Сообщение о народах крыма раннего железного века скифы

Обновлено: 02.07.2024

Одной из интереснейших страниц истории Крыма является господство скифов над большей частью его территории.

Легенды о зарождении Скифского государства

Когда Таргитаю пришла пора умирать, встал вопрос о наследовании власти. Тут, по мифу, с неба упали четыре золотых предмета: чаша, секира, плуг и ярмо. Когда старший из царевичей подошёл, чтобы взять эти золотые вещи, то они запылали. То же самое произошло, когда к ним подошёл средний брат. И только младший сумел их взять. Братья увидели в этом знак небес и согласились отдать царство младшему брату.

Впоследствии, согласно Геродоту, Колаксай разделил Скифское царство между тремя своими сыновьями. Конечно, эти мифы не отражают реального развития общественных институтов у скифов в тот период. Скифы были ещё кочевниками, жили родо-племенным строем, государственность и публичная власть находились у них в зачаточном состоянии.

Возникновение Скифского царства в Крыму. Неаполь Скифский

Неаполь Скифский просуществовал не меньше шести веков. Среди его жителей, судя по раскопкам, постепенно появляются жители разных народов: греки, сарматы, роксоланы и т. д. Погребения обнаруживают сильные социальные различия. Знать хоронила умерших в богатых могилах, вырубленных в скале, или в мавзолее у стен города. Средние слои имели своё городское кладбище, а умерших бедняков зарывали за чертой города. Как видим, скифы оставили далеко позади свой древний обычай кремации и возведения высоких курганов. Поэтому мы пока даже не можем точно сказать, какие погребения в Неаполе Скифском принадлежат именно царям.

Важнейшие события

Впрочем, мы вообще почти ничего не знаем о внутреннем устройстве Скифского царства в Крыму кроме того, что оно было, по-видимому, монархическим. На это указывают буквально всего одно-два события, из которых только и известны имена скифских царей.

Под натиском сарматов Скифское царство было вынуждено расширять свои владения в Крыму. В первую очередь – за счёт Херсонеса, который владел обширными землями в западной части Крыма и окружал их стеной. История Скифского царства III-II вв. до н. э. – история его непрекращающихся войн с Херсонесом, в которых перевес в целом склонялся на сторону скифов. Их владения увеличивались, владения греков сокращались. В самом конце II века скифы подступили уже непосредственно к городу. Могущество крымских скифов простёрлось в то время настолько, что греческая колония Ольвия в устье Южного Буга сделалась их протекторатом.

В этих условиях херсонесцы обратились за помощью к царю Понта (которому тогда принадлежало и соседнее Боспорское царство) Митридату VI Евпатору. В 110-107 гг. до н. э. его полководец Диофант разбил скифов и взял их столицу Неаполь. Херсонесу были возвращены прежние владения в Западном Крыму. Царь скифов Скилур и его старший сын Палак пали в бою, прочие его сыновья были лишены власти, Скифия была оккупирована и лишена независимости.

Но тут вмешались римляне. Под их дипломатическим нажимом понтийцы вернули власть наследникам Скилура. В дальнейшем, в ходе войн с Римом, Понтийское царство было разрушено, и Скифия обрела независимость. Правда, неполную, так как она отныне и на много веков была ограничена верховным суверенитетом Рима. В таком состоянии Скифское царство безбедно просуществовало ещё целых четыре столетия, пока в конце IV века н. э. не пало (вместе с соседним Боспорским царством) под ударами готов и аланов.

1. Ранний железный век

  • Утверждение железа как распространенного металла на землях Украины состоялось в 7 в. до н. н.э., о чем свидетельствуют материалы археологических раскопок.
  • Появление железных орудий труда и оружия повлекла бурное развитие хозяйства и военного дела.
  • Земледельческие племена начали применять железный плуг , с помощью которого можно было вспахать больше земли, а значит - собрать лучшие урожаи.
  • Скотоводы степи за те сутки зажили кочевой жизнью, постоянно переходя вместе со скотом на новые земли. Они научились ездить верхом на лошадях и преодолевали на этих быстроногих животных огромные расстояния.
  • С изобретением железа скотоводы-кочевники превратились в непобедимых воинов. Историю воинственных кочевников на наших землях основали киммерийцы

2. Киммерийцы

Свидетельство источников о киммерийцев

Киммерийцы - воины

  • Все письменные упоминания о киммерийцев связанные с их военными походами.
  • Войско киммерийцев состояло из подвижных отрядов всадников.
  • Как свидетельствуют археологические находки, киммерийцы для своего времени были непревзойденными мастерами военного снаряжения.
  • Главным оружием киммерийских воинов был мощный дальнобойный лук. В ближнем бою они применяли железные мечи длиной более метра.
  • О совершенстве конского снаряжения киммерийцев свидетельствует тот факт, что его позаимствовали тогдашние народы.

Для истории народов, проживавших на землях Украины в давние времена, это обстоятельство важна тем, что именно киммерийцы были первыми, кто из жителей Степи научился производить железо, вот почему с ними связано начало железного века на наших степных просторах.

Образ жизни киммерийцев

  • Киммерийцы были первым народом на украинских землях, которого исследователи называют кочевым .
  • Киммерийцы не строили жилищ, а их жизнь пробежало в бесконечной путешествии степью или верхом на лошадях или в кибитках, запряженных волами. Основой их хозяйства было коневодство . То, чего не могли дать лошади, киммерийцы завоевывали

3. Походы киммерийцев против земледельцев Лесостепи. Чернолесская культура

Военные походы киммерийцев донимали не только народам Ближнего Востока. Царя в причерноморских степях, они не могли обойти мира земледельцев Лесостепи. На землях от среднего Днестра на западе до среднего течения Ворсклы на востоке в те времена жили многочисленные племена, которые археологи называют носителями чернолесской культуры

  • Свое название культура получила от великого Черного леса в верховьях реки Ингулец, где было найдено ее достопримечательности
  • Археологические находки свидетельствуют, что они выращивали просо, ячмень, рожь, пшеницу. Урожай собирали бронзовыми серпами и хранили его в специальных ямах, сделанных в пол жилищ.
  • Зерна собиралось достаточно, чтобы содержать большое поголовье свиней. Кроме того, чорнолисци разводили коров, коз, овец, лошадей.
  • Но больше всего поражает мастерство чернолесских кузнецов. Археологам посчастливилось найти стального меча длиной 108 см.
  • Первых нападений киммерийцев чорнолисци потерпели уже изначально их господства в Степи. Но наиболее острым это противостояние было в 8 ст. до н. н.э. Именно тогда возникли мощная защитная линия по многим крепостей-городищ вдоль Тясмина, а в Черном лесу - опоясан тремя рядами валов и рвов городище
  • Борьба против киммерийцев была жестокой, нападения кочевников заканчивались основном разрушительной пожаром, многие чорнолисцив попадали в плен.
  • Многочисленные археологические находки свидетельствуют, что в конце 8 ст. до н. э киммерийцы преодолели сопротивление чернолесской населения, проникли в глубь их земель и завладели важными городищами.
  • результате из числа чорнолисцив получили распространение вещи киммерийского образца, прежде оружие и конское снаряжение. И какими непобедимыми воинами казались киммерийцы, в 7 ст. до н. э их господство в Степи прервалось, а сами они рассеялись, покоренные значительно более мощными племенами скифов

4. Скифы: расселение и занятия

В причерноморские степи они пристранствовали из степных районов Предкавказья. Как и киммерийцы, скифы были кочевниками , основу хозяйства которых составляло коневодство .

5. Великая Скифия

Скифский царь Атей

  • Наивысшего подъема Великая Скифия достигла в 4 ст. до н. э во времена царя Атея
  • Из греческих источников узнаем, что царь-воин покорил своей власти все скифские земли от Дуная до Дона.
  • Свидетельством могущества Атея было чеканки им собственной монеты
  • Атей вел активную захватническую политику. Это и привело противостояние Великой Скифии с Македонской государством, именно тогда набирала силы и стремилась новых земель.
  • В битве против македонцев во главе с царем Филиппом (отцом Александра Македонского) 339 г. до н. э столетний Атей погиб

Упадок Великой Скифии

  • В 4-3 вв. до н. э положение Скифии внезапно ухудшилось. Безвозвратно исчезли степные скифские памятники.
  • Причинами упадка скифского государства исследователи считают высыхания степей, упадок хозяйственной жизни Лесостепи за жестокого использования его ресурсов.
  • Великая Скифия перестала существовать.
  • Однако сами скифы не исчезли с исторической арены: они отошли на юг и создали две Малые Скифии. Первая - в Нижнем Подунавье, вторая - в степном и предгорном Крыму со столицей Неаполем

Духовный мир Великой Скифии

6. Сарматы

Владычество сарматов в Причерноморских степях продолжалось почти 600 лет. Положили ему конец германские племена готов и нашествие новых кочевников - тюркоязычных гуннов

Древние цивилизации. Киммерийцы, скифы и сарматы


Эпоха бронзы и раннего железа на территории Украины (вторая половина III - начало I тыс. до н.э. Мир кочевников и мир цивилизаций)

Древние цивилизации. Киммерийцы, скифы и сарматы


Великая Скифия

Древние цивилизации. Киммерийцы, скифы и сарматы


Украинские земли в III - I века до н.э.

Да скифы мы! Да азиаты мы! С раскосыми и жадными очами. (Александр Блок).

В древние времена, примерно от начала VIII века до н. е. на необъятных территориях Евразии от северного Причерноморья и аж до Алтая жило свободолюбивое и воинственное племя, или даже скорее племена, вошедшие в историю под общим именем скифов. Кем были древние скифы, какая их история, религия, культура, обо всем этом читайте дальше.

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Карта археологических находок скифов

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Происхождение

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

История

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения персидского завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Скифы

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Культура

скифы

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Обычаи

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Искусство

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Скифское ожерелье

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Искусство скифов

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

скифское звериное искусство

Военное дело

Все скифские воины были отличными всадниками и в бою часто использовали конницу. Также они были первыми, кто успешно применил стратегическое отступление в войне с персами, значительно измотав персидские войска. Впоследствии воинское искусство скифов значительно устарело, и они начали терпеть военные поражения, будь-то от сплоченной македонской фаланги, или конных парфянских лучников.

Скифы в бою

Религия

В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

Видео

И в завершение предлагаем посмотреть интересный документальный фильм о скифах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Киммерийцы. Тавры. Скифы. Сарматы. Крымоведение, 6 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Киммерийцы. Тавры. Скифы. Сарматы. Крымоведение, 6 класс

Киммерийцы. Тавры. Скифы. Сарматы. Крымоведение, 6 класс


Киммерийцы В IX столетии до н.э. в Крыму начался железный век, в раннюю пору.

Киммерийцы- народ иранского происхождения, были первыми обитателями полуостро.

Киммерийцы- народ иранского происхождения, были первыми обитателями полуострова, расселились на Керченском п-ове и в степной части Крыма. Они создали сильный в военном отношении союз племен, в котором уже сложилась военная аристократия. В боях они использовали конницу и совершали успешные военные походы

К сожалению, культура этого народа изучена пока слабо, памятников их материа.

К сожалению, культура этого народа изучена пока слабо, памятников их материальной культуры сравнительно мало. Племена занимались скотоводством и земледелием, орудия труда и оружие изготовляли из бронзы и железа, были прекрасными наездниками и искусны ми воинами Киммерийские цари с военными отрядами совершали военные походы, не раз одерживая победы над лучшими армиями того времени. Захватывали пленных для рабства. На Керченском полуострове располагался город Киммерик. Занятия киммерийцев

Киммерийцы строили свои жилища на возвышенностях у источников пресной воды. И.

Киммерийцы строили свои жилища на возвышенностях у источников пресной воды. Их дома, как и строения хозяйственного назначения, возводились из камня. Воины-киммерийцы ходили в остроконечных шапках, узких штанах, приталенных рубахах и коротких сапогах. Такой внешний вид объясняется кочевым способом жизни и постоянной верховой ездой. Быт киммерийцев

От Дуная до Волги раскидано около двух сотен подкурганных погребений с деревя.

От Дуная до Волги раскидано около двух сотен подкурганных погребений с деревянными стенами, которые принято считать киммерийскими. Иногда воина хоронили вместе с конем. В могилу помещали оружие, оселок, сбрую, еду и т. д. Над захоронениями нередко ставили каменную плиту в форме человека, на которой изображали предметы, принадлежащие воину при жизни. Археологические памятники

У киммерийцев существовал культ Богини-матери. Они верили в существование душ.

У киммерийцев существовал культ Богини-матери. Они верили в существование души и в загробную жизнь. Искусство Киммерии дошло до нас в виде предметов повседневного обихода, которые использовались в качестве оберегов. Это бляшки с мальтийским (реже равноконечным) крестом и с ромбовидным значком, вписанным в круг. Религия и искусство

В VII в. до н.э. Киммерия распалась под натиском более могущественных и много.

В VII в. до н.э. Киммерия распалась под натиском более могущественных и многочисленных скифов. Некоторые киммерийцы ушли на другие земли и растворились среди народов Малой Азии и Персии, их следы там затерялись, часть породнились со скифами и остались в Крыму, часть ушла в горные районы В наши дни Киммерией называют Юго-Восточный Крым.

ТАВРЫ Название тавры дано народу греками, предположительно в связи с жертвопр.

Город тавров


Занятия тавров в Крыму Тавры жили племенами, которые в последствии, вероятно.

Занятия тавров в Крыму Тавры жили племенами, которые в последствии, вероятно, объединились в союзы племен. Они были знакомы с ремеслом: гончарным делом, ткачеством, прядением, литьем из бронзы, изготовлением изделий из кости и камня. Занимались они пастушеством, земледелием и охотой, а приморские тавры — еще и рыболовством и мореплаванием. Порой они нападали на чужеземные суда — чаще всего греческие. Рабства у тавров не было, поэтому пленников они убивали или использовали для жертвоприношения.

Захоронения у тавров Тавры первые в Крыму ваяли человеческие скульптуры, мону.

Захоронения у тавров Тавры первые в Крыму ваяли человеческие скульптуры, монументальные произведения искусства. Фигуры эти водружались на вершинах курганов, обнесенных по основанию каменными оградами.

Воевали нередко тавры с северным соседом — скифами, выработав при этом своеоб.

Воевали нередко тавры с северным соседом — скифами, выработав при этом своеобразную тактику: тавры, предпринимая войну, всегда перекапывали дороги в тылу, сделав их непроходимыми, чтобы не имея возможности бежать, победить, или умереть. Погибших на поле тавры хоронили в каменных ящиках из плит весом в несколько тонн.

СКИФЫ В Крым скифы проникли приблизительно в VII в. до н.э. Это были люди 30.

СКИФЫ В Крым скифы проникли приблизительно в VII в. до н.э. Это были люди 30 племен, говоривших на семи несхожих языках. Скифы довольно скоро оценили благодатный климат и плодородную почву полуострова. Они освоили почти всю территорию Крыма, кроме безводных степей, под земледелие и пастушеское скотоводство. Скифы разводили овец, свиней, пчел, сохраняли привязанность к скотоводству. Кроме этого скифы вели торговлю своим зерном, шерстью, медом, воском, льном.

Скифы, бывшие кочевники, настолько искусно освоили мореплавание, что в ту эпо.

Скифы, бывшие кочевники, настолько искусно освоили мореплавание, что в ту эпоху Черное море называли Скифским. Они привозили из других стран заморские вина, ткани, ювелирные изделия и другие предметы искусства. У скифов был культ золота

Скифское население разделилось на землепашцев, воинов, купцов, моряков и реме.

Скифское население разделилось на землепашцев, воинов, купцов, моряков и ремесленников разных специальностей: гончаров, каменотесов, строителей, кожевников, литейщиков, кузнецов и т.д.

Одежда скифов Одежда скифских мужчин состояла из коротких кожаных кафтанов с.

Одежда простых женщин чаще всего состояла из длинного платья, поверх которог.

Одежда простых женщин чаще всего состояла из длинного платья, поверх которого носилась накидка. Наряды знатных скифянок обычно расшивались множеством золотых пластинок и бляшек.

Неаполь Скифский

Обычаи Античные источники сообщают о ряде скифских обычаев. при убийстве перв.

Обычаи Античные источники сообщают о ряде скифских обычаев. при убийстве первого врага скифу было положено испить его кровь. С поверженных противников скифы снимали скальп и использовали в качестве полотенец для рук, либо сшивали себе плащи, чехлы для колчанов.

Свою долю в добыче получал только тот воин, который предъявлял царю голову вр.

Свою долю в добыче получал только тот воин, который предъявлял царю голову врага. Из черепов наиболее лютых врагов скифы изготавливали чаши. Каждый год скифская знать устраивала пиры, присутствовать на которых можно было только скифам, убившим врага. Скифы закрепляли дружеские узы специальным ритуалом. Для этого в чашу наливалось вино и смешивалось с кровью самих друзей, а затем выпивалось ими после определенных клятв.

Религия скифов Скифия не знала жрецов — лишь гадателей, обходившихся без храм.

Воинов хоронили с оружием: короткие мечи- акинаки с золотыми обкладками ножен.

Воинов хоронили с оружием: короткие мечи- акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты, обложенные золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров.

Скифская держава распалась в III в. до н.э. под ударами другого воинственного.

Скифская держава распалась в III в. до н.э. под ударами другого воинственного народа — сарматов.

сарматы Когда скифы еще господствовали в Причерноморских степях, из-за Дона н.

Между 280—260 годами до н. э. держава скифов значительно сократилась во время.

Между 280—260 годами до н. э. держава скифов значительно сократилась во время вторжения родственных им сарматов, пришедших из-за Дона. Часть скифов погибла, часть перешла через Дунай и осела на прибрежных территориях, также скифам удалось удержать за собой Центральный Крым.

Античные авторы сообщили нам название племен, входивших в сарматский племенно.

Античные авторы сообщили нам название племен, входивших в сарматский племенной союз: арсы, сираки, роксоланы, языги, аланы. Известно, что сарматы выступали на стороне скифов во время их войны с персидским царем Дарием Начиная с Ill века, сарматы становятся полноправными хозяевами в Северном Причерноморье. Особого могущества достигло племя аланов, которое подчинило себе остальные сарматские племена и стало господствовать в Крыму.

Аланы расселились на территории Крыма и Северного Кавказа. Сегодня одно из го.

Аланы расселились на территории Крыма и Северного Кавказа. Сегодня одно из государств Северного Кавказа, в котором живут потомки аланов – осетины, отобразило в названии государства имя предков-Северная Осетия (Алания). Кроме этого, считается, что именно аланы в 212 году основали город Судак. В начале II века до нашей эры сарматы окончательно утверждаются в регионе и начинается процесс "сарматизации" Северного Причерноморья. Скифия становится Сарматией.

Сарматы считаются новаторами в технике конного боя. Это обеспечили им два вид.

Сарматы считаются новаторами в технике конного боя. Это обеспечили им два вида оружия – длинное тяжелое копье и длинный меч

Сарматы и кокошник Интересно, что некоторые ученые ведут корни русского кокош.

итог САРМАТЫ, объединение кочевых скотоводческих племен (аланы,роксоланы, сав.

итог САРМАТЫ, объединение кочевых скотоводческих племен (аланы,роксоланы, савроматы, языги и др.). С 6 по 4 вв до нашей эры жили на территории от реки Тобол до Волги. В 3в. до нашей эры вытеснили из Северного Причерноморья скифов. Вели войны с государствами Закавказья иРимом. В 4 в. нашей эры разгромлены гуннами.

Потомки сарматов По мнению некоторых ученых, прямыми потомками алан (сарматов.

Источники информации: http://yugainfo.com/krymskiy/143-drevnie-narody-v-krymu.

Скифы

Скифы - народ, населявший в VII-IV вв. до н. э. восточноевропейские степи, ограниченные реками Дон и Дунай, а также Северный Кавказ. В III в. до н. э. территория обитания скифов сильно сократилась, об этом периоде их истории речь пойдет в следующем разделе. Скифский язык, судя по немногим дошедшим до нас в иноязычной передаче словам, относился к североиранским языкам иранской группы индоевропейской языковой семьи.

Скифы

Антропологически скифы принадлежат к европеоидной расе. Скифами жителей северо-причерноморских степей именовали эллины, а сами себя они называли сколотами. Наш лучший источник по истории Скифии, Геродот, еще в середине V в. до н. э. описывал этот народ как не имеющий ни городов, ни укреплений, где каждый мужчина - конный стрелок, а средства к жизни добываются не земледелием, а скотоводством. Круглый год кочевали скифы вслед за своими огромными стадами с пастбища на пастбище: мужчины - верхом, а женщины, дети и старики - на повозках, запряженных лошадьми. Их жилища - легкие и транспортабельные кибитки. Естественно, что при таком образе жизни, они почти не оставляли на земле следов, доступных для исследования археологу. Зато у скифов существовал очень интересный обычай. Когда умирал царь, его, после пышных и торжественных обрядов, хоронили в глубокой могильной яме, а над ней насыпали высокий холм из земли и камня - курган. Иногда такие курганы достигали огромных размеров (в Приднепровье, например, до 20 м высотой), так же хоронили и рядовых скифов - лишь курганы были меньших размеров. Очень часто могильные ямы впускались в уже готовые, сооруженные еще в эпоху бронзы курганы. Вместе с погребенным в могилу опускались вещи, как считали родственники, необходимые ему "на том свете".


Раскопки скифских курганов ведутся на протяжении уже более 150 лет, и можно с уверенностью сказать, что почти все наши знания о скифах VII-IV вв. до н. э. основаны на исследованиях их захоронений.

Самые ранние из известных в Крыму скифских погребений относятся к середине VII в. до н. э. Они открыты близ Керчи, на Темир-горе, и на Перекопском перешейке у с. Филатовки. Оба погребения датируются прекрасными керамическими расписными кувшинами, привезенными в Крым с о.Родос в Малой Азии. Судя по малочисленности погребений, в то время степная часть полуострова была заселена очень слабо. Специалисты по культурам эпохи раннего железа уже давно отметили существенное возрастание числа скифских погребений и, следовательно, скифского населения в причерноморских степях, начиная с V в. до н.э. Не был исключением в этом отношении и которым, где по опубликованным данным, исследовано уже не менее полусотни погребений v в. до н. э. Погребения V в. до н. э., исследованные в Центральном Крыму, на Перекопе и в Присивашье, небогаты. Совершались они в небольших ямах и содержали останки вооруженных мужчин со скромным инвентарем: наконечниками стрел, мечом, ножом, костями жертвенных животных. Встречена и конская сбруя: железные удила, бронзовые псалии и нащечники.

В западном Крыму для захоронений скифы использовали и ямы, и каменные ящики. Наибольшую известность получило погребение Золотого кургана. Оно было впускным. Мужчина-воин лежал в могильной яме на специальном грунтовом возвышении-ложе, головой на запад. Ha eгo шee находилась золотая гривна - шейное украшение в виде разомкнутого кольца. Пояс был украшен бляхами с изображением орла и грифоньей головы. В ногах стоял болышой лепной кувшин. Находившийся под погребением набор оружия, помимо овального деревянного щита с набитыми на него железными пластинками, включая короткий железный меч в ножнах с золотой обкладкой, деревянный, обтянутый кожей, колчан со 180 наконечниками стрел. Устье колчана украшала объемная фигура пантеры, выполненная из бронзы и покрытая золотой фольгой.

Очень интересные события происходили в V в. до н. э. в восточной части Крыма - на Керченском полуострове. Здесь начался процесс оседания скифов на земле. Они были втянуты в сферу влияния только что образовавшегося Боспорского царства, заинтересованного в производстве как можно большего количества хлеба. Недавние кочевники превращались в земледельцев, основывали долговременные поселения, переходили от подкурганного обряда к устройству грунтовых кладбищ. К этому же времени относятся первые варварские, очевидно, скифские погребения на некрополе боспорского города Нимфея. Однако скифов в городах Боспора жило еще совсем немного. Об этом свидетельствует очень неболышое количество лепной скифской керамики, найденной на Боспоре в слоях VI-V вв. до н. э.

Читайте также: