности. Она не может развиваться изолировано от них. Более того, социология включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.

Социологические методы исследования общества, его элементов, членов и их взаимодействий сегодня активно применяются во многих других науках, например, политологии, психологии, антропологии. В то же время очевидна зависимость самой социологии от этих наук, так как они значительно обогащают ее теоретическую базу.

Другой существенной причиной тесной взаимосвязи многих общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между собой является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования.

Если социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более эти науки различны в методе исследования своей предметной области.

Так, социальная философия ориентирована на общефилософские методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования. Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными.

Однако эти различия только подчеркивают самостоятельность социологии как науки, но не умаляют значение ее взаимосвязи с социальной философией. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности.

Связь социологии с историей также является наиболее тесной и необходимой. Помимо общего объекта исследования, эти науки имеют также общие проблемы исследования.

Так, и социология, и история в процессе исследования сталкиваются с наличием определенных социальных закономерностей, с одной стороны, и с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые в значительной мере изменяют траекторию исторического движения, – с другой. Успешное решение этой проблемы в обеих науках является приоритетным направлением, и поэтому каждая из них может использовать успешный опыт другой.

Кроме того, исторический метод является достаточно востребованным в социологии.

Использование достижений социологии в исторической науке также имеет большое значение, так как это позволяет ученым-историкам анализировать исторические явления с позиций описательно-фактологического подхода.

Накопленный статистический материал позволяет полнее раскрывать сущность исторических процессов и явлений и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений.

Важной составляющей общественной жизни является материальное производство. Это обуславливает существование тесной связи социологии с экономикой. Более того, в системе социологического знания существует такая дисциплина, как экономическая социология.

Место человека в системе труда оказывает значительное влияние на его положение в социальной структуре. С другой стороны, под воздействием различных социальных процессов и изменений происходит изменение и самой трудовой деятельности.

Еще одной смежной с социологией наукой является психология. Областью пересечения этих наук является прежде всего проблема человека в обществе.

Однако несмотря на тесную взаимосвязь объекта наук, их предметы в значительной степени различны.

Психология в основном сосредоточена на изучении личностного уровня индивида, его сознания и самосознания, сфера социологии – это проблемы отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный уровень. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог. Данное различие привело к возникновению новой дисциплины – социальной психологии, которая пока входит в состав социологии.

Тесная связь существует также между социологией и политологией. Характер этой связи определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие общества в целом.

Кроме того, в область изучения обеих этих наук входит такой социальный феномен, как гражданское общество. При этом необходимо помнить, что в основе политической жизни всегда лежат социальные закономерности, анализ которых необходим при исследовании политических процессов и явлений. Итак, совершенно очевидно, что социология находится в тесной взаимосвязи с системой общественных и гуманитарных наук и является ее элементом.

3. Структура социологии

Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:

1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;

2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;

3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;

4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.

Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.

1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение общества как целост-ного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.

На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.

2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.

Виды специальных социальных теорий:

1) теории, изучающие законы развития отдельных социальных общностей;

2) теории, раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей в тех или иных сферах общественной жизни;

3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.

3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Помимо указанных уровней, в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.

В рамках макросоциологии изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие – современного), характер изменений общества.

В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.

На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.

В свою очередь социальные прогнозы о том или ином развитии общественных процессов и явлений, поведения членов общества возможны только на основе раскрытия универсальных социальных закономерностей.

В структуре социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания в конечном счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология – это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию.

Эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.

Эмпирическая социология в отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности.

Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания.

Лекция 1

Социология, как наука, систематизирует и обобщает знания о социальной стороне жизнедеятельности человека прошлых поколений и представителей современности. В этой статье, вы узнаете, что такое социология, как она работала в прошлом и настоящем.

Социология как наука – предмет, объект и цель обновлено: 18 сентября, 2021 автором: Научные Статьи.Ру

Социология как наука – предмет, объект и цель

Что такое социология?

В переводе с латинского социология – это наука, учение об обществе, социуме.

Социология как понятие трактуется узко и широко. Под социологией понимается область научного знания, которая исследует поведение масс. Другое определение трактует, что наука изучает общество как систему. В третьем акцентируется внимание на том, что социология изучает жизнедеятельность человека только в социальном аспекте.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Предмет, объект и цель

Объект и предмет социологии не может быть конкретно определен. Потому как исследовательские взгляды на этот вопрос разнятся. Не существует общепринятой и признанной теории.

Предполагается, что объектом исследования социология является общество, как целостная система. Совокупность взаимосвязей, тенденций поведения, социальных сетей и связей и т.д.

В научной литературе под предметом социологии можно понимать:

  • Общество, как социальная структура. Ее элементы и функции.
  • Социум, как независимая структура, подчиненная собственным законам существования.
  • Социальное поведение, как отражение взаимосвязи между внутренними содержанием и внешним проявлением человека.
  • Факты о социальной стороне жизнедеятельности человека, присущие общности.

Также в качестве предмета рассматриваются субъекты общества: индивиды, социальные большие общности, малые группы и т.д.

Целью науки является исследование состояния социальной реальности, определение закономерностей и выявление проблем.

Функции социологии

Познавательная. Обогащает науку знаниями о сущности социальных действий, явлений, о взаимосвязях между явлениями, о текущем состоянии развития проблемы и т.д.

Прикладная. Наука нацелена на решение проблем социальной действительности.

Контроль. Собранные с помощью социологического исследования данные необходимы органам власти. На их основе принимаются стратегические решения, выбираются способы решения проблем.

Прогностическая. Социологи на основе исследований и статистики способны строить прогнозы.

Воспитательная. Наука изучает духовно-нравственные вопросы, доносит знание до масс.

Социально-техническая. На основе результатов проведенного социологического исследования организации при наличии проблем в управлении создают проекты модернизации работы и деятельности.

Идеологическая. Социологическое знание позволяет сформировать индивидам мировоззрение.

История социологии

Законы социологии произошли из философии немецких и французских исследователей, философов.

Основоположником науки считается О.Конт. Французский философ в 1842 году опубликовал трактат, в котором описал социальную сторону событий, происходящих в этот период времени в Европе. О.Конт рассказывал о войнах, революциях и конфликтах масс.

Теоретические основы науки были заложены во второй половине 19 века. Классиками признаны Г. Спенсер (представитель направления эволюционизм), Э.Дюркгейм (позитивист), М.Вебер (представитель понимающей социологии) и др.

В 20 веке научное знание пополняли труды К.Маркс. Становилась школа российской социологии. Известными именами социологов того времени являются П.Сорокин, П.Лавров, Н. Михайловский и др.

Социология настоящего времени продолжает развиваться. Появляются новые течения, изучающие современные тенденции развития общества. Ключевая цель современных социологов: систематизировать имеющийся опыт и объединить теоретические и прикладные знания.

Теоретическое и эмпирическое знание в социологии

Социологическое научное знаний делится на теоретическое и прикладное.

Теоретическая часть науки состоит из фундаментальных, научных изысканий и проблем. Нацелена на формирование нового научного знания о социальной стороне жизнедеятельности обществ, индивидов и социальных групп. Описывает социальные факты, определяет и объясняет причины возникновения.

Теоретические знания пополняются благодаря вторичному анализу уже имеющихся знаний и новым данным из прикладной социологии.

Прикладная социология изучает социальную реальность на основе новых полученных данных. В рамках прикладной социологии ученые проводят эмпирические исследования, нацеленные на изучение конкретного объекта социальной реальности, социального явления, процесса.

В ходе формирования программы эмпирического исследования ученые обращаются к уже имеющейся базе знаний, т.е. к идеям теоретической социологии. Соответственно данные 2 области научного знания в науке тесно взаимосвязаны.

Структура социологического знания

Институализация научного знания предполагает формирование системы. Социология как структурированная система содержит следующие элементы:

  • Социальные факты, т.е. те научные знания, которые были получены и подтверждены, обоснованы в ходе исследования.
  • Социологические теории. Подразделяются на специальные и общие. Теории развиваются в рамках определенных методологических направлений.
  • Отраслевые теории. Подразделяются на те, что изучают конкретную сферу жизнедеятельности индивидов, те, что доказывают жизнеспособность программ эмпирических исследований, и те, что интерпретируют данные.
  • Методы – способы сбора материала и его дальнейшей обработки.

Социология как система является самостоятельной, потому как имеет собственные методы исследования.

Методология социологии

О.Конт утверждал, что научные исследования должны быть основаны на проверенных методиках. Тех, что дают точную, достоверную, надежную информацию.

В методологическом багаже социологического знания находятся как социологические, так и междисциплинарные методы исследования.

Все методы делятся на 2 категории:

Количественные. Для данной категории характерно: большое количество людей, привлеченных к участию в исследовании, количественные методы обработки информации (определение среднего значения, количественное соотношение ответивших тем или иным образом и т.д.), работа со статистикой. Цель проведения количественного исследования – получение ответа на вопросы: Сколько? Во сколько раз больше?

Качественные. Отличительные характеристики качественных исследований противоположны характеристикам количественного типа исследований. Соответственно качественные методики призваны ответить на вопрос: Почему? Как?

Количественные методики исследуют вширь, качественные вглубь.

К количественным методам относятся

Критерием отбора респондента являются социально-демографические характеристики.

Контент-анализ. На основе имеющихся данных (из статей, интернет-ресурсов) исследователь определяет актуальность тематики исследования. Определяет настроение масс относительно тематики, окрас, с которым тема подается. Ключевые слова, которые описывают исследуемый объект. В заключении у исследователя формируется семантическое ядро, состоящее из ключевых слов, описывающих объект исследования. Близость к ядру определяется частотой использования слова в источниках.

Анализ документов. В имеющихся документах исследователь находит информацию, связанную с объектом исследования. Количественно описывает характеристики объекта.

Анализ документов как метод обладает высокой степенью надежности. Потому как в качестве источников информации могут выступать только подтвержденная статистика, официальные бумаги и сведения.

Эксперимент. В лабораторных условиях воссоздается естественная для объекта среда. Затем в эксперимент включается внешний фактор, который будет влиять на объект. В ходе наблюдения исследователь отмечает изменения в поведении и характеристиках объекта при внедрении факторов влияния. Эксперимент нацелен на подтверждение либо опровержение ранее составленной исследователем гипотезы. Как количественный метод предполагает определение изменения характеристик исследуемого объекта при внедрении внешнего фактора в показателях.

Качественными являются

Наблюдение. В ходе наблюдения за объектом исследователь отмечает отличительные, примечательные характеристики. Выявляет особенности, которые способны дать ответ на исследовательский вопрос.

Интервью. Схоже с анкетированием. Потому как также имеет заранее разработанный инструмент для проведения. Если у анкетирования – это анкета, то у интервью – это гайд. В гайде описаны подтемы разговора и примерные вопросы. Также в гайде могут быть отмечены уточняющие вопросы, которые модератор может задать по ходу беседы. В ходе интервью.

В интервью принимают участие типичные представители определенной общности. Обладатели характеристик, которые важны для исследования. К примеру, исследуется система образования. Интервью можно провести с родителями обучающихся, с обучающимися и с преподавателями. Потому как каждый из них участвует в системе образования.

Вопросы интервью отличаются от вопросов анкеты. Они нацелены на размышление, получение глубинной информации.

Фокус-группа. Данный метод исследования предполагает отбор участников исследования. Главное условие – участники не должны быть экспертами в теме исследования, не должны быть задействованы в той сфере, с которой связана тематика.

Участники исследования условно делятся на 2 группы. Группировки должны отличаться по социально-демографическим характеристикам и мнению.

Цель фокус-группы – создать дискуссию, в рамках которой исследователь сможет уловить все многообразие мнение по заданному вопросу. Поэтому вопросы, подготовленные для фокус-групп должны быть спорными, нацелены на размышление.

Чтобы в ходе проведения исследования между участниками не возникали конфликты, исследователь должен контролировать процесс. Предоставлять возможность высказаться всем участникам, не позволять рукоприкладствовать и оскорблять.

Современными методами изучения являются:

Краудсорсинг. Метод можно отнести к числу количественных. С помощью средств массой информации, социальных сетей исследователь привлекает к решению проблем широкие массы. Чтобы участие для масс было привлекательным, вопрос должен быть актуальным и востребованным. В некоторых случаях за участие предлагается вознаграждение от заказчиков исследования. Пример: администрация г.Москва часто использует данный метод для решения городских проблем.

Мобильная этнография. Это также опосредованный мобильным устройством способ исследования. Нацелен на определение особенностей, закономерностей в поведении определенных социальных групп.

В ходе исследования участники активно используют разные форматы подачи материала. Делятся снимками, аудио и видеозаписями. Ежедневно формируют отчет для модератора. Общение участников проходит в социальных сетях либо мессенджерах.

Мобильная этнография предполагает отдачу от участников. Чтобы участники были заинтересованы в исследовании, заказчики выплачивают им заработную плату.

Пример: исследование о потребительской корзине среднестатистической семьи по фотографиям мусорного ведра.

Полезные источники

Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.— Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 1998.— 208 с.

Нурышев Г.Н., Бразевич Д.С. Социология: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУНиПТ, 2010. – 292 с.

Современные тенденции и инновационные методы в маркетинговых исследованиях: учебное пособие / Ш.Ф. Фарахутдинов. Москва: ИНФРА-М, 2021. — 231 с.

Социология : учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А. С. Тургаева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 397 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).

Социология как наука – предмет, объект и цель обновлено: 18 сентября, 2021 автором: Научные Статьи.Ру

Гост

ГОСТ

Специфика социологии как науки. Объект и предмет социологии

Социология представляет собой науку, которая изучает общество в его целостности, взаимосвязях; системы, которые его составляют; закономерности его развития и функционирования; социальные институты, отношения, общности.

Социология является одной из наиболее молодых наук. Ее возникновение связано с именем ученого Огюста Конта, а время ее становления и развития пришлось на первую половину ХХ века.

В отличие от объекта, являющегося постоянным, предмет социологии как науки, нестабилен, изменчив и динамичен.

Социология является наукой о жизни, развитии и функционировании общества, поэтому она тесным образом связана с другими общественными и гуманитарными науками.

Функции социологии как науки

Социология как наука выполняет ряд важных функций, среди которых можно выделить три главные:

  1. Теоретико-познавательную – она заключается в исследовании теории и методологии социологического знания; раскрытии законов развития общества; накоплении и систематизации социологических знаний.
  2. Мировоззренческую – она заключается в формировании в рамках своего знания общественных идеалов и ценностей, а также вырабатываемых на их основе убеждений.
  3. Преобразовательную – она заключается в изучении и преобразовании общества на основе научных знаний.

Также ученые выделяют такие функции социологии, как: прикладную, функцию социального контроля, прогностическую, гуманитарную и др.

Структура социологии как науки

Готовые работы на аналогичную тему

В настоящее время существует представление о трехуровневой структуре социологии:

  • высший уровень представлен общей социологией (теоретической социологией, макросоциологией)
  • средний уровень представлен отраслевыми направлениями (частными социологическими теориями, теориями среднего уровня)
  • низший уровень представлен эмпирической, прикладной социологией (микросоциологией, конкретными социологическими исследованиями).

Можно назвать и другой, близкий подход, согласно которому в структуре социологии выделяется также три уровня:

  • фундаментальные исследования: их задача заключается в приращении научных знаний посредством построения теорий, в которых раскрываются универсальные закономерности данной науки;
  • прикладные исследования, изучающие на основе уже накопленных теоретических и фундаментальных знаний актуальные проблемы, обладающие непосредственной практической значимостью;
  • социальная инженерия, которая представляет собой сферу практического применения научных знаний, цель ее заключается в конструировании и совершенствовании социальных технологий.

Соответственно, выделяются три уровня методов социологии как науки:

  • на первом уровне охватываются все общенаучные и общефилософские методы, которые применяются во всех сферах гуманитарного знания;
  • на втором уровне представлены методы, относящиеся к смежным с социологией наукам;
  • третий уровень охватывает, собственно, методы, относящиеся к прикладной социологии (такие как опрос, наблюдение, анкетирование)

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время представления о структуре социологии меняются, как и сама наука, эволюционируют, поэтому многие исследователи выделяют также социальную философию, теоретическую социологию, конкретно-социологические дисциплины, практическую и прикладную социологию

Читайте также: