Сообщение критики о романе а с пушкина капитанская дочка

Обновлено: 08.07.2024

Вяземский П. А. Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина. 1847. – Полн. собр. соч. Спб., 1879, т. 2, с. 377.

Письмо В. Ф. Одоевского к Пушкину. Около 26 октября 1836 г. – 16, 195–196.

Письмо А. И. Тургенева к К. Я. Булгакову. 9 января 1837 г. – В кн.: Письма Александра Тургенева Булгаковым. М., 1939, с. 204.

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина, статья одиннадцатая и последняя. – Отеч. зап., 1846, № 10, отд. 5, с. 66; Полн. собр. соч. М., 1955, т. 7, с. 577.

Есть произведение Пушкина, мало оцененное, мало замеченное, а в котором, однако, он выразил все свое знание, все свои художественные убеждения. Это история Пугачевского бунта. В руках Пушкина, с одной стороны, были сухие документы, тема готовая. С другой стороны, его воображению не могли не улыбаться картины удалой разбойничьей жизни, русского прежнего быта, волжского раздолья, степной природы. Тут поэту дидактическому и лирическому был неисчерпаемый источник для описаний, для порывов. Но Пушкин превозмог самого себя. Он не дозволил себе отступить от связи исторических событий, не проронил лишнего слова, — спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории, и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод. В этом произведении нельзя не видеть, как художник мог управлять своим талантом, но нельзя же было и поэту удержать избыток своих личных ощущений и они вылились в Капитанской дочке, они придали ей цвет, верность, прелесть, законченность до которой Пушкин никогда еще не возвышался в цельности своих произведений. Капитанская дочка была, так сказать, наградой за Пугачевский бунт. Она служит доказательством, что в делах искусства всякое усилие таланта, всякое критическое самообуздывание приносит свое плодотворное последствие и дает дальнейшим попыткам новые силы, новую твердость.

Соллогуб В. А. Опыты критических оценок: Пушкин в его сочинениях. 15 апреля 1865 г. — В кн.: Беседы в Обществе любителей российской словесности при имп. Московском университете, М., 1867, вып. 1., отд. 2, с. 4.

В этой статье представлена критика о романе "Капитанская дочка" Пушкина, отзывы современников (В. Ф. Одоевского, П. А. Катенина, В. А. Соллогуба, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и др.), а также деятелей культуры второй половины XIX - начала XX века.

Критика о романе "Капитанская дочка" Пушкина, отзывы современников

В. Ф. Одоевский:

"Вы знаете все, что я об Вас думаю и к Вам чувствую, но вот критика не в художественном, но в читательском отношении: Пугачев слишком скоро после того, как о нем в первый раз говорится, нападает на крепость; увеличение слухов не довольно растянуто — читатель не имеет времени побояться за жителей Белогорской крепости, когда она уже и взята.

Семейство Гринева хотелось бы видеть еще раз после всей передряги [не верится], хочется знать, что скажет Гринев, увидя Машу с Савельичем. Савельич чудо! это лицо самое трагическое, т. е. которого больше всех жаль в Повести.

Пугачев чудесен, он нарисован мастерски. Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов Читателя трудно пережевать его переход из Гвардии Офицера в сообщники Пугачева: [неужели] по выражению Иосифа прекрасного, Швабрин слишком умен и тонок, чтобы поверить возможности успеха Пугачева, и недовольно страстей, чтобы из любви к Маше решиться на такое дело. Маша так долго в его власти, а он не пользуется этими минутами. Покаместь Швабрин для меня имеет много нравственно‑чудесного; может быть, как прочту в 3‑й раз, лучше пойму.

О подробностях не говорю, об интересе тоже — я не мог ни на минуту оставить книги, читая ее даже не как Художник, но стараясь быть просто Читателем, добравшимся до Повести."

(В. Ф. Одоевский - А. С. Пушкину, конец декабря 1836 г.)

(П. А. Катенин "Воспоминания о Пушкине")


В. А. Соллогуб:

"Есть произведение Пушкина, мало оцененное, мало замеченное, а в котором, однако, он выразил все свое знание, все свои художественные убеждения. Это история Пугачевского бунта. В руках Пушкина, с одной стороны, были сухие документы, тема готовая. С другой стороны, его воображению не могли не улыбаться картины удалой разбойничьей жизни, русского прежнего быта, волжского раздолья, степной природы. Тут поэту дидактическому и лирическому был неисчерпаемый источник для описаний, для порывов.

Но Пушкин превозмог самого себя. Он не дозволил себе отступить от связи исторических событий, не проронил лишнего слова, — спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод.

В этом произведении нельзя не видеть, как художник мог управлять своим талантом, но нельзя же было и поэту удержать избыток своих личных ощущений, и они вылились в "Капитанской дочке", они придали ей цвет, верность, прелесть, законченность, до которой Пушкин никогда еще не возвышался в цельности своих произведений.

"Капитанская дочка" была, так сказать, наградой за Пугачевский бунт. Она служит доказательством, что в делах искусства всякое усилие таланта, всякое критическое самообуздывание приносит свое плодотворное последствие и дает дальнейшим попыткам новые силы, новую твердость."

(В. А. Соллогуб "Опыты критических оценок. Пушкин в его сочинениях. 15 апреля 1865 года.")

(Н. В. Гоголь - Н. Я. Прокоповичу, 25 января 1837 года)

Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую степень, что сама действительность кажется перед нею искусственною и карикатурною. В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей — все не только самая правда, но еще как бы лучше ее. Так оно и быть должно: на то и призвание поэта, чтобы из нас же взять нас и нас же возвратить нам в очищенном и лучшем виде."

(Н. В. Гоголь, статья "В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность")

Ничтожный, бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны и мелодраматический характер Швабрина хотя принадлежат к резким недостаткам повести, однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русской литературы.

(В. Г. Белинский "Сочинения Александра Пушкина")

(Н. Н. Страхов "Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом", статья о романе "Война и мир", март 1869 г.)


В. О. Ключевский:

(В. О. Ключевский "Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г., в день открытия памятника Пушкину")

При распределении сюжета на действия и картины оказалось, что таковых потребуется ужасно много, как бы ни заботиться о краткости. Но самое важное препятствие. это Пугачев, пугачевщина, Берда и все эти Хлопуши, Чики и т. п. Чувствую себя бессильным их художественно воспроизвести музыкальными красками. Быть может, задача и выполнима, но она не по мне.

Наконец, несмотря на самые благоприятные условия, я не думаю, чтобы оказалось возможным появление на сцене Пугачева. Ведь без него обойтись нельзя, а изображать его приходится таким, каким он у Пушкина, т. е. в сущности удивительно симпатичным злодеем. Думаю, что как бы цензура ни оказалась благосклонной, она затруднится пропустить такое сценическое представление, из коего зритель уходит совершенно очарованный Пугачевым. В повести это возможно — в драме и опере вряд ли, по крайней мере у нас."

(П. И. Чайковский - великому князу Константину Константиновичу, 30 мая 1888 г.)


А. М. Скабичевский:

Детство его описано не без юмора, именно того добродушного, тонкого и чисто народного пушкинского юмора, который, к сожалению, до сих пор еще не оценен в должной мере, хотя, по моему мнению, он нисколько не уступает гоголевскому юмору.

Перенесясь за сто лет назад к его "Капитанской дочке", вы отнюдь не попадаете в какой-то сказочный мир, а видите все ту же самую жизнь, которая, катясб года за год, докатилась и до сего дня.

Но верх художественного совершенства по строгой, трезвой реальности, историческиому беспристрастию и глубине понимания бесспорно представляет собою образ самого Пугачева. Можно смело сказать, что во всей нашей литературе другого такого Пугачева вы не найдете.

. Пугачев. Это вовсе не злодей и не герой, вовсе не человек, устрашающий и увлекающий толпу обаянием какой-нибудь грозной и бездонной мрачности своей титанической натуры, и тем более отнюдь не фанатик, сознательно стремившийся к раз намеченной цели. До самого конца романа он остается все тем же случайным степным бродягою и добродушным плутом. Натура его, с сущности, вовсе не хищная и не кровожадная. . он поневоле должен напускать на себя грозное величие и беспощадность. До какой степени он весь отдален влекущему его течению, не преследуя никакой сознательной личной цели, и был вполне в руках толпы. "

(А. М. Скабичевский "Сочинения А. Скабичевского. Критические этюды, публицистические очерки, литературные характеристики", 1890 г.)

История Пугачевского бунта. дала фон для семейной хроники Гриневых. "Капитанская Дочка". немыслима вне занятий Пушкиным Пугачевщиной; также немыслим и весь второй, зрелый период творчества Пушкина вне его занятий историей.

. Пушкин своей гармонией, своим мягким человечным всеоправдывающим объективизмом сильно обязан занятиям историей, которая научила его беспристрастно и справедливо смотреть на вещи. Зрелый Пушкин, по его собственному свидетельству, на все взирает очами истории. Пушкина влекла к истории его природа, и интерес к ней начинает в нем пробуждаться очень рано.

. необходимо отметить два существенных недостатка: образ Пугачева. созданный Пушкиным, не соответствует историческому Пугачеву и социальный элемент движения Пугачевщины совершенно оставлен без внимания Пушкиным.

(Модест Гофман, статья в книге "Пушкин. Библиотека великих писателей" под ред. С. А. Венгерова, издание "Брокгауз-Ефрон", 1910 г.)

Это была критика о романе "Капитанская дочка" Пушкина, отзывы современников (В. Ф. Одоевского, П. А. Катенина, В. А. Соллогуба, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и др.).

Современники Пушкина о книге

Оценки нового сочинения Пушкина не заставили себя долго ждать, и многие из современников написали ему лично. Одоевский, отправивший свое послание в декабре 1836 года, подробно изложил свое мнение о романе.

Советское литературоведение о романе

  • Пугачев благодарен за отзывчивое отношение к нему как изгою общества;
  • автор во многих эпизодах подчеркивает этот отклик бунтовщика на поступок Гринева.

Юрий Лотман, отзываясь о романе, останавливается на изображении Пушкиным двух миров, находящихся в противодействии — дворянского и крестьянского. У каждого из них свой быт, свои идеалы и обязательства перед законом. С точки зрения каждого, противостоящий ему — это враг. Пушкин пытается понять и того, и другого.

Государство, охраняющее дворянский строй и преследующее восставших казаков, устроено несправедливо. Но и в морали крестьянских бунтов автору многое не по душе. Поэтому он прибегает к структуре, действуя в которой, его герои из разных общественных слоев пытаются понять друг друга.

Что касается авторской позиции в этом вопросе, то он является сторонником политики, которая возводится в принцип государственного управления — справедливости и человечности.

Отзывы читателей

Мы в свое время росли и воспитывались на классике. Жаль, что сейчас внуки мало обращаются к книгам. А роман Пушкина всегда будет актуальным. И хотя события, описанные автором, происходят в далеком от нас XIX веке, проблемы у русских людей остались те же: взаимоотношения отцов и детей, долг перед Родиной, любовь и предательство.

Чтобы сегодняшние ученики не остались равнодушными к произведению, учителю следует обратить внимание именно на это. Очень важно нынешней молодежи понять, что очень трудно остаться честным и верным своим принципам, когда вам грозят казнью. Для Гринева дать присягу Пугачеву было равносильно самой лютой смерти. Честь дворянина и русского офицера, о которой ему с детства твердил отец, он сберег.

Первая реакция на роман

О пушкинском сочинении говорили многие критики и любители русской литературы начала XIX века. Его никогда не пытались запретить или назвать неудачным. В соответствии со школьной программой это произведение проходят в 7 классе. По его сюжету ученики пишут сочинения и разбирают характеры героев. Лучше понять произведение им помогут оценки, которые ему дали современники Пушкина.

 Князь П. А. Вяземский

О первой реакции общества на роман можно судить по переписке. Князь П. А. Вяземский, который был не только поэтом, писателем мемуаров и историком, но и известнейшим литературным критиком, написал автору по поводу исторического несоответствия в произведении.

Высказывания критиков

Вяземский с особым чувством отзывался о героях, образы которых изобразил автор в произведении. Он оценил как вымышленных персонажей, так и реальных исторических лиц. Особенно ярко и правдоподобно, по мнению критика, передан Пушкиным образ Пугачева.

Но не только Вяземский обратил внимание на произведение Пушкина. Другие известные литературные деятели также дали ему свою оценку:

Высказывания Одоевского

  1. Одоевский говорил, что некоторые эпизоды можно было раскрыть полнее. Но ему нравилось описание героев.
  2. Публицист Чаадаев подчёркивал простоту изложения и изящество строк.
  3. Гоголь оценил прекрасные образы русских героев, описанные на страницах книги.
  4. Драматург Катенин назвал роман самым удачным произведением Пушкина, но порекомендовал писателю полнее раскрывать образы своих персонажей.

Критика Белинского

Литературный критик и публицист Черняев в своих статьях также высказал собственное мнение по поводу романа. Он отметил, что в нем нет лишней мишуры и вычурности, нет преувеличений, которые так старались использовать писатели того времени. Публицист выделил не только оригинальный стиль изложения, но и достоверность информации. Все герои романа настолько правдоподобны, что помогают читателю перенестись в эпоху пугачевского восстания и почувствовать себя его участником.

Отзывы экспертов

Произведение полностью соответствует времени, которое в нем описано. Все герои точно передают замысел автора.

Читайте также: