Сообщение о почве кормилице 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о почве, ее составе, свойствах и охране.

сформировать представление о процессе образования почвы, о её составе и свойствах;

формировать представление о круговороте органических и минеральных веществ в почве;

продолжить формирование умений работать с учебным текстом и схемами,

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведённых опытов;

воспитывать бережное отношение к почве и её обитателям; желание сохранять чистоту и плодородие почвы.

Планируемые результаты:

формирование представления о почве и ее образовании;

ознакомить учащихся со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы;

объяснить причину плодородия почв.

Метапредметные результаты:

развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

представлять информацию в виде схемы; создать кластер “Состав почвы”

выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам;

создать слайд презентации по теме урока;

находить ответы на вопросы в иллюстрации.

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

оформлять свои мысли в устной форме;

умение работать в группе;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

формирование уважительного отношения к иному мнению

принятие и освоение социальной роли обучающегося

развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Тип урока: урок новых знаний

Аннотация урока

Учащиеся делятся на группы, исследующие различные аспекты данного урока. Сначала дети исследуют свойства почвы (2 свойства - самостоятельно и 3 свойства совместно с учителем). Итогом работы будет кластер (или “карта ума”). Планирую, чтобы сделали совместно, все группы создали одну.

В течении урока проводится формирующее оценивание.

I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Поприветствуем гостей!

Введение в тему.

Какой раздел мы изучаем? (Путешествие в мир веществ)

Какие вещества мы изучили? (вода, воздух)

Что о них узнали? (их свойства, значение и охрана)

Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны окружающего мира.

Посмотрите на доску, прочитаем диалог школьников. Как вы продолжите слова мальчика? Куда надо сажать растения? Какова же проблема урока? (Почему растениям нужна земля?)

Посмотрите на доску: Подумайте, как написать слово “земля” в каждом предложении.

Мы видим, что у слова “земля” несколько лексических значений. Как вы думаете, какое интересует нас? (почва, потому что это тоже вещество, а мы изучаем эту тему)

Какова тема нашего урока?

Заполните первые две колонки таблицы ЗИУ (знаю - интересуюсь - узнал)

- Что вы знаете о почве?

- Что хотите узнать? Составим план урока.

С чего начнем? (дать научное определение почве) Что еще хотели бы узнать о почве?

Что мы сейчас делали? (назвали тему, определили проблему, наметили план)

Какое умение формировали? (умение организовывать свою работу)

Итак, тема нашего урока: Почва-кормилица. Слайд 4.

Мы с вами сегодня научные сотрудники. Наш класс на 45 минут станет научной лабораторией. Как и положено исследователям, все свои наблюдения и выводы будем заносить в лабораторные журналы (см. Приложение 1)

Приступим к работе, следуя составленному плану. Слайд 4

III. Изучение нового материала.

- Так, что же такое почва?

Где мы можем узнать научное значение слова “почва”? (словарь; учебник с.111)

Что такое почва? Как вы понимаете слово “плодородный”?

Ответили на первый пункт плана? (Да)

Переходим к следующему вопросу: Состав почвы.

А как узнать состав почвы? Какую работу, как ученые, мы должны проделать? (надо провести опыты)

Открываем наши лабораторные журналы. Какое 1 задание. Слайд 4 шторка

Цель этого задания? (узнать какие вещества входят в состав почвы)

Пробегите глазами лист: Сколько опытов вам предстоит провести самостоятельно?

Работая в группе, выполните опыт 1 и 2. Внимательно читайте задание, выполняйте его, делайте выводы. Не забывайте вести записи в журнале.

Помните о правилах дружной работы!

Проверка работы

Какой вывод по 1 опыту сделали?

Для чего нужен воздух в почве? (корням растений нужен воздух)

Какой вывод по 2 опыту?

Где расположились песок и глина, когда размешали почву в стакане с водой?

Посмотрите на мой стаканчик: в нем хорошо видны слои расположения глины и песка.

Продолжение опытов

Следующие опыты буду проводить я, а вы будете наблюдать и отражать выводы в своих лабораторных журналах.

Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе (тигель - специальная емкость для нагрева, спиртовка, стекло).

Как вы думаете, почему опыты буду проводить я? (они опасны)

В чём заключается опасность? Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?

Я положила в тигель немного почвы и теперь нагрею её. Над почвой помещу стекло.

Какова цель опыта? Понаблюдайте, появятся ли капельки воды на стекле.

Какой вывод сделаем? (в почве есть вода).

Зачем в почве вода?

Продолжу прокаливать почву.

Прочитайте, что будете наблюдать (Понаблюдайте, появится ли дым с запахом, как при горении остатков растений и животных)

Какой вывод сделаем? (в почве имеются остатки растительных и животных организмов)

Возьму несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу стекло над огнем.

Что происходит с водой? (Вода испаряется)

Что видим на стекле? (на стекле остаются белый налет).

У вас был похожий опыт в теме “Превращение воды” На что похож налет.

Да, это минеральные соли. Предположите, зачем в почве нужны соли.

(соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Соли растворяются в воде).

Теперь вам предстоит обобщить все наблюдения.

Прочитайте задание 2. Слайд 4 шторка

Создайте “карту ума”. Как она будет называться? Работать будем на МакБуках в программе FreeMind

Работайте, не пропустите ни одного свойства. На работу 3-4 мин

Сверьте с образцом. Слайд 5

Расскажите по схеме: Что входит в состав почвы?

Какая группа хочет оценить свою работу?

Оценивание по плану:

1. В чем заключалось задание? Какая была цель?

2. Удалось получить результат?

3. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?

4. Какое умение формировали?

Посмотрим на ПЛАН урока. На какой вопрос мы ответили?

Физкультминутка для глаз (Тренажер Базарного)

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Работа в группах

Для дальнейшей работы нам нужно разделиться на группы. Слайд 6

Будет 4 группы ученых: геологи (КР), почвоведы (Ж), биологи (С) и экологи (З). Каждая группа изучает свой вопрос.

Разделимся в соответствии с цветом. Цвет конуса на столе и кружочка на стуле сзади должны совпадать, т.е. если на стуле желтый кружок, то вы идете к желтому конусу, красный к красному и т.д. Найдите свою группу.

Давайте подумаем, что будут изучать геологи.

Как образуется почва?

Почвоведы? Как вы понимаете значение этого слова?

Какие почвы самые плодородные?

Что может разрушить почву?

Каждая группа работает с лабораторным журналом (см. Приложение 2): там даны все инструкции. Рассмотрите таблицу. Расскажите, как будем работать. (читаем источник информации, ищем ответы на вопросы и составляем 1 слайд презентации)

Не забудьте выбрать выступающего. На работу 10 минут.

Дети изучают информацию и делают по шаблону слайд презентации в Google (доступ к документу дан заранее)

Проверка работы

Выступление каждой группы.

Геологам вопрос: какую одну из составляющих состава почвы теперь можно изменить, назвав научным словом? остатки растений и животных называется гумус или перегной)

IV. Рефлексия.

Давайте подведём итог. Слайд 7

Возвращение к таблице ЗИУ

Что вы узнали на уроке?

Если вам пока не удалось получить ответ на ваш вопрос, вы можете поискать самостоятельно дома в книгах, спросить у взрослых, в Интернете, а на следующем уроке расскажете нам о своих открытиях.

У вас на столе лежит лист оценивания. Заполните его. Внимательно читайте утверждения и ставьте галочки рядом с тем утверждением, которое вам ближе на сегодняшний момент, т.е. как вы поняли материал урока (см. Приложение 3).

Есть желающие высказаться по листу?

V. Домашнее задание.

Все материалы сегодняшнего урока будут в блоге “Наш класс”: карта ума, презентация. Вы сможете повторить материал, а по результатам листа оценивания вы определитесь над какому вопросу стоит уделить больше внимания.

По желанию: создать кроссворд с новыми научными словами

1. Исследуй состав почвы

Положи в стакан с водой небольшой комок почвы. Наблюдай, появились пузырьки воздуха?

Размешай почву в стакане. Дай воде отстояться. Наблюдай, каким стал цвет воды, что осело на дне стакана.

Опыт 3 (проводит учитель)

Положим на сковородку немного почвы и нагреем ее. Наблюдай, появятся ли капельки воды на холодном стекле, помещённом над почвой.

Опыт 4 (проводит учитель)

Продолжим прокаливать почву. Наблюдай, появится ли дым с запахом, как при горении остатков растений и животных.

Опыт 5 (проводит учитель)

Насыплем остатки прокалённой почвы в стакан с водой. Размешаем, профильтруем воду и нальём немного на стекло. Наблюдай, что останется на стекле после испарения воды.

Презентация "Почва - кормилица" к уроку окружающего мира, 3 класс, по программе "Гармония", учебник автор: Поглазова О.Т.

ВложениеРазмер
pochva_-_kormilica_demo.ppsx 1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Круговорот минеральных веществ

Разгадайте кроссворд и назовите ключевое слово

Плодородие - - это основное свойство почвы.

песчаная чернозёмная глинистая Виды почвы:

Земля – Матушка Земля - Кормилица

Разрушение почвы Природные явления Деятельность человека

Что может разрушать почву? Засуха – зной (жара) и отсутствие осадков

Деятельность человека Добывание полезных ископаемых

Отходы после добычи полезных ископаемых

Обработка почвы Мотыга

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Земля - кормилица"

Интегрированный урок природоведение-химия. Проведён в кабинете химии. Объём материала расчитан на 2 часа.

методическая разработка урока окружающего мира "Почва-кормилица" 3 класс, УМК "Гармония"

Разработка урока по теме "Почва - кормилица" с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование - презентация, учебник - тетрадь О.Т.Поглазовой "Окружающий мир".


Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Земля- кормилица"

Урок к УМК "Школа России". Помогает познакомить учащихся с различными видами почв, их образованием, составом, с природоохранной деятельностью человека, объяснить почему землю называют кормилицей.

Урок окружающего мира "Почва-кормилица"

Что такое почва? (доклад для 3 класса)

Все мы любим кушать вкусные и полезные овощи и сладкие фрукты. Растения, как вы наверняка знаете, растут в земле. Самый верхний слой земли и называется почвой.

Почва для растений очень важна: она обеспечивает их питьем и едой, а также помогает дышать. Если почва будет плохой, то и растения будут хуже расти или вовсе умрут.

Почва чаще всего чёрного или коричневого цвета, в ней можно найти мертвые части растений или очень даже живых насекомых и маленьких зверьков. Основными частями почвы помимо воды, кислорода и питательных веществ являются перегной (уже давно погибшие и переработанные микробами растения), песок и глина.

Почва очень ценна, нам нужно ее беречь, ведь ее образование может длиться тысячелетиями! Само образование происходит так: горы и скалы из-за сильного ветра или палящего солнца понемножку разрушаются, их мельчайшие частицы начинают скапливаться в низинах, там прорастают трава и маленькие растения. Корни этих растений помогают расширять пространство, помогая попасть туда воздуху, а частицы гор и скал обеспечивают растения необходимыми веществами.

Сами растения, умерев, разлагаются и становятся едой для всяких насекомых и бактерий. Они измельчают погибшие растения и делают из них новые полезные вещества.

Роль почвы очень велика. Как уже говорилось, она кормит и поит растения, а они, в свою очередь, становятся питанием, как для мелких насекомых и обычных животных, так и для людей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Почва-кормилица раздаточный материал.docx

Что такое почва?

Из чего состоит почва?

Из чего образуется перегной?

Каких обитателей почвы вы знаете?

Назовите вредителей почвы.

Как называется богатая перегноем почва?

С какой скоростью растет почва?

Что и почему надо делать после того, как поработал с почвой?

Выбранный для просмотра документ Почва – кормилица.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Причины разрушения почвы
дождь
ветер
почва
добыча полезных ископаемых
бытовой и промышленный мусор
неправильная обработка почв
ядохимикаты
природные явления
неразумная деятельность людей
жара

Много снега
Навоз отвезём,
Посеешь в погоду –
Без хозяина земля
Хлеб на хлеб сеять –

так и хлеб привезём.
больше приплоду.
круглая сирота.
много хлеба.
ни молотить, ни веять.

Выбранный для просмотра документ Почва – кормилица.docx

Конспект к занятию по окружающему миру

Учителя начальных классов

Смирновой Ларисы Сергеевны

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель: создать условия для формирования представлений о культуре обработки почвы, о возможных разрушениях почвы и способах его восстановления.

Образовательная: познакомить со старинными способами обработки земли и сохранения ее плодородия;

Развивающая: продолжить развитие экологического и исторического мышления и воображения;

Воспитательная: воспитывать уважение к труду земледельцев, желание сохранять чистоту и плодородие почвы.

Здравствуйте. Ребята, встаньте все ровненько, проверьте готовность к уроку. На столах должны лежать учебник, ТПО, ручка, карандаш и раздаточный материал.

Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте как хорошо, что мы сегодня вместе.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Приветствуют учителя, проверяют готовность, настраиваются на дальнейшую деятельность.

А начать наш урок мне бы хотелось с небольшого квеста.

У вас под партами спрятаны вопросы, на которые вы должны будете ответить. После того как вы найдете вопрос вы его громко и четко прочитаете и ответите на него.

Итак, готовы? Начинаем поиск.

- Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.

Что такое почва? (верхний, плодородный слой земли)

-Из чего состоит почва? (из растительных и животных остатков)

-Из чего образуется перегной?

-Каких обитателей почвы вы знаете? (жук, ящерица, паук, растения, пчела, бактерии, птицы, червь, муравей, мышь)

-Назовите вредителей почвы. (крот)

-Как называется богатая перегноем почва? (чернозём)

-С какой скоростью растет почва? (1 см 250-300 лет)

-Что и почему надо делать после того, как поработал с почвой? (мыть руки)

Целеполагание с выходом на тему

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, морковок.

- О какой кладовой идёт речь?

- Как ещё мы её можем назвать?

-Как называется верхний плодородный слой земли?

-Ребята, а все ли нам известно о почве?

-Как вы думаете, почему почву называют кормилицей?

-Какую цель мы можем поставить на урок?

-Что мы будем делать для достижения этой цели?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

Сегодня мы с вами изучим, как люди сажали в почву семена, ухаживали за посадками, т.е. познакомимся с историей возделывания и использования почвы нашими предками, какие проблемы возникали у земледельцев. Попытаемся решить проблемы, возникающие при неправильном возделывании почвы в настоящее время

-О почве, земле матушке

Цель: Узнать, почему почву называют кормилицей

рассуждать, делать выводы, работать по учебнику…

выдвигают свои предположения

Ребята, а чтобы добиться цели и изучить тему, что нам может помочь?

Посмотрите на доску и скажите, что же предстоит нам сегодня узнать:

1. Что разрушает почву.

2. Что необходимо для сохранения почвы.

3. Как возделывают почву наши предки.

4. Почему почва - кормилица?

Нам поможет план

Начнем с первого пункта плана.

Что же разрушает почву?

Что же разрушает почву?

Проверим с помощью схемы.

Ребята, а как можно назвать жару, ветер и дождь? Что это?

А что такое добыча полезных ископаемых, неправильная обработка почв, бытовой и промышленный мусор, ядохимикаты?

Какой вывод можем сделать?

Что разрушает почву?

Ответили на первый вопрос в плане урока?

Можем двигаться дальше.

Почва > жара > ветры > дожди (природные явления) > добыча полезных ископаемых > неправильная обработка почв > бытовой и промышленный мусор > ядохимикаты (неразумная деятельность людей)

Неразумная деятельность людей

Почву разрушают природные явления и неразумная деятельность людей

Верно, памятку о сохранении почвы.

А какой опыт по сохранению плодородия почвы оставили нам наши предки?

Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на с. 119. Прочитайте текст, начиная со второго абзаца.

Чтобы сохранить почву нужно:

меньше добывать полезных ископаемых; правильно обрабатывать почву; н засорять бытовыми и промышленными отходами, меньше применять ядохимикаты.

Рассмотрите маленькие рисунки на странице 118 выше темы. Все ли предметы вам знакомы? (соха, лопата, серп, сноп, трактор, деревянный плуг, мотыга, овощи).

Давайте узнаем, зачем нужны остальные предметы. А для этого просмотрим видео.

-Как возделывали поле наши предки?

-Какие орудия труда использовали?

-Какие из них сохранились до наших дней?

-Чем отличаются современные сельскохозяйственные машины?

Готовили поле: обдирали кору и подсушивали деревья, затем рубили их, сжигали и выкорчёвывали пни.

Комья мотыжили, вспахивали сохой, делали борозды, сеяли

Мотыга, соха, борона.

-работают на топливе

Выполнение упр 49, 50

А теперь я предлагаю закрепить наши знания по пройденной теме. Откройте ТПО на с.43. выполним упр 49. Нужно подчеркнуть то, что снижает плодородие почвы.

Работаем самостоятельно. Проверка фронтально.

А теперь перелистните страницу. Выполним упр 50. Работать будем в парах.

Нужно составить и пояснить пословицы и поговорки.

Какую цель мы ставили на урок?

Объясните, почему мы называем почву – кормилицей?

Все ли пункты плана были выполнены?

-Как относились к земле наши предки?

-Какими способами можно и нужно сохранять плодородие земли?

- что разрушает почву?

Цель: Узнать, почему почву называют кормилицей

Чтобы сохранить почву нужно:

меньше добывать полезных ископаемых; правильно обрабатывать почву; н засорять бытовыми и промышленными отходами, меньше применять ядохимикаты.

Почва > жара > ветры > дожди (природные явления) > добыча полезных ископаемых > неправильная обработка почв > бытовой и промышленный мусор > ядохимикаты (неразумная деятельность людей)

Оцените свою деятельность. Если вам было трудно и не понятно покажите круг красного цвета. Если было понятно, но не все и вы затруднялись – желтого цвета. А если вам было все понятно и интересно – зеленого цвета.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 603 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.08.2021 286
  • RAR 6.3 мбайт
  • 19 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Смирнова Лариса Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: