Сообщение на тему социальная стратификация

Обновлено: 17.05.2024

Раздел ЕГЭ: 3.1. Социальная стратификация и мобильность

Общество неоднородно по своей структуре. Оно делится на различные группы, что обусловлено в первую очередь социальным неравенством. Различные социальные слои называются стратами.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Страта (от лат. stratum — слой, пласт) — большая группа людей, которая отличается от других своим положением в социальной структуре общества.

Социальная стратификация — расслоение общества по стратам, отношения между слоями общества, а также соответствующими социальными институтами.

Иерархия — система подчинения низших составляющих общества высшим, основывающаяся на деятельности людей и их социальном статусе.

Все учёные приходили к выводу, что социальная стратификация естественна, как и иерархическое деление между людьми, но выделяли разные причины неравенства.

Учёный Причина неравенства
Карл Маркс Сам факт обладания человеком собственностью, уровень доходов
Макс Вебер Критерии Карла Маркса с добавлением социального престижа и участия человека в жизни политической партии
Питирим Сорокин Права и привилегии, ответственность и обязанности между людьми распределены неравномерно
Толкотт Парсонс, Роберт Кинг Мертон Возлагаемые на социальные слои общественные функции

Социальная стратификация появилась практически одновременно с возникновением самого человеческого общества. В ходе исторического развития она видоизменялась и приобретала характерные черты, свойственные для ступени развития общества.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

1) Рабство — основанная на насилии система социальных взаимоотношений. Критерий социальной группы — наличие или отсутствие у неё гражданских прав. Широко использовалось в древности, но в некоторых регионах Азии и Африки неофициально существует и по настоящее время (Мавритания, Ангола, Пакистан). Виды рабства:

  • патриархальное (раб как младший член семьи с соответствующими правами);
  • классическое (раб как бесправная собственность хозяина).

2) Касты — закрытые общественные группы, к которым человек относится исключительно по рождению. Переход из одной группы в другую невозможен. Наиболее распространено в Индии. Виды каст:

  • брахманы (жрецы);
  • кшатрии (воины);
  • вайшьи (купцы);
  • шудры (земледельцы, ремесленники, рабочие).

Неприкасаемые не входят в кастовое деление — низшая ступень общества.

3) Сословия — общественные группы, членство в которых передаётся по наследству, а их права и обязанности закреплены законодательно. Деление на сословия было характерно для феодальной Западной Европы, России (до 1917 г.). Виды сословий:

  • привилегированные (дворяне, священнослужители);
  • непривилегированные (крестьяне, ремесленники, купцы).

4) Классы — большие общественные группы, членство в которых обусловлено общественным разделением труда, а также способом и размерами получения людьми богатства. Виды классов в зависимости от исторического периода:

  • рабы и рабовладельцы;
  • феодалы и зависимые крестьяне;
  • буржуазия и пролетариат;
  • элита, средний и низший класс.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

В настоящее время существует три основных стратификационных уровня: высший, средний и низший — и большое разнообразие социальных групп. Человек может свободно переходить из одной группы в другую, тем самым повышая или понижая свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называют социальной мобильностью.

Социальная мобильность — изменение социального положения человека путём его перехода из одной социальной группы в другую.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

  • Коллективная — множество людей меняют социальную группу под влиянием внешних обстоятельств. Пример: с изобретением электропоезда все кочегары были вынуждены сменить род деятельности.
  • Индивидуальная — человек переходит из одной группы в другую единолично. Пример: принц Карл вступил в наследство и стал королём.
  • Внутрипоколенная — изменение социального статуса человека в одном поколении. Пример: в юношестве человек был чистильщиком обуви, затем стал актёром, а после — предпринимателем.
  • Межпоколенная — изменение социального статуса у различных поколений. Пример: дед был крестьянином, отец рабочим, а сын стал нефтяным магнатом.
  • Вертикальная — подъём по социальной лестнице. Пример: младший менеджер стал старшим менеджером.
  • Горизонтальная — перемещение внутри социальной группы. Пример: Инженер переехал из России в Индию, но всё ещё работает инженером.


Человеческое общество неравномерно: в нем есть различные группы, слои, или по-другому – страты. Такое разделение людей называется социальной стратификацией общества. Попробуем кратко изучить это понятие.


Определение

В сущности, социальная стратификация имеет схожее значение с социальным расслоением общества. Оба этих понятия обозначают дифференциацию, разделение людей на различные группы. Например, на богатых и бедных.


Происхождение термина

Разделение на страты происходит по таким критериям: доход, власть, престиж, уровень образования. То есть общество делится на группы по следующим основаниям: по уровню дохода, по возможности управлять другими людьми, по уровню образования и по престижности (авторитету).

Большие, включающие много представителей страты называют классами, которые подразделяются на слои. Например, класс богатых делится на верхний и нижний (В зависимости от доходов – очень большие и поменьше).

которые читают вместе с этой





Под доходом понимают то количество денежных средств, которое получает человек за определенное время. Как правило, деньги тратятся на удовлетворение потребностей человека, его семьи. В том случае, если доход растет, и деньги не успевают тратиться, происходит накопление, которое в результате ведет к богатству.

Этот критерий измеряется количеством лет, которые человек потратил на обучение. К примеру, если для ученого – это 20 лет, то для рабочего всего 9.

Под этим понятием подразумевается уважение к статусу человека, его положению. Например, в российском обществе престижными профессиями считаются банкир, юрист, врач, но не пользуются уважением дворник, водитель, сантехник.

История появления социальной стратификации

Теория социальной стратификации прошла в своем развитии большой путь, так как это явление имеет достаточно длительную историю:

  • В первобытном обществе практически не было стратификации, так как в неравенство еще не приобрело ярко выраженных форм;
  • С усложнением общества начали возникать касты, сословия, а затем классы;
  • В Европе в XVII – XIX веках на смену феодально-сословному обществу пришли классы. Долгое время существовала сословная иерархия: духовенство, дворянство, крестьянство. Но общество не стоит на месте. Развивалась промышленность, появлялись новые профессии, представители которых уже не вписывались в прежние сословия. Рабочих, предпринимателей не устраивало такое положение, что привело к восстаниям и даже революциям (Например, в Англии и Франции). В результате этих событий появились классы.

В постиндустриальный и современный нам период понятие социальной стратификации не утратило своей значимости, так как структура общества продолжает усложняться.

Способы решения проблемы

Особенности социальной стратификации в современной России, острота этой проблемы вызывает споры о происхождении и способах ее решения:

  • Кто-то считает, что социальное неравенство неизбежно, оно существует в любом обществе: есть особо важные функции, которые выполняют самые талантливые люди. Им предоставляются редкие ценные блага;
  • Другие считают, что расслоение в обществе несправедливо, так как некоторые люди присваивают себе больше благ в ущерб другим. А значит, оно должно быть уничтожено.

Особенность социальной стратификации

Одним из признаков и особенностей социальной стратификации состоит в том, что человек может менять свои роли, перемещаться. Такое явление называют социальной мобильностью – перемещение из одной социальной группы в другую. Она имеет две разновидности:

  • Горизонтальная: изменение положения в одной и той же страте (Например, директор нефтяной компании стал директором крупного банка)
  • Вертикальная: движение по социальной лестнице, причем как вверх, так и вниз -восходящая или нисходящая. (Например, учитель истории стал директором школы – восхождение, или учитель потерял работу и стал безработным – снижение статуса

Что мы узнали?

Социальная стратификация общества – это разделение его на отдельные группы. Она имеет особые критерии, такие как власть, доход, образование и престиж. Дифференциация общества появилась давно и продолжает существовать в современном мире. Одним из ее признаков является социальная мобильность, то есть перемещение людей из одной страты в другую.

Развитие человеческого общества стало причиной появления множества социальных феноменов, изучение которых позволяет человеку лучше понимать окружающего его среду, искать и устранять причины негативных явлений. Одним из феноменов, изучение которых является важной частью современной социологии, является социальная стратификация.

Определение

Социальная стратификация – это иерархическое деление общества на слои (страты) на основе объединения разнообразных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.

Причины возникновения

Исторически можно выделить несколько причин появления социальной стратификации, относящихся к разным периодам развития человеческого общества. При этом по мере усложнения самого общества причины также приобретали более комплексный характер.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Исторические формы социальной стратификации

Рабство – форма неравенства, подразумевающая лишение человека всех прав как de jure, так и de facto и сводящаяся, по сути, к владению одним человеком другим. Было широко распространено в древности (Древний Египет, Древний Рим), преимущественно в аграрных обществах. Менее подверженными этому явлению были кочевые народы.

Причины возникновения рабства:

  1. Долговые обязательства. Человек, не имеющий возможности выплатить долг, становится рабом своего кредитора.
  2. Нарушение законов. Смертная казнь, будучи высшей мерой наказания, заменялась пожизненным рабством.
  3. Насильственное порабощение. В ходе военных кампаний победители пленили жителей проигравшего догосударственного образования или государства и превращали их в рабов.

Кастовая система – форма устройства общества, в рамках которой социальный статус определяется при рождении, социальные лифты отсутствуют, запрещены браки между представителями разных слоев. Пример: варно-кастовая система в Индии. Она подразумевала разделение общества по признаку профессиональной деятельности на четыре варны (сословия): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов, земледельцев) и шудр (слуг). В Средние века система получила дальнейшее деление – варны подразделялись на джати (касты), тем самым закрепив кастовую систему.

Сословная система характерна для феодальной Европы и средневековой Японии. Общество разделено на несколько стабильных слоев, принадлежность к которым определяется рождением и наследованием. Движение между сословиями крайне затруднено, но возможно. Сословия отличались образом жизни, уровнем образования, воспитанием, благосостоянием, доступом к политической власти и социально значимым знаниям.

Классовая система – разделение общества по критериям дохода и наличия материальной собственности. Принадлежность к классу определяется при рождении, но не закрепляется за ним до конца жизни – отсутствуют законы, ограничивающие межклассовое передвижение и выбор профессии, возможны браки между представителями разных классов.

Теории социальной стратификации

Классовая теория К. Маркса

В соответствии с данной теорией общество делится на два основных класса: эксплуататоров и эксплуатируемых, которые находятся в состоянии постоянного непримиримого противоборства, вызванного противоположностью их интересов. Критерий принадлежности к классу – владение средствами производства. Классовая борьба в свою очередь представляется как движущая сила истории – итогом борьбы является социальная революция, за которой следует смена общественного строя. Маркс выделил пять этапов развития общества – общественно-экономических формаций:

  1. Первобытно-общинная. Отсутствие частной собственности подразумевало отсутствие классов.
  2. Рабовладельческая. Классы: рабовладельцы и рабы.
  3. Феодальная. Осознание нерентабельности рабского труда стало причиной появления новых классов: феодалов и крестьян.
  4. Капиталистическая. Классы: предприниматели, владельцы собственности, и рабочие.
  5. Коммунизм. Бесклассовое общество, порожденное уничтожением частной собственности как причины антагонизма эксплуататоров и эксплуатируемых.

Как показала история, практическое воплощение идеи Маркса о бесклассовом обществе оказалось недостижимым.

Теория трехкомпонентной стратификации М. Вебера

Вебер определял положение человека в обществе исходя из трех критериев: принадлежности к классу, социального статуса и связи с партией.

Класс по Веберу – понятие исключительно экономическое, зависящее от имущественных отношений индивида; классы: имущие (владельцы недвижимости, живущие преимущественно на доход с ее аренды) и неимущие (деклассированные, должники).

Социальный статус находится в сфере культуры и является для людей объединяющим фактором – схожий образ жизни, мировоззрение, род занятий. Таким образом, в рамках или вне классов формируются статусные группы – сообщества людей, объединенных социальным статусом.

Партии (группы власти) находятся вне классов или статусных групп, их борьба не связана с деятельностью деловых и финансовых организаций ввиду наличия особых интересов, происходящих из желания решения вопросов определенного круга лиц. При этом партия может не иметь отношения к политике вовсе.

Теория социальной стратификации П. Сорокина

По мнению Сорокина, на расслоение общества, в первую очередь, влияют экономика (доход и богатство), политика (влияние и власть) и профессиональная деятельность индивида (мастерство и навыки). Комплиментарными характеристиками, влияющими на степень расслоения, но не создающими его, являются возраст, культура, речь и другие. Сама же стратификация заключается в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

В соответствии с теорией, индивиды, занимающие высокое положение в обществе по одному из критериев, обычно занимают равновысокое положение по другим критериям, однако этот принцип работает не всегда. Это явление называется статусным несовпадением и приводит к тому, что человек предпринимает усилия, направленные на повышение своего статуса в обществе.

Сорокин также классифицировал профессиональную стратификацию на:

  • межпрофессиональную:
    • важность профессии для функционирования группы в целом;
    • уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
    • предприниматели;
    • служащие высшей категории (директора, топ-менеджеры);
    • наемные рабочие.

    Основная идея Сорокина – общество тяготеет к сохранению социальной пирамиды в ее текущем состоянии. Если же наиболее привилегированный слой получает еще больше прав и возможностей, это ведет к социальной революции, результатом которой является разрушение элиты общества. При этом развитие общества, по мнению Сорокина, циклично, поэтому впоследствии привилегированный слой общества снова начнет расти.

    Критерии социальной стратификации

    Современная социология выделяет пять основных критериев социальной стратификации:

    Для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно неравенство. Структурированные неравенства между различными группами людей социологи называют стратификацией.

    Изучение социальной стратификации имеет долгую историю, начинающуюся с середины XIX в. (работы Карла Маркса и Джона Стюарта Милля), включающую серьезный вклад исследователей начала ХХ в. – от Вильфредо Парето (который предложил теорию “циркуляции элит”) до Питирима Сорокина. Сейчас обширная литература по этой теме неразрывно переплетается с работами, посвященными образованию, социальному полу (gender), культуре, власти, статистической технике и роли теории в социальных исследованиях. Конечно, охватить всё многообразие литературы по данной теме в одной работе не представляется возможным. Моей целью является лишь обзор основных типов стратификации общества в прошлом и настоящем.

    ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАТИФИКАЦИИ

    Согласно Энтони Гидденсу, «различимы четыре основные системы стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

    Рабство

    Рабство – это наиболее выраженная форма неравенства, при которой часть индивидов буквально принадлежит другим как их собственность. Правовые условия рабства значительно варьируются в разных обществах. Системы рабского труда развалились отчасти из-за борьбы против них, отчасти потому, что экономические или другие стимулы побуждали людей работать более эффективно, чем прямое принуждение. С того времени, как более века назад свобода была гарантирована рабам Северной и Южной Америки, рабство как формальный институт постепенно уничтожилось и сегодня почти полностью исчезло в мире.

    Каста

    Концепция каст иногда применялась вне индийского контекста, когда две или более этнических групп подвергались сегрегации, и доминировало понятие расовой чистоты (южная часть США, Южная Африка).

    Сословия

    Сословия имели тенденцию развиваться, когда существовала традиционная аристократия, базировавшаяся на знатности происхождения. В феодальных системах, подобных существовавшим в средневековой Европе, сословия были замкнуты на поместья и локализованы, образуя скорее локальную, чем национальную систему стратификации. В более централизованных и традиционных империях, таких как Китай или Япония, они были организованы на более выраженной национальной основе.

    Класс

    Классовые системы отличаются во многих отношениях от рабства, каст и сословий. В особенности нужно было бы отметить четыре момента:

    1. Классы не создаются на основе правовых и религиозных норм; членство в них не основывается на наследственном положении и обычаях. Классовые системы более подвижны, нежели другие системы стратификации, и границы между классами никогда не бывают ясно очерченными.

    Социальная мобильность – движение вверх и вниз в классовой структуре – значительно проще, чем в других типах (в кастовой системе индивидуальная мобильность, переход из одной касты в другую невозможен).

    3. Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами.

    ТРАДИЦИОННЫЕ СТРАТИФИКАЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА

    Одна из разновидностей кастового деления общества основана на этнических различиях. Именно этот вариант возникает в случае интеграции цивилизации копья с цивилизацией зернохранилищ. История Африки дает несколько примеров подобной интеграции. К началу второго тысячелетия нашей эры племена скотоводов, относящиеся к нилотской группе народов, стали расселяться из долины Нила к югу, в саванны, где жили негроиды-банту. Пришельцы-скотоводы использовали в качестве основы новой политической системы предгосударственные структуры местных земледельцев. При этом на имущественное и сословное неравенство наложилось еще и кастовое. Например, в царстве Анколе, которое сформировалось в XV—XVI веках на территории современной Уганды, скотоводы хима отвели себе роль господствующей касты, держащей в подчинении касту исконных местных жителей — земледельцев иру.

    Одним из важнейших инструментов сохранения такого господства стал распространявшийся на всех иру запрет разводить скот. Крестьянин мог получить в пользование либо яловую корову, либо бычков, которых закалывали на мясо. В обмен на этих животных иру должны были отдавать скотоводам часть своего урожая. Возможности крестьян восстать против установленного порядка сведены до минимума, поскольку им запрещалось иметь оружие и входить в состав военных отрядов. Браки между ира и хима категорически запрещались. И хотя существовавшее в Анколе кастовое неравенство служило источником постоянного социального напряжения, с экономической точки зрения система оказалась прогрессивной, поскольку сложившееся в обществе разделение труда приносило обоюдную выгоду и скотоводам, и земледельцам.

    Этот пример разграничения каст по этническому признаку — далеко не единственный. По свидетельству Леви-Стросса, нечто подобное существовало еще сравнительно недавно у индейцев мбайа-гуайкуру в Бразилии и Парагвае. В структуре их монархических обществ и в материальной культуре чувствуются веяния древних цивилизаций Америки — таких, например, как культура Чавин в Перу, существовавшая на рубеже первого и второго тысячелетий до новой эры. В обществе кадиавеу представители этого этноса составляли привилегированную касту, своего рода аристократию. К ней, помимо самих монархов, принадлежали родовая знать, подразделявшаяся на два соподчиненных сословия, и подкаста воинов. Все они обслуживались кастой крепостных индейцев гуана, которые, в подражание высшим слоям общества, также подразделялись на три подкасты. Кстати сказать, историками подмечена закономерность, суть которой в том, что процессы формирования государства зачастую ускоряются в обществах, состоящих более чем из одного этноса.

    Возникновение индуистской системы каст обосновано в санскритских трактатах, созданных еще в первом тысячелетии до новой эры. В них было установлено деление общества на четыре сословия, именуемых варнами, за пределами которых (а следовательно, и общества как такового) были оставлены так называемые вневарновые, включающие в себя самые обездоленные слои париев и неприкасаемых. На вершине созданной заветами индуизма иерархической пирамиды находится варна жрецов-брахманов. Несколько ниже стоит варна кшатриев, куда относится высшая светская аристократия, призванная осуществлять земную власть, а также люди военных профессий. За ними по нисходящей следует варна вайшьев, объединяющая земледельцев, скотоводов и торговцев. Члены всех этих трех варн в возрасте 8—12 лет, после обучения священным текстам, проходят инициацию, которая рассматривается как второе, духовное рождение. Поэтому брахманы, кшатрии и вайшьи именуются дважды рожденными — в отличие от представителей четвертой, самой низкой касты шудр, объединяющей ремесленников и слуг.

    Чистота — состояние неустойчивое, а нечистота вездесуща и заразительна. Чтобы сохранить уровень присущей данной касте чистоты, человек должен постоянно, под страхом исключения из касты, совершать омовения и всевозможные ритуальные очищения — особенно после опасного контакта с членом нижестоящей касты. Стоит ли говорить, что нечистота передается мощным потоком при половых контактах. Отсюда строжайший запрет не только на браки, но даже на мимолетные половые связи между представителями разных каст.

    Разные этносы, придерживающиеся индуизма, могут подразделяться на неодинаковое количество каст — в соответствии с национальными традициями либо локальными обычаями данной местности. Например, у жителей плоскогорий (тераев) Непала варна брахманов делится на три касты, варна кшатриев также на три, варна вайшьев представлена единственной кастой, а шудры распадаются на 13 чистых каст, четыре — нечистых и семь неприкасаемых. Интересно, что к последним относится каста кожевников-сапожников, поскольку они постоянно имеют дело со шкурами павших и убитых животных. Некоторые ученые насчитывают в этом регионе до 59 каст, хотя в пределах одной большой деревни их бывает обычно не более 20. У сингалов, представляющих собой древних первопоселенцев острова Шри-Ланка, известно 25 каст, а у живущих бок о бок с ними более поздних завоевателей тамилов — 48.

    Возможно, меньшее число каст у сингалов по сравнению с тамилами отчасти объясняется тем, что первые на протяжении своей истории испытали значительное влияние буддизма, который, в отличие от индуизма, формально не поощряет социальное неравенство. Однако авторитет индуизма в странах Южной Азии настолько силен, что зачаточная система каст возникла местами даже среди правоверных буддистов. Например, у монголоидов-неваров, населяющих высокогорную долину Катманду в Непале, индуизм и буддизм сосуществуют в качестве равноправных религий. Индуисты делятся на 29 каст, а буддисты всего на три: на две высшие монашеские касты и низшую касту мирян-удай. Две высокие касты буддистов претендуют на тот же статус, что и дважды рожденные индуисты, однако представителям тех и других не только запрещено вступать в смешанные браки, но даже принимать участие в совместных трапезах. Ко всему сказанному следует добавить, что система каст проникла в индуистских странах не только в среду буддистов, но была принята также последователями ислама этой первоначально эгалитарной религии, отрицающей жесткую социальную стратификацию общества. Так, хотя индуистами Непала все мусульмане рассматриваются как одна очень низкая нечистая каста, сами они подразделяют себя ни много ни мало на 26 каст.

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ В НАШИ ДНИ

    Рассмотрим теперь главные особенности тех обществ, в которых живет человек нового времени и которые в своем развитии устремлены в будущее. Общества этого типа называют либо индустриальными, либо массовыми.

    «Необходимость постоянно менять свою социальную роль и контактировать с огромным количеством социально анонимных партнеров создает обстановку непредсказуемости для индивида. А коль скоро каждый в большей или меньшей степени зависит от каждого, непредсказуемость становится фоном жизни целых корпоративных групп общества как такового. Все это заставляет признать, что общественный порядок, который представляется нам изначально данным и более чем естественным — вещь чрезвычайно хрупкая. И если взглянуть глубже, кажущаяся гармония общества — это по существу игрушка в руках слепых стихийных сил, рождаемых столкновением множества разнонаправленных личных и групповых интересов.

    Помимо политической стратификации в каждом современном обществе резко выражены экономическая стратификация (деление на бедных и богатых) и профессиональная, связанная с существованием более и менее престижных профессий. При этом именно политическая стратификация определяет лицо общества, и она же подвержена наиболее кардинальным изменениям в периоды социальной нестабильности.

    Помимо политической, экономической и профессиональной в современном обществе имеет место полоролевая стратификация. «Пол сам по себе является одним из наиболее глубоких примеров стратификации. Нет таких обществ, в которых в ряде аспектов социальной жизни мужчины бы не имели больше богатства, статуса и влияния, чем женщины.

    Таковы различные формы стратификации в архаичных и современных обществах. Спектр этих форм, несомненно, намного шире. Мы рассмотрели лишь самые основные. Нестратифицированных обществ в действительности вообще не существует.

    Именно поэтому изучение стратификации является одной из наиболее важных областей социальной антропологии. Согласно Оксфордскому словарю социологии, можно выделить три основные задачи таких исследований: «Первая цель состоит в том, чтобы установить, в какой мере классовые или статусные системы доминируют на уровне общества, утверждая способы социального действия.

    Вторая задача состоит в анализе классовых и статусных структур и факторов, определяющих процесс формирования классов и статусов.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Oxford Concise Dictionary of Sociology / Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press: 1996.

    2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

    3. Габорио М. Непал и его жители. М., 1985.

    4. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // СоцИС. 1992. № 9, 11.

    5. Иконникова Н. Современные концепции социальной структуры и социальной стратификации // Личность. Культура. Общество. Избранные статьи: 2000 г. Т. 2 вып. 3 (4).

    7. Сорокин П. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество / Под ред. А.Ю.Согомонова. М.: Политиздат, 1992.

    8. Sorokin P. Sociology of Revolution. Ch. 12; Leopold L. Prestige. L., 1913.

    [1] Сорокин П. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество / Под ред. А.Ю.Согомонова. М.: Политиздат, 1992. С.297-307

    [2] Oxford Concise Dictionary of Sociology / Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press: 1996. P. 246-247

    [3] Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // СоцИС. 1992. № 9, с. 114-115

    [4] Габорио М. Непал и его жители. М., 1985. С. 169.

    [6] Габорио М. Цит. соч. С. 174

    [7] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 277.

    [8] Панов Е. Цит. соч.

    [9] Сорокин П. Цит. соч. С.297-307

    [10] Цит. по Oxford Concise Dictionary of Sociology / Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press: 1996. P. 246-247

    [11] Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // СоцИС. 1992. № 11, с. 112-114

    [12] Сорокин П. Цит. соч. С. 352.

    [13] Сорокин П. Цит. соч. С. 346.

    [14] Сорокин П. Цит. соч. С. 297-307.

    [15] Панов Е. Цит. соч.

    [16] Сорокин П. Цит. соч. С. 351

    [17] Иконникова Н. Современные концепции социальной структуры и социальной стратификации // Личность. Культура. Общество. Избранные статьи: 2000 г. Т. 2 вып. 3 (4)

    [18] Гидденс Э. Цит. соч. С. 109

    [19] Иконникова Н. Цит. соч.

    [20] Sorokin P. Sociology of Revolution. Ch. 12; Leopold L. Prestige. L., 1913. P. 13 ff.

    Читайте также: