Сообщение на тему социально экономическая структура и государственное управление троянская война

Обновлено: 05.07.2024

Дешифровка линейного письма Б не смогла решить все проблемы социально-экономической и политической истории микенской эпохи. Многие важные вопросы все еще остаются без ответа. Мы не знаем, например, какие отношения существовали между отдельными дворцовыми государствами: составляли они, как думают некоторые ученые, единую ахейскую державу под эгидой царя Микен — самого могущественного из всех правителей тогдашней Греции — или же вели совершенно обособленное и независимое существование? Последнее кажется более вероятным. Едва ли случайно, что почти каждый из микенских дворцов был окружен мощными оборонительными стенами, которые должны были надежно защищать его обитателей от враждебного внешнего мира и прежде всего от ближайших соседей. Циклопические стены Микен и Тиринфа свидетельствуют о почти непрерывной вражде этих двух государств, деливших между собой плодородную Аргосскую равнину. Греческие мифы рассказывают о кровавых усобицах ахейских владык, об упорной борьбе за первенство, которую вели между собой соперничающие династии Средней Греции и Пелопоннеса. В одном из них повествуется, например, о том, что семь царей Аргоса пошли походом на Фивы — богатейший из городов Беотии — и после ряда неудачных попыток и гибели некоторых из них взяли и разрушили город. Раскопки показали, что микенский дворец в Фивах, действительно, был сожжен и разрушен в XIV в. до н. э. задолго до того, как погибли другие дворцы и цитадели.



Стратиграфический разрез Трои


Львиные ворота в Микенах

Естественно возникает вопрос: почему она пала, просуществовав в рамках раннеклассового общества несколько столетий? Почему ахейским государствам, располагавшим хорошо организованной военной машиной, значительными экономическими ресурсами, высокой культурой и подготовленными кадрами административного аппарата, не удалось устоять перед лицом разрозненных орд завоевателей, не вышедших из рамок примитивного родового строя? Можно указать на несколько причин упадка микенской цивилизации.

Такой глубокий дуализм микенских обществ — свидетельство непрочности в целом классовых отношений, которые могли быть относительно легко уничтожены внешним завоеванием. Более того, к уничтожению микенских дворцов — изолированных центров высокой культуры, выступавших главным образом как центры потребления и принимавших слабое участие в организации общественного производства, стремились жители родовых поселков.

Одной из важных причин падения ахейских государств было истощение внутренних ресурсов, растрата огромных материальных и людских резервов в результате многолетней Троянской войны и кровавых междоусобиц между отдельными ахейскими царствами и внутри правящих династий. При невысоком уровне производства и малой величине прибавочного продукта, выколачиваемого из родовых общин, на содержание прожорливой придворной аристократии, солидного бюрократического аппарата, военной организации уходили все средства. В этих условиях дополнительные траты на разорительные войны (включая Троянскую) не могли не привести к перенапряжению внутреннего потенциала и его истощению.

Рафинированная ахейская цивилизация с ее блестящим фасадом была обществом внутренне непрочным. Она не столько наращивала общественное производство, сколько растрачивала имеющиеся ресурсы, подтачивала основы своего могущества и благосостояния. Во время начавшихся на рубеже XIII–XII вв. до н. э. крупных племенных передвижений на Балканах и Малой Азии (среди них находились и дорийские племена) микенские государства, внутренне ослабленные комплексом глубоких противоречий, не выдержали натиска воинственных племен.

Последовавший за племенными перемещениями быстрый распад крупнейших микенских государств объясняется не столько силой северных варваров, сколько непрочностью их внутренней структуры, основой которой была, как мы видели, систематическая эксплуатация и угнетение сельского населения немногочисленной замкнутой в себе дворцовой элитой и ее бюрократическим аппаратом. Достаточно было уничтожить правящую верхушку дворцовых государств, чтобы вся эта сложная постройка развалилась, как карточный домик.

Дальнейший ход событий во многом неясен: слишком скуден имеющийся в нашем распоряжении археологический материал. Основная часть варварских племен, принимавших участие во вторжении, по-видимому, не удержалась на захваченной ими территории (опустошенная страна не могла прокормить такую массу людей) и отхлынула на север — на свои исходные позиции. Лишь небольшие племенные группы дорийцев и родственных им западногреческих народностей обосновались в прибрежных районах Пелопоннеса (Арголида, области близ Истма, Ахайя, Элида, Лакония и Мессения). Отдельные островки микенской культуры продолжали существовать вперемешку с вновь основанными поселениями пришельцев вплоть до конца XII в. В это время последние из переживших катастрофу конца XIII в. ахейские цитадели пришли в окончательный упадок и были навсегда покинуты своими обитателями. Тогда же наблюдается массовая эмиграция с территории Балканской Греции на Восток — в Малую Азию и на близлежащие острова. В колонизационном движении принимали участие, с одной стороны, уцелевшие остатки ахейского населения Пелопоннеса, Средней и Северной Греции, которые именуются теперь ионийцами и эолийцами, с другой — дорийские новопоселенцы. Результатом этого движения было образование на западном побережье Малой Азии и на островах Лесбосе, Хиосе, Самосе, Родосе и других множества новых поселений, среди которых самыми крупными были ионийские города Милет, Эфес, Колофон, эолийская Смирна, дорийский Галикарнас. Здесь в ионийских и эолийских колониях спустя несколько столетий возник новый вариант греческой культуры, резко отличающийся от предшествующей ему микенской цивилизации, хотя и вобравший в себя некоторые из ее основных элементов.

Как и в странах Древнего Востока, в частности в Древнем Египте, Месопотамии, Восточном Средиземноморье, процесс исторического развития в Эгейском бассейне в III–II тысячелетиях до н. э. протекал в рамках общих закономерностей разложения родовой организации через ее социальную дифференциацию, вызванную совершенствованием производительных сил, и социальную напряженность, которая, в свою очередь, определяла появление государственного аппарата, призванного обеспечить известный порядок в обществе и создать условия для его дальнейшего развития. Как и в странах Древнею Востока, первые классовые общества в Эгейском бассейне возникают в рамках небольших государственных образований, объединяющих несколько общин с одним административным центром, который вместе с тем был и средоточием культа. Подобные государства впервые возникли на о. Крит в конце III тысячелетия до н. э. Дальнейшее развитие этих мелких образований привело к созданию крупного территориального государства, объединявшего не только весь Крит, но и ряд островов южной части Эгейского моря и восточных прибрежных областей Балканского полуострова (морская держава Миноса).

Возникновение первых ростков цивилизации в Эгеиде относится к более позднему времени, чем в долине Нила или Двуречья, где общество достигло известной зрелости и к концу III тысячелетия до н. э. насчитывало тысячу лет. Как показывает исследование конкретного материала, более древние цивилизации Ближнего Востока оказывали на процесс внутреннего развития критского общества стимулирующее влияние. Вместе с тем нельзя преувеличивать степень этого влияния. В частности, оно, довольно сильное для Крита, было значительно более слабым для государств материковой Греции. Как свидетельствуют многочисленные археологические данные, развитые неолитические культуры в Балканской Греции VI–IV тысячелетий до н. э. стали богатой основой для возникновения культур бронзового века, а затем и древнейшей греческой цивилизации.

Для исторических судеб древнейшего населения Балканской Греции, так же как и других народов древности, природная среда обитания имела огромное значение. Как известно, раннему рождению цивилизации на Древнем Востоке способствовало создание орошаемого земледелия в речных долинах с плодородной почвой. В южной части Балканского полуострова природные условия были иными. Каменистая, трудная для возделывания почва, расчлененность территории многочисленными горными хребтами на мелкие изолированные долины создавали отличные от древневосточных обществ условия для общественного и экономического развития. Огромную роль в развитии отдельных центров Греции II тысячелетия до н. э. играло освоение моря, т. е. получение морских продуктов питания и возможность связей с другими народами по морским путям. По мере того как жителям Балканской Греции удавалось покорять море, шло становление эллинской цивилизации. Создание критской морской державы, постоянные морские контакты микенских греков с восточным побережьем Средиземного моря, Сицилией и Италией на Западе — показатель овладения морем еще во II тысячелетии до н. э.

Особую роль море играло в жизни жителей многочисленных островов Эгейского моря: Лемноса и Лесбоса, Киклад и Родоса. Ограниченность островной территории не позволяла сосредоточиться на преимущественном занятии земледелием, с одной стороны, с другой — богатство недр полезными ископаемыми — рудами, камнем, хорошей глиной — способствовало развитию ремесленного производства, заставляло жителей искать средства к жизни путем организации ремесла, развития рыболовства, активной морской торговли, кораблестроения и смелого пиратства, что не могло не стимулировать частную предприимчивость и мобильность населения.

Внутреннее развитие раннеклассового общества в Эгеиде II тысячелетия до н. э. проходило в рамках мелких государственных образований. В островной зоне Эгеиды эти мелкие государства, по всей вероятности, представляли собой аристократические структуры, решающую роль в них играла предприимчивая, связанная с морской торговлей и пиратством олигархия, жившая в довольно комфортабельных и благоустроенных домах, так называемых патрицианских особняках, открытых археологами. Правящая элита, видимо, представляла и возглавляла общинную организацию островного населения, восходящую к родовому устройству. Отсутствие дворцово — храмовых комплексов и неприступных цитаделей сводило к минимуму роль придворного и военного элемента, связанную с царским дворцом иерархию сословий и обеспечивало так сказать республиканский (вернее, будущий полисный) вариант общественного развития. Однако этот путь развития, формирующийся в островной зоне Эгейского моря, не получил своего естественного продолжения, был заторможен, а затем и прерван, поскольку мелкие острова — государства были захвачены в разные периоды II тысячелетия ведущими монархическими державами Крита или ахейской Греции.

Ведущими стали государства с монархическим устройством. По своей структуре эти мелкие государства состояли из дворцового центра, резиденции правителя, его администрации, жречества, составлявших большую часть господствующего класса, и разбросанных по территории всего государства родовых общин. Производственной основой общества были централизованное дворцовое хозяйство, в котором работали рабы и зависимые работники, и родовые коллективы, где велось примитивное земледелие и скотоводство, поставлявшее излишки продукции в пользу царского дворца и местной аристократии. В отличие от стран Древнего Востока, где монархические режимы и связанная с ними аристократия как основная часть господствующего класса играли важную роль в организации земледелия, контролируя систему искусственного орошения, на Крите и в Балканской Греции примитивные монархии принимали минимальное участие в организации производства. Общины, жившие в условиях примитивного быта, были лишь объектом их насильственной эксплуатации. Это противоречие между протогородом с обширным царским хозяйством и эксплуатируемыми общинами, сохранявшими родовое устройство, определило внутреннюю слабость критских и ахейских государств. Постоянные войны, которые велись между мелкими враждующими царствами, еще более подтачивали силу этих внутренне непрочных государств. Свою роль играл и фактор этнической неоднородности Эгейского мира, как правило, чреватый раздорами и конфликтами. Греки-ахейцы, исконное негреческое население Крита — минойцы, местные племена Балканского полуострова, жившие здесь до вторжения ахейцев — пеласги и лелеги, карийцы — имели свои культурные и этнические традиции и это не могло не влиять на общую нестабильность исторической ситуации, хотя в нашем распоряжении нет точных данных о каких-либо этнических столкновениях или войнах во II тысячелетии до н. э. Потребовавшая большого напряжения Троянская война, давление с севера дорийских племен, начавших медленное движение в южном направлении, привели к постепенному разрушению микенских дворцов и падению олицетворяемой ими государственности, цивилизации, бюрократического уклада хозяйства. Напротив, родовые общины сохранили свою структуру и продолжали существовать в новых условиях. Проникновение дорийских племен, живших в сходных условиях доклассового быта, лишь укрепили в целом родовые отношения, которые заняли господствующее положение в Греции рубежа II–I тысячелетий до н. э. Уничтожение микенской аристократии как носителей классового общества и государственности, паразитических резиденций, дворцов с их роскошью, утонченным искусством, письменностью привело к общему понижению социально-экономического и культурного уровня Греции, которая в целом вернулась к родоплеменной структуре общественного устройства.


2. 3. Троянская война

Греческая традиция единодушно признает ее историческим фактом. Попытки завоевания богатой Трои предпринимались не раз, но кончались неудачей.

Археологические открытия подтвердили географию Трои и микенских центров, но поставили ряд пока не разрешенных проблем Место расположения древней Трои было заселено только в начале бронзового века, около III тыс до н.э Г. Шлиман раскрыл так называемую Трою II, изобилующую золотыми вещами. Но эта Троя на 600 лет старше шахтных гробниц в Микенах и не могла быть завоевана пришельцами с Балканского полуострова Около 1800 г до н. э. появляется так называемая Троя VI. Город был окружен мощными оборонительными стенами, но археологи не обнаружили здесь сокровищ и ювелирных изделий. Множество костей лошади свидетельствует о переменах в военном деле, а микенская керамика- о связях с Грецией. Около 1300 г. до н. э. Троя VI была разрушена, землетрясением , чем о вторжении. Город сразу был отстроен (Троя VII А). Никаких перемен в материальной культуре не произошло, но она стала гораздо беднее Археологические данные бесспорно говорят, что Троя VII А была разрушена людьми. По данным керамических находок, это произошло около 1200 г. до н. э. Однако в это время вряд ли могла создаться коалиция греческих государств, так как на Балканском полуострове было уже очень неспокойно. А более ранняя дата троянского похода не согласуется с археологическими находками в Трое. Некоторые ученые из-за этого вообще отвергают историчность Троянской войны. Это мнение отнюдь не является господствующим, многое еще остается неясным.

Проблема гибели цивилизации бронзового века. Роль Микенского наследия

Еще в XIII в. до н.э. Ахейские государства стали сооружаются новые укрепления, ремонтируются прежние оборонительные стены дворцовых комплексов. Возводится мощная стена на Истмийском перешейке, перегородившая путь из Средней Греции на Пелопоннес. Однако, несмотря на это, к концу XII в. до н.э. практически все Ахейские дворцы были разрушены, их население частично уничтожено, частично переселилось в далекие, малопригодные для обитания области Балканского полуострова. В это время племена северобалканского региона начали движение на юг - на территорию балканской Греции. После завоеваний основная масса переселенцев вернулась назад. Только небольшие группы западногреческих племен, среди которых были и дорийцы поселились на Пелопоннесе Собственно микенское население, пережившее катастрофу частью эмигрировало в Малую Азию, частью жили вперемешку с вновь основанными поселениями дорийцев. Ахейские цитадели после этого пришли в окончательный упадок, многие были полностью безлюдны. Греция вернулась к родовому строю, были потеряны государственность, письменности, проявления цивилизации, снизилась рождаемость и продолжительность жизни, ухудшилось общее физическое состояние обитателей, видимо связанное с ухудшением питания. Причины такого упадка являются дискуссионными.

Проблема причин тесно связана с вопросом о роли микенского наследия в становлении греческой цивилизации. По указанным проблемам существует две противоположные точки зрения, которые завязаны на вопросе о дорийском переселении и его роли в падении Микенской цивилизации.

1 ) Р. Пельман; ее приверженцы считают, что доверять эпосу, преданиям и легендам по данному вопросу нельзя, они опираются только на немногочисленные археологические данные, на основе анализа которых делают вывод о том, что главной причиной упадка цивилизации эпохи бронзы в Греции является нашествие греков-дорийцев. Дорийцы - завоеватели вместе с микенскими дворцами разрушили и теократическую администрацию, внесли свою систему правления, ввели религиозные праздники. Поэтому началась новая эра, прослеживаемая по изменению погребального обряда и появлению новых форм в искусстве. При этом центр Ахейской цивилизации Микены, пал скорее в конце, чем в начале дорийского переселения. После этого во многих районах установилась кочевая жизнь.

население катастрофически сократилось, самый глубокий упадок наступил после 1000 г. до н.э., когда исчезают последние субмикенские предметы. Возрождение начинается после 900 г. до н.э., когда вновь появляются поселения, возможно, начинается демографический рост, происходит переход к оседлости. Поэтому никакой преемственности между Крито-Микенской цивилизацией и греческой цивилизацией Гомеровского периода нет, остатки местного населения, которые могли бы быть носителями прежних традиций, были ассимилированы и утратили связь с прошлым, греческая цивилизация начала с тля. При ответе на вопрос, почему государства не удалось устоять перед завоевателями, называют следующие слабые места Микенской цивилизации: внутренняя слабость раннеклассовых отношений, дуализм микенского общества, истощение внутренних ресурсов на междоусобные войны и противоречия правящих династий. На аргумент о немногочисленности осевшего после завоеваний населения, а значит, неспособности их перевернуть всю культуру региона, говорят, что сначала переселенцев было много и они уничтожили все старое и основали новую цивилизацию, но опустошенная натиском страна не могла прокормить такую массу народа и основная часть переселенцев вернулась на свои места 2)Авторы другой точки зрения, считают, что культурный разрыв эгейской и предполисной Греции не так очевиден. Дорийцы мало повлияли на греческую культуру, а отрицание существования у греков преемственности порождено недостатком сведений о событиях конца бронзового века. Они не отрицают факта дорийского переселения, но считают его не массовым одномоментным явлением, а растянутым во времени событием. В эпоху переселений происходила постепенная инфильтрация небольшими группами на протяжении примерно двухсот лет, причем дорийцы были близкородственны ахейцам, говорили на западном диалекте греческого языка. После нападений не было тотального исчезновения микенских цитаделей, опустела только их часть, другие остались вообще нетронутыми или стали вмещать смешанное население. Переселенца постепенно ассимилировались. Связи с востоком, возможно, не прекратились. Концом микенского времени считается 1125 г., началом протогеометрического - 1035 г. Орнамент керамики между ними обнаруживает преемственность. То есть выделяется субмикенский стиль как продолжение микенского на иной основе, а с него начинают геометрический Так же в пользу преемственности говорит и то, что в эпосе воспеваются не подвиги вождей переселенцев, сокрушавших микенские дворцы, а подвиги микенских героев до переселения, чьими потомками греки гордились быть На их диалекте были созданы поэмы Гомера.

Помимо Микенского государства в Ахейской Греции существовали и другие сильные царства, правда, менее богатые и не столь агрессивные. Их столицами были Тиринф (в той же Арголиде), Пилос (на юго-западе Пелопоннеса), Афины (в Аттике), Орхомен и Фивы (в соседней Беотии), Иолк (в Фессалии, Северная Греция). Между царствами нередко возникали острые или затяжные конфликты

Время рассвета микенской цивилизации 15-13 века до нашей эры.

В это время зона её распространения охватывает весь Пелопоннес, Среднюю Грецию (Аттику, Биотию, Фокиду), большую часть Северной Греции (Фессалию), многие острова Эгейского моря. На всей этой территории существовала единая культура. Основными центрами микенской культуры были дворцы. Самые значительные - в Микенах, Тиринфе, Пиласе, Афинах, Фивах, Орхомене, Иолке.

Социально-экономическая структура микенского общества. Её особенности.

Особенности социально-экономической структуры микенского общества:

1. Широкое применение подневольного труда и наличие большой массы дешёвой рабочей силы.

2. Развитый государственный аппарат способный организовать эту силу.

Основная масса трудящегося населения – это свободные крестьяне и ремесленники. Они не считались рабами, но находились в экономической зависимости от дворца и облагались повинностями. Отдельные округа были обязаны предоставлять в распоряжение дворца определённое число ремесленников и рабочих разных профессий, которые делились на две категории:

2) Свободные общинники – для кого работа была временной повинностью.

Ремесленники, привлекавшиеся на государственную службу, не лишались личной свободы. Вся земля делилась на две категории:

- Дворцовая или государственная

Государственная земля распределялась между сановниками из военной и жреческой знати, дворцовой администрации за исполнение службы. Они могли сдавать её в аренду другим лицам. Территориальная община – дамос, основную часть земли делила на наделы с одинаковой доходностью. Наделы распределялись между семьями, оставшиеся земля сдавалась в аренду. Экономическая система микенских государств отличалась тем, что:

1. Частное хозяйство находилось в податной зависимости от государства и играло второстепенную роль.

2. Государство монополизировало важные отрасли ремесленного производства (кузнечное) и установило строгий контроль над дефицитными ресурсами (металлами).

Государственное управление.

1) Штат писцов - служили в канцелярии и архиве.

2) Чиновники фискального ведомства – контролировали сбор налогов и выполнение повинностей.

3) Коретеры – наместники. Стояли во главе 16 податных округов и отвечали за поступление в казну податей.

4) Басилеи – чиновники низшего ранга, управляли отдельными поселениями в составе округа и контролировали производство.

Чиновники высшего ранга:

Лавагет – военачальник. Командовал вооруженными силами. Непосредственный помещик царя В ряде надписей перечисляются административные функции лавагета: он мог освобождать отдельных лиц от повинностей, вздымал с населения налоги, ведал военными делами, и т.д.

Жрецы главных храмов государства.

Высшие военные чины – предводители отрядов боевых колесниц.

Троянская война.

Упадок микенской культуры и её причины.

На рубеже 13-12 веков началось вторжение воинственных племён с севера балканского региона. На Юг вторглись народы, говорившие на диалектах греческого языка и языках фракийско-иллирийского происхождения.

Результаты вторжения:

1. Захват и разрушение микенских поселений.

2. Быстрый упадок ремесла и торговли.

3. Резкое сокращение численности населения.

Причины упадка Микенской цивилизации.

Непрочность социальных отношений. Легко была уничтожена завоевателями.

Истощение внутренних ресурсов. Растрата материальных и людских резервов в результате войн и междоусобиц.

Быстрый распад Микенских государств объясняется непрочностью их внутренней структуры, где дворцовая элита не была связана с народом;;

Насильственная эксплуатация общин.

Дорийцы и родственные им западно-греческие народы обосновались в прибрежных районах Пилопонесса – Арголида, Ахайя, Элида, Лакония, Миссения.

Остатки микенской культуры смешались с культурой пришельцев. В конце 13 века до нашей эры начинается эмиграция местного населения и дорийских поселенцев на Восток в малую Азию и на ближайшие острова. Родовые общины сохранили свои структуры и продолжали существовать в новых условиях.

Греция рубежа 2-1 тыс. до нашей эры в целом вернулась к родоплеменной структуре общественного устройства.

Слайды и текст этой презентации Открыть в PDF

Троянская война

ГомерГомер (XIII – XII в. до н.э.) – древнегреческий поэт-сказитель. О жизни и личности Гомера

Гомер (XIII – XII в. до н.э.) – древнегреческий поэт-сказитель. О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно.

ГомерЗа право называться его родиной в античной традиции спорили семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос,Афины. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер

Троянская войнаТроянская война датируется XIII-XII веками до н.э. По приданию Гомера, причиной к троянской войне


Троянская войнаПарис – сын Приама и Гекубы, предводитель Троянской войны. Наделённый богиней Афродитой всеми чарами

Парис – сын Приама и Гекубы, предводитель Троянской войны. Наделённый богиней Афродитой всеми чарами красоты и прелести, он понравился гостеприимным хозяевам и особенно прельстил Елену. Между тем Менелай отправился на Крит, а Диоскуры были заняты спором с афаретидами; воспользовавшись отсутствием защитников Елены, Парис убедил её бросить дом супруга и отплыл с ней ночью в Азию, взяв много сокровищ из дворца Менелая. Этот поступок Париса послужил поводом к троянской войне. Похитив Елену, Парис впервые сочетался с ней на острове Краная (около берегов Лаконики), построив напротив храм Афродиты Мигонитиды.

Заключительным этапом войны, по смерти Гектора на помощь троянцам приходит войско амазонок, затем эфиопов. Их

Заключительным этапом войны, по смерти Гектора на помощь троянцам приходит войско амазонок, затем эфиопов. Их царь Мемнон храбро сражается и убивает друга Ахилла Антилоха. Ахилл убивает Мемнона в поединке. Сам же, при попытке пробиться в город через Скейские ворота, погибает от стрелы Париса, направленной богом. Сам же Парис смертельно ранен Филоктетом.

Греки строят гигантского деревянного коня, во внутренности которого прячутся храбрейшие из воинов под начальством Одиссея;

Греки строят гигантского деревянного коня, во внутренности которого прячутся храбрейшие из воинов под начальством Одиссея; остальные греки сжигают лагерь и отплывают от берега Троады, чтобы усыпить бдительность троянцев. Ночью греки выходят из засады и сигнальными огнями дают знак греческому флоту об успешном выполнении хитрого плана. Мнимо отплывшие греки возвращаются и овладевают Троей; жители отчасти избиваются, отчасти уводятся в рабство, а город предается огню и разгрому. Менелай убивает Деифоба и освобождает Елену. Неоптолем убивает и самого Приама у алтаря Зевса. Диомед убивает жениха Кассандры. Ребёнка Астианакта, сына Гектора, победители сбрасывают с башни.
Троянская война закончилась падением Трои.

Во время войны, каждой из сторон – Грукам и Троянцам помогали боги. На стороне Греков

Во время войны, каждой из сторон – Грукам и Троянцам помогали боги. На стороне Греков были Афина, Гефест, Гермес, Посейдон и Гера. За Троянцев выступали Афродита, Аполлон, Артемида и Арес.

Троянская война является одной из самых легендарных событий в истории человечества. Она была воспета в поэме Гомера “Илиада” и долгие годы считалась мифом, однако после того как Генрих Шлиман откопал Трою, данное событие обрело вполне исторические очертания. Каждый образованный человек обязательно слышал о таких героях троянской войны как: Ахилл (Ахиллес), Одиссей, Гектор, Агамемнон, Приам, Эней, Парис и других, а также красивую легенду о Троянском коне и похищении царицы Елены. Однако многие факты чаще всего размыты и сложно припомнить полную картину Троянской войны. В данной статье я предлагаю вспомнить основные события Троянской войны, из-за чего она началась и чем завершилась.

Елена и Парис

Троянский царевич совершил тяжкое преступление — нарушил закон гостеприимства и тем навлёк на родной город страшное бедствие. Оскорблённый Менелай с помощью своего брата, могущественного царя Микен Агамемнона, собрал большое войско, чтобы вернуть неверную жену и похищенные сокровища. На призыв братьев явились все женихи, сватавшиеся когда-то к Елене и давшие клятву защищать её честь. Знатнейшие ахейские герои и цари: Одиссей, Диомед, Протесилай, Аякс Теламонид и Аякс Оилид, Филоктет, мудрый ста-рец Нестор и многие другие привели свои дружины. Принял участие в походе и Ахилл, сын Пелея и Фетиды, самый отважный и могучий из героев. По предсказанию богов, греки не могли завоевать Трою без его помощи. Одиссей, как самый умный и хитрый, сумел уговорить Ахилла принять участие в походе, хотя тому и было предсказано, что он погибнет под стенами Трои. Предводителем всего войска был избран Агамемнон, как правитель самого могущественного из ахейских государств.

Греческий флот, насчитывавший тысячу кораблей, собрался в Авлиде, гавани в Беотии. Чтобы обеспечить флоту благополучное плавание к берегам Малой Азии, Агамемнон принёс в жертву богине Артемиде свою дочь Ифигению. Достигнув Троады, греки попытались вернуть Елену и сокровища мирным путём. Посланцами в Трою отправились испытанный дипломат Одиссей и оскорблённый супруг Менелай. Троянцы им отказали, и началась долгая и трагичная для обеих сторон война. В ней приняли участие и боги. Гера и Афина помогали ахейцам, Афродита и Аполлон — троянцам.

Троя. Постер.

Греки не смогли сразу взять Трою, окружённую мощными крепостными сооружениями. Они построили на берегу моря возле своих кораблей укреплённый лагерь, стали разорять окрестности города и нападать на союзников троянцев. На десятом году осады произошло драматическое событие, повлёкшее за собой серьёзные неудачи ахейцев в сражениях с защитниками Трои. Агамемнон оскорбил Ахилла, отобрав у него пленницу Брисеиду, и тот, разгневанный, отказался выходить на поле боя. Никакие уговоры не могли убедить Ахилла оставить гнев и взяться за оружие. Троянцы воспользовались бездействием самого смелого и сильного из своих врагов и перешли в наступление, возглавляемые старшим сыном царя Приама Гектором. Сам царь был стар и не мог принимать участие в войне. Помогала троянцам и общая усталость ахейского войска, уже десять лет безуспешно осаждавшего Трою. Когда Агамемнон, проверяя боевой дух воинов, притворно предложил прекратить войну и вернуться домой, ахейцы встретили предложение с восторгом и устремились к своим кораблям. И только решительные действия Одиссея остановили воинов и спасли положение.

Троянский конь

После смерти Ахилла среди ахейцев начинается спор за обладание его доспехами. Они достаются Одиссею, и, оскорблённый таким исходом, Аякс Теламонид кончает жизнь самоубийством.
Решительный перелом в войне происходит после прибытия в лагерь ахейцев героя Филоктета с острова Лемнос и сына Ахилла Неоптолема. Филоктет убивает Париса, а Неоптолем — союзника троянцев мисийца Эвринила. Оставшись без предводителей, троянцы больше не решаются выходить на битву в открытое поле. Но мощные стены Трои надёжно охраняют её жителей. Тогда по предложению Одиссея ахейцы решили взять город хитростью. Был построен огромный деревянный конь, внутри которого спрятался отборный отряд воинов. Остальное же войско, чтобы убедить троянцев, будто ахейцы отправляются домой, сжигает свой лагерь и отплывает на кораблях от побережья Троады. На самом же деле ахейские корабли укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос.

Читайте также: