Сообщение на тему смысл финала поэмы мцыри

Обновлено: 05.07.2024

Значимость творчества поэта Михаила Лермонтова не только для русской, но и для мировой литературы трудно переоценить. Его самобытное и яркое творчество продолжило Золотой век русской литературы, не дав ему заглохнуть после смерти А. С. Пушкина.

История создания

  • В качестве основы сюжета поэмы Лермонтов взял случай из реальной жизни. Во время своей первой ссылки на Кавказ поэт встретил монаха из горцев, который рассказал ему, что ещё ребёнком был пленён генералом Ермоловым, но был оставлен в монастыре из-за болезни. Юноша долго не мог прижиться в непривычной для себя обстановке и неоднократно пытался сбежать. После очередной попытки он заболел и едва не умер, а в итоге смирился со своей судьбой и остался монахом.
  • Работу над поэмой писатель начал в 1839 году, взяв за основу, но изменив историю жизни монаха и разнообразив повествование элементами кавказского фольклора, вроде боя главного героя с тигром. Эту историю юный поэт узнал еще в детстве, путешествуя по Кавказу вместе с бабушкой.
  • Еще одной историей из жизни, вдохновившей поэта на славный труд, могла быть биография художника П.З. Захарова, которого в детстве тоже похитили из родного края и зачем-то привезли в Тифлис. Сделал это все тот же генерал Ермолов все с теми же непонятными целями.

Жанр, направление и размер

  • Конфликт. Сюжет романтической поэмы строится на конфликте между идеальным во всех отношениях героем и несовершенным миром.
  • Место действия. Порочной цивилизации противопоставляются экзотические южные края, в которых живут простые и искренние люди.
  • Сюжет. Герой вступает в безнадёжное противостояние с самой судьбой, но терпит полное поражение.
  • Роль природы. Мцыри обретает в естественном мире долгожданную свободу и реализует себя. Только в лесу за стенами монастыря он обретает радость жизни. Также природа Кавказа манит его сквозь детские воспоминания. Она воплощает идеал красоты и вольности.

Композиция и конфликт

  1. Первая часть включает в себя экспозицию, когда нам представляют место действия и рассказывают судьбу главного героя, а также завязку, в которой нам говорят о зарождении конфликта между ним и абсолютно чуждым ему окружением.
  2. Вторая часть содержит в себе кульминацию, когда побег героя приводит его к сражению с диким барсом, развязку, в которой Мцыри на пороге смерти продолжает отстаивать идею свободы, и, наконец, финал, в котором герой умирает, и его сюжетная линия приходит к его логичному завершению.

Конфликт, лежащий в основе сюжета поэмы, заключается в противостоянии героя и общества. О выборе, который он делает между жизнью невольным рабом и смертью свободным человеком.

Смысл названия

Суть: о чём поэма?

Поэма начинается с того, что недалеко от горного монастыря русский генерал вёз захваченного им мальчика-горца. Мальчик заболел, и генерал вынужден был оставить его на попечении монахов.

Монахи выходили героя и оставили его в обители. Сначала мальчик не мог ужиться в незнакомой ему обстановке, но со временем выучил русский язык и даже проникся православием. Ребенок превратился в прекрасного юношу и, казалось бы, был уже готов посвятить свою жизнь служению Богу, но однажды он бесследно исчез.

Героя находят через три дня в лесу, израненного и больного. Уже фактически на смертном одре юноша рассказывает о тех трёх днях, которые он провёл в горах, и в итоге приходит к выводу, что те три дня свободы были для него гораздо ценнее жизни в неволе. После этого главный герой умирает.

Подробнее о содержании поэмы Вы можете узнать в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника,

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев и система образом отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

Герой Характеристика
Мцыри Юный послушник– горец, пленённый в детстве русским генералом и воспитанный православными монахами. Прекрасен и душой, и телом. Горд, свободолюбив и принципиален. Готов умереть за свои идеалы, но никогда не примет чужие. Любит родину и тоскует по семье. Тяготится своим одиночеством. Жаждет упокоиться в родной земле. На протяжении всей жизни терзался сомнениями, где ему будет лучше — в монастыре или на родине. В итоге юноша решает для себя этот вопрос и умирает счастливым, хоть и жалеет о том, что не добрался до родных мест, чтобы найти покой среди своих гробниц.
Монах Перед смертью юношу исповедует спокойный, терпеливый и молчаливый старик. Он составляет контраст с пылким и страстным юношей. Характер монаха передает атмосферу монастыря — родную для старца, но чуждую для юного сердца. Там спокойно и мирно, но не того нужно юноше от жизни.
Генерал Мы не знакомы с генералом и не знаем, зачем ему понадобился мальчик. Однако очевидно, что герой довольно легкомысленно и эгоистично вырвал птенца из его гнезда и отправился в рискованный путь, в ходе которого ребенок еще и заболел. Словом, дальновидным и отзывчивым генерала точно не назвать.
Грузинка Прекрасная, тонкая и веселая девушка в бедном наряде, которую повстречал Мцыри в своем странствии.

Проблемы

  1. Одиночество – основная проблема в поэме. Герой Лермонтова зажат между двумя мирами: мрачным, но безопасным монастырём и прекрасным, но смертельно опасным Кавказом. В итоге для него не находится места ни в одном из этих миров. Больше всего в своей исповеди Мцыри сетует на то, что лишен семьи и родины, братьев и единомышленников. Если монахи сделали свой выбор отречения сознательно, то за героя все решили обстоятельства.
  2. Побег Мцыри и бунт против тюрьмы – борьба главного героя против системы и своей собственной судьбы заранее обречена на поражение, однако Лермонтов показывает, что только этот путь правилен, и человек, если он действительно человек, а не животное, выберет его.
  3. Отчаяние – всю свою жизнь юный горец был на грани отчаяния, так как не мог найти своего места в монастыре и боялся покинуть место своего заточения. Однако в итоге его сила воли побеждает, герой обретает свободу и счастье. Даже смерть оказывается не способной поколебать его.
  4. Война – на примере своего героя, поэт показывает, как война на Кавказе ломает судьбы людей, не несёт ничего, кроме несчастий — не только для отдельных людей, но целых народов. Судьба Мцыри — наглядный пример того, как боевые действия отражаются на жизни мирного населения. В плен попадают даже дети, которые и не воевали вовсе.
  5. Смысл жизни – герой Лермонтова искал смысл своего существования. В итоге он понял, что именно к свободе и родному краю он стремился всю свою жизнь и перед смертью обрёл покой.

Основная идея

Чему учит?

Критика

Виссарион Белинский, отмечая субъективность и идеализм, присущие Лермонтову, всё равно восхищался его энергичным языком, яркостью созданных им образов, величественными пейзажами Кавказа и его несколько оторванными от действительности, но столь прекрасными идеалами.

Многие рецензенты критиковали искусственность образа главного героя, который повествовал языком самого Лермонтова и слишком уж изящно выражался:

И пой сей день это творение великого русского писателя не перестаёт пленять читателя, оно прочно вошло в золотой фонд русской литературы и уже никогда не покинет его. Поэтому публикации, посвященные книге, выходят до сих пор:

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 18.09.2019 · Last modified 12.11.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 25.01.2022

Автор: Самый Зелёный · Published 05.06.2020

комментария 4

когда он начал работу над поэмой? в 1873?

в 1837 он встретил прототипа Мцыри и задумался над созданием поэмы. Но первые серьезные наработки были сделаны в 1839 году.

Думаю, Лермонтов никак не мог начать работу над поэмой в 1873 году (это я, как можно понять, о пункте истории создания).
Выражаю огромную благодарность за проделанную работу! Крайне люблю анализы произведений Многомудрого Литрекона)

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Таким образом, хотя бунт Мцыри и оказывается напрасным и герой гибнет не столько от полученных ран, столько от разочарования в мечте, Лермонтов разделяет желание героя обрести свободу и сохранить ее. Лучше три дня яркой жизни на свободе, чем многолетнее заточение в неволе – вот в чем основная идея произведения и смысл финала.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Смысл поэмы Мцыри - Лермонтова

Смысл книги

Смысл названия произведения Михаила Лермонтова прост и лаконичен, он говорит о том, что перед нами рассказ о человеке, не имеющем даже своего имени. Мцыри называли послушников при монастыре, пока ещё не принявших монашеский обет.

О чём поэма Мцыри

Мальчик в возрасте 6 лет попал в плен и был привезён русским генералом в мужской монастырь. Монахи вылечили ребёнка и воспитали его в духе христианства. Он вырос и уже готов был принять монашеский обет, но неожиданно исчез накануне. Три дня искали его монахи, и нашли в степи, больным и израненным. Мцыри лежал без сознания и его принесли обратно в обитель. Молодой послушник не отвечал на вопросы, он медленно и гордо умирал. Видно было, что он желал смерти.

Тот самый монах, что вылечил Мцыри, когда тот был ребёнком, выхаживал его. Старый монах умолял воспитанника рассказать, что с ним произошло. И молодой человек рассказал ему всё. Мцыри признался, что хотел свободы, хотел узнать, где его семья, родители, сёстры. Юноша поведал старому человеку, что он жил, а он, Мцыри не видел жизни, не знал воли. На свободе он увидел просторы, поля, горы, реки. Всего этого Мцыри был лишён всю свою жизнь.

Любуясь красотами Кавказа, Мцыри вспомнил родной дом, отца и сестёр. В его памяти ожили знакомые места, где он играл в детстве.

Три дня молодой человек был счастлив. Он наслаждался природой родного края, собственной свободой. Природа, пышная растительность, неведомые волшебные звуки подарили ему немало счастливых мгновений.

В своём путешествии на свободе юноша встретил грузинскую девушку, увидел сакли, где жили люди, и его сердцем овладела тоска. Увлечённый прекрасными местами, Мцыри не заметил, как заблудился. На него напал барс, которого юноша убил, но и сам был сильно изранен когтями дикого зверя.

После этого происшествия Мцыри понял, что не сможет вернуться к родным, что он стал для них чужим. Но и в монастырь ему возвращаться не хотелось. Мцыри не желал снова вернуться в свою тюрьму.

Мцыри понял, что умирает, ему мерещились странные вещи, говорящая золотая рыбка убеждала его остаться в воде. Юноша закончил свой рассказ и на прощанье попросил своего воспитателя, чтобы его похоронили в саду. С этого места виден Кавказ, и несчастный послушник надеялся, что родные места пришлют ему последний привет.

Смысл произведения Мцыри

Главный герой, с детства видевший только стены монастыря, отвыкший от людей, не утратил любви к свободе, не потерял свою натуру борца. Ему нужен простор, он скучает по своей утерянной родине. В душе молодого послушника по-прежнему горит огонь страсти, его не смогли погасить труды и молитвы. Внутри он остаётся воином, таким же, как и его предки.

Но в истерзанной душе юноши есть место и нежным чувствам. Главная его цель, его мечта — увидеть свою родину. Ему не удалось достигнуть предела своих мечтаний, но он боролся за неё как настоящий воин, боролся до конца, до самой своей смерти.

Смысл конца поэмы Мцыри

После того, как Мцыри ощутил вкус свободы, он не смог снова жить в монастыре, он предпочёл смерть неволе. Для него не было другого выхода, он умер как настоящий горец.

Какой смысл имеет в финале смерть Мцыри

Смысл смерти мцыри

Смерть для персонажа — это получение долгожданной свободы, о которой в обычной жизни он только мечтал. Да, во время побега он смог частично прочувствовать ее, но этого, конечно же, было недостаточно для достижения счастья. Тогда у молодого человека встал выбор — вернуться или вступить в схватку за свою свободу. И он ее получил, правда ценой своей жизни.

Умирая молодой человек понимал, что дальше не будет зловещих стен монастыря. В новой жизни или в раю — везде ему будет лучше, чем в этом ужасном для вольнолюбивого мужчины месте. Вспомнить даже сцену, где он наблюдал за купающейся девушкой. Молодая душа требует любви и воли, но никак не нахождения взаперти в стенах монастыря. К тому же, кровь у юноши восточная, горячая. Поэтому требование свободы, которую он получит после смерти, вполне объяснимо. В поисках этой свободы и заключается смысл его смерти.

Главы 23 - 26- это развязка и финал произведения. Развязка заключается в том, что герой невольно возвращается к монастырю и умирает. Он умирает не столько от жестоких ран барса, сколько от потери смысла жизни, от боли разочарования в своей мечте.

Глава 23

Это последняя глава, в которой герой хоть и болен и несчастен, но еще на свободе, на лоне природы. Описывается болезнь, охватившая Мцыри от горя и отчаяния – он не может стоять, ходить, говорить.

Здесь возникает заключительный природный образ в поэме. Как и многие предыдущие, он дружествен к герою.

Именно среди царства животных, не среди людей, видится ему утешение, даже в бреду:

Далее следует развернутое олицетворение - образ необыкновенной рыбки с золотой чешуей.

Это образ истинной возлюбленной героя. Его любовь к земной грузинке была невозможна, но жительница фантастического мира, таинственная рыбка олицетворяет для него взаимное чувство женщины. Но рыбка – не только символ необычной, неземной женщины из другого мира, это еще символ природы и свободы.

Ведь чем рыбка так манит героя? Она может дать тот покой и ту волю, которых так не хватало ему при жизни.

Здесь сама природа признается в ответной любви к герою. Их страсть взаимна. Герой отдал всю свою жизнь ради своей безумной тяги на волю. Природа сама поощряет здесь его порывы и стремления к свободе и подтверждает их духовное родство, единство душ:

Это сладкое видение, в котором река сливает свой говор с шепотом рыбки – последнее воспоминание Мцыри, после которого он проваливается в беспамятство.

Его волшебный сон не закончен - многоточия внезапно прерывают речь рыбки, забытье незаметно приходит на смену шепоту водного царства:

Так заканчивается его побег. Итак, герой принес из него не только разочарование, но и свое главное завоевание - опыт единства с вольным миром и словно чувство обручения с самой природой.

24 глава

По своей краткости эта глава равна 19-ой главе, которая завершала странствие героя в лесу. Так и 24 глава завершает его рассказ о своем пребывании на природе. Герой сообщает, как он был найден и принесен обратно в монастырь. Так совершается кольцевая композиция произведения: как в начале (во 2 главе), так и в конце поэмы его приносят в монастырь полуживого, умирающего. Но в этот раз он точно знает, что не хочет и не может больше жить. Но больше всего его удручает не сама смерть. Тяготит его лишь невозможность вызвать сочувствие родных даже о его смерти. Герой заканчивает этим свою речь в данной главе.

25 глава

Мцыри прощается с монахом, что говорит о предсмертном пробуждении в нем чувств прощения монахов за тяжкий плен:

Он сообщает здесь также о том, что не желает после смерти рая. Единственно возможным раем для него была бы вольная жизнь на родине:

26 глава

Здесь Мцыри говорит о том, где совершить его погребение.

Поэма заканчивается этими строками, то есть именно речью героя, не автора. Так Лермонтов подчеркивает свое трепетное отношение к чувствам героя: он не желает их комментировать.

Читайте также: